ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2020 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 25 по 30 июля 2020 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 25 по 30 июля 2020 г.)


С 1 сентября пенсии и пособия повысятся на 10%

        

Прямые выплаты получат свыше 400 тысяч семей

        

В Ташобласти построят современную подстанцию

         

Сейсмоустойчивость здания подтвердит электронный техпаспорт

        

Сколько учеников должно быть в классе школы

        

Утверждено Положение о порядке применения Конвенции о временном ввозе

       

Перевозимые службой инкассации ценности должны быть застрахованы

        

На каких условиях выдаются ипотечные кредиты

       

Для поддержания санэпидблагополучия примут неотложные меры

       

НПА о лицензировании банковской деятельности объединили в один документ

        

Система органов СЭС реформирована

        

СЭС начнет выдавать предпринимателям специальные знаки

       

С какими странами есть соглашения о торгово-

экономическом сотрудничестве

      

Платежным системам установили требования

к информационной безопасности

        

Против легализации преступных доходов - внутренний контроль

       

Утвержден порядок таможенного контроля передаваемой

через границу электроэнергии

        

Спор крупного инвестора с госорганом рассмотрит Верховный суд

         

Установки ВИЭ поставят на госучет

      

Разработан общий техрегламент безопасности детских игрушек

         

Инновационную активность поддержат законодательно

        

Определен порядок бухучета в небанковских кредитных организациях



С 1 сентября пенсии и пособия повысятся на 10%. Это предусмотрено Указом Президента РУз от 30.07.2020 г. N УП-6038.


С 1 сентября состоится очередное повышение минимальных размеров пенсий и пособий. Его размер составит 10%. Напомним, предыдущая индексация была 1 февраля текущего года на 7% (Постановление Президента РУз от 30.12.2019 г. N ПП-4555).

          

        

        

Вид выплаты

      

      

Минимальный размер

(сум. в месяц)

       

     

с 1 февраля по 1 сентября

2020 года

      

      

с 1 сентября

2020 года

     

Базовая величина исчисления пенсии*


238 610

262 470

Пенсия по возрасту


466 680

513 350

Пособие инвалидам с детства


466 680

513 350

Пособие престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы


286 390

315 030

           

              

Важно! Указ не предусматривает повышения минимального размера оплаты труда и базовой расчетной величины**. Они останутся на действующем уровне - 679 330 сум. в месяц и 223 000 сум., соответственно. 

Кроме того, до конца 2020 года увеличится число получателей:

q пособий семьям с детьми до 14 лет - вдвое, до 700 тысяч;

q пособий по уходу за ребенком до двух лет - с 333 до 400 тысяч;

q получателей материальной помощи - с 89 до 100 тысяч.

А сроки выплат пособий матерям по уходу за ребенком и семьям с детьми, которые истекают в июле-сентябре, автоматически продлеваются на очередные 6 месяцев. Единственное условием при этом - возраст детей не должен превышать соответственно 2 и 14 лет.

         

            

*) Применяется для исчисления пенсий, надбавок, доплат и компенсаций в сфере пенсионного обеспечения, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.


**) Применяется при определении:

размеров налогов, сборов, штрафов, госпошлин и других платежей за предоставляемые госуслуги;

стоимости патента, лицензии и других платежей для занятия определенным видом предпринимательской деятельности, размера уставных и других фондов (капитала) организаций, стоимости оплачиваемых не денежными средствами акций, иных ценных бумаг, балансовой стоимости активов юридических лиц, предельного размера микрокредитов и лизинга, а также других финансово-экономических показателей.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Указ от 30.07.2020 г. N УП-6038 "О дополнительных мерах по материальной поддержке слоев населения, нуждающихся в помощи и социальной защите в период коронавирусной пандемии".


Свыше 400 тысяч семей, членами которых являются более 1,7 млн человек, до 15 августа получат единовременную материальную помощь из республиканского бюджета. Списки получателей ("темир дафтар") сформирует Министерство по поддержке махалли и семьи совместно с ведомствами, ответственными за социально-экономическое развитие регионов.

В целом для смягчения последствий пандемии и в связи с Курбан хайитом из бюджета выделят:

q 200 млрд сумов - территориальным отделам Фонда "Доброта и поддержка" для финансовой поддержки семей из списков "темир дафтар";

q 100 млрд сумов - на единовременные выплаты работникам бригад скорой помощи: врачам, фельдшерам, санитарам и водителям;

q 150 млрд сумов - благотворительному фонду "Вакф" при Управлении мусульман Узбекистана для материального поощрения представителей религии.

Определены чиновники и ведомства, ответственные за целевое и адресное распределение запланированных средств.


* * *



В Ташобласти построят современную подстанцию. Реализация проекта повысит устойчивость электроснабжения Ташкента и столичного региона (Постановление Президента РУз от 29.07.2020 г. N ПП-4791).


В рамках проекта планируется построить:

q современную энергосберегающую подстанцию, распределяющую годовую электроэнергию напряжением 500/220/10 кВ мощностью 1 400 МВА;

q линии электропередачи общей протяженностью 410 км, в том числе 322 км напряжением 220 кВ и 88 км - 500 кВ.

Под это выделят землю на территории схода граждан махалли "Пахтазор" Куйичирчикского района Ташкентской области. Компания "Национальные электрические сети Узбекистана" не будет возмещать потери сельхоз- и лесохозяйственного производства, но компенсирует собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земельных участков понесенные убытки, упущенную выгоду и расходы по их оценке.

Предварительная договоренность о финансировании инвестпроекта достигнута со Всемирным банком. В декабре 2020 года планируется заключение кредитного договора. Окончательно определиться с источниками финансирования, получить заключения экспертизы проектной документации должны в течение 4 месяцев.

В течение 2021 - начале 2022 года подготовят и проведут тендер по отбору подрядчика. Строительно-монтажные работы будут вестись в 2022-2023 годах. Сдача проекта в эксплуатацию намечена на IV квартал 2023 года.


* * *



Президент Республики Узбекистан утвердил Программу по совершенствованию системы обеспечения сейсмической безопасности в Республике Узбекистан (Постановление Президента РУз от 30.07.2020 г. N ПП-4794).


В частности, в практику поэтапно внедрят электронные технические паспорта:

q с 1 апреля 2021 года - для оценки сейсмической уязвимости действующих зданий, сооружений и многоэтажных жилых домов, расположенных на сейсмоактивной территории республики;

q с 1 мая 2021 года - в отношении многоэтажных зданий и сооружений, запланированных к новому строительству.

Ответственными за реализацию нововведения назначены Министерство строительства и Академия наук. Если есть прогноз сейсмической опасности, сформированные электронные техпаспорта используются для изучения сейсмостойкости зданий и сооружений, подготовки к ожидаемому землетрясению и ликвидации его последствий. Методологию электронной технической паспортизации зданий и сооружений должны разработать до 1 декабря 2020 года.

А до конца 2021 года должны:

q разработать научно-методические основы оценки сейсмической опасности на региональном уровне и мелкомасштабную карту сейсмического риска территории Узбекистана;

q создать на базе мелкомасштабной карты сейсмического риска программное обеспечение и обеспечить регулярное оповещение населения для своевременного прогнозирования и ликвидации последствий сильных землетрясений, эффективной реализации профилактических мер.

Помимо этого, в сфере определена компетенция уполномоченных ведомств, намечена модернизация профильного образования, поручена правотворческая работа и т.д. Целый ряд организационно-технических мероприятий запланирован к реализации на ближайшую перспективу.


* * *



Постановлением министерств народного образования, финансов и здравоохранения утверждено Положение о порядке формирования списков тарификации и комплектации классов общеобразовательных учреждений (рег. МЮ N 3271 от 30.06.2020 г.).


Положение разработано в соответствии с Постановлением Президента РУз от 30.12.2019 г. N ПП-4555 "О мерах по обеспечению исполнения Закона Республики Узбекистан "О государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год".

Классы общеобразовательных учреждений, в зависимости от количества учащихся, комплектуются по следующим нормативам:

q в городах и районных центрах - до 25-35 человек;

q в сельской местности - до 20-35 человек (за исключением общеобразовательных учреждений, расположенных в отдаленных (горных, пустынных) зонах).

В случаях, когда количество учащихся меньше указанных нормативов, общеобразовательные учреждения комплектуют классы по согласованию с районными (городскими) отделами народного образования и финансов.

В Положении также указаны нормативные акты, на основании которых комплектуются классы общеобразовательных спецучреждений.

В малокомплектных общеобразовательных учреждениях (филиалах) учащиеся начальных классов могут объединяться в один класс, в следующих случаях:

q I-IV классы с количеством учащихся до 8 человек;

q три начальных класса с количеством учащихся до 12 человек;

q два начальных класса с количеством учащихся до 24 человек (I и III; II и IV классы).

Общеобразовательные учреждения ежегодно до 30 августа формируют поименные списки обучающихся и принимаемых в первые классы учащихся. В электронной форме они передают сведения для рассмотрения в соответствующие территориальные отделы народного образования и финотделы. В Положении перечислены критерии, на основе которых территориальные отделы народного образования и финотделы рассматривают представленные сведения, а также порядок утверждения комплектации классов. Новые классы сверх количества, предусмотренного сметой расходов на соответствующий финансовый год, создаются по согласованию с территориальным отделом народного образования и финотделом.

Для формирования списков тарификации Министерством народного образования разрабатывается базовая учебная программа общего среднего образования. Общеобразовательные учреждения ежегодно до 10 сентября на основе базовой учебной программы общего среднего образования формируют сетку учебных часов своего учреждения.

Сетка учебных часов рассматривается педагогическим советом общеобразовательного учреждения в течение двух рабочих дней и до 15 сентября распределяется между преподавателями с учетом последовательной приоритетности их показателей, приведенных в Положении. Распределение преподавателям общеобразовательных учреждений объема учебных часов сверх полутора годовой ставки (годовая - 2 322 часа) не допускается.

В Положении прописаны и другие правила и требования, необходимые для формирования списка тарификации преподавателей общеобразовательных учреждений.


* * *



Постановлением Государственного таможенного комитета утверждено Положение о порядке применения Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990 года) (рег. МЮ N 3264 от 30.06.2020 г.).


Положение разработано в соответствии с Таможенным кодексом и Постановлением Президента РУз от 24.04.2020 года N ПП-4694 "О присоединении к международному договору" и определяет порядок применения Конвенции о временном ввозе (далее - Конвенция) при таможенном контроле и таможенном оформлении товаров на таможенной границе Узбекистана.

Таможенные операции по отношению к товарам с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей на основе применения карнета АТА* осуществляются при выполнении условий приложения А к Конвенции "О документах временного ввоза (карнеты ATA и карнеты CPD)" с одновременным соблюдением одного из следующих приложений:

q В.1 "О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях";

q В.2 "О профессиональном оборудовании";

q В.3 "О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией";

q В.5 "О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей";

q В.6 "Приложение, касающееся личных вещей путешественников и грузов, ввезенных в спортивных целях".

В Положении перечислены случаи, когда таможенный орган может принять карнеты АТА в качестве гарантии международного уровня таможенной декларации и оплаты таможенных платежей, а также в качестве документа, гарантирующего выполнение обязательств перед таможенными органами.

Прописаны виды таможенных операций, осуществляемые по отношению к товарам, при временном ввозе в Узбекистан, а также временном вывозе из страны с применением карнета АТА.

Перечислены пункты, требующие особого внимания при проверке правильности заполнения карнета АТА.

Карнет АТА, предъявляемый в таможенный орган, должен быть заполнен на государственном или русском и на английском (французском) языках.

В Положении также прописаны порядки:

q декларирования товаров, ввозимых с применением карнета АТА;

q продления сроков временного ввоза товаров, временно ввезенных в Узбекистан с применением карнета АТА;

q декларирования при обратном вывозе (реэкспорте) из Узбекистана товаров, ранее временно ввезенных с применением карнета АТА;

q осуществления таможенных операций при вывозе товаров, ранее ввезенных с применением карнета АТА и прекращение таможенного режима "Временный ввоз" реэкспортом;

q гарантии оплаты таможенных платежей по товарам, временно ввезенным на территорию Узбекистана, с применением карнета АТА;

q взыскания таможенных платежей за товары, ввезенные с применением карнета АТА, при нарушении условий Конвенции;

q декларирования товаров для временного вывоза из Узбекистана с применением карнета АТА;

q обратного ввоза (реимпорта) в Узбекистан товаров, ранее временно вывезенных с применением карнета АТА;

q продления срока временного вывоза товаров, временно вывезенных из Узбекистана с применением карнета АТА;

q порядка обмена карнета АТА в случае его уничтожения или утери.

       

        

*) Карнет АТА - международный документ, который заменяет таможенную декларацию при перемещении товаров через таможенные границы государств, и гарантирует уплату налогов и сборов.


* * *



Принято Постановление Правления Центрального банка "Об утверждении Положения о требованиях к службе инкассации, организуемой коммерческими банками" (рег. МЮ N 3270 от 30.06.2020 г.).


Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О банках и банковской деятельности", Указом Президента РУз от 30.10.2018 г. N УП-5564 "О мерах по дальнейшей либерализации торговли и развитию конкуренции на товарных рынках".

Основная цель службы инкассации коммерческих банков (далее - службы инкассации) - инкассирование, перевозка, а также сопровождение наличных денежных средств и других ценностей, принадлежащих хозяйствующим субъектам, банкам, филиалам и отдельным подразделениям банков, на договорной основе с обеспечением их неприкосновенности и целостности.

Служба инкассации в целях инкассирования, перевозки и сопровождения наличных денежных средств и других ценностей, а также обеспечения их неприкосновенности осуществляет эти услуги с помощью бригад инкассации, с использованием табельного оружия, в служебной спецодежде, а также на специальных транспортных средствах.

Обеспечение сотрудников службы инкассации служебным оружием и патронами, их хранение, использование и ведение их учета осуществляются в порядке, установленном законодательством.

Маршруты сбора инкассаторами денежных поступлений у хозяйствующих субъектов и график их посещений составляются службой инкассации. План защиты инкассаторов и их маршрутов согласовывается с органами внутренних дел на местах и обновляется по мере необходимости.

В Положении указаны и другие требования по организации службы инкассации, обеспечению их служебным оружием и одеждой, спецтранспортом, средствами радиосвязи и другими средствами защиты и т.д.

Служба инкассации осуществляет свою деятельность на основе Устава, утвержденного Советом банка (при организации несколькими банками - совместным решением Советов банков). Специальные транспортные средства и перевозимые ими денежные средства и другие ценности должны быть застрахованы.

В службу инкассации, если работа непосредственно связана с инкассированием, перевозкой и сопровождением наличных денежных средств и других ценностей, принимаются на работу лица, прошедшие срочную военную службу в рядах Вооруженных сил, здоровые, имеющие навыки пользования стрелковым оружием. Документом установлены и другие требования, предъявляемые к сотрудникам службы инкассации.

В Положении также прописаны требования к:

q специальным транспортным средствам службы инкассации;

q требования к зданиям и сооружениям службы инкассации;

q осуществлению контроля за соблюдением требований к организации службы инкассации.


* * *



Правление Центрального банка РУз приняло Постановление "Об утверждении Положения о рамочных условиях предоставления ипотечных кредитов населению" (рег. МЮ N 3269 от 30.06.2020 г.).


Положение разработано в соответствии с Зконами "О Центральном банке Республики Узбекистан" и "Об ипотеке", а также Указом Президента РУз от 13.05.2019 г. N УП-5715 "О дополнительных мерах по развитию и расширению рынка ипотечного кредитования".

Ипотечные кредиты населению выдаются коммерческими банками населению на условиях платности, возвратности, обеспеченности и срочности для следующих целей:

q строительство, реконструкция и ремонт индивидуального жилья, осуществляемые в соответствии со строительными нормами и правилами;

q приобретение или обмен индивидуального жилья или квартиры в многоквартирном доме в новостройках либо на вторичном рынке;

q рефинансирование ипотечных кредитов, выданных другими банками, на выгодных для клиентов условиях.

Ипотечный кредит выдается на основе залога:

q строящегося жилья вместе с земельным участком, на котором оно размещено;

q индивидуального жилья или квартиры в многоквартирном доме, приобретаемой за счет ипотечного кредита и переходящей, в установленном порядке, в имущественное владение заемщика;

q реконструируемого за счет ипотечного кредита индивидуального жилья, являющего собственностью получателя кредита.

Недвижимое имущество, выведенное из обращения и не подлежащее отчуждению, не может служить предметом ипотеки.

Срок, размер, процентная ставка и другие условия ипотечного кредита устанавливаются в соответствии с внутренней кредитной политикой банка на основе его соглашения с клиентом.

При выделении ипотечного кредита необходимо соблюдать следующее:

q наличие юридического права востребования банком обеспечения возврата возникающей задолженности при возникновении проблем с оплатой по кредиту;

q платежеспособность заемщика для возврата основной суммы и процентов ипотечного кредита;

q наличие оценки недвижимого имущества, принятого в качестве залога, исходя из рыночных цен;

q все сведения, необходимые для получения кредита и его мониторинга, должны быть оформлены в соответствии с кредитной политикой банка.

Все этапы предоставления ипотечного кредита с учетом их длительности должны быть отражены во внутренней кредитной политике банка, включая разработку критериев соответствия потенциальных клиентов, имеющих возможность получать ипотечные кредиты.

В Положении также прописаны:

q порядок обеспечения прав и законных интересов получателей кредита;

q правила рассмотрения заявок на получение ипотечного кредита и принятие решения по заявкам;

q анализ платежеспособности получателя кредита;

q методы управления рисками банка при выделении ипотечных кредитов;

q требования к оценке предмета (залога) ипотеки;

q порядок возврата ипотечного кредита;

q альтернативные способы решения проблем при возникновении просроченной задолженности по кредитным платежам.


* * *



Принят Указ Президента РУз от 25.07.2020 г. N УП-6035 "О мерах по смягчению коронавирусной пандемии, кардинальному совершенствованию системы санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения".


Документом определены следующие меры по охране санэпидблагополучия и здоровья населения.


1. Создание мобильных групп в каждой семейной поликлинике и многопрофильных центральных поликлиниках для предупреждения инфекционных заболеваний, в том числе коронавируса и оказания медпомощи бессимптомным больным, у которых болезнь протекает в легкой форме, а также лицам, контактировавшим с ними.

В их состав будут включены квалифицированные врачи или инфекционисты и патронажные медсестры. Группы обеспечат лекарствами, связью, транспортом, необходимым оборудованием и инвентарем. Для них будет разработана и утверждена упрощенная инструкция. Также будут внедрены методы экспресс-тестирования и иммуноферментного анализа с привлечением к лабораторным исследованиям частного сектора.


2. Регулярное опубликование в СМИ информации о медучреждениях, оказывающих специализированную помощь, наличии в них свободных койко-мест, состоянии приема больных, числе заразившихся и лечащихся в медучреждениях и других разрешенных местах, наличии лекарств, лабораторий, необходимого медоборудования и техники.


3. Взятие анализа на коронавирус при поступлении обращений от населения и выявлении симптомов заболевания с извещением их в 3-дневный срок о результате анализа через личные номера телефонов.


4. Сокращение видов и периодичности отчетов, других процессов, связанных с бумажной волокитой, путем перехода на электронную систему для упрощения системы взаимного обмена информацией между медучреждениями.


5. Внедрение следующего порядка оказания помощи на дому больным коронавирусом:

а) закрепление в разрезе каждой семейной поликлиники определенных домов за врачами общей практики и патронажными медсестрами, осуществление общего надзора главврачами семейных поликлиник;

б) в каждом районном (городском) медобъединении:

q формирование групп опытных врачей для отбора и эвакуации, ведения мониторинга и осуществления контроля за процессом лечения больных;

q установление системы связи для проведения оперативных консультаций между врачами первичного звена и районных (городских) медобъединений и правильной оценки состояния больных;

в) ежедневная передача главврачами семейных поликлиник по телефону или путем видеосвязи в режиме онлайн координатору по семейным поликлиникам районного (городского) медобъединения информации о числе бессимптомных больных, у которых болезнь протекает в легкой форме, лиц, контактировавших с ними, и динамике течения заболевания;

г) обращение главврачей в мобильные группы и принятие мер для госпитализации в медучреждения больных, проходящих лечение на дому при выявлении отрицательных изменений в динамике их состояния.


6. В целях удовлетворения потребности в кадрах:

а) в 14-дневный срок - обеспечение полного укомплектования вакантных мест младшего и среднего медперсонала в сельских врачебных пунктах, семейных поликлиниках и центральных многопрофильных поликлиниках за счет выпускников медучреждений, пенсионеров и других лиц, имеющих медицинскую специальность;

б) в 15-дневный срок - организация краткосрочных курсов по подготовке лаборантов общих клинических лабораторий медучреждений к деятельности в вирусологических лабораториях;

в) в 20-дневный срок:

q организация в Центре развития профессиональной квалификации медработников и его региональных филиалах, Ташкентской медицинской академии и ее региональных филиалах, а также Андижанском, Бухарском и Самаркандском мединститутах месячных курсов переподготовки по специальности "Врач-лаборант вирусологической лаборатории" для выпускников, закончивших высшие образовательные учреждения республики по направлению образования "Биология";

q организация месячных краткосрочных онлайн-курсов переспециализации на специальность алеолог" медработников территориальных подразделений Центра поддержки здорового образа жизни и повышения физической активности населения;

г) привлечение выпускников медицинских вузов, прошедших обучение на основе госгранта на срок до 1 года на территории, находящиеся в трудном положении.

Минздраву поручено:

q совместно с Минфином до 15 августа текущего года разработать и внедрить систему оплаты труда врачей общей практики, обучающихся на курсах целевой первичной специализации (интернатуре);

q до 20 августа текущего года утвердить перечень специальностей врачей для обучения на курсах целевой первичной специализации (интернатуре);

q начиная с 2020/2021 учебного года, полностью внедрить курсы целевой первичной специализации (интернатуру).


* * *



Постановлением Правления Центрального банка РУз утверждено Положение о порядке и условиях допуска к банковской деятельности (рег. МЮ N 3252 от 30.06.2020 г.).


Принятый документ прокомментировал Джахонгир Юлдашев, заместитель начальника управления департамента лицензирования и разрешительных процедур Центрального банка.

- Положение разработано для приведения разрешительных и лицензионных процедур в сфере банковской деятельности в соответствие с требованиями Законов "О Центральном банке Республики Узбекистан" и "О банках и банковской деятельности" в новых редакциях. Документ оптимизирует и объединяет в себе несколько нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу.

В Положении урегулированы следующие вопросы:

q создание банков и получение лицензии на право осуществления банковской деятельности;

q получение предварительного разрешения на приобретение акций банков;

q оценка членов наблюдательного совета и правления, а также ключевого персонала банков;

q открытие и закрытие обособленных подразделений (филиалов и офисов) банков;

q регистрация изменений и дополнений в устав банка;

q реорганизация и ликвидация банков.

Положение устанавливает конкретные критерии, которым должны соответствовать учредители и потенциальные приобретатели, члены наблюдательного совета и правления, а также ключевой персонал банка.

Банки независимы в принятии решений, связанных с осуществлением финансовых операций. Госорганам и их должностным лицам запрещается вмешиваться в их деятельность, в том числе в управление предпринимательскими рисками, связанными с формированием кредитного портфеля и активов банков, назначение руководящих работников, а также требовать различного рода выплат и взносов за счет средств банка.

К финансовым операциям, осуществляемым банками, относятся:

q привлечение денежных средств во вклады (депозиты);

q осуществление платежей, в том числе без открытия банковских счетов;

q открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, в том числе корреспондентских счетов банков;

q предоставление на условиях возвратности, платности и срочности кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;

q операции с иностранной валютой в наличной и безналичной формах;

q покупка и продажа монет из драгоценных металлов;

q осуществление операций с производными финансовыми инструментами (деривативами);

q предоставление лизинга и другие.

Государственная регистрация банка и выдача лицензии осуществляется в соответствии со статьей 20 Закона "О банках и банковской деятельности". Для госрегистрации и получения лицензии заявитель не позднее шести месяцев после получения предварительного разрешения на создание банка должен представить в Центробанк все необходимые документы.

Центральный банк принимает положительное решение при условии обеспечения безопасного осуществления банковской деятельности и соблюдения требований корпоративного управления, гарантирующего защиту интересов вкладчиков и кредиторов, а также надлежащего функционирования банковской системы.

Решение о госрегистрации банка и выдаче лицензии принимается в срок, не превышающий одного месяца со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. За выдачу лицензии взимается госпошлина в размере 0,1% от минимального размера уставного капитала банка. Информация о регистрации банка и выдаче ему лицензии публикуется на официальном веб-сайте ЦБ.

Для стимулирования притока в отечественную банковскую систему инвестиций иностранных банков и других кредитных организаций, имеющих высокие показатели капитала и кредитного рейтинга, а также международных финансовых организаций, в Положении предусматривается отдельный упрощенный порядок получения этими организациями предварительного разрешения при создании банка или участии в уставном капитале банка.


* * *



Система органов СЭС реформирована. Это предусмотрено двумя документами, которые подписал Президент (Указ от 25.07.2020 г. N УП-6035 и Постановление от 27.07.2020 г. N ПП-4790).


Санитарно-эпидемиологическая служба (далее - СЭС) - уполномоченный госорган, ответственный за реализацию единой госполитики в сфере санэпидблагополучия населения и общественного здоровья. Ее решения являются обязательными для исполнения органами госуправления, хозяйственными объединениями, органами исполнительной власти на местах, другими организациями, их должностными лицами и гражданами.

СЭС и ее территориальные подразделения являются правопреемниками по правам, обязательствам и договорам упраздняемых Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия и Госинспекции санитарно-эпидемиологического надзора и их территориальных подразделений.

СЭС входит в состав Минздрава. Ее возглавляет начальник, одновременно являющийся первым замминистра здравоохранения и главным госсанитарным врачом республики. Он назначается на должность и освобождается от нее Президентом, а его замы - Кабинетом Министров по представлению министра здравоохранения.

Утверждены:

q организационная структура санэпидслужбы и структура ее центрального аппарата;

q Положение о Службе санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья;

q план мероприятий по развитию СЭС;

q план пересмотра санитарных правил, норм и гигиенических нормативов в 2020-2025 гг. в соответствии с международными стандартами.

Определены задачи, направления деятельности, функции, права и ответственность СЭС, а также источники финансирования ее деятельности.

Медицинским, санитарно-эпидемиологическим и другим работникам СЭС на период их привлечения к мероприятиям по противодействию распространению коронавируса вводится ежедневная доплата - 6% от месячного должностного оклада. На работников также распространяются условия дополнительной оплаты труда, предусмотренные пунктом 1 Постановления Президента РУз от 24.04.2020 г. N ПП-4695.

Работникам центрального аппарата СЭС выплачивается ежемесячная надбавка за выслугу лет за счет средств внебюджетного фонда (в коэффициентах к должностному окладу с учетом коэффициента стимулирования):

q от 3 до 5 лет - 0,5;

q с 5 до 10 лет - 0,8;

q от 10 до 15 лет - 1;

q от 15 до 20 лет - 1,5;

q свыше 20 лет - 1,8.

Начиная с 1 января 2021 года:

а) работникам СЭС за счет Госбюджета дополнительно к действующей месячной оплате труда устанавливается ежемесячная надбавка в следующих размерах:

q 30% от должностного оклада - работникам, имеющим ученую степень кандидата наук или доктора философии (PhD) либо приравненную к ним другую ученую степень зарубежных государств;

q 60% от должностного оклада - работникам, имеющим ученую степень доктора наук (DSc);

б) в научно-исследовательских учреждениях СЭС:

q финансирование расходов на содержание зданий и сооружений, а также оплату труда работников производится за счет средств Госбюджета на основе базового финансирования;

q оплата труда руководящих работников приравнивается к базовому должностному окладу руководящих работников научно-исследовательских учреждений, принимающих участие в реализации научно-технических программ фундаментальных, прикладных исследований и инновационных работ за счет бюджетных средств.

Также СЭС вправе оказывать платные услуги населению для улучшения собственной материально-технической базы и поощрения работников. По итогам каждого месяца служба публикует на своем сайте информацию о средствах, выделенных ей из Госбюджета, направлениях их расходования, результатах эффективности.

Также создается внебюджетный Специальный фонд СЭС. Определены источники формирования его средств и направления их расходования.


* * *



С 1 октября текущего года внедряется практика выдачи "Знака санитарно-эпидемиологического благополучия" субъектам предпринимательства (Указ Президента РУз от 25.07.2020 г. N УП-6035).


Знак будет выдаваться Службой санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья (далее - Служба) на основе изучения соответствия деятельности предпринимателей санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам и результатов анализов.

Знак будет иметь 3 категории - "зеленый", "желтый", "красный" - и действовать в течение 12 месяцев.

Органами Службы не допускается изучение и проверка деятельности субъектов предпринимательства, имеющих "зеленый" знак, за исключением зарегистрированных случаев массовых отравлений и групповых заболеваний. При этом объекты туристской и сопутствующей инфраструктуры, включенные в Реестр безопасных объектов системы "Uzbekistan. Safe travel GUARANTEED", приравниваются к объектам со знаком категории "зеленый".

Знак будет выдаваться по инициативе:

q субъектов предпринимательства - добровольно через ЕПИГУ на платной основе;

q госорганов - в случаях, предусмотренных законодательством, в обязательном порядке.

Доход, получаемый от предоставления услуг, направляется на развитие материально-технической базы и стимулирование работников Службы.

Службе и Торгово-промышленной палате совместно с заинтересованными ведомствами поручено до 15 октября текущего года внести в Кабинет Министров порядок выдачи знака.


* * *



Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство иностранных дел и Государственный таможенный комитет приняли совместное Постановление "Об утверждении перечня государств, с которыми подписаны соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с предоставлением режима наибольшего благоприятствования и свободной торговли" (рег. МЮ N 3267 от 30.06.2020 г.).

     

В перечень вошли 47 стран:

         

1. Австрия


11. Греция

21. Кипр

31. Польша

41. Чехия

2. Афганистан


12. Дания

22. Корея

32. Словения

42. Швеция

3. Бангладеш


13. Египет

23. Китай

33. Румыния

43. Швейцария

4. Бельгия


14. Израиль

24. Латвия

34. Словакия

44. Эстония

5. Болгария


15. Индия

25. Литва

35. Сингапур*

45. Япония

6. Бразилия


16. Индонезия

26. Мальта

36. Соединенные Штаты Америки


46. Саудовская Аравия


7. Великобритания


17. Ирландия

27. Люксембург

37. Турция

47. Малайзия

8. Венгрия


18. Испания

28. Нидерланды

38. Финляндия

9. Вьетнам


19. Италия

29. Португалия

39. Франция

10. Германия


20. Иордания

30. Пакистан

40. Хорватия

        

      

*) Только к товарам, указанным в Приложении А к Соглашению между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Сингапур об основных направлениях экономического и гуманитарного сотрудничества, подписанному 25 января 2007 года в г. Ташкенте.


* * *



Принято Постановление Правления Центрального банка "Об утверждении Положения об обеспечении информационной безопасности в платежных системах операторов платежных систем и поставщиков платежных услуг" (рег. МЮ N 3268 от 30.06.2020 г.).


Положение разработано в соответствии с Законами "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О платежах и платежных системах", "Об архивном деле", "О персональных данных".

В Положении перечислены меры, которые обязаны предпринять операторы платежных систем и поставщики платежных услуг на всех этапах формирования, передачи, хранения и обработки сведений о платежах. Для предотвращения наносящих вред программам и операционным системам кодов, уменьшения их отрицательного воздействия необходимо:

q принимать меры по выявлению и предотвращению отрицательного воздействия кодов (компьютерных вирусов), наносящих вред вычислительной технике (серверы, компьютеры и др.), банкоматам, эмбоссерам и платежным терминалам (с учетом технической возможности);

q в информационных системах использовать только лицензионные антивирусные программы, обеспечивать их ежедневное обновление и работу в автоматическом режиме;

q проверять антивирусной программой все электронные сведения, в том числе, поступающие через Интернет и электронную почту.

Документом определены правила использования криптографических методов защиты информации в платежных системах.

В Положении указаны меры по предотвращению несанкционированного доступа на объекты информатизации и ограничения доступа к ним, обеспечению информационной защиты информационных систем и другие меры по защите информации.

Документом также установлены требования к:

q секретности платежных сведений и защите содержащихся в них персональных данных;

q службе информационной безопасности;

q ограничению полномочий сотрудников информационных систем;

q мониторингу информационных систем;

q выявлению неблагоприятных происшествий, связанных с нарушением требований информационной безопасности;

q мерам воздействия по отношению к неблагоприятным происшествиям, связанным с нарушением требований информационной безопасности и анализу их причин;

q обеспечению защиты информации при применении банкоматов, инфокиосков и платежных терминалов;

q режиму безопасности;

q контролю процесса осуществления платежей и др.


* * *



Утверждены Правила внутреннего контроля по борьбе против легализации доходов, полученных от преступной деятельности в платежных организациях, операторами платежных систем, операторами систем электронных денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового поражения (совместное Постановление Правления ЦБ и Департамента по борьбе с экономическими преступления при Генпрокуратуре, рег. МЮ N 3266 от 30.06.2020 г.).


Правила разработаны в соответствии с Законами "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О платежах и платежных системах", "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".


Основные цели системы внутреннего контроля:

q эффективное выявление и предупреждение операций, направленных на легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, финансирование терроризма и распространения оружия массового поражения;

q недопущение привлечения операторов платежных систем, систем электронных денег и платежных организаций к умышленной или неумышленной преступной деятельности;

q обеспечение строгого соблюдения требований законодательства по борьбе против легализации доходов, финансирования терроризма и распространения оружия массового поражения.

Правилами установлены основные задачи системы внутреннего контроля.

Операторы платежных систем, систем электронных денег и платежные организации с учетом деятельности своих платежных агентов и (или) субагентов в обязательном порядке разрабатывают свои внутренние правила. Их соблюдение для платежных агентов и субагентов является обязательным.

В Правилах также прописаны:

q организация системы внутреннего контроля;

q методы проверки клиентов в необходимой мере;

q критерии и признаки подозрительных операций;

q операции, осуществляемые с участием лиц, причастных или подозреваемых в причастности к террористической деятельности, распространению оружия массового поражения;

q требования к предоставлению сведений в уполномоченный госорган;

q порядок оформления, хранения и обеспечения секретности сведений и документов;

q ответственность руководителя и сотрудников службы внутреннего контроля и других подразделений.

В Приложении к Правилам приведены перечни сведений, необходимых для идентификации физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей без образования юрлица.


* * *



Постановлением Государственного таможенного комитета (ГТК) и Министерства энергетики утверждено Положение о порядке проведения таможенного контроля и таможенного оформления электроэнергии, передаваемой через таможенную границу Республики Узбекистан по сетям передачи электричества (рег. МЮ N 3265 от 30.06.2020 г.).


Таможенный контроль и оформление прохождения электроэнергии через таможенную границу осуществляются сотрудниками таможенных постов в пунктах таможенного контроля. Контроль ведется на основе показателей оборудования по учету электроэнергии, данных системы учета и отчетности, проверки документов и информационных данных.

Перечень пунктов таможенного контроля электроэнергии устанавливается Минэнерго по согласованию с ГТК и оформляется согласно Приложению к Положению.

В Положении прописан порядок снятия показаний приборов учета электроэнергии (дата, время, участники процедуры и т.д.), а также утверждения этих показателей.

Протокол показателей приборов учета электроэнергии составляется по установленной Положением форме в 3-х экземплярах, подписывается представителями объекта энергетики и таможенного поста и направляется по одному экземпляру: на объект энергетики, пункт таможенного контроля и в соответствующее территориальное подразделение Министерства энергетики.

Координационно-диспетчерский Центр (КДЦ) "Энергия" распределяет и осуществляет учет объемов коммерческих потоков электроэнергии (экспорт, импорт) согласно условиям договоров между странами-участницами Объединенной энергетической системы Центральной Азии (ОЭС ЦА) и условий параллельной работы.

Сведения по потокам электроэнергии утверждаются руководителем КДЦ "Энергия" и предоставляются всем энергосистемам ОЭС ЦА. Соответствующая организация энергетики, уполномоченная на передачу и прием электроэнергии через таможенную границу Узбекистана, передает сведения об осуществленных межгосударственных коммерческих поставках электроэнергии в уполномоченное структурное подразделение Министерства энергетики.

В Положении также определены порядки:

q установки и снятия средств таможенной идентификации;

q декларирования электрической энергии и таможенного оформления;

q оформления электроэнергии, передаваемой через сети передачи электроэнергии транзитом;

q оплаты таможенных платежей.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Указ от 24.07.2020 г. N УП-6034 "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия", предусматривающий очередной этап судебно-правовой реформы.


В структуре Верховного суда образуется судебный состав по рассмотрению:

q инвестиционных споров, возникающих между крупными инвесторами (физические и юрлица, инвестировавшие не менее $20 млн в экв.) и госорганами;

q дел о конкуренции.

Судебный состав будет рассматривать соответствующие дела в качестве суда первой инстанции по желанию крупных инвесторов и сторон по делам о конкуренции. Остальные инвестиционные споры по желанию инвесторов могут быть рассмотрены судами Каракалпакстана, областей и Ташкента по первой инстанции.

Также в Верховном суде появится руководитель аппарата, который будет организовывать и координировать работу управлений и отделов. Должность подотчетна Пленуму Верховного суда, который назначает и освобождает от нее по представлению председателя Верховного суда. Кроме того, в структуре высшей судебной инстанции создаются два управления:

q анализа законодательства в судебно-правовой сфере, которому передаются 9 штатных единиц упраздняемого Центра изучения проблем судебной практики Высшей школы судей;

q по взаимодействию с общественностью и СМИ. Пресс-службы появятся также в областных и приравненных к ним судах.

В ближайшие два месяца в Олий Мажлис должен поступить законопроект, разработанный в порядке законодательной инициативы Верховным судом и Высшим судейским советом. Согласно проекту с 1 января 2021 года:

q на базе судов по гражданским, уголовным делам и экономических судов областного уровня образуются суды общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и Ташкента. При этом сохранится строгая специализация судей и будут образованы отдельные судебные коллегии по видам судопроизводства;

q полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях возвращаются судам по уголовным делам (с 1 июня 2017 года - в компетенции административных судов);

q в центрах Каракалпакстана и областей, а также в Ташкенте образуются межрайонные административные суды. В этой связи районные (городские) административные суды будут упразднены, но административные суды Республики Каракалпакстан, областей и Ташкента - сохранятся;

q упраздняются Амударьинский, Нурабадский, Байсунский и Пастдаргомский районные экономические суды;

q образуются Янгиюльский межрайонный, Ургутский, Сохский, Хатырчинский, Пахтакорский районные суды по гражданским делам, Пастдаргомский межрайонный экономический суд, Бузатовский, Тахиаташский, Бандиханский, Тупроккалинский районные суды по уголовным делам;

q решения Высшей квалификационной коллегии судей и квалификационных коллегий судей региональных судов можно будет обжаловать в Высший судейский совет. 

Помимо этого, с будущего года также:

а) упраздняется институт рассмотрения судебных дел в порядке надзора, отменяется право председателя Верховного суда, Генерального прокурора и их заместителей на внесение протеста в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления суда;

б) вводятся стадии предварительного слушания для оперативного выявления и устранения факторов, препятствующих рассмотрению уголовного дела на общих основаниях, определения порядка принятия решений по делу с участием сторон и соблюдением принципа состязательности на стадии назначения дела к рассмотрению в суде;

в) внедряются следующие правила судопроизводства:

q решения межрайонных, районных (городских) судов могут быть пересмотрены в апелляционном порядке областными и приравненными к ним судами, а решения областных и приравненных к ним судов, вынесенные в качестве суда первой инстанции, - судебными коллегиями Верховного суда;

q решения судов, рассмотренные в апелляционном порядке, могут быть пересмотрены в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда;

q решения, вынесенные по делам, которые были рассмотрены в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда, могут быть рассмотрены повторно в кассационном порядке по протесту председателя Верховного суда, Генерального прокурора и их заместителей;

q отказ гособвинителя от обвинения влечет прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям;

q прокурор может истребовать из суда и изучить дело, по которому судебный акт вступил в законную силу, только если по этому делу есть обращения сторон;

q прокурор за отдельными исключениями не может по собственной инициативе участвовать в рассмотрении гражданских и экономических дел в судах, возбужденных по инициативе других лиц.

До 1 ноября 2020 года должны разработать и внести в Законодательную палату новую редакцию закона "О судах", в которой будут оформлены все вышеописанные новшества.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 23.07.2020 г. N 452 "О мерах по ведению государственного учета установок возобновляемых источников энергии и вырабатываемой ими энергии".


Документ принят в соответствии с Постановлением Президента РУз от 22.08.2019 г. N ПП-4422 "Об ускоренных мерах по повышению энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии".

Министерству энергетики совместно с ООО "Единый интегратор по созданию и поддержке государственных информационных систем UZINFOCOM" поручено до 1 марта 2021 года:

q внедрить присвоение в онлайн-режиме единого идентификационного номера производителям энергии от возобновляемых источников энергии (ВИЭ);

q организовать предоставление отчетов по энергии, выработанной от ВИЭ, в электронной форме в онлайн-режиме в соответствии с порядком и требованиями, установленными настоящим Постановлением;

q разработать автоматизированную информационную систему, обеспечивающую работу Единой базы данных Минэнерго по сбору, систематизации и анализу сведений по учету производимой и (или) поставляемой энергии, выработанной от ВИЭ.

Документом также:

q установлены источники финансирования работ по внедрению Единой базы данных;

q поручено обеспечить интеграцию Единой базы данных с информационной системой Госкомстата.

В Положении приведена схема ведения учета установок ВИЭ и вырабатываемой ими энергии.

Для получения идентификационного номера производители энергии подают в Минэнерго через Единую базу данных заявление, содержащее сведения о:

q производителях энергии: для юрлиц - реквизиты (место нахождения); для физических (индивидуальных предпринимателей) - Ф.И.О., адрес (почтовый) места жительства;

q виде ВИЭ, используемого для производства энергии (солнце, ветер, биогаз, геотермальные источники и др.);

q производителе установок ВИЭ, стране-производителе и дате производства, типе и мощности основных установок ВИЭ, наличии (отсутствии) сертификата соответствия, а также дате введения в действие.

В Положении также прописан Порядок выдачи производителям энергии идентификационного номера и ведения учета энергии, вырабатываемой с помощью установок ВИЭ.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 23.07.2020 г. N 451 "Об утверждении общего технического регламента по безопасности детских игрушек". Документ вступит в силу через 12 месяцев со дня опубликования.


Агентству "Узстандарт" совместно с уполномоченными госорганами поручено со дня введения в действие настоящего общего технического регламента (далее - техрегламент) принять меры по отмене обязательности применения нормативных документов по стандартизации детских игрушек и обеспечению добровольности их применения.

Техрегламент разработан для обеспечения безопасности игрушек, защиты жизни детей и ухаживающих за ними взрослых. Он устанавливает требования к производству и продаже игрушек, а также предупреждает действия, вводящие в заблуждение потребителей при использовании игрушек и об их безопасности.

В приложении к техрегламенту приводятся виды продукции, которые не рассматриваются как "детские игрушки", в частности, игрушки для детей старше 18 лет, коллекционные модели, елочные игрушки, оборудование для детских игровых площадок, спортинвентарь, игровые автоматы, пневматическое оружие и т.п. Требования техрегламента не применяются к ним, а также к игрушкам, изготовленным по личным заказам, и их выставочным образцам.

В техрегламенте заложены требования по следующим видам безопасности:

q пожарной;

q химической;

q токсикологическо-гигиенической;

q электро-, радиационной, микробиологической;

q упаковки, клейма и другие.

В документе прописаны меры по обеспечению соответствия безопасности, оценке и утверждению соответствия, порядок использования действующих нормативных документов, регулирующих требования к безопасности детских игрушек в переходный период (до их приведения в соответствие с техническим регламентом), а также порядок осуществления госконтроля за соблюдением требований техрегламента.


* * *



Принят Закон Республики Узбекистан от 24.07.2020 г. N ЗРУ-630 "Об инновационной деятельности", определяющий основные направления госполитики в этой области, ее субъектов, объекты, инфраструктуру, систему управления сферой и механизм ее финансирования.


Основными направлениями госполитики в области инновационной деятельности являются:

q обеспечение правового регулирования инновационного развития;

q определение приоритетных направлений;

q создание необходимых условий и инфраструктуры;

q господдержка и стимулирование субъектов инновационной деятельности;

q разработка и реализация государственных республиканских, отраслевых и территориальных программ;

q содействие привлечению инвестиций;

q развитие государственно-частного партнерства;

q организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

q развитие международного сотрудничества.

Государство осуществляет поддержку инновационной деятельности путем:

q принятия и реализации стратегий инновационного развития;

q совершенствования нормативно-правовой базы;

q предоставления налоговых, таможенных льгот и преференций субъектам инновационной деятельности;

q реализации госзаказа на создание инноваций за счет средств Гобюджета республики и иных источников, не запрещенных законодательством;

q создания условий для привлечения средств хозсубъектов в финансирование инновационной деятельности;

q организации госзакупок наукоемкой продукции и передовых технологий;

q содействия подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области инновационной деятельности.

Уполномоченным госорганом в области инновационной деятельности является Министерство инновационного развития.

В Законе даются определения следующим понятиям "инновация", "инновационная деятельность", "инновационный проект", "инновационная инфраструктура", "трансфер технологий".


Инновация - введенная в гражданский оборот или используемая для собственных нужд новая разработка, применение которой на практике обеспечивает достижение значительного социально-экономического эффекта. Законом выделяются продуктовая, процессная, маркетинговая, организационная инновации.


Инновационная деятельность - деятельность по созданию новых разработок, а также обеспечению их передачи и реализации в сферу производства.


Инновационный проект - комплекс мероприятий, предусматривающих сроки выполнения, исполнителей, источники финансирования и формирование соответствующей инфраструктуры для создания новых разработок.


Субъектами инновационной деятельности являются:

q физлица, осуществляющие инновационную деятельность;

q органы государственного и хозяйственного управления и иные организации, участвующие в реализации единой госполитики в области инновационной деятельности;

q научные, научно-исследовательские, высшие образовательные, производственные и иные организации, создающие, внедряющие новые разработки и использующие инновации;

q негосударственные некоммерческие организации, представляющие и защищающие интересы производителей и потребителей инноваций;

q правообладатели объектов интеллектуальной собственности, реализуемых и используемых в процессе инновационной деятельности;

q инвесторы и субъекты предпринимательства, осуществляющие инвестирование в инновационную деятельность.

Законом также вводится процедура трансфер технологий - комплекс мероприятий, направленный на передачу новой разработки из сферы ее получения (разработки) в сферу практического применения. Его приоритетными направлениями являются:

q производство высококачественной и конкурентоспособной новой или улучшенной продукции по сравнению с аналогичной, производимой с использованием существующих технологий;

q производство новых видов продукции на основе новых разработок и технологий;

q внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий по сравнению с аналогичными технологиями.

Трансфер технологий осуществляется на основании договора, обязательным условием заключения которого является наличие права на интеллектуальную собственность и выгоды от нее.

Инновационной инфраструктурой является совокупность предприятий, организаций, учреждений и их объединений, которые осуществляют материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности. К их числу относятся:


1. Инновационный технологический парк (технопарк) - юрлицо, владеющее территорией с единым материально-техническим комплексом, где создаются благоприятные условия для осуществления инновационной деятельности. Основной задачей технопарка является оказание поддержки его резидентам. Срок его функционирования составляет до 30 лет с возможностью его последующего продления. Статус резидента технопарка предоставляется на конкурсной основе сроком до 10 лет;


2. Центр трансфера технологий - юрлицо, созданное для обеспечения трансфера технологий и коммерциализации инновационных разработок;


3. Инновационный кластер создается без образования юрлица как совокупность субъектов инновационной деятельности, потребителей результатов инновационной деятельности, участвующих в создании инноваций на соответствующей территории. Основной его целью является стимулирование инновационной деятельности посредством эффективного взаимодействия, совместного использования мощностей и обмена знаниями, компетенциями, а также обеспечения вклада в трансфер технологий;


4. Венчурные организации, фонды, товарищества - это специализированные финансовые институты, создаваемые как в форме юрлица, так и без образования юрлица, основным видом деятельности которых является финансирование реализации рисковых инновационных проектов.


5. Инновационный центр создается в форме юрлица с целью реализации полного цикла работ в сфере инновационной деятельности - от создания новых идей до коммерциализации новых разработок.


Законом также определены источники финансирования инновационной деятельности и направления их расходования. К ним относятся:

q республиканский бюджет Узбекистана;

q республиканский бюджет Каракалпакстана и местные бюджеты областей и г. Ташкента;

q Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей;

q фонды поддержки инновационной деятельности;

q венчурные фонды;

q собственные средства субъектов инновационной деятельности;

q международные гранты, целевые кредиты коммерческих банков, в том числе иностранных, и международных финансовых институтов;

q средства частных инвесторов;

q другие источники, не запрещенные законодательством.


* * *



Постановлением Правления Центрального банка утверждена Инструкция о порядке ведения бухгалтерского учета в небанковских кредитных организациях (рег. МЮ N 3263 от 30.06.2020 г.).


Инструкция разработана в соответствии с Законами "О Центральном банке Республики Узбекистан" и "О бухгалтерском учете". Ее требования по осуществлению, оформлению, учету и контролю бухгалтерских операций распространяются на микрокредитные организации, ломбарды (далее - небанковские кредитные организации) и организации по рефинансированию ипотеки (далее - ипотечные организации).

Отражение бухгалтерских операций этих организаций в счетах-фактурах осуществляется в соответствии с Планом счетов-фактур бухгалтерского учета небанковских кредитных организаций, приведенных в Приложении N 1 к Инструкции.

Документом определены порядок и правила организации бухгалтерской службы, документы по ведению бухучета, а также период учета.

Для небанковских кредитных организаций в Инструкции прописаны правила учета:

q кредитных операций;

q имущества, принятого на хранение, а также в залог в качестве обеспечения кредитов;

q основных средств;

q нематериальных активов;

q проведенных микролизинговых операций;

q факторинговых операций;

q малоценного и быстроизнашивающегося имущества;

q бухгалтерский учет кассовых операций;

q средств, выплаченных в порядке предоплаты и подлежащих получению, а также расходов с продленным сроком;

q кредитов, подлежащих выплате;

q лизинговых операций;

q средств, подлежащих оплате за ТМЦ, и других задолженностей;

q доходов и расходов.

В Инструкции также определены порядок учета бухгалтерских операций в ипотечных организациях, активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, и правила хранения бухгалтерской документации.


























































Время: 0.0048
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск