язык интерфейса
Комментарий к документу - NB! Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2021 года

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Денежная и бюджетная система. Внебюджетные фонды/ Бюджетная система/ Республиканский бюджет/ Закон Республики Узбекистан от 25.12.2020 г. N ЗРУ-657 "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год" (Принят Законодательной палатой 01.12.2020 г., одобрен Сенатом 18.12.2020 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

25.12.2020 г.

N ЗРУ-657



О ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

НА 2021 ГОД


Принят Законодательной палатой 1 декабря 2020 года

Одобрен Сенатом 18 декабря 2020 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с формированием и исполнением Консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2021 год.



Статья 2. Использование ассигнований, выделяемых

из республиканского бюджета Республики Узбекистан

для распорядителей бюджетных средств первого уровня


Ассигнования, выделяемые в соответствии с настоящим Законом из республиканского бюджета Республики Узбекистан (далее - республиканский бюджет) распорядителям бюджетных средств первого уровня, используются только в течение 2021 финансового года и не переносятся на следующий финансовый год.

Распорядители бюджетных средств первого уровня по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан (далее - Кабинет Министров) вправе перераспределять средства, выделенные на реализацию государственных программ развития (далее - программы развития) в составе своих текущих расходов, из одной программы развития на другую программу развития.

Служба внутреннего аудита министерств и ведомств анализирует результаты эффективности соответствующих программ развития и до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет отчеты о результатах анализа в Министерство финансов Республики Узбекистан.

В целях обеспечения своевременного исполнения решений Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров, предусматривающих первоочередные меры по смягчению негативного воздействия пандемии коронавируса и глобальных кризисных явлений на отрасли экономики, Кабинет Министров в порядке исключения имеет право перераспределять средства, выделенные из республиканского бюджета для одного распорядителя бюджетных средств первого уровня на капитальные вложения, проектирование, строительство (реконструкцию) и оснащение объектов (на реализацию программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан), в пользу другого распорядителя бюджетных средств первого уровня для расходования на эти цели вне зависимости от размеров, указанных в статье 145 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан.



ГЛАВА 2. ПАРАМЕТРЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО

БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Статья 3. Доходы и расходы Консолидированного

бюджета Республики Узбекистан


Принять к сведению сводные параметры Консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2021 год и бюджетные ориентиры на 2022-2023 годы согласно приложению N 1, прогнозы основных макроэкономических показателей развития Республики Узбекистан на 2021 год и целевые ориентиры на 2022-2023 годы, служащие основанием при их подготовке, согласно приложению N 2.



Статья 4. Прогноз доходов и расходы государственных

целевых фондов и Фонда реконструкции и развития

Республики Узбекистан


Принять к сведению прогноз доходов государственных целевых фондов и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан на 2021 год и утвердить их расходы согласно приложению N 3.



Статья 5. Прогноз доходов и расходы

республиканского бюджета


Принять к сведению прогноз доходов республиканского бюджета на 2021 год согласно приложению N 4.

Утвердить предельные размеры ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета распорядителям бюджетных средств первого уровня, на 2021 год согласно приложению N 5.

Часть средств, поступающих во внебюджетные фонды органов государственной власти и управления, органов суда и прокуратуры за счет налогов, государственных пошлин, сборов и неналоговых платежей, административных штрафов и финансовых санкций, может быть перечислена в республиканский бюджет на основании решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров.



Статья 6. Прогнозы доходов и расходов бюджета

Республики Каракалпакстан, местных бюджетов

областей и города Ташкента


Принять к сведению прогнозы доходов и расходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента на 2021 год согласно приложению N 6.

Утвердить размеры выравнивающих межбюджетных трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета в республиканский бюджет Республики Каракалпакстан и областные бюджеты областей, на 2021 год согласно приложению N 7.

Не допускается уменьшение размеров выравнивающих межбюджетных трансфертов, предусмотренных настоящим Законом, независимо от исполнения прогноза доходов бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей.



Статья 7. Ставки отдельных платежей


Утвердить на 2021 год:

минимальные ставки арендной платы, установленные для физических лиц, сдающих имущество в аренду, согласно приложению N 8 (в целях налогообложения);

предельные ставки сбора за право розничной торговли отдельными видами товаров согласно приложению N 9;

ставки автотранспортных сборов согласно приложению N 10.

Ставки таможенных пошлин, применяемые при ввозе товаров на территорию Республики Узбекистан, утверждаются решением Президента Республики Узбекистан.



Статья 8. Формирование резервных фондов Кабинета

Министров, республиканского бюджета Республики

Каракалпакстан, областных бюджетов областей

и городского бюджета города Ташкента,

бюджетов районов и городов


Установить объем резервного фонда Кабинета Министров на 2021 год в размере 903,4 млрд сумов.

Резервные фонды республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов на 2021 год формируются в размере не менее 1,0 процента от утвержденных общих расходов соответствующих бюджетов.

В случае повышения размеров межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета при исполнении республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов установленные размеры резервных фондов соответствующих бюджетов не пересматриваются.

В случае выделения средств из резервного фонда Кабинета Министров изменения в настоящий Закон не вносятся.



Статья 9. Обеспечение устойчивости бюджетной

системы Республики Узбекистан в 2021 году


В случаях невыполнения прогноза доходов бюджетов бюджетной системы Республики Узбекистан по итогам исполнения за шесть месяцев и отсутствия достаточных оснований для их поступления до конца текущего финансового года осуществляется сокращение расходов в размере:

3 и более процентов от общих расходов республиканского бюджета - палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан по предложению Кабинета Министров;

менее 3 процентов от общих расходов республиканского бюджета - на основании решения Кабинета Министров по предложению Министерства финансов Республики Узбекистан.

Решения по сокращению расходов республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов принимаются соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента, районов и городов.

При сокращении расходов бюджетов принимаются в расчет освоение бюджетных средств, а также принятые юридические и финансовые обязательства бюджетных организаций и получателей бюджетных средств.



Статья 10. Установление предельного объема

государственного долга, привлеченного от имени

Республики Узбекистан и под гарантию

Республики Узбекистан


Сумма государственного долга, привлеченного от имени Республики Узбекистан и под гарантию Республики Узбекистан, не должна превышать 60 процентов по отношению к годовому прогнозному показателю валового внутреннего продукта.

Установить на 2021 год чистый предельный объем вновь подписываемых соглашений по привлечению внутренних и внешних заимствований от имени Республики Узбекистан (правительства Республики Узбекистан) и под гарантию Республики Узбекистан на общую сумму в размере 5,5 млрд долларов США, в том числе 2,2 млрд долларов США на финансирование дефицита Государственного бюджета Республики Узбекистан (в том числе государственные ценные бумаги - 5 трлн сумов), на финансирование инвестиционных проектов - 3,3 млрд долларов США.

С 2021 года расходы по средствам, направляемым на социальные и инфраструктурные проекты, осуществляемые за счет кредитов (займов), привлекаемых от имени Республики Узбекистан или под гарантию Республики Узбекистан, погашаемые из Государственного бюджета Республики Узбекистан, отражаются в расходах Консолидированного бюджета Республики Узбекистан.



Статья 11. Установление предельного размера

дефицита Консолидированного бюджета

Республики Узбекистан

Установить предельный размер дефицита Консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2021 год в размере 6,5 процента от валового внутреннего продукта.



ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ


Статья 12. Особенности формирования доходов бюджета

Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей

и города Ташкента, бюджетов районов и городов

на 2021 год


В бюджеты районов и городов в полном объеме зачисляются следующие виды налогов:

налог на имущество физических лиц;

земельный налог с физических лиц;

налог на доходы, уплачиваемый физическими лицами на основании декларации о годовом доходе, получаемом от сдачи имущества в аренду, а также уплачиваемый индивидуальными предпринимателями;

налог за пользование водными ресурсами, за исключением налога, уплачиваемого электростанциями;

налог за пользование недрами по строительным материалам.

В республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента в полном объеме зачисляются следующие:

налог на имущество юридических лиц;

земельный налог с юридических лиц;

налог за пользование водными ресурсами, уплачиваемый электростанциями;

акцизный налог при реализации конечным потребителям бензина, дизельного топлива и газа;

налог с оборота;

государственные пошлины (кроме патентных пошлин и государственных пошлин за выдачу лицензий) в размерах, установленных законодательством;

штрафы, взыскиваемые в Государственный бюджет Республики Узбекистан в размерах, установленных законодательством;

сборы за право розничной торговли отдельными видами товаров;

другие сборы, взыскиваемые в Государственный бюджет Республики Узбекистан (кроме сборов, взимаемых таможенными органами, и утилизационного сбора для колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним) в размерах, установленных законодательством;

сборы за приобретение и (или) временный ввоз на территорию Республики Узбекистан автотранспортных средств;

поступления от реализации имущества, обращенного в доход государства, дивиденды (доходы) и отчисления по доле органов государственной власти на местах в размерах, установленных законодательством;

доходы от размещения, предоставления в пользование (аренду) и продажи государственных активов по установленным нормативам;

поступления по акцизному налогу на услуги мобильной связи и алкогольную продукцию, включая пиво, в соответствии с долей численности населения Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в численности населения республики по состоянию на 1 июля 2020 года соответственно.

В республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента зачисляются налоги в следующих долях:

в Навоийской области - 62 процента, в Ташкентской области - 45 процентов, в городе Ташкенте - 5 процентов, в Республике Каракалпакстан и других областях - 100 процентов от поступлений налога на доходы физических лиц (кроме налога на доходы физических лиц, уплачиваемого физическими лицами на основании декларации о годовом доходе, получаемом от сдачи имущества в аренду, принадлежащего физическим лицам, а также уплачиваемого индивидуальными предпринимателями);

в Ташкентской области - 45 процентов, в городе Ташкенте - 5 процентов, в Республике Каракалпакстан и других областях - 100 процентов от поступлений налога на прибыль (кроме налога на прибыль, уплачиваемого крупными налогоплательщиками согласно перечню, утвержденному решением Президента Республики Узбекистан, нерезидентами Республики Узбекистан, осуществляющими деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, а также с доходов нерезидентов, удерживаемых у источника выплаты).

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей, города Ташкента вправе:

распределять налоги и другие виды доходов (в том числе доходы, указанные в частях первой и второй настоящей статьи), отчисляемые в местные бюджеты соответствующего уровня, и межбюджетные трансферты;

передавать часть средств, полученных от перевыполнения прогнозов доходов, бюджетам районов и городов на реализацию программ социально-экономического развития территории.

Кенгаши народных депутатов районов и городов вправе вводить повышающие коэффициенты к минимальным ставкам арендной платы и фиксированным размерам налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в отдельных территориях районов и городов, специализирующихся на массовом отдыхе и (или) туризме, до размеров, установленных для города Ташкента.

Если законодательством не предусмотрено распределение доходов, зачисляемых в местные бюджеты, то данный вид дохода зачисляется в республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента.

Государственные предприятия и юридические лица с долей государства в уставном капитале в размере 50 процентов и более по итогам 2020 года до 1 июля 2021 года начисляют отчисления в размере не менее 50 процентов от чистой прибыли в Государственный бюджет Республики Узбекистан и дивиденды по государственной доле и перечисляют в бюджеты соответствующего уровня не позднее 1 сентября 2021 года.

Министерство финансов Республики Узбекистан вправе определять размер и периодичность выплаты дивидендов (отчислений из чистой прибыли) за 2021 год государственными предприятиями и юридическими лицами с долей государства в уставном капитале 50 процентов и более в порядке, установленном законодательством.



Статья 13. Особенности осуществления расходов

Государственного бюджета Республики Узбекистан

в 2021 году


Финансирование дополнительных мероприятий, осуществляемых по инициативе органов государственной власти на местах, осуществляется только за счет дополнительных источников бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, районов и городов.

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, районов и городов формируют соответствующие бюджеты, предусмотрев в первоочередном порядке планирование расходов на заработную плату и приравненные к ним платежи, питание, медикаменты и коммунальные услуги.

В случае невыполнения прогнозных показателей доходов, приведенных в приложении N 6 к настоящему Закону, по итогам кварталов в размере более 5 процентов по причинам, не зависящим от деятельности органов исполнительной власти на местах, и отсутствия вероятности их поступления до конца текущего года Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента обращаются в Кабинет Министров с запросом об увеличении объемов выравнивающих межбюджетных трансфертов вместе с принятием мер по оптимизации расходов, и данное предложение рассматривается Кабинетом Министров в порядке, установленном настоящим Законом. В аналогичном порядке хокимияты районов и городов обращаются в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента.

В 2021 году расходы на:

капитальные вложения на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и оснащение общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных организаций, учреждений здравоохранения и объектов системы водоснабжения города Ташкента финансируются из городского бюджета города Ташкента;

строительство, реконструкцию и капитальный ремонт общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных организаций, учреждений здравоохранения, а также ремонтно-восстановительные работы на объектах в рамках мероприятий по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель в Республике Каракалпакстан финансируются из республиканского бюджета Республики Каракалпакстан.

Начиная с 2021 года регулируемые цены (тарифы) на услуги по теплоснабжению в регионах, оказываемые теплоснабжающими предприятиями, по заключениям территориальных органов Антимонопольного комитета Республики Узбекистан утверждаются Советом Министров Республики Каракалпакстан, соответствующими местными хокимиятами после одобрения решениями Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента.

По итогам пересмотра регулируемых цен (тарифов) на услуги по теплоснабжению в течение года потребность в дополнительных средствах для покрытия убытков, понесенных теплоснабжающими предприятиями в результате применения пониженных тарифов для населения, покрывается за счет дополнительных источников республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента.



ГЛАВА 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТКРЫТОСТИ

ИСПОЛНЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО

БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Статья 14. Обеспечение открытости бюджетного процесса


Распорядители бюджетных средств первого уровня, государственные целевые фонды, Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан по итогам каждого квартала не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, размещают на своих официальных веб-сайтах сведения о:

распределении средств в разрезе подведомственных бюджетных организаций;

периодических финансовых отчетах;

исполнении проектов, осуществляемых за счет капитальных вложений;

получателях субсидий и кредитов из государственных целевых фондов;

проведенных конкурсах (тендерах) и осуществленных государственных закупках.

Министерство экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан и соответствующие распорядители бюджетных средств по итогам каждого квартала не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, размещают на своих официальных веб-сайтах информацию об исполнении программ развития социальной и производственной инфраструктуры, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, в разрезе распорядителей бюджетных средств.

Государственный налоговый комитет и Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, размещают на своих официальных веб-сайтах перечень налоговых и таможенных льгот, а также информацию о размере предоставленных налоговых и таможенных льгот в разрезе налогоплательщиков.

Органы государственного финансового контроля в первом месяце финансового года размещают на своих официальных веб-сайтах сведения о планах работы на финансовый год, а по итогам каждого квартала - сведения о выявленных по результатам контрольных мероприятий финансовых правонарушениях и положительных результатах не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом.

Перечень приобретенных товаров и услуг, объектов, на которых проводятся работы по строительству, реконструкции и ремонту за счет дополнительных источников бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, бюджетов районов и городов, а также сведения о финансировании строительно-ремонтных работ в обязательном порядке размещаются соответственно Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, районов и городов на своих официальных веб-сайтах по итогам каждого квартала не позднее 10 числа месяца, следующего за кварталом.



Статья 15. Обеспечение открытости исполнения бюджета

Министерством финансов Республики Узбекистан


Министерство финансов Республики Узбекистан размещает:

сведения о средствах, выделенных из Государственного бюджета Республики Узбекистан бюджетным организациям и получателям бюджетных средств, и сведения об их использовании по итогам отчетного квартала до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

информацию о состоянии и изменении государственного долга на официальном веб-сайте министерства ежеквартально до 25 числа второго месяца, следующего за кварталом.



ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 16. Ответственность за нарушение Закона

Республики Узбекистан "О Государственном бюджете

Республики Узбекистан на 2021 год"


Лица, виновные в нарушении Закона Республики Узбекистан "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год", несут ответственность в установленном порядке.



Статья 17. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Кабинету Министров совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 18. Приведение законодательства в соответствие

с настоящим Законом


Кабинету Министров:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 19. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2021 года.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 26 декабря 2020 г.


"Народное слово", 26 декабря 2020 г.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

28 декабря 2020 г., N 51, ст. 559