ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
2020 год /Обзор нового в законодательстве (за период с 30 августа по 4 сентября 2020 г.)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ОБЗОР
НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
(за период с 30 августа по 4 сентября 2020 г.)
Национальному детскому медцентру определили направления работы
Стартует второй этап цифровизации судопроизводства
Принята посткризисная программа по восстановлению экономики
Китабскому геопарку выделят земельные участки
Есть пастбища - будет каракулеводческий кластер
Работникам отделов ЗАГС предстоит аттестация
Упрощены правила ведения валютных операций
Создана дирекция по содержанию узбекского павильона на ВВЦ
Выявленные на границе бесхозяйные вещи передадут пограничникам
Метрология: как проводятся испытания, аттестация, поверка, калибровка
Рыбоводческим хозяйствам снизили налоговую нагрузку
Изменен порядок предоставления жилья молодым семьям
Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 27.08.2020 г. N 523 "О мерах по организации деятельности Национального детского медицинского центра Республики Узбекистан".
Постановление направлено на повышение качества медицинской помощи детям, оказание специализированных медуслуг с использованием передовых технологий диагностики и лечения, включая цифровизацию, а также расширение возможностей региональных медицинских учреждений.
В Постановлении отмечается, что в соответствии с Постановлением Президента РУз от 10.12.2013 г. N ПП-2082 "О первоочередных мерах по реализации проекта "Создание детского многопрофильного медицинского центра" при финансовом сотрудничестве с Фондом экономического развития и сотрудничестве Республики Корея" завершено строительство зданий и сооружений на 280 мест, специализирующихся на оказании медицинской помощи детям.
Основными задачами и направлениями деятельности Центра определены:
q развитие специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи по диагностике, лечению, профилактике и реабилитации по всем направлениям педиатрии, включая нейрохирургию, кардиохирургию, оториноларингологию;
q координация деятельности республиканских и областных медицинских учреждений и районных (городских) медобъединений по всем направлениям педиатрии, внедрение специализированных, в том числе высокотехнологичных, диагностических и лечебных практик;
q участие в подготовке медицинских кадров совместно с образовательными учреждениями в области медицины по всем направлениям педиатрии;
q проведение фундаментальных, прикладных и инновационных научных исследований и исследований детских болезней, разработка предложений по широкому внедрению их результатов;
q сотрудничество с зарубежными исследовательскими медицинскими центрами, клиниками и учебными заведениями, реализация совместных исследовательских проектов;
q обучение медслужб и высококвалифицированных медицинских кадров в сфере медицинского туризма и увеличение экспорта этих услуг.
Территориальные детские многопрофильные медицинские центры, расположенные в Каракалпакстане и регионах, будут переподчинены этому Центру. При этом областные детские многопрофильные медицинские центры сохранят статус юрлица и действующий режим финансирования.
Центр обеспечивает методическое руководство деятельностью областных детских многопрофильных медицинских центров, а также детских отделений районных (городских) медицинских многопрофильных объединений.
В Приложении к Постановлению утвержден План мероприятий по повышению качества медицинской помощи детям на 2020-2022 годы, который предусматривает:
q совершенствование нормативно-правовой базы оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям;
q дальнейшее повышение качества медицинской помощи детям за счет использования телемедицины и других передовых цифровых технологий;
q подготовка медицинских кадров для высокотехнологичного медицинского обслуживания детей, совершенствование системы повышения их квалификации и укрепление материально-технической базы областных многопрофильных детских медицинских центров.
* * *
Постановлением Президента РУз от 03.09.2020 г. N ПП-4818 утверждена Программа цифровизации деятельности органов судебной власти в 2020-2023 годах.
Резюмируем итоги первого этапа. В течение 2017-2020 гг. внедрены системы дистанционного обращения в суды, участия в заседании посредством видеоконференцсвязи, автоматического распределения дел между судьями, публикации судебных решений в Интернете, направления документов госисполнителям в электронной форме.
На втором этапе IT-инфраструктура в судах, Высшем судейском совете и Высшей школе судей продолжит улучшаться, в частности:
а) в 2021 году:
q с 1 января - судебные заседания во всех судах фиксируются посредством аудиозаписи по ходатайству сторон и с согласия председательствующего. С помощью этой системы также формируются протоколы судебных заседаний;
q с 1 июля - внедряется автоматическое распределение дел между судьями в судах апелляционной и кассационной инстанций;
q с 1 октября - все участники извещаются о времени и месте судебного заседания посредством бесплатных СМС-сообщений;
б) в 2022 году:
q с 1 января - судебные решения представляются сторонам в режиме онлайн, по их просьбе - в бумажной форме;
q до 1 июля - внедрят около 10 интерактивных услуг, чтобы сделать органы судебной власти более удобным, в том числе для граждан и бизнеса по достижению правосудия;
в) с 1 января 2023 года судебные дела сдаются в госархив в электронной форме.
К информационной системе Верховного суда поэтапно подключат 28 госорганов и организаций (в том числе Виртуальную приемную Президента и приемные Премьер-министра). Это позволит судам и прочим ведомствам обмениваться информацией и документами напрямую, не создавая неудобств гражданам. Например, благодаря интеграции, судьи смогут оперативно получать достоверные данные:
q об имущественном состоянии и социальном положении граждан из Единого реестра социальной защиты - при рассмотрении вопросов уменьшения размера штрафов или их неприменения;
q о размерах среднемесячной оплаты труда в разрезе районов - при определении размера алиментов.
В 2022 году заработает комплекс информационных систем "Адолат", который даст возможность:
q органам госвласти и управления, органам госвласти на местах, органам хозуправления и адвокатам - подавать в суды иски, заявления и жалобы исключительно в электронной форме;
q заинтересованным лицам - отслеживать процесс рассмотрения исков, заявлений и жалоб в онлайн-режиме;
q участникам судебного заседания - отправлять информацию и документы в электронной форме;
q автоматически формировать судебные документы.
Будут расширяться возможности участия в судебных заседаниях в формате видеоконференцсвязи. Уже до конца текущего года должно появиться соответствующее мобильное приложение для граждан и специальные оборудованные комнаты в учреждениях по исполнению наказания.
Кроме того, с 1 января 2022 года:
q судьи и кандидаты на должность судьи смогут обращаться в Высший судейский совет в электронной форме. Вопросы и задачи в процессе беседы будут выбираться автоматически с помощью инфосистемы;
q заявления и обращения в Высшую школу судей будут направляться через ее официальный сайт. Внедрят электронный рейтинг профессоров-преподавателей и слушателей, а также онлайн-контроль за учебным процессом в рамках подготовки кандидатов в судьи и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации.
Разработкой, обеспечением информационной и кибербезопасности инфосистем, которые планируется внедрить в судебную систему, займется Центр научно-технических и маркетинговых исследований "UNICOM.UZ" и предприятия, входящие в его организационную структуру. Заказчиками выступают Верховный суд, Высший судейский совет и Высшая школа судей. Договорные цены формирует Миниинфоком на основе установленной среднерыночной цены.
* * *
Принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29.08.2020 г. N 526 "О мерах по восстановлению экономического роста в 2020-2021 годах и продолжению системных структурных реформ в отраслях экономики".
Документ направлен на устранение последствий пандемии коронавируса, восстановление инвестиционной и внешнеэкономической активности хозсубъектов, расширение экономических реформ.
Министерствам экономического развития и сокращения бедности, финансов, занятости и трудовых отношений, информационных технологий и коммуникаций, Центральному банку и другим ведомствам поручено:
q реализовать макроэкономическую политику, направленную на поддержание развития ключевых секторов экономики в 2020 году и обеспечение устойчивого экономического роста на уровне 5-5,5% с 2021 года, продолжить реформирование рыночных институтов;
q продолжить дальнейшее реформирование банковской системы, направленное на трансформацию банков и реализацию мер по повышению эффективности и качества банковских услуг;
q стимулировать внутренний спрос и сокращение бедности за счет обеспечения занятости и увеличения доходов, расширения мер по оказанию финансовой поддержки начинающим предпринимателям;
q совершенствовать промышленную и конкурентную политики путем стимулирования внутреннего спроса на национальную продукцию, развитие кооперативных связей, продолжения реформ на предприятиях стратегических отраслей;
q интенсифицировать инвестиционные процессы за счет расширения внутренних ресурсов для стимулирования участия местных инвесторов в реализации проектов по финансированию инфраструктурных проектов и создания "цепочек" производства с добавленной стоимостью;
q развивать предприятия-экспортеров посредством финансовой поддержки, использования современных средств торгового финансирования, стимулирования внешнеэкономической деятельности, поощрения торговых организаций за расширение поставок местной продукции на новые экспортные рынки;
q расширять участие частного предпринимательства в системе госзакупок, расширять возможности для ведения бизнеса и развития конкурентной среды за счет развития малых промышленных зон и выделения дополнительных финансов на развитие объектов транспортной инфраструктуры;
q развивать сеть торговых организаций, оказывающих комплексные услуги населению в регионах, постепенная продажа госактивов местных операторов мобильной связи и привлечение частных инвестиций в развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности, а также высокоскоростной доступ к Интернету для всех социальных учреждений в сельской местности и населенных пунктов в 2021 году.
Постановлением утверждены:
q План практических действий по восстановлению экономического роста и продолжению структурных изменений в Республике Узбекистан на 2020-2021 годы;
q "Дорожная карта" по реализации мероприятий по восстановлению и продолжению структурных реформ в экономике.
В Плане практических действий представлен подробный анализ социально-экономических последствий распространения пандемии коронавируса, этапы восстановления и ожидаемые итоги 2020 года. В нем рассмотрены основные вызовы, цели и задачи, ключевые меры в сфере макроэкономической политики и реформы рыночных институтов.
План будет реализован в два этапа:
q I - стабилизация и восстановительный рост - до конца 2020 года. При этом ожидаются следующие показатели роста:
q ВВП - 102,2%;
q промышленности - 103,4%;
q сельского хозяйства - 103,3%;
q инвестиций - 101,2%;
q сферы услуг - 100,1%;
q розничного товарооборота, включая общепит - 103%;
q экспорта - 94,3%.
q II - реализация мер по продолжению системных реформ, обеспечивающих с 2021 года темпы экономического роста в 5-5,5%. Ключевыми мерами определены:
q сдерживание роста внешнего долга;
q эффективное использование внешних заимствований;
q оптимизация инвестиционных расходов государства;
q оптимизация таможенных льгот;
q совершенствование промышленной и конкурентной политики;
q продолжение реформирования аграрного сектора;
q повышение производительности труда в экономике и каждой отрасли.
В "Дорожной карте" определены мероприятия, механизмы реализации, затраты и источники финансирования, ожидаемые результаты и сроки исполнения мер по восстановлению и продолжению структурных реформ экономики на 2020-2021 годы.
Министерству экономического развития и сокращения бедности поручено:
q обеспечить систематический анализ реализации "Дорожной карты" по отраслям и регионам, оценить ее влияние на достижение основных целей и задач, изложенных в Плане действий;
q вносить изменения и дополнения в "Дорожную карту" по согласованию с заинтересованными министерствами, ведомствами и ассоциациями, направленные на повышение эффективности реализации Плана действий;
q ежемесячно представлять в Кабинет Министров и Администрацию Президента отчеты об оценке воздействия принимаемых мер для обеспечения макроэкономической стабильности и структурных реформ в экономике.
До 1 марта 2021 года Минэкономразвития, ЦЭИР, Минфину, Госкомстату, Министерству по поддержке махалли и семьи, Минтруду поручено разработать Стратегию сокращения бедности в Республике Узбекистан до 2030 года.
* * *
Кабинет Министров РУз принял Постановление от 02.09.2020 г. N 534 "О мерах по совершенствованию деятельности Китабского геологического национального природного парка".
Документом в рамках исполнения Постановления Президента РУз от 30.06.2020 г. N ПП-4766 "О создании Китабского геологического национального природного парка в форме государственного учреждения по охране природы" утверждены:
q перечень земельных участков, выделяемых для постоянного использования с целью охраны, рекреации и хозяйственных нужд;
q структура исполнительного аппарата;
q "Дорожная карта" по включению Китабского геологического национального природного парка в Глобальную сеть геопарков ЮНЕСКО (GGN).
Китабский геологический национальный природный парк (далее - Парк) по всем правам, обязательствам и договорам является правопреемником Китабского государственного геологического заповедника. Парк может оказывать платные услуги в установленном порядке.
Источниками финансирования деятельности Парка установлены:
q средства Госбюджета Узбекистана;
q гранты международных финансовых институтов и благотворительные средства юридических и физических лиц;
q другие незапрещенные законодательством источники.
Госкомгеологии в двухмесячный срок поручено разработать и утвердить:
q положение о деятельности Парка;
q материалы для использования в продвижении потенциала туристического направления "Зинзильбан";
q штатное расписание Парка и привлечение квалифицированных специалистов для работы в нем.
Хокимият Кашкадарьинской области в двухмесячный срок обязан вместе с Госкомитетом по геологии и минеральным ресурсам, Госкомгеодезкадастром, Госкомэкологии:
q установить четкие границы зон для охраны, рекреации и хозяйственных нужд;
q внести соответствующие изменения в земельно-кадастровые документы.
* * *
До 1 июля 2021 года во всех регионах, где есть пастбища, организуют каракулеводческие кластеры. В них будут разводить породистый мелкий рогатый скот с формированием кормовой базы, создавать предприятия по убою скота, переработке шерсти и шкур, производству мясо-молочной продукции, полуфабрикатов и готовой продукции.
Согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 02.09.2020 г. N УП-6059 "О мерах по дальнейшему развитию шелководства и каракулеводства в Республике Узбекистан" такие кластеры:
q получают в аренду пастбища, предназначенные для разведения овец каракульской породы, в том числе на землях лесного фонда, не покрытых лесом;
q обязаны эффективно использовать пастбища, не допуская их деградацию, разводить породистый мелкий рогатый скот с использованием научных и инновационных подходов, организовывать глубокую переработку сырья и производство продукции с налаживанием кооперационных связей между участниками кластера;
q должны тесно взаимодействовать с Научно-исследовательским институтом каракулеводства и экологии пустынь и Бухарским научно-производственным центром семеноводства степно-пастбищных кормовых культур;
q с 1 января 2021 года могут получить субсидии на реконструкцию и строительство новых шахтных и вертикальных колодцев (скважин), насосной станции для откачки воды - до 120 млн сумов (пункт 2 Постановления Президента РУз от 17.01.2020 г. N ПП-4567).
Дополнительная финансовая поддержка предусмотрена для членов Республиканской ассоциации "Коракулчилик":
а) участников кластера - компенсации за счет средств Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности на покрытие процентных расходов по кредитам. Размер компенсации - 50% от установленной коммерческим банком процентной ставки, но не более 10 процентных пунктов. Компенсации предоставляются независимо от объема, количества проектов и вида валюты по банковским кредитам, выделяемым в 2020-2023 гг. для финансирования проектов по:
q приобретению и разведению породистого мелкого рогатого скота;
q убою скота, переработке шерсти и шкур;
q формированию кормовой базы;
q производству полуфабрикатов и готовой продукции, в том числе мясо-молочной;
q строительству и реконструкции зданий и модернизации производственных мощностей;
б) субсидии за счет Государственного фонда содействия занятости на покрытие расходов по приобретению станков для ручной работы - 10 БРВ за каждый станок, с условием создания не менее 1 рабочего места.
До 1 июля будущего года создаваемым кластерам выделят земли для формирования кормовой базы - из вводимых в оборот сельхозплощадей. Фонд развития каракулеводства до 1 октября 2020 года получит оставшуюся сумму бюджетного финансирования согласно Постановлению Президента РУз от 16.08.2019 г. N ПП-4420.
Для реализации предусмотренных документом мер создаются:
q во-первых, Комитет по развитию шелководства и каракулеводства (далее - Комитет), который будет, в частности:
а) выделять кластерам пастбища в следующем порядке:
q все пастбища, предназначенные для разведения овец каракульской породы, передаются Комитету, который затем самостоятельно предоставляет их кластерам в аренду, в том числе по нулевой ставке;
q пастбища на землях лесного фонда, не покрытых лесом, Госкомлес передает Комитету в аренду по нулевой ставке, а тот - кластерам в субаренду, в том числе по нулевой ставке.
Таким образом, чтобы создать кластер инициатор должен заключить договор с Комитетом и Научно-исследовательским институтом каракулеводства и экологии пустынь, а также принять на себя перечисленные выше обязательства.
б) участвовать в госаттестации субъектов племенного животноводства и выдаче свидетельств о статусе хозяйств племенного животноводства (в части, касающейся каракулеводства);
q во-вторых, Комиссия по инвентаризации и изучению состояния пастбищ, предназначенных для разведения овец каракульской породы. Установлено, что:
q сплошная инвентаризация должна быть проведена до 15 октября 2020 года;
q за подготовку кадастровых паспортов и оформление кадастровой документации на пастбища, передаваемые Комитету в постоянное владение, плата не взимается;
q до 1 ноября 2020 года региональные власти по итогам инвентаризации должны передать пастбища, предназначенные для разведения овец каракульской породы, в постоянное владение Комитету.
Важно! С 1 января 2021 года при вывозе через таможенную границу шелковых отходов, включая шелковую вату, и шелка-сырца (код ТН ВЭД - 5002 и 5003) взимается сбор - $0,05 за 1 кг. Сумма сбора в полном объеме поступает в Фонд по развитию шелководства, созданный при Ассоциации "Узбекипаксаноат".
* * *
Определен порядок функционирования органов ЗАГС в системе Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции (Постановление Кабинета Министров РУз от 26.08.2020 г. N 514).
Напомним, 1 апреля органы ЗАГС из системы хокимиятов перешли в ведение Агентства госуслуг при Минюсте. Ведомству поручен системный контроль, отбор и расстановка кадров, координация правоприменительной практики, ведение Единого электронного архива ЗАГС и руководство территориальными архивами ЗАГС.
В этой связи:
а) до 1 января 2021 года Минюст проведет аттестацию работников отделов ЗАГС районов (городов);
б) в архивах ЗАГС упраздняется должность архивариуса и вводятся должности инспектора 1 и 2 категории;
в) работники органов ЗАГС по условиям оплаты труда и материального стимулирования приравниваются к работникам отделов территориальных управлений Агентства госуслуг, в том числе:
q заведующий отделом ЗАГС - к начальнику отдела;
q инспектор 1 категории - к главному специалисту;
q инспектор 2 категории - к ведущему специалисту;
г) период работы сотрудников ЗАГС в системе хокимиятов включается в стаж работы, необходимый для выплаты надбавок за выслугу лет и получения классных чинов, которые присваиваются следующим образом:
q заведующий отделом ЗАГС и домом бракосочетания - советник юстиции 3 класса;
q заведующий ведомственным архивом ЗАГС - юрист 1 класса;
q инспектор 1 категории органов ЗАГС - юрист 2 класса;
q инспектор 2 категории органов ЗАГС - юрист 3 класса.
В течение месяца:
q территориальным управлениям Агентства госуслуг передадут части зданий и сооружений, используемые отделами ЗАГС районов (городов), и принадлежащие им оборудование, инвентарь, документацию и иное имущество;
q Минюст примет меры по укомплектованию органов ЗАГС квалифицированными кадрами.
* * *
Правление Центрального банка приняло постановление "Об утверждении Правил ведения валютных операций в Республике Узбекистан" (рег. МЮ N 3281 от 31.08.2020 г.).
В соответствии с международной практикой Правилами определяется единый порядок проведения валютных операций путем унификации норм подзаконных актов в сфере валютного регулирования. Признание утратившими силу ряда нормативно-правовых актов способствует упрощению порядка проведения валютных операций.
Документом регулируется порядок:
q ведения коммерческими банками счетов резидентов и нерезидентов в иностранной валюте;
q осуществления операций по покупке и продаже хозяйствующими субъектами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;
q осуществления валютно-обменных операций с физлицами;
q приема наличной иностранной валюты на территории Узбекистана;
q ввоза и вывоза с территории Узбекистана коммерческими банками наличных валютных средств.
Правилами вводятся следующие нововведения:
q Во-первых, упразднены нормы, согласно которым:
q у физлиц для проведения валютной операции требовалось предоставление копии паспорта;
q требовались излишние затраты времени и документы при осуществлении валютных операций с клиентами банков;
q для участия на торгах валютной биржи требовалось наличие на счетах клиента обязательного резерва средств.
Отменяется практика регистрации и выдачи свидетельств Центральным банком валютным обменным пунктам.
Во-вторых, упрощен процесс конвертации средств хозяйствующих субъектов, а также порядок рассмотрения банками их заявок для покупки иностранной валюты.
В-третьих, созданы удобства при использовании приобретенной валюты, в частности возможность проводить повторно операции с валютными средствами, которые по различным причинам были возвращены на счет.
В-четвертых, порядок оформления обменных операций, число работников обменных пунктов, требования по безопасности, их мониторинг устанавливаются коммерческими банками самостоятельно.
* * *
Создана дирекция по содержанию узбекского павильона на ВВЦ. Это предусмотрено соответствующим Постановлением Кабинета Министров РУз от 29.08.2020 г. N 527.
Напомним, Узбекистану в аренду на 49 лет передан павильон N 66 на территории Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) в Москве (Постановление Президента РУз от 29.07.2019 г. N ПП-4405). До конца года должны завершить работы по реконструкции и оснащению павильона, после чего в нем откроется "Выставочно-культурный центр Республики Узбекистан". Там планируется выставка национальной продукции "Made in Uzbekistan", презентация уникальных музейных экспонатов и коллекций, выставка современного искусства и ремесел.
Для содержания и эксплуатации экспозиционного центра в структуре ГУП "InterForum" при Мининвествнешторге создается специальная дирекция. Учредительные документы подготовят и утвердят в соответствии с российским законодательством, дирекция будет располагаться в Москве.
Основные задачи и направления работы дирекции:
q выставочно-ярмарочная деятельность;
q организация культурно-массовых и концертных мероприятий;
q повышение туристического потенциала страны, широкая реклама отечественных туроператоров на международных выставках;
q организация эффективной рекламы, в первую очередь активное продвижение и пропаганда в рамках мероприятий, организуемых через открытые для зарубежных пользователей информационные ресурсы положительного имиджа Узбекистана, проводимых в стране преобразований, а также международных культурных, промышленных и туристических выставок;
q широкое привлечение к участию в международных культурных, промышленных, туристических выставках и ярмарках потенциальных иностранных покупателей из стран СНГ и других государств;
q методическое содействие министерствам и ведомствам в организации планируемых к проведению выставок и ярмарок в экспозиционном центре на территории ВВЦ;
q содействие в привлечении прямых иностранных инвестиций и передовых технологий РФ для модернизации и развития отраслей узбекской экономики и инфраструктуры;
q содействие в увеличении объемов экспорта отечественных товаров и услуг, расширении номенклатуры взаимного товарооборота за счет организации долгосрочных экспортных поставок местной продукции и услуг на российский рынок.
Дирекция финансируется за счет поступлений от хоздеятельности и оказания договорных услуг, аренды зданий (площадей) и сооружений, благотворительных пожертвований, средств МФИ, ИПФО и других источников, не запрещенных законодательством РФ. При необходимости будут расходоваться внебюджетные средства Мининвествнешторга, МИД и их подведомственных организаций.
ГУП "InterForum" - единый координатор по организации и проведению в арендуемом Узбекистаном павильоне международных конференций, выставок-ярмарок, форумов и других мероприятий. В течение 2 месяцев экспозиционный центр оснастят материалами и экспонатами, рассказывающими о современной культуре и истории Узбекистана. Экспонаты - информационные материалы и образцы продукций - будут обновляться каждые полгода.
* * *
Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 02.09.2020 г. N 533 "Об утверждении Положения о порядке выявления бесхозяйных вещей на Государственной границе Республики Узбекистан".
Положение определяет порядок:
q оформления бесхозяйных вещей, материальных ценностей и другого имущества, выявленных при охране и защите Государственной границы Узбекистана;
q принятия мер для обеспечения безопасности и соблюдения санитарных норм при их доставке и хранении в подразделениях пограничных войск;
q проведения экспертизы и оценки стоимости вещей;
q принятия решения по данным вещам.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен. Если это не исключается правилами о находке, о безнадзорных животных и кладе, право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
Порядок выявления и учета бесхозяйных вещей осуществляется согласно установленной Положением схеме.
Подразделения пограничных войск, выявившие бесхозяйные вещи, обследуют их, фотографируют, оформляют протокол. По данным вещам проводится экспертиза и оценка с привлечением оценочной организации.
Территориальные комиссии, создаваемые решением председателя Службы государственной безопасности, принимают решение по признанию вещи бесхозяйной и передаче ее подразделению пограничных войск, которое затем на основе договора с торговой организацией продает ее. Средства от продажи бесхозяйных вещей поступают на счет внебюджетного фонда пограничных войск.
* * *
Постановлением Кабинета Министров РУз от 29.08.2020 г. N 528 утверждены Правила: проведения государственных испытаний средств измерений; проведения метрологической аттестации средств измерений; проведения поверки средств измерений; проведения метрологической аттестации средств испытаний; проведения калибровки средств измерений.
Для справки:
средство измерений - техническое средство, используемое для измерений и имеющее нормированные метрологические свойства;
средство испытаний - техническое устройство, вещество и (или) материал с нормированными техническими характеристиками, предназначенные для проведения испытаний.
Также напомним, в октябре вступит в силу новая редакция Закона "О метрологии", согласно которой:
q метрологическая аттестация проводится для признания допустимости применения средств измерений единичного производства или импортируемых в Узбекистан в единичных экземплярах на основании исследований их свойств, а в отношении средств испытаний - для определения соответствия нормированных технических характеристик требованиям нормативных документов в области технического регулирования;
q калибровка позволяет установить метрологические характеристики путем определения в заданных условиях соотношения между значением величины, полученным с помощью средства измерений, и соответствующим значением величины, воспроизводимым эталоном;
q поверкой определяется и подтверждается соответствие средств измерений установленным метрологическим требованиям.
Все работы выполняются аккредитованной метрологической службой по заявлению заинтересованного юридического или физического лица, к которому прилагается средство измерений или испытаний и соответствующий пакет документов. Между заявителем и исполнителем заключается договор, в том числе в электронной форме. Заявитель оплачивает работы в соответствии с условиями заключенного договора.
Процедуры реализуются поэтапно в соответствии с утвержденными схемами. Каждый последующий этап выполняется при положительных результатах предыдущего. Обратим внимание на следующие ключевые аспекты:
а) государственные испытания средств измерений предваряет метрологическая экспертиза представленных документов и оформление экспертного заключения. Продолжительность госиспытаний не должна превышать 25 дней за отдельными исключениями.
В процессе проводятся экспериментальное исследование и обработка результатов в соответствии с программой испытаний и экспериментальное опробование методики поверки средств измерений утверждаемого типа.
По результатам средство измерения утверждается и регистрируется в реестре, после чего оформляется Описание типа средств измерения и сертификат об утверждении типа средств измерений. Срок действия сертификата составляет 5 лет, по истечении - средства измерения данного типа, произведенные в период действия сертификата, подлежат поверке, а до либо после этого - поверке после внесения их в реестр;
б) метрологическая аттестация:
q средств измерений - продолжительность проведения за отдельными исключениями не превышает 10 дней. По итогам средство регистрируется в реестре и оформляется сертификат. Срок действия сертификата устанавливается в соответствии с межповерочным интервалом. По истечении срока действия сертификата проводится поверка;
q стандартных образцов (вещества, материала) проводится в течение максимум 10 дней, за отдельными исключениями. По итогам стандартный образец регистрируется в реестре и оформляется сертификат сроком действия 5 лет. Срок действия сертификата продлевается для стандартного образца, сохранившего свои стабильные во времени метрологические характеристики;
q средств испытаний делится на первичную, периодическую, внеочередную, инспекционную и экспертную (по поручению правоохранительных органов или суда). При положительных результатах оформляется сертификат;
в) поверка средств измерений также бывает первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной. Проводится в соответствии с утвержденной методикой. По итогам оформляется свидетельство;
г) калибровка средств измерений - проводится в течение 10 дней со дня оплаты по договору. По итогам оформляется сертификат.
* * *
Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 29.08.2020 г. N ПП-4816 "О мерах по поддержке и повышению эффективности рыбной отрасли".
Документом вводится следующий порядок налогообложения:
q с 2020 года рыбоводческие хозяйства, занимающиеся разведением рыбы в искусственных водоемах, исчисляют налог за пользование водными ресурсами по ставкам, установленным для орошения сельскохозяйственных земель, исходя из разницы в объеме взятой из водного объекта и возвращенной воды (Приложение N 11 к Закону РУз от 09.12.2019 г. N ЗРУ-589);
q использованные водные ресурсы, взятые из коллекторно-дренажных вод, не являются объектом налогообложения;
q объем воды, использованный для исчисления налога за пользование водными ресурсами рыбоводческих хозяйств и сельскохозяйственных предприятий, определяют организации, входящие в состав Минводхоза, исходя из фактически потребляемого объема;
q если определить фактический объем потребления воды невозможно, налоговая база за пользование водными ресурсами устанавливается в размере 50% от установленных нормативов потребления воды.
Минводхоз ежегодно, устанавливая лимит воды, формирует и размещает на своем сайте перечень коллекторно-дренажных сетей, которые могут использовать рыбоводческие хозяйства (с указанием уровня засоления и качества воды). При их использовании должны соблюдаться проектные параметры коллекторно-дренажных сетей. Министерство также утвердит лимиты водозабора для рыбоводческих хозяйств, занимающихся разведением рыбы в искусственных водоемах, с учетом предполагаемой и фактической водности источников и планов водопотребления.
Между рыбоводческими хозяйствами, занимающимися разведением рыбы в искусственных водоемах, соответствующими организациями водоснабжения и Ассоциацией "Узбекбаликсаноат" ежегодно до 15 января будет заключаться трехсторонний договор.
В течение 2021-2022 годов рыбоводческие хозяйства, берущие воду из рек и каналов, поэтапно перейдут на использование вторичных источников воды, а также новых ресурсосберегающих интенсивных технологий в искусственных водоемах в условиях дефицита воды.
Продолжится развитие отраслевой науки:
q в Ташобласти откроется лаборатория анализа гидробиологического и гидрохимического состава естественных и искусственных водоемов, качества комбинированного корма и диагностики заболеваний рыб Научно-исследовательского института рыбоводства;
q обновят материально-техническую базу Научно-исследовательского института рыбоводства, создадут инновационные информационно-ресурсные кабинеты, построят лаборатории, специализированные на селекции и племенном деле в рыбоводстве, анализе качества естественных и искусственных кормов для рыб - соответствующие проекты будут включены в Инвестиционную программу Республики Узбекистан на 2021-2023 годы;
q до 1 января 2022 года сформируют Единый банк данных ихтиофауны естественных запасов воды и водных биоресурсов Республики Узбекистан.
Кроме того, в крупных рыбоводческих кластерах организуют платные курсы по обучению инкубации рыб, разведению мальков рыб и товарной рыбы интенсивным методом в системах замкнутого водоснабжения, садках, бассейнах из бетона и земляных прудах. Владельцам сертификатов этих учебных курсов отдается приоритет при оформлении кредитов в рамках программ по разведению рыб интенсивным методом в домовладениях населения. В течение месяца разработают соответствующее учебное пособие, где будут отражены виды, качество, схемы разведения рыбы и ресурсосберегающие технологии.
Здания и сооружения "Янги Чиноз балик бозори" реализуют на публичных торгах по рыночной стоимости с инвестиционными и социальными обязательствами. На их месте должен появиться современный торговый комплекс по продаже рыбы и рыбной продукции. Если объект не будет реализован в течение 3 месяцев со дня выставления, его можно будет приобрести по рыночной стоимости с оплатой в рассрочку в равных долях в срок до 5 лет.
* * *
Принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27.08.2020 г. N 521 "О мерах по дальнейшему совершенствованию обеспечения жильем молодых семей, активно участвующих в общественной жизни страны".
Для исполнения Указа Президента РУз от 28.11.2019 г. N УП-5886 "О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов ипотечного кредитования" принято к сведению, что из 2 116 домов для особо отличившихся молодых семей, активно участвующих в общественной жизни страны (далее - молодые семьи), в 2018-2020 гг.:
q 350 домов сдано в эксплуатацию;
q по 296 отказано со стороны молодых семей;
q по 556 не начато строительство;
q завершено строительство в 2019 году - 558 домов, в 2020 году - 356.
Постановлением утвержден список домов, построенных в 2019-2020 гг. для молодых семей, взятых на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих рекомендацию Союза молодежи Узбекистана. В 2020 году 356 семей приобретут жилье на основе ипотечного кредита.
Совету Министров Каракалпакстана, хокимиятам областей и г. Ташкента поручено внести изменения в основные параметры по строительству доступных многоквартирных домов в сельской местности с участием ООО "ИК "Кишлок курилиш инвест" и ООО "ИК "Узшахар курилиш инвест" на 2020 год.
Средства, накопленные за счет первоначальных взносов на счетах ООО "ИК "Узшахар курилиш инвест" по кредитным линиям ООО "Кишлок курилиш банк" и Исламского банка развития, должны быть перечислены в течение трех дней в республиканский бюджет. Из возвращенных средств согласно расчетам Минфина и Союза молодежи выделяются:
q на первоначальные взносы для построенных в 2019 году 558 домов для молодых семей - 30 млрд сумов;
q на покрытие 65% первоначальных взносов для строящихся в 2020 году 356 домов для молодых семей - 11,6 млрд сумов с учетом НДС.
Документом устанавливается порядок, согласно которому:
q при центральном аппарате Агентства по делам молодежи создается группа контроля, которая будет осуществлять мониторинг уплаты ссуд и процентов по выданным Союзом молодежи средствам в качестве первоначального взноса, а также деятельность территориальных советов Союза молодежи по вопросу возврата ссуд и процентов;
q молодым семьям, не уплатившим в установленные сроки ссуды и проценты, в течение одного рабочего дня территориальные советы Союза молодежи вместе с территориальными подразделениями Министерства по поддержке махалли и семьи направляют через нотариуса письменные уведомления;
q в случае неисполнения требований уведомления молодой семьей территориальные кенгаши в течение двух рабочих дней обращаются к нотариусу для совершения исполнительной надписи по задолженности;
q исполнительная надпись совершается нотариусом в течение одного дня и направляется в территориальное отделение Бюро принудительного исполнения, которое затем принимает меры в установленном порядке.