язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Охрана правопорядка. Безопасность. Административная и уголовная ответственность/ Органы обеспечения безопасности и охраны правопорядка/ Положение о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 10.04.2019 г. N ПП-4276)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 10.04.2019 г. N ПП-4276



ПОЛОЖЕНИЕ

о Министерстве по чрезвычайным ситуациям

Республики Узбекистан


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение определяет статус, систему, основные задачи, функции, права и ответственность, а также порядок организации деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (далее - Министерство).


2. Министерство является органом государственного управления в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, сейсмического мониторинга, безопасной эксплуатации маломерных судов, защиты жизни и здоровья граждан на водных объектах.


3. Министерство подчиняется и подотчетно Кабинету Министров Республики Узбекистан.


4. Центральный аппарат, управления по чрезвычайным ситуациям Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента (далее - территориальные управления), районные (городские) отделы по чрезвычайным ситуациям, Республиканский центр сейсмопрогностического мониторинга, Академия Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, ГУП "Хавфсиз дарё", ГУП "Объединенная редакция журнала "Мухофаза+" и газеты "Вазият", иные подведомственные организации составляют единую систему Министерства.

Структурными подразделениями центрального аппарата Министерства являются главные управления, управления, отделы, центры, службы.


5. Деятельность Министерства осуществляется в соответствии с принципами законности, единства, соблюдения и уважения прав, свобод и законных интересов граждан, открытости и прозрачности, единоначалия, своевременности предупреждения и оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации и пожары.


6. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, международными договорами Республики Узбекистан в сфере деятельности Министерства, а также настоящим Положением и иными актами законодательства.


7. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственного и хозяйственного управления, правоохранительными органами, органами государственной власти на местах и иными организациями.


8. Решения Министерства, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, организациями, предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, а также гражданами.


9. Военнослужащие Министерства состоят на военной службе.

Военнослужащие и служащие Министерства по вопросам прохождения службы, условиям оплаты труда, медицинского и бытового обслуживания, а также обеспечения всеми видами довольствия, правами и льготами, в том числе для членов их семей, приравниваются к соответствующим категориям военнослужащих и служащих Министерства обороны Республики Узбекистан (кроме служащих ГУП "Хавфсиз дарё" и ГУП "Объединенная редакция журнала "Мухофаза+" и газеты "Вазият").


10. Министерство является юридическим лицом, имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и наименованием министерства, символику, банковские счета, в том числе в иностранной валюте, и лицевые счета в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан.


11. Официальное наименование Министерства:


а) на государственном языке:

полное - O'zbekiston Respublikasi Favqulodda vaziyatlar vazirligi, сокращенное - FVV;


б) на русском языке:

полное - Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, сокращенное - МЧС;


в) на английском языке:

полное - Ministry of emergency situations of the Republic of Uzbekistan, сокращенное - MES.



ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА


12. Основными задачами Министерства являются:

участие в разработке и реализации единой государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской защиты, пожарной безопасности, сейсмического мониторинга, а также безопасной эксплуатации маломерных судов, защиты жизни и здоровья граждан на водных объектах;

организация мероприятий по профилактике и предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров;

осуществление государственного надзора, контрольных, разрешительных и других специальных функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской защиты, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасной эксплуатации маломерных судов, защиты жизни и здоровья граждан на водных объектах;

оказание комплексной помощи населению при возникновении угрозы их жизни, здоровью или имуществу, организация своевременного оповещения и информирования населения об угрозах или возникновении чрезвычайных ситуаций;

организация и участие в обеспечении функционирования Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (далее - ГСЧС), гражданской защиты и пожарной безопасности;

обеспечение комплексного мониторинга и прогнозирования угроз возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также проведения сейсмического мониторинга;

координация деятельности и организация эффективного взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, самоуправления граждан и других организаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской защиты, обеспечения пожарной безопасности, создания для этих целей государственных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов;

организация мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушению пожаров, спасанию людей и имущества юридических и физических лиц, поддержанию постоянной готовности сил и средств органов и подразделений Министерства;

определение приоритетных направлений развития научно-технической и инновационной политики и утверждение целевых научно-технических программ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской защиты, обеспечения пожарной безопасности, сейсмического мониторинга, безопасной эксплуатации маломерных судов, защиты жизни и здоровья граждан на водных объектах, а также повышение устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

организация и осуществление системной подготовки населения, должностных лиц и формирований ГСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также судоводителей;

создание эффективной системы подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров, а также переподготовки и повышения квалификации сотрудников Министерства;

осуществление международного сотрудничества, а также изучение, обобщение и распространение передового зарубежного опыта в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

выполнение строительных работ, реконструкции, капитального ремонта на объектах производственного и социального значения, а также дорожно-транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры, инженерно-строительных, лесопосадочных и мелиоративных мероприятий, направленных на предупреждение, минимизацию и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.


13. В соответствии с возложенными задачами Министерство осуществляет следующие функции:


а) в сфере разработки и реализации единой государственной политики по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской защите, пожарной безопасности, сейсмическому мониторингу, а также безопасной эксплуатации маломерных судов, защите жизни и здоровья граждан на водных объектах:

осуществляет государственное управление в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской защиты, обеспечения пожарной безопасности, сейсмического мониторинга, а также безопасной эксплуатации маломерных судов, защиты жизни и здоровья граждан на водных объектах;

осуществляет контроль и методическое руководство за созданием, использованием и восстановлением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

разрабатывает и представляет в установленном порядке на утверждение в Кабинет Министров проект Плана гражданской защиты Республики Узбекистан;

разрабатывает и вносит в Кабинет Министров проекты нормативно-правовых актов, иных документов, связанных с развитием системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской защиты, обеспечения пожарной безопасности, сейсмического мониторинга, а также безопасной эксплуатации маломерных судов, защиты жизни и здоровья граждан на водных объектах;

выполняет функции государственного заказчика пожарной и аварийно-спасательной техники и снаряжения, средств связи и оповещения, а также организует их разработку и производство в республике;

внедряет современные информационно-коммуникационные технологии в области гражданской защиты, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров;

обеспечивает проведение мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;


б) в сфере организации мероприятий по профилактике и предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров:

принимает участие в разработке и контролирует реализацию государственных программ по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций;

организует разработку и контролирует выполнение мероприятий по профилактике и предупреждению угроз жизни и здоровью граждан, их имуществу, устойчивому функционированию объектов и систем жизнеобеспечения, выявление факторов риска и причин их возникновения, осуществление превентивных мер по их устранению, повышение уровня осведомленности населения в данной сфере;

обеспечивает своевременное предупреждение и смягчение последствий аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;

осуществляет пропаганду, обучение работников организаций и населения, информационное обеспечение в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты, а также обеспечения пожарной безопасности;

реализует мероприятия по активному воздействию на метеорологические процессы в целях защиты сельскохозяйственных растений от градобития;


в) в сфере осуществления государственного надзора, контрольных, разрешительных и других специальных функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской защиты, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасной эксплуатации маломерных судов, защиты жизни и здоровья граждан на водных объектах:

осуществляет государственный контроль за выполнением органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, юридическими и физическими лицами установленных требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, а также гражданской защите;

разрабатывает и рассматривает технические регламенты, стандарты, нормы, правила и другие нормативные документы, содержащие требования защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также пожарной безопасности;

организует контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

обеспечивает контроль за реализацией принятых мер по защите населения и окружающей среды, а также устойчивым функционированием систем жизнеобеспечения, объектов и отраслей экономики в условиях чрезвычайных ситуаций;

осуществляет государственный пожарный надзор, а также поддержание требуемого уровня пожарной безопасности в населенных пунктах, на иных территориях и объектах;

осуществляет лицензирование и участвует в сертификации продукции и услуг в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской защиты и обеспечения пожарной безопасности;

организует и осуществляет исследования и испытания продукции пожарно-технического назначения, веществ, материалов, изделий и оборудования на пожарную опасность;

осуществляет поверку приборов радиационной разведки и технического состояния средств индивидуальной защиты;

рассматривает в части соблюдения требований пожарной безопасности проектную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение зданий, сооружений и иных объектов при обоснованных отступлениях от требований пожарной безопасности или отсутствии указанных требований;

участвует в работе комиссии по выбору (отводу) площадок (трасс) для строительства, а также комиссий по приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов;

осуществляет в установленном порядке пожарную охрану объектов по договорам, в том числе имеющих особо важное государственное значение или повышенную пожаро- и взрывоопасность;

организует и осуществляет в пределах своей компетенции доследственные проверки и производство по делам об административных правонарушениях;

осуществляет государственный надзор и контроль за правильным пользованием маломерными судами и базами для их стоянок на всех водных акваториях республики в целях обеспечения безопасности людей на воде;

вносит в органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах и иные организации предложения по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров;

участвует в расследовании аварий, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций и пожаров;

участвует в проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства объектов в части соблюдений требований гражданской защиты, предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;


г) в сфере оказания комплексной помощи населению при возникновении угрозы его жизни, здоровью или имуществу, обеспечения своевременного оповещения и информирования населения об угрозах или возникновении чрезвычайных ситуаций:

обеспечивает оказание своевременной и комплексной помощи населению при возникновении опасности его жизни и здоровью;

организует прием и рассматривает обращения физических и представителей юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, и принимает по ним соответствующие меры в установленном законодательством порядке;

координирует создание и осуществляет управление автоматизированной системой оповещения и информирования населения об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации;

проводит систематические профилактические мероприятия в махаллинских (сельских) сходах граждан, местах массового пребывания людей, на предприятиях, эффективное взаимодействие с органами самоуправления граждан в решении возникающих проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

обеспечивает организацию и поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения, связи, автоматизированных систем управления и информационного обеспечения ГСЧС и гражданской защиты;

осуществляет оперативное оповещение населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций путем применения все видов средств связи и массовой информации;

организует работу по привлечению негосударственных некоммерческих организаций и отдельных граждан, в том числе иностранных, имеющих соответствующие знания и опыт, к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;


д) в сфере организации и участия в обеспечении функционирования ГСЧС, гражданской защиты и пожарной безопасности:

осуществляет организационное и научно-техническое обеспечение функционирования ГСЧС, выполнения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности;

вносит в Кабинет Министров и аппарат Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию ГСЧС, гражданской защиты, системы пожарной безопасности;

определяет совместно с органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах состав, размещение и оснащение сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

координирует и осуществляет методическое руководство органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах мероприятий по гражданской защите, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечению пожарной безопасности;

координирует и осуществляет методическое руководство созданием, подготовкой и использованием пожарно-спасательных служб и формирований прямого и оперативного подчинения для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров;

ведет учет подразделений ведомственной и добровольной пожарной охраны, спасательных служб (формирований), а также формирований гражданской защиты;

координирует взаимодействие Вооруженных сил Республики Узбекистан, других созданных в соответствии с законодательством воинских формирований и структур с органами государственного управления при реализации мероприятий гражданской защиты;

участвует в формировании проекта государственного заказа на поставку необходимого вооружения, техники, средств защиты и других материально-технических средств в интересах гражданской защиты;

осуществляет контроль и надзор за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской защиты, организацией радиационной, химической и медико-биологической защиты населения;

организует в установленном порядке совместно с заинтересованными органами государственной власти формирование и доставку гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации;


е) в сфере обеспечения комплексного мониторинга и прогнозирования угроз возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также проведения сейсмического мониторинга:

координирует функционирование и развитие системы мониторинга и прогноза стихийных бедствий и катастроф, сейсмических наблюдений;

участвует в мониторинге за состоянием окружающей среды, обстановки на потенциально опасных участках и объектах, а также прилегающих к ним территориях;

обеспечивает оценку социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров в части касающейся;

ведет государственный кадастр зон повышенной техногенной опасности;

обеспечивает сбор, обработку, обмен и выдачу информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организует совместно с соответствующими органами государственного управления разработку методик определения степени риска и нанесенного материального ущерба, в том числе окружающей среде, от возникающих чрезвычайных ситуаций;

ведет учет чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также их последствий;


ж) в сфере координации деятельности и организации эффективного взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, самоуправления граждан и других организаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской защиты, обеспечения пожарной безопасности, создания для этих целей государственных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов:

координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, органов самоуправления граждан и других организаций по созданию ведомственных резервов, предназначенных для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

осуществляет организационно-информационное обеспечение деятельности Правительственной и территориальных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществляет подготовку материалов заседаний и распорядительных документов Правительственной противопаводковой комиссии, координацию и контроль выполнения ее решений органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, организациями, заданий по переселению населения из селе-, оползне-, паводко- и лавиноопасных районов, созданию необходимых первоочередных условий жизнеобеспечения;

осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, организаций по вопросам социально-экономической, правовой и медицинской защиты граждан, пострадавших от катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий;


з) в сфере организации мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушению пожаров, спасанию людей и имущества юридических и физических лиц, поддержанию боеготовности сил и средств органов и подразделений Министерства:

осуществляет руководство органами, подразделениями и организациями системы МЧС, оказывает им консультационную, методическую и научную помощь, проводит их инспектирование;

обеспечивает в установленном порядке оперативное управление силами и средствами органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, ГСЧС и гражданской защиты при проведении крупных республиканских и международных мероприятий;

организует ликвидацию чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, спасание людей, координирует работу государственных и хозяйственных органов управления, иных организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществляет единую техническую политику в области оснащения подразделений пожарно-спасательной техникой и иными техническими средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществляет государственный контроль за готовностью сил и средств органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, а также подразделений оперативного подчинения к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и пожаров;

разрабатывает нормативные документы по организации локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров, несения гарнизонной и сменной службы в пожарно-спасательных подразделениях, а также документы, регламентирующие их деятельность;

организует целенаправленные командно-штабные, тактико-специальные учения и занятия на особо важных, категорированных и пожаро-взрывоопасных объектах экономики и других объектах жизнеобеспечения;

создает ведомственный резерв материальных ценностей для обеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, товарами первой необходимости и оснащения специальных формирований, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушения пожаров;

анализирует проведенные операции на территории республики и за рубежом по ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушению пожаров, вырабатывает предложения по дальнейшему совершенствованию тактики проведения спасательных работ и организации пожаротушения, повышению боеготовности пожарно-спасательных подразделений;

создает в соответствии с утвержденным мобилизационным планом специальные воинские формирования, используемые для ликвидации чрезвычайных ситуаций в военное время;

контролирует в установленном порядке финансово-хозяйственную деятельность органов, подразделений и организаций системы МЧС;

разрабатывает и в установленном порядке утверждает порядок и нормы материально-технического обеспечения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;


и) в сфере определения приоритетных направлений развития научно-технической и инновационной политики и утверждения целевых научно-технических программ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской защиты, обеспечения пожарной безопасности, сейсмического мониторинга, безопасной эксплуатации маломерных судов, защиты жизни и здоровья граждан на водных объектах, а также повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях:

разрабатывает и реализует приоритетные направления развития науки и технологий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской защиты, обеспечения пожарной безопасности, сейсмического мониторинга, безопасной эксплуатации маломерных судов, защиты жизни и здоровья граждан на водных объектах, а также повышения устойчивости функционирования объектов экономики;

является государственным заказчиком научно-технических программ и инновационных проектов, организует финансирование и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, сейсмическому мониторингу, совершенствованию существующих и созданию новой пожарно-спасательной техники, оборудования, инвентаря и других средств, предназначенных для защиты от чрезвычайных ситуаций и пожаров, повышению устойчивости функционирования объектов экономики при чрезвычайных ситуациях;

осуществляет взаимодействие с отечественными и зарубежными высшими образовательными и научными учреждениями по реализации совместных научных проектов и выполнению опытно-конструкторских работ;

вырабатывает предложения и реализует меры по повышению эффективности финансирования научных исследований, научной и инновационной деятельности в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечения пожарной безопасности;


к) в сфере организации и осуществления системной подготовки населения, должностных лиц и формирований ГСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также судоводителей:

обеспечивает эффективную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и должностных лиц органов государственного и хозяйственного управления, входящих в ГСЧС, сил гражданской защиты, разрабатывает и согласовывает программы их обучения;

организует и проводит различные учения и тренировки по отработке действий должностных лиц, сил и средств ГСЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций;

контролирует разработку и реализацию программ обучения населения, должностных лиц, органов управления и формирований гражданской защиты, подразделений ГСЧС правильным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

организует и осуществляет аттестацию спасателей и спасательных формирований;

осуществляет подготовку судоводителей;

рассматривает и согласовывает программы обучения в образовательных учреждениях по вопросам безопасности жизнедеятельности, гражданской защиты и специальной подготовки спасателей;

обеспечивает внедрение и широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;


л) в сфере создания эффективной системы подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров, а также переподготовки и повышения квалификации сотрудников Министерства:

осуществляет подготовку в образовательных учреждениях Министерства, других образовательных учреждениях, в том числе зарубежных, соответствующих специалистов по направлениям деятельности Министерства и ГСЧС;

обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации военнослужащих по контракту и служащих структурных и территориальных подразделений Министерства, а также специалистов и должностных лиц других министерств и ведомств, входящих в состав ГСЧС;

оказывает организационно-методическое содействие высшим и средним специальным образовательным учреждениям в подготовке специалистов для дальнейшей работы в системе МЧС;

проводит воспитательную и идеологическую работу, нравственное и духовное воспитание личного состава Министерства;

обеспечивает правовую и социальную защиту сотрудников и пенсионеров, в том числе членов их семей, органов и подразделений Министерства;

организует различные конкурсы, соревнования по направлениям профессиональной деятельности Министерства;

обеспечивает первоначальную профессиональную, психологическую, физическую подготовку и повышение квалификаций личного состава подразделений Министерства, а также развитие пожарно-прикладного спорта;

разрабатывает нормативы по пожарно-строевой подготовке, содействует физическому совершенствованию личного состава;

содействует деятельности Федерации пожарно-прикладного спорта Узбекистана;

разрабатывает обязательные для исполнения меры по охране труда и технике безопасности в пожарно-спасательных подразделениях Министерства;


м) в сфере осуществления международного сотрудничества, а также изучения, обобщения и распространения передового зарубежного опыта в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

осуществляет в установленном порядке международное сотрудничество в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской защиты, обеспечения пожарной безопасности, сейсмического мониторинга, а также безопасной эксплуатации маломерных судов, принимает участие в разработке проектов международных договоров по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

участвует в подготовке и проведении международных гуманитарных проектов, программ и операций на территории Республики Узбекистан и за ее пределами;

направляет в установленном порядке представителей Министерства для работы в центральные органы и региональные отделения специализированных международных организаций системы ООН и других специализированных международных организаций на согласованных с ними условиях;


н) в сфере выполнения строительных работ, реконструкции, капитального ремонта на объектах производственного и социального значения, а также дорожно-транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры, инженерно-строительных, лесопосадочных и мелиоративных мероприятий, направленных на предупреждение, минимизацию и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций:

осуществляет функции заказчика и обеспечение эффективности проектных решений по объектам капитального строительства и ремонта Министерства,

а также по объектам производственного и социального назначения, жилого фонда, дорожно-транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры;

выполняет подрядные работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов производственного и социального назначения, жилого фонда, а также дорожно-транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры;

организует и проводит работы по расчистке русел рек и укреплению их берегов, а также осуществляет контроль и координацию работ по добыче песчано-гравийных материалов при расчистке русел рек;

осуществляет комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение качественного выполнения подрядных строительно-монтажных и ремонтных работ;

организует и участвует в реализации комплекса мероприятий, направленных на восстановление и укрепление растительного покрова пустынных, полупустынных, степных и горных ландшафтов, обеспечение ухода за произведенными лесопосадками;

проводит мероприятия по водообеспечению пустынных, полупустынных, степных и горных местностей;

осуществляет лесопосадочные работы в пустынных, полупустынных, степных и горных местностях, а также закрепление движущихся песков;

ведет учет объема песчано-гравийного материала, добытого на договорной основе субъектами предпринимательства при расчистке русел рек.

Министерство выполняет и иные функции в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 3. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

МИНИСТЕРСТВА


14. Министерство для осуществления возложенных на него задач и функций имеет право:

принимать в установленном порядке в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, самоуправления граждан, организациями, должностными лицами и гражданами, необходимые для организации и координации работ по гражданской защите, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожаров, а также осуществлять контроль за их выполнением;

издавать в установленном порядке с другими органами государственного управления совместные постановления и иные нормативные акты;

запрашивать и получать от органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, юридических и физических лиц информацию и сведения, необходимые для выполнения возложенных на Министерство задач;

проводить проверки готовности органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, юридических и физических лиц к действиям в чрезвычайных ситуациях, соблюдения требований законодательства в сфере деятельности Министерства, а также принимать меры по привлечению к административной ответственности при выявлении нарушений;

создавать межведомственные координационные и совещательные органы (комиссии, группы) на представительской основе, а также иные коллегиальные органы (научные, научно-технические, методологические и другие) для обсуждения актуальных вопросов деятельности Министерства и ГСЧС;

создавать внебюджетный фонд Министерства за счет средств, поступающих от предоставляемых услуг и работ, штрафов и иных поступлений;

управлять государственным имуществом, находящимся в распоряжении Министерства;

заключать контракты (договоры) по выполнению работ с организациями, в том числе зарубежными, по созданию пожарной и аварийно-спасательной техники, проведению работ по реабилитации населения и территорий, пострадавших от аварий и катастроф, а также выполнению других задач, возложенных на Министерство;

изготавливать специальные технические средства и заказывать их изготовление, а также приобретать для своих нужд специальное имущество и технику, другие технические средства, выполнять работы по их содержанию и ремонту;

осуществлять лечебно-профилактические, санаторно-курортные и другие мероприятия для социальной защиты военнослужащих и служащих Министерства, членов их семей, а также пенсионеров;

выполнять работы по капитальному строительству для нужд Министерства, в том числе жилищному строительству, реконструкции и ремонту зданий и построек, а также на объектах производственного и социального назначения, дорожно-транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры;

владеть летательными аппаратами, воздушными и водными судами, специальными транспортными средствами, обозначенными в установленном порядке опознавательными знаками, знаменами специального цвета, а также оснащенными специальными сигналами, радиосредствами и флажками;

привлекать к своей деятельности независимых экспертов и специалистов;

представлять предложения о подготовке, заключении и выполнении международных договоров Республики Узбекистан по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Министерства;

сотрудничать в установленном порядке с соответствующими структурами зарубежных стран, международными и неправительственными организациями;

осуществлять издательскую деятельность;

принимать по согласованию с органами государственной власти на местах решения о привлечении необходимых территориальных сил и средств постоянной готовности для проведения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

вносить в органы государственной власти на местах предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории в соответствии с законодательством;

беспрепятственно проникать при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе пожаров, в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений, вскрывать в необходимых случаях двери, окна и ограждающие конструкции в целях осуществления действий по предотвращению развития (распространения) пожара и связанных с ним опасных факторов, представляющих угрозу для людей, имущества юридических и физических лиц, окружающей среды, а также в целях создания условий, обеспечивающих ликвидацию чрезвычайной ситуации и пожара;

ограничивать или запрещать на месте чрезвычайной ситуации и пожара движение транспорта и людей, а также привлекать соответствующие службы для обеспечения охраны зоны ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров;

принимать в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения всеми организациями и гражданами, в том числе ограничивающие права юридических и физических лиц на территории, где осуществляются действия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров;

пользоваться на безвозмездной основе с целью пожаротушения водой из естественных и искусственных источников при проведении необходимых работ, связанных с тушением, предотвращением возникновения и развития (распространения) пожаров и аварий;

своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров;

оказывать платные услуги юридическим и физическим лицам по перечню в установленном порядке.

Министерство может иметь и иные права в соответствии с законодательством.


15. Права центрального аппарата, территориальных и структурных подразделений Министерства устанавливаются положениями (уставами), утверждаемыми министром по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено решениями Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан.


16. Министерство несет ответственность за:

эффективное выполнение возложенных на Министерство задач и функций, а также эффективную практическую реализацию государственной политики в соответствующей сфере (отрасли);

эффективную реализацию программ, планов мероприятий, "дорожных карт" и иных программных документов по развитию сферы своей деятельности.


17. Центральный аппарат Министерства несет ответственность за:

организацию, контроль и методическое руководство деятельностью подведомственных организаций, территориальных и структурных подразделений Министерства, качественное и своевременное выполнение задач и функций, возложенных на Министерство;

организацию и контроль работы территориальных и структурных подразделений Министерства;

изучение зарубежного и передового отечественного опыта, проработку предложений по дальнейшему совершенствованию систем защиты населения от чрезвычайных ситуаций, гражданской защиты, пожарной безопасности, сейсмических наблюдений и безопасной эксплуатации маломерных судов;

качество вносимых Министерством в Кабинет Министров и Администрацию Президента Республики Узбекистан проектов нормативно-правовых актов и других документов, а также принимаемых Министерством решений;

организацию реализации территориальными и структурными подразделениями программ, планов работ, мероприятий, "дорожных карт" и иных программных документов по развитию сферы своей деятельности.


18. Территориальные и структурные подразделения Министерства несут ответственность за:

обеспечение качественного и своевременного выполнения возложенных на них задач и функций, поручений центрального аппарата;

организацию и осуществление работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской защите и обеспечению пожарной безопасности;

организацию, контроль и методическое руководство планированием деятельности подчиненных подразделений;

подготовку на основе всестороннего, глубокого анализа и обобщения выявленных проблем предложений по развитию соответствующей сферы (отрасли) по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;

эффективную реализацию программ, планов мероприятий, "дорожных карт" и иных программных документов в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской защиты и обеспечения пожарной безопасности.



ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИНИСТЕРСТВА


19. Министерство возглавляет министр по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан.

Министр имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей Президентом Республики Узбекистан.


20. Министр:

1) осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью Министерства, организует выполнение задач и функций, возложенных на Министерство;

2) представляет Министерство в органах исполнительной, законодательной и судебной власти и организациях, а также на мероприятиях, проводимых в рамках международного сотрудничества;

3) определяет полномочия и степень персональной ответственности своих заместителей, других должностных лиц системы Министерства за руководство отдельными направлениями и участками деятельности Министерства и его организаций;

4) утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда структуру и штатное расписание центрального аппарата, территориальных и структурных подразделений и подчиненных организаций системы Министерства, а также смету расходов на его содержание в пределах, утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований;

5) вносит изменения в структуру и штатное расписание центрального аппарата, территориальных и структурных подразделений и подчиненных организаций системы Министерства, в том числе путем создания (сокращения) подведомственных организаций, подразделений, должностей военнослужащих и служащих, за счет средств, поступающих за оказанные услуги на договорной основе;

6) издает приказы, распоряжения, директивы, дает указания в пределах своих полномочий, обязательные для исполнения личным составом Министерства;

7) утверждает в установленном порядке:

положения о подразделениях центрального аппарата и подведомственных организациях, входящих в систему Министерства;

перечни должностей военнослужащих, а также перечни соответствующих этим должностям воинских званий;

документы на списание материальных средств, выделенных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также материально-технических средств, выработавших установленные ресурсы службы;

задания на проектирование объектов, новые виды техники и технических средств для пожарно-спасательных подразделений, а также тактико-технические задания для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

ведомственные знаки отличия, положения об этих знаках и их описания, порядок награждения ими личного состава Министерства, а также граждан, оказавших содействие в решении задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской защите, а также предупреждению и тушению пожаров;

8) присваивает воинские звания военнослужащим до полковника включительно в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством;

9) назначает и освобождает от должности военнослужащих Министерства;

10) назначает на должность по согласованию с председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей, городов и районов начальников территориальных управлений (отделов) по чрезвычайным ситуациям;

11) осуществляет в установленном порядке прием граждан Республики Узбекистан на военную службу;

12) организует прием физических и представителей юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;

13) решает в соответствии с законодательством вопросы, связанные с прохождением военной службы в системе Министерства;

14) решает в пределах своей компетенции вопросы обеспечения социальной и правовой защиты военнослужащих и служащих Министерства, а также членов их семей;

15) прикомандировывает военнослужащих по контракту к органам государственной власти на местах и организациям в порядке и на условиях, определяемых законодательством;

16) вносит в установленном порядке предложения о награждении особо отличившихся военнослужащих и служащих Министерства государственными наградами и присвоении им почетных званий, а также учреждении ведомственных наград;

17) направляет в установленном порядке военнослужащих и служащих Министерства в служебные командировки, в том числе за пределы республики, в установленном порядке;

18) является главным распорядителем внебюджетных и выделяемых на финансирование Министерства бюджетных средств;

19) вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Узбекистан предложения:

о назначении на должности и освобождении от должностей, замещаемых высшим офицерским составом;

о присвоении воинских званий высшего офицерского состава;

об утверждении образцов формы одежды военнослужащих Министерства;

о создании, реорганизации, ликвидации организаций, подчиненных МЧС;

20) подписывает в установленном порядке международные договоры по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

21) организует подбор и расстановку кадров в системе Министерства, определяет требования к их специальности и создает необходимые условия для их эффективной деятельности;

22) организует эффективное взаимодействие с Народными приемными Президента Республики Узбекистан;

23) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.


21. В период отсутствия Министра исполнение его полномочий осуществляется первым заместителем министра, а при его отсутствии - другим заместителем в соответствии с приказом Министра.


22. Руководители территориальных и структурных подразделений, подведомственных организаций Министерства назначаются на должности и освобождаются от должностей Министром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.


23. Положения о территориальных, структурных подразделениях и подведомственных организациях Министерства утверждаются Министром, если иное не предусмотрено решениями Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан.


24. Комплектование Министерства военнослужащими осуществляется по заявкам в установленном порядке.

Подготовка военнослужащих из числа офицерского и сержантского составов Министерства осуществляется в высших военных и специальных образовательных учреждениях Республики Узбекистан и в образовательных учреждениях других государств.


25. В Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), первого заместителя и заместителей министра, соответствующих должностных лиц Министерства, а также представителей других министерств и ведомств.

Численность и персональный состав коллегии утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Коллегия рассматривает вопросы, связанные с наиболее актуальными проблемами деятельности Министерства, обеспечением своевременной и качественной реализации решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан.


26. Для рассмотрения и выработки рекомендаций по важным проблемам, отнесенным к компетенции Министерства, создается научно-технический совет, в состав которого могут входить представители заинтересованных органов государственного и хозяйственного управления, научных организаций и общественных объединений.

Состав научно-технического совета и положение о нем утверждаются Министром.

Научно-технический совет организует свою деятельность в тесном взаимодействии с Правительственной и территориальными комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


27. В Министерстве могут образовываться совещательные, консультативные и экспертные органы. Составы совещательных, консультативных и экспертных органов, образуемых при Министерстве, и положения о них утверждаются Министром, за исключением случаев, когда их составы и положения утверждаются актами Президента Республики Узбекистан и решениями Кабинета Министров.


28. Личный состав Министерства имеет военную и специальную форму одежды, эмблему и знаки различия, образцы-эталоны которых утверждаются Президентом Республики Узбекистан.


29. Технические и транспортные средства Министерства окрашиваются в специальный цвет с нанесением его эмблемы.



ГЛАВА 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИНИСТЕРСТВА, ОПЛАТА ТРУДА И МАТЕРИАЛЬНОЕ

СТИМУЛИРОВАНИЕ ЕГО РАБОТНИКОВ


30. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов, подразделений и организаций Министерства, за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров, заключаемых с организациями, а также оплата труда военнослужащих и служащих Министерства осуществляются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и внебюджетных средств Министерства, а также других источников, не запрещенных законодательством.


31. Материальное стимулирование личного состава Министерства осуществляется в соответствии с законодательством.


32. Военнослужащие и пожарные-спасатели Министерства обеспечиваются бесплатной военной и специальной форменной одеждой.


33. Расходы на строительство и реконструкцию зданий и сооружений для подразделений, за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров, заключаемых с организациями, осуществляются органами государственной власти на местах в пределах лимитов централизованных капитальных вложений, предусмотренных в инвестиционных и других программах Республики Узбекистан на соответствующий год, и иных источников, не запрещенных законодательством.

Для подразделений Министерства, созданных на основе договоров, заключенных с организациями, строительство, реконструкция и ремонт зданий и сооружений производятся за счет средств этих организаций.



ГЛАВА 6. ОТЧЕТНОСТЬ МИНИСТЕРСТВА


34. Министр и его заместители систематически отчитываются о своей деятельности перед Президентом Республики Узбекистан, соответствующими подразделениями Администрации Президента Республики Узбекистан и Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


35. Аппарат Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан и соответствующее подразделение Кабинета Министров Республики Узбекистан осуществляют постоянный мониторинг деятельности Министерства по эффективному выполнению возложенных задач и дают объективную оценку эффективности деятельности Министерства.


36. По итогам мониторинга и оценки особо отличившиеся руководители, должностные лица и работники Министерства поощряются либо привлекаются к ответственности за допущенные серьезные недостатки, вплоть до освобождения от занимаемой должности.



ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


37. Реорганизация и ликвидация Министерства осуществляются в порядке, установленном законодательством.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 11 апреля 2020 г.