ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Постановления Пленума Верховного суда / Общие вопросы /

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 15.01.2021 г. N 1 "О некоторых вопросах применения судами норм процессуального закона в связи с усовершенствованием института пересмотра судебных решений"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

15.01.2021 г.

N 1



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ НОРМ

ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНА В СВЯЗИ

С УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ИНСТИТУТА

ПЕРЕСМОТРА СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ



В связи с усовершенствованием института пересмотра судебных решений, а также в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами норм процессуального закона, на основании статьи 17 Закона "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание судов, что в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан (далее - УПК), Гражданский процессуальный кодекс Республики Узбекистан (далее - ГПК), Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан (далее - ЭПК), Кодекс Республики Узбекистан об административном судопроизводстве (далее - КоАС) и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности (далее - КоАО) внесены изменения и дополнения, предусматривающие усовершенствование института пересмотра судебных решений.

С 13 января 2021 года упразднен институт обжалования судебных решений в порядке надзора, кардинально изменен действующий порядок обжалования судебных решений в апелляционном и кассационном порядке, расширены полномочия судов апелляционной и кассационной инстанций, полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях переданы от административных судов в ведение судов по уголовным делам.


2. Разъяснить судам, что по смыслу статей 1, 3 УПК, статей 1, 7 ГПК, статей 1, 6 ЭПК, статей 1, 8 КоАС, статей 1, 9 КоАО судебное разбирательство, в том числе в судах апелляционной и кассационной инстанции осуществляется в соответствии с законодательством, действующим на момент производства судебного разбирательства по делу. В связи с этим, с 13 января 2021 года:

дела об административных правонарушениях, принятые к производству административных судов, но не рассмотренные по существу подлежат передаче по подсудности районным (городским) судам по уголовным делам;

кассационные жалобы (протесты), по которым начато судебное разбирательство (которые приняты к производству), должны быть окончены рассмотрением по существу областными и приравненными к ним судами или судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан;

кассационные жалобы (протесты), по которым не начато судебное разбирательство (по которым не решен вопрос о принятии их к производству), должны быть рассмотрены в апелляционном порядке с восстановлением пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы (протеста), если отсутствуют другие основания для их возвращения или отказа в принятии к производству;

учитывая, что институт обжалования судебных актов по делам об административных правонарушениях в апелляционном порядке ранее отсутствовал и вводится только с 13 января 2021 года, кассационные жалобы (протесты) по этим делам также должны быть рассмотрены в апелляционном порядке с восстановлением пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы (протеста);

на решения, вынесенные судами апелляционной и кассационной инстанций до 13 января 2021 года, может быть подана жалоба (протест) в кассационном порядке в соответствующую судебную коллегию Верховного суда Республики Узбекистан. В случае отмены решения суда апелляционной или кассационной инстанции, дело направляется на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. При новом рассмотрении дела в апелляционном порядке необходимо иметь в виду, что по смыслу части первой статьи 13 Уголовного кодекса Республики Узбекистан уголовное дело подлежит прекращению по пункту 2 статьи 83 УПК в случае, если преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом до вступления приговора в законную силу;

надзорные жалобы (протесты), по которым не начато судебное разбирательство (по которым не решен вопрос о принятии к производству), рассматриваются соответствующими судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан в кассационном порядке, если отсутствуют основания для их возвращения или отказа в принятии к производству;

находящиеся на изучении судей Верховного суда Республики Узбекистан жалобы (заявления) о принесении протеста в порядке надзора в Президиум Верховного суда Республики Узбекистан должны быть рассмотрены как заявление о принесении протеста о рассмотрении дела в суде кассационной инстанции повторно;

наличие определения судьи Верховного суда Республики Узбекистан об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебную коллегию не является препятствием для обращения с кассационной жалобой (протестом) в пределах сроков кассационного обжалования судебного акта.


3. Согласно внесенным в процессуальное законодательство изменениям и дополнениям апелляционные и кассационные жалобы (протесты) на судебные акты областных и приравненных к ним судов, по которым этими же судами начато судебное разбирательство (которые приняты к производству), должны быть окончены рассмотрением по существу соответствующими судебными коллегиями судов данного звена.

Апелляционные и кассационные жалобы (протесты) на судебные акты областных и приравненных к ним судов, по которым не начато судебное разбирательство (по которым не решен вопрос о принятии к производству), должны быть возвращены заявителям, с разъяснением права на обращение с апелляционной жалобой (протестом) в соответствующие судебные коллегии Верховного суда Республики Узбекистан, а в случае истечения сроков апелляционного обжалования (опротестования) - с разъяснением необходимости приложения к апелляционной жалобе (протесту) ходатайства о восстановлении срока на подачу жалобы (протеста).


4. Разъяснить судам, что при рассмотрении ходатайств о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной или кассационной жалобы (протеста), изменения и дополнения, внесенные в законодательство, могут быть признаны обстоятельством, являющимся уважительной причиной пропуска срока.

При обсуждении вопроса о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной или кассационной жалобы (протеста) по гражданским, административным, экономическим делам, а также по делам об административной ответственности суды должны исходить из сроков обжалования (опротестования) судебных решений, установленных в ГПК, КоАС, ЭПК и КоАО.


5. Согласно статьям 438 и 445 ГПК, статьям 326 и 333 ЭПК, статьям 268 и 275 КоАС пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений и определений апелляционной или кассационной инстанции, которыми изменен судебный акт или принят новый судебный акт, производится в той инстанции, в которой изменен судебный акт либо принят новый судебный акт. В случае отмены судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам дело рассматривается тем же судом, которым отменен ранее принятый им судебный акт, в общем порядке, установленном процессуальным законом.

В связи с этим пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений и определений суда кассационной инстанции, принятых до 13 января 2021 года, которыми изменен судебный акт или принят новый судебный акт, производится соответствующим областным и приравненным к нему судом, которым изменен судебный акт либо принят новый судебный акт. В случае отмены судебного акта кассационной инстанции дело рассматривается этим же судом в апелляционном порядке.

В таком же порядке осуществляется пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений и определений надзорной инстанции, принятых до 13 января 2021 года, которыми изменен судебный акт или принят новый судебный акт. В случае отмены судебного акта надзорной инстанции дело рассматривается соответствующей судебной коллегией Верховного суда Республики Узбекистан в кассационном порядке.


6. Согласно внесенным в статью 25 ЭПК изменениям и дополнениям рассмотрение дел об инвестиционных спорах отнесены к полномочиям экономических судов, независимо от того, являются ли участниками правоотношений, по которым возник спор, юридические или физические лица.

Вместе с тем по общему правилу дела данной категории, по которым до 13 января 2021 года судами по гражданским делам начато судебное разбирательство (принятые к производству), должны быть окончены рассмотрением по существу этими же судами.

Исковые заявления (заявления) по данной категории дел, поданные в суды по гражданским делам (сданные в отделения связи) до 13 января 2021 года, по которым не начато судебное разбирательство (по которым не решен вопрос о принятии к производству), передаются по подсудности в экономический суд.


7. Судебным коллегиям Верховного суда Республики Узбекистан, областным и приравненным к ним судам до конца 2021 года ежемесячно обобщать апелляционную и кассационную практику, по результатам которой принять меры к безусловному соблюдению норм нового процессуального законодательства.



Председатель

Верховного суда

Республики Узбекистан                                                       К. Камилов



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                         И. Алимов



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz)



































Время: 0.1971
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск