язык интерфейса

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты/ Предпринимательство/ Природопользование. Обращение с отходами/ Стратегия управления водными ресурсами и развития сектора ирригации в Республике Узбекистан на 2021-2023 годы (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 24.02.2021 г. N ПП-5005)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 24.02.2021 г. N ПП-5005



СТРАТЕГИЯ

управления водными ресурсами и развития

сектора ирригации в Республике Узбекистан

на 2021-2023 годы


Стратегия управления водными ресурсами и развития сектора ирригации в Республике Узбекистан на 2021-2023 годы (далее - Стратегия) разработана во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 10 июля 2020 года N УП-6024 "Об утверждении Концепции развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы".

Стратегия направлена на реализацию приоритетных направлений, определенных в Концепции развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы, а также достижение основных целевых показателей и индикаторов.

Стратегия включает в себя ряд инфраструктурных, политических, институциональных мер и мероприятий по повышению потенциала, охватывающих вопросы устойчивого управления водными ресурсами и модернизации сектора ирригации страны, а также программы и комплекс мер, направленные на управление водными ресурсами и развитие сектора ирригации страны в 2021-2023 годах.



I. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ

ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ И РАЗВИТИЯ

СЕКТОРА ИРРИГАЦИИ


Для выполнения задач по приоритетным направлениям, обозначенным в Концепции развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы, в рамках Стратегии на период 2021-2023 годов реализуются следующие мероприятия:


1.1. По совершенствованию системы прогнозирования и ведения учета информирования баз данных водных ресурсов и обеспечению ее прозрачности:

а) будет построено и реконструировано всего 6 гидрологических постов, расположенных на реках и саях, в том числе в 2021 году - 2 единицы, в 2022 году - 2 единицы и в 2023 году - 2 единицы (приложение N 1);

б) будут оснащены автоматизированным оборудованием на основе цифровых технологий всего 6 гидрологических постов, расположенных на реках и саях, в том числе в 2021 году - 2 единицы, в 2022 году - 2 единицы и в 2023 году - 2 единицы (приложение N 1a);

в) будет усовершенствована система ведения учета водных ресурсов, а также будет создана национальная информационно-управляющая система водного хозяйства и прозрачная информационная система по водным ресурсам, включая информационную систему ситуационного центра с интеграцией всех программных обеспечений по водному хозяйству;

г) будут разработаны программы и инструкции по поддержке межведомственного сотрудничества и обмена данными в режиме реального времени, а также наращиванию потенциала;

д) к концу 2021 года будет пересмотрен и внедрен на практике единый стандарт классификации и идентификации водных ресурсов для объектов Государственного водного кадастра;

е) в целях поддержки планирования и управления водными ресурсами, а также систем предупреждения об изменениях стока основных рек, в том числе о наводнениях и засухе:

в 2021 году будут разработаны технические требования по проведению исследований в целях повышения потенциала в области прогнозирования, а также будет сформирована экспертная группа и разработан план действий с учетом будущих прогнозов изменения климата;

в 2022 году будет запущена новая система прогнозирования, в 2023 году - внедрены новшества в системы прогнозирования и предупреждения.


1.2. По модернизации объектов водного хозяйства, организации управления крупными водохозяйственными объектами на основе цифровых технологий, в том числе наибольшей адаптации к изменению климата, широкому внедрению современных ресурсосберегающих технологий, расширению привлечения иностранных инвестиций в сферу, а также обеспечению целевого и эффективного использования выделяемых средств:

а) в рамках реконструкции и модернизации объектов водного хозяйства, организации управления крупными объектами водного хозяйства на основе цифровых технологий, широкого внедрения современных ресурсосберегающих технологий, расширения привлечения иностранных инвестиций в сферу, а также обеспечения целевого и эффективного использования выделяемых средств:

будут внедрены следующие современные подходы к планированию, формированию и контролю наиболее эффективных, рентабельных и устойчивых инфраструктурных проектов:

- в 2021 году будут разработаны технические требования по подготовке новой инструкции, а также новые стандарты проектирования и контроля, в том числе проведены опытные испытания, будет уделено внимание оптимизации эффективности ирригационной системы на всех уровнях;

- в 2022 году будут приняты новые стандарты в области проектирования и контроля за проектами, а также внедрены новые методы проведения инспекции;

- в 2023 году будет сформирован потенциал в области применения на практике новых стандартов и систем;

- будут реализованы следующие мероприятия по модернизации и улучшению инфраструктуры (приложение N 2):

- будут построены и реконструированы каналы ирригационной системы и оросительной сети общей протяженностью 1 758,1 км, в том числе в 2021 году - 384,6 км, в 2022 году - 639,4 км и в 2023 году - 734,2 км;

- будет построено и реконструировано всего 143 гидроузла и других крупных гидротехнических сооружений, в том числе в 2021 году - 23 единицы, в 2022 году - 40 единиц и в 2023 году - 80 единиц;

- будут построены и реконструированы лотковые оросительные сети общей протяженностью 443,5 км, в том числе в 2021 году - 125,7 км, в 2022 году - 151 км и в 2023 году - 166,7 км;

- будут отремонтированы и восстановлены каналы ирригационной системы общей протяженностью 15 636 км, 14 627 гидротехнических сооружений и 14 955 гидрологических постов (приложение N 3);

б) по повышению энергоэффективности и снижению выбросов углерода и эксплуатационных затрат насосных станций в системе Министерства водного хозяйства, а также повышению коэффициента полезного действия насосов:

будут построены и реконструированы насосные станции общей мощностью 49,5 куб. м/с, в том числе в 2021 году - мощностью 17,5 куб. м/с, в 2022 году - 10,7 куб. м/с, в 2023 году - 21,3 куб. м/с (приложение N 2);

будет построено и реконструировано всего 84,6 км напорных трубопроводов на насосных станциях, в том числе в 2021 году - 10,0 км, в 2022 году - 32,9 км, в 2023 году - 41,7 км (приложение N 2);

будет обновлено всего 518 устаревших насосных агрегатов, в том числе в 2021 году - 163 единицы, в 2022 году - 181 единица, в 2023 году - 174 единицы (приложение N 4);

будет обновлено всего 807 устаревших электродвигателей на насосных станциях, в том числе в 2021 году - 219 единиц, в 2022 году - 354 единицы, в 2023 году - 234 единицы, а также трансформаторы и системы их управления будут заменены на энергосберегающие, будет налажено использование солнечных батарей (приложение N 5);

в 2021 году на 1688 насосных станциях будет установлено оборудование для ведения мониторинга расхода воды в режиме онлайн на основе цифровых технологий (приложение N 6);

в рамках проектов, реализуемых на объектах водного хозяйства с участием зарубежных финансовых институтов и международных финансовых организаций, будет освоено всего 696,7 млн долл. США, в том числе в 2021 году - 211,2 млн долл. США, в 2022 году - 230,7 млн долл. США и в 2023 году - 254,8 млн долл. США (приложение N 7);

в 2021 году будут проведены исследования для оценки и повышения возможностей использования солнечной энергии на насосных станциях;

годовое потребление электроэнергии насосными станциями системы Министерства водного хозяйства будет уменьшено с 7,6 млрд кВт. ч до 7,3 млрд кВт. ч в 2021 году, до 7,25 млрд кВт. ч в 2022 году, до 7,15 млрд кВт. ч в 2023 году.


1.3. По обеспечению безопасности и надежной эксплуатации водохранилищ, селеводохранилищ и других объектов водного хозяйства:

а) в целях защиты водохранилищ, селеводохранилищ и других объектов водного хозяйства от воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов, обеспечения их безопасности и надежной эксплуатации будут модернизированы, восстановлены и обновлены контрольно-измерительное оборудование, а также автоматизированные системы оповещения и передачи данных (информации) на 12 водохранилищах и других крупных гидротехнических сооружениях, в том числе в 2021 году - на 5, в 2022 году - на 3 и в 2023 году- на 4;

б) в 2021 году будут подготовлены предложения по применению и имплементации в Узбекистане технических регламентов и рекомендаций Международной комиссии по крупным плотинам, а также изучению передового опыта зарубежных стран по внедрению современных мер по обеспечению безопасности и надежной эксплуатации водохранилищ, селеводохранилищ и других объектов водного хозяйства;

в) будет повышен потенциал в области дистанционного мониторинга показателей безопасности на крупных гидротехнических сооружениях, будут внедрены автоматизированные системы контроля и налажена интегрированная система предупреждения;

г) будут подготовлены предложения по внедрению международных стандартов по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, ремонту и восстановлению, консервации и ликвидации водохранилищ, селеводохранилищ и других объектов водного хозяйства.


1.4. По приоритетному направлению совершенствования системы управления водными ресурсами, внедрения технологии "Smart Water" ("Умная вода") и аналогичных цифровых технологий в водопользование и ведение учета водопотребления:

а) по внедрению технологии "Smart Water" ("Умная вода") и аналогичных цифровых технологий в водопользование и ведение учета водопотребления:

поэтапно будет внедрена технология "Smart Water" ("Умная вода") для контроля и ведения учета всех водных ресурсов, планирования водопользования и организации оперативного управления водой. При этом будет налажена система мониторинга ведения учета воды на основе цифровых технологий в общем на 18 576 объектах водного хозяйства, из них в 2021 году - на 3 099 единицах, в 2022 году - на 4 540 единицах и в 2023 году - на 10 937 единицах (приложение N 8);

будут переведены на автоматизированную систему мониторинга 6 172 мелиоративные наблюдательные скважины, в том числе в 2021 году - 2 022 единицы, в 2022 году - 2 050 единиц и в 2023 году - 2 100 единиц (приложение N 9);

процессы управления на объектах водного хозяйства будут переведены на автоматизированное управление на основе цифровых технологий управления на 60 крупных объектах водного хозяйства, в том числе в 2021 году - на 20, в 2022 году - на 20 и в 2023 году - на 20 (приложение N 10);

б) по повышению потенциала в области управления системами орошения на различных уровнях системы:

к концу 2021 года будут разработаны методические инструкции для фермерских хозяйств, кластерных организаций, коопераций, ассоциаций водопотребителей и водохозяйственных организаций, описывающие потребности в воде в различных почвенных и климатических условиях, отбор экспортоориентированных сельскохозяйственных культур и методы их выращивания с учетом международного опыта, результатов, предоставленных научно-исследовательскими институтами по сельскому хозяйству, поэтапного внедрения водосберегающих технологий и влияния будущих изменений климата;

будет внедрена обновленная система прав на воду для орошаемых регионов, к 2022 году будет усовершенствован порядок сезонного планирования и распределения воды, включая меры по эффективному управлению водой в условиях изменчивости водных ресурсов и засухи, а также будут установлены высокие границы лимита водозабора для поощрения внедрения водосберегающих технологий.


1.5. По поощрению дальнейшего расширения внедрения водосберегающих технологий орошения в выращивание сельскохозяйственных культур, привлечению иностранных инвестиций и грантов в данную сферу:

a) к концу 2021 года будут разработаны пособия и проведены учебные семинары по пропаганде широкого внедрения водосберегающих технологий с учетом различных почвенных условий и видов культур, агротехнических мероприятий и финансовых возможностей;

б) будут внедрены водосберегающие технологии при орошении сельскохозяйственных культур на площади с 308 тыс. гектаров до 538 тыс. гектаров в 2021 году, до 798 тыс. гектаров - в 2022 году, 1,1 млн гектаров - в 2023 году, в том числе технологии капельного орошения на площади с 121 тыс. гектаров до 332 тыс. гектаров - в 2021 году, до 562 тыс. гектаров - в 2022 году и до 822 тыс. гектаров - в 2023 году (приложение N 11);

в) будет создана усовершенствованная система мониторинга и отчетности по эффективности использования воды на орошаемых площадях с применением таких современных технологий, как дистанционное зондирование, геоинформационные системы (GIS) и беспилотные летательные аппараты.


1.6. По улучшению и обеспечению устойчивости мелиоративного состояния орошаемых земель, содействию в повышении плодородия земель, применению эффективных технологий по снижению уровня и предотвращения засоления почв:

а) будет введен в оборот всего 232 тыс. гектаров вышедших из сельскохозяйственного оборота орошаемых земель, в том числе в 2021 году - 140 тыс. гектаров, в 2022 году -50 тыс. гектаров, в 2023 году - 42 тыс. гектаров (приложение N 12);

б) предусматриваются следующие мероприятия, связанные с применением эффективных технологий по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель:

будут выполнены строительство и реконструкция коллекторно-дренажных сетей общей протяженностью 1,889,2 км, в том числе в 2021 году - 580,4 км, в 2022 году - 658,9 км и в 2023 году - 656,9 км (приложение N 13);

будет выполнен ремонт и восстановление коллекторно-дренажных сетей общей протяженностью 45 595 км, в том числе в 2021 году - 14 867 км, в 2022 году - 15 133 км и в 2023 году - 15 595 км (приложение N 14);

в) к концу 2021 года будет разработан план действий, направленный на сокращение количества засоленных площадей, а также усовершенствованных агротехнических мероприятий, в том числе смягчение последствий засоления путем выращивания солеустойчивых культур на основе передового зарубежного опыта и современных подходов, а также совершенствование промывки засоленности площадей. При этом будут предусмотрены мероприятия по укреплению материально-технической базы мелиоративных экспедиций системы Министерства водного хозяйства, разработке программы повышения их потенциала и совершенствованию порядка их реализации.


1.7. По внедрению в водное хозяйство принципов рыночной экономики, в том числе системы поэтапного возмещения водопотребителями части затрат на доставку воды для орошения, направление поступивших средств на своевременный качественный ремонт и восстановление объектов водного хозяйства, внедрение цифровых технологий и эффективное управление ими:

а) в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 22 мая 2020 года N 310 "О мерах по повышению эффективности использования воды в сельском хозяйстве и покрытию затрат на водоснабжение" доля бюджетных средств, выделяемых для сектора водного хозяйства, будет снижена на 3 процента в 2021 году, на 6 процентов - в 2022 году и на 9 процентов - в 2023 году путем внедрения рыночных механизмов в сфере управления водными ресурсами, а также возмещения водопотребителями части затрат на поставку воды;

б) будет разработана новая методика расчета ставки налога за пользование водными ресурсами в зависимости от объемов водопотребления, а также установлены ставки с учетом затрат на поставку воды и приоритетных направлений социально-экономической политики государства. Ставки налога за пользование водными ресурсами определяются с учетом затрат на поставку воды, а также промышленно-технологических характеристик различных категорий водопотребителей, в том числе с учетом качества возвратной воды;

в) на основе комплексного анализа зарубежного передового опыта по возмещению эксплуатационных затрат водохозяйственных организаций, а также системы, действующей в Узбекистане, в 2021 году будут разработаны предложения по реформированию возмещения водопотребителями части затрат.


1.8. По внедрению государственно-частного партнерства и аутсорсинга в водное хозяйство, передаче отдельных объектов водного хозяйства в пользование фермерским хозяйствам, кластерам и другим организациям, направлению сэкономленных средств на модернизацию объектов водного хозяйства, оплату труда и стимулирование персонала:

до 2022 года будет рассмотрена благоприятная среда, критерии и договорные отношения, связанные с проектами государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в сфере водного хозяйства, включая критерии отбора частных партнеров ГЧП и соответствующие процедуры проведения инспекций, а также будет разработано пособие по проектам ГЧП, реализуемых в сфере водного хозяйства;

в сфере управления ирригации будет реализовано 124 проекта на основе принципов государственно-частного партнерства, в том числе в 2021 году - 30 проектов, в 2022 году - 42 и в 2023 году - 52 (приложение N 15);

бюджетные средства, сэкономленные в результате реализации проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства, а также условий аутсорсинга в водном хозяйстве, будут направлены на модернизацию объектов водного хозяйства, оплату труда и стимулирование персонала сферы водного хозяйства;

в течение первого квартала 2021 года будет разработана методология передачи водопотребителям (группам фермерских и дехканских хозяйств, кластерам и другим) части функций по управлению водными ресурсами в соответствии с четко определенными критериями и принципами на основе обеспечения конкретных обязательств, экономической эффективности, социальной справедливости и экологической стабильности.


1.9. По приоритетному направлению внедрения принципов интегрированного управления водными ресурсами, гарантированного водоснабжения населения и отраслей экономики, улучшения качества воды и сохранения экологического баланса окружающей среды:

а) в первом квартале 2021 года будет разработан проект закона Республики Узбекистан о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О воде и водопользовании";

б) с учетом проводимых реформ в сфере водного хозяйства до конца 2022 года будет разработан проект Водного кодекса Республики Узбекистан с целью внедрения эффективных механизмов управления водными ресурсами, рационального водопользования и водопотребления, включая функции, роль и обязательства министерств и ведомств, причастных к водному хозяйству, а также водохозяйственных организаций, включая положения о широком участии заинтересованных сторон;

в) потребность в воде будет определяться на уровне государства, регионов и водных бассейнов исходя из приоритетности водопользования отраслей экономики и окружающей среды и с учетом будущих изменений, в том числе факторов, способствующих изменению климата и экономическому росту;

г) лимиты водозабора будут устанавливаться для населения и отраслей экономики, включая коммунальное хозяйство, промышленность, восстановление экологического баланса и сельское хозяйство, с учетом их приоритетности;

д) к 2022 году будет усовершенствована система планирования и управления водными ресурсами с учетом гарантированного водоснабжения населения, приоритета отраслей экономики, повышения эффективности использования воды, охраны окружающей среды и обеспечения экологического баланса, дефицита воды и изменчивости расхода воды в источниках;

е) в 2021 году будет разработана и реализована программа действий по внедрению принципов интегрированного управления водными ресурсами, а также стимулированию технической помощи международных финансовых институтов и зарубежных государств, а также других доноров;

ж) в 2021 году в Министерстве водного хозяйства будет создан единый национальный центр по учету водных ресурсов, планированию и интегрированному управлению водопользованием.


1.10. По приоритетному направлению развития межгосударственных отношений по вопросам использования трансграничных водных ресурсов, разработки и продвижения взаимоприемлемых механизмов совместного управления водными ресурсами и программ эффективного водопользования, обеспечивающих баланс интересов стран Центральной Азии:

а) будут разработаны взаимоприемлемые механизмы совместного управления трансграничными водными ресурсами региона, обеспечивающие баланс интересов стран Центральной Азии;

б) в период реализации Стратегии будут подготовлены предложения по совершенствованию системы мониторинга стока рек Амударьи, Сырдарьи и других трансграничных рек, проведению совместного контроля и мониторинга воды, а также созданию и внедрению системы обмена открытыми данными;

в) государствами региона будут разработаны взаимоприемлемые механизмы по строительству крупных гидротехнических сооружений;

г) будут подготовлены предложения по разработке совместных планов по управлению региональными водными ресурсами и определению задач на перспективу, в том числе разработке и внедрению на практике мер адаптации к изменению климата на региональном уровне.


1.11. По приоритетному направлению совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров для сферы водного хозяйства, развития взаимодействия сфер образования, науки и производства, внедрения в производство достижений науки и ноу-хау:

а) будут внедрены современные системы обучения, отвечающие современным проблемам управления водными ресурсами, при этом доля работников водного хозяйства с высшим образованием будет увеличена с 42 до 47 процентов в 2021 году, до 47,5 процента - в 2022 году и до 48 процентов - в 2023 году (приложение N 16);

б) будут приняты меры по предупреждению текучести кадров в сфере путем доведения оплаты труда работников организаций системы водного хозяйства до среднего уровня по республике. При этом заработная плата работников водного хозяйства будет увеличена до 85 процентов относительно уровня среднемесячной заработной платы по республике в 2021 году, до 90 процентов - в 2022 году и до 95 процентов - в 2023 году;

в) будут выполнены на практике практические научно-исследовательские работы, в том числе всего 87 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также внедрены научные достижения и ноу-хау в сфере водного хозяйства, направленные на поддержку реализации Стратегии и решение важных проблем в сфере водного хозяйства (приложение N 17);

г) будут организованы курсы обучения и повышения квалификации в целях наращивания потенциала образовательных и научно-исследовательских учреждений, поддержки внедрения современных, эффективных и устойчивых подходов к интегрированному управлению водными ресурсами, а также наращивания потенциала реализации мер по устойчивости к изменению климата при проектировании и эксплуатации. При этом особое внимание будет уделено поощрению участия женщин и обеспечению гендерного равенства.



II. РЕЗУЛЬТАТЫ, ОЖИДАЕМЫЕ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ


В результате реализации Стратегии ожидается достижение к 2023 году следующих целей (приложение N 18):


2.1. По совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере водного хозяйства:

а) в 2021 году будут внесены изменения и дополнения в Закон Республики Узбекистан "О воде и водопользовании", при этом предусматривается:

конкретное определение полномочий органов государственной власти и управления в области регулирования водных отношений, государственного управления и контроля в области использования и охраны воды;

повышение ответственности водопользователей и водопотребителей за эффективное использование водных ресурсов, а также широкое внедрение водосберегающих технологий орошения, инновационных и информационно-коммуникационных технологий в управлении водой;

укрепление правового статуса ассоциаций водопотребителей, коренное совершенствование их деятельности, повышение роли и расширение полномочий в области управления водными ресурсами, внедрение эффективных механизмов взаимодействия с органами государственного и хозяйственного управления, а также водопотребителями;

дальнейшее совершенствование договорных отношений, связанных с водой, между юридическими и физическими лицами, внедрение механизмов государственно-частного партнерства при эксплуатации объектов водного хозяйства;

совершенствование порядка планирования водопользования и водопотребления для нужд сельского хозяйства, выдачи разрешений на специальное водопользование или специальное водопотребление, а также установления лимитов водозабора;

усиление работ по охране воды и водных бассейнов;

определение прав и обязательств предприятий и организаций рыбного хозяйства и рыболовства, использующих водоемы или рыбопромысловые участки;

б) в 2023 году будет принят Водный кодекс Республики Узбекистан, охватывающий все нормативно-правовые акты по водопользованию и охране воды, усовершенствующий правовую базу водных отношений на основе передового международного опыта.


2.2. В направлении совершенствования системы государственного управления водным хозяйством:

а) будет проведен функциональный анализ системы управления водным хозяйством в соответствии с международными стандартами и практикой, будет разработана и внедрена новая система управления;

б) будут конкретно определены задачи, функции и полномочия каждого государственного органа в сфере управления и водопользования;

в) будут конкретно определены функции, связанные с разработкой водной политики, регулированием водного сектора и оказанием водохозяйственных услуг;

г) будет осуществлен переход от использования административных методов государственного регулирования к методам и механизмам, направленным на принципы рыночной экономики;

д) будет внедрен механизм интегрированного управления водными ресурсами Республики Узбекистан с полным охватом использования и потребления всех водных ресурсов и их распределением между водоснабжением населения, отраслями экономики и окружающей средой;

е) будет создана Комплексная национальная система учета, планирования и управления водными ресурсами, связанная с Национальной кадастровой базой данных, обеспечение открытости и доступности данных.


2.3. В направлении рационального использования водных ресурсов:

а) будет внедрена новая система лимитов водозабора для орошения, обеспечивающая потребности сельского хозяйства и отвечающая принципам эффективного и рационального использования воды для орошения;

б) коэффициент полезного действия ирригационной системы и оросительных сетей будет повышен с 0,63 до 0,66;

в) площади орошаемых земель с низким уровнем водообеспечения будут уменьшены с 526 тыс. гектаров до 424 тыс. гектаров путем разработки и реализации планов, направленных на улучшение водоснабжения орошаемых площадей.


2.4. В направлении модернизации объектов водного хозяйства и широкого внедрения энергоэффективных технологий:

а) будет осуществлена модернизация системы ирригации и увеличена доля каналов с бетонным покрытием с 35 процентов до 38 процентов;

б) будут заменены на современные энергосберегающие 518 насосных агрегатов и 807 электродвигателей насосных станций;

в) годовое потребление электроэнергии насосными станциями системы Министерства водного хозяйства будет уменьшено с 7,6 млрд кВт ч до 7,15 млрд кВт ч.


2.5. В направлении расширения масштаба использования современных водосберегающих технологий доведение внедрения водосберегающих технологий орошения с 308 тыс. гектаров до 1 098 тыс. гектаров, в том числе технологии капельного орошения с 121 тыс. гектаров до 822 тыс. гектаров.


2.6. В направлении улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель:

а) путем проведения мелиоративных мероприятий площади засоленных земель будут сокращены с 1 926 тыс. гектаров до 1 888 тыс. гектаров, в том числе земель со средней и высокой засоленностью с 581 тыс. гектаров до 532 тыс. гектаров;

б) площади орошаемых земель с критическим уровнем грунтовых вод (0-2 метра) будут уменьшены с 988 тыс. гектаров до 900 тыс. гектаров;

в) будет введено в сельскохозяйственный оборот всего 232 тыс. гектаров орошаемых земель, выведенных из оборота.


2.7. В направлении внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в водное хозяйство:

а) будут внедрены современные методы и технологии, в том числе цифровые технологии и другие инновационные технологии, при определении спроса на воду для орошения, ведении мониторинга распределения и эффективности водопользования, а также принятии решений о водопользовании;

б) будут оснащены автоматизированным оборудованием на основе цифровых технологий 6 гидрологических постов, расположенных на реках и саях;

в) будет увеличено количество объектов водного хозяйства, на которых внедрена система измерения воды на основе информационно-коммуникационных и цифровых технологий "Smart water" ("Умная вода") до 18 576;

г) процессы управления водой на 60 крупных объектах водного хозяйства будут переведены на автоматизированное управление на основе цифровых технологий;

д) мониторинг 2 100 действующих мелиоративных наблюдательных скважин будет осуществляться посредством цифровых технологий;

е) мониторинг потребления электроэнергии и расход воды на 1 688 насосных станциях системы Министерства водного хозяйства будет осуществляться в режиме онлайн.


2.8. В направлении внедрения рыночных механизмов, совершенствования научно-исследовательской деятельности и повышения кадрового потенциала сферы:

а) в водном хозяйстве будет реализовано 124 проекта на основе принципов государственно-частного партнерства;

б) будет обеспечено покрытие 9 процентов расходов на поставку воды для орошения водопотребителями;

в) месячная оплата труда работников организаций системы Министерства водного хозяйства будет увеличена до 95 процентов относительно уровня среднемесячной заработной платы по республике;

г) в 2021-2023 годах в сфере водного хозяйства будет выполнено 87 научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, получит развитие научный и инновационный потенциал, будут внедрены научные достижения и ноу-хау;

д) будут внедрены современные системы обучения, отвечающие современным проблемам управления водными ресурсами;

е) будет создана устойчивая национальная система повышения квалификации специалистов и управленческого персонала в сфере водного хозяйства.

В направлении широкого внедрения принципов управления с интеграцией водными ресурсами:

а) стандарты качества воды будут повышены до уровня, установленного в национальном законодательстве и обязательствами республики по достижению экологической стабильности;

б) будут приняты меры по сохранению природных водных ресурсов и водозависимых экосистем, в том числе стабильное обеспечение водными ресурсами региона Приаралья;

в) путем достижения интегрированного управления поверхностными, подземными и возвратными водами будет создана система сохранения и организации стабильного использования стратегических резервов подземных вод, прежде всего пригодных для водопотребления.



III. ВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ

МЕРОПРИЯТИЙ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ В СТРАТЕГИИ

ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ


Ведение системного мониторинга реализации мероприятий, определенных в Стратегии, и подготовка предложения по решению проблем, препятствующих развитию сектора ирригации в республике, осуществляется Управлением развития водного хозяйства и стратегического анализа, созданным в Министерстве водного хозяйства, а также созданной при министерстве рабочей группой с участием международных экспертов.

Результаты мониторинга критически обсуждаются на расширенных заседаниях коллегии Министерства водного хозяйства каждые полгода.

В Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров по итогам каждого года вносится аналитическая информация о реализации мероприятий, определенных в Стратегии, достигнутых результатах и предложениях.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Стратегии



ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

строительства и восстановления гидрологических

постов на реках и саях на 2021-2023 годы

  

  

Наименование гидрологических постов

Общее количество возводимых и восстанавливаемых гидрологических постов*

(штук)

  

Из них:

  

  

В 2021 году

  

...