ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2020 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 11 по 17 июля 2020 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 11 по 17 июля 2020 г.)


Как кредитные организации обеспечат безопасность сведений

       

С 1 ноября частично отменяются льготы по двум налогам

        

На развитие бизнеса - дополнительно $150 млн

         

Энергоэффективность и энергосбережение:

что меняется в этом направлении

       

Создано ГУП "Арал артемия пром"

        

Объекты водоснабжения - в частные руки

        

Каким будет корпоративное управление в коммерческих банках

       

Экспортерам компенсируют транспортные расходы

      

Какие лекарства разрешены для лечения редких заболеваний

       

Определен порядок проведения налогового аудита

        

Утвержден Национальный стандарт бухгалтерского учета

"Товарно-материальные запасы"



Принято Постановление Правления Центрального банка "О минимальных требованиях к информационной безопасности в информационных системах микрокредитных организаций, ломбардов и организаций по рефинансированию ипотеки" (рег. МЮ N 3260 от 30.06.2020 г.).


Небанковские кредитные организации для обеспечения устойчивости своей деятельности должны обеспечить безопасность информации в своих информационных системах (ИС) и ресурсах. В их задачи также входит определять возможные случаи возникновения неблагоприятных происшествий, предотвращать их и принимать меры по устранению вероятности их появления.

Указанные организации должны:

q обеспечивать защиту информации антивирусными программами;

q сохранять в электронном виде сведения, касающиеся совершенных платежей, в течение срока, установленного законодательством;

q предотвращать противозаконное использование секретных и персональных данных, а также незаконного раскрытия сведений;

q обеспечивать непрерывную деятельность ИС во время технических неисправностей, в том числе сохранять копии использованных в этих системах программ и сведений;

q защищать сведения о платежах при информационном обмене через телекоммуникационную сеть;

q обеспечивать информационную защиту серверов и компьютеров, осуществляющих обработку данных, оснащать их устройствами беспрерывного питания электроэнергией (UPS);

q внедрять системы охраны, предупреждения о пожаре и опасности, видеонаблюдения и пожаротушения;

q предупреждать несанкционированный (бесконтрольный) доступ посторонних лиц в зоны (помещения) сбора и обработки данных ИС, обеспечивать контроль за этими зонами с помощью систем видеонаблюдения и сохранения данных видеонаблюдения;

q обеспечивать информационную безопасность при хранении копий платежных и секретных сведений;

q осуществлять идентификацию, аутентификацию и авторизацию клиентов при оказании дистанционных услуг и др.

Положением установлено, что небанковские кредитные организации для обеспечения информационной безопасности должны назначить лицо, ответственное за это. Документом прописаны его основные задачи.

Все информационные программы, обеспечивающие безопасность небанковских кредитных организаций, должны быть лицензионными. Перечислены задачи, выполнение которых должны обеспечить программы и устройства информационной безопасности.

Небанковские кредитные организации при защите сведений по своим платежам должны соблюдать требования и порядок, установленные Законом "О платежах и платежных системах".

О случившихся неблагоприятных происшествиях необходимо незамедлительно сообщать в письменной или электронной форме в Центральный банк.


* * *



Президент подписал документ, направленный на дальнейшее повышение эффективности использования земельных ресурсов и объектов госсобственности (Указ Президента Республики Узбекистан от 15.07.2020 г. N УП-6027).


С 1 ноября 2020 года отменяются предусмотренные Налоговым кодексом льготы:

а) по земельному налогу в отношении земельных участков, занятых:

q местами оздоровления и отдыха, в частности домами отдыха;

q местами массового отдыха населения и туризма, если они выделены для предпринимательской деятельности;

q санаторно-курортными объектами, если они расположены в туристских зонах;

б) по налогу на имущество в отношении объектов недвижимости, используемых для оказания санаторно-курортных услуг, если они расположены в туристских зонах.

Соответственно, с 1 ноября порядок применения повышенных ставок земельного налога в отношении неиспользуемых площадей распространяется также на вышеперечисленные земельные участки. Механизм применения повышенных налоговых ставок в отношении неиспользуемых оздоровительных и рекреационных площадей должен быть разработан в ближайшие 2 месяца.


Напомним, на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года приостановлен порядок применения повышенных ставок налога на имущество и земельного налога в отношении неиспользуемых производственных площадей, сооружений нежилого назначения, в том числе выявленных до 1 апреля, а также начисления пени и принятия мер принудительного взыскания задолженности, возникшей в результате применения повышенных ставок по указанным налогам (подпункт "в" пункта 4 Указа Президента РУз от 03.04.2020 г. N УП-5978). Эта норма применяется при условии, что субъект вынужденно приостановил свою деятельность в связи с ограничительными мерами, введенными для противодействия распространению коронавирусной инфекции.


Жокаргы Кенес и областные Кенгаши народных депутатов уполномочили применять сниженные ставки налога на имущество и земельного налога в отношении земель, занятых отдельными санаторно-курортными объектами в туристских зонах, либо освобождать от их уплаты.

Ведомственные дома отдыха, пансионаты, санатории и другие объекты, связанные с отдыхом и оздоровлением населения (кроме детских лагерей отдыха), принадлежащие бюджетным организациям и госпредприятиям, а также юрлицам с госдолей 50% и более и их структурным подразделениям, поэтапно реализуют частному сектору:

q до 1 сентября 2020 года Кабинет Министров должен внести свои предложения по объектам, расположенным в Бостанлыкском районе Ташкентской области;

q в 3-месячный срок Минэкономразвития и сокращения бедности совместно с Агентством по управлению госактивами - по объектам, расположенным в других регионах страны.

При подготовке проекта Госбюджета на 2021 год Минфин должен предусмотреть возможность установления органами местной власти повышенной до 3-кратного размера ставки земельного налога в отношении отдельных земельных участков, в том числе находящихся в пользовании физлиц площадью более 1 га, расположенных в туристских зонах республики.


* * *



Утверждено Постановление Президента РУз от 14.07.2020 г. N ПП-4782 "О дополнительных мерах по финансированию программы "Каждая семья - предприниматель" и развития малых промышленных зон в Наманганской области".


Из Фонда реконструкции и развития выделят средства в сумме:

q в экв. $98 млн - на дополнительное финансирование программы "Каждая семья - предприниматель" (Постановление Президента Республики Узбекистан от 07.06.2018 г. N ПП-3777). Средства распределяются между АКБ "Агробанк" ($40 млн), АК "Халк банки" ($30 млн) и АКБ "Микрокредитбанк" ($28 млн). Напомним, в мае на дофинансирование программы направили $100 млн (Постановление Президента Республики Узбекистан от 25.05.2020 г. N ПП-4720);

q в экв. $2 млн - организациям по оказанию микрофинансовых услуг, а также ННО на поддержку проектов по привлечению молодежи и женщин к малому бизнесу;

q $50 млн - хокимияту Наманганской области на дальнейшее развитие малых промышленных зон в регионе. В частности, в 2020-2021 гг. в МПЗ "Юксалиш" (г. Наманган) должны построить центр комплексных услуг, включающий лабораторные, финансовые и транспортно-логистические услуги для проведения испытаний продукции легкой промышленности, а также полимерной, электротехнической, химической и строительной продукции по международным требованиям.


* * *



В Закон "О рациональном использовании энергии" внесены поправки (Закон Республики Узбекистан от 14.07.2020 г. N ЗРУ-628).


В ходе обсуждения законопроекта сенаторы отмечали - поправки нацелены на оптимизацию энергопотребления в отраслях экономики и социальной сфере, что в итоге приведет к росту реальных доходов населения. Итак, что предусмотрено внесенными в Закон изменениями и дополнениями?

Во-первых, товары (работы, услуги) по внедрению энергоэффективных и энергосберегающих технологий подлежат обязательной сертификации на соответствие показателям энергетической эффективности, указанным в нормативной документации.

Во-вторых, пересмотрены основные направления госполитики в области рационального использования энергии:

q реализация государственных, отраслевых и территориальных программ и проектов;

q стабилизация производства и потребления энергии, необходимой для интенсивного развития экономики;

q оптимизация режимов производства и потребления энергии, организация ее учета;

q стимулирование производства энергоэффективного и энергосберегающего оборудования и продукции с минимальной энергоемкостью;

q введение показателей энергоэффективности и энергосбережения в нормативные документы на энергопроизводящие и энергопотребляющие оборудование и продукцию;

q организация государственного контроля и надзора за качеством энергии, энергоэффективностью и энергосбережением производства и энергоемкостью продукции;

q организация обследований энергоэффективности и энергосбережения в предприятиях, учреждениях и организациях;

q проведение энергетической экспертизы продукции, действующих и реконструируемых объектов, технологий и оборудования;

q создание энергоэффективных и энергосберегающих демонстрационных зон для реализации проектов энергетической эффективности;

q стимулирование развития энергоэффективных, энергосберегающих и экологически безопасных технологий и производств;

q организация статистических наблюдений за производством и потреблением энергии.

В-третьих, скорректированы полномочия Кабинета Министров в сфере, а также определена компетенция:

q Министерства энергетики, в качестве специально уполномоченного госоргана в области рационального использования энергии;

q органов государственного контроля и надзора;

q органов госвласти на местах.

В-четвертых, несколько видоизменилась классификация программ и проектов, реализуемых в сфере:

q по охвату - государственные, отраслевые и территориальные (прежде - национальные, отраслевые и региональные);

q по срокам - краткосрочные (от 1 до 2 лет), среднесрочные (от 2 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и более). До этого момента указанные документы разрабатывались на 5 лет и более длительный период.


* * *



Кабинет Министров принял Постановление от 11.07.2020 г. N 438 "Об организации деятельности государственного унитарного предприятия "Арал артемия пром" при хокимияте Муйнакского района Республики Каракалпакстан".


Основными задачами предприятия определены:

q бережное использование в порядке, установленном законодательством, ресурсов цисты артемии в Аральском море;

q реализация программ комплексного развития добычи и переработки цисты артемии, осуществление в этой сфере научно-технической, технологической, инвестиционной и экспортной деятельности;

q на основе бережного и эффективного использования площадей природного развития цисты артемии, поэтапное увеличение объемов ее добычи и переработки;

q осуществление глубокой переработки цисты артемии на промышленной основе, а также производство из нее экспортоориентированной продукции с высокой добавленной стоимостью;

q внедрение передовых технологий при организации новых мощностей по добыче и переработке цисты артемии.

Учредителем ГУП "Арал артемия пром" является Совет Министров Каракалпакстана.

Утверждена структура предприятия при хокимияте Муйнакского района, согласно приложению.

Совету Министров Республики Каракалпакстан поручено в месячный срок утвердить устав ГУП "Арал артемия пром", обеспечить в установленном порядке его госрегистрацию, а также размещение в необходимых административных и производственных помещениях.


* * *



Президент утвердил Указ "Об утверждении Концепции развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы" от 10.07.2020 г. N УП-6024.


В Узбекистане в год расходуется в среднем 51-53 млрд кубометров воды, в том числе 97,2% - из рек и саев, 1,9% - из коллекторных сетей, 0,9% - из подземных источников. Расходуемый объем сократился по отношению к выделенному лимиту водозабора на 20%.

Учитывая усиливающийся дефицит водных ресурсов в регионе, принятая Концепция предполагает:

q повышение КПД систем орошения с 0,63 до 0,73;

q уменьшение площади орошаемых земельных площадей с низким уровнем водообеспечения с 560 до 190 тыс. га;

q уменьшение засоленных орошаемых земельных площадей на 226 тыс. га;

q уменьшение годового объема потребления электроэнергии насосными станциями системы Минводхоза на 25%;

q установку приборов измерения и контроля воды "Smart Water" ("Умная вода") на всех объектах ирригационной системы с внедрением цифровых технологий в процесс учета воды;

q автоматизацию процессов управления водой на 100 крупных объектах водного хозяйства;

q доведение общей площади земель, охваченных водосберегающими технологиями при орошении агрокультур, до 2 млн га, включая технологии капельного орошения - до 600 тыс. га;

q реализацию в водном хозяйстве 50 проектов на основе принципов государственно-частного партнерства (ГЧП).

Реализацией документа займется новое управление Минводхоза, которое сформируют в течение месяца. К работе привлекут зарубежных экспертов. Финансировать проекты развития водного хозяйства планируют, в том числе за счет внешних заимствований. Об эффективности проектов с иностранным финансированием будут ежегодно докладывать в Кабинет Министров.

Контролировать исполнение программных мероприятий будут также Олий Мажлис, Жокаргы Кенес и областные Кенгаши народных депутатов, ежеквартально заслушивая информацию ответственных лиц о проделанной работе.

Ожидается, что сэкономленные в результате реализации Концепции средства пойдут на  модернизацию водохозяйственных сооружений, совершенствование материально-технической базы и поэтапное повышение выплат работникам сферы. При этом модернизируют процесс повышения квалификации руководителей и специалистов системы водоснабжения. Новый порядок должны внести в Правительство до 1 октября.


Важно! Объекты водного хозяйства, находящиеся на балансе профильного министерства, начнут передавать частному сектору на условиях ГЧП. Пока это коснется объектов на землях кластеров, взявших на свой баланс сельскохозяйственные посевные. Соглашение с ними заключается на основе прямых переговоров. Перечень передаваемых объектов составят в течение 3 месяцев.


* * *



Постановлением Центрального банка утверждено Положение о корпоративном управлении в коммерческих банках (рег. МЮ N 3254 от 30.06.2020 г.). Оно вступит в силу с 1 октября 2020 года. Документ прокомментировал Темурбек Усманов, заместитель начальника управления Департамента методологии регулирования деятельности кредитных организаций Центрального банка.


- С какой целью принято новое Положение, и чем оно отличается от предыдущих документов?

- Положение разработано на основе принципов Базельского комитета в области корпоративного управления в целях его совершенствования путем внедрения передовых стандартов и опыта, обеспечения подотчетности и прозрачности деятельности органов управления банков и надлежащего раскрытия ими информации. Документ охватывает вопросы, необходимые для повышения прозрачности и эффективности процесса принятия управленческих решений в банках.

В Положении определены полномочия и задачи органов управления банка, в том числе наблюдательного совета, его комитетов и правления банка, необходимые меры для предотвращения конфликта интересов в банках, внедрение в них правил этики сотрудников, а также системы уведомления о недобросовестном поведении.

Новая редакция документа разработана в соответствии с требованиями к корпоративному управлению Закона "О банках и банковской деятельности". Необходимо отметить, что предыдущая редакция Положения не устанавливала достаточных требований к системам корпоративного управления в банках, в том числе к органам управления, комитетам, системам вознаграждения, предотвращения конфликта интересов и др.

Кроме того, существовали области несоответствия практики корпоративного управления требованиям Основным принципам эффективного банковского надзора Базельского комитета. Многие требования повторялись, так как имели схожий характер с требованиями Закона "Об акционерных обществах и защите прав акционеров".


- Что составляет основу эффективного корпоративного управления в банках?

- Основой надежного корпоративного управления являются:

q четкое распределение сфер ответственности органов управления, ключевого персонала банка, а также других сотрудников банка;

q надлежащий уровень подотчетности;

q разделение полномочий между органами управления банка и (или) структурными подразделениями банка, обеспечивающее взаимную подконтрольность;

q наличие квалифицированных членов совета банка и правления банка, которые понимают свои полномочия и сферы ответственности, придерживаясь высоких профессиональных и этических стандартов при выполнении своих функциональных обязанностей.


- Какова роль Наблюдательного совета банка в корпоративном управлении, на что нужно обращать внимание при его формировании?

- Наблюдательный совет банка осуществляет общее руководство деятельностью банка, выполняет надзорную и контрольную функцию в процессе принятия управленческих решений и несет ответственность за деятельность и финансовую устойчивость банка в целом.

Количество членов Наблюдательного совета банка должно составлять нечетное число лиц, но не менее пяти человек, независимо от количества акционеров. Большинство членов Наблюдательного совета не должны быть лицами, связанными с банком, за исключением случаев их членства в Наблюдательном совете.

Численный и персональный состав Совета должен соответствовать масштабам и характеру деятельности банка, целям и стратегии его развития и формироваться таким образом, чтобы обеспечивать:

q возможность проведения заседаний Совета преимущественно в очной форме (в том числе с использованием технических средств коммуникации) при наличии кворума с периодичностью, позволяющей обеспечить своевременное принятие управленческих решений (но не реже одного раза в квартал);

q наличие совокупных знаний и опыта, необходимых для осуществления эффективного управления и принятия решений;

q формирование и надлежащую работу комитетов, создаваемых Советом.


- Какие задачи поставлены перед специальными комитетами Совета?

- Для обеспечения эффективности своей работы, из числа своих членов Совет может создавать специальные комитеты: комитет по аудиту, комитет по управлению рисками, комитет по вознаграждениям, а также иные комитеты для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов, относящихся к компетенции совета.

Основная задача комитетов, создаваемых Советом, - обеспечение качественной подготовки решений Совета по вопросам, относящимся к их компетенции, путем углубленного изучения данных вопросов и выработки рекомендаций, а также поддержки в выполнении его контрольных функций.

Комитеты в рамках вопросов, относящихся к их компетенции:

q анализируют процесс реализации целей и стратегии банка, выполнения решений Совета;

q представляют на рассмотрение Совета свои рекомендации и регулярные отчеты о деятельности банка.

В состав комитетов должны входить не менее трех членов совета, большинство членов комитета должны быть независимыми. Комитет не может состоять из той же группы членов, составляющих другой комитет Совета.

Во избежание конфликта интересов один из членов Совета не может возглавлять разные комитеты одновременно.

Комитет по аудиту. Для организации и поддержания соответствующей системы внутреннего контроля Совет каждого банка должен создать комитет по аудиту, большинство членов которого должны быть независимыми. Комитет по аудиту должен возглавляться независимым председателем, который не является председателем Совета или другого комитета банка. Основными задачами комитета по аудиту являются:

q участие в разработке и утверждении политики внутреннего аудита и финансовой отчетности;

q надзор за предоставлением финансовой отчетности и обеспечение их полноты, точности и достоверности;

q подготовка материалов к заседаниям Совета банка и предоставления отчетов Совету по вопросам, отнесенным к сфере его ответственности;

q контроль взаимодействия банка с внутренними и внешними аудиторами;

q рассмотрение вопросов о назначении (освобождении от должности) руководителя службы внутреннего аудита;

q оценка системы внутреннего контроля и внутреннего аудита для обеспечения их адекватности и эффективности, рассмотрение и утверждение планов аудиторских проверок, а также частоты их проведения, выражение мнения или принятие участия в оценке эффективности выполнения функции руководителя службы внутреннего аудита;

q получение внутренних и внешних аудиторских отчетов и контроль своевременного выполнения высшим руководством действий по устранению недостатков, несоответствий политикам, законодательству и стандартам, а также иных недостатков, выявленных подразделениями, осуществляющими контроль;

q изучение ежеквартальных отчетов по внутреннему аудиту и представление их Совету;

q рассмотрение отчетов внешних аудиторов, включая письма, адресованные руководству, и представление их Совету;

q рассмотрение адекватности и точности раскрытия информации и прозрачности банка;

q подготовка отчета о деятельности комитета по аудиту и раскрытие его в годовом отчете банка;

q предоставление рекомендаций Совету по изменению внешних аудиторов в случае оценки их деятельности неудовлетворительной.

Комитет по управлению рисками должен:

q осуществлять мониторинг и контроль над внедрением, соблюдением и своевременным обновлением системы управления рисками (в том числе риск-аппетита, политик по управлению рисками) Правлением и структурным подразделением по управлению рисками;

q периодически рассматривать разработанные и практикуемые банком методы измерения рисков в банке, включая стресс-тестирование;

q рассматривать управленческую отчетность по рискам и предоставлять рекомендации Совету по вопросу принятия решений о применении адекватных и своевременных мер для смягчения рисков, в случае, если профиль риска банка не соответствует или в планируемом периоде не будет соответствовать утвержденному риск-аппетиту;

q изучить соответствие стимулов, созданных системой вознаграждения, риск-аппетиту банка;

q не реже одного раза в квартал получать отчет подразделения по управлению рисками обо всех существенных существующих и потенциальных рисках, которым подвержен банк, и организовать работу по их снижению;

q оценивать независимость сотрудников, ответственных за внедрение систем управления рисками и контроля, от соответствующих подразделений/руководителей банка, ответственных за принятие рисков;

q выражать мнение или принять участие в оценке эффективности руководителя структурного подразделения по управлению рисками;

q подготавливать отчет о деятельности комитета по управлению рисками и раскрытие его в годовом отчете банка.

Комитет по вознаграждениям (при наличии) вносит рекомендации Совету по соответствию внутренней системы оплаты труда культуре принятия рисков, реализации долгосрочной стратегии, риск-аппетиту, финансовым результатам, общей системе внутреннего контроля, а также требованиям законодательства и внутренним нормативно-правовым документам. В его задачи входит:

q участие в разработке, а также периодический пересмотр (не менее одного раза в год) политики по вознаграждению членов Совета, правления и ключевых сотрудников;

q надзор за внедрением и реализацией политики по вознаграждению и различных программ мотивации;

q разработка критериев оценки эффективности для членов Совета, правления и ключевых сотрудников для ежегодного пересмотра вознаграждения, принимая во внимание их обязанности и соответствующие риски, при этом учитывая добавленную стоимость в долгосрочных интересах акционеров.


- Какие меры должны предприниматься для предотвращения столкновения интересов?

- Конфликт интересов может возникнуть в результате отношений и взаимосвязи между банком и следующими лицами:

q клиентами банка;

q акционерами банка;

q членами Совета или правления банка;

q сотрудниками банка;

q связанными с банком организациями.

Совет несет ответственность за разработку политики по выявлению, предотвращению и устранению конфликта интересов, внедрение механизмов его реализации, а также его контроль. Данная политика должна содержать:

q обязанность членов Совета избегать действий, ведущих к конфликту интересов, или устранять конфликт интересов при его возникновении;

q определение понятия, срока конфликта интересов и основных форм (характерных для банка примеров) проявления такого конфликта, возникающие при исполнении должностных обязанностей руководителями (в том числе членами Совета) банка и другими работниками банка;

q обязанность членов органов управления и всех работников банка оперативно сообщать об обстоятельствах, которые могут привести или уже вызвали конфликт интересов и порядок оповещения. Члены Совета должны в целом раскрывать любые конфликты интересов перед Советом;

q обязанность членов Совета банка по воздержанию от голосования по любому вопросу, которое имеет или может привести к конфликту интересов или повредить объективному отношению или надлежащему выполнению таким членом обязательств перед банком;

q внедрение механизма мониторинга потенциального или фактического конфликта интересов у руководителей и других сотрудников банка;

q механизм и действенную процедуру реагирования на обнаруженный конфликт интересов с применением мер для урегулирования и минимизации негативного влияния такого конфликта;

q четко установленную ответственность за невыполнение требований информирования о потенциальном или фактическом конфликте интересов руководителями и другими сотрудниками банка.


- Немного о корпоративной культуре банка.

- Для создания единой корпоративной культуры Совет должен:

q устанавливать корпоративные ценности, профессиональные стандарты и кодекс профессиональной этики, на основании которых деятельность банка осуществляется законно и в соответствии с этическими стандартами, а также обеспечивать следование этим ценностям всеми работниками банка, включая высшее руководство;

q осуществлять контроль за тем, что корпоративные ценности, профессиональные стандарты и кодекс этики банка, а также соответствующие политики доведены до сведения работников;

q осуществлять контроль за применением дисциплинарных мер или иной ответственности в отношении сотрудников, включая высшее руководство, за их неприемлемое поведение и/или нарушения.


* * *



Постановлением Республиканской комиссии по вопросам развития экспортного потенциала регионов и отраслей от 30.06.2020 г. N 3257 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан для частичной компенсации затрат на транспортировку при экспорте продукции автомобильным, воздушным и железнодорожным транспортом.


Предприятия-экспортеры (их уполномоченные представители) могут получить компенсацию до 50% от своих затрат на транспортировку экспортируемой продукции.

Перечень продукции, при экспорте которой производится компенсация, утвержден Постановлением Президента от 07.05.2020 г. N ПП-4707 "О мерах по дальнейшей поддержке экспортной деятельности", а уполномоченным органом по выплате субсидий является Агентство продвижения экспорта при Министерстве инвестиций и внешней торговли.

Компенсация выплачивается заинтересованному лицу - зарегистрированному в Узбекистане субъекту предпринимательства (или его уполномоченному представителю), реализующему продукцию зарубежным покупателям по договору экспорта, являющемуся грузоотправителем по экспортному и (или) посредническому договору.

Заявления для предоставления компенсации от экспортеров принимаются за экспортированную с 1 апреля 2020 года продукцию при соблюдении следующих условий:

q экспортер зарегистрирован в Узбекистане;

q продукция произведена в Узбекистане;

q продукция не экспортируется в сопредельные страны (кроме Афганистана), за исключением мяса птиц и яиц (код ТН ВЭД 0407 21 000 0, 0207);

q продукция оформлена на экспорт в установленном порядке;

q по экспортному договору (посредническому договору, инвойсу) транспортные затраты возложены на заинтересованное лицо и они им оплачены.

Размеры компенсации рассчитываются строго в соответствии с видом, объемом и направлением экспорта продукции, но не может превышать стоимость экспорта (без учета транспортных расходов):

q автомобильных перевозок - 5 %;

q железнодорожных перевозок - 7%;

q воздушных - для плодоовощеводческой продукции с кодом ТН ВЭД, начинающимся на 07, 08, 0904 и 1202, - 12%, для остальных видов продукции - 6%.

В Положении приведена формула расчета и определения размера компенсации, установлен Перечень документов, прилагаемых к заявлению, а также основания для отказа в предоставлении компенсации.


* * *



Министерство здравоохранения обновило Список орфанных лекарственных средств, предназначенных для лечения редких заболеваний (рег. МЮ N 3258 от 30.06.2020 г.).


По сравнению с предыдущей версией, утвержденной 07.06.2019 г. N 3164, список увеличился с 129 до 138 позиций.


* * *



Государственным налоговым комитетом принято "Положение о проведении налогового аудита" (рег. МЮ N 3251 от 30.06.2020 г.).


В соответствии с Налоговым кодексом налоговый аудит проводится налоговыми органами в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов налогоплательщиком за конкретный период путем изучения и сопоставления его бухгалтерской, финансовой, статистической, банковской и другой документации.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в рамках уголовного дела проводится в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального и Налогового кодексов.

В соответствии с Положением налоговый аудит проводится у налогоплательщиков:

q с высокой степенью вероятности налогового риска, выявленной через автоматизированную информационную систему анализа рисков налоговых органов ("риск-анализ");

q с высокой степенью вероятности налогового риска, которые не представили уточненные расчеты по налогам в ответ на требование налогового органа по итогам камеральной проверки (в том числе после уточненного требования), не представили основания по выявленным несоответствиям или представленные основания признаны недостаточными;

q добровольно прекративших свою деятельность;

q против которых возбуждено уголовное дело;

q у которых выявлены новые обстоятельства, не известные налоговым органам, в период ранее проведенного налогового аудита.

Налоговый аудит проводится:

q государственными налоговыми управлениями Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента у налогоплательщиков, зарегистрированных в качестве налогоплательщика на их подведомственных территориях;

q межрегиональными государственными налоговыми инспекциями по крупным налогоплательщикам - у крупных налогоплательщиков;

q Государственным налоговым комитетом - у налогоплательщиков с высокой степенью вероятности налогового риска.

Положением предусмотрено, что налоговый аудит:

q проводится на основании приказа налогового органа, в котором указываются: основания для проведения аудита, наименование и ИНН налогоплательщика, Ф.И.О. лиц, проводящих аудит, срок и цели проведения аудита. Одновременно утверждается программа аудита;

q может проводиться через 30 дней после того как налоговый орган отправляет сообщение налогоплательщику о проведении аудита;

q начинается в день вручения налогоплательщику (налоговому агенту) приказа о назначении налогового аудита;

q завершается в день подписания акта проверки;

q не может продолжаться более 30 дней. Срок проведения налогового аудита может быть продлен в соответствии со статьей 142 НК;

q охватывает только период, следующий за последним налоговым аудитом, по которому не истек срок исковой давности;

q проводится не более одного раза у налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением случаев выявления новых обстоятельств, которые не были известны налоговому органу при проведении налогового аудита;

q проводится после заполнения Книги регистрации проверок налогоплательщика.

В течение 3 дней после завершения налогового аудита результаты аудита вносятся в Единую систему электронного учета проверок.

В Положении прописан порядок:

q отправки налоговым органом документов налогоплательщику в рамках проведения налогового аудита, до проведения аудита;

q назначения налогового аудита;

q организации и проведения налогового аудита;

q проведения налогового аудита у ликвидируемых налогоплательщиков;

q проведения осмотра зданий и территорий;

q затребования документов у проверяемого налогоплательщика;

q затребования документов (информации) у третьих лиц;

q изъятия документов и носителей электронной информации.

В документе также перечислены участники проведения налогового аудита и указан порядок оформления результатов налогового аудита.


* * *



Министр финансов издал Приказ "Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ N 4) "Товарно-материальные запасы" (рег. МЮ N 3259 от 30.06.2020 г.).


Стандарт устанавливает порядок бухгалтерского учета и отражения в  финансовой отчетности товарно-материальных запасов, принадлежащих юридическим лицам (далее - организации) на основе имущественных прав.

Стандарт не применяется по отношению к ведению учета финансовых инструментов.

Определены следующие основные правила учета товарно-материальных запасов:

q определение момента признания (принятия), классификация, оценка балансовой стоимости;

q определение затрат, включаемых в себестоимость товарно-материальных запасов, признание будущих затрат, в том числе стоимости товарно-материальных запасов, в качестве затрат;

q снижение (оценка) стоимости товарно-материальных запасов до чистой стоимости реализации;

q порядок определения финансовых результатов от выбытия товарно-материальных запасов, а также отражения информации по ним в финансовых результатах.

В Стандарте определены виды товарно-материальных запасов организаций, приведены критерии, по которым те или иные активы можно отнести к инвентарю и хозяйственным принадлежностям.

В Стандарте также прописаны:

q признание товарно-материальных запасов;

q себестоимость закупленных товарно-материальных запасов;

q себестоимость товарно-материальных запасов, произведенных в организации;

q методы определения себестоимости товарно-материальных запасов;

q чистая стоимость реализации;

q выбытие товарно-материальных запасов;

q особенности принятия на учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей;

q особенности принятия на учет тары;

q особенности принятия на учет животных, находящихся на выращивании и откорме;

q проведение инвентаризации товарно-материальных запасов;

q доверенность на получение товарно-материальных запасов;

q системы учета товарно-материальных запасов.

В финансовых результатах должно быть отражено следующее:

q принятая учетная политика определения стоимости товарно-материальных запасов, в том числе применяемые методы оценки товарно-материальных запасов;

q итоговая балансовая сумма товарно-материальных запасов и балансовая сумма в приемлемой для организации классификации;

q восстановительная сумма по каждой частично списанной сумме;

q случаи или события хозяйственной деятельности, которые привели к восстановлению списанных товарно-материальных запасов;

q балансовая стоимость товарно-материальных запасов, поставленных в залог в качестве обеспечения по имеющимся обязательствам;

q себестоимость товарно-материальных запасов, выбывающих в отчетном периоде.



























































Время: 0.0051
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск