ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

ЎзР Конунчилиги / Фуқаролик ва оила қонунчилиги / Тижорат ташкилотлари / Бошқа тижорат ташкилотлари /

Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 09.12.2020 й. 775-сон "Давлат иштирокидаги корхоналар ижро этувчи органи фаолияти самарадорлигини баҳолаш тизимини янада такомиллаштириш чора-тадбирлари тўғрисида"ги Қарори

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЎЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИ

ВАЗИРЛАР МАҲКАМАСИНИНГ

ҚАРОРИ

09.12.2020 й.

N 775



ДАВЛАТ ИШТИРОКИДАГИ КОРХОНАЛАР ИЖРО

ЭТУВЧИ ОРГАНИ ФАОЛИЯТИ САМАРАДОРЛИГИНИ

БАҲОЛАШ ТИЗИМИНИ ЯНАДА ТАКОМИЛЛАШТИРИШ

ЧОРА-ТАДБИРЛАРИ ТЎҒРИСИДА


Давлат иштирокидаги корхоналар ижро этувчи органи фаолияти самарадорлигини баҳолаш, уларнинг масъулиятини ошириш ва мониторинг тизимини йўлга қўйиш мақсадида Вазирлар Маҳкамаси ҚАРОР ҚИЛАДИ:


1. "Акциядорлик жамиятлари ва акциядорларнинг ҳуқуқларини ҳимоя қилиш тўғрисида"ги Ўзбекистон Республикаси Қонунининг 79-моддасига мувофиқ жамиятнинг директорига, бошқарув аъзоларига тўланадиган ҳақ миқдори жамият фаолиятининг самарадорлигига тўғридан-тўғри боғлиқ бўлиши ва шартномада белгиланиши назарда тутилганлиги маълумот учун қабул қилинсин.


2. Ўзбекистон Республикаси Давлат активларини бошқариш агентлиги (кейинги ўринларда - Агентлик), Молия вазирлиги ҳамда Иқтисодий тараққиёт ва камбағалликни қисқартириш вазирлигининг давлат иштирокидаги корхоналарда ижро этувчи орган фаолиятининг самарадорлигини баҳолашнинг такомиллаштирилган тизимини жорий этиш тўғрисидаги таклифи маъқуллансин.


3. Белгилансинки:

давлат иштирокидаги корхоналарда ижро этувчи орган фаолияти самарадорлиги натижалари Агентлик расмий веб-сайтида жойлаштирилмаган ёки уларнинг фаолияти қониқарсиз ёхуд паст даражада деб эътироф этилган тақдирда, ижро этувчи орган аъзолари рағбатлантирилишига йўл қўйилмайди;

давлат иштирокидаги корхоналар, шу жумладан, тижорат банклари ижро этувчи органининг йил якунлари бўйича фаолияти самарадорлиги юқори баҳоланган тақдирда, уларга корхонанинг тегишли бошқарув органи қарорига асосан олинган соф фойданинг беш фоизигача бўлган миқдорда, белгиланган тартибда бир йўла тўланадиган бонус берилиши мумкин. Тўланган бонус миқдори тўғрисидаги ахборот тўлов амалга оширилган санадан бошлаб икки кун муддатда давлат иштирокидаги корхоналар расмий веб-сайтига жойлаштирилади.


4. Агентлик:

а) Ўзбекистон Республикаси Энергетика вазирлиги билан биргаликда икки ой муддатда энергия сиғими ва энергия самарадорлигига оид бошқа индикаторларни ишлаб чиқсин, уларни ҳисоблаш қоидалари ва норматив кўрсаткичларини тасдиқласин;

б) Ўзбекистон Республикаси Давлат солиқ қўмитаси, Давлат статистика қўмитаси, Ахборот технологиялари ва коммуникацияларини ривожлантириш вазирлиги, Бандлик ва меҳнат муносабатлари вазирлиги, Инвестициялар ва ташқи савдо вазирлиги билан биргаликда:

бир ой муддатда давлат иштирокидаги корхоналар ва уларнинг тизимидаги юридик шахслар тўғрисидаги маъумотларни, шу жумладан, бухгалтерия баланси ва молиявий натижалар тўғрисидаги ҳисоботларни Агентликнинг "Давлат мулки" ахборот тизимига киритиш ишларини якунига етказсин;

икки ой муддатда давлат иштирокидаги корхоналар учун уларнинг фаолияти самарадорлигининг муҳим кўрсаткичларига оид маълумотлар онлайн тарзда "Давлат мулки" ахборот тизимига киритилишини назарда тутувчи дастурий таъминот ишлаб чиқилишини таъминласин;

2021 йил 1 февралга қадар давлат иштирокидаги корхоналарнинг иқтисодиётдаги улушини, уларни ялпи ички маҳсулот, экспорт ҳажмлари, асосий капиталга инвестициялар шаклланиши, ишлаб чиқаришдаги ва аҳоли бандлигидаги улушларини ҳисоблаш ва ҳар чорак якуни бўйича мониторинг олиб бориш тизимини йўлга қўйсин;

2021 йил 1 мартга қадар давлат иштирокидаги корхоналарнинг инвестиция лойиҳалари, уларни амалга ошириш натижасида ташкил этиладиган иш ўринлари ва бошқа маълумотлар "Давлат мулки" ахборот тизимига автоматик тарзда интеграция қилинишини йўлга қўйсин;

в) уч ой муддатда давлат иштирокидаги корхоналарнинг ижро этувчи органи фаолияти самарадорлиги натижаларини жойлаштириш учун қулай бўлган, унинг натижаларини ҳудудлар ва тармоқлар бўйича, фойдаланувчилар учун қулай шаклда кўриш, тегишли самарадорликнинг муҳим кўрсаткичларини автоматик тарзда ҳисоблаб чиқиш ва бошқа функцияларни акс эттирувчи янги модулни "Давлат мулки" ахборот тизимига киритсин. Ушбу тизимдаги оммавий ошкор қилинадиган маълумотлар, шу жумладан, самарадорликнинг муҳим кўрсаткичлари бажарилиши тўғрисидаги йиғма маълумотлар, Агентликнинг расмий веб-сайтида автоматик тарзда динамик янгиланувчан контент шаклида чоп этилишини таъминласин;

г) 2021 йил 1 мартга қадар давлат иштирокидаги корхоналар томонидан илғор халқаро тажриба ва стандартлар асосида корхона фаолияти давомийлигини (business continuity) таъминлашга қаратилган ҳужжатлар ва кўрсаткичлар ишлаб чиқилиши ва уларнинг ваколатли бошқарув органлари томонидан тасдиқланишини ташкил этсин.


5. Ўзбекистон Республикаси Ҳукуматининг иловага мувофиқ айрим қарорларига ўзгартириш ва қўшимчалар киритилсин.


6. Мазкур қарорнинг бажарилишини назорат қилиш Ўзбекистон Республикаси Бош вазирининг молия-иқтисодиёт ва камбағалликни қисқартириш масалалари бўйича ўринбосари - иқтисодий тараққиёт ва камбағалликни қисқартириш вазири Ж.А. Қўчқоров ва Ўзбекистон Республикаси Давлат активларини бошқариш агентлиги директори С.Х. Бекенов зиммасига юклансин.



Ўзбекистон Республикасининг Бош вазири                               А. Арипов






Вазирлар Маҳкамасининг

2020 йил 9 декабрдаги

775-сон қарорига

ИЛОВА



Ўзбекистон Республикаси Ҳукуматининг

айрим қарорларига киритилаётган

ўзгартириш ва қўшимчалар


1. Вазирлар Маҳкамасининг 2006 йил 16 октябрдаги 215-сон қарори (Ўзбекистон Республикаси ҚТ, 2006 й., 20-сон, 77-модда) билан тасдиқланган Давлат корхоналари тўғрисидаги низомнинг 13-банди тўртинчи хатбошиси қуйидаги таҳрирда баён этилсин:

"ҳар йили ижро этувчи орган фаолияти самарадорлигини баҳолаш кўрсаткични назарда тутувчи корхонанинг бизнес-режасини тасдиқлаш, ҳар чоракда ижро этувчи органнинг унинг бажарилиши ҳақидаги ҳисоботини эшитиш;".


2. Вазирлар Маҳкамасининг 2014 йил 2 июлдаги 176-сон қарори (Ўзбекистон Республикаси ҚТ, 2014 й., 7-сон, 67-модда) билан тасдиқланган Акциядорлик жамиятларининг корпоратив веб-сайтларига қўйиладиган талаблар тўғрисидаги низомнинг 3-бандида:


а) ўн саккизинчи хатбошидаги "ахборот тусидаги таҳлилий шарҳлар" сўзларидан кейин ", шунингдек жамият фаолиятининг самарадорлиги, шу жумладан ижро этувчи органининг самарадорликнинг муҳим кўрсаткичлари бажарилиши тўғрисида маълумот" сўзлари қўшилсин;


б) йигирма биринчи хатбоши қуйидаги таҳрирда баён этилсин:

"жамият томонидан ўз акцияларининг сотиб олиниши тўғрисидаги маълумотлар".


3. Вазирлар Маҳкамасининг 2015 йил 28 июлдаги 207-сон қарори (Ўзбекистон Республикаси ҚТ, 2015 й., 7-сон, 63-модда) билан тасдиқланган Давлат улуши бўлган акциядорлик жамиятлари ва бошқа хўжалик юритувчи субъектлар фаолияти самарадорлигини баҳолаш мезонлари тўғрисидаги низомда:


а) 2-банддан "ва суғурта ташкилотларига" сўзлари чиқариб ташлансин;


б) 8-банднинг иккинчи хатбошиси қуйидаги таҳрирда баён этилсин:

"Бухгалтерия баланси ва молиявий натижалар тўғрисидаги ҳисоботни шакллантириш ва топшириш муддатидан қатъий назар, ташкилотлар ҳар чоракда СМК бажарилишини ҳисоблайди ва эълон қилади";


в) 9-банддан "ва "Давлат активларини бошқариш маркази" давлат унитар корхонасига (кейинги ўринларда Марказ деб аталади) тақдим этиш учун" сўзлари чиқариб ташлансин;


г) 11-банд қуйидаги таҳрирда баён этилсин:

"11. Баҳолаш мақсади учун ҳар бир СМКга унинг ташкилот учун аҳамиятини акс эттирувчи салмоқ ўлчови белгиланади. Ташкилотга нисбатан татбиқ этиладиган асосий ва қўшимча СМКнинг салмоқ ўлчовларининг ҳар бири 100 фоизни ташкил қилиши лозим";


д) 16-банддаги "Марказни" сўзи "Давлат активларини бошқариш агентлигини (кейинги ўринларда - Агентлик)" сўзлари билан алмаштирилсин;


е) 17-банддаги "давр" сўзи "чорак" сўзи билан алмаштирилсин;


ж) 20-банднинг биринчи хатбошидаги "тузатиш киритиши мумкин" сўзларидан кейин "ва ушбу ўзгартиришлар ваколатли бошқарув органи томонидан тасдиқланиб, Агентликка тақдим этилади" сўзлари қўшилсин;


з) 23-банд қуйидаги таҳрирда баён этилсин:

"23. Асосий СМК бўйича ҳисобланган миқдор ташкилотнинг ижро этувчи органи фаолияти самарадорлигининг йиғинди кўрсаткичи (кейинги ўринларда - СЙК) сифатида ифодаланади.

Қўшимча СМК қўлланилганида, СЙК асосий СМК билан қўшимча СМКнинг ўртача арифметик миқдорида аниқланади";


и) 24-бандга қуйидаги мазмундаги хатбоши қўшилсин:

"Ваколатли бошқарув органи томонидан бизнес-режада акс эттириш орқали, рағбатлантириш хусусиятига эга бошқа тўлов турлари ва миқдорлари белгиланиши мумкин. Бунда, ваколатли бошқарув органи қарори билан ижро этувчи органи аъзоларига меҳнат натижаларига боғлиқ бўлмаган бир йўла тўланадиган мукофот пули белгиланиши мумкин";


к) 28 ва 29-бандлар қуйидаги таҳрирда баён этилсин:

"28. Ижро этувчи органнинг фаолияти қониқарсиз ёки паст бўлган ташкилотларда, шунингдек унинг фаолияти натижаларини Агентликнинг расмий веб-сайтида эълон қилмаган корхоналарда ижро этувчи орган аъзоларини рағбатлантиришларга йўл қўйилмайди, қонун ҳужжатларида назарда тутилган ҳоллар бундан мустасно.

29. Ижро этувчи органнинг фаолият самарадорлиги кетма-кет икки чорак мобайнида қониқарсиз ёки паст даражада (ҳар қандай уйғунликда) ва/ёки умуман баҳоланмаган бўлса, ёхуд унинг натижалари Агентлик расмий веб-сайтида жойлаштирилмаган бўлса, бу ижро этувчи орган раҳбари билан меҳнат шартномасини бекор қилиш ташаббуси билан чиқишга олиб келади";


л) 31-35-бандлардаги "Марказнинг", "Марказга", "Марказ" сўзлари тегишлича "Агентликнинг", "Агентликка", "Агентлик" сўзлари билан алмаштирилсин;


м) 36-банд қуйидаги таҳрирда баён этилсин:

"СМК, СЙК ва уларнинг йил якунлари бўйича бажарилиши аудиторлик ташкилоти томонидан, йил якунлари бўйича аудит ўтказиш тўғрисидаги шартноманинг алоҳида қўшимча предмети доирасида ёки алоҳида аудиторлик ташкилоти томонидан турдош хизматлари кўрсатиш йўли билан текширилади";


н) 2а-илованинг рус тилидаги матни қуйидаги таҳрирда баён этилсин:


"ПЕРЕЧЕНЬ

основных ключевых показателей эффективности

N

Показатель


Удельный

вес*


Прогнозное

(целевое)

значение


Фактическое

значение


Процент

выполнения


КПЭ



А


B

C

D

E

F=ExB/100

1.

Выполнение прогноза чистой выручки от реализации (в тыс. сумах)


5





2.

Выполнение прогноза чистой прибыли (убытка) (в тыс. сумах)


15





3.

Рентабельность активов (%)


5





4.

Снижение себестоимости продукции (в % к установленному заданию)


10





5.

Коэффициент использования производственных мощностей


10





6.

Коэффициент покрытия (платежеспособности)


5





7.

Коэффициент финансовой независимости


5





8.

Расчет дивидендов (в тыс. сумах)


10





9.

Показатель выполнения параметров экспорта (в % к установленному заданию)


10





10.

Выполнение индикатора локализации (%)


10





11.

Реализация инвестиционных программ (%)**


5





12.

Коэффициент независимости от иностранной валюты


5





13.

Рентабельность инвестиций акционеров (TSR - Total Shareholders Return)


5





             

*) Может быть изменено по согласованию с компетентным органом управления;

**) При включении в инвестиционную программу";


о) 2б-илованинг рус тилидаги матни қуйидаги таҳрирда баён этилсин:


"ПЕРЕЧЕНЬ

дополнительных ключевых показателей эффективности

N

Показатель


Удельный

вес*


Прогнозное

(целевое)

значение


Фактическое

значение


Процент

выполнения


КПЭ



А


B

C

D

E

F=ExB/100

1.

Прибыль до уплаты процентов, налогов (EBIT - Earnings Before Interest, Taxes)*







2.

Прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA - Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation&Amortization)*







3.

Соотношение затрат и доходов (CIR - Cost Income Ratio)*







4.

Рентабельность привлеченного капитала (ROCE - Return on Capital Employed)*







5.

Рентабельность акционерного капитала (ROE - Return On Equity)*







6.

Коэффициент абсолютной ликвидности







7.

Оборачиваемость кредиторской задолженности в днях







8.

Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях







9.

Коэффициент износа основных средств







10.

Производительность труда







11.

Коэффициент обновления основных средств







12.

Фондоотдача







13.

Доля инновационной продукции в общем объеме реализованной продукции







14.

Доля затрат на инновационную деятельность в общих затратах предприятия







15.

Затраты на обучение персонала, в расчете на одного работника







16.

Коэффициент текучести кадров







17.

Показатель эффективности пуска производственных мощностей (в % от установленного объема) **







18.

Энергоэффективность (доля затрат на энергию в структуре себестоимости продукции)







           

*) Заполняется после перехода к публикации отчетности по международным стандартам финансовой отчетности.

**) При включении в инвестиционную программу.";


п) 3а-илованинг рус тилидаги матни қуйидаги таҳрирда баён этилсин:


"ПРАВИЛА

расчета основных ключевых показателей эффективности

Показатель


Формула расчета


Рекомендуемый или

минимальный норматив


Характеристика


Обязательные для расчета показатели

1. Выполнение прогноза чистой выручки от реализации (в тыс. сумах)


Вырученные средства от реализации товаров, услуг или работ.

(Чистая выручка от реализации по балансу форма N 2, строка - 010)

Утвержденные показатели бизнес-плана общества на текущий период


Норматив отсутствует.

В целом чем выше значение, тем организация работает лучше.

Целесообразно рассмотрение показателя в динамике и в сравнение с бизнес-планом.


Характеризует, какого финансовое состояние предприятия.

Показывает объем продаж, сумма денежных средств, полученная от реализации произведенной продукции, оказанных услуг, выполненных работ.


2. Выполнение прогноза чистой прибыли (убытка) (в тыс. сумах)


Прибыль до налогообложения - Налоги

(Чистая прибыль (убыток) по балансу

форма N 2, строка - 270)

Утвержденные показатели бизнес-плана общества на текущий период


Норматив отсутствует.

В целом чем выше значение,

тем организация работает лучше. Целесообразно рассмотрение показателя в динамике и в сравнение с бизнес-планом.


Показатель чистой прибыли отображает результат деятельности организации и показывает, насколько выгодно осуществление данного рода деятельности.


3. Рентабельность активов (%)


Крр = Пудн / Аср, где:

Пудн - прибыль до уплаты налога на прибыль - (графа 5, строка 240, или убыток - со знаком минус графа 6, строка 240 формы N 2 "Отчет о финансовых результатах");

Аср - среднеарифметическая величина стоимости активов, рассчитываемая по формуле:

Аср= (А1 + А2) / 2, где:

А1 - стоимость активов на начало периода (графа 3 строки 400 формы N 1 "Бухгалтерский баланc");

А2 - стоимость активов на конец периода (графа 4 строки 400 формы N 1 "Бухгалтерский баланс").


Если коэффициенты рентабельности за отчетный период: имеют значение ниже нуля (минусовой показатель), то организация считается убыточной;

имеют значение ниже 0,05, то организация считается низкорентабельной (кроме предприятий-монополистов).


Показывает уровень прибыльности (убыточности) финансово-хозяйственной деятельности организации.


4. Снижение себестоимости продукции (в % к установленному заданию)


где, 3 - затраты на 1 сум товарной продукции,

Сп - сумма полной себестоимости товарной продукции,

ТП - сумма товарной продукции в действующих ценах, (Себестоимость продукции (работ и услуг) по балансу форма N 2, строка-020).


Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан ежегодно утверждаются параметры снижения себестоимости в промышленных предприятиях.

В целом чем ниже значение, тем ниже себестоимости продукции.


Снижение себестоимости продукции влечет за собой снижение цены на товар, благодаря чему продукция может более успешно конкурировать на рынке.


5. Коэффициент использования производственных мощностей


Ким = Qфакт. / ((Qпроектн. - (Qаренд. + Qконсерв.)), где:

Qфакт. - фактический объем выпущенной продукции (оказания услуг) за отчетный период в сопоставимом стоимостном выражении;

Qпроектн. - максимальный объем выпуска продукции (оказания услуг) за установленный период времени в сопоставимом стоимостном выражении, который может быть достигнут при полном использовании основного технологического оборудования и соблюдении установленного режима работы;

Qарендн. - объемы продукции (сопоставимые), приходящиеся на мощности, сданные в аренду;

Qконсерв. - объемы продукции (сопоставимые), приходящиеся на законсервированные мощности.


Если коэффициент использования производственных мощностей за отчетный период ниже 0,5 или среднеотраслевого, то у данной организации низкий уровень использования производственных мощностей


Характеризует степень загрузки производственных мощностей предприятия, выраженных как отношение фактического объема выпуска продукции к максимально возможному (без учета арендуемых и консервированных мощностей).


6. Коэффициент покрытия (платежеспособности)


Кпл = А2 / (П2 - ДО), где:

А2 - текущие активы (производственные запасы, готовая продукция, денежные средства, дебиторская задолженность и др.), раздел II актива баланса, строка 390;

П2 - обязательства, раздел II пассива баланса, строка 770;

ДО - долгосрочные обязательства (строка 490 бухгалтерского баланса).


Минимальное значение этого коэффициента - 0,2. Если коэффициент платежеспособности на конец отчетного периода имеет значение ниже 1,25, организация по этому показателю считается неплатежеспособной. Уменьшение коэффициента говорит о снижении платежных возможностей организации.


Показывает платежные возможности краткосрочных обязательств организации, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и прочих элементов текущих (оборотных) активов.


7. Коэффициент финансовой независимости


Ксс = П1 / (П2 - ДО), где:

П1 - источники собственных средств (уставной капитал, резервный капитал, добавленный капитал, нераспределенная прибыль и др.), итог раздела I пассива баланса, строка 480;

П2 - обязательства, раздел II пассива баланса, строка 770;

ДО - долгосрочные обязательства (строка 490 бухгалтерского баланса).


Если коэффициент соотношения собственных и краткосрочных заемных средств на конец отчетного периода имеет значение менее 1, это свидетельствует о наличии у организации финансового риска.

Понижение коэффициента свидетельствует о повышении финансового риска организации.


Определяет степень обеспеченности возврата краткосрочных заемных средств собственными источниками


8. Расчет дивидендов (в тыс. сумах)


Выполнение плана, указанного в бизнес-плане.


Норматив отсутствует.

В целом, чем выше значение, тем большую доходность организация приносит акционерам (учредителям, собственнику).

Повышение дивидендного дохода может быть вызвано не только увеличением дивидендных выплат на акцию, но и снижением рыночной цены акции.


Показывает, какая часть чистой прибыли организации направляется на выплату дивидендов по обыкновенным акциям.

Является мерой текущего дохода, т.е. дохода акционера без учета прироста стоимости капитала организации.


9. Показатель выполнения параметров экспорта (в % к установленному заданию)


Отношение фактического денежного показателя параметров экспорта к прогнозному заявленному значению.


Целевой показатель (прогноз) определяется соответствующей государственной программой или уполномоченным органом управления предприятия.


Указывает на реализацию соответствующей государственной программы или решения компетентного органа управления предприятия.


10. Выполнение индикатора локализации (%)


Процент фактической реализации проектов, выявленных за текущий период в сети и (или) региональных программах локализации. Также уровень импорта товаров аналогичен тем, которые произведены в рамках программы локализации.


Целевой показатель (прогноз) определяется соответствующей государственной программой или уполномоченным органом управления предприятия.


Указывает на реализацию соответствующей государственной программы или решения компетентного органа управления предприятия.


11. Реализация инвестиционных программ (%)**


Целевой (прогнозный) показатель, установленный инвестиционной программой, средства, фактически освоенные в рамках инвестиционной программы процентное представление.


Целевой показатель (прогноз) определяется соответствующей государственной программой или уполномоченным органом управления предприятия.


Указывает на реализацию соответствующей государственной программы или решения компетентного органа управления предприятия.


12. Коэффициент независимости от иностранной валюты


Соотношение импорта и экспорта.

Степень, в которой платежи за импортные товары покрываются за счет экспорта товаров.

Если значение меньше 1 - положительное, если больше 1, оно отрицательно.


Целевой показатель (прогноз) определяется соответствующей государственной программой или уполномоченным органом управления предприятия.


Указывает на реализацию соответствующей государственной программы или решения компетентного органа управления предприятия.


13.Рентабельность инвестиций акционеров (TSR - Total Shareholders Return)


(цена акции в конце периода - цена акции в начале периода + выплаченные в течение периода дивиденды)/(цена акции в начале периода).


Норматив отсутствует.

В целом, чем выше значение, тем организация работает лучше.

Целесообразно рассмотрение показателя в динамике и в сравнении с другими организациями отрасли.


Совокупная акционерная доходность. Данный показатель представляет собой норму доходности акционеров в результате изменения биржевых котировок акций и начисления дивидендов.


";


р) 3б-илованинг рус тилидаги матни қуйидаги таҳрирда баён эитлсин:


"ПРАВИЛА

расчета дополнительных ключевых показателей эффективности

Показатель


Формула расчета


Рекомендуемый или

минимальный норматив


Характеристика


1. Прибыль до уплаты процентов, налогов (EBIT - Earnings Before Interest, Taxes)*


Чистая прибыль + Расходы по налогу на прибыль;

- Возмещенный налог на прибыль;

(+ Чрезвычайные расходы);

(- Чрезвычайные доходы);

+ Проценты уплаченные;

- Проценты полученные;

= EBIT;


Норматив отсутствует.

В целом, чем выше значение, тем организация работает лучше.

Целесообразно рассмотрение показателя в динамике и в сравнении с другими организациями отрасли


Показатель долговой нагрузки на организацию, характеризующий ее способность погашать свою задолженность перед кредиторами своим чистым денежным потоком.


2. Прибыль до вычета процентов, налогов и амортизация (EBITDA - Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation & Amortization)*


(прибыль до налогообложения) + (проценты к уплате) + (амортизация ОС и НМА)

Рассчитывается в следующей последовательности:

Чистая прибыль + Расходы по налогу на прибыль;

- Возмещенный налог на прибыль;

(+ Чрезвычайные расходы);

(- Чрезвычайные доходы);

+ Проценты уплаченные;

- Проценты полученные;

= EBIT;

+ Амортизационные отчисления по материальным и нематериальным активам;

- Переоценка активов; = EBITDA.


Норматив отсутствует.

В целом, чем выше значение, тем организация работает лучше.

Целесообразно рассмотрение показателя в динамике и в сравнении с другими организациями отрасли.


Показатель долговой нагрузки на организацию, характеризующий ее способность погашать свою задолженность перед кредиторами своим чистым денежным потоком.


3. Соотношение затрат и доходов (CIR - Cost Income Ratio)*


(операционные расходы) /выручка.


Норматив отсутствует.

В целом чем ниже значение, тем организация работает лучше.

Целесообразно рассмотрение показателя в динамике и в сравнении с другими организациями отрасли.


Выражает соотношение операционных расходов (включающих себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы) по отношению к выручке.


4. Рентабельность привлеченного капитала (ROCE - Return on Capital Employed)*


(чистая прибыль)/(привлеченный капитал на начало и конец периода).


Норматив отсутствует.

В целом, чем выше значение, тем организация работает лучше. Целесообразно рассмотрение показателя в динамике и в сравнении с другими организациями отрасли


Показатель отдачи от вовлеченного в коммерческую деятельность собственного капитала организации и долгосрочно привлеченных средств (долгосрочных кредитов, займов).


5. Рентабельность акционерного капитала (ROE - Return On Equity)*


(чистая прибыль)/(среднегодовой акционерный капитал).


Норматив отсутствует.

В целом, чем выше значение, тем организация работает лучше.

Целесообразно рассмотрение показателя в динамике и в сравнении с другими организациями отрасли.


Характеризует доходность бизнеса для его владельцев, рассчитанную после вычета процентов по кредиту (т. е. чистая прибыль, в отличие от таких показателей, как ROA или ROIC, не корректируется на сумму процентов по кредиту).


6. Коэффициент абсолютной ликвидности


Кал= Дс / То, где:

ДС - денежные средства - сумма строк раздела актива баланса, строка 320 (строки 330 + 340 + 350 + 360);

ТО - текущие обязательства, стр. 600 II раздела пассива баланса.


Норма: Рекомендуемая нижняя граница этого показателя - 0,2, т. е. выполняется условие: Кал> 0,2.

При этом возможна дифференциация этого показателя по отраслям.


Этот показатель является наиболее жестким критерием ликвидности организации. Он показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно.


7. Оборачиваемость кредиторской задолженности в днях


Окрдн = Дп / (Вр / Кзср), где:

Вр - чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) отчетного периода, сум.; стр.010, графа 5 "Чистая выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг" форма N 2 "Отчет о финансовых результатах";

Дп - количество календарных дней в периоде;

Кзср - среднее арифметическое значение кредиторской задолженности (половина от суммы значений на начало и конец периода по строке 601 "текущая кредиторская задолженность" раздела II пассива баланса, формы N 1 "Бухгалтерский баланс").


Норматив отсутствует.

Значение зависит от отрасли и масштабов деятельности организации. Высокое значение позволяет организации иметь остаток неоплаченной кредиторской задолженности в качестве условно бесплатного источника финансирования своей текущей деятельности.


Показатель скорости погашения организацией своей задолженности перед поставщиками и подрядчиками. Данный коэффициент показывает, за сколько дней организация погашает среднюю величину своей кредиторской задолженности.


8. Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях


Одздн = Дп / (Вр / Дзср), где:

Вр - чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) отчетного периода, сум; стр.010, графа 5 "Чистая выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг" форма N 2 "Отчет о финансовых результатах";

Дп - количество календарных дней в периоде;

Дзср - среднее арифметическое значение дебиторской задолженности (половина от суммы значений на начало и конец периода по строке 210 "Дебиторы, всего" раздела II актива баланса, формы N 1 "Бухгалтерский баланс")


Норматив отсутствует.

Значение зависит от отраслевых особенностей и технологии работы организации. В целом чем ниже значение, т.е. чем быстрее покупатели погашают свою задолженность, тем лучше для организации.


Измеряет скорость погашения дебиторской задолженности организации, насколько быстро организация получает оплату за проданные товары (работы, услуги) от своих покупателей.


9. Коэффициент износа основных средств


Кизн = И / О, где:

И - износ основных средств - строка 011 формы N 1 "Бухгалтерский баланс";

О - первоначальная стоимость основных средств - строка 010 формы N 1 "Бухгалтерский баланс".


Если коэффициент износа основных средств на конец рассматриваемого периода превышает значение 0,5, организация характеризуется значительной изношенностью основных средств


Характеризует долю износа (изношенность) основных фондов за период и определяется как отношение суммы износа основных средств к их первоначальной стоимости.


10. Коэффициент обновления основных средств


Кн = Ан / Акос, где:

Ан - балансовая стоимость поступивших за период основных средств (строка 101, графа 2 Формы статистической отчетности 2-moliya "Отчет о наличии и движении основных средств и других нефинансовых активов");

Акос - балансовая стоимость всех основных средств на конец периода (строка 101, графа 9 Формы статистической отчетности 2-moliya "Отчет о наличии и движении основных средств и других нефинансовых активов".


Норматив отсутствует.

Коэффициент показывает, какую часть от имеющихся на конец отчетного периода основных средств составляют новые основные средства.


Показывает соотношение стоимости поступивших за период основных средств и стоимости основных средств на конец периода.


11. Производительность труда


Вч = Вр / Чср, где:

Вр - чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) отчетного периода, сум; (строка 010, графа 5 "Чистая выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг" формы N 2 "Отчет о финансовых результатах");

Чср - реднесписочная численность сотрудников организации, согласно информации кадровой службы.


Норматив отсутствует.

Рекомендуется сопоставить значения со значениями других организаций отрасли.


Определяет эффективность использования трудовых ресурсов организации и уровень производительности труда.

Дополнительно характеризует финансовые ресурсы организации для ведения хозяйственной деятельности и исполнения обязательств, приведенные к одному работающему в анализируемый период.


12. Фондоотдача


Фо = Вр / Фср, где:

Вр - чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) отчетного периода, сум.; (строка 010, графа 5 "Чистая выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг" формы N 2 "Отчет о финансовых результатах");

Фср - среднеарифметическая величина стоимости основных средств за отчетный период. Определяется по формуле средней арифметической:

Фср = (Ф1 + Ф2) / 2, где:

Ф1 и Ф2 - стоимость основных средств на начало и конец отчетного периода, сум; стр. 012. графы 3 и 4 "Остаточная (балансовая) стоимость", форма N 1 "Бухгалтерский баланс".


Сделать выводы об эффективности можно, сравнивая показатель фондоотдачи в динамике за ряд лет, либо сравнивая его с таким же показателем для других, аналогичных организаций той же отрасли.


Показывает, как соотносится объем полученной от реализации продукции (т.е. выручки) со стоимостью имеющихся у организации средств труда.


13. Доля инновационной продукции в общем объеме реализованной продукции.


VIPSsp = (VIPS / VPS) * 100%, где:

VIPS - объем реализованных инновационных товаров, работ, услуг (в денежном выражении);

VPS - общий объем реализованных товаров, работ, услуг (в денежном выражении).

Примечание. Определение инновационных инвестиций приводится в статье 4 Закона Республики Узбекистан "Об инвестиционной деятельности".


1 - низкий уровень (до 7%)

2 - умеренный уровень (от 7% до 10%)

3 - средний уровень (от 10% до 15%)

4 - высокий уровень (свыше 15%)


Характеризует, какая выпускаемая организацией продукция носит инновационный характер.


14. Доля затрат на инновационную деятельность в общих затратах организации


R&DGE = (R&D / GE) * 100%, где:

R&D - общие затраты на инновационную деятельность (в денежном выражении);

GE - общие затраты организации (в денежном выражении).

Примечание. Определение инновационных инвестиций приводится в статье 4 Закона Республики Узбекистан "Об инвестиционной деятельности".

Целевое значение определяется соответствующей госпрограммой, либо органом управления организации.


Показывает, какая часть всех расходов организации направляется на развитие инновационной деятельности на производстве.


15. Затраты на обучение персонала, в расчете на одного работника


Зобуч / Чср, где:

Зобуч - затраты на обучение персонала (на основании документов бухгалтерского учета);

Чср - среднесписочная численность сотрудников организации, согласно информации кадровой службы.

Норматив отсутствует.

В целом чем выше значение, тем больше средств организация выделяет на обучение персонала.


Характеризует эффективность, оценивая соотношение затрат на обучение персонала к средней численности персонала.


16. Коэффициент текучести кадров


Чнач/Чкон, где:

Чнач и Чкон - численность сотрудников организации, на начало и конец периода, согласно информации кадровой службы.


Если менее единицы, то организация характеризуется текучестью кадров. В целом, чем выше показатель, тем выше текучесть кадров.


Показывает, насколько сократилась численность работников организации.


17. Показатель эффективности пуска производственных мощностей (в% от установленного объема)**


Отношение фактического показателя ввода мощностей к прогнозному заявленному значению.


Целевое значение определяется в соответствующей госпрограмме либо органом управления организации.


Показывает, как выполняется соответствующая госпрограмма или решение органа управления организации.


18. Энергоэффектив-ность (доля затрат на энергию в структуре себестоимости продукции)*


Зэ / Зп, где:

Зэ - совокупная стоимость затрат производственного назначения на горюче-смазочные материалы, теплоснабжение, потребление электричества, газоснабжение (на основании документов бухгалтерского учета);

Зп - себестоимость произведенной продукции (на основании документов бухгалтерского учета).


Норматив отсутствует.

В целом, чем ниже значение, тем более энергоэффективно функционирует организация. Целесообразно рассмотрение значений показателя в динамике.


Характеризует энергоэффективность путем соотношения затрат на энергию и себестоимости продукции.


".



Қонун ҳужжатлари маълумотлари миллий базаси (www.lex.uz),

2020 йил 9 декабрь










































Время: 0.0288
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск