ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2020 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 15 по 21 августа 2020 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 15 по 21 августа 2020 г.)


Госконтроль на стройках будет проводиться по новому регламенту

       

В сфере архивного дела - дополнительные госуслуги

        

В Самарканде откроется Генеральное консульство Турции

         

Безнадежная задолженность за товары: исключаем из учета

         

Развитие экспорта и инвестиций - задача правительственной комиссии

        

Территории СЭЗ "Хазарасп" расширяются

         

Как идентифицируют жертв торговли людьми

       

Счет-фактура: оформление, выдача, приемка

       

Возмещение суммы НДС: как это будет проходить

        

Как определить рыночную стоимость товаров для расчета НДС

       

Выделены гранты на обучение в ведущих университетах Японии

         

Инвестор из Турции построит ТЭС в Ташобласти

        

Детализируется порядок возмещения суммы НДС

         

Вводится рейтинг эффективности работы сходов граждан

       

Скорректирована система оценки уровня развития предпринимательства

        

Общественным советам женщин определили правовой статус



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 20.08.2020 г. N 496 "Об утверждении Административного регламента осуществления государственного строительного контроля на объектах и классификации категорий опасности объектов".


Документ принят в соответствии с Постановлением Президента РУз от 05.02.2020 г. N ПП-4586 "О мерах по коренному повышению качества производства строительно-монтажных работ и совершенствованию системы контроля в строительстве".

Административный регламент определяет:

q задачи контрольной инспекции в сфере строительства при строительстве и реконструкции зданий и сооружений;

q порядок обеспечения безопасности и качества строительных объектов, осуществления архитектурно-строительного надзора;

q классификацию сложности строительных объектов по категориям опасности;

q виды, критерии государственного строительного контроля и основания их осуществления;

q порядок проведения инструментально-технической проверки зданий и сооружений.

Министерству строительства совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами поручено в месячный срок:

q внести предложение по внесению соответствующих изменений в список проверок, осуществляемых в порядке уведомления уполномоченного органа, путем регистрации в Единой электронной системе регистрации проверок, утвержденной Указом Президента от 27.07.2018 г. N УП-5490;

q привести свои нормативно-правовые акты с данным Постановлением.

Регламент определяет порядок осуществления Инспекцией по контролю в сфере строительства при Минстрое (далее - Инспекция) и ее территориальными подразделениями государственного контроля на объектах. Контроль будет осуществляться исходя из категории их опасности, независимо от организационно-правовой формы и источников финансирования.

Объекты строительства и реконструкции на территории республики, о начале строительно-монтажных работ на которых требуется направлять извещение, принимаются на госконтроль в обязательном порядке. Порядок осуществления контроля приведен в Приложении N 1 к Регламенту.

Государственный строительный контроль по степени опасности подразделяет строительные объекты на четыре категории:

q I - объекты с низкой степенью опасности;

q II - объекты со средней степенью опасности;

q III - объекты с высокой степенью опасности;

q IV - объекты с очень высокой степенью опасности.

Строительные объекты, которым присущи особенности, характеризующие опасность по нескольким категориям, относятся к IV категории.

В зависимости от категории предусмотрена следующая периодичность осуществления государственного строительного контроля:

q I - контроль со стороны Инспекции или территориальных инспекций не предусмотрен;

q II - не более двух раз в месяц;

q III - не более трех раз в месяц;

q IV - не более четырех раз в месяц.

В Регламенте также прописаны порядки:

q устранения выявленных недостатков по требованиям строительных норм и правил;

q проведения испытаний при осуществлении государственного строительного контроля.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 19.08.2020 г. N 495 "Об утверждении отдельных административных регламентов по предоставлению государственных услуг в сфере архивного дела и делопроизводства".


В соответствии с Постановлением Президента РУз от 20.09.2019 г. N ПП-4463 "О совершенствовании деятельности Агентства "Узархив" Республики Узбекистан" утверждены административные регламенты по предоставлению следующих государственных услуг:

q выдача архивной справки о подтверждении заработной платы и стажа работы;

q выдача архивной справки о подтверждении учебы в высшем и среднем специальном образовательном учреждении;

q подготовка аннотационных сведений по информации, содержащейся в тюркских, арабских и персидских документах, созданных на арабской графике;

q цифровизация (снятие электронных копий) архивных документов, книг и рукописей.

Принято к сведению, что в рамках выполнения Указа Президента РУз от 02.03.2020 г. N УП-5953 "О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год развития науки, просвещения и цифровой экономики" внедрен порядок, по которому:

а) удостоверение трудового стажа и размера зарплаты для расчета пенсий осуществляется без предоставления архивных данных с использованием сведений:

q по обязательным накопительным пенсионным выплатам за 2005-2016 годы;

q централизованного электронного реестра по единому учету обязательных отчислений и взносов на государственное социальное страхование во внебюджетный Пенсионный фонд за период 2016-2018 годы;

q централизованного электронного реестра данных по единому учету заработной платы граждан за 2019 год;

б) архивными данными за указанные периоды можно воспользоваться лишь при отсутствии необходимых сведений в системе либо по обращению граждан.

Агентству "Узархив" поручено в 10-дневный срок внести в Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций техническое задание по внедрению электронных госуслуг на ЕПИГУ.

Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Агентством "Узархив" и Агентством госуслуг при Минюсте поручено в течение месяца:

q обеспечить внедрение утвержденных регламентов по оказанию госуслуг через ЕПИГУ;

q установить порядок контроля за рассмотрением обращений на каждом этапе оказания услуг через ЕПИГУ;

q обеспечить внедрение единой биллинговой электронной системы учета госпошлин и сборов за оказание госуслуг.

Министерству финансов поручено в месячный срок обеспечить выделение Агентству "Узархив" необходимых средств для разработки и введения в действие государственными архивами информационной системы, обеспечивающей обмен электронными сведениями для оказания госуслуг, укрепления материально-технической базы государственных архивов, требуемой для внедрения информационной системы.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18.08.2020 г. N 494 "О мерах по дальнейшему укреплению стратегического партнерства между Республикой Узбекистан и Турецкой Республикой и расширению многопланового сотрудничества".


Постановлением:

q утверждена Программа мероприятий по своевременному практическому исполнению соглашений между Республикой Узбекистан и Турецкой Республикой;

q создан Координационный совет по расширению многопланового сотрудничества между Узбекистаном и Турцией.

Перед Координационным советом поставлены задачи:

q проводить анализ выполнения Программы мероприятий и оказывать практическую помощь в реализации проектов;

q совершенствовать детальность министерств, ведомств, организаций, являющихся исполнителями проектов программы и ответственных за их своевременную и качественную реализацию;

q разрабатывать предложения по расширению двухстороннего сотрудничества и принимать меры по устранению возникающих препятствий.

При Министерстве инвестиций и внешней торговли в рамках действующего штатного расписания создается Проектный офис для организации системной работы с турецкими инвесторами. Планируется привлекать турецких экспертов в качестве советников для передачи передового опыта и инноваций по индустриализации и развитию современной инфраструктуры, внедрению международных стандартов, организации эффективного развития специальных экономических зон.

Согласно Постановлению, будет расширена техническая помощь правительства Турции по следующим направлениям с привлечением ведущих турецких экспертов:

q наращивание потенциала в области управления объектами инфраструктуры здравоохранения;

q укрепление институциональной и нормативной базы в области сейсмологии, внедрение современных международных стандартов;

q содействие по внедрению международных стандартов в области строительства и эффективного использования дорог и придорожной инфраструктуры;

q внедрение лучших решений и технологий Турции в области "электронного правительства".

Министерству иностранных дел поручено:

q совместно с хокимиятом Самаркандской области до конца 2020 года оказать практическую помощь в открытии в городе Самарканде Генерального консульства Турецкой Республики;

q рассмотреть вопрос назначения почетных консулов Республики Узбекистан в городах Анталия, Адана и Бурса Турецкой Республики.


* * *



Утверждено Положение о порядке внесения изменений в базу НДС в случаях, когда обязательства по оплате за товары (услуги) признаются в качестве безнадежной задолженности и подлежат исключению из учета (Приложение N 4 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 14.08.2020 г. N 489 "О совершенствовании налогового администрирования налога на добавленную стоимость и иностранных юридических лиц").


Требования Положения не распространяются на те случаи, когда налогоплательщик при заключении сделки не проявил должной осмотрительности (статья 15 Налогового кодекса).


Налогоплательщик вправе осуществить вычет безнадежной задолженности за прошедшие периоды налоговой отчетности по доходам. Это возможно только при выведении задолженности из суммы долга и отражении этой операции в бухучете налогоплательщика.

Для принятия решения (составления приказа) руководителем предприятия об исключении из учета безнадежной задолженности нужны следующие основания-документы:

q решение суда о прекращении обязательств;

q банкротство (решение экономического суда о ликвидации юрлица-банкрота);

q смерть физического лица - должника;

q истечение срока исковой давности задолженности.

При следующих ситуациях задолженность не признается безнадежной:

q она не подтверждена документально;

q возникшая в результате запоздалого перехода прав другим лицам;

q возникшая в результате непринятия в период иска кредитором, в течение длительного времени, вплоть до истечения срока давности, мер по ее взысканию;

q по которой есть гарантия (поручительство) обязательства;

q возникшая на основе условий солидарного договора.

Критерии исключения налогоплательщиком задолженности для целей налогообложения должны быть отражены в его учетной политике.

Для исключения безнадежной задолженности из учета субъекту предпринимательства необходимо собрать следующие документы:

q договор с указанием срока платежа;

q счета-фактуры и акты по передаче и принятию ТМЦ согласно договору;

q платежные поручения, отчет по инвентаризации за последний период;

q приказ руководителя об исключении из учета безнадежной задолженности;

q первичные учетные документы, подтверждающие финансовые операции, в результате которых возникла дебиторская задолженность.

Для внесения изменений в налоговую базу налогоплательщик должен быть зарегистрирован в качестве плательщика НДС.


* * *



Обновлены задачи и состав Правительственной комиссии по вопросам развития экспорта и инвестиций (Указ Президента РУз от 18.08.2020 г. N УП-6042).


Задачи сгруппированы по основным направлениям: развитие экспортного потенциала, обеспечение эффективной реализации инвестпроектов, создание в регионах промышленных кластеров и локализация производства, "дорожные карты" по реализации документов, подписанных в ходе визитов на высшем уровне.

Правительственная комиссия обеспечивает выполнение поручений протоколов, принятых по итогам визитов Президента в регионы, в части экспорта, инвестиций, развития промышленности в регионах, локализации производства и других областях внешнеэкономических связей.

Рабочие органы комиссии:

q Секретариат по вопросам инвестиций, поддержки экспорта и внешнеэкономических связей Кабинета Министров - в части задач по расширению экспортного потенциала, обеспечения эффективной реализации инвестпроектов;

q Департамент по вопросам развития промышленности и ее базовых отраслей, а также кооперационных связей Кабинета Министров - в части задач по развитию промышленности в регионах и локализации производства.

Правительственную комиссию наделили полномочиями:

q вносить изменения в прогнозные показатели экспорта с сохранением годовых общих показателей прогноза экспорта исходя из конъюнктуры цен и спроса на мировом и внутреннем рынках, а также балансов производства и распределения;

q вносить корректировки, дополнения и изменения в инвестиционные программы с сохранением их общих параметров и показателей;

q вносить изменения и дополнения в утвержденные "дорожные карты" по реализации документов, подписанных в ходе визитов на высшем уровне, а также "дорожные карты" по сотрудничеству с МФИ и ИПФО (по согласованию с Администрацией Президента).

Комиссия будет регулярно посещать регионы для изучения качественного и своевременного выполнения установленных задач и ежеквартально вносить соответствующую информацию в Администрацию Президента.

Помимо этого, в Кабинете Министров создается Инспекция по мониторингу реализации инвестиционных проектов и внешней торговли. На нее возложены следующие функции Счетной палаты:

q контроль за реализацией документов, подписанных в ходе визитов Президента страны на высшем уровне;

q организация контроля за полной и своевременной реализацией инвестпроектов с участием стратегических предприятий;

q дальнейшее совершенствование процессов локализации, изучение обоснованности импортированной продукции бюджетными организациями, получателями бюджетных средств и предприятиями, за которыми ведется мониторинг.

Правительственная комиссия будет координировать работу инспекции. Ее также подключат к системе Ijro.gov.uz для реализации контрольных функций и мониторинга.

В свою очередь Счетной палате поручен аудит законности госзакупок и управления госимуществом, а также проектов, финансируемых за счет госдолга. Связанные с пересмотром задач изменения в статусе и деятельности палаты будут отражены в отдельном акте.


* * *



Территории СЭЗ "Хазарасп" расширяются. Это предусмотрено Постановлением Президента РУз от 17.08.2020 г. N ПП-4810 "О мерах по развитию предпринимательства в Хорезмской области и повышению ее инвестиционной привлекательности".


СЭЗ "Хазарасп" будет расширена за счет неиспользуемых в сельском хозяйстве пустующих земельных участков. На расширенных территориях поэтапно разместят мощности по производству современной конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортоориентированной готовой промышленной продукции.

Для строительства объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры на расширенных территориях инвестиционной компании ООО "Khorezm Invest Project" за счет средств Фонда реконструкции и развития выделяется сумма в экв. $13 млн под 2,5% на 10 лет.

Учредителями ООО "Khorezm Invest Project" являются ООО "NBU Invest Group", ООО "PSB Capital" и ООО "Asaka Capital Invest". Первоначальный уставный фонд составляет в экв. $30 млн, а в дальнейшем увеличится до $100 млн в экв. Основные задачи компании - разработка ТЭО инвестиционных проектов, привлечение отечественных и иностранных инвесторов к реализации проектов в Хорезмской области.

При хокимияте Хорезмской области создается Фонд инфраструктуры без образования юрлица, средства которого пойдут на финансирование строительства инфраструктуры на расширенных территориях.

Документом также утверждены:

q адресный перечень из 84 инвестиционных проектов общей стоимостью 2,2 трлн сумов, реализуемых в Хорезмской области в 2020-2022 гг.;

q перечень 26 перспективных инвестиционных проектов общей стоимостью $516,8 млн, реализуемых в Хорезмской области. Одновременно с ними до 1 апреля 2021 года в каждом районе региона будут запущены дополнительные новые промышленные производственные проекты.

Определены дипломатические представительства Узбекистана за рубежом, закрепленные за СЭЗ "Хазарасп". Посольствам Узбекистана в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Франции, Испании, Италии, Латвии, Польше и Турции поручено принять меры по размещению новых инвестиционных проектов в СЭЗ за счет прямых иностранных инвестиций.

С 1 сентября 2020 года для экспортеров вводится скидка 50% на тарифы железнодорожных грузовых экспортных перевозок между Хорезмской областью и Ташкентом.


* * *



Закон "О противодействии торговле людьми" принят в новой редакции (Закон Республики Узбекистан от 17.08.2020 г. N ЗРУ-633). Она вступит в силу через полгода.


Первоначальный понятийный аппарат расширен. Перечислены основные направления политики государства в этой области. В сферу вовлечено больше уполномоченных органов: определен статус созданных год назад Национальной и территориальных комиссий, а также Национального докладчика, указаны полномочия Правительства, в число компетентных ведомств включена Генеральная прокуратура (Указ Президента Республики Узбекистан от 30.07.2019 г. N УП-5775).

В Законе отражен порядок идентификации жертв торговли людьми, состоящий из двух этапов.

Первичная идентификация проводится МВД, Генпрокуратурой, СГБ, Минтруда, Минздравом, МИД, диппредставительствами и консульскими учреждениями за рубежом. На этом этапе принимаются меры, направленные на получение, изучение и оценку сведений для принятия решения о признании лица предполагаемой жертвой торговли людьми. Срок - не более 5 суток с момента поступления обращения (кроме обращений о лицах, находящихся за рубежом).

Предполагаемая жертва имеет право на временный кров, медицинскую, психологическую, правовую и иную необходимую помощь, а также бесплатного переводчика. Ей дается не менее 30 суток (с момента обращения) на физическое, психологическое восстановление и принятие решения о сотрудничестве с правоохранительными органами в рамках расследования  совершенного преступления.

Территориальные комиссии производят окончательную идентификацию - коллегиально после выяснения и уточнения необходимых обстоятельств. По итогам принимается решение о признании или отказе в признании лица жертвой торговли людьми. При этом должны соблюдаться установленные сроки рассмотрения обращений (статья 28 Закона Республики Узбекистан от 03.12.2014 г. N ЗРУ-378). Признанная жертва торговли людьми имеет право на социальную реабилитацию и адаптацию, включающую:

q материальную помощь на время размещения в спецучреждении;

q временное жилье, питание, санитарно-гигиенические средства, а в необходимых случаях - одежду, обувь и другие предметы первой необходимости;

q помощь в трудоустройстве, получении образования, профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке;

q помощь в социальной реинтеграции, включая поиск родственников;

q программы по социальной реабилитации и адаптации, предупреждению повторного вовлечения лиц в преступления, связанные с торговлей людьми. 

У борьбы с торговлей несовершеннолетними есть свои особенности:

q во-первых, в ходе профилактики подобных преступлений необходимо:

q выявлять родителей или заменяющих их лиц, уклоняющихся от своих обязанностей по воспитанию детей;

q выявлять семьи, ведущие антисоциальный образ жизни, и детей, нуждающихся в госзащите, для оказания им помощи;

q вести мониторинг деятельности детдомов и родильных комплексов;

q во-вторых, идентификация проводится в специально оснащенном помещении с использованием технических средств фиксации в присутствии законного представителя и (или) сотрудника органа опеки и попечительства, психолога с учетом пола, возраста и других особенностей несовершеннолетнего. Решение о признании жертвой, в том числе предполагаемой, принимается в отношении:

q лица младше 16 лет - независимо от его согласия;

q лица, достигшего 16 лет, - с его добровольного согласия на основании обращения законного представителя и (или) сотрудника органа опеки и попечительства либо соответствующего спецучреждения;

q в-третьих, в спецучреждениях несовершеннолетние размещаются отдельно от взрослых, им предоставляется возможность учиться и поддерживать связь с семьей или родственниками. Если несовершеннолетние остались без попечения законных представителей или не знают их место нахождения, принимаются меры по розыску родителей или заменяющих их лиц либо других родственников.

МВД создаст единую информационную базу данных о преступлениях в области торговле людьми. В нее будет вноситься информация из надежных источников о торговцах, жертвах, в том числе предполагаемых (выделяются сведения о женщинах, детях и оказанной им помощи), а также видах эксплуатации, методах совершения преступления и др.

Информация о жертвах, предполагаемых жертвах, совершенных в их отношении преступлениях и принимаемых мерах безопасности конфиденциальна и не подлежит разглашению. СМИ не вправе распространять сведения, прямо или косвенно указывающие на личность жертвы, без ее согласия. В отношении несовершеннолетнего требуется согласие родителей, заменяющих их лиц либо органа опеки и попечительства.


Для справки. Торговля людьми - уголовно наказуемое преступление. В зависимости от обстоятельств дела, максимальное наказание составляет 12 лет лишения свободы (статья 135 УК).


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 14.08.2020 г. N 489 "О мерах по совершенствованию налогового администрирования, связанного с зарубежными юридическими лицами и налогом на добавленную стоимость" утверждено Положение о формах счетов-фактур, порядке их заполнения, представления и приемки (далее - Положение).


Счет-фактура является документом строго установленной формы (формата), оформляемым продавцом (поставщиком) товаров (услуг), имеющим в соответствии с Налоговым кодексом, обязательство его предоставления, подтверждающим фактическую отправку товара или оказание услуг и их стоимость.

Счет-фактура считается первичным документом, являющимся основанием для зачета покупателем (заказчиком) суммы налога на добавленную стоимость, предоставленной продавцом (поставщиком). Она ведется для учета налогооблагаемого оборота и реализации по налогу на добавленную стоимость (НДС).

При реализации товаров (услуг) юридические лица, в том числе осуществляющие свою деятельность на территории Узбекистана через постоянные учреждения, юрлица-нерезиденты и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять покупателям этих товаров (услуг) счета-фактуры.

В Положении перечислены случаи, когда предоставление счетов-фактур не обязательно и указан порядок их оформления по долгосрочным договорам.

Счет-фактура, если настоящим Положением не установлен другой порядок, оформляется и предоставляется календарной датой отправки (вручения) товаров или оказания услуг.

В счетах-фактурах стоимость товаров (услуг) указывается в национальной валюте - сумах. При этом сумма указывается с округлением после целого числа до одной сотой.

Счета-фактуры, если настоящим Положением не установлен другой порядок, оформляются в электронном виде, и их хранение и учет ведутся в электронной информационной системе.

Покупатель товаров (услуг) вправе принимать в зачет только суммы НДС, отраженные в счетах-фактурах, принятых в электронной форме.

При осуществлении налогоплательщиками хозяйственных операций, имеющих отношение к государственной тайне, счет-фактура оформляется в бумажном виде. При оформлении в таком виде они составляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых предоставляется покупателю товаров (услуг).

В Положении также приведен порядок заполнения счетов-фактур при реализации товаров (услуг).

Документ определяет особенности:

q заполнения счетов-фактур при реализации лекарственных средств и медицинских изделий;

q заполнения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности по договорам комиссии, поручительства и транспортного экспедирования;

q оформления дополнительных и исправленных счетов-фактур;

q оформления счетов-фактур при реализации товаров (услуг) по отдельным договорам и при предоставлении скидок;

q приемки и отправки электронных счетов-фактур.


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 14.08.2020 г. N 489 "О мерах по совершенствованию налогового администрирования, связанного с зарубежными юридическими лицами и налогом на добавленную стоимость" утверждено Положение о порядке возмещения суммы налога на добавленную стоимость (далее - Положение).


Возмещение отрицательной разницы по НДС, в том числе путем покрытия задолженности по другим налогам, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом и схемой, приложенной к данному Положению.

Правила Положения не применяются к возврату излишне уплаченной или излишне взысканной суммы НДС, а также к возмещению суммы налога гражданам иностранных государств (tax free).

В Положении под суммой налога, подлежащей возмещению, понимается отрицательная разница между суммой НДС, рассчитанной по реализации товаров (услуг) и суммой НДС, принимаемой в зачет по фактически полученным товарам (услугам).

При этом для прошедших аккредитацию в Узбекистане дипломатических представительств, консульских учреждений зарубежных государств и приравненных к ним организаций, а также участников соглашений о разделе продукции понимается сумма НДС, оплаченная поставщикам в стоимости товаров (услуг), приобретенных на территории республики.

Вопросы возмещения суммы НДС рассматривают и по ним принимают решение государственные налоговые управления по месту регистрации налогоплательщика, а по крупным налогоплательщикам - межрегиональные государственные налоговые инспекции по крупным налогоплательщикам.

В соответствии с Налоговым кодексом возмещение НДС производится на основании заявления налогоплательщика после проведения налоговыми органами камеральной проверки. При принятии налоговым органом по итогам камеральной налоговой проверки решения о полном или частичном возмещении заявленной к возврату суммы НДС указанная сумма возвращается налогоплательщику не позднее 60 дней с даты подачи заявления.

Возможен и ускоренный порядок возмещения суммы налога для следующих налогоплательщиков:

q крупные налогоплательщики;

q налогоплательщики, представившие банковскую гарантию или оформившие договор залога с налоговыми органами;

q лица, осуществляющие экспорт;

q иностранные дипломатические и приравненные к ним представительства;

q участники соглашения о разделе продукции;

q участники налогового мониторинга.

При ускоренном порядке возмещение осуществляется в течение 7 дней. При этом камеральная налоговая проверка обоснованности суммы налога, заявленной к возмещению, производится в общем порядке.

В Положении также прописаны:

q документы, являющиеся основанием для возмещения суммы НДС, и порядок их предоставления;

q документы, подтверждающие экспортные операции, и порядок их предоставления;

q порядок проведения камеральной налоговой проверки по обоснованности возмещаемой суммы налога;

q порядок возмещения (возврата) суммы НДС дипломатическим представительствам, консульским учреждениям иностранных государств и приравненных к ним организациям, прошедшим аккредитацию в Узбекистане;

q порядок возмещения (возврата) суммы НДС участникам соглашений о разделе продукции.


* * *



Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.08.2020 г. N 489 "О совершенствовании налогового администрирования налога на добавленную стоимость и иностранных юридических лиц" утверждено Положение о порядке определения базы НДС исходя из рыночной стоимости товаров (услуг).


Положение определяет порядок расчета налоговой базы НДС исходя из рыночной стоимости товаров (услуг) и применяется в следующих случаях:

1) реализации товаров (услуг) в обмен на другие товары (услуги);

2) безвозмездной передачи товаров (услуг), если иное не предусмотрено пунктом 2 части первой или пунктом 2 части второй статьи 239 НК;

3) использования в личных целях имущества юридического лица в соответствии с пунктом 6 части четвертой статьи 239 НК.

При этом безвозмездная передача товаров (услуг) признается экономически оправданной при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

1) произведена в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода;

2) необходима для сохранения или развития такой предпринимательской деятельности и связь расходов с предпринимательской деятельностью обоснована;

3) вытекает из положений законодательства.

Для определения рыночной стоимости при вышеуказанных операциях (сделках) используются следующие источники информации:

q собственные сведения (прайс-листы);

q данные информационных агентств и СМИ;

q биржевые вести;

q статистика Государственного таможенного комитета или результаты опросов по внешней торговле;

q сведения уполномоченных органов, устанавливающих цены в рамках законодательства.

При отсутствии таких данных рыночная стоимость рассчитывается на основе заключений оценочных организаций или индексации расходов.

При определении рыночной стоимости товаров учитываются наценки и скидки, обычно используемые при составлении соглашений между двумя, не связанными между собой лицами. При этом учитываются следующие факторы:

q сезонные и другие колебания потребительского спроса на товары;

q потеря товарами качества или других потребительских свойств;

q истечение срока годности (реализации) товаров;

q маркетинговая политика, в том числе вхождение на рынок новых товаров (услуг), не похожих на данный товар, вхождение товаров (услуг) на новые рынки;

q реализация опытных моделей и образцов товаров с целью ознакомления с ними потребителей.

Налоговые органы вправе скорректировать налоговую базу, если цена сделки ниже либо выше рыночной стоимости товаров (услуг) (часть четвертая статьи 248 НК). В то же время, вносимые изменения не приводят к применению штрафов, предусмотренных статьями 223 и 224 НК.

Налогоплательщик вправе оспорить решение налоговых органов, представив обоснование того, что цена сделки соответствует рыночным ценам и не направлена на уклонение от налогообложения.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 12.08.2020 г. N 478 "О мерах по эффективному использованию грантов Правительства Японии для организации обучения представителей Республики Узбекистан".


Японским Агентством по международному сотрудничеству (JICA) в рамках "Проекта по выделению стипендий для подготовки кадров" в магистратуре ведущих университетов Японии:

q в 2018-2019 годах было выделено грантов в размере 261 млн японских йен ($2,46 млн в эквиваленте) и на 2019-2020 годы - 262 млн японских йен ($2,47 млн в эквиваленте);

q Национальным банком ВЭД на основе межбанковского соглашения с Японским банком MUFG Bank, Ltd. при согласовании с Министерством высшего и среднего специального образования (МВССО) оказаны расчетные услуги по грантам за прошедший период;

q по результатам конкурсного отбора с участием МВССО и Министерства инвестиций и внешней торговли (МИВТ) за прошедшие два года 34 представителя Узбекистана были направлены на учебу в Японию.

В соответствии с обменной нотой и грантовым соглашением между Правительством Республики Узбекистан и JICA от 28.08.2019 г.:

q на обучение представителей Узбекистана в 2020-2021 годы в магистратуре и докторантуре ведущих университетов Японии по программе безвозмездных грантов правительства Японии выделено 263 млн японских йен ($2,48 млн в эквиваленте);

q отбор стипендиатов, сопровождение во время учебы, а также мониторинг трехстороннего соглашения будут производиться за счет грантовых средств;

q отбор кандидатов для обучения будет осуществляться из числа работников органов госуправления, хозяйственных объединений, органов местной власти в количестве 18 человек в магистратуру и 1 - в докторантуру;

q обслуживание расчетов по гранту, подписание межбанковских соглашений поручено Национальному банку ВЭД, а оформление всех документов по проекту - МВССО.

МВССО выплатит японской стороне комиссионные расходы за оказанные расчетные услуги по гранту из средств Фонда развития высших учебных заведений.

МИД и МВД поручено оказать содействие в организации и оформлении въездных виз иностранным специалистам, участвующим в проекте без консульских и других сборов.

МВССО, МИВТ поручено совместно с другими заинтересованными органами обеспечить мониторинг целевого трудоустройства вернувшихся из Японии после обучения выпускников, представить в Кабинет Министров анализ трудоустройства всех выпускников по итогам 3 лет.


* * *



Турецкая компания "AKSA ENERJI URETIM A. Ş." инвестирует в строительство парогазовой электростанции мощностью 240 МВт в Ташкентской области (Постановление Президента РУз от 13.08.2020 г. N ПП-4807).


Объем прямых иностранных инвестиций не раскрывается. Инвестор вправе открывать банковские счета за рубежом и переводить на них средства со счетов, открытых в Узбекистане, после уплаты всех налогов и обязательных платежей. В месячный срок инвестору выделят необходимый земельный участок на срок реализации проекта (конкретное место расположения пока неизвестно).

Единый покупатель вырабатываемой ТЭС электроэнергии - АО "Национальные электрические сети Узбекистана" - обязуется закупать ее в течение 25 лет с оплатой в сумах. Для обеспечения в пользу инвестора оформляется подтвержденная, возобновляемая, безотзывная и безусловная банковская гарантия в иностранной валюте, покрывающая 3-месячный объем электроэнергии.

АО "Национальные электрические сети Узбекистана" выступит поставщиком природного газа и технической воды, необходимых для реализации проекта. В порядке исключения, компании разрешили устанавливать цены на реализуемые в Узбекистане в рамках привлекаемых иностранных инвестиций товары работы и услуги с привязкой к инвалюте.

Компетентным ведомствам поручено содействовать реализации проекта.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14.08.2020 г. N 489 "О совершенствовании налогового администрирования налога на добавленную стоимость и иностранных юридических лиц".


Документ утверждает разные по своему содержанию и значению порядки, связанные с администрированием НДС, а также утверждаются формы извещений, связанных с иностранными юридическими лицами.


В частности, Постановлением утверждены:

q Порядок возмещения суммы налога на добавленную стоимость;

q Положение о формах счетов-фактур, порядке их заполнения, представления и приемки;

q Порядок определения базы НДС исходя из рыночной стоимости товаров (услуг);

q Порядок внесения изменений в базу НДС в случаях, когда обязательства по оплате за товары (услуги) признаются в качестве безнадежной задолженности и подлежат исключению из учета;

q Формы извещений об участии иностранных юридических лиц, порядке их заполнения и представления;

q Формы извещений о подконтрольных иностранных компаниях, порядке их заполнения и представления.

Одним из основных утверждаемых порядков является Порядок возмещения суммы НДС. В соответствии с Налоговым кодексом возмещение НДС производится на основании заявления налогоплательщика после проведения камеральной проверки налоговыми органами.

Если по результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган принимает решение о полном или частичном возмещении заявленной к возврату суммы налога, указанная сумма налога возвращается налогоплательщику не позднее 60 дней с даты подачи заявления.

Возможен и ускоренный порядок возмещения суммы налога для следующих налогоплательщиков:

q крупные налогоплательщики;

q представившим банковскую гарантию или оформившим договор залога с налоговыми органами;

q лицам, осуществляющим экспорт;

q иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам;

q участникам соглашения о разделе продукции;

q участникам налогового мониторинга.

При ускоренном порядке возмещение происходит в течение семи дней. При этом камеральная налоговая проверка обоснованности суммы налога, заявленной к возмещению, производится в общем порядке.

Приложения NN 5 и 6 к Постановлению вступают в силу с 1 января 2022 года.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 14.08.2020 г. N 485 "О совершенствовании системы рейтинговой оценки эффективности деятельности сходов граждан".


В соответствии с Указом Президента от 18.02.2020 г. N УП-5938 "О мерах по оздоровлению социально-духовной атмосферы в обществе, дальнейшей поддержке института махалли, а также поднятию на новый уровень системы работы с семьями и женщинами"  в структуре органов самоуправления граждан:

q упразднены 4 должности заместителя председателя схода граждан, вместо них введены новые - три заместителя председателя схода граждан, два консультанта и один специалист;

q вместо упраздненных 6 комиссий (примирительная, по вопросам просвещения и духовности, по социальной поддержке, по вопросам несовершеннолетних, молодежи и спорта, по вопросам развития предпринимательской деятельности и семейного бизнеса, по общественному контролю и защите прав потребителей) созданы две комиссии: по укреплению семейных ценностей и по социальной поддержке и общественному контролю;

q упразднено общественное формирование "Махалла посбони".

Постановлением утверждено Положение о рейтинговой оценке эффективности деятельности сходов граждан, предусматривающее:

q общие основы рейтинговой оценки сходов граждан;

q основные показатели и методику оценки эффективности деятельности сходов граждан;

q прозрачность порядка рейтинговой оценки;

q порядок стимулирования сотрудников схода граждан и лиц, работающих на общественных началах, по результатам рейтинговой оценки.

Постановлением предусмотрено:

q министерствам, ведомствам и другим организациям предоставлять необходимые сведения по запросу подразделений Министерства по поддержке махалли и семьи в Республике Каракалпакстан, областях, районах и городе Ташкенте. При этом за обоснованность, надежность и своевременность предоставляемых сведений персональную ответственность несут первые лица этих ведомств;

q выделение Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента (районов) необходимых средств для стимулирования работников сходов граждан и лиц, работающих на общественных началах, за счет дополнительных источников доходов местных бюджетов;

q сохранение практики предоставления бесплатных путевок в санатории республики работникам и лицам, работающим на общественных началах в сходах граждан, признанных по итогам года "образцовыми";

q создание и утверждение совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 декабря 2020 года проектно-технической документации портала для ведения автоматической системы рейтинговой оценки сходов граждан. Запуск портала в тестовом режиме - с 1 мая 2021 года, при этом все расходы на него будут покрываться за счет средств фонда "Обод ва хавфсиз махалла" при Министерстве по поддержке махалли и семьи.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 14.08.2020 г. N 488 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Кабинета Министров от 08.01.2020 г. N 8 "О мерах по внедрению системы оценки уровня развития предпринимательства в регионах республики".


Министерством экономического развития и сокращения бедности и Министерством юстиции была введена в действие автоматизированная информационная онлайн-система "Business Indicator" по расчету и оценке уровня развития предпринимательства в регионах республики.

Принятым документом Положение о порядке оценки уровня развития предпринимательства в регионах республики (Постановление Кабинета Министров РУз от 08.01.2020 г. N 8) дополнено следующими пунктами:

18-1. В признанном "образцовым" по уровню развития регионе/области, районе (городе) сотрудники организаций, влияющие на достижение уровня развития, подлежат поощрению только в случае, если образцовыми признаны показатели, за которые ответственны эти организации;

19-1. В признанном "неудовлетворительным" по уровню развития регионе/области, районе (городе) руководители организаций, влияющие на достижение уровня развития, подлежат привлечению к административному взысканию только в случае, если "неудовлетворительным" признаны показатели, за которые ответственны эти организации.

В тексты Положения и приложений к нему внесены ряд изменений, затрагивающих:

q расчет удельного количества субъектов предпринимательства, земельные участки которых в течение полугодия решениями хокима района (города) или Кенгашей (советов) народных депутатов подлежали изъятию для государственных или общественных нужд;

q расчет объема поступлений в госбюджет (республиканский бюджет, бюджет Республики Каракалпакстан, местные бюджеты) от деятельности субъектов предпринимательства;

q порядок расчета индикатора оказания субъектам предпринимательства инженерно-коммуникационных услуг;

q порядок расчета индикатора привлечения субъектов предпринимательства к "обязательной" благотворительности и другим мероприятиям;

q порядок расчета индикатора доверия субъектов предпринимательства к организациям и исполнительным органам местной власти и др.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 14.08.2020 г. N 486 "О создании в Республике Каракалпакстан, областях, городе Ташкенте, а также в районах (городах) общественных советов женщин".


В соответствии с Указом Президента от 18.02.2020 г. N УП-5938 "О мерах по оздоровлению социально-духовной атмосферы в обществе, дальнейшей поддержке института махалли, а также поднятию на новый уровень системы работы с семьями и женщинами":

q в Республике Каракалпакстан, областях, Ташкенте, а также в районах (городах) организованы общественные советы женщин (далее - женсоветы);

q руководителями женсоветов назначены первые заместители начальников территориальных подразделений Министерства по поддержке махалли и семьи (далее - Министерство).

Постановлением утверждено Типовое положение об общественных советах женщин, в котором прописаны:

q правовой статус, основные задачи, функции, права и обязанности женсоветов;

q порядок формирования структуры женсовета и организации его деятельности, значение принимаемых им решений;

q организация взаимодействия и сотрудничества женсоветов с первичными организациями женщин госорганов и хозяйственных объединений.

В документе определены основные задачи женсоветов.

Общественные советы женщин организуют работу на общественных началах, считаются постоянно действующим консультативным органом. Для работы в женсоветы привлекаются представители государственных и общественных организаций.

Наиболее активные и предприимчивые члены женсоветов стимулируются за счет дополнительных источников доходов местных бюджетов, а также средств Фонда "Обод ва хавфсиз махалла" при Министерстве.

Ответственными за эффективную организацию деятельности женсоветов являются первые заместители начальников территориальных подразделений Министерства.

Территориальным управлениям Министерства поручено в срок до 30 августа 2020 года совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, Ташкента и районов (городов):

q утвердить на основе Типового положения положение о женсоветах Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, и районов (городов), а также планы их работы исходя из решения возложенных на них задач;

q сформировать состав женсоветов из числа образцовых сотрудниц, работающих в государственных и общественных организациях, СМИ и других институтах гражданского общества, заместителей председателей сходов граждан по вопросам семьи, женщин и социально-духовным вопросам, специалистов по проблемам семьи и женщин.

































































Время: 0.0369
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск