ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2020 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 14 по 20 ноября 2020 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 14 по 20 ноября 2020 г.)


Нотариусам утвердили пять административных регламентов

           

Создаются общественные советы по толерантности

           

Типовые штаты лицеев и колледжей изменены

        

Узгидромету повысили статус

        

Какой должна быть масложировая продукция

       

Утверждены Правила пожарной безопасности для энергетиков

         

Какие льготы отменяются с 1 апреля 2021 года

        

Конвенции: кто за что отвечает

      

Новому району в Намангане определили структуру управления

          

Создается "Международный торговый центр Термез"

        

В Сырдарьинской области внедряется новая модель здравоохранения

          

Как будут поступать в профессиональные образовательные учреждения

          

В Каракалпакстане - еще больше налоговых льгот

         

Эффективность медпрофилактики повысят

       

Торговый оборот с Афганистаном доведут до $2 млрд к 2023 году

         

Реформа здравоохранения: что ожидается на новом этапе



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 18.11.2020 г. N 726 "Об утверждении административных регламентов о порядке совершения нотариусами отдельных нотариальных действий".


Документ принят в соответствии с Указом Президента РУз от 09.09.2019 г. N УП-5816 "О мерах по коренному реформированию системы нотариата в Республике Узбекистан".

Постановлением утвержден Административный регламент заверения нотариусами договоров передачи недвижимого имущества другим лицам (далее - Регламент). Он регулирует порядок заверения нотариусом договоров купли-продажи, дарения, обмена, передачи недвижимого имущества с условием пожизненного обеспечения и других подобных договоров.

Договор оформляется нотариусом в здании нотариальной конторы или по требованию заявителей в выездном порядке.

При оформлении договора за пределами нотариальной конторы в заверительной надписи документа указываются адрес места оформления сделки, процесс оформления и подписания договора, в обязательном порядке фиксируется аудио- и видеозаписями.

В соответствии со статьей 11 Закона "О нотариате" нотариальные действия в Узбекистане осуществляются на государственном языке. По требованию граждан текст оформленного документа выдается нотариусом на русском или, при возможности, на других приемлемых языках.

В Административном регламенте также прописаны порядки:

q обращения;

q приема заявителя, установления его личности, поведения и дееспособности;

q утверждения договора с участием несовершеннолетних, лиц с ограниченной дееспособностью и недееспособных лиц;

q утверждения договора с участием лиц с дефектом слуха-речи и незрячих лиц;

q осуществления взаиморасчетов по договору;

q осуществления оплаты за утверждение договора;

q утверждения договора в режиме видеоконференцсвязи;

q отказа в утверждении договора;

q хранения документов в нотариальной конторе и сдачи в нотариальный архив и др.

Постановлением также утверждены:

q Административный регламент заверения нотариусами договоров передачи автомототранспортных средств другим лицам;

q Административный регламент заверения нотариусами договоров залога имущества (ипотеки);

q Административный регламент заверения нотариусами доверенностей;

q Административный регламент выдачи нотариусами свидетельств о праве на наследование.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 17.11.2020 г. N 723 "Об организации межнациональных общественных советов по обеспечению гармонии, толерантности и солидарности".


Документ принят во исполнение Указа Президента РУз от 15.11.2019 г. N УП-5876 "Об утверждении Концепции государственной политики Республики Узбекистан в сфере межнациональных отношений".

Для дальнейшего расширения взаимодействия государственных органов и организаций, местных органов исполнительной власти с институтами гражданского общества в сфере межнациональных отношений документом утверждены:

q Типовое положение о межнациональных общественных советах по обеспечению гармонии, толерантности и солидарности при Совете министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента;

q Типовое положение о межнациональных общественных советах по обеспечению гармонии, толерантности и солидарности при районных (городских) хокимиятах;

q Типовая структура межнациональных общественных советов по обеспечению гармонии, толерантности и солидарности при Совете министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента;

q Типовая структура межнациональных общественных советов по обеспечению гармонии, толерантности и солидарности при районных (городских) хокимиятах.

Основными задачами общественных советов являются:

q ежеквартальное обсуждение и мониторинг решения бытовых и социально-экономических проблем населения территорий;

q профилактика и предупреждение возникновения межнациональных конфликтов;

q выработка предложений по сотрудничеству и партнерству между госорганами и гражданским обществом по межнациональным отношениям,

q установление общественного контроля за деятельностью госорганов, ответственных за реализацию государственной политики в области межнациональных отношений, и другие.


* * *



Принято совместное Постановление Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства занятости и трудовых отношений, Министерства финансов "О внесении изменений в Постановление "Об утверждении типовых штатов управленческих, технических, обслуживающих и учебно-вспомогательных работников академических лицеев и профессиональных колледжей" (рег. МЮ N 3119-1 от 11.11.2020 г.).


Документ принят в соответствии с Указом Президента РУз от 06.09.2019 г. N УП-5812 "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы профессионального образования".

Постановлением вносятся изменения в типовые штаты управленческих, технических, обслуживающих и учебно-вспомогательных работников академических лицеев и профессиональных колледжей, утвержденные Министерством высшего и среднего специального образования, Центром профессионального образования Министерства образования, Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством финансов (рег. МЮ N 3119 от 11.01.2019 г.).

Принятым Постановлением уточняется, что типовые штаты внедряются для академических лицеев и профессиональных школ за счет средств Госбюджета и других средств, не запрещенных законодательством. Для колледжей и техникумов - за счет внебюджетных средств министерств и ведомств, средств за подготовку учащихся по госзаказу и поступающих за обучение на платно-контрактной основе, а также других источников, не запрещенных законодательством.

q установлено, что типовые штаты не применяются к:

q военно-академическим лицеям "Темурбеклар мактаби";

q ведомственным академическим лицеям МВД;

q академическому лицею при Ташкентском государственном юридическом университете;

q юридическим техникумам;

q специализированным профессиональным школам для лиц с ограниченными возможностями;

q колледжам олимпийского резерва.

Сокращение штатов управленческих, технических, обслуживающих и учебно-вспомогательных работников в связи с внедрением типовых штатов осуществляется в порядке, установленном законодательством.

В Постановлении также приведены нормативы для введения отдельных позиций управленческих, технических, обслуживающих и учебно-вспомогательных работников академических лицеев и профессиональных колледжей.


* * *



Утверждено Постановление Президента Республики Узбекистан от 17.11.2020 г. N ПП-4896 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Центра гидрометеорологической службы Республики Узбекистан".


Документом утверждены:

q Концепция развития гидрометеорологической службы Республики Узбекистан в 2020-2025 гг. и "Дорожная карта" по ее реализации в 2020-2022 гг.;

q Программа по расширению и автоматизации сети наблюдений Центра гидрометеорологической службы Республики Узбекистан (далее - Узгидромет);

q организационная структура и структура центрального аппарата Узгидромета;

q типовая структура управлений гидрометеорологии Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента;

q основные направления научных исследований, проводимых Научно-исследовательским гидрометеорологическим институтом в 2021-2023 гг.

Узгидромет является уполномоченным госорганом в сфере гидрометеорологии, ведения мониторинга изменения климата и загрязнения окружающей природной среды. Он выполняет функции:

а) Регионального специализированного метеорологического центра Всемирной метеорологической организации;

б) Регионального телекоммуникационного центра по сбору, обработке и распространению гидрометеорологической информации Всемирной службы погоды Всемирной метеорологической организации для государств Центральной Азии.

На базе Информационно-технического управления "Метеоинфосистем" при Узгидромете образуется госучреждение "Центр развития информационных технологий в гидрометеорологии" (далее - Метеоинфоком). На его работников распространяется порядок оплаты труда и премирования, установленный для работников Узгидромета.

В структуре Узгидромета:

q вводится должность заместителя генерального директора по вопросам внедрения информационных технологий и развития инноваций, а также заместителя генерального директора по финансово-хозяйственным вопросам;

q образуется Ташкентское городское управление гидрометеорологии.

С 1 января 2021 года:

а) при определении должностного оклада работников Узгидромета и Метеоинфокома тарифные коэффициенты по утвержденным разрядам оплаты труда по ЕТС применяются с увеличением в 2 раза;

б) работникам Узгидромета и Метеоинфокома выплачивается ежемесячная надбавка за выслугу лет (в коэффициентах к должностному окладу с учетом коэффициента стимулирования):

q от 2 до 5 лет - 0,2;

q от 5 до 10 лет - 0,3;

q от 10 до 15 лет - 0,4;

q от 15 до 20 лет - 0,5;

q от 20 до 25 лет - 0,6;

q более 25 лет - 0,7.

При исчислении стажа работы в сфере, дающего право на получение надбавки за выслугу лет, принимается во внимание стаж работы в системе Узгидромета и его подведомственных организациях.

На базе Ташкентского гидрометеорологического колледжа образуется Ташкентский гидрометеорологический техникум, который передан в систему Узгидромета. Техникум является базовым учебным заведением по подготовке и повышению квалификации специалистов среднего звена в сфере гидрометеорологии, ответственным за разработку учебных программ профессионального обучения по направлениям "Метеорология", "Гидрология", "Связь и коммуникации в гидрометеорологии". Он также выполняет функции Регионального учебного центра Всемирной метеорологической организации. Подготовка кадров в техникуме - на основе госзаказа и платно-контрактной основе.

В техникуме также будут повышать квалификацию работники МЧС, Минобороны, Минсельхоза и Узгидромета, работающие в сферах "Гидрометеорология", "Предупреждение и предотвращение опасных гидрометеорологических явлений", "Метеорологическое обслуживание авиации" и "Мониторинг загрязнения окружающей природной среды".

С 2021/2022 учебного года в Национальном университете Узбекистана им. Мирзо Улугбека организуется факультет гидрометеорологии.

Документом также предусмотрены:

q разработка проектов законов "О гидрометеорологической деятельности" и "Об учреждении звания "Заслуженный гидрометеоролог Узбекистана";

q создание Единой телекоммуникационной сети гидрометеорологической информации и спутниковых данных путем организации единой корпоративной системы передачи данных в Узгидромете.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 17.11.2020 г. N 724 "Об утверждении Общего технического регламента о безопасности масложировой продукции".


В соответствии с Законом "О техническом регулировании" утвержден Общий технический регламент о безопасности масложировой продукции, который вступит в действие через 3 месяца со дня официального опубликования.

Масложировая продукция должна соответствовать санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам, предусмотренным Регламентом, соблюдение которых является обязательным при ее производстве, упаковке, хранении, перевозке и выпуске в обращение.

Требования Регламента не распространяются на масложировую продукцию, произведенную не в промышленных условиях, а также на непродовольственную масложировую продукцию, кроме природного сырого глицерина и хозяйственного мыла.

Для различных видов масложировой продукции, включая пищевую, непищевую, растительные масла, требования приводятся в приложениях к Регламенту.

Отдельно приводятся особенности и отличительные знаки различных групп продукции для их идентификации потребителями.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 11.11.2020 г. N 711 "Об утверждении Правил пожарной безопасности энергетических организаций".


Документ принят в соответствии с Указом Президента РУз от 19.05.2020 г. N УП-5997 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики".

Постановлением утверждены Правила пожарной безопасности энергетических организаций (далее - Правила). Инспекции по надзору в электроэнергетике при Министерстве энергетики поручено установить постоянный контроль за соблюдением Правил.

Настоящие Правила определяют требования по обеспечению пожарной безопасности технологического оборудования электростанций и подстанций энергетических организаций с учетом условий их эксплуатации.

Требования настоящих Правил обязательны для всех руководящих работников пусконаладочных, строительно-монтажных организаций, производственных сотрудников, технических, инженерно-технических работников, входящих в состав обслуживающего персонала, рабочих и служащих, осуществляющих эксплуатацию, ремонт (реконструкцию), наладку, испытания технологического оборудования энергетических организаций, а также их основных и вспомогательных цехов.

Правилами предусмотрено, что руководители организаций обязаны:

q организовать изучение и выполнение настоящих Правил всеми инженерно-техническими работниками, рабочими и служащими;

q рассмотреть вопрос создания пожарно-технической команды и добровольной дружины по тушению пожаров;

q создать подразделения пожарной безопасности на объектах и обеспечить ведомственную службу пожарной безопасности соответствующими служебными, бытовыми и вспомогательными помещениями и необходимой техникой для тушения пожаров и др.

В Правилах также прописаны:

q основные требования организации подготовки кадров;

q основные документы по пожарной безопасности;

q пожарная безопасность при проведении ремонта и реконструкции технологического оборудования;

q пожарная безопасность при выполнении сварочных и других пожароопасных работ;

q требования безопасности при выполнении работ по тушению пожаров;

q действия работников при возникновении пожара;

q обеспечение водой против пожара и средства тушения пожаров и др.


* * *



Процесс оптимизации налоговых льгот продолжается (Указ Президента Республики Узбекистан от 17.11.2020 г. N УП-6112).


С 1 апреля 2021 года утратит силу Указ Президента РУз от 14.03.2007 г. N УП-3860 "О дополнительных мерах по стимулированию модернизации, технического и технологического перевооружения производства". Следовательно, с этой даты перестанут действовать предусмотренные им налоговые льготы. В частности, право хозсубъектов уменьшать в течение 5 лет налоговую базу по налогу на прибыль на сумму инвестиций в производственные мощности, расходов на погашение кредитов, выданных на эти цели, и возмещение стоимости объекта лизинга.

Новой редакцией Налогового кодекса в рамках налога на прибыль предусмотрен инвестиционный вычет в размере:

q 10% от стоимости нового технологического оборудования, расходов на модернизацию, техническое и (или) технологическое перевооружение производства и (или) суммы средств, направляемых на приобретение программного обеспечения отечественного производства в рамках инвестиционных проектов по созданию информационных систем;

q 5% от суммы средств, направляемых на расширение производства в форме нового строительства, реконструкцию зданий и сооружений, используемых для производственных нужд.

Он не предоставляется по расходам, не подлежащим вычету в соответствии с пунктом 17 статьи 317 НК, и применяется в том отчетном (налоговом) периоде, в котором:

q введено в эксплуатацию новое технологическое оборудование;

q произведены модернизация, техническое и (или) технологическое перевооружение собственного производства, расширение производства в форме нового строительства, реконструкция зданий и сооружений, используемых для производственных нужд, отечественное ПО в рамках инвестиционных проектов по созданию инфосистем (статья 308 НК).


* * *



Определены уполномоченные органы Узбекистана в рамках Минской и Кишиневской конвенций (Постановление Президента РУз от 17.11.2020 г. N ПП-4895).


Напомним, в прошлом году Узбекистан:

q присоединился к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 7 октября 2002 года в Кишиневе (Кишиневская конвенция);

q ратифицировал Протокол от 28 марта 1997 года к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22 января 1993 года в Минске (Минская конвенция).

Уполномоченные органы в рамках этих международных договоров с узбекской стороны - Верховный суд, Генеральная прокуратура, Департамент по борьбе с экономическими преступлениями, Бюро принудительного исполнения, МВД, СГБ, Минюст, Агентство госуслуг, министерства народного, а также высшего и среднего специального образования, Агентство по кадастру, Агентство "Узархив" и Пенсионный фонд. Каждому ведомству, исходя из его компетенции, определены вопросы взаимодействия.

Их руководители несут персональную ответственность за реализацию прав и эффективное выполнение обязательств страны, вытекающих из Минской и Кишиневской конвенций. С компетентными органами других государств-участников перечисленные органы взаимодействуют на республиканском и территориальном уровне либо через организации, находящиеся в их ведении.

Конкретное ответственное структурное подразделение или организацию они определяют самостоятельно, о чем в 3-дневный срок информируют МИД. Впоследствии заменить ответственное структурное подразделение без веских оснований невозможно.

В рассмотрении (исполнении) и направлении запросов в рамках конвенций уполномоченным органам и их ответственным структурным подразделениям помогают министерства, ведомства и другие организации - предоставляют необходимую информацию.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 12.11.2020 г. N 718 "О мерах по решению организационных вопросов, связанных с образованием Давлатабадского района в пределах города Намангана Наманганской области".


В течение месяца будет разработан план необходимых комплексных организационных и технических мероприятий, связанных с созданием Давлатабадского района.

Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству финансов совместно с хокимиятом Наманганской области поручено определить прогнозные параметры местного бюджета Давлатабадского района и его социально-экономического развития.

Совместно с Агентством по управлению государственными активами и Министерством финансов хокимият Давлатабадского района должен обеспечить необходимыми зданиями и материально-техническими средствами подразделения соответствующих госорганов и организаций.

Хокимияту Наманганской области поручено обеспечить четкое, стабильное функционирование отраслей экономики при формировании Давлатабадского района, а также своевременное решение социальных вопросов.

Госкомстату при формировании и ведении статистических показателей теперь надлежит учитывать административные территории Давлатабадского района.

Агентству госуслуг в двухмесячный срок поручено изменить юридический (почтовый) адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на административной территории, переданной Давлатабадскому району.

Верховному суду, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел, МЧС и другим правоохранительным органам рекомендовано рассмотреть вопрос создания структур судов и правоохранительных органов в Давлатабадском районе в течение двух месяцев.

Министерство юстиции совместно с Министерством финансов будет принимать соответствующие меры по созданию Управления юстиции и ЗАГСов в Давлатабадском районе с выделением дополнительных сотрудников, а также Центра государственных услуг.

Министерство финансов, до внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательство, должно принять меры по финансированию расходов хокимията Давлатабадского района и региональных подразделений органов госуправления и хозяйственных объединений.

В приложениях к Постановлению приводятся подразделения госорганов и организаций Давлатабадского района с количеством управленческого персонала, а также типовая структура административного управления нового района.


* * *



Указом Президента РУз от 12.11.2020 г. N УП-6109 создается зона свободной торговли, которая с соответствующей дирекцией образуется за счет сокращения территории СЭЗ "Термез" (Постановление Кабинета Министров РУз от 13.03.2020 г. N 148).


Цель - создать на базе СЭЗ "Термез" инфраструктуру хранения, транспортировки и других современных услуг для производителей, экспортеров и покупателей. Правительство в течение месяца разграничит территории СЭЗ и МТЦ "Термез", утвердит программу развития новой зоны, порядки ввоза и вывоза товаров, оформления таможенных режимов, реализации продукции, а также въезда, пребывания и выезда - для иностранцев и транспорта.

Особенности правового режима МТЦ "Термез":

q во-первых, на его территории:

а) организуются услуги по приему, хранению, переработке, сортировке и упаковке продукции, а также порталы электронной торговли;

б) следующие виды услуг оказываются клиентам по принципу "единого окна" и с применением интерактивных механизмов: таможенные, налоговые, сертификационные, фитосанитарные, ветеринарные, транспортные, банковские, обмен валюты и мобильная связь, медицинские и гостиничные, техобслуживание авто и др.;

в) граждане Афганистана, а также граждане других государств и лица без гражданства, въезжающие с территории Афганистана, могут не оформлять въездные визы (проходят личный и паспортный контроль) и пребывать в течение 10 дней без временной регистрации;

г) приравниваются к экспорту товары и услуги местных предпринимателей:

q реализуемые иностранцам и лицам без гражданства;

q вывозимые на территорию Афганистана;

д) иностранные товары оформляются в таможенный режим "Свободная таможенная зона", но розничные торговые операции с ними разрешены;

е) находящиеся на территории Узбекистана иностранцы и лица без гражданства проходят через отдельный контрольно-пропускной пункт по проездным документам и возвращаются обратно через тот же КПП;

q во-вторых, для въезда в МТЦ "Термез" с территории Афганистана и обратного выезда на пропускном пункте "Термез-автойул" создается отдельный проход (коридор), оборудованный специальными техсредствами.

Сформирована рабочая группа по развитию СЭЗ "Термез", МТЦ "Термез" и МПЗ "Индустриальный парк Сергели" (Указ Президента Республики Узбекистан от 15.08.2018 г. N УП-5511 "О мерах по реализации эксперимента по улучшению инвестиционного климата в городе Ташкенте"). Она займется привлечением потенциальных инвесторов, межведомственной координацией, развитием внешней инженерно-коммуникационной и транспортной инфраструктуры этих территорий. В части финансирования МТЦ "Термез" и Индустриального парка Сергели:

q правительство выделит из резервного фонда их дирекциям по 5 млрд сумов на формирование уставных фондов;

q Фонд реконструкции и развития выдаст кредиты хокимиятам Сурхандарьинской области и Ташкента на строительство необходимых объектов - $20 млн и $40 млн, соответственно.

Построенные и принятые в эксплуатацию объекты реализуются претендентам на открытых торгах, организуемых дирекциями этих зон, либо передаются в лизинг, порядок и стоимость которого определяет рабочая группа. Поступающие от этого средства пойдут на погашение кредитов. Реализуемые инвестпроекты финансируются за счет средств их инициаторов, прямых инвестиций, кредитов международных финансовых институтов и комбанков, других не запрещенных источников.

В период строительства и эксплуатации объектов СЭЗ "Термез", МТЦ "Термез" и Индустриального парка Сергели:

а) ставка налога на прибыль их дирекций в части поступлений от реализации, передачи в лизинг и аренду объектов, направляемой на возврат кредита, до 2023 года рассчитывается с уменьшением на 50%;

б) в срок до 1 января 2023 года проектные и генподрядные организации, привлеченные к строительству объектов, а также дирекции:

q освобождаются от таможенных платежей (кроме НДС и сборов за таможенное оформление) при импорте стройматериалов, оборудования, специальной и строительной техники, комплектующих, запчастей и металлоконструкций, необходимых для выполнения строительных работ, не производимых в Узбекистане (по отдельно формируемым перечням);

q вправе отсрочить уплату НДС, начисленного за стройматериалы, оборудование, специальную и строительную технику, комплектующие, запчасти и металлоконструкции, импортируемые для выполнения строительных работ, - на срок до 120 дней на основании гарантийных писем дирекций.


* * *



Утверждено Постановление Президента Республики Узбекистан от 12.11.2020 г. N ПП-4890 "О мерах по внедрению новой модели организации системы здравоохранения и механизмов государственного медицинского страхования в Сырдарьинской области".


Согласно документу в Сырдарьинской области на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения реализуют пилотный проект по внедрению новой модели организации системы здравоохранения и механизмов государственного медицинского страхования.

В рамках пилотного проекта:

q в учреждениях первичной медико-санитарной помощи создаются медицинские бригады, состоящие из семейного врача, медработников среднего звена, оказывающих ему помощь в направлениях терапии и педиатрии, а также патронажных медсестер и акушеров;

q на уровне каждого медучреждения разрабатывается пакет бесплатных медуслуг и лекарственных средств, гарантированный государством (далее - гарантированный пакет);

q гарантированный пакет предоставляется учреждениями первичной медико-санитарной помощи и больницами гражданам, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в республике. Семейный врач выдает направления к врачам узкого профиля и, при необходимости, в больницы районного, областного и республиканского уровня в соответствии с объемом медуслуг и клиническими протоколами по видам каждого учреждения. Направления в больницы республиканского уровня утверждаются областным управлением здравоохранения. При несоблюдении данного порядка медуслуги, не включенные в гарантированный пакет, оказываются на платной основе;

q ведение мониторинга показателей, связанных со здоровьем населения, закрепление его за медучреждениями, ведение истории болезни, выдача рецепта для лекарственных средств и направление в медучреждения в соответствии с гарантированным пакетом осуществляются посредством единой электронной платформы;

q разрабатываются важнейшие показатели эффективности медработников учреждений первичной медико-санитарной помощи, ведется мониторинг их достижений с осуществлением им дополнительных поощрительных выплат по результатам;

q на основе гарантированного пакета поэтапно внедряются механизмы государственного медицинского страхования, направленные на финансирование оказания качественной и полноценной медпомощи всем слоям населения.

Минздраву совместно с Минфином и Минэкономразвития поручено до 1 февраля 2021 года утвердить объем медуслуг и лекарственных средств, включаемых в гарантированный пакет, а также критерии оценки деятельности и порядок поощрения медработников учреждений первичной медико-санитарной помощи.

В рамках пилотного проекта организуется система медпрофилактики и патронажа, предусматривающая:

q разделение населения на группы риска исходя из имеющихся факторов риска;

q обеспечение прохождения населением, входящим в группы со средним и высоким уровнем риска, медосмотров в установленные сроки;

q установление постоянного наблюдения за больными, входящими в группу с высоким уровнем риска и не имеющими возможности самостоятельного посещения медучреждений, оказание им медпомощи с выездом на дом;

q проведение целевых скрининговых осмотров по определенным болезням с учетом специфики региона вместо профилактических осмотров;

q оптимизацию патронажных осмотров, внедрение новой целевой системы патронажа.

С 1 декабря 2020 года образуется Государственный фонд медицинского страхования (далее - Фонд). Его основные задачи:

q внедрение и управление системой государственного медицинского страхования, а также обеспечение межведомственного сотрудничества в реализации единой госполитики в данной сфере;

q внедрение системы стратегических закупок медуслуг для обеспечения всех слоев населения качественной и необходимой медпомощью в рамках гарантированного пакета;

q организация аккумулирования, управления, целевого и эффективного расходования средств, выделяемых из Госбюджета для финансирования гарантированного пакета в рамках пилотного проекта;

q по результатам пилотного проекта реализация необходимых мер по поэтапному внедрению системы государственного медицинского страхования в других регионах республики.

С 1 июля 2021 года в рамках пилотного проекта устанавливается следующий порядок:

q средства Госбюджета, направляемые на финансирование учреждений системы здравоохранения Сырдарьинской области (кроме выделяемых на целевые программы капиталовложений, развития науки и научных изысканий, вакцинации и др.), поэтапно перечисляются на отдельные лицевые казначейские счета Фонда и одной строкой указываются в классификации расходов;

q Фонд финансирует деятельность медорганизаций путем заключения с ними договоров. При этом часть средств, выделяемых больницам районного (городского) и областного уровня в размере не менее 10%, определяется исходя из количества пролеченных случаев и объема выполненных работ;

q негосударственные медорганизации также могут привлекаться к оказанию медуслуг на основе гарантированного пакета;

q Фонд осуществляет постоянный мониторинг эффективности и результативности выделяемых бюджетных средств;

q определение гарантированного пакета, оценка качества оказываемой медпомощи и ведение его мониторинга и контроля в соответствии с утвержденными стандартами осуществляется Минздравом.

Документом также утверждены:

q Концепция внедрения в порядке эксперимента системы государственного медицинского страхования в Сырдарьинской области и "Дорожная карта" по ее реализации;

q Временное положение о Фонде государственного медицинского страхования, временная структура его исполнительного аппарата и состав его наблюдательного совета;

q Концепция определяет основные направления внедрения и апробации в порядке эксперимента системы государственного медицинского страхования при оказании гарантированной государством медпомощи и ее финансировании. Проведение апробации предусматривается в период с 1 июля 2021 года до конца 2022 года в Сырдарьинской области, начиная с 2023 года - поэтапное внедрение его положительных результатов в других регионах республики.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 11.11.2020 г. N 715 "О мерах по организации приема в профессиональные образовательные учреждения Республики Узбекистан".


Государственной комиссии по приему в высшие образовательные учреждения (далее - Комиссия) предоставлено право утверждать параметры государственного заказа по приему на учебу в профессиональные образовательные учреждения. Это предусмотрено Постановлением Президента от 12.06.2020 г. N ПП-4749 "О параметрах государственного заказа по приему на учебу в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2020/2021 учебном году".

Принятым документом установлено, что, начиная с 2021 года:

q ежегодно до 15 января Совет Министров Каракалпакстана, хокимияты областей и г. Ташкента вместе с министерствами и ведомствами, имеющими в своей структуре профессиональные образовательные учреждения, представляют в Министерство высшего и среднего специального образования предложения по приему на учебу по профессиям и специальностям на основе параметров госзаказа;

q МВССО совместно с Минэкономразвития, Минфином, министерствами и ведомствами ежегодно вносят обоснованные предложения для утверждения параметров приема на основе госзаказа Комиссии;

q в профессиональные образовательные учреждения осуществляется прием учащихся из числа сирот, детей без родителей, а также из семей, нуждающихся в социальной защите, на основе дополнительного государственного гранта вне утвержденных параметров приема на основе госзаказа;

q перечень семей, нуждающихся в социальной защите, формируется городскими (районными) подразделениями Минэкономразвития на основе информационной системы Единого социального реестра внебюджетного Пенсионного фонда;

q расходы по обучению лиц на основе государственного гранта, начиная с 2020/2021 учебного года, осуществляются из средств Госбюджета.

Документом утверждено Положение о порядке приема на учебу в профессиональные образовательные учреждения. К ним относятся профессионально-технические школы, колледжи и техникумы, кроме юридических техникумов Минюста и колледжей олимпийского резерва Министерства спорта.

Проведение вступительных экзаменов (тестов, профессиональных (творческих) и письменных экзаменов) осуществляется по утвержденной схеме. Для участия в них абитуриент сдает необходимые документы онлайн через сайт МВССО.

Прием на дневное, заочное и вечернюю формы обучения проводится исходя из рейтинговой системы по результатам накопленных баллов. Абитуриентам, набравшим наивысшие баллы, обеспечивается первоочередной прием по государственным грантам.


* * *



Определены приоритетные направления комплексного социально-экономического развития Каракалпакстана в 2020-2023 гг. (Постановление Президента РУз от 11.11.2020 г. N ПП-4889).


Чтобы обеспечить рост экономических показателей региона, в том числе вводятся новые льготы и преференции.

Во-первых, в 17 городах и районах Каракалпакстана определены направления экономической деятельности, являющиеся их "точками роста" (сферами "драйвера"). Например, в Нукусе - это промышленность стройматериалов и пищевая промышленность, в Нукусском районе - создание теплиц, производство фруктов и овощей, рыбоводство и т.д.*. Вновь созданные субъекты предпринимательства по этим направлениям до 1 января 2024 года освобождаются от земельного налога, налога на имущество, налога с оборота и НДФЛ в фиксированном размере.

Во-вторых, субъекты предпринимательства промышленного направления, намечаемые к созданию в Тахтакупырском, Бозатауском и Шуманайском районах с низким уровнем социально-экономического развития, до 1 января 2024 года:

q освобождаются от земельного налога, налога на имущество, налога с оборота и НДФЛ в фиксированном размере;

q уплачивают налог на прибыль и налог за пользование водными ресурсами в размере 50% от действующих налоговых ставок;

q освобождаются от уплаты таможенных пошлин с оборудования, комплектующих и запчастей, не производимых в Узбекистане, ввозимых по отдельно формируемым перечням, и используемых только для собственных производственных нужд.

В-третьих, субъектам предпринимательства сферы услуг, вновь создаваемым в 45 махаллях и аулах с тяжелыми условиями**, до 1 января 2026 года:

q предоставляется льгота по освобождению от земельного налога, налога на имущество, налога с оборота малых предприятий, фиксированной суммы налога на доход индивидуальных предпринимателей;

q компенсируется часть процентных расходов в размере 50% основной ставки ЦБ по банковским кредитам в национальной валюте, полученным на реализацию бизнес-проектов, -  за счет Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности.

В Налоговый кодекс и другие законы внесут поправки - закрепят перечисленные выше налоговые льготы, а также предусмотрят льготы для:

q рыбоводческих кластеров и других субъектов предпринимательства, поставляющих населению необходимое оборудование, материалы и товары для интенсивного рыбоводства в домашних условиях;

q субъектов предпринимательства, оказывающих услуги по бурению скважин по добыче воды и вводу их в эксплуатацию, в том числе по ввозимому ими бурильному оборудованию и спецтранспорту;

q исходя из специфики Каракалпакстана, - субъектов предпринимательства в наиболее актуальных сферах экономической деятельности.

В-четвертых, внедряется упрощенный порядок предоставления субъектам предпринимательства принадлежащих государству пустующих зданий, сооружений и некрупных госактивов в городах и районах Каракалпакстана. Жокаргы Кенес и Агентство по управлению госактивами по согласованию с председателем Правительственной комиссии по вопросам развития экспорта и инвестиций вправе:

q реализовывать госдоли в уставном капитале госпредприятий и хозяйственных обществ, а также принадлежащих государству объектов недвижимости, в том числе пустующих и неэффективно используемых в сельском хозяйстве земель. Исключение - госактивы, реализуемые в отдельном порядке согласно постановлениям Президента и Кабинета Министров;

q принимать решения о возврате и реализации пустующих зданий, сооружений и неэффективно используемых излишних земельных площадей, независимо от согласия министерств и ведомств балансодержателей;

q проводить реорганизацию, ликвидацию хозяйственных обществ с участием государства, переводить госдолю в уставный капитал других хозяйственных обществ.

Совет Министров вправе принимать решения о реализации с публичных торгов принадлежащих государству пустующих и неэффективно используемых зданий и сооружений общей площадью до 3 тыс. кв. м.

При реализации госактивов по Каракалпакстану:

q если их стоимость превышает 50 000 БРВ, оплата вносится в рассрочку на срок до 5 лет в соответствии с договорами купли-продажи;

q если платежи за покупку полностью внесены в течение месяца со дня заключения договора купли-продажи, предоставляется скидка в экв. 20% от суммы платежей.

Кроме того, хокимияты Андижанской, Наманганской и Ферганской областей будут предоставлять гарантии местным субъектам предпринимательства в качестве обеспечения по банковским кредитам, получаемым до 1 января 2022 года, для реализации бизнес-проектов в Каракалпакстане. Условия:

q бизнес-проекты реализуются в Тахтакупырском, Возатауском и Шуманайском районах с низким уровнем социально-экономического развития, на территории 45 махаллей и аулов с тяжелыми условиями, а также в соответствующих районах по направлениям экономической деятельности - "точкам роста";

q гарантии предоставляются на часть до 50% от суммы банковского кредита, но в размере не более 5 млрд сумов;

q гарантии не предоставляются субъектам предпринимательства, имеющим просроченную задолженность по налогам и ранее заключенным кредитным договорам.

Создаются туристско-развлекательная зона особого статуса в Муйнакском районе и СЭЗ "Каракалпак-агро" на обозначенной документом территории***. Связанные с этим организационные вопросы будут урегулированы позже другими актами.

______________________

         

*) Полный перечень - в Приложении N 1 к Постановлению Президента РУз от 11.11.2020 г. N ПП-4889 на узбекском языке.


**) Приложение N 12 к Постановлению Президента РУз от 11.11.2020 г. N ПП-4889 на узбекском языке.


***) Приложение N 14 к Постановлению Президента РУз от 11.11.2020 г. N ПП-4889 на узбекском языке.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 12.11.2020 г. N ПП-4891 "О дополнительных мерах по обеспечению общественного здоровья путем дальнейшего повышения эффективности работ по медицинской профилактике".


Документом определены основные направления медпрофилактики:

     

      

        

Первоначальная

профилактика

      

   

Первичная

профилактика

    

    

Вторичная

профилактика

   

q Создание благоприятной окружающей среды (улучшение экологической обстановки, условий труда, быта и отдыха людей), предотвращение производства продукции, оказывающей негативное воздействие на здоровье населения, фортификация продовольственной продукции, в том числе муки, йодирование соли


q Принятие мер по проведению вакцинации, целевого скрининга и медосвидетельствования, рациональному режиму труда и отдыха, регулярному занятию спортом, превращению физупражнений в повседневный образ жизни, соблюдению правил личной гигиены, здоровому и правильному питанию, устранению избыточного веса и ожирения, борьбе с вредными привычками, улучшению здоровья человека, образования и воспитания, повышению медкультуры населения


q Разработка и внедрение на практике комплекса мероприятий по устранению конкретных факторов риска, которые могут привести к возникновению, прогрессированию или рецидиву заболеваний, вызванных снижением иммунного статуса при определенных условиях, перенапряжением, адаптивными недостатками, а также координация деятельности учреждений медико-санитарной помощи


      

       

С 1 января 2021 года на системной основе начнут проводиться скрининговые обследования для определения риска сердечно-сосудистых заболеваний (гипертонии, инфаркта, инсульта, сахарного диабета и других факторов риска) у граждан в возрасте от 40 лет и старше.

Районные (городские) отделения Центра поддержки здорового образа жизни и повышения физической активности населения размещаются в зданиях многопрофильных центральных поликлиник. Их специалисты наряду с агитационно-пропагандистской работой оказывают гражданам медико-профилактические услуги (консультации, обследования и др.).

Создаются общества волонтеров (в том числе в составе врачей-пенсионеров, учителей, представителей интеллигенции и других), содействующих формированию здорового образа жизни в махаллях, дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных школах, а также в высших и средних специальных образовательных учреждениях.

Образована Координационная комиссия по вопросам профилактики заболеваний и общественного здоровья при Кабмине и определены ее задачи. Утвержден ее состав и порядок организации работы, а также распределены задачи министерств и ведомств по сферам на республиканском, областном и районном уровнях. Рабочим органом Координационной комиссии является Минздрав. Ее решения обязательны для исполнения органами государственного и хозуправления, местными органами исполнительной власти и другими организациями.


* * *



Экономическое сотрудничество с Исламской Республикой Афганистан будет расширяться и укрепляться (Постановление Президента РУз от 12.11.2020 г. N ПП-4892).


В этой связи на Мининвествнешторг и хокимият Сурхандарьинской области возложены дополнительные задачи и утвержден план мероприятий по следующим направлениям:

q создание благоприятных условий торговли и достижение договоренностей по свободному обмену товарами и услугами;

q увеличение объема взаимной торговли - торговый оборот двух стран к 2023 году планируется довести до $2 млрд в годовом исчислении;

q улучшение инфраструктуры, в том числе создание условий по оказанию медицинских, образовательных и других услуг гражданам Афганистана в приграничной зоне Сурхандарьинской области;

q двустороннее сотрудничество - проведение бизнес-форумов, выставок, ярмарок, участие в совместных культурных мероприятиях и т.д.

У министра инвестиций и внешней торговли появится заместитель по внешнеэкономическому сотрудничеству с Исламской Республикой Афганистан. Он будет одновременно директором дирекции Международного торгового центра "Термез" (Указ Президента РУз от 12.11.2020 г. N УП-6109). Среди прочего, в его обязанностях - координация торговых домов, которые в централизованном порядке откроются в соседней стране для поставок агро- и промышленной продукции из Узбекистана. А с 1 декабря в штат узбекского посольства в Афганистане включается должность советника по торговым и экономическим вопросам.

До 1 декабря в Сурхандарьинской области откроются представительства Агентства по развитию фармотрасли, Комитета по развитию шелководства и каракулеводства, акционерных обществ "Узбекнефтегаз", "Узкимёсаноат", "Узавтосаноат" и "Уздонмахсулот", ассоциаций "Узэлтехсаноат", "Узпромстройматериалы", "Узтекстильпром" и "Узчармсаноат". Подразделения также займутся развитием внешнеэкономического сотрудничества с афганскими партнерами.


* * *



Принят Указ Президента РУз от 12.11.2020 г. N УП-6110 "О мерах по внедрению принципиально новых механизмов в деятельность учреждений первичной медико-санитарной помощи и дальнейшему повышению эффективности проводимых в системе здравоохранения реформ".


В 26 районах (городах) внедряется усовершенствованная служба медицинской профилактики и патронажа, предусматривающая следующее:

q население разделяется на соответствующие группы (базовая группа, группа с низким уровнем риска, группа со средним уровнем риска, группа с высоким уровнем риска и другие) и в зависимости от принадлежности к определенной группе проходит медосмотр в указанные сроки, также устанавливается периодическое наблюдение за состоянием их здоровья;

q устанавливается постоянное наблюдение за больными, не имеющими возможности самостоятельного посещения медучреждений, им оказывается медпомощь с выездом на дом и осуществляется индивидуальный патронаж за ними;

q проводятся периодические медицинские скрининговые обследования по определенным заболеваниям;

q оптимизируются патронажные осмотры, внедряется обновленная система целевого патронажа;

q специальность врача общей практики переименовывается в семейного врача, а также программы дисциплин медвузов адаптируются к подготовке семейных врачей;

q направления в многопрофильные центральные поликлиники районов (городов) и областные больницы для оказания бесплатной медпомощи непосредственно выдаются семейными врачами;

q льготные рецепты на лекарственные средства и изделия медназначения в учреждениях первичной медико-санитарной помощи выдаются непосредственно семейными врачами;

q создаются "медицинские бригады", состоящие из средних медработников по терапии, педиатрии, акушерству и патронажу, для оказания помощи семейным врачам;

q инспекторы по профилактике оказывают содействие семейным врачам в пропаганде здорового образа жизни среди жителей махалли, обеспечивают безопасность вечерних прогулок граждан и проведения спортивных игр. При этом, в зависимости от показателей здоровья населения махалли инспекторы по профилактике каждые 6 месяцев поощряются за счет средств местных бюджетов и других источников;

q "медицинские бригады" формируют "медицинские карты" закрепленных за ними территорий в разрезе семей и граждан;

q "медицинские бригады" обеспечиваются специальными компьютерами - планшетами и мобильными медицинско-диагностическими средствами для упрощения и цифровизации процесса оказания медпомощи на местах, сокращения излишней бумажной волокиты.

С 1 января 2021 года:

а) сельские врачебные пункты переименовываются в пункты семейного врача, сельские и городские семейные поликлиники - в семейные поликлиники;

б) начальникам районных (городских) медобъединений предоставляется право, при необходимости, самостоятельно определять штаты врачей узких специальностей в рамках выделяемых средств.

в) внедряется:

q новая рейтинговая система оценки эффективности работы семейных врачей и других медработников, по результатам которой они ежеквартально поощряются единовременным денежным вознаграждением - от 10 до 30 БРВ (за счет дополнительных средств местных бюджетов);

q поэтапно (2021-2023 гг.) система специальной оценки условий труда взамен проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования. Она проводится исключительно организацией (юрлицом), имеющей свидетельство на право выполнения работ по специальной оценке. В состав работников по проведению специальной оценки обязательно включается специалист по гигиене труда с высшим образованием. До 1 января 2021 года будет создана и до 1 февраля 2021 года запущена база единой электронной платформы для внедрения механизма внесения и анализа результатов специальной оценки условий труда.

В пунктах семейного врача, семейных поликлиниках и многопрофильных центральных поликлиниках вводится круглосуточное дежурство медработников, исходя из численности населения и необходимости на местах, по перечню Министерства здравоохранения. Уровень здоровья населения махалли, рост заболеваемости на закрепленной территории, обращения граждан за экстренной медпомощью, госпитализация населения и другие критерии устанавливаются в качестве показателей оценки эффективности работы семейного врача.

Документом категорически запрещено привлекать медработников к работам, не относящимся к их служебным обязанностям, к собраниям и другим мероприятиям, не связанным с их профессиональной деятельностью, а также организации принудительной подписки на различные печатные издания.

С 2021 года внедряется программа "Сельский врач" для врачей пунктов семейного врача и семейных поликлиник, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах. В ее рамках врачам, проживающим в других регионах и окончившим медицинские вузы в течение последних 3 лет, при трудоустройстве в пункты семейного врача и семейные поликлиники, расположенные в отдаленных и труднодоступных районах, выделяются:

q единовременные денежные средства в размере 30 млн сумов;

q не имеющим жилье - служебные жилые помещения сроком на 3 года или компенсируется ежемесячная арендная плата в размере 2 БРВ из Госбюджета.

Перечень отдаленных и труднодоступных районов утверждается Кабмином. Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей составляется и регулярно обновляется перечень вакантных должностей врача исходя из потребности отдаленных и труднодоступных районов в кадрах врачей.

С 2021/2022 учебного года:

q в Каршинском и Гулистанском госуниверситетах, Джизакском и Навоийском государственных пединститутах открываются медицинские факультеты, в которых внедряется система обучения на основе совместных образовательных программ в сотрудничестве с ведущими зарубежными медвузами;

q в медучреждениях областей, пунктах семейного врача и семейных поликлиниках создаются клинические базы медицинских вузов для учебной практики студентов выпускных курсов;

q в техникумах общественного здоровья им. Абу Али ибн Сино и медколледжах внедряется новая система подготовки помощников семейного врача с учетом рекомендаций и предложений ВОЗ. Данные учебные заведения закрепляются за пунктами семейного врача и семейными поликлиниками, где их учащиеся проходят практику по специализации.





























































Время: 0.0214
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск