ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2021 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 9 по 15 января 2021 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 9 по 15 января 2021 г.)


В образовательных учреждениях стартует проект "Шахматы в школе"

         

Создаются региональные экспортные штабы

        

За незаконное изъятие земель ввели новые санкции

        

Неприкосновенность депутатов, персональные данные и госзакупки

        

Надзорное производство отменено

         

Процедура экономического судопроизводства изменена

       

Определены уровни налогового риска налогоплательщиков

        

Гражданское судопроизводство - по новой процедуре

          

Как будут проводить налоговые проверки

        

Административные правонарушения будут рассматриваться

уголовными судами

         

Выплачивать зарплату судьям будут за счет Госбюджета

         

В Ташкенте открывается филиал Санкт-Петербургского госуниверситета

      

Бюджетникам, медикам и учителям - дополнительные выплаты

за работу в отдаленных районах

         

Утверждены меры по развитию сельского хозяйства в 3 районах

Наманганской области

       

Продлен срок подачи апелляции по административным делам

     

Институт им. К. Бехзода укрепят квалифицированными кадрами

         

Изменен порядок выдачи разрешений на пользование подземными водами

          

Агентству продвижения экспорта расширили функции

       

Женщинам окажут содействие в занятии бизнесом

        

Сотрудники махаллей смогут получить высшее образование



Президент Республики Узбекистан подписал Постановление от 14.01.2021 г. N ПП-4954 "О мерах по дальнейшему развитию и популяризации шахмат, а также совершенствованию системы подготовки шахматистов".


Им определены основные направления вывода на новый уровень развития шахмат в Узбекистане, в числе которых:

q реализация проекта "Шахматы в школе";

q повышение интереса детей и подростков к занятиям шахматами, их популяризация;

q дальнейшее развитие и приведение в соответствие с международными требованиями шахматной инфраструктуры, создание детско-юношеских шахматных школ;

q награждение денежными премиями победителей республиканских и международных соревнований и олимпиад по шахматам, международных гроссмейстеров, мастеров спорта международного класса, а также тренеров и судей, имеющих международные звания.

Начиная с 2021/2022 учебного года:

q расширяется практика организации пилотного обучения учащихся 150 средних общеобразовательных школ шахматам в соответствии с Постановлением Президента РУз от 09.08.2018 г. N ПП-3906 и осуществляется специализация на шахматах дополнительно 150 школ;

q организуется обучение шахматам учащихся 2-4 классов 1 000 средних общеобразовательных школ на конкурсной основе в рамках предмета "Физическая культура" на основе 18-часового плана;

q осуществляется обучение шахматам учащихся 2-4 классов всех остальных средних общеобразовательных школ в рамках предмета "Физическая культура";

q открывается направление образования по шахматам в Ферганском филиале Узбекского государственного университета физической культуры и спорта;

q устанавливаются отдельные квоты приема исходя из потребности в направлении образования шахматы, на основе рекомендации Федерации шахмат Узбекистана в других высших образовательных учреждениях.

Создаются:

q Ассоциация шахматных клубов Узбекистана;

q отдельное подразделение по шахматам в структуре Национальной паралимпийской ассоциации Узбекистана для поддержки шахматистов с ограниченными возможностями;

q Фонд популяризации и развития шахмат при Федерации шахмат Узбекистана без образования юрлица.

Постановлением утверждены:

q Государственная программа развития шахмат до 2025 года и "Дорожная карта" по ее реализации в 2021 году;

q Целевые показатели (индикаторы) развития шахмат до 2025 года;

q Перечень районов (городов) республики, в которых уделяется особое внимание развитию шахмат как дополнительного приоритетного вида спорта;

q План создания детско-юношеских шахматных школ в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте в 2022-2024 гг.;

q состав Республиканского совета по ускоренному развитию шахмат в Узбекистане;

q типовые составы региональных рабочих групп по ускоренному развитию шахмат в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте.

Также создается платформа онлайн-проведения соревнований и турниров (www.uzchess.uz) и единая электронная база об учащихся и студентах, учителях, тренерах и специалистах по шахматам. Соревнования и турниры посредством платформы проводятся в режиме онлайн, их победителям вручаются денежные вознаграждения за счет средств Фонда популяризации и развития шахмат.


Для справки:

- по инициативе Узбекистана и других стран 2 декабря 2019 года принята специальная резолюция Генеральной Ассамблеи ООН о развитии шахмат, в соответствии с которой 20 июля объявлено Всемирным днем шахмат;

- решением внеочередной отчетно-выборной конференции Федерации шахмат Узбекистана от 16 февраля 2019 года на базе Республиканской специализированной детско-юношеской спортивной школы по шахматам образована Международная шахматная академия. Она является основной учебно-методической и подготовительной базой по шахматам.


Начиная с 2021 года, ежегодно будут проводиться:

q в Ташкенте:

q Международный турнир по шахматам на приз Президента;

q Международный турнир, посвященный памяти первого международного гроссмейстера Узбекистана Г.Т. Агзамова;

q Международный турнир XVII чемпиона мира по шахматам Р.М. Касымжанова;

q в Самарканде:

q Международный турнир по шахматам "Кубок Сахибкирана";

q в Хиве:

q Международный турнир по шахматам "Аль-Беруни";

q в Бухаре, Термезе и Хиве:

q "Неделя туризма и шахмат".


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 14.01.2021 г. N ПП-4949 "О мерах по реализации экспортного потенциала Республики Узбекистан на 2021 год".


В целях восстановления и дальнейшего расширения экспортного потенциала республики в 2021 году создаются постоянно действующие региональные экспортные штабы. Они будут расположены в территориальных подразделениях Мининвествнешторга.

Правительственной комиссии по вопросам развития экспорта и инвестиций поручено в декадный срок обеспечить их полноценное функционирование, предусмотрев механизм "горизонтального и вертикального взаимодействия" причастных министерств, ведомств, коммерческих банков и органов госуправления на местах в оказании содействия организациям-экспортерам по принципу "от производства - до иностранного потребителя".

С 1 апреля 2021 года 50% расходов отечественных организаций-экспортеров за рубежом, связанных с открытием и содержанием торговых домов, арендой офисных, торговых и складских помещений, а также организацией рекламных кампаний, будет компенсироваться за счет средств Агентства продвижения экспорта при Мининвествнешторга.

Документом принимается к сведению, что в 2021 году из Фонда по поддержке экспорта предусмотрено выделение $100 млн для организаций-экспортеров на закупку сырья и производство экспортоориентированной продукции. В связи с чем, Мининвествнешторгу поручено обеспечить с 1 февраля 2021 года выделение для организаций-экспортеров предэкспортного финансирования.

Правительственной комиссии по вопросам развития экспорта и инвестиций передаются функции и полномочия постоянно действующей республиканской рабочей группы по сокращению дебиторской и кредиторской задолженности по внешнеторговым договорам, образованной Постановлением Кабинета Министров РУз от 06.06.2019 г. N 464.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Закон от 14.01.2021 г. N ЗРУ-667 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с усилением ответственности за незаконное изъятие земельных участков".


КоАО дополнен статьей 200-2 "Незаконное изъятие земельного участка". Она предусматривает штраф за незаконное изъятие земельного участка с должностных лиц от 100 до 150 БРВ. То же правонарушение, повлекшее снос зданий, иных строений, сооружений или насаждений либо их частей на изымаемом земельном участке, без предварительного и полного возмещения их рыночной стоимости, а также убытков, причиненных его собственнику в связи с таким изъятием, причинившее небольшой ущерб, влечет наложение штрафа на должностных лиц от 150 до 200 БРВ. Под небольшим ущербом понимается размер в пределах от 30 до 100 БРВ.

При этом из КоАО исключена статья 241-11 "Нарушение порядка сноса недвижимого имущества".

Теперь административным судам подведомственны также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 200-2 КоАО.

УК также дополнен статьей 229-5 "Незаконное изъятие земельного участка". Согласно части первой данной статьи незаконное изъятие земельного участка, совершенное после применения административного взыскания за такие же действия, наказывается штрафом от 200 до 250 БРВ или обязательными общественными работами от 300 до 360 часов либо исправительными работами до 2 лет.

В части второй статьи указаны обстоятельства, отягчающие ответственность. Это - незаконное изъятие земельного участка, повлекшее снос зданий, строений, сооружений или насаждений либо их частей на изымаемом земельном участке, без предварительного и полного возмещения их рыночной стоимости, а также убытков, причиненных его собственнику в связи с таким изъятием. Такое правонарушение, совершенное после применения административного взыскания за такие же действия, или с причинением значительного ущерба - наказывается:

q штрафом от 250 до 300 БРВ;

q или обязательными общественными работами от 360 до 480 часов;

q или исправительными работами от 2 до 3 лет;

q либо ограничением свободы от 1 года до 3 лет;

q или лишением свободы до 3 лет с лишением определенного права.

В части третьей статьи предусмотрено, что те же действия, совершенные с причинением крупного ущерба, наказываются штрафом от 300 до 500 БРВ или ограничением свободы от 3 до 5 лет либо лишением свободы от 3 до 5 лет с лишением определенного права.

Согласно части четвертой статьи, те же действия, совершенные общеопасным способом или с причинением особо крупного ущерба наказываются лишением свободы от 5 до 8 лет с лишением определенного права.

В часть вторую статьи 345 УПК включена статья 229-5. Теперь предварительное следствие обязательно также по уголовным делам, связанным с незаконным изъятием земельного участка.


* * *



Принят Закон Республики Узбекистан от 14.01.2021 г. N ЗРУ-666, которым внесены изменения и дополнения в следующие НПА.


Во-первых, на применение меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста по отношению к депутату областного, Ташкентского городского, районного и городского Кенгаша народных депутатов раньше нужно было получить согласие у Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, соответствующего Кенгаша народных депутатов или их руководителей, то теперь согласие получается только у Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, соответствующего Кенгаша народных депутатов (пункт 3 статьи 239 УПК).

Во-вторых, КоАО дополнен статьями об ответственности, наступающей за:

q нарушение законодательства о госзакупках (статья 175-8). Вступает в силу 14.04.2021 г.;

q невыполнение обязательных к исполнению представлений органов юстиции (статья 198-4);

q невыполнение представлений органов Агентства по управлению госактивами о внесении сведений об объектах госимущества (статья 215-6).

Исключена санкция по несоблюдению гражданами и должностными лицами установленного таможенным органом срока доставки товаров, транспортных средств и документов на них (часть 5 статьи 227-4). Также ответственность за невывоз в установленный срок за пределы таможенной территории Узбекистана ранее ввезенного транспортного средства не наступает, если лицо оплатит соответствующий сбор в течение 1 рабочего дня (часть 6 статьи 227-16). Предусмотрены и другие изменения.

В-третьих, закреплена обязанность по проведению обязательной правовой экспертизы и постановке на учет в Минюсте:

q фитосанитарных требований (статья 4 Закона "О карантине растений");

q нормативных документов в области технического регулирования органов госуправления, за исключением общих техрегламентов (статья 10-1 Закона "О техническом регулировании");

q санитарных правил, норм и гигиенических нормативов (статья 5 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Включение правовых норм в нормативные документы в области технического регулирования, за исключением общих техрегламентов, не допускается. Постановка на учет документов в Минюсте осуществляется после получения положительного заключения.

В-четвертых, пополнен перечень контрольных полномочий и вопросов, решаемых Сенатом Олий Мажлиса (статьи 30-2, 32-9, 32-10 Закона "О регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан"):

q рассмотрение вопроса об отмене решений областных, районных, городских Кенгашей народных депутатов;

q заслушивание отчетов глав диппредставительств Узбекистана в иностранных государствах по вопросам их деятельности;

q рассмотрение вопросов о ходе исполнения госбюджета.

В-пятых, внесены изменения в статьи 10, 16 Закона "О рынке ценных бумаг". Теперь сбор за госрегистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг и сбор при совершении сделок с эмиссионными ценными бумагами на фондовой бирже уплачиваются в Фонд содействия развитию рынка капитала при Агентстве по развитию рынка капитала (ранее - в республиканский и госбюджет соответственно). 

В-шестых, в Закон "О персональных данных" включена статья 27-1 об особых условиях обработки персональных данных граждан Узбекистана. Вступает в силу 14.04.2021 г.

В-седьмых, от уплаты госпошлины по искам и заявлениям, вносимым на рассмотрение экономических, административных судов и судов по гражданским делам, освобождены Центр по организации эффективного использования пустующих объектов при Агентстве по управлению госактивами и его территориальные органы (пункт 30 части 1 статьи 8; пункт 10 части 1 статьи 9; пункт 10-2 части 1 статьи 10 Закона "О государственной пошлине"). Предусмотрены и другие изменения.

Внесены изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Республики Узбекистан и в Законы:

q "О государственной власти на местах";

q "О парламентском контроле";

q "О статусе депутата областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов";

q в Конституционный Закон "О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан".


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Закон от 12.01.2021 г. N ЗРУ-664 "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с усовершенствованием института пересмотра судебных решений по уголовным делам".


Согласно внесенным изменениям отменяется надзорное производство.

Правосудие по уголовным делам в республике осуществляют:

q Верховный суд;

q Суд Республики Каракалпакстан (ранее - Суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам);

q областные суды;

q Ташкентский городской суд (ранее - по уголовным делам);

q районные (городские) суды по уголовным делам;

q военные суды.

Разбирательство уголовного дела в суде производится только в отношении обвиняемых и лишь по предъявленному обвинению (ранее в целях установления истины и в отношении других лиц, не привлеченных в качестве обвиняемых к участию в деле).

Вынесенный приговор может быть обжалован в апелляционном порядке (ранее по выбору в апелляционном или кассационном порядке).

В апелляционном порядке могут быть обжалованы и опротестованы не вступившие в законную силу приговоры:

1) районных (городских) судов по уголовным делам - в Суд Республики Каракалпакстан, областные, Ташкентский городской суд;

2) территориальных военных судов - в Военный суд;

3) Суда Республики Каракалпакстан, областного, Ташкентского городского суда, Военного суда - в Верховный суд;

4) Верховного суда - в Судебную коллегию по уголовным делам данного суда.

(Ранее апелляционные жалобы и протесты на приговоры Верховного суда, Суда Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областных и Ташкентского городского судов по уголовным делам, а также на приговоры Военного суда рассматривались этими же судами).

Установлено, что апелляционные жалобы и протесты на приговор суда I инстанции подаются в течение 20 суток со дня провозглашения приговора (ранее - в течение 10 суток).

Увеличены сроки принесения частной жалобы или частного протеста на определение суда I инстанции с 10 до 20 дней со дня их вынесения лицами, предусмотренные в статье 497-2 УПК.

В кассационном порядке могут быть пересмотрены приговоры, определения суда I инстанции, рассмотренные в апелляционном порядке, а также приговоры, определения суда апелляционной инстанции (ранее в кассационном порядке рассматривались приговор и определение суда, вступившие в законную силу, если дело не рассматривалось в апелляционном порядке).

Кассационная жалоба, протест подаются непосредственно в суд кассационной инстанции - Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда. (Ранее в кассационном порядке могли быть обжалованы и опротестованы вступившие в законную силу приговоры:

1) районных (городских) судов по уголовным делам - в Суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областные и Ташкентский городской суды по уголовным делам; 

2) Суда Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областных и Ташкентского городского судов по уголовным делам - в судебные коллегии тех же судов;

3) Верховного суда - в судебную коллегию того же суда;

4) территориальных военных судов - в Военный суд, а приговор Военного суда - в судебную коллегию того же суда).

Введена норма о повторном рассмотрении дела в суде кассационной инстанции (статья 509-12 УПК) по кассационному протесту председателя Верховного суда, Генерального прокурора и их замов, внесенному по основаниям, предусмотренным статьей 497-19 УПК.

Повторное рассмотрение уголовного дела в суде кассационной инстанции осуществляется в составе 5 судей Верховного суда, ранее не участвовавших в рассмотрении данного дела.

Наряду с этим в УПК внесен ряд изменений и дополнений, устанавливающих правила возобновления производства по уголовному делу ввиду вновь открывшихся обстоятельств. Этим правом может воспользоваться не только прокурор, как это предусматривалось ранее, но и остальные участники уголовного процесса. Вопрос о возобновлении производства по делу ввиду вновь открывшихся обстоятельств рассматривается Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда.

Конкретизирован также порядок вступления в силу и исполнения судебных решений по уголовным делам.

Законом внесены другие изменения и дополнения.


* * *



Принят Закон Республики Узбекистан от 12.01.2021 г. N ЗРУ-663 "О внесении изменений и дополнений в Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений".


В экономическом судопроизводстве упразднен надзорный порядок по пересмотру судебных актов (глава 36).

Теперь экономическому суду также подведомственны дела по инвестиционным спорам, дела о конкуренции (подпункты 5-1, 5-2 части 1 статьи 25). Определены споры, относящиеся к инвестиционным, и споры по делам о конкуренции (статьи 30-1, 30-2). Дела данной категории могут рассматриваться непосредственно Верховным судом, по желанию крупного инвестора по инвестиционным спорам, сторон по делам о конкуренции (статья 32).

Исключено право прокурора участвовать в судебных заседаниях по всем делам. В частности, прокурор по собственной инициативе не может участвовать в разбирательстве дела, возбужденного по заявлению других лиц (статья 49).

Закреплено право Уполномоченного при Президенте по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства подавать апелляционную жалобу на решение суда I инстанции, не вступившее в законную силу, за исключением экономических споров, возникающих между субъектами предпринимательства, а также споров, не связанных с предпринимательской деятельностью (статья 259).

Более обширно расписан порядок рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (части 5 - 13 статьи 274).

Введено понятие "Повторное рассмотрение дела в кассационном порядке". Оно производится коллегиально в составе 5 судей (часть 3 статьи 16; статья 305-1). Продлен срок подачи кассационной жалобы до 1 года (ранее - в течение 1 месяца). Определены дополнительные документы, прилагаемые к кассационной жалобе (статья 288). Кассационная жалоба подается в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда (ранее подавалась в суд, принявший решение). В главу "Производство в суде кассационной инстанции" включена статья "Истребование дела" (статья 288-1). Также расширен список оснований для отказа в принятии к производству кассационной жалобы (статья 291). Исключено право суда кассационной инстанции исследовать новые доказательства и устанавливать новые факты (ранее - имел право).

Включены основания, в соответствии с которыми заявления, поданные по истечении 3 лет с момента вступления в законную силу судебного акта, подлежат рассмотрению (пункты 2 - 4 статьи 327).

Закон содержит другие изменения и дополнения.


* * *



В целях сокращения уровня теневой экономики и повышения эффективности деятельности налоговых органов Кабинетом Министров РУз принято Положение о порядке управления налоговыми рисками и выявлении налогоплательщиков (налоговых агентов), относящихся к категории повышенного риска (Приложение N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 07.01.2021 г. N 1).


Положение устанавливает порядок сегментации налогоплательщиков в зависимости от уровня налогового риска, критерии его определения, проведения оценки и анализа налогового риска, а также осуществление управления налоговыми рисками.

Источниками информации для анализа налогового риска являются:

q налоговые и финансовые отчеты, представленные налогоплательщиками, а также информация, отраженная в карточках лицевых счетов налогоплательщиков;

q сведения, представленные в налоговые органы госорганами, учреждениями и организациями;

q информация, предоставленная компетентными органами зарубежных стран в рамках соглашений о взаимном обмене информацией;

q информация, полученная из СМИ;

q информация из материалов налоговых проверок;

q сведения о налоговых правонарушениях, выявленных судом и правоохранительными органами (приговор, постановление, определение, решение и др.);

q обращения физических и юридических лиц по фактам налоговых правонарушений;

q данные, полученные от органов статистики;

q информация, полученная из других источников, не запрещенных законодательством.

Критерии определения уровня налогового риска являются конфиденциальной информацией, за исключением следующего:

q налоговая нагрузка, определяемая по формуле, в зависимости от вида деятельности;

q многократные изменения (3 и более раза за один отчетный период) и дополнения в ранее поданные налоговые отчеты;

q отражение убытков за несколько налоговых периодов (2 и более) в налоговой отчетности;

q изменение в течение налогового периода налогоплательщиком своего местонахождения (2 и более раза), а также его последующая перерегистрация;

q сделки (операции), заключенные с лицами, у которых аннулировано (исключено из перечня) свидетельство плательщика НДС, а также с ликвидируемыми, бездействующими лицами, лицами-банкротами;

q низкий уровень показателя рентабельности, определяемый как соотношение чистой прибыли к расходам;

q несоответствие информации о сделках по НДС, представленных налогоплательщиком, данным в налоговой отчетности, представленной другим налогоплательщиком по этим операциям;

q представление в течение нескольких лет налоговой отчетности, в которой показатели оборота налогоплательщика составляют менее 1 млрд сумов;

q результаты проведенных налоговых проверок.

Показатели средней налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, а также информация о критериях уровня налогового риска (по неконфиденциальным критериям) публикуются ежегодно на официальном сайте ГНК.

Налогоплательщики вправе направить в налоговые органы разъяснения по критериям уровня налогового риска через личный кабинет налогоплательщика, которые могут быть учтены при применении системы управления налоговым риском и при его корректировке.

Уровень налогового риска определяется на основании критериев и рассчитывается по утвержденной формуле. Уровню налогового риска присваиваются баллы от 1 до 100, где,

q от 81% до 100% - высокий риск;

q от 30% до 80% - средний риск;

q от 1 % до 29 % - низкий риск.

При этом балльная оценка определяется ГНК в зависимости от сегментации налогоплательщиков по видам экономической деятельности и суммы дохода, полученного за налоговый период.

Налогоплательщикам с высоким уровнем налогового риска назначается налоговый аудит, к остальным применяются другие меры налогового администрирования.

Уровень налогового риска определяется 1 раз в 6 месяцев на основании системы управления налоговыми рисками.

По отношению к налогоплательщикам, не имеющим высокий уровень налогового риска, в случае неуплаты ими налоговой задолженности более 30 календарных дней уровень налогового риска определяется 1 раз в квартал.

Положение также содержит критерии оценки уровня риска налогоплательщиков в сфере строительства.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Закон от 12.01.2021 г. N ЗРУ-661 "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института пересмотра судебный решений".


Судья, рассматривавший дело в суде I инстанции может рассматривать это дело повторно, если решение суда отменено судом апелляционной или кассационной инстанции в случае рассмотрения дел по вновь открывшимся обстоятельствам, а также пересмотра решения, принятого в порядке заочного производства.

Прокурор вправе участвовать в разбирательстве гражданского дела только в случаях, когда это предусмотрено законом, а также по делам, возбужденным по заявлению прокурора (ранее участие прокурора было обязательно в случаях, когда это предусмотрено законом или когда необходимость его участия в данном деле была признана судом, а также по делам, возбужденным по заявлению прокурора).

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке также и Уполномоченным при Президенте по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Апелляционные жалобы (протесты) рассматриваются:

1) Судебной коллегией по гражданским делам Суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов - на решения, определения, постановления соответствующих межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам;

2) Военным судом - на решения, определения, постановления территориальных военных судов;

3) Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда - на решения, определения, постановления Суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов, Военного суда, а также Верховного суда, принятые по первой инстанции.

(Ранее апелляционные жалобы (протесты) рассматривались:

1) судом Республики Каракалпакстан по гражданским делам, областными и Ташкентским городским судами по гражданским делам - на решения, определения, постановления соответствующих межрайонных, районных (городских) судов по гражданским делам, на решения, определения, постановления суда Республики Каракалпакстан по гражданским делам, областных и Ташкентского городского судов по гражданским делам;

2) Военным судом - на решения, определения, постановления территориальных военных судов и Военного суда;

3) Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда - на решения, определения, постановления Верховного суда Республики Узбекистан).

Апелляционная жалоба (протест) может быть подана в течение месяца (ранее - в течение 20 дней) со дня принятия судом решения.

В исключительных случаях срок рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) в суде апелляционной инстанции может быть продлен судебной коллегией, рассматривающей дело, но не более чем на один месяц (ранее - не более чем на 10 дней).

ГПК дополнен статьей 399-1 "Основания к отмене или изменению судебного акта", к числу которых относятся:

q неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;

q недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд считал установленными;

q несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела;

q нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Не может быть отменено правильное по существу решение, определение, постановление суда по одним лишь формальным основаниям.

В статьях 399-2, 399-3 определены виды нарушений или неправильного применения норм материального процессуального права.

Кассационная жалоба может быть подана на решение, определение, постановление суда I инстанции, рассмотренное в апелляционном порядке, и определение суда апелляционной инстанции (ранее на вступившее в законную силу решение суда, не рассмотренное в апелляционном порядке).

Кассационная жалоба (протест) на решение, определение, постановление суда I инстанции и определение суда апелляционной инстанции рассматривается Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда.

Кассационная жалоба (протест) может быть подана в течение года со дня принятия определения суда апелляционной инстанции (ранее - в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу).

Кассационная жалоба (протест) рассматривается в срок, не превышающий месяц со дня вынесения определения о назначении для рассмотрения в судебном разбирательстве. В исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен не более чем на месяц (ранее - не более чем на 20 дней).

Введена также норма о повторном рассмотрении дела в кассационном порядке - производится коллегиально в составе 5 судей.

Лица, указанные в статье 403 ГПК, вправе обратиться с заявлением о внесении протеста о повторном рассмотрении дела в кассационном порядке председателю Верховного суда, Генеральному прокурору или их замам. Заявление о внесении протеста о повторном рассмотрении дела в кассационном порядке может быть подано в течение срока подачи кассационной жалобы (протеста), а в случае истечения указанного срока - в течение месяца со дня вынесения определения.

Повторное рассмотрение дела в кассационном порядке осуществляется на общих основаниях.

Также отменяется надзорное производство (глава 46).

Законом внесены другие изменения и дополнения.


* * *



Как будут проводить налоговые проверки? Положение утверждено Постановлением Кабинета Министров РУз от 07.01.2021 г. N 1. Ранее положения о проведении налоговых проверок утверждались Постановлениями ГНК.


Документ устанавливает проведение следующих видов налоговых проверок:

q камеральная налоговая проверка;

q выездная налоговая проверка;

q налоговый аудит.


Права налогоплательщиков при проведении проверок:

q не выполнять требования представителей налоговых органов, не связанных с проверкой;

q участвовать в налоговых проверках лично или через своего представителя;

q давать разъяснения проверяющим налоговым органам, связанные с вопросами исполнения налогового законодательства;

q не подавать в налоговый орган истребуемые документы (их копии), представленные во время предыдущих камеральных или выездных налоговых проверок или в ходе налогового мониторинга;

q заявить отвод эксперту и просить о назначении выбранного им эксперта;

q присутствовать при производстве экспертизы с разрешения должностного лица налогового органа и давать объяснения эксперту, знакомиться с его заключением;

q знакомиться с материалами налоговой проверки и получить акт по ней;

q обжаловать неправомерные действия должностных лиц налоговых органов;

q представить заключение организации налоговых консультантов в качестве обоснования несоответствия, указанного в заявлении по результатам камеральной налоговой проверки.


Налогоплательщик вправе не допускать налоговых инспекторов на территорию и в места для проведения выездных налоговых проверок или налогового аудита в следующих случаях:

q если приказ о проведении выездной налоговой проверки не был соответствующе оформлен и копия приказа не выдана налогоплательщику, кроме случаев, когда налогоплательщик отказывается ее получить;

q если в приказе о назначении проверки не указан проверяющий инспектор, инспектор не предоставил служебное удостоверение;

q если сроки проведения проверок истекли или не начались.


Некоторые обязанности налогоплательщиков при проведении проверок:

q предоставить бумажные копии документов, оформленных в электронном виде, за исключением электронных счетов-фактур, зарегистрированных в информационной системе электронных счетов-фактур, по требованию должностного лица, проводящего проверку; 

q предоставить уточненный налоговый отчет по соответствующим налогам или документы, подтверждающие основания выявленных различий в течение 10 дней со дня получения требования по результатам камеральной проверки.



Камеральная проверка


Основания для проведения:

q наличие риска нарушения налогового законодательства, выявленного на основании системы управления налоговыми рисками;

q выявление неточностей или ошибок в поданной налогоплательщиком налоговой отчетности;

q поступление в налоговый орган жалоб физических и юридических лиц о нарушениях требований налогового законодательства;

q сдача уточняющей налоговой отчетности об уменьшении суммы подлежащего уплате налога или увеличении суммы убытков, указанных в ранее поданной налоговой отчетности.

Продолжительность проведения камеральной проверки не должна превышать 60 дней. Проверка проводится на основании приказа. Проверяющий запрашивает документы согласно утвержденному Положением запросу. В свою очередь, налогоплательщик в течение 5 дней с момента получения запроса должен предоставить документы (срок может быть увеличен по заявлению налогоплательщика). Документы предоставляются в виде заверенных копий. По результатам проверки составляется заключение.


Требование по результатам проверки.

Налоговый орган в течение 2 дней отправляет налогоплательщику требование об устранении неточностей или ошибок в налоговой отчетности.

Налогоплательщик в свою очередь в течение 10 дней должен предоставить уточняющую налоговую отчетность с подтверждающими документами. Документы рассматриваются налоговым органом в течение 15 дней.

В случае выявления налоговых правонарушений составляется соответствующий акт.

Камеральная проверка по взысканию НДС определяется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РУз от 14.08.2020 г. N 489.

Решение налогового органа по результатам камеральной проверки может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган или суд.



Выездная проверка


Основания для проведения:

q наличие риска нарушения налогового законодательства, выявленного через систему управления налоговыми рисками;

q обращения физических или юридических лиц о нарушениях налогового или валютного законодательства, в том числе о случаях необоснованного завышения цен на товары и услуги, незаконной предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров легковыми автомобилями;

q опубликование информации о налоговых и валютных нарушениях в СМИ;

q необходимость получения дополнительной информации для объективного проведения камеральной проверки;

q непредставление налогоплательщиком документов или информации по запросу налоговых органов по результатам проведения мониторинга по валютным операциям;

q поступление информации, указывающей на налоговые и валютные нарушения, от судебных, правоохранительных органов, а также других госорганов и организаций.

Продолжительность проведения выездной проверки не должна превышать 10 дней. Проводится на основании приказа.

Выездная проверка по соблюдению налогоплательщиками правил торговли и оказания услуг, включая использование кассовых аппаратов и платежных терминалов, осуществляется через АИС "Soliq hamkor" ГНК.


В рамках проведения выездной проверки:

q осуществляется налоговый контроль по учету объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;

q проводится хронометражное обследование;

q проверяется правильность использования кассовых аппаратов и платежных терминалов, в том числе через контрольную закупку;

q проверяется соответствие фактической численности работников налогоплательщиков - юридических лиц и численности работников, отраженной в налоговой отчетности;

q проверяется соблюдение налогового законодательства на рынках, торговых центрах и прилегающих к ним стоянках автотранспортных средств;

q оценивается соблюдение правил торговли и услуг;

q изучается количество полезных ископаемых, фактически добытых недропользователями;

q проводится оценка своевременности выполнения платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов банками;

q проверяется соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства о валютном регулировании;

q осуществляется контроль проведения инвентаризации активов и обязательств налогоплательщика;

q проводится выемка документов и предметов.

По результатам выездной проверки составляется акт в 2 экземплярах. Копия акта выездной проверки вручается налогоплательщику после ознакомления с актом и подписания его с указанием даты получения.



Налоговый аудит


Проводится в следующих случаях:

q принадлежность налогоплательщика к категории высокой степени риска налогового нарушения;

q непредставление уточняющей налоговой отчетности, в том числе подтверждающих документов по результатам камеральной налоговой проверки;

q в отношении добровольно ликвидируемых юрлиц (кроме налогоплательщиков, имеющих заключение налоговых консультантов по налогам);

q в рамках проверки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков по уголовным делам;

q в отношении прекративших деятельность ИП, кроме уплачивающих налог на доходы физических лиц в фиксированном размере.

Уведомление о проведении налогового аудита направляется налогоплательщику не менее чем за 30 календарных дней до начала налогового аудита. При наличии признаков уклонения от уплаты налогов налоговый орган вправе без предварительного уведомления налогоплательщика инициировать налоговую проверку по согласованию с ГНК.

Срок налогового аудита составляет 30 дней, однако он может быть продлен до 6 месяцев.


В ходе проведения налогового аудита:

q проводится осмотр территорий и помещений;

q запрашиваются необходимые для проверки документы, в том числе документы и сведения у третьих лиц;

q проводится истребование документов и предметов;

q проводится инвентаризация имущества налогоплательщика.

По результатам налогового аудита составляется акт в 3 экземплярах. Копия акта представляется налогоплательщику в течение 3 рабочих дней после завершения налогового аудита.

Подпись налогоплательщика на акте не свидетельствует о его согласии с результатами налоговой проверки. Налогоплательщик имеет право в течение 10 дней предоставить свои письменные возражения по результатам налогового аудита с приложением подтверждающих документов.

Камеральная проверка и налоговый аудит осуществляются с уведомлением Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Президенте, за исключением проверок физлиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без госрегистрации.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Закон от 12.01.2021 г. N ЗРУ-665 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений".


Законом внесены следующие основные изменения и дополнения в КоАО:

q теперь дела об административных правонарушениях будут рассматриваться уголовными судами;

q граждане вправе получить копию протокола рассмотрения дела об административном правонарушении, а также аудио- или видеозаписи судебного заседания за свой счет;

q постановление по делу об административном правонарушении также может быть обжаловано органом, составившим протокол об административном правонарушении.

Кроме того, упраздняется рассмотрение дел об административных правонарушениях в порядке надзора, внедряется апелляционная инстанция.

Жалоба (протест) на постановление суда по делу об административном правонарушении вместе с делом подлежат направлению в суд апелляционной инстанции в течение 3 суток.

Апелляционная жалоба (протест) на постановление суда первой инстанции по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению судом апелляционной инстанции в течение 15 суток со дня ее поступления со всеми материалами дела.

Установлено, что основаниями к изменению или отмене судебного акта в кассационном порядке являются незаконность, необоснованность и несправедливость судебного акта.

Суд кассационной инстанции рассматривает дело об административном правонарушении в кассационном порядке повторно по протесту председателя Верховного суда, Генерального прокурора или их заместителей.

Согласно части первой статьи 315 постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган (должностному лицу) или в районный (городской) суд по уголовным делам, а постановление районного (городского) суда по уголовным делам - в суд апелляционной инстанции. Постановление экономического суда может быть обжаловано в порядке, установленном Экономическим процессуальным кодексом, а суда по гражданским делам - в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом.

Законом внесены другие изменения и дополнения в КоАО.


* * *



Принят Указ Президента РУз от 13.01.2021 г. N УП-6134 "О мерах по коренному совершенствованию системы финансирования деятельности судебных органов".


В настоящее время более 70% расходов на оплату труда судей, работников аппарата судов и органов судейского сообщества производится за счет средств Фонда развития органов судебной власти. Данный порядок не соответствует международным стандартам обеспечения подлинной независимости судей и не предоставляет возможность формирования прочной материально-технической базы судебной системы в соответствии с современными требованиями.

Для совершенствования системы финансирования деятельности судебных органов и усиления социальной защиты судей, начиная с 2021 года, финансирование зарплаты и дополнительных выплат судьям и работникам Конституционного суда, Высшего судейского совета, Верховного суда, нижестоящих судов, Высшей школы судей и их аппарата, работникам Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде и его территориальных отделов осуществляется полностью за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.

До 1 октября 2021 года производятся за счет средств Фонда развития органов судебной власти, с 1 октября 2021 года - за счет средств республиканского бюджета Республики Узбекистан следующие выплаты:

q надбавки за выслугу лет - судьям судов, Высшего судейского совета и работникам их аппарата, работникам Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде и его территориальных отделов;

q доплата за квалификационный класс и классный чин - судьям Верховного суда, Высшего судейского совета и работникам их аппарата, работникам Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде и его территориальных отделов.

Указом утверждены разряды оплаты труда по тарифной сетке судей, работников аппарата судов, работников Высшего судейского совета, а также Высшей школы судей, Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде и его территориальных отделов.

Министерству финансов поручено по обоснованным расчетам Верховного суда и Высшего судейского совета внести в параметры расходов Государственного бюджета на 2021 год соответствующие изменения, вытекающие из Указа.


* * *



В целях подготовки высококвалифицированных кадров и расширения международного сотрудничества в сфере высшего образования Постановлением Президента РУз от 12.01.2021 г. N ПП-4942 образован филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" в городе Ташкенте.


Определены основные направления деятельности Филиала:

q подготовка, переподготовка и повышение квалификации высококвалифицированных кадров по таким направлениям и специальностям, как филология восточных языков, страноведение и экономика зарубежных стран, биомедицина, точные науки;

q разработка и внедрение современных образовательных программ и форм обучения, применение передовых педагогических и информационных технологий, новейших достижений науки и техники в учебном процессе, развитие учебно-педагогического потенциала;

q внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс, разработка и внедрение на практике электронных образовательных ресурсов;

q проведение фундаментальных, прикладных научных и инновационных исследований и другие.

Филиал является обособленным структурным подразделением Университета и осуществляет подготовку кадров по дневной, в дальнейшем - по заочной и другим формам обучения.

Установлено, что Филиал:

q начинает образовательную деятельность с 2021/2022 учебного года;

q осуществляет прием абитуриентов и проводит аттестацию выпускников в соответствии с требованиями, порядком и сроками, устанавливаемыми Университетом по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования;

q выдает выпускникам диплом Университета установленного образца, признаваемый документом о высшем образовании в Республике Узбекистан;

q осуществляет деятельность в соответствии с законодательством Узбекистана и Российской Федерации.

Источниками финансирования деятельности Филиала являются:

q средства Госбюджета, выделяемые Министерству высшего и среднего специального образования для обучения студентов на основе государственного гранта, но не более 30% общего числа студентов, принятых на учебу в Филиал;

q средства, поступающие от обучения студентов на платно-контрактной основе;

q благотворительные пожертвования юридических и физических лиц;

q гранты международных финансовых институтов и зарубежных организаций;

q иные источники, не запрещенные законодательством.

Параметры приема утверждаются Филиалом по согласованию с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством финансов, Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством здравоохранения и Университетом с учетом реальной потребности в кадрах заинтересованных министерств и ведомств.

Прием студентов на учебу в Филиал проводится на основе государственного гранта и платного контракта. При этом выпускники Филиала, прошедшие обучение на основе государственного гранта, распределяются в госорганы и организации Узбекистана с условием обязательной отработки не менее 3 лет.

Документом предусмотрено освободить Филиал до 1 января 2024 года от таможенных платежей (за исключением НДС и сборов за таможенное оформление) за учебное и научно-лабораторное оборудование, компьютерную технику и т.д., не производимые в Узбекистане, ввозимые для реконструкции, капитального ремонта, оснащения и обеспечения деятельности Филиала по перечням, формируемым в установленном порядке.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Постановление от 11.01.2021 г. N ПП-4940 "О мерах по привлечению квалифицированных специалистов в бюджетные организации, расположенные в отдаленных районах".


Согласно документу, с 1 января 2021 года в отдаленных и труднодоступных районах:

q специалистам с высшим образованием, принятым на работу в бюджетные организации (далее - специалисты), выплачиваются:

- единовременная первоначальная денежная помощь в размере 50 БРВ;

- ежемесячная денежная компенсация в размере 2 БРВ за аренду жилья;

q медработникам, проживающим в других регионах и окончившим медицинские вузы в течение последних 3 лет, принятым на работу в пункты семейного врача и семейные поликлиники (далее - медработники), выплачивается единовременная первоначальная денежная помощь в размере 30 млн сумов. Работникам, не имеющим жилья, предоставляется служебное помещение на 3 года или выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 2 БРВ.

Под отдаленными и труднодоступными районами понимаются территории, утвержденные Постановлением Кабинета Министров РУз от 07.06.2019 г. N 471, где расположены средние общеобразовательные учреждения, перешедшим на работу в которые педагогическим работникам устанавливается специальная надбавка.

Указанные льготы распространяются на выпускников вузов, принятых на работу, в течение 3 лет после окончания бакалавриата или магистратуры (независимо от формы обучения).

Первоначальная денежная помощь и ежемесячная денежная компенсация не включаются в совокупный доход налогоплательщиков и не являются объектами налогообложения НДФЛ.

Ежемесячная денежная компенсация выплачивается в течение 36 месяцев с месяца приема на работу. Она назначается на основании заявления работника приказом руководителя соответствующей бюджетной организации с указанием ее размера и выплачивается вместе с зарплатой. Если сумма фактических затрат на аренду жилья меньше 2-кратного размера БРВ, размер ежемесячной компенсации уменьшается соответственно на сумму фактических затрат. При переводе из одной бюджетной организации или медучреждения, расположенных в отдаленной местности, в другую соответствующую организацию выплата ежемесячной компенсации продолжается до истечения установленного срока. В случае приобретения жилья либо предоставления служебного помещения, а также прекращения трудового договора ее выплата приостанавливается.

При прекращении специалистами или медработниками деятельности до истечения 36 месяцев первоначальная денежная помощь подлежит возврату в бюджет в полном объеме. Исключение составляют случаи прекращения трудового договора по не зависящим от них обстоятельствам (смерть работника, признание его лицом с инвалидностью, прекращение деятельности бюджетной организации, а также по обстоятельствам, приведенным в статье 106 ТК).

С 1 марта 2021 года учителям и педагогам, имеющим высшую и первую категории, привлеченным к преподаванию в школы с невысоким уровнем образования из других регионов, выплачиваются специальные надбавки к базовой тарифной ставке в следующем размере:

q 50% базовой тарифной ставки учителей и педагогов, перешедших на работу из других районов и городов в рамках одной административно-территориальной единицы;

q 100% базовой тарифной ставки учителей и педагогов, перешедших на работу из других административно-территориальных единиц.

К преподаванию привлекаются учителя и преподаватели, имеющие высшую и первую категории и проработавшие в других регионах не менее года. Перечень школ с невысоким уровнем образования формируется МНО и Госинспекцией по надзору за качеством образования и публикуется на официальном веб-сайте МНО до 15 февраля текущего года, в последующие годы - ежегодно до 1 сентября.

Специальная надбавка к базовой тарифной ставке сохраняется также в год, следующий за годом исключения школы из перечня школ с невысоким уровнем образования.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Постановление от 11.01.2021 г. N ПП-4941 "О мерах по развитию плодоовощеводства и виноградарства в Касансайском, Чартакском и Янгикурганском районах Наманганской области".


Им утверждены:

q Прогнозные показатели размещения сельскохозяйственных культур на сокращаемых зерновых площадях под урожай 2021-2022 гг. в Касансайском, Чартакском и Янгикурганском районах Наманганской области;

q Показатели специализации Касансайского, Чартакского и Янгикурганского районов Наманганской области на садоводстве и виноградарстве, а также овощных, картофельных, бобовых и масличных культурах в 2021-2022 гг.;

q Прогнозные показатели увеличения объемов производства, переработки и экспорта продовольственной продукции в Касансайском, Чартакском и Янгикурганском районах Наманганской области в 2021-2022 гг.;

q Адресный перечень проектов перерабатывающих организаций, холодильных хранилищ и теплиц, запланированных к реализации в Касансайском, Чартакском и Янгикурганском районах Наманганской области в 2021-2022 гг.

В течение 3 лет на 50% уменьшается земельный налог, уплачиваемый фермерскими хозяйствами и другими сельхозорганизациями, выращивающими сертифицированные семена овощных, бобовых и масличных культур, а также саженцы фруктовых деревьев и виноградников в данных районах Наманганской области. Для финансирования указанных расходов фермерским хозяйствам, а также кластерам и кооперациям на закупку семян и саженцев с 1 февраля 2021 года компенсируется часть процентной ставки по кредитам, выделяемым в нацвалюте. Компенсация производится за счет средств Госфонда поддержки предпринимательской деятельности превышающая основную ставку ЦБ, но не более 10 процентных пунктов, а также до 30% части процентной ставки по кредитам, выделяемым в иностранной валюте, но не более 3 процентных пунктов.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Закон от 12.01.2021 г. N ЗРУ-662 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административном судопроизводстве в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений".


Законом исключена из Кодекса глава 28 ("Производство в суде надзорной инстанции"), то есть упразднена надзорная инстанция в административном судопроизводстве.

Уполномоченному при Президенте по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (бизнес-омбудсману) предоставлено право подавать апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью (статья 224).

Установлено, что апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения (ранее данный срок составлял 20 дней).

Об определении, касающемся вопроса принятия апелляционной жалобы к производству, участвующие стороны будут уведомляться в трехдневный срок (ранее уведомление осуществлялось в день принятия определения).

Кодекс дополнен статьей 230-1 "Истребование дела", согласно которой судья Верховного суда, Генеральный прокурор, прокуроры при наличии обращения сторон по делу вправе истребовать из соответствующего суда дело для разрешения вопроса о внесении кассационного протеста.

Кассационная жалоба может быть подана в течение года со дня принятия постановления суда апелляционной инстанции (ранее жалоба могла быть подана в течение месяца после вступления в законную силу решения суда).

Кодекс дополнен статьей 248-1 "Повторное рассмотрение дела в кассационном порядке". Согласно данной статье заинтересованные лица вправе обратиться с заявлением о внесении протеста о повторном рассмотрении дела в кассационном порядке председателю Верховного суда, Генеральному прокурору или их заместителям.

Законом внесены и другие изменения, дополнения.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 08.01.2021 г. N 8 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Национального института искусства и дизайна имени Камолиддина Бехзода и укреплению его материально-технической базы" (далее - Институт).


Документом определены основные задачи по дальнейшему совершенствованию работы Института:

q разработка и реализация стратегий, направленных на формирование системы подготовки высококвалифицированных кадров в области изобразительного и прикладного искусства, дизайна, истории искусства, музейного дела;

q формирование адресной системы обучения, внедрение системы "учебно-творческих мастерских" известных художников;

q совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров в сфере художественного образования на основе передового зарубежного опыта и международных стандартов, повсеместное внедрение инновационных методов обучения;

q повышение качества обучения, организация онлайн-курсов, лекций и мастер-классов с участием профессоров и преподавателей престижных зарубежных вузов;

q повышение эффективного управления учебным и научным процессом, научного и творческого потенциала Института, формирование основ и принципов самоуправления, финансирования, коммерциализации его деятельности.

Постановлением утверждена Программа мероприятий по дальнейшему совершенствованию деятельности Института, охватывающая период до 2025 года.

Уделено внимание вопросам стимулирования привлечения квалифицированных преподавателей в Институт. Так с 2021/2022 учебного года творческая деятельность преподавателей, работающих в Институте, приравнивается:

q почетные звания "Деятель искусств Республики Узбекистан", "Народный художник Республики Узбекистан", "Действительный член Академии художеств Узбекистана" - ученому званию профессора;

q почетные звания "Заслуженный молодежный наставник Республики Узбекистан", "Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан" - к ученому званию доцента.

На Академию художеств Узбекистана совместно с Институтом с 2021/2022 учебного года возлагаются задачи по:

q разработке и внедрению учебных планов и программ специализированных художественных школ и школ-интернатов в системе Академии художеств Узбекистана;

q обеспечению привлечения профессоров и преподавателей к образовательному процессу специализированных художественных школ и школ-интернатов в системе Академии художеств на платной основе в установленном порядке.

Утвержден состав Попечительского совета Института. В него введены представители заинтересованных министерств и ведомств, ассоциаций на уровне заместителей министров, ученые, ведущие деятели искусства и педагогики.

Основными задачами Попечительского совета являются:

q укрепление организационной, финансовой, учебно-методической и материально-технической базы, в том числе улучшение инфраструктуры, практическое обеспечение современным учебно-лабораторным оборудованием;

q организация стажировок студентов в профильных организациях в сотрудничестве с организациями в сфере изобразительного и прикладного искусства, истории искусства, музейного дела и дизайна;

q налаживание целевого сотрудничества по трудоустройству выпускников, содействие в выявлении перспективных направлений подготовки научно-педагогических кадров;

q привлечение спонсорских пожертвований, технической помощи и иных внебюджетных фондов юридических и физических лиц;

q содействие в привлечении к учебному процессу ведущих специалистов зарубежных учебных заведений и научных центров;

q улучшение условий проживания студентов, организация их содержательного досуга, создание условий для их отдыха.

Постановление принято во исполнение Постановления Президента РУз от 21.04.2020 г. N ПП-4688 "О мерах по дальнейшему повышению эффективности изобразительного и прикладного искусства".


* * *



Приняты новые административные регламенты оказания государственных услуг (Постановление Кабинета Министров РУз от 08.01.2021 г. N 9) по выдаче:

q гидрогеологических заключений;

q разрешений на бурение скважин подземных вод;

q разрешения на специальное пользование или специальное потребление подземных вод.



Выдача гидрогеологических заключений


Регламент разработан в целях регулирования порядка выдачи заключений о состоянии подземных вод на определенной территории, ведения учета выданных заключений и обеспечения соответствующих методических указаний по процессу бурения скважин. Регламент был выделен в отдельный НПА, ранее порядок получения гидрогеологического заключения был предусмотрен в утратившем силу Постановлении Кабинета Министров РУз от 14.08.2019 г. N 672.

Гидрогеологическое заключение выдается юридическим и физическим лицам гидрогеологическими предприятиями в составе Государственного комитета по геологии и минеральным ресурсам через Центры государственных услуг (ЦГУ) или Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ). Заключение выдается на срок не более 2 лет. За выдачу заключения взимается сбор 10 БРВ. В случае обращения через ЕПИГУ сбор составляет 90% оплачиваемой суммы.

Представитель ЦГУ отправляет заявление по утвержденной форме в течение 10 минут в гидрогеологические предприятия, заявление, поданное электронным способом, направляется автоматически.

В течение 1 рабочего дня с момента поступления заявления гидрогеологическое предприятие изучает состояние подземных вод и соответствие целесообразности бурения соответствующей скважины (наличие запасов подземных вод, мощность извлечения воды, показатели качества и др.) и направляет сведения в Центр государственных услуг о принятии заявления либо его отказе. В случае отказа сбор возвращается.

Основаниями для отказа в предоставлении услуги являются:

q неполное, неверное или искаженное указание сведений о заявленной территории или географического положения соответствующей скважины;

q неуплата сбора.

Заключение оформляется в электронной форме в виде таблиц, карт, рисунков. Общий срок предоставления услуги не должен превышать 8 рабочих дней.

ЦГУ отправляет подготовленное заключение на электронную почту заявителя и оповещает его об этом посредством информационно-коммуникационных систем. Также заключение может быть выдано в электронном либо бумажном виде в случае обращения в явочном порядке. Заявитель может на любом этапе отказаться от услуги, при этом сбор не возвращается.



Выдача разрешений на бурение скважин для отбора подземных вод


Регламент принят взамен утратившему силу Постановления Кабинета Министров РУз от 14.08.2019 г. N 672 и устанавливает порядок получения разрешений на бурение скважин для отбора подземных вод юрлицами. Разрешение выдается Государственным комитетом по геологии и минеральным ресурсам.

Что изменилось. Уточнено, что разрешение выдается на каждую скважину отдельно. Срок действия разрешения - не более 2 лет (ранее - не более 1 года) на период производства буровых работ. Регламент дополнен положением о строгом запрете на бурение скважин для отбора подземных вод без разрешения.

Утвержденная форма заявления дополнена следующими пунктами:

q адрес проектируемого участка, на котором планируется бурение скважины;

q серия и номер ранее полученного гидрогеологического заключения на проектируемый участок, где планируется бурение скважины;

q цель добычи подземных вод;

q запрашиваемый объем подземных вод.

Пункты "Виды деятельности юридического лица", "Номер и дата регистрации кадастрового дела" исключены из заявления.

Сократился список прилагаемых документов. Теперь достаточно предоставить:

q копию договора, заключенного между заявителем и заказчиком на бурение скважин на воду;

q сведения о наличии бурового оборудования, принадлежащего заявителю, технический паспорт оборудования или копию договора аренды на него.

Сбор за выдачу разрешения остался прежним и составляет 30% от БРВ. При обращении юрлиц для получения госуслуг через ЕПИГУ взимается 90% оплачиваемой суммы.

Повторно представленные документы (по причине отказа) рассматриваются в течение 3 рабочих дней с даты получения обращения об устранении недостатков (ранее - 5 рабочих дней).

Несколько изменились разрешительные требования и условия при выдаче разрешения на:

q обустройство санитарно-защитной зоны вокруг скважины (ранее - зоны 1 пояса);

q предоставление технического паспорта для учета буровой скважины через ЦГУ или ЕПИГУ после завершения буровых работ.

Представление заявителем технического паспорта для учета буровой скважины осуществляется через ЦГУ и ЕПИГУ в течение 1 месяца с момента завершения буровых работ. Ранее технический паспорт предоставлялся непосредственно в гидрогеологическую станцию. Гидрогеостанции рассматривают технический паспорт в течение 2 рабочих дней (ранее - 1 рабочий день). По результатам скважине присваивается порядковый номер, и она принимается на учет.

Также Регламент предусматривает порядок постановки на учет или ликвидации эксплуатационных скважин, пробуренных без получения разрешения. Теперь неиспользуемые бесхозные скважины будут переданы новому водопользователю или водопотребителю на основании решения рабочей группы во главе с Госкомгеологией и состоящей из представителей местных органов власти, органов водного и сельского хозяйства, органов по экологии и других представителей.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 08.01.2021 г. N 6 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Узбекистан (Указ Президента Республики Узбекистан от 21 октября 2020 г. N УП-6091"О мерах по дальнейшему расширению финансовой поддержки экспортной деятельности")".


В Постановлении Кабинета Министров РУз от 06.05.2019 г. N 373 "Об организации деятельности Агентства продвижения экспорта при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан" расширили задачи Агентства. Теперь оно ответственно за организацию в коммерческих банках работы по выделению финансов за счет средств Фонда поддержки экспорта для кредитов, связанных с экспортными операциями и предэкспортным финансированием. Агентство также будет содействовать привлечению средств международных финансовых институтов, зарубежных правительственных финансовых организаций, зарубежных банков и финансовых компаний для предэкспортного финансирования.

Также Правительственная комиссия по вопросам развития экспорта и инвестиций (Постановление Кабинета Министров РУз от 06.10.2020 г. N 601) теперь наделена полномочиями вносить изменения и дополнения в перечень продукции, при экспорте которых выделяются субсидии из Государственного бюджета для компенсации части транспортных расходов. На комиссию также возлагается обязанность утверждать порядок выделения субсидий, устанавливать их конкретные размеры с учетом вида, объема продукции и направления экспорта.


* * *



Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 08.01.2021 г. N 2 "О дополнительных мерах по социальной поддержке женщин" утверждено Временный порядок о порядке системного решения проблем женщин и их социальной поддержке путем ведения "Женской тетради".


Министерством поддержки махалли и семьи совместно с хокимиятами в срок до 1 декабря 2021 года будет проводиться апробация и анализ действия данного порядка.

В "Женскую тетрадь" вносятся женщины в возрасте старше 30 лет по следующим категориям:

q безработные;

q нуждающиеся, потерявшие кормильца;

q с инвалидностью I и II групп, нуждающиеся в социальной защите;

q с инвалидностью I группы, нуждающиеся в ремонте жилья;

q проживающие в нежилых помещениях, не имеющие собственного жилья;

q одинокие женщины, опекуны одного ребенка или нескольких детей с инвалидностью I и II групп;

q а также нуждающиеся в медицинской защите, в юридической помощи и в психологической консультации.

Проблемы, потребности и интересы женщины изучаются подомовым обходом представителей сходов граждан и секторов в первые 15 дней первого месяца каждого полугодия. Наряду с этим составляются индивидуальные анкеты женщин, которые рассматриваются в течение 1 дня.

Затем в срок, не превышающий 3 дней, информация анкет сопоставляется с данными ведомств и организаций, а также определяется степень (категория) потребности женщин в социальной защите.

Список женщин, включенных в "Женскую тетрадь", а также проект "Дорожной карты", направленный на решение их проблем, не позднее 7 дней вносится в районный (городской) Кенгаш народных депутатов.

Утвержденные списки в срок не более 3 дней вносятся в Единую информационную систему "Махалля" и на этом основании предоставляются услуги, указанные во Временный порядок.

Женщинам, желающим заниматься предпринимательской деятельностью, будут выделяться кредиты в размере до 150 БРВ (33 млн 450 тыс. сумов).

Кредиты будут предоставляться отделениями Народного банка на срок не более 3 лет с льготным периодом до 6 месяцев по основной ставке Центрального банка. В то же время будет установлена строгая очередность предоставления кредита (в алфавитном порядке).

Кроме того, определенным категориям нуждающихся женщин будет выдаваться единовременная материальная помощь в размере от 2 до 4 БРВ (от 446 до 892 тыс. сумов) в год.

Также женщинам, включенным в "Женскую тетрадь", может назначаться компенсация за аренду жилья. При этом договор об аренде жилья заключается на срок до 31 декабря 2021 года, платежи производятся непосредственно арендодателю.

Женщины, которые включены в "Женскую тетрадь" для решения двух и более вопросов, исключаются из тетради после решения всех их вопросов. Женщины, исключенные из тетради, в течение 5 дней письменно оповещаются об этом отделами по поддержке махалли и семьи районов (городов).


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 08.01.2021 г. N 3 "О мерах по совершенствованию системы подготовки кадров для органов самоуправления граждан".


В целях пополнения органов самоуправления граждан высококвалифицированными специалистами, удовлетворения потребностей этого сектора в специалистах с высшим образованием с 2021/2022 учебного года в педагогических и финансово-экономических высших учебных заведениях по направлению бакалавриат внедряется специальность "Социальная работа (по различным отраслям деятельности)" по заочной форме обучения.

К 1 марта 2021 года будет проведен детальный анализ текущих и перспективных потребностей органов самоуправления в кадрах, на основе которых будут представлены обоснованные предложения в Министерство экономического развития и сокращения бедности.

Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека является базовым высшим учебным заведением по разработке учебно-методической литературы по квалификационным требованиям, учебным планам, предметным и другим программам обучения.

Министерство по поддержке махалли и семьи может давать рекомендации в установленном порядке гражданам, успешно сдавшим вступительные экзамены. Предоставление рекомендации осуществляется на основании следующих критериев:

q работа в течение последнего года на занимаемой должности;

q опыт работы не менее 3 лет в системе махалли;

q махалля, где работал гражданин, признана "образцовой";

q дана положительная оценка областными, районными (городскими) управлениями и отделами Министерства по поддержке махалли и семьи;

q отсутствие дисциплинарных взысканий.



























































Время: 0.0045
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск