язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Новое в базе/ Март, 2021 год/ Законодательные основы деятельности государственных органов/ Подготовка, принятие, учет нормативно-правовых актов. Контроль за исполнением/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.03.2021 г. N ПП-5025 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы оценки регуляторного воздействия"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

15.03.2021 г.

N ПП-5025



О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ

РЕГУЛЯТОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ


В целях повышения качества нормотворческой деятельности в стране, внедрения в разработку проектов нормативно-правовых актов новых инновационных методов "умного регулирования", предоставляющих возможность принятия глубоко продуманных и просчитанных решений с широким привлечением общественности:


1. Принять к сведению, что в рамках внедрения системы оценки регуляторного воздействия введено требование обязательного проведения общественного обсуждения всех проектов нормативно-правовых актов.

Одобрить предложение палат Олий Мажлиса и Кабинета Министров о совершенствовании системы проведения оценки регуляторного воздействия, предусматривающее обязательность:

обобщения предложений и замечаний, поступивших в ходе проведения общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов, включения их в отчет об оценке регуляторного воздействия, представления в обязательном порядке в орган, принимающий нормативно-правовой акт, а также опубликования на портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов;

возвращения в обязательном порядке принимающими органами проектов нормативно-правовых актов, не прошедших общественного обсуждения, их разработчикам.

Установить порядок, в соответствии с которым Министерство юстиции:

организует всестороннее рассмотрение заинтересованными министерствами и ведомствами проектов нормативно-правовых актов, имеющих важное экономическое и общественно-политическое значение, до проведения их общественного обсуждения;

требует проведения форумов с участием средств массовой информации и привлечением экспертов и представителей широкой общественности по проектам нормативно-правовых актов, вызвавшим обоснованные замечания физических и юридических лиц в процессе их общественного обсуждения, и возвращает такие проекты разработчикам для доработки.


2. Установить, что в целях поэтапного внедрения системы оценки регуляторного воздействия:

а) в срок до 1 января 2022 года проводится оценка регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов, предусматривающих:

введение новых ограничений и новых видов разрешительных процедур, лицензий хозяйствующим субъектам или распространение действующих ограничений, разрешительных процедур и лицензируемых видов деятельности на более широкий круг участников рынка;

введение дополнительных требований и условий для получения разрешительных документов или лицензий;

повышение требований к минимальному размеру уставного капитала юридических лиц;

ограничение (уменьшение) установленных прав хозяйствующих субъектов или возложение на них дополнительных обязательств либо дополнительных расходов;

установление для хозяйствующих субъектов любых видов льгот, гарантий, преференций, а также предоставление им новых, в том числе эксклюзивных прав;

б) начиная с 1 января 2022 года по всем проектам нормативно-правовых актов и принятым нормативно-правовым актам, оказывающим воздействие на предпринимательскую деятельность, права, свободы и законные интересы граждан, а также окружающую среду, проводится оценка регуляторного воздействия.


3. Утвердить Положение о порядке проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов согласно приложению, предусматривающее:

внедрение трехэтапного порядка проведения оценки регуляторного воздействия в процессе планирования и разработки, а также после принятия проекта нормативно-правового акта;

ежегодную разработку и утверждение после проведения общественного обсуждения Кабинетом Министров в срок до 20 марта плана проведения оценки регуляторного воздействия принятых нормативно-правовых актов;

осуществление мониторинга исполнения нормативно-правовых актов (правового мониторинга) органами государственного управления и другими организациями одновременно с проведением оценки регуляторного воздействия нормативно-правовых актов с учетом его результатов при проведении оценки регуляторного воздействия;

рассмотрение в обязательном порядке соответствующими государственными органами заключений о результатах альтернативной оценки регуляторного воздействия, подготовленных физическими и юридическими лицами.

Рекомендовать Верховному суду, Генеральной прокуратуре и Министерству внутренних дел внесение в Министерство юстиции предложений о проведении оценки регуляторного воздействия нормативно-правовых актов с учетом результатов обобщения материалов дел, рассмотренных в судах, а также судебной, следственной, правоприменительной практики и статистической отчетности.


4. Определить, что Министерство юстиции:

координирует деятельность по проведению оценки регуляторного воздействия органов государственного управления, исполнительной власти на местах и других организаций с оказанием методической помощи;

осуществляет мониторинг деятельности государственных органов и организаций по проведению оценки регуляторного воздействия и общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов;

в случаях непредставления ответа (оставления без рассмотрения) по поступившим в процессе общественного обсуждения и признанным обоснованными предложениям по проектам нормативно-правовых актов и действующим нормативно-правовым актам вносит в государственные органы и организации обязательные для исполнения представления об устранении данных недостатков;

формирует список работников государственных органов и организаций, ответственных за оценку регуляторного воздействия, вносит предложения о повышении их квалификации и совершенствовании навыков, включая организацию для них учебных мероприятий за рубежом;

проводит системный анализ показателей Республики Узбекистан в соответствующих международных рейтингах, а также разрабатывает предложения по их дальнейшему улучшению.


5. Министерству юстиции:

а) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 июля 2021 года:

обеспечить усовершенствование портала обсуждений проектов нормативно-правовых актов и Единой электронной системы разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов, предусмотрев при этом предоставление общественности возможности наблюдения за всем процессом проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов, а также опубликование в средствах массовой информации и размещение в социальных сетях уведомлений о выставлении проектов на общественное обсуждение;

внести предложения о внедрении автоматизированной электронной программы анализа выгод и издержек в процесс проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов;

б) совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, а также Антимонопольным комитетом в срок до 15 апреля 2021 года:

внедрить практику организации учебных семинаров по разъяснению руководителям и ответственным работникам государственных органов и организаций сути и порядка проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов в соответствии с настоящим постановлением на основе отдельно утвержденных планов;

утвердить методику проведения оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативно-правовых актов, формы анкет для участников обсуждений и соответствующих отчетов.


6. Рекомендовать органам хозяйственного управления и предприятиям с участием государства начиная с 1 января 2022 года:

внедрить порядок проведения оценки регуляторного воздействия своих документов (их проектов), влияющих на права и интересы населения и предпринимателей;

ежегодно проводить оценку регуляторного воздействия своих документов на основе анализа вопросов, обсуждаемых населением и предпринимателями в средствах массовой информации и социальных сетях, с широким освещением результатов проведенной оценки.


7. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.


8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 16 марта 2021 г.