ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2021 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 13 по 19 февраля 2021 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 13 по 19 февраля 2021 г.)


В Узбекистане внедрят технологии искусственного интеллекта

          

Создается фармацевтический технический университет

       

УК и УПК дополнены новыми следственными действиями

       

Определены направления развития отдельных территорий

         

Усилен контроль за ввозом экологически опасной продукции

         

Как Агентство по развитию предпринимательства будет

поддерживать бизнес

      

Определены меры для развития территории Бабатаг

     

Какие транспортные средства пройдут обязательный техосмотр

        

Новому району Ташкента установили зоны для земельного налога

        

Что изменилось в архивном деле

      

Химпрому предстоит масштабная трансформация

        

Утверждены формы статотчетности на 2021 год

     

Несчастные случаи при использовании газа в быту

будут расследовать спецкомиссии

       

Где установлен режим приграничной зоны

       

За принуждение несовершеннолетнего к труду - прямая

уголовная ответственность

        

Агентству по кадастру при ГНК определили задачи и функции

       

Минимальные ставки аренды госимущества в Ташкенте не изменились



Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 17.02.2021 г. N ПП-4996 "О мерах по созданию условий для ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта".


Документом утверждена Программа мер по изучению и внедрению данных технологий в 2021-2022 гг., основными направлениями которой являются:

q разработка Стратегии развития искусственного интеллекта (далее - ИИ);

q выработка нормативно-правовой базы;

q широкое применение технологий ИИ;

q создание отечественной экосистемы инновационных разработок в области ИИ;

q создание условий для разработчиков программного обеспечения с применением технологий ИИ в доступе к цифровым данным;

q формирование инвестиционной привлекательности научных работ и разработок в области ИИ;

q обеспечение доступа отечественных предприятий и специалистов к информационным ресурсам и компетенциям в области ИИ;

q развитие международного сотрудничества в области ИИ и технологий его применения.

Утвержден Перечень пилотных проектов по внедрению технологий ИИ, которые будут реализованы в 2021-2022 гг. в следующих сферах:

q в сельском хозяйстве в процессе мониторинга состояния почвы и сельхозкультур на основе данных дистанционного зондирования земли, а также работы сельхозтехники, в том числе комбайнов;

q в банковской сфере для повышения эффективности мониторинга за деятельностью коммерческих банков и упрощения выполнения ими регуляторных требований (SubTech и RegTech), а также для анализа качества оказания банковских услуг, удаленной биометрической идентификации (Face-ID) пользователей и оценки кредитных рисков;

q в финансовой сфере для анализа и повышения эффективности бюджетных расходов, пенсионных, социальных и страховых выплат, а также пособий;

q в налоговой сфере для анализа налоговых поступлений юрлиц, выявления отклонений налоговых отчислений;

q в сфере транспорта в процессе управления локомотивами для отслеживания их передвижения и предупреждения машинистов при опасных ситуациях, анализа движения общественного транспорта и определения его оптимальных маршрутов, а также мониторинга автомобильного движения и транспортных пробок;

q в сфере энергетики для прогнозирования выработки и потребления энергоресурсов, оптимизации работы технологического оборудования;

q в сфере здравоохранения для диагностики пневмонии на основе анализа компьютерной томографии легких человека, а также рака молочной железы на ранних стадиях на основе анализа маммографии;

q в сфере фармацевтики для анализа и прогнозирования потребностей рынка в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения;

q в сфере электронного правительства для удаленной биометрической идентификации пользователей при оказании электронных государственных и финансовых услуг (Face-ID).

Ответственность за комплексную координацию реализации Программы и иных инициатив, связанных с внедрением и применением технологий искусственного интеллекта, возложена на Координационную комиссию по реализации Стратегии "Цифровой Узбекистан - 2030". Ей поручено до 1 декабря 2021 года внести на утверждение Стратегию развития искусственного интеллекта, рассчитанную на ближайшую и долгосрочную перспективы.

Создаются:

q Научно-исследовательский институт развития цифровых технологий и искусственного интеллекта при Мининфоком;

q Департамент внедрения и развития технологий искусственного интеллекта в структуре центрального аппарата Мининфоком;

q Совместный альянс по развитию ИИ.

Мининфокому, Госкомитету по статистике до 1 сентября 2021 года поручено создать платформу цифровых данных, предоставляющую отечественным научным организациям и вузам, а также разработчикам и организациям в сфере информационных технологий доступ к наборам государственных и иных данных для использования в программном обеспечении на основе ИИ.

Утверждены:

q Перечень высших образовательных учреждений и научных организаций, в которых с 2021/2022 учебного года поэтапно начинается подготовка кадров по направлению "Искусственный интеллект" на грантовой основе;

q Перечень вузов, в которых внедряются учебные курсы и предметы по прикладному применению технологий ИИ в отраслях экономики, социальной сфере и системе госуправления.

Начиная с 2021/2022 учебного года в каждое высшее образовательное учреждение, определенное Постановлением, будут привлечены ведущие зарубежные эксперты и ученые для их участия в обучении в области ИИ и технологий его применения. Также с 2021 года предусмотрено ежегодное целевое выделение квоты по 5 человек для обучения в базовой докторантуре и для стажеров-исследователей в этой области.

Для участия в качестве консультантов по развитию ИИ в деятельности госорганов и иных организаций, а также в подготовке нормативно-правовой базы в данной сфере будут привлечены ведущие специалисты и эксперты Группы "Сбер" (Россия).


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 17.02.2021 г. N 78 "О мерах по организации деятельности и финансированию инновационного научно-производственного фармацевтического кластера "Tashkent Pharma Park".


В соответствии с Постановлением Президента РУз от 28.01.2020 г. N ПП-4574 "О создании инновационного научно-производственного фармацевтического кластера "Tashkent Pharma Park" он включает в себя создание Фармацевтического технического университета и промышленной зоны, состоящей из производственных площадей по выпуску инновационных лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медтехники.

Основными задачами деятельности кластера являются:

q развитие фармацевтической отрасли путем внедрения инновационных решений;

q создание специализированной образовательной инфраструктуры;

q привлечение инвестиций и передовых технологий;

q производство лекарственных препаратов и медтехники в соответствии с международными стандартами;

q развитие отношений с ведущими образовательными учреждениями и научно-исследовательскими центрами зарубежных стран.

В Кибрайском районе Ташкентской области организована Дирекция кластера. Документом утверждается структура, численность персонала госучреждения.

Дирекция является исполнительным органом проекта, а также ответственным по приемке оборудования, товаров, работ и услуг по строящимся объектам.

В соответствии с Постановлением Президента РУз от 28.04.2020 г. N ПП-4698 "О первоочередных мерах по финансированию создания инновационного научно-производственного фармацевтического кластера "Tashkent Pharma Park" предусмотрено выделение Фондом реконструкции и развития средств в сумме до $50 млн на финансирование проекта по созданию кластера.


* * *



Принят Закон Республики Узбекистан от 18.02.2021 г. N ЗРУ-675 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан".


Согласно внесенным дополнениям в УПК внедряются:


1. Предварительное закрепление показаний - допрос свидетеля и потерпевшего (гражданского истца) на стадии досудебного производства по ходатайству прокурора, который осуществляется судом.

Определены основания для предварительного закрепления показаний и условия рассмотрения ходатайства об их закреплении, порядок предварительного закрепления показаний и основания для повторного допроса лица, показания которого ранее были предварительно закреплены.


2. Предварительное слушание по уголовному делу, которое проводится при наличии оснований для:

q приостановления или прекращения производства по уголовному делу;

q направления уголовного дела прокурору, утвердившему обвинительный акт, обвинительное заключение или постановление о применении принудительной меры медицинского характера;

q объединения уголовных дел в случаях, предусмотренных УПК;

q исключения из дела недопустимых доказательств, если об этом ходатайствует одна из сторон.

Определены сроки и порядок проведения предварительного слушания, порядок приостановления, прекращения и возобновления производства по уголовному делу, а также вынесения определения суда, его обжалования и опротестования и т.д.


3. Соглашение о признании вины - соглашение, заключаемое по не представляющим большой общественной опасности, менее тяжким и тяжким преступлениям с прокурором, осуществляющим надзор за производством уголовных дел. Оно заключается на основании ходатайства подозреваемого или обвиняемого, который согласился с предъявленным ему подозрением, обвинением, активно способствовал раскрытию преступления и загладил причиненный вред.

Определены условия заключения соглашения о признании вины, порядок заявления и рассмотрения ходатайства о его заключении, а также рассмотрения соглашения о признании вины судом, вынесения приговора и т.д.

УК дополнен статьей 57-2, согласно которой срок или размер наказания, назначаемого по преступлениям, по которым заключено соглашение о признании вины, не может превышать половины максимального наказания, предусмотренного соответствующей статьей (частью) Особенной части УК.

Согласно внесенным изменениям и дополнениям в УПК:

q подозреваемый имеет право на защитника с момента фактического задержания или фактического завершения оперативно-розыскного мероприятия, связанного с его задержанием на месте преступления, либо объявления ему постановления о признании его подозреваемым (ранее - с момента задержания или объявления ему постановления о признании его подозреваемым);

q лицу с момента фактического задержания или фактического завершения оперативно-розыскного мероприятия, связанного с его задержанием на месте преступления, обеспечивается встреча с защитником наедине до проведения связанных с ним процессуальных действий. Об этом составляется протокол;

q срок задержания составляет не более 48 часов с момента фактического задержания лица (момент фактического ограничения его прав на свободное передвижение). (Ранее - с момента доставления задержанного в орган внутренних дел или иной правоохранительный орган);

q получение заявлений, объяснений или показаний от подозреваемого, обвиняемого или подсудимого должностными лицами органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность, осуществляется на основании письменного разрешения дознавателя, следователя, прокурора или судьи, в производстве у которого находится данное уголовное дело, и исключительно при участии защитника. Исключение составляют случаи отказа от защитника в установленном порядке.

Перечень дел, по которым участие защитника является обязательным, дополнен. Теперь его участие является обязательным также по делам:

q в которых проводится судом предварительное слушание;

q лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении особо тяжкого преступления;

q при рассмотрении вопроса о применении лицу меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, а также продлении их срока;

q по которым заключено соглашение о признании вины.

Отказ от защитника в указанных случаях не допускается.

Результаты оперативно-розыскных мероприятий могут быть признаны в качестве доказательства лишь в том случае, если они получены в соответствии с требованиями закона, после их проверки и оценки в соответствии с нормами УПК. При этом они должны свидетельствовать о наличии у лица умысла на совершение преступления, сформировавшегося независимо от действий сотрудников правоохранительных органов или других лиц, принимавших участие в оперативном мероприятии.

Также определено, что наряду с прочим, при доказывании запрещается:

q склонять лицо к совершению противоправных действий и обвинять его в преступлении, совершенном вследствие такого склонения;

q при наличии оснований для привлечения лица к участию в уголовном деле в качестве подозреваемого или обвиняемого допрашивать его в качестве свидетеля, за исключением случаев, требующих проведения экспертизы или ревизии;

q получать от лица какие-либо письменные или устные показания до разъяснения его процессуальных прав;

q вызывать в правоохранительные органы и допрашивать близких родственников задержанного подозреваемого или обвиняемого в случае отсутствия оснований для привлечения их в качестве участников процесса;

q сотрудникам органов дознания и предварительного следствия вызывать в правоохранительные органы и (или) допрашивать участников судебного процесса в рамках уголовного дела, направленного в суд для рассмотрения по существу. Исключение - случаи наличия связанного с ними уголовного дела, выделенного в отдельное производство, либо письменного поручения суда.

Внесены также и другие изменения и дополнения.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановления, определяющие меры по:


q комплексному социально-экономическому развитию и сокращению бедности в Пешкунском районе Бухарской области в 2021-2023 гг. (Постановление Кабинета Министров РУз от 16.02.2021 г. N 72);

q комплексному социально-экономическому развитию города Карши Кашкадарьинской области в 2021-2022 гг. (Постановление Кабинета Министров РУз от 16.02.2021 г. N 73);

q благоустройству и комплексному социально-экономическому развитию районных центров Гузор и Яккабог в 2021-2023 гг. (Постановление Кабинета Министров РУз от 16.02.2021 г. N 74).

Документами утверждены соответствующие комплексные программы развития данных регионов, источники финансирования проектов, адресные списки инвестиционных проектов, меры по развитию инженерно-коммуникационных сетей и улучшению условий жизни населения, меры по строительству, реконструкции и ремонту социальных объектов, "Дорожные карты" по развитию туризма.

В качестве приоритетных направлений реализации программ определены:

q ускоренное развитие промышленности и сферы услуг;

q переработка сельскохозяйственной продукции за счет активного привлечения предпринимателей с целью обеспечения занятости и снижения безработицы;

q развитие инженерно-коммуникационных сетей;

q благоустройство территорий, дорог и улиц.


* * *



Кабинетом Министров РУз принято Постановление от 16.02.2021 г. N 75 "О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка ввоза на территорию Республики Узбекистан и вывоза с территории республики экологически опасных продукции и отходов".


Документ принят в соответствии с дальнейшим совершенствованием системы регулирования импорта и экспорта экологически опасных продукции и отходов, подлежащих экологической сертификации в соответствии с Базельской конвенцией "О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением".

Постановлением утверждено Положение о порядке проведения обязательной экологической сертификации экологически опасных продукции и отходов при ввозе и вывозе с территории Республики Узбекистан.

Правила Положения не распространяются на особые грузы, следующие транзитом через территорию республики в установленном порядке. Ввоз и вывоз экологически опасной продукции и отходов осуществляется на основании экологического сертификата, выдаваемого органами экологической сертификации, аккредитованными Госкомитетом по экологии и охране окружающей среды.

В соответствии с Положением строго запрещен ввоз и вывоз с территории республики, из стран, не являющихся членами Базельской конвенции, экологически опасной продукции и отходов, перечень которой утвержден Кабинетом Министров.

Для получения экологического сертификата заявителем подается заявление в таможенное "Единое окно" или же напрямую в орган экологической сертификации.

Заявителем предоставляются следующие документы:

q заявка на проведение экологической сертификации, оформленная в соответствии с утвержденной формой. В ней указываются наименование, количество, код ТН ВЭД экологически опасной продукции и отходов;

q инвойс/счет-фактура, накладная - для ввоза экологически опасной продукции и отходов и инвойс/счет-фактура - для вывоза;

q копия внешнеторгового контракта с указанием точного количества ввозимых экологически опасной продукции и отходов и копия соглашения между поставщиком и получателем продукции (при проведении экологической сертификации на год).

Экологический сертификат выдается на бланке установленного образца на государственном или русском языке, сроком:

q на основании одной копии внешнеторгового контракта и соглашения - на период не более 1 календарного года;

q по каждому виду экологически опасной продукции и отходов - на срок не более 1 года;

q для серийного производства - сроком на 3 года.

Перечень продукции и отходов, подлежащих обязательной экологической сертификации, приведен в Приложении N 1 к Постановлению Кабинета Министров РУз от 30.01.2021 г. N 43 (вступает в силу с 01.05.2021 г.).


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 17.02.2021 г. N 77 "Об эффективной организации деятельности Агентства по развитию предпринимательства при Министерстве экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан".


Утверждены следующие документы:

q Положение об Агентстве по развитию предпринимательства при Министерстве экономического развития и сокращения бедности (1);

q Положение о Государственном фонде поддержки предпринимательской деятельности при Агентстве по развитию предпринимательства (2).

Агентство - государственный уполномоченный орган, его возглавляет директор, назначаемый и освобождаемый от должности Кабинетом Министров по представлению министра экономразвития и сокращения бедности. Один из заместителей директора Агентства одновременно является исполнительным директором Госфонда поддержки предпринимательской деятельности.

Основные задачи Агентства:

q проведение единой государственной политики, направленной на развитие всех форм предпринимательства в стране;

q широкое вовлечение населения, особенно молодежи и женщин, в предпринимательство, совершенствование системы микрофинансирования и господдержки предпринимательства;

q разработка и реализация государственных и региональных программ развития предпринимательства совместно с Советом Министров Каракалпакстана, областными хокимиятами и хокимиятом г. Ташкента;

q формирование системы нефинансовой поддержки субъектов хозяйствования;

q курирование деятельности Госфонда поддержки предпринимательской деятельности при Агентстве и расширение объемов финпомощи, оказываемой фондом, введение ее новых видов и налаживание эффективной системы управления и др.

Права Агентства:

q разработка, участие в разработке проектов положений о предпринимательстве, а также выдача по ним заключений;

q запрос и получение в установленном порядке информации и материалов от госорганов и иных организаций по вопросам своей компетенции;

q внесение предложений по совершенствованию законодательства в сфере предпринимательства исходя из задач, поставленных перед Агентством;

q привлечение на договорной основе квалифицированных местных и зарубежных консультантов и специалистов;

q представление проектов НПА и других документов, связанных с реализацией возложенных на Агентство задач и функций и др.

Агентство располагается по адресу: г. Ташкент, ул. Коратош, 1.

Согласно Положению (2), Госфонд поддержки предпринимательской деятельности является правопреемником Госфонда развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров по всем правам, обязательствам и договорам.

Рассмотрение заявок на получение финпомощи от Фонда осуществляется в соответствии со схемой электронного документооборота согласно Постановлению Президента РУз от 13.08.2019 г. N ПП-4417 "О мерах по организации деятельности Агентства по развитию малого бизнеса и предпринимательства при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан".

Положением установлено, что лицо, ранее получавшее финпомощь от Фонда, имеет право повторно обратиться в Фонд за поручительством и/или компенсацией в случае полного погашения задолженности по кредитному договору на основании действующего договора поручительства либо о компенсации. А также при расторжении договора о предоставлении поручительства и компенсации с согласия сторон или признании его недействительным.

Госфонд располагается по адресу: г. Ташкент, ул. Коратош, 1.


* * *



Постановлением Президента РУз от 17.02.2021 г. N ПП-4995 утверждена Программа мер по комплексному социально-экономическому развитию территории Бабатаг Узунского района Сурхандарьинской области в 2021-2023 гг. (далее - Программа).


В ней предусмотрены:

q Прогнозные показатели:

а) повторно вводимых в оборот земельных площадей сельхозназначения;

б) расширения площади фруктовых садов, виноградников и тутовников, увеличения поголовья скота;

q Программа мероприятий по повторному введению в оборот земельных площадей сельхозназначения и улучшению водообеспечения земель;

q Адресный перечень инвестиционных проектов, реализуемых в 8 сферах промышленности, оказания услуг и сельского хозяйства;

q Адресная программа строительства, реконструкции и ремонта социальных объектов, объектов энергетики и телекоммуникаций.

До 1 января 2024 года на 50% снижается:

q для создаваемых новых субъектов предпринимательства, в том числе кластерных организаций:

а) земельный налог;

б) налог на имущество;

в) налог на прибыль;

г) налог за пользование водными ресурсами;

д) налог с оборота малых предприятий;

е) фиксированная сумма налога на доход индивидуальных предпринимателей;

q для физлиц:

а) земельный налог;

б) налог на имущество.

Госфонд поддержки предпринимательской деятельности предоставляет компенсацию в части процентной ставки, превышающей основную ставку, но не более чем на 5 процентных пунктов по кредитам в национальной валюте. При этом сумма кредита не должна превышать 10 млрд сумов, а процентная ставка - 1,5-кратного размера основной ставки ЦБ.

Документом также предусмотрено:

q закрепление за предпринимателями, обладающими большим потенциалом, повторно вводимых в оборот земельных площадей сельхозназначения и налаживание деятельности кластеров в направлениях овощеводства и бахчеводства, садоводства и виноградарства, а также животноводства;

q создание круглосуточной дежурной группы медсестер, а также зооветеринарного пункта контейнерного типа;

q выделение начиная с 2021/2022 учебного года в течение предстоящих 3 лет дополнительных специальных квот госгранта высшим образовательным учреждениям педагогического и медицинского профиля Сурхандарьинской области. При этом молодежь, принятая на учебу по специальной квоте, должна будет отработать на своей территории на протяжении не менее 5 лет после получения высшего образования;

q передача махаллей "Нурли келажак", "Жийдабулок", "Бабатаг", "Пахлавон" и "Дугоб" Денауского района Узунскому району и, соответственно, изменение границы Узунского и Денауского районов;

q строительство служебного жилья (многоэтажных 30-квартирных жилых домов) на основе типовых проектов для военнослужащих пограничных войск СГБ.

На Госкомитет по лесному хозяйству возложена ответственность за сооружение фисташковых плантаций на площади 1 400 га в горной и предгорной местности Бабатагского государственного лесного хозяйства в 2021-2022 гг.

Документом также утверждена структура аппарата управления хокимията Узунского района Сурхандарьинской области. Введена должность заместителя хокима Узунского района по вопросам комплексного развития территории Бабатаг и определены его основные задачи.


* * *



Хокимият г. Ташкента принял Постановление от 12.02.2021 г. N 159 "О проведении в 2021 году обязательного технического осмотра транспортных средств города Ташкента".


Оно разработано в соответствии с Законом "О безопасности дорожного движения", а также Положением о порядке проведения обязательного технического осмотра транспортных средств" (утверждено Постановлением Кабинета Министров РУз от 31.01.2003 г. N 54).

С целью организации в 2021 году обязательного техосмотра транспортных средств юрлиц, в том числе иностранных, утверждены:

q состав комиссии по проведению техосмотра;

q график проведения техосмотра юрлиц, зарегистрированных в г. Ташкенте.

Транспортные средства подлежат техническому осмотру в соответствии со следующей периодичностью:

а) легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы, троллейбусы, трамваи и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сиденья 8 и более (кроме места водителя), специальные транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов, - два раза в год (первый раз - с 1 по 30 июня, второй - с 1 сентября по 31 октября);

б) транспортные средства, с года выпуска которых прошло не более 5 лет, включая год выпуска (за исключением транспортных средств, указанных в пункте "а"), - один раз в 2 года;

в) транспортные средства, с года выпуска которых прошло более 5 лет, включая год выпуска, а также транспортные средства, год выпуска которых не установлен (за исключением транспортных средств, указанных в пункте "а"), - один раз в год;

г) прицепы представляются на осмотр в сроки, установленные для транспортного средства - тягача;

д) при их регистрации (перерегистрации) в органах ГСБДД, независимо от ранее установленных сроков прохождения очередного технического осмотра;

е) по истечении года со дня их регистрации (перерегистрации) в органах ГСБДД, независимо от года их выпуска (за исключением случаев, указанных в пункте "а").

Технический осмотр транспортных средств, принадлежащих юрлицам, проводится с 1 марта по 30 июня.

Технический осмотр транспортных средств, принадлежащих физлицам, проводится с 1 января по 31 августа.

За проведение органами ГСБДД технического осмотра транспортных средств взимаются сборы в установленном в соответствии с законодательством порядке.


* * *



Хокимом г. Ташкента принято решение от 12.02.2021 г. N 158 "Об утверждении схемы и определений границ зоны по ставке уплаты земельного налога в Янгихаетском районе".


Приняты документы:

q схема границ зоны по ставке уплаты земельного налога в Янгихаетском районе г. Ташкента;

q определение границ зоны по ставке уплаты земельного налога в Янгихаетском районе.

В соответствии с принятым решением даны поручения Ташкентскому городскому управлению Агентства по кадастру, Государственной налоговой службе г. Ташкента, Главному управлению строительства г. Ташкента в течение одного месяца:

q представить предложения по внесению изменений и дополнений в решение хокима г. Ташкента от 24.02.2015 г. N 162;

q внести в установленном порядке соответствующие изменения в документы в связи с принятием данного решения.


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 15.02.2021 г. N 68 внесены изменения и дополнения в некоторые решения Правительства, связанные с совершенствованием архивного дела и делопроизводства.


Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации архивов (утверждено Постановлением Кабинета Министров РУз от 05.04.2012 г. N 101) приведена в соответствие с законодательными актами Президента классификация госархивов, а также закреплен следующий порядок их создания:

q Национальные архивы Узбекистана создаются Президентом;

q Центральные госархивы - Кабинетом Министров и Советом Министров Каракалпакстана;

q областные, городские, районные госархивы и их филиалы - решением Совета Министров Каракалпакстана, хокимов областей и г. Ташкента, соответственно;

q госархивы документов по личному составу - решениями хокимов соответствующих областей по согласованию с Агентством "Узархив";

q областные, городские, районные госархивы документов по личному составу могут создаваться на основе ГЧП;

q отраслевые госархивы - в установленном порядке по предложению соответствующих министерств, госкомитетов и ведомств, осуществляющих постоянное хранение документов Национального архивного фонда (далее - НАФ).

В Положении о Национальном архивном фонде (утверждено Постановлением Кабинета Министров РУз от 30.10.1999 г. N 482), наряду с прочим:

q принят в новой редакции Перечень министерств, ведомств, отраслевых госфондов и организаций, осуществляющих постоянное хранение документов НАФ;

q введена норма, в соответствии с которой секретные документы с истекшим сроком ведомственного хранения после их рассмотрения с точки зрения рассекречивания передаются на хранение госархива в установленном порядке;

q введена норма, согласно которой подтверждение факта признания лица со стороны суда недееспособным или ограниченно дееспособным осуществляется госархивами посредством межведомственных электронных систем. Несовершеннолетние лица допускаются в читальные залы госархивов вместе с родителями или иными законными представителями, ответственными за соблюдение порядка.

В Положении о порядке комплектования, государственного учета, хранения и использования архивных документов (утверждено Постановлением Кабинета Министров РУз от 05.04.2012 г. N 101):

q введено понятие электронная копия - электронная форма, созданная путем оцифровки документов на традиционных носителях (бумажная, видео-, аудиокассета, кинолента и др.), позволяющая считывать или воспроизводить информацию, содержащуюся в оригинале;

q определено, что госучету также подлежат все хранящиеся в архиве электронные документы. В состав архивного шифра единицы хранения электронных документов включаются формат записи и вид носителя информации, номер архивного фонда, номер описи, порядковый номер электронного документа описи;

q установлено, что архивные справка, выписка, копия и ответы на запросы могут также высылаться по электронной почте;

q изменены сроки исполнения запроса социально-правового характера в архиве. С момента регистрации запроса он составляет:

а) по справке о зарплате - 20 рабочих дней;

б) по справке о стаже работы - в течение 5 рабочих дней;

в) подтверждение обучения в образовательных учреждениях, переименование юрлица, награждение - в течение 5 рабочих дней.

К запросам тематического характера также относятся установление (подтверждение) прав собственности на жилые помещения, отдельных фактов, событий, данных, а также родословных. Срок исполнения такого запроса не должен превышать 30 дней с момента его регистрации, при условии предоставления данных запроса в полном объеме.

В Положении о порядке предоставления услуг архивами и ведомственными архивами (утверждено Постановлением Кабинета Министров РУз от 05.04.2012 г. N 101):

q исключено ограничение о выдаче архивных справок о подтверждении стажа работы, о зарплате за период 10 лет;

q определено, что госархивы оказывают платные услуги согласно единому прейскуранту платных услуг, оказываемых госархивами, утверждаемому Агентством "Узархив". Для упорядочения архивных документов организаций при архивах действует хозрасчетная группа, состоящая из работников, привлекаемых на основании трудовых договоров. За счет внебюджетных средств архивов допускается содержание штатной численности дополнительных должностей и привлечение дополнительных работников на основании трудовых договоров;

q установлено недопущение обслуживания организаций, не входящих в зону (территорию) комплектования архивов, без согласия архива, источником комплектования которого является данная организация.

Внесены также и другие изменения и дополнения.


* * *



Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 13.02.2021 г. N ПП-4992 "О мерах по дальнейшему реформированию и финансовому оздоровлению предприятий химической промышленности, развитию производства химической продукции с высокой добавленной стоимостью".


Документом определены основные долгосрочные стратегические направления трансформации химической, биохимической, газо- и нефтехимической промышленности (далее - химпром).

Технологическая трансформация - создание многозвенных цепочек добавленной стоимости от сырья до готовой продукции на базе новых мощностей по производству полуфабрикатов из отечественного сырья.

Трансформация системы хозяйственных отношений - ограничение вмешательства государства и полный отказ от устаревшей планово-распределительной системы.

Трансформация системы имущественных отношений - кардинальное сокращение доли государства путем привлечения частного капитала в создание новых производственных мощностей и приватизации предприятий химпрома.

Цифровая трансформация - внедрение в сферу современных систем программного обеспечения для управления движением финансовых, материальных и кадровых ресурсов, маркировки производимой продукции и систем ведения бухучета на основе международных стандартов финотчетности.

Трансформация взаимодействия науки и производства - налаживание новой системы взаимодействия науки и производства в организации инновационных процессов и трансфере современных технологий на основе передового зарубежного опыта.

Трансформация системы подготовки кадров - коренное совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также обеспечение укомплектования действующих и создаваемых новых производственных мощностей высококвалифицированными отечественными и зарубежными специалистами.

Начиная с 2021 года внедряется Программа открытого партнерства по созданию технологических кластеров в химической и газохимической промышленности (далее - Программа). Она предусматривает привлечение частных и зарубежных инвесторов и технологических партнеров в создание новых производственных мощностей. В нее включаются следующие технологические кластеры:

q производственные и прилегающие к ним территории АО "Навоиазот", ООО "Кунградский содовый завод", Устюртский и Шуртанский ГХК, завод по производству синтетического жидкого топлива;

q после завершения процедур трансформации и приватизации производственные и прилегающие территории АО "Ферганаазот" и Ферганского НПЗ.

Утверждены:

q Перечень инвестиционных проектов, включенных в Инвестиционную программу на 2021-2023 годы, сроки реализации которых подлежат ускорению;

q Перечень инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию производства на предприятиях химпрома в 2021-2025 годах, организацию производства новых видов химической продукции с высокой добавленной стоимостью путем эффективного использования имеющейся сырьевой базы и "Дорожная карта" по их реализации;

Даны поручения:

q Минэкономразвития, Минфину, АО "Узкимёсаноат" совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами до 1 ноября 2021 года внести в Кабинет Министров целевую Программу стратегического развития химической и газохимической промышленности до 2035 года;

q заинтересованным министерствам и ведомствам ежегодно в срок до 1 ноября обеспечивать подготовку и проведение открытого конкурса по отбору потенциальных инвесторов и партнеров для реализации проектов, включенных в Программу, а также внесение предложений по новым проектам, размещаемых в рамках Программы;

q АО "Узкимёсаноат", Академии наук, МВССО и Агентству по развитию атомной энергетики в месячный срок внести в Кабинет Министров Концепцию создания инновационного химического научно-производственного и образовательного кластера для химпрома;

q АО "Узкимёсанозт" совместно с Мининфкомом внедрить на предприятиях АО "Узкимёсаноат" поэтапно до 2024 года автоматизированную систему управления и мониторинга производственных и управленческих процессов, финансовой, хозяйственной и организационной деятельности, контроля реализации произведенных товаров, их поставки и использования.


* * *



Госкомстат утвердил формы государственной статистической отчетности на 2021 год (рег. МЮ N 3286 от 11.02.2021 г.).


Обновленные формы государственной статистической отчетности на 2021 год размещены на официальном сайте Госкомстата.

Формы статотчетности предназначены для представления отчитывающимися субъектами, начиная с годовых отчетов за 2020 год и за периоды 2021 г. Все формы отчетности предоставляются в электронном виде с использованием программы eStat через Интернет.


* * *



Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11.02.2021 г. N 64 утверждено Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев, которые происходят при использовании газа в быту.


Министерство по чрезвычайным ситуациям и его территориальные органы государственного пожарного надзора должны проверять техническое состояние дымоходов и вентиляционных каналов в помещениях физлиц до начала годового отопительного сезона.

При возникновении несчастного случая необходимо немедленно оповестить территориальные подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям или правоохранительные органы (органы внутренних дел и прокуратуры), а также территориальные газоснабжающие организации АО "Худудгазтаъминот" и органы государственной власти на местах.

При этом если по результатам несчастного случая:

q причинен ущерб жизни или здоровью, или погибло до 3 лиц, расследование причин этого осуществляется комиссией, созданной решением хокима района (города), которую возглавляет его заместитель;

q причинен ущерб жизни или здоровью, или погибло до 7 лиц, расследование причин этого осуществляется комиссией, созданной решением Председателя Совета Министров Каракалпакстана, хокима области и г. Ташкента, которую возглавляет его заместитель;

q причинен ущерб жизни или здоровью, или погибло 8 или более лиц, расследование причин этого осуществляется комиссией, созданной распоряжением Кабинета Министров, которую возглавляет соответствующий заместитель Премьер-министра или советник Премьер-министра.

Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев, которые происходят при использовании газа в быту, включает:

q порядок расследования причин аварии, создания комиссии по расследованию и оформления результатов расследования;

q порядок составления и хранения материалов расследования происшествий;

q порядок учета несчастных случаев.

В состав комиссии, создаваемой по расследованию причин несчастного случая, включаются в обязательном порядке представители следующих министерств и ведомств:

q МЧС (территориальных подразделений);

q Минэнерго;

q АО "Худудгазтаъминот" (территориальных газоснабжающих организаций);

q Госкомитета промышленной безопасности (территориальных подразделений);

q Министерства жилищно-коммунального обслуживания (территориальных подразделений), если несчастный случай произошел в многоквартирных домах;

q Инспекции по контролю за использованием нефтепродуктов и газа при Министерстве энергетики (территориальных подразделений), в случае возникновения несчастного случая при использовании природного и сжиженного газа или нефтепродуктов;

q Инспекции по контролю в электроэнергетике при Министерстве энергетики (территориальных подразделений), в случае возникновения несчастного случая при использовании твердых видов топлива (угля и угольной продукции).

По результатам проведенного комиссией расследования комиссия в срок не более 15 рабочих дней оформляет акт расследования.

Учет несчастных случаев осуществляется Министерством энергетики. А при возникновении пожара в жилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах, проводится проверка МЧС.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 11.02.2021 г. N 63 "Об объявлении Перечня административно-территориальных единиц, вокзалов и аэропортов с установленным режимом приграничной зоны на территории Республики Узбекистан".


Документ разработан в соответствии с Указом Президента РУз от 19.05.2020 г. N УП-5997 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов и учреждений юстиции в реализации государственной правовой политики".

Министерству внутренних дел, СГБ, хокимиятам Ташкентской, Ферганской и Сурхандарьинской областей при организации деятельности в административно-территориальных единицах, железнодорожных станциях и аэропортах необходимо руководствоваться утвержденным Перечнем, прилагаемым к Постановлению.

Регулярный контроль за соблюдением погранично-паспортного режима в населенных пунктах, расположенных в приграничной зоне, осуществляется в соответствии с Положением о пограничном режиме на территории Республики Узбекистан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров РУз от 05.07.2018 г. N 504.


* * *



Принят Закон Республики Узбекистан от 12.02.2021 г. N ЗРУ-673 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности".


Изменения, внесенные в статью 148-2 УК и статью 51 КоАО, устанавливают прямую уголовную ответственность за административное принуждение несовершеннолетнего к труду в какой-либо форме (раньше к уголовной ответственности можно было привлечь в случае повторного совершения данного деяния после применения административного взыскания).

Статья 216-1 УК дополнена нормой, устанавливающей уголовную ответственность за склонение несовершеннолетнего лица к участию в деятельности незаконных общественных объединений и религиозных организаций, течений, сект. К лицу, совершившему данное преступление, могут быть применены следующие меры наказания:

q ограничение свободы от 3 до 5 лет;

q либо лишение свободы от 3 до 5 лет.

УК также дополнен статьей 128-1, которая устанавливает уголовную ответственность за половое сношение или удовлетворение половой потребности в противоестественной форме с лицом в возрасте от 16 до 18 лет, заведомо для виновного 18 лет, путем предоставления ему материальных ценностей либо имущественной выгоды. К лицу, совершившему данное преступление, могут быть применены следующие меры наказания:

q обязательные общественные работы до 300 часов;

q или исправительные работы до 2 лет;

q или ограничение либо лишение свободы до 2 лет.

Ответственности за совершение данного преступления подлежат лица, которым до его совершения исполнилось 18 лет.

Наряду с этим, в УПК внесены дополнения, определяющие подследственность уголовных дел, предусмотренных частью 1 статьи 216-1 и статьи 128-1 УК, органам внутренних дел.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 12.02.2021 г. N 66 "Об утверждении положений об Агентстве по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан и о Палате государственных кадастров Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан".


В целях обеспечения реализации Указа Президента РУз от 07.09.2020 г. N УП-6061 "О мерах по кардинальному совершенствованию системы ведения учета земли и государственных кадастров" и Постановления Президента РУз от 07.09.2020 г. N ПП-4819 "О мерах по организации деятельности Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан" утверждены следующие документы:

q Положение об Агентстве по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан (1);

q Положение о Палате государственных кадастров Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан (2).

Положение (1) определяет статус, основные задачи, функции, права, обязанности, порядок организации и отчетности о деятельности Агентства по кадастру при ГНК (далее - Агентство), а также функциональные обязанности и ответственность его руководителей.

Основные задачи Агентства:

а) в сфере госрегистрации прав на недвижимое имущество:

q обеспечение реализации единой государственной политики в сфере госрегистрации прав на недвижимое имущество;

q государственная регистрация прав на недвижимое имущество;

q ведение Государственного земельного кадастра, Государственного кадастра зданий и сооружений;

q осуществление эффективного земельного надзора, направленного на обеспечение госрегистрации прав на недвижимое имущество и недопущение самовольного захвата земельных участков.

б) в сфере геодезии и картографии:

q обеспечение реализации единой государственной политики в сфере геодезии и картографии;

q проведение картографического мониторинга с использованием данных и материалов аэрокосмической съемки, топографических, геодезических и картографических изысканий и исследований, а также дистанционного зондирования земли и геодинамических исследований;

q ведение государственного картографо-геодезического кадастра;

q осуществление государственного геодезического надзора.

в) в сфере ведения государственных кадастров:

q обеспечение реализации единой государственной политики в сфере ведения государственных кадастров;

q координация деятельности органов государственного управления и органов государственной власти на местах в сфере ведения государственных кадастров;

q ведение единой системы государственных кадастров, обеспечение эффективного ведения государственного кадастра территорий;

q осуществление эффективного кадастрового надзора, направленного на обеспечение соблюдения порядков ведения государственных кадастров;

г) расширение международного сотрудничества в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии, картографии и ведения государственных кадастров;

д) обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии, картографии и ведения государственных кадастров.

Местонахождение Агентства (почтовый адрес): г. Ташкент, Чиланзарский р-н, ул. Чупонота, массив "Ц", 100097.

Согласно Положению (2), в основные задачи Палаты государственных кадастров также входят создание и использование геопространственных данных, госрегистрация прав на недвижимое имущество, разработка предложений по расширению международного сотрудничества в области ведения госкадастра.


* * *



Хокимом г. Ташкента принято решение от 11.02.2021 г. N 146 "О минимальных ставках арендной платы, применяемых за пользование государственным недвижимым имуществом в г. Ташкенте на 2021 год". Ставки остались на уровне, установленном на 2020 г.


Решением утверждены:

q Минимальные ставки арендной платы, применяемые за пользование государственным недвижимым имуществом за 1 кв. м на 2021 год по г. Ташкенту (1);

q Порядок исчисления арендной платы (базовой ставки арендной платы) и применяемые коэффициенты (2);

q Список центральных магистральных улиц в г. Ташкенте (3).

Видоизменились цели использования площадей, передаваемых в аренду, а именно в аренду также может быть передано помещение для приема металлолома и вторичной бумажной (суконной) продукции. Также в целях использования площадей, передаваемых в аренду, включены нотариальные услуги (пункт 103).

Согласно решению, коэффициенты, применяемые к ставкам арендной платы (2), определяются на основании границ, установленных решением хокима г. Ташкента от 24.02.2015 г. N 162, где:

        

         

     

Зоны

          

    

Применяемые коэффициенты

     

1-зона


4,73

2-зона


3,81

3-зона


2,89

4-зона


1,97

5-зона


1,15

      

      

Список центральных магистральных улиц в г. Ташкенте (3) пополнился и теперь состоит из 96 улиц.

Решение хокима г. Ташкента от 31.01.2020 г. N 100 утратило силу.


































































Время: 0.0048
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск