ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2020 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 26 сентября по 2 октября 2020 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 26 сентября по 2 октября 2020 г.)


Налоговым консультантам дали все, что они хотели

         

В Ташкенте откроется местное бюро KFW

            

Цены на алкоголь повышаются с 1 октября

         

Упростили оборот земель сельхозназначения

       

Как будут оценивать знания госязыка при получении гражданства

        

В сфере обращения с отходами - новая модель ГЧП

         

За фото и видео экологического нарушения будут поощрять

        

Образован хокимият города Газган

            

За нарушения со страховкой авто задерживать не будут

          

Установлены дополнительные субсидии для животноводов

          

Отменили сотни актов Президента, еще 121 - скорректировали

         

В Хиве организуют международный фестиваль танца "Лазги"

         

Разрешили вывоз мерных слитков и драгоценных монет

           

Экспресс-тесты на COVID-19 можно ввозить без сертификации

           

Водоснабжение: ГЧП, компенсации бизнесу и государственные соцзаказы

         

Изменен порядок выплаты стимулирующих выплат медперсоналу

        

В международных перевозках - электронная накладная



Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 30.09.2020 г. N ПП-4846 "О мерах по дальнейшему развитию сферы налогового консультирования".


С 1 января 2021 года Палате налоговых консультантов Узбекистана перейдут следующие функции Минфина:

q проведение квалификационных экзаменов для получения квалификационного сертификата налогового консультанта;

q выдача, переоформление, приостановление, прекращение действия и аннулирование квалификационного сертификата налогового консультанта;

q утверждение программ обучения и повышения квалификации налоговых консультантов;

q ведение реестра налоговых консультантов.

Минфин поможет в организации курсов подготовки налоговых консультантов, в том числе в дистанционной форме, а также в подготовке и проведении квалификационных экзаменов. На официальном сайте ведомства опубликуют реестр налоговых консультантов, который будет регулярно обновляться.

Документ также содержит ряд новшеств:

q во-первых, действие квалификационного сертификата не прекращается за неучастие в течение 3 лет в деятельности по налоговому консультированию, если налоговый консультант работает в штате адвокатского формирования, аудиторской организации и иного юрлица, оказывающего услуги по ведению бухучета;

q во-вторых, налоговым консультантам разрешили пользоваться средствами вычислительной техники и связи, аудио- и видеозаписывающими устройствами в судах, правоохранительных и контролирующих органах при рассмотрении дел, связанных с налогообложением, обжалованием актов налоговых органов, действий и (или) бездействия их должностных лиц;

q в-третьих, ГНК на своем сайте будет вести регулярно обновляемый Перечень организаций налоговых консультантов, имеющих право на выдачу заключения по налогам при добровольной ликвидации налогоплательщиков. Налоговые органы признают такие заключения при добровольной ликвидации налогоплательщиков с годовым оборотом до 1 млрд сум. в течение последних 3 лет (кроме налогоплательщиков с высоким уровнем риска), определяемых посредством системы "риск-анализа".

Чтобы попасть в Перечень, организация должна действовать более года и иметь в штате налоговых консультантов со стажем налогового консультирования не менее года. Если налоговая выявит факт сокрытия или преднамеренного искажения налоговых обязательств добровольно ликвидируемого налогоплательщика в рамках выданного заключения, организацию из Перечня исключат.

Кроме того, ожидается совершенствование системы профильного образования (высшего и послевузовского) и обновление нормативной базы. В частности, к апрелю 2021 года разработают новый закон о налоговом консультировании, который закрепит основные положения саморегулирования сферы и позволит сформировать эффективно функционирующий институт налоговых консультантов.


* * *



Президент утвердил межправительственное соглашение Узбекистана и ФРГ о создании в Ташкенте местного бюро Кредитного института по восстановлению экономики (KfW). Это следует из Постановления Главы государства от 29.09.2020 г. N ПП-4844.


KfW (Kreditanstalt für Wiederaufbau) - банковская группа, на 80% принадлежащая федеральному правительству Германии (20% - у федеральных земель). Создана в 1948 году для реализации программы послевоенного восстановления Европы ("План Маршалла"). Центральный офис находится во Франкфурте-на-Майне, по всему миру открыто около 80 офисов и представительств.

В группе функционируют подразделения по международному финансированию:

q KfW IPEX-Bank - отвечает за международное проектное и экспортное финансирование;

q DEG - дочерняя компания KfW, финансирует и консультирует компании, инвестирующие в развитые и развивающиеся страны;

q Банк Развития KfW - от имени правительства Германии продвигает проекты финансового сотрудничества по всему миру.

Министерство инвестиций и внешней торговли Узбекистана - уполномоченный орган, ответственный за реализацию межправительственного соглашения. МИД страны направит ФРГ уведомление о выполнении Узбекистаном внутригосударственных процедур, необходимых для вступления международного договора в силу и об ответственном органе. Местное бюро KfW будет аккредитовано в качестве представительства правительственной организации по экономическому и техническому сотрудничеству зарубежного государства.

После вступления договора в силу контролировать выполнение обязательств узбекской стороны будут Кабинет Министров и руководители соответствующих министерств и ведомств.


