Практическая Бухгалтерия
Нормативно-правовые акты / Предпринимательство / Общие положения /Указ Президента Республики Узбекистан от 27.10.2020 г. N УП-6096 "О мерах по ускоренному реформированию предприятий с участием государства и приватизации государственных активов"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
27.10.2020 г.
N УП-6096
О МЕРАХ ПО УСКОРЕННОМУ
РЕФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ
С УЧАСТИЕМ ГОСУДАРСТВА И ПРИВАТИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКТИВОВ
В последние годы в стране проводятся системные реформы по созданию благоприятного инвестиционного климата, защите прав и законных интересов владельцев частной собственности.
Наряду с этим запаздывание перехода на рыночные механизмы некоторых отраслей и крупных предприятий, в которых сохраняется доля государства, препятствует налаживанию производства новых видов конкурентоспособной продукции, внедрению передовых технологий, повышению производительности труда, созданию новых рабочих мест с активным привлечением частного капитала.
В целях ускоренного внедрения на предприятиях с участием государства современных методов управления, ориентированных на потребителя, открытых, прозрачных и рыночных принципов, увеличения дохода за счет уменьшения себестоимости, создания более широких возможностей для участия в процессе реформ частного капитала, сокращения участия государства в экономике и дальнейшего улучшения конкурентной среды:
1. Принять к сведению, что созданными рабочими группами во главе с Премьер-министром Республики Узбекистан полностью изучена деятельность около трех тысяч предприятий с участием государства, разработаны предложения по кардинальному сокращению доли предприятий с участием государства в экономике и повышению эффективности их деятельности.
Утвердить:
Перечень крупных государственных предприятий и хозяйственных объединений, подлежащих трансформации, согласно приложению N 1;
Перечень предприятий с участием государства, в которых внедряются корпоративное управление и финансовый аудит, повышается операционная эффективность, согласно приложению N 2;
Перечень государственных активов, выставляемых на публичные торги посредством адресных программ предприватизационной подготовки и повышения инвестиционной привлекательности, согласно приложению N 3;
Перечень предприятий, государственный пакет акций (доли) которых полностью реализуется частному сектору посредством публичных торгов, согласно приложению N 4;
Перечень недвижимых объектов государственной собственности, реализуемых частному сектору, согласно приложению N 5.
2. Образовать в структуре центрального аппарата Министерства финансов Департамент по трансформации крупных предприятий с участием государства (далее - Департамент) с общей предельной численностью управленческого персонала 24 штатные единицы. Сформировать данные штатные единицы за счет сокращения по 12 штатных единиц соответственно финансовых органов и органов государственной налоговой службы.
Определить основными задачами Департамента на предприятиях с участием государства, указанных в приложении N 1 к настоящему Указу:
организацию реализации Министерством финансов полномочий и функций акционера (участника, собственника) от имени государства;
в срок до 1 апреля 2021 года - подготовку финансовых отчетов предприятий за 2019-2020 годы на основе Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS) и внесение на утверждение в Кабинет Министров графика получения международных кредитных рейтингов;
в срок до 1 апреля 2021 года - разработку для каждого предприятия стратегии финансового оздоровления, повышения операционной эффективности, а также среднесрочного и долгосрочного развития с привлечением авторитетных международных консалтинговых организаций на конкурсной основе;
в срок до 1 июля 2021 года - внедрение системы современного корпоративного управления, предусматривающей проведение аудита закупок и систем управления, а также формирование служб "системы соответствия" (комплаенса) и противодействия коррупции;
в срок до 1 июля 2021 года - укомплектование квалифицированными международными специалистами не менее 30 процентов состава наблюдательных советов и не менее трех руководящих должностей в правлении предприятия путем активного привлечения на основе международного конкурса зарубежных специалистов данной сферы (в том числе из числа соотечественников) в наблюдательные советы и правления предприятий.
3. Министерству финансов в отношении предприятий с участием государства, указанных в приложении N 1 к данному Указу, Агентству по управлению государственными активами (далее - Агентство) в отношении предприятий с участием государства, указанных в приложении N 2 к настоящему Указу:
в срок до 1 января 2021 года - совместно с Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам утвердить перечень и "дорожные карты" месторождений (государственных запасов), подлежащих переоценке в соответствии с международными стандартами;
в срок до 1 февраля 2021 года разработать проект бюджета предприятий на 2021 год;
в срок до 1 июля 2021 года обеспечить разработку трехлетних бизнес-планов (текущей деятельности, инвестиционных проектов и конкретных источников их финансирования, в том числе за счет средств международных финансовых рынков, а также финансовой модели);
в срок до 1 июля 2021 года провести инвентаризацию всех инвестиционных проектов предприятий, принять меры по приостановке неначатых проектов и проектов, по которым не определены финансовые источники.
Кабинету Министров (Кучкаров Д.) в срок до 1 января 2021 года утвердить "дорожные карты" по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом в разрезе каждого предприятия, указанного в приложениях NN 1 и 2 к настоящему Указу.
4. Министерству экономического развития и сокращения бедности, Министерству финансов, Антимонопольному комитету, Агентству по противодействию коррупции и Агентству:
в срок до 1 декабря 2020 года провести инвентаризацию льгот и преференций, оказывающих влияние на конкурентную среду, внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект постановления об их отмене;
одновременно с проведением процесса трансформации предприятий, указанных в приложениях NN 1 и 2 к настоящему Указу, разработать план мероприятий по полному переходу к принципам рыночных отношений, формированию конкурентной среды и привлечению частного сектора в сферу деятельности данных предприятий;
в срок до 1 января 2021 года совместно с Министерством сельского хозяйства критически пересмотреть деятельность акционерных обществ "Узагросервис" и "Узагрокимёхимоя", внести предложения по организации их деятельности на основе рыночных принципов и развитию частного сектора в данной отрасли.
5. Предоставить Министерству финансов в части вопросов, связанных с деятельностью Департамента, и Агентству следующие дополнительные полномочия:
привлечение на конкурсной основе ведущих на международном уровне консалтинговых, аудиторских, хедхантерских и других компаний и экспертов, а также заключение с ними договоров;
организацию проектных офисов, координацию и финансовое обеспечение (бюджетными средствами, средствами предприятий с участием государства, грантами и заемными средствами международных финансовых организаций) их деятельности.
6. Государственной комиссии по проведению тендерных торгов при продаже государственного имущества (Арипов А.) по каждому государственному активу, выставляемому на публичные торги в рамках адресных программ предприватизационной подготовки и повышения инвестиционной привлекательности, согласно приложению N 3 к настоящему Указу, обеспечить:
в срок до 15 ноября 2020 года - формирование рабочих групп;
в срок до 1 февраля 2021 года - привлечение консалтинговых организаций для приватизации и повышения инвестиционной привлекательности и разработку "дорожных карт" по реализации данных работ;
в срок до 1 июля 2021 года - разработку адресных программ предприватизационной подготовки и повышения инвестиционной привлекательности предприятий.
7. Кабинету Министров (Раматов А.), Министерству строительства (Закиров Б., Хидоятов Ш.) и Агентству (Бекенов С.) в двухмесячный срок провести повторную инвентаризацию проектно-исследовательских организаций с участием государства, указанных в приложении N 3 к настоящему Указу, утвердить "дорожные карты" по подготовке их к приватизации, реализации ведущим организациям в проектно-исследовательской и строительной сфере, а также приватизации данных предприятий.
8. Утвердить перечень лиц, ответственных за эффективную организацию полного выставления на публичные торги государственных пакетов акций (долей), указанных в приложении N 4 к настоящему Указу, согласно приложению N 6.
10. Государственной комиссии по приватизации государственных активов и координации процессов приватизации (Арипов А.):
а) совместно с Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента поручить:
принятие необходимых мер по ознакомлению отечественных и иностранных инвесторов с выставляемыми на продажу в регионах государственными активами;
бесперебойное обеспечение сетями внешней инфраструктуры государственных активов, подлежащих реализации;
создание условий для работы на полной мощности и осуществления эффективной деятельности предприятий в постприватизационный период;
принятие иных мер, необходимых для привлечения инвесторов;
б) в случае, если стоимость государственных пакетов акций (долей), пропорциональная их размеру участия в чистых активах предприятий, указанных в приложении N 4 к настоящему Указу, не превышает 100 миллионов сумов, регулярно выставлять их на публичные торги в порядке исключения по стоимости, равной пропорциональной доле чистых активов (или по номинальной стоимости, в случае, если чистые активы меньше уставного капитала);
в) обеспечить выставление Агентством на публичные торги пакета акций (долей) предприятий и объектов недвижимого имущества, указанных в приложениях NN 4 и 5 к настоящему Указу, начиная с 1 ноября 2020 года;
г) предоставить следующие дополнительные полномочия:
определение условий и форм реализации государственных активов, подлежащих реализации на основании постановлений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;
принятие решений о приватизации объектов недвижимого имущества и формируемых в последующем государственных пакетов акций (долей) и государственных предприятий, определение условий их реализации, вида торгов и стартовой цены на публичных торгах.
11. Установить, что государственные пакеты акций (доли) предприятий, указанных в приложении N 4 к настоящему Указу:
выставляются на торги единым лотом;
стоимостью, не превышающей 100 миллионов сумов, выставленные на публичные торги по стоимости, равной пропорциональной доле их чистых активов (в случае, если сумма чистых активов меньше уставного капитала - по номинальной стоимости), в случае их нереализации в течение трех месяцев, повторно выставляются на торги следующим образом: доли - по стартовой цене "1 сум", пакеты акций - на основе принципа "1 акция - один лот за 1 сум".
12. Установить порядок, в соответствии с которым:
отменяется практика реализации государственных объектов по "нулевой" выкупной стоимости и выставления на публичные торги по стартовой цене "1 сум" с принятием инвестиционных и социальных обязательств;
государственные унитарные предприятия реорганизуются в хозяйственные общества с реализацией их государственного пакета акций (доли);
при реорганизации государственных унитарных предприятий, подлежащих приватизации, в хозяйственные общества проводится инвентаризация их имущества и размер уставного фонда (уставного капитала) хозяйственных обществ определяется без проведения их имущественной оценки на основе данных последнего бухгалтерского баланса, предоставленного в налоговые органы;
покупатели государственных активов могут производить оплату на условиях рассрочки платежей в порядке, установленном законодательством;
покупателям, частично внесшим платежи по графику в рамках договоров купли-продажи государственной доли с условием рассрочки, до осуществления полной оплаты выдается сертификат на владение "без права распоряжения" с правом участия в управлении обществом и получения дивидендов соразмерно выплаченной части приобретаемой доли в форме, утверждаемой Кабинетом Министров, за исключением случаев продажи государственной доли самому обществу;
покупателям, частично внесшим платежи в рамках договоров купли-продажи недвижимых объектов государственной собственности, выдается государственный ордер на право собственности "без права распоряжения" до полной оплаты по договору;
при реализации государственных активов с инвестиционными обязательствами вносимые инвестором инвестиции в виде денежных средств в иностранной валюте зачисляются на отдельный счет предприятия.
13. Агентству совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом в срок до 1 декабря 2021 года внести в Кабинет Министров проект постановления о совершенствовании системы управления и поэтапной приватизации рынков и торговых комплексов, предусматривающий:
создание управляющих компаний по предпродажной подготовке рынков и торговых комплексов при Агентстве и его территориальных управлениях, исходя из значимости рынков и торговых комплексов;
приведение в современный облик, сохранение на уровне санитарно-гигиенических требований, формирование инфраструктуры, необходимой для деятельности рынков и торговых комплексов, имеющих государственную долю в уставном капитале, с учетом передового зарубежного опыта;
обеспечение законных прав и интересов владельцев частной собственности, а также неприкосновенности частной собственности на рынках и в торговых комплексах.
14. Министерству инвестиций и внешней торговли (Умурзаков С., Кудратов Л., Вафаев Ш.) совместно с Агентством:
а) по пакетам акций (долям) предприятий и объектам недвижимости, реализуемым в соответствии с настоящим Указом:
реализовать комплекс мер по привлечению отечественных и международных инвесторов перед выставлением их на публичные торги;
совместно с Министерством иностранных дел на регулярной основе проводить встречи, диалоги и презентации ("Road Show") для привлечения потенциальных инвесторов;
организовать адресные работы для привлечения потенциальных иностранных инвесторов, имеющих передовой опыт, в предприятия с участием государства, указанные в приложении N 3 к настоящему Указу;
б) в срок до 1 февраля 2021 года на основе изучения передового зарубежного опыта внести в Кабинет Министров предложения о внедрении внешнего управления в деятельность специальных экономических зон, а также поэтапной их приватизации.
15. Агентству внести в Кабинет Министров:
совместно с Министерством иностранных дел, Министерством инвестиций и внешней торговли в срок до 1 июня 2021 года - предложения по эффективной эксплуатации находящихся за рубежом объектов государственного имущества Республики Узбекистан, включая их реализацию, передачу в аренду либо доверительное управление;
совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности и Министерством финансов, соответствующими министерствами, ведомствами и органами хозяйственного управления в трехмесячный срок после проведения полной инвентаризации непрофильных активов предприятий и коммерческих банков с преобладающей долей государства - предложения по их реализации через публичные торги.
16. Кабинету Министров в двухнедельный срок утвердить:
перечень предприятий с участием государства, реорганизуемых в учреждения;
перечень предприятий с участием государства, реорганизуемых в филиалы;
перечень предприятий, в которых сохраняется участие государства;
перечень неперспективных, бездействующих, убыточных и низкорентабельных предприятий с участием государства, в отношении которых инициируется процедура ликвидации или банкротства.
17. Агентству совместно с Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей обеспечить разработку и утверждение мер для обеспечения прозрачности процесса публичных торгов, проводимых на единой электронной торговой площадке "E-ijro auksion", полного исключения субъективного подхода и создания благоприятных условий для покупателей, предусматривающих:
в срок до 1 января 2021 года - утверждение единого порядка унификации торговых процедур на единой электронной торговой площадке и запуск на его основе усовершенствованного программного обеспечения, интегрированного с государственными органами;
начиная с 1 января 2021 года - оформление результатов всех аукционных торгов путем использования QR-кода;
проведение повторных аукционных торгов для реализации недвижимых объектов государственной собственности и государственной доли периодичностью один раз каждые 10 календарных дней;
прием предложений покупателей начиная с момента объявления лотов на аукционе.
18. Агентству совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций, Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством экономического развития и сокращения бедности в месячный срок утвердить и обеспечить реализацию медиаплана, направленного на широкую пропаганду и освещение сути и содержания настоящего Указа среди субъектов предпринимательства и населения.
19. Уполномоченному по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Президенте Республики Узбекистан (Бизнес-омбудсман) совместно с Генеральной прокуратурой обеспечить защиту прав и законных интересов инвесторов, приобретающих государственный пакет акций (доли), включая миноритарных акционеров, принимать строгие меры, установленные законодательством, при выявлении обстоятельств, препятствующих их участию в органах управления обществом.
в месячный срок внести на утверждение стратегию управления и реформирования предприятий с участием государства в 2020-2025 годах;
в срок до 1 декабря 2021 года разработать и внести в установленном порядке в Законодательную палату Олий Мажлиса проект закона Республики Узбекистан "Об управлении государственным имуществом" и в срок до 1 марта 2022 года - проект закона Республики Узбекистана "О приватизации";
в срок до 1 декабря 2023 года провести инвентаризацию актов законодательства о приватизации, утвердить обновленные положения о приватизации с их унификацией.
21. Агентству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
22. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 27.10.2020 г. N УП-6096
ПЕРЕЧЕНЬ
крупных государственных предприятий
и хозяйственных объединений,
подлежащих трансформации
N |
N |
ИНН |
Наименование |
Правовая форма |
Регион |
Государственная доля (%)
|
I |
Предприятия металлургической отрасли (1 единица)
|
|||||
1 |
1 |
201204514 |
АО "Навоийский ГМК"
|
АО |
Навоийская область |
100,0 |
II |
Предприятия нефтегазовой отрасли (3 единицы)
|
|||||
2 |
1 |
200837914 |
АО "Узбекнефтгаз"
|
АО |
г. Ташкент |
100,0 |
3 |
2 |
200626188 |
АО "Узтрансгаз"
|
АО |
г. Ташкент |
99,5 |
4 |
3 |
306605769 |
АО "Худудгазтаъминот"
|
АО |
г. Ташкент |
100,0 |
III |
Предприятия энергетической отрасли (4 единицы)
|
|||||
5 |
1 |
306347741 |
АО "Национальные электрические сети Узбекистана"
|
АО |
г. Ташкент |
100,0 |
6 |
2 |
306350099 |
АО "Региональные электрические сети"
|
АО |
г. Ташкент |
100,0 |
7 |
3 |
306349304 |
АО "Тепловые электрические станции"
|
АО |
г. Ташкент |
100,0 |
8 |
4 |
304952767 |
АО "Узбекгидроэнерго"
|
АО |
г. Ташкент |
100,0 |
IV |
Предприятия химической промышленности (2 единицы)
|
|||||
9 |
1 |
203621367 |
АО "Узкимёсаноат"
|
АО |
г. Ташкент |
100,0 |
10 |
2 |
200002933 |
АО "Навоийазот"
|
АО |
Навоийская область |
49,0 |
V |
Предприятия сферы информационных технологий и мобильной связи (2 единицы)
|
|||||
11 |
1 |
200833833 |
АО "Узбекистон почтаси"
|
АО |
г. Ташкент |
76,4 |
12 |
2 |
203366731 |
АО "Узбектелеком"
|
АО |
г. Ташкент |
94,8 |
VI |
Предприятия сферы геологии (12 единиц)
|
|||||
13 |
1 |
305418068 |
ГУП "Хисоргeология" |
ГУП |
Кашкадарьинская область
|
100,0 |
14 |
2 |
305413770 |
ГУП "Кизилкумгeология"
|
ГУП |
Навоийская область |
100,0 |
15 |
3 |
304935289 |
ГУП "Самаркандгeология" |
ГУП |
Самаркандская область
|
100,0 |
16 |
4 |
306769984 |
ГУП "Сурхонгеология" |
ГУП |
Сурхандарьинская область
|
100,0 |
17 |
5 |
201577724 |
АО "Узбeкгeофизика"
|
АО |
Ташкентская область |
82,2 |
18 |
6 |
201407625 |
ГУП "Уранкамёбмeтгeология"
|
ГУП |
г. Ташкент |
100,0 |
19 |
7 |
304930826 |
ГУП "Тошкeнтгeология"
|
ГУП |
г. Ташкент |
100,0 |
20 |
8 |
206849293 |
ГУП "Гeолтeхтаъминот"
|
ГУП |
г. Ташкент |
100,0 |
21 |
9 |
205174241 |
ГУП "Марказий лаборатория"
|
ГУП |
г. Ташкент |
100,0 |
22 |
10 |
201119453 |
ГУП "Гeобуртeхника"
|
ГУП |
г. Ташкент |
100,0 |
23 |
11 |
304558021 |
ГУП "Гeология-маркшeйдeрлик хизмати"
|
ГУП |
г. Ташкент |
100,0 |
24 |
12 |
305761387 |
ООО "Гeотeрeкалмаз"
|
ООО |
г. Ташкент |
49,0 |
VII |
Финансовые учреждения (1 единица)
|
|||||
25 |
1 |
201042345 |
АО "Узагросугурта"
|
АО |
г. Ташкент |
94,0 |
VIII |
Предприятия продовольственной сферы (1 единица)
|
|||||
26 |
1 |
201051421 |
АО "Уздонмахсулот"
|
АО |
г. Ташкент |
100,0 |
IX |
Предприятия машиностроительной и электротехнической отраслей (1 единица)
|
|||||
27 |
1 |
201053918 |
АО "Узавтосаноат"
|
АО |