язык интерфейса

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты/ Деятельность отдельных отраслей/ Образование. Наука/ Общие положения/ Закон Республики Узбекистан от 23.09.2020 г. N ЗРУ-637 "Об образовании" (Принят Законодательной палатой 19.05.2020 г., одобрен Сенатом 07.08.2020 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

23.09.2020 г.

N ЗРУ-637



ОБ ОБРАЗОВАНИИ


Принят Законодательной палатой 19 мая 2020 года

Одобрен Сенатом 7 августа 2020 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области образования.



Статья 2. Законодательство об образовании

Законодательство об образовании состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об образовании, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


государственная аккредитация - процесс государственного признания соответствия деятельности государственных образовательных учреждений и организаций, негосударственных образовательных организаций (далее - образовательные организации) государственным образовательным стандартам, государственным образовательным требованиям и учебным программам, а также предоставление права выдачи их выпускникам документов об образовании;


государственное образовательное учреждение - учреждение, созданное органами государственной власти и управления на базе имущества, находящегося в государственной собственности, предоставляющее образование в соответствии с государственными образовательными стандартами и государственными образовательными требованиями;


государственные образовательные стандарты - совокупность требований к содержанию и качеству образования, устанавливаемых государством;


государственные образовательные требования - обязательные требования, предъявляемые к структуре, содержанию и условиям реализации образования, а также к физическим, личностным, интеллектуальным, научным и профессиональным качествам обучающихся;


комплексная государственная аккредитация - процесс, основанный на результатах внешней оценки государственных и негосударственных образовательных организаций, осуществляющих среднее специальное, профессиональное, высшее и послевузовское образование, а также подготовку и переподготовку кадров;

специальная государственная аккредитация - процесс, который осуществляется до начала учебного процесса по образовательным программам в государственных и негосударственных образовательных организациях, осуществляющих среднее специальное, профессиональное, высшее и послевузовское образование, а также переподготовку и повышение квалификации кадров;

квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность лица к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, подтверждаемый соответствующим документом об образовании;


специальность - наименование конкретного вида профессиональной подготовки, которая завершается присвоением квалификации;


негосударственная образовательная организация - юридическое лицо, оказывающее образовательные услуги на основании лицензии на право осуществления деятельности по оказанию образовательных услуг или в уведомительном порядке в соответствии с государственными образовательными стандартами, государственными образовательными требованиями и учебными программами;

воспитание - системный процесс, направленный на всестороннее развитие молодого поколения на основе конкретного целевого и социально-исторического опыта, формирование сознания, духовно-нравственных ценностей и мировоззрения;


образование - системный процесс, направленный на предоставление обучающимся глубоких теоретических знаний, умений и практических навыков, а также на формирование общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, развитие способностей;


образовательная программа - совокупность нормативно-методических документов, состоящая из образовательных стандартов, учебных планов, учебных программ и соответствующих методических указаний, разработанных в соответствии с государственными стандартами образования, профессиональными стандартами и рамками национальных (сетевых) квалификаций;

образовательный кампус - образовательно-воспитательная среда, обеспечивающая высокую эффективность учебного процесса, духовно-нравственного воспитания, включающая комплекс зданий и сооружений, образовательные корпуса, научно-исследовательские институты (центры), производственные комплексы и технопарки, места временного проживания участников образовательно-воспитательного процесса, лаборатории, информационно-ресурсные центры (библиотеки), спортивные сооружения, объекты общественного питания, объединенные на единой территории;


участники образовательно-воспитательного процесса - обучающиеся, родители или иные законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители;


аттестация образовательных организаций - основная форма государственного контроля по оценке деятельности образовательных организаций и определению содержания, уровня и качества подготовки кадров в соответствии с государственными образовательными стандартами, государственными образовательными требованиями и учебными программами;


международная аккредитация - процесс, осуществляемый международными аккредитационными организациями, уполномоченными осуществлять деятельность на территории Республики Узбекистан, уполномоченными республиканскими органами исполнительной власти в области образования и являющимися полноправными членами международных сетей обеспечения качества образования, включенных в реестр международных аккредитационных организаций.


Статья 4. Основные принципы в области образования

Основными принципами в области образования являются:

признание приоритетности образования;

свобода выбора формы получения образования;

недопустимость дискриминации в области образования;

обеспечение равных возможностей для получения образования;

внедрение национальных и общечеловеческих ценностей в образование и воспитание;

гуманистический, демократический характер образования и воспитания;

непрерывность и преемственность образования;

обязательность одиннадцатилетнего образования и годичной подготовки к общему среднему образованию детей от шести- до семилетнего возраста;

общедоступность образования в пределах государственных образовательных стандартов и государственных образовательных требований;

единство и дифференцированность подхода к выбору учебных программ;

образование на протяжении всей жизни человека;

гарантия социальной защиты педагогов в обществе;

светский характер системы образования;

поощрение образованности, одаренности и таланта;

сочетание государственного и общественного управления в системе образования;

открытость и прозрачность в области образовательной деятельности.



Статья 5. Право на образование

Каждому гарантируются равные права на получение образования независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, убеждений, социального происхождения, общественного положения.

Право на образование обеспечивается:

развитием образовательных организаций;

поддержкой в образовательных организациях инновационной деятельности и реализацией учебных программ с применением инновационных технологий;

организацией образования с отрывом (дневное) и без отрыва (заочное, вечернее, дистанционное) от производства;

подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров;

получением бесплатного общего среднего, среднего специального и начального профессионального образования;

предоставлением гражданам, получившим образование в семье или путем самообразования, а также лицам, не получившим общее среднее образование, права на аттестацию в порядке экстерната в аккредитованных государственных образовательных учреждениях.

Иностранные граждане вправе получать образование в Республике Узбекистан в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Узбекистан.

Лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Узбекистан, имеют равные права с гражданами Республики Узбекистан на получение образования.



ГЛАВА 2. СИСТЕМА, ВИДЫ И ФОРМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 6. Система образования

Система образования включает в себя:

государственные образовательные стандарты, государственные образовательные требования, учебные планы и учебные программы;

образовательные организации, реализующие государственные образовательные стандарты, государственные образовательные требования и учебные программы;

организации, осуществляющие оценку качества образования;

научно-педагогические учреждения, выполняющие исследовательскую работу, необходимую для обеспечения функционирования и развития системы образования;

органы государственного управления в области образования, а также подведомственные им организации.

Система образования является единой и непрерывной.



Статья 7. Виды образования

Видами образования являются:

дошкольное образование и воспитание;

общее среднее и среднее специальное образование;

профессиональное образование;

высшее образование;

послевузовское образование;

переподготовка и повышение квалификации кадров;

внешкольное образование.



Статья 8. Дошкольное образование и воспитание

Дошкольное образование и воспитание является видом образования, направленным на обучение и воспитание детей, их интеллектуальное, духовно-нравственное, этическое, эстетическое и физическое развитие, а также на подготовку детей к общему среднему образованию.

Дошкольное образование и воспитание также предусматривает обязательную годичную подготовку детей в возрасте от шести до семи лет к начальному образованию.

Порядок организации дошкольного образования и воспитания определяется настоящим Законом, а также Законом Республики Узбекистан "О дошкольном образовании и воспитании".



Статья 9. Общее среднее и среднее

специальное образование

Общее среднее и среднее специальное образование направлено на освоение общеобразовательных учебных программ, необходимых знаний, умений и навыков.

Ступенями общего среднего образования (I-XI классы) являются:

начальное образование (I-IV классы);

базовое среднее образование (V-IX классы);

среднее образование (X-XI классы).

В первый класс общей средней образовательной организации дети принимаются в год исполнения им семи лет.

Начальное образование направлено на формирование у обучающихся основ грамотности, знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения общего среднего образования.

Базовое среднее образование предоставляет обучающимся в соответствии с учебной программой необходимый объем знаний, умений и навыков, развивает у них самостоятельное мышление и аналитические способности.

В рамках базового среднего образования (после VII класса) для формирования у обучающихся первичных знаний и навыков по профессиям осуществляются меры по их профессиональной диагностике и ориентации.

Среднее образование обеспечивает усвоение обучающимися необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с учебной программой, а также выбор последующего вида образования и овладение профессиями, не требующими высокой квалификации.

Порядок организации профессиональной диагностики и ориентации, а также подготовки обучающихся профессиям, не требующим высокой квалификации, устанавливается законодательством.

Общее среднее образование осуществляется в общих средних образовательных организациях непрерывно, в течение обязательных одиннадцати лет.

Среднее специальное образование осуществляется в течение двух лет на основе девятилетнего базового среднего образования в академических лицеях и обеспечивает ускоренное развитие интеллектуальных способностей, а также углубленное, дифференцированное, профессионально и личностно-ориентированное образование обучающихся.

Негосударственные общие средние образовательные организации организуют свою деятельность на основании лицензии в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Общее среднее и среднее специальное образование в негосударственных образовательных организациях могут осуществляться на платно-контрактной основе.

Для развития способностей одаренных и талантливых детей могут создаваться Президентские, творческие и иные специализированные школы, а также школы-интернаты.

Дети с физическими, умственными, сенсорными (чувственными) или психическими нарушениями, а также дети, нуждающиеся в длительном лечении, получают образование в государственных специализированных образовательных учреждениях, общих средних и средних специальных образовательных организациях в инклюзивной форме или в индивидуальном порядке в домашних условиях.

Количество обучающихся в классах (группах) общих средних и средних специальных образовательных организаций не должно превышать тридцати пяти.



Статья 10. Профессиональное образование

Профессиональное образование по приобретаемой профессии и специальности включает следующие уровни:

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

среднее специальное профессиональное образование.

Начальное профессиональное образование осуществляется в профессиональных школах на базе выпускников IX классов на основе двухлетних интегрированных учебных программ общеобразовательных предметов и предметов специальностей по дневной форме обучения на бесплатной основе.

Среднее профессиональное образование осуществляется в колледжах на базе общего среднего, среднего специального и начального профессионального образования по дневной, вечерней и заочной формам обучения продолжительностью до двух лет, исходя из сложности профессий и специальностей на основе государственного заказа или платного контракта.

Среднее специальное профессиональное образование осуществляется в техникумах на базе общего среднего, среднего специального, начального профессионального и среднего профессионального образования по дневной, вечерней и заочной формам обучения продолжительностью не менее двух лет, исходя из сложности профессий и специальностей на основе государственного заказа или платного контракта.

Граждане, получившие до вступления в силу настоящего Закона среднее специальное, профессиональное образование (девятилетнее общее среднее и трехгодичное среднее специальное, профессиональное образование), также имеют право на получение среднего профессионального и среднего специального профессионального образования.

Профессиональные школы, колледжи и техникумы обеспечивают получение обучающимися выбранной ими профессии и специальности.

...