* * *



Минфин и ГНК утвердили новые минимальные оптово-отпускные и розничные цены на алкогольную продукцию, кроме пива (рег. МЮ N 3188-1 от 29.09.2020 г.).


Действующие цены, напомним, введены в действие с 1 ноября 2019 года (рег. МЮ N 3188 от 29.10.2019 г.). В среднем с 1 октября 2020 года оптово-отпускные цены повысятся на 8,2%, розничные - на 8,6%. Индексация в разрезе каждой товарной позиции отражена в таблице. Как и прежде, цены установлены в сумах за 1 литр готовой продукции.

          

    

Наименование

реализуемого товара

  

     

Минимальная оптово-отпускная цена

предприятий-производителей

  

      

Минимальная розничная цена

     

   

с 01.11.2019 г.

до 01.10.2020 г.

      

       

с 01.10.2020 г.

    

     

Размер

индексации

    

     

с 01.11.2019 г.

до 01.10.2020 г.

     

       

с 01.10.2020 г.

     

    

Размер

индексации

     

Вина


8 600

9 400

9,3%

10 200

11 200

9,8%

Коньяк


31 000

33 000

6,4%

36 600

39 000

6,5%

Водка и прочая

алкогольная продукция

       

22 000

24 000

9%

26 000

28 500

9,6%

         

* * *



Президент Республики Узбекистан подписал пакет поправок, направленных на повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда (Закон Республики Узбекистан от 29.09.2020 г. N ЗРУ-639).



Госкомлес - правоохранительный орган


В КоАО прописали полномочия органов государственного лесного хозяйства. Им подведомственны дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 77, статьей 78, статьей 79*, статьями 80, 83, статьей 84*, частью 1 статьи 90* КоАО. При этом их должностные лица вправе:

а) рассматривать дела и налагать штрафы от имени Госкомлеса:

q главные госинспекторы Госкомлеса и его региональных подразделений - на граждан до 15, а на должностных лиц - до 20 БРВ;

q госинспекторы Госкомлеса и его региональных подразделений, государственных лесных и лесоохотничьих хозяйств, специализированных государственных лесных хозяйств, государственных лесопромышленных предприятий и сотрудники национальных природных парков - на граждан до 10, на должностных лиц - до 15 БРВ;

б) производить административное задержание - при совершении правонарушений по частям 1 и 2 статьи 77, статье 79*, статьям 83, 84*, части 1 статьи 90* КоАО;

в) досматривать вещи;

г) задерживать и досматривать транспортные средства -  при совершении правонарушений по статье 78, статье 79*, статье 84*, части 1 статьи 90* КоАО.



Новые форматы земельных отношений


Поправками разрешается предоставлять земельные участки:

1) в аренду на основе инвестиционного договора или государственно-частного партнерства (ГЧП) - на срок не менее 3 и не более 49 лет следующим субъектам:

q гражданам Узбекистана и сельхозпредприятиям - вышедшие из сельхозоборота орошаемые и богарные земли;

q физическим и юрлицам - неиспользуемые земли лесного фонда;

q гражданам Узбекистана, сельхозпредприятиям, а также инвесторам-резидентам Узбекистана - пастбища, залежи, многолетние насаждения;

2) в субаренду - земли сельхозназначения юридическим и физлицам (без права их передачи третьим лицам) для выращивания агропродукции на срок:

q определенный по соглашению сторон, но не свыше срока договора аренды - в рамках инвестдоговора или ГЧП;

q до одного года - в остальных случаях (например, со стороны фермерских хозяйств - для промежуточного посева сельхозкультур).

Порядок субаренды земель позже утвердит Кабинет Министров, но ключевые аспекты уже известны:

q переданный в субаренду участок не может быть объектом купли-продажи, залога, дарения, обмена;

q условия и сроки субаренды определяются по соглашению сторон и закрепляются договором. Плата и порядок ее взимания определяются в договоре субаренды в соответствии с законодательством;

q договор субаренды подлежит госрегистрации;

q если иное не предусмотрено договором аренды, его досрочное прекращение влечет прекращение и договора субаренды. Договор субаренды также может быть досрочно прекращен по соглашению сторон или решению суда;

3) принадлежащие на праве пожизненного наследуемого владения дехканским хозяйствам и владельцам приусадебных земельных участков - во временное пользование юридическим и физлицам для выращивания сельхозпродукции. Порядок временного пользования определяется соглашением сторон. При этом за дехканскими хозяйствами и владельцами приусадебных земельных участков сохраняется право пожизненного наследуемого владения.



Орошаемые земли - только для сельского хозяйства


Запретили выделять орошаемые земли для несельскохозяйственных целей, в том числе для строительства промышленных и гражданских объектов (зданий и сооружений), а также теплиц, в которых применяются новые методы передовых технологий (гидропоника и др.), не требующие плодородных почв. Исключение - выделение земель в соответствии с решением Президента.

Решение о предоставлении особо ценных продуктивных орошаемых сельхозугодий** под строительство предприятий, зданий и сооружений теперь также принимает Президент. Прежде таким правом обладал  Кабинет Министров.



Как создается зона отдыха


Скорректировали порядок образования рекреационных зон - охраняемых природных территорий с географическими и климатическими условиями, пригодными для организации туризма и массового отдыха населения:

q на участках государственного лесного фонда - решениями органов госвласти на местах по согласованию с Госкомтуризма, Советом Федерации профсоюзов Узбекистана и Минздравом по представлению Госкомлеса;

q в остальных случаях - решениями органов госвласти на местах по совместному представлению Госкомтуризма, Совета Федерации профсоюзов Узбекистана и Минздрава.

      

     

*) В части земель лесного фонда.


**) С кадастровой оценкой, превышающей средний районный балл бонитета более чем на 20%.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 28.09.2020 г. N 592 "Об утверждении положения о порядке определения уровня знаний государственного языка при приеме в гражданство Республики Узбекистан".


Положение разработано в соответствии с Законом "О гражданстве Республики Узбекистан", в нем определены:

q состав комиссии для организации экзаменов и определения уровня знаний;

q порядок объявления результатов экзаменов и выдачи сертификата о знании госязыка.

Министерству высшего и среднего специального образования поручено:

q организовать эффективное проведение экзаменов;

q совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в течение 3 месяцев разработать электронную систему удаленного обращения иностранных граждан и лиц без гражданства, и получения квалификационного сертификата с подтверждением при помощи QR-кода;

q в течение 2 недель обеспечить утверждение состава территориальных экзаменационных комиссий Ташкентским государственным университетом узбекского языка и литературы им. А. Навои (ТГУУЛ).

Экзамены будут проводиться Центром обучения основам делопроизводства на госязыке и повышения квалификации при ТГУУЛ и его территориальными подразделениями на платной основе. Размер платы составляет 20% БРВ.

Положением утверждены также:

q схема с указанием условий подачи документов, сроков получения сертификата на знание госязыка;

q минимальные требования к знанию государственного языка:

q понимание на слух - сути простых сообщений на общеизвестные темы, значения и информации собеседника и др.;

q речевые способности - сведения о себе, ведение диалога, рассказ о прочитанном или увиденном, изложение повести и др.;

q чтение - способность объяснить основное значение информации, простых сообщений, писем и т.п.;

q письменные навыки - написание личного сообщения, заполнение анкеты, простых документов, диктанта.


* * *



Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 29.09.2020 г. N ПП-4845 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления деятельностью в сфере обращения с бытовыми и строительными отходами".


Между госпартнером - Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, территориальными органами Госкомэкологии и частным партнером заключается соглашение о государственно-частном партнерстве (ГЧП). В нем определяются следующие обязательства сторон:

           

     

Госпартнер

     

  

Частный партнер

     

q закрепляет за частным партнером территории для оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов;


q обеспечивает полный охват услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов населения, проживающего на закрепленной за ним территории;


q предоставляет в долгосрочное пользование частному партнеру полигоны отходов, состоящие на балансе госпредприятий, с условием применения технологий сортировки и переработки отходов, а также привлечения капитальных вложений и инвестиций;


q вносит инвестиции и развивает инфраструктуру санитарной очистки;


q реализует частному партнеру спецавтотранспорт и технику, состоящие на балансе госпредприятий, специализирующихся на оказании услуг в сфере обращения с бытовыми отходами в рассрочку сроком до 7 лет по ценам, установленным оценочными организациями. После полной выплаты платежей передает частному партнеру право распоряжения ими.


q создает возможности для осуществления госпартнером контроля за движением спецавтотранспорта и техники, а также полигонами отходов в режиме реального времени;



q обеспечивает подключение к единой электронной системе сбора и ведения учета обязательных платежей за оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов;



q устанавливает и запускает технологии сортировки (переработки) отходов в установленные сроки.


             

С 1 января 2021 года:

q тарифы обязательных платежей за оказание услуг по сбору и вывозу бытовых отходов в регионах будут утверждаться после одобрения решениями соответственно Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и г. Ташкента с первоначальным получением заключений органов по регулированию цен (тарифов). Исключение составляют платежи за отдельные услуги, предоставляемые обслуживающими организациями по договорным ценам;

q на территориях, закрепленных для оказания услуг кластерам, занимающимся комплексным обращением с бытовыми отходами, заготовка (закупка, прием) вторичного сырья (за исключением закупки лома металлов и отходов) осуществляется данными кластерами через пункты приема. Исключение составляют закупка или прием вторичного сырья перерабатывающими предприятиями через принадлежащие им пункты, расположенные на данной территории;

q запрещается извлечение и присвоение вторичного сырья, содержащегося в составе бытовых отходов, в процессе оказания услуг по вывозу бытовых отходов, а также из пунктов их сбора и сортировки без согласия организаций, специализирующихся на оказании услуг в сфере обращения с отходами;

q обновляемый перечень кластеров, имеющих соответствующие технологии и мощности для транспортировки, сортировки, утилизации и переработки бытовых отходов, а также данные о территориях, закрепленных для оказания ими услуг, будут формироваться Госкомэкологии и размещаться на его официальном веб-сайте.

Также с начала 2021 года вводится порядок, в соответствии с которым:

а) строительные отходы, образующиеся в процессе работ по строительству, реконструкции, ремонту или сносу зданий и сооружений, в том числе дорог и инженерных коммуникаций (далее - строительные работы), направляются в первую очередь на вторичное использование, переработку или утилизацию;

б) допускается размещение строительных отходов на полигонах при отсутствии на территории расположения объекта предприятий, обладающих соответствующими технологиями и мощностями для утилизации и переработки данных отходов;

в) при разработке проектной документации по строительным работам предусматриваются проектные решения по определению объемов и мест сбора строительных отходов, образующихся в процессе строительства, а также проведению связанных с ними работ;

г) в жилых зонах, где планируется строительство многоквартирных домов:

q потребность в создании пунктов сбора бытовых отходов изучается совместно со специализированной организацией, оказывающей услуги в сфере обращения с бытовыми отходами на данной территории, и предусматривается в материалах оценки воздействия материалов, предпроектной и проектной документации по выделению (отбору) земельных участков под строительство на окружающую среду;

q не разрешается принятие в эксплуатацию многоэтажных жилых домов с количеством более 300 квартир, не оборудованных пунктами сбора бытовых отходов;

д) юридические и физические лица - собственники строительных отходов, образующихся в результате проведения строительных работ:

q осуществляют раздельный сбор и временное хранение отходов, образующихся на объектах, где проводятся строительные работы;

q сдают и реализуют строительные отходы юрлицам, занимающимся их сбором, транспортировкой, утилизацией и (или) переработкой, либо выполняют данные работы своими силами;

q заключают соответствующие договора с организациями, специализирующимися на оказании услуг по вывозу отходов, или организациями, имеющими полигоны отходов при размещении строительных отходов на полигонах;

е) юридические и физические лица, занимающиеся перевозкой строительных отходов, при оказании данных услуг должны иметь документ, предусматривающий сдачу (реализацию) ими строительных отходов организациям, занимающимся утилизацией и (или) переработкой строительных отходов, либо размещение отходов на полигон отходов.

Документом также утверждены:

q "Дорожная карта" по реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере оказания услуг по сбору и вывозу бытовых отходов в 2020-2021 гг.;

q адресные программы строительства и оснащения полигонов строительных и бытовых отходов за счет средств местных бюджетов в 2020-2021 гг.;

q целевые индикаторы в сфере обращения с бытовыми отходами, достижение которых обеспечивается Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей в 2020-2021 гг.


* * *



За фото и видео экологического нарушения будут поощрять. Это предусмотрено Постановлением Президента РУз от 29.09.2020 г. N ПП-4845.


С 1 января 2021 года:

q фотоснимки и видеозаписи о правонарушениях в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользования, отправленные населением в специальную информационную систему Госкомэкологии в Интернете, рассматриваются в порядке, установленном Кодексом об административной ответственности;

q лица, отправившие фотоснимки и видеозаписи о фактах правонарушений, поощряются денежной премией в размере 15% от суммы штрафа, взысканного с правонарушителя;

q личности правонарушителей на отправленных фотоснимках и видеозаписях по фактам правонарушений устанавливается органами внутренних дел на основании запроса территориальных органов Госкомэкологии;

q не допускается разглашение информации о лицах, представивших фотоснимки, видеозаписи и сообщения о фактах правонарушений.

До конца текущего года в Интернете появится специальная инфосистема, позволяющая населению вести общественный контроль за состоянием окружающей среды, размещать фото- и видеоматериалы о правонарушениях в данной сфере. Будет внедрена система принятия оперативных мер по каждому сообщенному факту.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 24.09.2020 г. N 584 "О мерах по организации хокимията города Газгана в составе Навоийской области".


Документом принято к сведению, что в соответствии с Постановлениями Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса (от 02.05.2019 г. N 2491-III и от 03.05.2019 г. N ПС-419-III) поселок городского типа Газган в Нуратинском районе переименован в город Газган и включен в категорию городов областного подчинения.

Документом утверждены:

q типовая структура аппарата управления хокимията города Газгана;

q подразделения государственных органов и организаций в городе Газгане и численность управленческих работников (всего - 40 штатных единиц).

Установлено, что численность управленческих работников подразделений государственных органов и организаций в городе Газган вводится в пределах общей численности штатных единиц соответствующих министерств и ведомств.

Первому заместителю Премьер-министра поручено:

q в десятидневный срок разработать комплекс организационно-технических мероприятий по организации хокимията города областного подчинения Газган в составе Навоийской области и обеспечить их выполнение в установленные сроки;

q в месячный срок совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством финансов, хокимиятом Навоийской области определить прогнозные параметры бюджета города Газгана;

q совместно с хокимиятом Навоийской области обеспечить в период организации города Газгана точную, устойчивую и слаженную работу отраслей экономики, а также своевременное решение возникающих социальных вопросов;

q совместно с хокимиятом Навоийской области, Министерством занятости и трудовых отношений принять меры по заполнению штатов вновь создаваемых территориальных структур государственных и хозяйственных органов управления квалифицированными кадрами с многолетним опытом работы, а также по трудоустройству лиц, высвобождаемых в связи с сокращением имеющихся штатов в Нуратинском районе;

q в месячный срок совместно с хокимиятом Навоийской оласти, Агентством по управлению госактивами внести предложения в Кабинет Министров по обеспечению хокимията города Газгана, подразделений органов государственного и хозяйственного управления необходимыми зданиями и сооружениями и материально-техническими средствами;

q организовать исполнение программы социально-экономического развития города Газгана и проводить ее обсуждение с выездом на место.

При этом обратить особое внимание на:

q обеспечение занятости населения путем организации в городе кластеров по производству строительных материалов;

q принятие мер по открытию и освоению новых месторождений путем расширения геологоразведочных работ;

q работы по повышению уровня урбанизации и улучшению достойных условий жизни населения путем организации строительства в городе многоэтажных домов.

Верховному суду, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел и другим правоохранительным органам рекомендовано в двухмесячный срок рассмотреть вопросы организации работы правоохранительных подразделений в городе Газгане.

Соответствующие поручения даны также Госкомстату и Агентству кадастра при ГНК.


* * *



За нарушения со страховкой авто задерживать не будут. Соответствующие поправки внесены в Кодекс об административной ответственности (Закон Республики Узбекистан от 28.09.2020 г. N ЗРУ-638).


Скорректирован перечень правонарушений, при которых органы внутренних дел производят задержание и досмотр транспортных средств. Из него исключили случаи отсутствия при себе страхового полиса (статья 135 КоАО) и другие нарушения законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (статья 135-1 КоАО).

Важно понимать: указанные правонарушения больше не являются основанием для задержания и досмотра авто, но административная ответственность за них не отменяется. Штрафы, предусмотренные статьями 135 и 135-1 КоАО, продолжают действовать и по-прежнему будут взыскиваться с нарушителей.

В законодательные акты также внесли поправки, связанные с оптимизацией функций и полномочий органов исполнительной власти на местах и отменой ряда справок, которые прежде требовались от граждан в различных ситуациях (например, справка с места жительства и т.д.) (Постановление Президента РУз от 09.12.2019 г. N ПП-4546).


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 26.09.2020 г. N 590, которым вносятся изменения в Постановление Кабинета Министров от 12.05.2020 г. N 280 "Об утверждении нормативно-правовых актов, регламентирующих выделение государством субсидий животноводческой отрасли".


Документом утверждено Положение о порядке предоставления субсидий животноводческим хозяйствам, специализирующимся на выращивании и продаже ковроткаческим предприятиям шерсти овец породы "меринос" и коз породы "ангор" на 2021-2023 годы.

Субсидии выдаются юридическим лицам на частичное возмещение расходов по выращиванию овец и коз в размере 2 000 сумов за каждый килограмм шерсти, продаваемой ремесленникам и организациям для производства ковров.

Для получения субсидии необходимо обратиться с заявлением и необходимыми документами в районную комиссию, созданную для поддержки эффективного развития животноводства. Она в течение 3 рабочих дней принимает решение о выделении субсидии или об отказе.

Ежегодно в срок до 5 мая областные комиссии формируют списки получателей субсидий на будущий год. Данные списки передаются в Агентство "Узбекчорванасл", а затем в Министерство финансов для включения в Государственный бюджет.


* * *



Принят Указ Президента РУз от 27.09.2020 г. N УП-6075 "О мерах по улучшению деловой среды в стране путем внедрения системы пересмотра утративших свою актуальность актов законодательства".


Проведенная Минюстом совместно с заинтересованными ведомствами инвентаризация законодательства выявила около 2,5 тыс. устаревших и утративших актуальность нормативно-правовых актов. Они приводят к излишнему регуляторному бремени, бюрократическим преградам и препонам, коллизиям в правоприменительной практике. В этой связи:

q признаны утратившими силу 498 актов Президента (полностью или частично), принятых в 1990-2018 годы, в еще 121 - внесены изменения и дополнения;

q критически пересмотрят более чем 2 тыс. правительственных решений такого же характера, выявленные по итогам инвентаризации, и в 2-месячный срок в Кабинет Министров внесут предложения по их отмене.

Согласно документу:

q во-первых, на законодательном уровне пропишут конкретные критерии, отделяющие акты индивидуального и организационного характера от нормативно-правовых актов. Речь об актах, принимаемых палатами Олий Мажлиса, Президентом, Кабинетом Министров и органами госвласти на местах;

q во-вторых, вместо новой редакции принимается новый законодательный акт и одновременно признается утратившим силу ранее действовавший. Организуют пересмотр ранее принятых таких законодательных актов;

q в-третьих, акты Президента и Кабинета Министров об установлении дополнительных нерабочих дней и переносе выходных, а также об организации проведения мероприятий утрачивают силу по окончании соответствующего года;

q в-четвертых, инвентаризация законодательной базы продолжится. Устаревшие и неактуальные акты будут отменяться, разрозненно регулируемые общественные отношения - систематизируют.

Совершенствуются механизмы оценки регуляторного воздействия НПА и их проектов. Минюст - специально уполномоченный орган в этой сфере. В его центральном аппарате образуется Управление оценки регуляторного воздействия. Ответственные сотрудники также появятся в органах госуправления и исполнительной власти на местах. Информация о состоянии системы оценки регуляторного воздействия в стране будет ежегодно публиковаться в СМИ, поступать в Администрацию Президента и Кабинет Министров.

Оценка регуляторного воздействия проводится с использованием:

q портала обсуждения проектов нормативно-правовых актов - в отношении проектов НПА (обязанность органов и организаций - разработчиков);

q электронной площадки по правовому мониторингу - в отношении действующих НПА;

q единой электронной системы "Е-Qaror" - в отношении решений местных властей (Постановление Кабинета Министров РУз от 14.04.2020 г. N 218).

К проекту при его общественном обсуждении, межведомственном согласовании и правовой экспертизе должны прилагаться аналитические материалы - анализ проблемы, способы ее решения, оценка воздействия на конкуренцию, прогноз и оценка возможных последствий введения новых регуляторных инструментов, включая анализ выгод и издержек для граждан и бизнеса.

До 1 февраля 2021 года должны внедрить механизм обнародования в онлайн-инфосистеме предложений представителей научных и экспертных кругов, соискателей ученых степеней, выработанных по итогам научно-аналитической деятельности. Обязательное условие - соблюдение законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

Также ожидается модернизация двух площадок:

а) портала regulation.gov.uz - на нем появится "открытая платформа" (open platform), которая даст возможность:

q взаимодействовать с общественностью, бизнес-сообществом, научными кругами и институтами гражданского общества, наладить обратную связь в ходе реализации принимаемых актов законодательства;

q инициировать тематические онлайн-встречи и обсуждения с госорганами и организациями;

q применять возможности "краудсорсинга" в части оценки влияния актов законодательства на правоприменительную практику. Например, проводить онлайн-опросы;

б) Национальной базы данных законодательства:

q до 1 июня 2021 года в нее включат все действующие постановления палат Олий Мажлиса и НПА, принятые органами госвласти на местах. Вторые предварительно систематизируют, отменят все устаревшие и неактуальные документы, внедрят механизм автоматического размещения в базе;

q база станет более удобной в использовании. В частности, НПА, акты о внесении изменений и дополнений, а также акты оперативного, организационного и иного характера будут размещаться отдельно друг от друга.


* * *



В Хиве организуют международный фестиваль танца "Лазги". Это предусмотрено Постановлением Президента РУз от 28.09.2020 г. N ПП-4843.


Начиная с 2022 года в Хиве 1 раз в 2 года 25-30 апреля будет проводиться Международный фестиваль танца "Лазги" и международная научно-практическая конференция в его рамках.


Для справки. Хорезмский танец "Лазги" включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества как элемент культурного наследия Узбекистана. Решение принято 12 декабря в Боготе (Колумбия) в ходе 14-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.


Органами, ответственными за организацию и проведение фестиваля, определены хокимият Хорезмской области и Министерство культуры.

В рамках фестиваля будут организованы выставочные павильоны о танцевальном искусстве, демонстрация национальных музыкальных инструментов и костюмов, изделий ремесленничества, произведений изобразительного и прикладного искусства, образцов скульптуры, художественных и документальных фильмов, аудио- и видеодисков, книг, альбомов, фотоснимков, а также торговля ими на территории комплекса "Ичан-Калъа".

Документом также утверждены:

q состав оргкомитета по подготовке и проведению фестиваля;

q Положение о порядке проведения Международного фестиваля танца "Лазги".


* * *



Разрешили вывоз мерных слитков и драгоценных монет. Это предусмотрено Указом Президента Республики Узбекистан от 22.09.2020 г. N УП-6066.


Физлица получили право вывозить за пределы страны произведенные в Узбекистане мерные слитки и монеты Центрального банка, изготовленные из драгоценных металлов, без ограничений. При этом есть два условия:

q наличие соответствующих сертификатов;

q обязательное заполнение пассажирской таможенной декларации - при превышении норм вывоза товаров (Постановление Президента Республики Узбекистан от 06.02.2018 г. N ПП-3512 "О мерах по дальнейшему упорядочению перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу").

В связи с тем, что Государственная пробирная палата перешла в ведение Минфина, Агентство по драгметаллам при ЦБ упраздняется (Указ Президента РУз от 18.05.2019 г. N УП-5721). Взамен в структуре центрального аппарата ЦБ создается Служба по хранению и работе с драгоценными металлами. Она займется приемом, хранением, отпуском и учетом драгметаллов, приобретаемых и реализуемых Центробанком в рамках операций по управлению международными резервами и других находящихся на хранении ценностей. Здания и объекты, используемые ею в указанных целях, - объекты особой важности и подлежат соответствующей охране. Правопреемником по правам, обязательствам и договорам упраздняемого Агентства определен ЦБ.

В течение месяца должны внедрить механизм поставки в регионы драгметаллов, реализуемых на биржевых торгах.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 24.09.2020 г. N 582 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Кабинета Министров от 22.07.2020 г. N 449 "О мерах по упорядочению оборота лекарственных средств, медицинских изделий и медицинской техники в период пандемии по коронавирусу".


В Перечень изделий медицинского назначения и медицинской техники, импортируемых в Узбекистан без регистрации и сертификации, используемых при лечении больных с инфекцией COVID-19, добавлены экспресс-тесты по выявлению антител и антигенов на COVID-19.

В Перечень лекарственных средств и биологически активных веществ, импортируемых без регистрации в Узбекистан и подлежащих обязательной сертификации, используемых при лечении больных с инфекцией COVID-19, добавлены следующие лекарственные препараты:

q вакцина гриппа (ОРВИ);

q вакцина коронавируса (COVID-19);

q вакцина пневмококка;

q бария сульфат;

q панкурония бромид/пипекурония бромид/атракурия бесилат;

q цефепим-тазобактам;

q нитроглицерин.

До 1 марта 2021 года освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе лекарственных веществ (субстанций), используемых для производства лекарственных средств, которые используются при лечении больных с инфекцией COVID-19.

Срок реализации и проведения таможенного оформления без регистрации в Узбекистане медицинских изделий, лекарственных средств и лекарственных компонентов, используемых для их производства, продлен с 1 октября 2020 года до 1 марта 2021 года.


* * *



Система питьевого водоснабжения и канализации будет модернизирована, инвестпроекты в этой сфере станут более эффективными (Указ Президента РУз от 25.09.2020 г. N УП-6074).


С 1 октября 2020 года внедряется новый порядок отбора, реализации и мониторинга результативности инвестпроектов в сфере питьевого водоснабжения и канализации:

q проектные предложения подлежат обязательному обсуждению в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и столицы и реализуются исключительно с их согласия. Депутаты постоянно с выездом на места мониторят ход реализации каждого проекта;

q АО "Узсувтаъминот" проводит предпроектные исследования по сформированным проектным предложениям совместно с местными властями, проектными организациями и Госкомгеологии с учетом особенностей каждого региона;

q председатель Совета Министров Каракалпакстана, хокимы областей и Ташкента совместно с АО "Узсувтаъминот" отвечают за качественную реализацию проектов и возвратность иностранных кредитов, полученных под гарантию правительства;

q в проектах по питьевому водоснабжению независимо от организационно-правовой формы (ОПФ) инициатора проекта наряду с обязательной установкой приборов учета предусматривается также проведение питьевой воды непосредственно до домохозяйств - эти расходы покрываются из средств, выделенных в рамках реализуемого проекта.

Определен механизм финансирования в рамках инвестпроектов:

        

      

при строительстве вновь

начинаемого объекта "под ключ"

     

    

при строительстве объекта на договорной

основе (переходящий на следующий год,

кроме строительства "под ключ")

          

q ежемесячное текущее финансирование - 90% от стоимости выполненных работ с учетом пропорционального удержания выделенного аванса;


q текущее помесячное финансирование - исходя из фактического выполнения работ, не менее 90% от стоимости объекта;

              

q 10% от стоимости объекта оплачиваются по истечении гарантийного срока, указанного в договоре.


q оставшиеся 10 процентов - по истечении предусмотренного договором гарантийного срока, но не позднее завершения финансового года.

          

       

С 1 октября регулируемые цены (тарифы) на услуги водоснабжения и канализации в регионах, независимо от ОПФ организаций, их оказывающих, утверждаются после одобрения Жокаргы Кенеса и региональных Кенгашей народных депутатов при наличии заключений антимонопольного органа и органов ценового регулирования. Тариф должен полностью покрывать себестоимость оказываемых потребителям услуг и учитывать расходы на развитие и модернизацию организаций водоснабжения и канализации.

В 2021-2022 гг. планируется реализация 30 проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) по передаче субъектам предпринимательства районных и городских систем питьевого водоснабжения. В течение будущего года утвердят концепции этих проектов, проведут конкурсы (тендеры), оформят соглашения с победителями, внесут концепции и соглашения в реестр проектов ГЧП. В проведении конкурсов (тендеров) будут участвовать председатели сходов граждан и другие представители местной общественности.

С 1 января 2021 года:

а) для закупки субъектами предпринимательства насосов и опреснительного оборудования Государственный фонд поддержки предпринимательской деятельности в течение 3 лет компенсирует:

q часть процентной ставки, превышающей основную ставку ЦБ, но не более 1,5-кратного размера основной ставки, по кредитам в национальной валюте в части, не превышающей 10 млрд сумов;

q до 30% от процентных ставок, установленных коммерческими банками, но не более чем на 3 процентных пункта, по кредитам в иностранной валюте в части, не превышающей экв. 10 млрд сумов;

б) минимум 10% поступлений от оказания услуг питьевого водоснабжения и канализации перечисляются на специальные расчетные счета районных (городских) организаций водоснабжения АО "Узсувтаъминот" для обеспечения их финансовой самостоятельности, устранения аварий, материального стимулирования работников и финансирования текущего ремонта.

С 1 октября вводится практика предоставления ННО и другим институтам гражданского общества государственных социальных заказов на обеспечение питьевой водой сельских населенных пунктов с населением от 15 тысяч человек, не имеющих доступа к централизованному водоснабжению. МинЖКО будет ежегодно объявлять конкурс в СМИ, в том числе электронных. Цели, условия и задачи государственных соцзаказов определяет Кабинет Министров.

Проекты в рамках госсоцзаказов реализуются в 2021 году в Андижанской, Наманганской и Ферганской областях, а с 2022 года - в других регионах страны. Проекты должны предусматривать также обеспечение услугами канализации. МинЖКО на 2021 год отдельно выделят 14 млрд сумов  на финансирование таких проектов. В последующие годы число проектов и объемы бюджетного финансирования будут увеличиваться.

Кроме того, поэтапно внедряются следующие нововведения:

         

    

с 1 января 2021 года

    

    

с 1 января 2022 года

    

   

с 1 января 2023 года

   

в случае равенства условий в предложениях участников при выборе современных технологий очистки сточных вод, преимущественное право на заключение договора отдается участникам, взявшим обязательства по оказанию сервисных услуг и бесперебойному обеспечению запчастями предлагаемой технологии

    

q в населенных пунктах, не подключенных к централизованной системе канализации, жилые комплексы строятся вместе с канализационными очистительными сооружениями;


q не допускается применение устаревших неэффективных технологий, требующих значительных эксплуатационных расходов, покрывающих затраченные средства в более чем 10-летний срок, при проведении проектных и строительно-монтажных работ, связанных с реконструкцией и модернизацией действующих, а также строительством новых канализационных очистных сооружений за счет Госбюджета и средств международных финансовых институтов, привлеченных под гарантию Правительства;

       

q в ходе проведения конкурса (тендера) по отбору технологических решений по проектам реконструкции и модернизации канализационных очистных сооружений или строительства новых сооружений учитывается оптимизация будущих эксплуатационных расходов сооружения и полное покрытие всех средств, затраченных на него.

  

q при реконструкции и модернизации канализационных очистных сооружений или строительстве новых сооружений применяются непрерывный цикл очистки, в частности, инновационный метод кавитационно-ферментной обработки и другие инновационные методы.


     

В свете всего вышеизложенного на АО "Узсувтаъминот", МинЖКО и Инспекцию по контролю за использованием питьевой воды возложены дополнительные задачи. Им также предстоят структурные изменения.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 24.09.2020 г. N 583 "О дополнительных мерах по обеспечению эффективности выделяемых средств на мероприятия по предупреждению распространения коронавирусной инфекции в Республике Узбекистан".


В соответствии с документом в результате пересмотра стандартов лечения Минздравом длительность лечения сокращена с 10 до 7 дней, в связи с чем с 20 августа 2020 года:

q специальные стимулирующие выплаты, выплачиваемые врачам, руководящему и среднему медицинскому персоналу, провизорам-фармацевтам, дезинфекторам, младшему медицинскому персоналу и другим работникам, выплачиваются 1 раз в месяц с учетом рабочей нагрузки не менее 8 часов за каждый 30-дневный период с переводом на работу в ежедневном порядке;

q к ежемесячному должностному окладу медицинского персонала и других работников, которым предусмотрены специальные стимулирующие выплаты, не выплачиваются ежедневные дополнительные выплаты в размере 6%;

q выплата денежных средств сотрудникам осуществляется путем перечисления на банковские карты.

Постановлением утверждены:

q Положение о порядке выплаты специальных стимулирующих выплат;

q Перечень должностей работников медицинской сферы, службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья и других работников, привлеченных к мероприятиям по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, которым выплачивается ежедневная доплата в размере 6%;

q Перечень должностей, по которым производятся ежемесячные специальные стимулирующие выплаты вместо ежедневной доплаты в размере 6%.

Министерством здравоохранения в течение одной недели будет запущена электронная программа контроля "веmоr.ssv.uz", с помощью которой можно получать в режиме реального времени информацию о работниках, привлеченных к мероприятиям по предупреждению распространения коронавирусной инфекции. Кроме того, программа позволит обеспечить прозрачность сведений о принятии и выписке больных, движении товарно-материальных ценностей и другой аналитической информации.


* * *



Узбекистан присоединяется к Дополнительному протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, касающемуся электронной накладной. Президент РУз подписал соответствующее Постановление от 25.09.2020 г. N ПП-4842.


Дополнительный протокол подписан в Женеве 20 февраля 2008 года. Он предусматривает упрощение и ускорение процедуры оформления договора перевозки с помощью электронных средств связи путем введения электронной накладной, имеющей равную юридическую силу с бумажным вариантом.

Источником электронной накладной является электронное сообщение, переданное перевозчиком, грузоотправителем или любой другой стороной, заинтересованной в выполнении договора перевозки, к которому применяется Конвенция. В нее включаются сведения, логически ассоциируемые с электронным сообщением в качестве приложений или в результате увязки иным образом с электронным сообщением одновременно с его передачей или после его передачи, чтобы сделать его частью электронной накладной.

Стороны договора перевозки устанавливают аутентичность электронной накладной с помощью надежного метода электронной подписи, обеспечивающего ее связь с электронной накладной. Они также договариваются о процедурах и их применении, в частности в отношении:

q метода выдачи и передачи электронной накладной управомоченной стороне;

q подтверждения сохранения целостности электронной накладной;

q способа, посредством которого сторона, обладающая правами, возникающими на основании электронной накладной, в состоянии продемонстрировать наличие такого права;

q порядка направления подтверждения факта сдачи груза получателю;

q процедур дополнения или изменения электронной накладной;

q процедур возможной замены электронной накладной, выданной с помощью других средств.

Органом, ответственным за реализацию указанного международного договора, определено Министерство транспорта. МИД направит депозитарию уведомление о присоединении Узбекистана к указанному международному договору, а также об органе, ответственном за его реализацию. Дополнительный протокол вступает в силу для присоединившейся к нему страны на 90-й день после сдачи депозитарию документа о присоединении.






































































Время: 0.0071
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск