ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2021 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 28 марта по 2 апреля 2021 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

         

(за период с 28 марта по 2 апреля 2021 г.)


Определены меры для развития научной и инновационной деятельности

         

Определены задачи Агентства международного сотрудничества

и развития при МИВТ

         

Принят Закон "О дехканском хозяйстве"

       

Утверждена Методика оценки регуляторного воздействия проектов

НПА и принятых НПА

        

Некоторые ведомственные НПА исключаются из госреестра

       

С 1 апреля контроль исполнительской дисциплины - по новому порядку

        

Принят Закон "О подсобном хозяйстве"

        

Число предприятий с участием государства сократится

на семьдесят пять процентов

      

Утверждены прогнозные показатели платежей по кредитам JICA

         

Некоторые расходы экспортеров за рубежом будут компенсироваться

       

Приняты меры по обеспечению безопасного и эффективного использования

Туполангского водохранилища

      

Аттестация патентных поверенных и кандидатов в патентные поверенные

будет проходить по измененным правилам

         

Введена уголовная ответственность за оскорбление Президента в Интернете

и призыв к массовым беспорядкам

         

Определены показатели производства минеральных удобрений в 2021 году

         

Аэропорты реконструируют и модернизируют на условиях ГЧП

       

"Узпромстройбанк" трансформируется с участием МФК

       

Внедряется госреестр сельскохозяйственных культур

      

На развитие семейного предпринимательства - льготные кредиты

       

Профобразование переходит на дуальное обучение

        

Изменен порядок возмещения консульских расходов МИД

       

В деятельность органов внутренних дел внедряются новые механизмы



Принят Указ Президента РУз от 01.04.2021 г. N УП-6198 "О совершенствовании системы государственного управления в сфере развития научной и инновационной деятельности".


Определены основные задачи Министерства инновационного развития (далее - Министерство), в числе которых:

q разработка стратегий развития приоритетных сфер и отраслей на основе научных достижений и инноваций;

q повышение интеллектуального и технологического потенциала регионов;

q формирование, утверждение госпрограмм по научной деятельности и контроль за их выполнением;

q координация системы подготовки кадров с ученой степенью;

q внедрение эффективных механизмов привлечения молодежи к научной и инновационной деятельности и всесторонняя поддержка ее инициатив;

q широкое привлечение инвестиций в реализацию научных и инновационных проектов, повышение активности частного сектора и развитие венчурного финансирования;

q проведение финансовой, экономической и технической экспертизы проектов, реализуемых на основе инновационных разработок, обеспечение необходимых условий для внедрения объектов интеллектуальной собственности;

q создание необходимых условий для коммерциализации и внедрения в производство новых разработок, реализации стартап-проектов, формирования новых организаций с участием интеллектуальной собственности и развития рационализаторской деятельности;

q расширение и укрепление международных связей в области науки и инноваций, реализация мер по трансферу инноваций и технологий и др.

Также определены приоритетные направления деятельности Министерства на 2021-2022 гг.:

q разработка биофармацевтической продукции, рекомбинантных и ДНК-вакцин, биомедицинских диагностических технологий, а также исходя из особенностей регионов - новых биотехнологических сортов сельскохозяйственных культур на основе генной и клеточной инженерии;

q создание системы комплексного мониторинга почвенных ресурсов, ресурсосберегающих технологий орошения и агротехнологий удобрения, разработка при этом агрохимических карт сельскохозяйственных культур на основе создания в регионах сети мобильных лабораторий для выявления существующих полезных и вредных веществ в почве;

q создание "умных" инновационных технологий в дорожно-транспортной инфраструктуре, системах образования и судов;

q создание инновационных технологий производства, хранения и применения "зеленого" водорода - альтернативного и экологически чистого источника энергии;

q увеличение генофонда пород скота и повышение количества мясной продукции путем использования методов генетики, внедрение инновационных технологий для расширения кормовой базы;

q создание инновационных конструкций сельхозтехники и новых технологий выращивания сельхозпродукции, направленных на повышение эффективности переработки.

В целях развития научной и инновационной деятельности в регионах в системе Министерства создаются Управления инновационного развития Республики Каракалпакстан и областей (далее - территориальные управления). Они выполняют основные задачи и функции, возложенные на Министерство в регионах.

Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей преобразуется в Фонд финансирования науки и поддержки инноваций (далее - Фонд) путем присоединения Президентского фонда коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности и Фонда поддержки одаренной молодежи Академии молодежи.

Во всех министерствах и ведомствах, органах исполнительной власти на местах, хозяйственных объединениях, крупных организациях с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов на одного из действующих замруководителя возлагается задача по внедрению инноваций (Chief Innovation Officer). Им выплачивается ежемесячная  30-процентная надбавка к базовому должностному окладу.

В управленческом аппарате хокимията Чустского района Наманганской области вводится должность замхокима района по вопросам развития инноваций.

В целях создания новой территориальной инновационной инфраструктуры и развития инновационного предпринимательства в Чустском районе разрешается размещение резидентов инновационного технопарка "Яшнобод" на основе экстерриториального принципа.

Министерству, МВССО  совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами поручено  внедрить систему оценки научной и инновационной деятельности высших образовательных учреждений (ВОУ).


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 30.03.2021 г. N 169 "Об организации деятельности Агентства международного сотрудничества и развития при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан".


Документом утверждены организационная структура и Положение об Агентстве международного сотрудничества и развития, которое определяет статус, основные задачи, функции, полномочия, ответственность, организацию деятельности и порядок отчетности, а также функциональные обязанности и ответственность его руководителей.

В соответствии с Постановлением основными задачами Агентства являются:

q предпроектная оценка предложений инициаторов проекта с привлечением квалифицированных консультантов и экспертов (в том числе разработка альтернативных сценариев);

q содействие инициаторам проектов в разработке технических заданий и технико-экономических обоснований в рамках инвестиционных проектов, финансируемых за счет государственного внешнего долга;

q внедрение системы управления стоимостью проекта на каждом этапе подготовки и реализации проекта;

q формирование матрицы целевых индикаторов проекта, внедрение системы их мониторинга и оценки;

q выявление проблем при реализации инвестиционного проекта и принятие мер по их устранению;

q организация прозрачных и честных тендеров и других закупочных процессов в рамках проектов, в том числе с привлечением независимых экспертов по закупкам и профессиональных компаний;

q обеспечение регулярного проведения соответствующих тренингов и семинаров для широкого вовлечения местных производителей и подрядчиков в реализацию проектов;

q координация деятельности групп по управлению проектами и оценка их эффективности.

Управленческий персонал в штате Агентства составляет 49 единиц.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Закон от 01.04.2021 г. N ЗРУ-680 "О дехканском хозяйстве".


Дехканским хозяйством является хозяйство, осуществляющее выращивание и реализацию сельхозпродукции на основе личного труда членов дехканского хозяйства на земельном участке, предоставленном главе дехканского хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или аренды (субаренды).

Главой дехканского хозяйства может быть достигший 18-летнего возраста дееспособный гражданин Узбекистана или лицо без гражданства, постоянно проживающее на территории республики, которому предоставлен земельный участок.

Для ведения дехканского хозяйства предоставляются земельные участки в размере от 0,06  до 1 га, которые должны использоваться только для выращивания сельхозпродукции на основе специализации дехканского хозяйства. Земельный участок также может использоваться для выращивания других культур, не предусмотренных специализацией хозяйства, путем их посевов в междурядьях основных культур или чередования основных и других сельскохозяйственных культур.

Для ведения дехканского хозяйства фермерскими хозяйствами или другими сельхозпредприятиями могут предоставляться в субаренду (без права передачи третьим лицам) части земель сельскохозяйственного назначения, освобожденных от основной культуры, на срок до одного года для промежуточного посева сельскохозяйственных культур в размере от 0,06  до 10 га.

На земельном участке, предоставленном для ведения дехканского хозяйства, запрещается строительство строений и сооружений, в том числе подземных, за исключением теплиц и иных построек из легких конструкций, а также оросительных сооружений. В случае неосуществления посева дехканским хозяйством сельхозкультур по специализации, земельный налог взимается в трехкратном размере.

Дехканское хозяйство имеет право:

q беспрепятственно перевозить и реализовать свою сельхозпродукцию на территории республики на основании выписки из Единого государственного реестра дехканских хозяйств без дополнительных документов (разрешений);

q реализовывать свою сельхозпродукцию в поле, на дехканских рынках и в торговых центрах, а также путем организации выездной торговли в населенных пунктах без дополнительных разрешений (лицензий);

q реализовывать свою сельхозпродукцию за наличный расчет или путем безналичных расчетов по банковским картам, без ограничений. При этом дехканское хозяйство не обязано вести учет, предусмотренный правилами кассовых операций для хозяйствующих субъектов.

Доходы, полученные дехканским хозяйством от реализации своей сельхозпродукции, не подлежат налогообложению.

Дехканское хозяйство ведет учет результатов своей деятельности и до 15 марта года, следующего за отчетным периодом, представляет органу самоуправления граждан по месту нахождения справку установленной формы. В ней содержится  информация о видах сельскохозяйственных культур, выращиваемых в течение года на земельном участке, объемах произведенной и реализованной сельхозпродукции, а также количестве теплиц.


* * *



Министерством юстиции принят Приказ "Об утверждении Методики и форм отчета оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативных правовых актов" (рег. МЮ N 3292 от 31.03.2021 г.).


Утверждены:

q Методика оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативных правовых актов (далее - Методика);

q Формы отчета оценки регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов и принятых нормативных правовых актов.


Напомним, что оценка регуляторного воздействия (ОРВ) - это комплекс мер, направленный на выявление и оценку возможных последствий принятия проекта нормативно-правового акта, а также выявление достижения целей регулирования и эффективности нормативно-правового акта и последствий, наступивших вследствие применения методов регулирования.


Согласно Методике при оценке регуляторного воздействия используются следующие методы:

q "ex-ante" - оценка регуляторного воздействия проекта;

q "ex-post" - исследование влияния инструмента регулирования, вводимого нормативным правовым актом, на основе ретроспективного анализа (реальных данных).

Установлено что при использовании метода "ex-ante" выполняется следующее:

q проводится анализ проблемы;

q выявляется необходимость (причины) государственного вмешательства в сферу, требующую регулирования;

q определяются достигаемые посредством регулирования цели;

q изучаются альтернативные методы решения проблем, выявляются их преимущества и недостатки и обоснования целесообразности использования выбранного альтернативного метода;

q анализируется влияние проекта на конкурентную среду;

q определяются ожидаемые результаты от принятия проекта.

При использовании метода "ex-post":

q проводится анализ заинтересованных сторон, на которых влияет нормативно-правовой акт;

q выявляется результативность, достижимость целей, а также положительные и отрицательные последствия применения инструмента регулирования, установленного нормативно-правовым актом;

q изучается эффективность инструмента регулирования;

q анализируется влияние нормативно-правового акта на конкурентную среду и др.

Документ принят в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 13.04.2018 г. N ПП-3666 "Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан" и Постановлением Президента Республики Узбекистан от 15.03.2021 г. N ПП-5025 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы оценки регуляторного воздействия".


* * *



Министерством юстиции принят Приказ "Об исключении некоторых ведомственных нормативно-правовых актов из Государственного реестра ведомственных нормативно-правовых актов" (рег. МЮ N 3293 от 31.03.2021 г.).


Согласно перечню сорок четыре нормативно-правовых акта исключаются. Среди них:

q Порядок взаимодействия центрального депозитария с торговыми и расчетно-клиринговыми системами (рег. МЮ N 854 от 16.12.1999 г.);

q Специальные критерии аттестации Университета мировой экономики и дипломатии с целью подготовки к международной аккредитации образовательных программ университета (рег. МЮ N 606 от 20.01.1999 г.);

q Приказ "О внесении изменений и дополнений в Порядок взаимодействия центрального депозитария с торговыми и расчетно-клиринговыми системами" (рег. МЮ N 854-1 от 13.10.2008 г.);

q Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов в банках Республики Узбекистан (рег. МЮ N 912 от 18.03.2000 г.);

q Приказ "Об утверждении Положения о международно-правовой защите радиочастотных присвоений Республики Узбекистан" (рег. МЮ N 1397 от 06.08.2004 г.).

Документ принят в соответствии с Законом "О нормативно-правовых актах", Постановлением Президента РУз от 13.04.2018 г. N ПП-3666 "Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан", Постановлением Кабинета Министров РУз от 09.10.1997 г. N 469 "О мерах по обеспечению законности нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств".


* * *



Утвержден порядок назначения и регулирования деятельности руководителей подразделений органов государственного управления, хозяйственных объединений и иных организаций Правительства Республики Узбекистан, ответственных за исполнительскую дисциплину (Постановление Кабинет Министров Республики Узбекистан от 31.03.2021 г. N 171).


В соответствии с Указом Президента РУз от 10.02.2021 г. N УП-6166 "О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства" начиная с 1 апреля 2021 года вопросы назначения на должность и освобождения от должности руководителей подразделений, ответственных за исполнительскую дисциплину во всех государственных органах республиканского уровня, в Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента в обязательном порядке согласовываются с Сектором по обеспечению исполнительной дисциплины Администрации Президента Республики Узбекистан.

Постановлением первым лицам государственных органов и организаций государственной системы до 1 июля текущего года поручено:

q при отсутствии возможности введения отдельного подразделения, ответственного за исполнительскую дисциплину, назначить ответственного за исполнительскую дисциплину в пределах ограниченного количества их штатных единиц;

q рекомендовать на должности руководителей структурных подразделений, ответственных за исполнительскую дисциплину, высококвалифицированных, тщательно отобранных кандидатов с практическим опытом, а также формировать кадровый резерв на эти должности;

q нести персональную ответственность за систематическое повышение квалификации и стажировок сотрудников, ответственных за исполнительскую дисциплину в территориальных подразделениях и системных организациях, их назначение исключительно при согласовании с центральным аппаратом.

Начиная с 1 мая 2021 года контроль исполнения, ведение контрольных картотек и формирование отчетов во всех государственных органах и организациях, органах государственной власти на местах осуществляется исключительно через систему "Ijro.gov.uz".

Определено, что руководители структурных подразделений государственных органов и организаций, ответственных за исполнительскую дисциплину, несут ответственность за:

q учет законодательных актов и формирование перечня заданий, контроль за подготовкой заданий с конкретными исполнителями, сроками, механизмами выполнения и их сдачей исполнителям;

q контроль за составлением, утверждением и исполнением графиков выполнения (планов контроля) по законодательству и поручениям;

q осуществление системного контроля за исполнением поступивших законодательных актов и поручений через единую межведомственную электронную систему исполнительной дисциплины "Ijro.gov.uz" и др.


* * *



Вступил в силу Закон Республики Узбекистан от 01.04.2021 г. N ЗРУ-681 "О подсобном хозяйстве".


Подсобное хозяйство - трудовая деятельность, связанная с выращиванием (переработкой) сельскохозяйственной продукции как для свободной торговли, так и для нужд семьи на личных приусадебных земельных участках.


При этом подсобное хозяйство не считается предпринимательской деятельностью, и не требуется его государственная регистрация.

Лицо, самостоятельно осуществляющее основанную на личном трудовом участии деятельность по выращиванию (переработке) сельскохозяйственной продукции в подсобном хозяйстве, может получить статус самозанятого лица. А сельхозпродукция, выращенная (переработанная) на личном приусадебном земельном участке, является его частной собственностью.

Для ведения подсобного хозяйства могут использоваться земельные участки:

q из земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда и земель населенных пунктов, предоставленные на праве пожизненного наследуемого владения до вступления в силу Закона в целях выращивания сельскохозяйственной продукции для свободной торговли и для нужд семьи;

q предоставленные на праве пожизненного наследуемого владения для индивидуального жилищного строительства и благоустройства жилья.

Закон устанавливает права и обязанности лиц, использующих личные приусадебные земельные участки для ведения подсобного хозяйства. В частности, они имеют право на свободное и независимое управление подсобными хозяйствами, включая свободную реализацию выращенной и самостоятельно переработанной сельскохозяйственной продукции, независимое ценообразование и распоряжение полученными доходами.

Также определены полномочия Кабинета Министров, органов государственной власти на местах, Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель в области организации ведения и развития подсобных хозяйств.

Учет подсобных хозяйств ведется органами самоуправления граждан посредством формирования Реестра учета подсобных хозяйств. В нем отражается информация: о владельцах ЛПХ, площади личного приусадебного земельного участка, количество сельскохозяйственных животных, пчел, домашней птицы и ящиков тутового шелкопряда, а также информация о количестве сельскохозяйственной техники, оборудования, транспортных средств.


* * *



Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29.03.2021 г. N 166 утверждена Стратегия управления и реформирования предприятий с участием государства и целевые показатели ее реализации в 2021-2025 годах.


Стратегия включает следующие основные направления:

q дальнейшее совершенствование законодательства, предусматривающее объединение НПА по управлению и приватизации государственного имущества в акт прямого действия путем их оптимизации, систематизации и унификации;

q недопущение создания хозяйственных обществ и государственных унитарных предприятий с долей государства 50% и более в уставном капитале без достаточных оснований, а также предоставления им исключительных привилегий и преимуществ перед другими предприятиями;

q ограничение участия государства в сферах, где частный сектор успешен и конкурентоспособен, широкое внедрение принципа "продавай или объясни";

q обеспечение полного перехода госпредприятий на рыночные условия, полное внедрение современных методов корпоративного управления в их деятельность;

q оценка деятельности исполнительного органа по показателям эффективности, а деятельность наблюдательного совета - в зависимости от степени реализации принципов корпоративного управления;

q раскрытие информации о деятельности предприятий с государственным участием, обеспечение прозрачности и раскрытия информации в руководстве предприятий.

В первую очередь установленные нормы Стратегии будут применяться к крупным компаниям, включенным в Приложения NN 1 и 2 Указа Президента от 27.10.2020 г. N УП-6096 "О мерах по ускоренному реформированию предприятий с участием государства и приватизации государственных активов".

В рамках целевых показателей Стратегии:

q количество предприятий с участием государства будет сокращено на 75 процентов:

q акции не менее 20 предприятий с участием государства будут предложены в первичном и вторичном размещении;

q число независимых членов в наблюдательных советах предприятий с участием государства к 2025 году достигнет 30 процентов.

С 1 июля 2021 года:

q в предприятиях с участием государства будут созданы наблюдательный совет, служба внутреннего аудита, комитет аудита в составе наблюдательного совета;

q отчет исполнительного органа государственных предприятий заслушивается не реже одного раза в квартал на заседаниях наблюдательного совета, в том числе на заседаниях, проводимых с использованием видеоконференцсвязи и электронного голосования (e-VOTE);

q в акционерных обществах, акции которых включены в биржевой котировальный лист фондовой биржи (листинг) и в уставном фонде которых имеется государственная доля в размере более 50 процентов, будет создана служба "системы соответствия" (комплаенс).

С 1 января 2022 года:

q отменяется специальное право участия государства в управлении отдельными акционерными обществами стратегической отрасли;

q полномочия членов исполнительного органа и наблюдательного совета продлеваются с 1 года до 3-х лет;

q поэтапно вводится практика отбора кандидатов в члены наблюдательного совета предприятий с участием государства по государственной доле.

В соответствии со Стратегией отменяется согласование с Кабинетом Министров кандидатов на руководство и члены исполнительного органа предприятий с участием государства, а также практика по одновременному занятию государственными служащими должностей руководителя (члена) исполнительного органа предприятий с участием государства.


* * *



Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление от 29.03.2021 г. N 165 "О мерах по реализации проектов "Неотложные меры против пандемии коронавируса Covid-19 в Узбекистане" и "Поддержка политики развития" с участием Японского агентства международного сотрудничества.


В соответствии с Постановлением Президента РУз от 22.04.2020 г. N ПП-4691 "О мерах по привлечению средств внешнего содействия для поддержки населения, бюджета, базовой инфраструктуры и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии" с целью финансирования расходов Республиканского бюджета привлекаются кредиты Японского агентства международного сотрудничества на следующих условиях:

q в рамках проекта "Неотложные меры против пандемии коронавируса Covid-19 в Узбекистане" сроком на 15 лет, включая льготный период 4 года под 0,01% годовых в размере 15,0 млрд японских иен;

q по проекту "Поддержка политики развития" сроком на 25 лет, в том числе 6-месячный LIBOR с льготным периодом 7 лет + 1,1% в размере 195,0 млн долларов США.

Постановлением утверждены прогнозные таблицы осуществления платежей по возврату основного долга, процентов и единовременного платежа по обоим проектам.

Ответственным за реализацию проектов, своевременное осуществление платежей по кредитам определено Министерство финансов.


* * *



Утверждено Постановление Кабинета Министров РУз от 30.03.2021 г. N 167 "О мерах по дальнейшему расширению финансовой поддержки экспорта в Республике Узбекистан".


Документом внесены изменения и дополнения в некоторые решения Правительства, согласно которым расходы экспортеров в связи с открытием и содержанием торговых домов, арендой офисных, торговых и складских помещений, а также с организацией рекламных кампаний за рубежом, возмещаются за счет субсидий, выделяемых Агентству продвижения экспорта при Министерстве инвестиций и внешней торговли из Государственного бюджета или иных источников, предусмотренных законодательством.

В соответствии с документом Агентство продвижения экспорта оказывает:

q финансовое содействие организациям-экспортерам по внедрению международных систем стандартизации и сертификации как в республике, так и за рубежом, регистрацию национальной продукции и брендов (товарных знаков) в зарубежных уполномоченных органах путем возмещения соответствующей части расходов в данном направлении;

q финансовую поддержку при направлении экспортеров и образцов продукции в зарубежные страны в целях организации выставочных стендов и участия в международных выставках, презентациях и рекламных кампаниях, а также внедрения на потенциальные рынки сбыта традиционных национальных товаров и брендов (товарных знаков).


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 29.03.2021 г. N 164 "О мерах по обеспечению безопасного и эффективного использования Туполангского водохранилища в Сариосийском районе Сурхандарьинской области".


Документом дано согласие на предложение Минводхоза, АО "Узбекгидроэнерго", Минфина и Агентства по управлению государственными активами о передаче Туполангского водохранилища в Сариосийском районе Сурхандарьинской области (далее - объект) АО "Узбекгидроэнерго" в счет увеличения его уставного капитала на балансовую стоимость объекта.

Минводхозу, Минфину совместно с  АО "Узбекгидроэнерго" поручено в месячный срок обеспечить проведение полной инвентаризации всех сооружений, основных средств (механизмы, автотранспортные средства) и товарно-материальных ценностей объекта и приемку-передачу в установленном порядке.

АО "Узбекгидроэнерго" поручено обеспечить:

а) осуществление в 2021 году работ по управлению водными ресурсами, включающими в себя систему управления объектом, оснащение объекта устройствами по регулярному выполнению натурных контрольно-измерительных работ, направленных на обеспечение надежности технического состояния и сейсмической безопасности объекта, автоматизацию локальной системы предупреждения, а также охранными инженерно-техническими средствами;

б) при эксплуатации объекта:

q его безопасную и надежную работу, в том числе строгое соблюдение правил эксплуатации водохранилищ при наполнении водой и выпуске воды из водохранилища;

q выпуск воды из водохранилища в соответствии с графиком, разработанным на основе данных Центра гидрометеорологической службы и многолетних средних показателей расхода воды и согласованным с Минводхозом;

q ведение учета и отчетности расходов воды Унитарным предприятием "Каскад ГЭСов Туполанг", а также предоставление сведений в Минводхоз на системной основе.


* * *



Минюст внес изменения и дополнения в Правила проведения аттестации и регистрации кандидатов в патентные поверенные и аттестации патентных поверенных" (рег. МЮ N 3203-1 от 29.03.2021 г.).


Во-первых, сокращены полномочия квалификационной комиссии. Теперь комиссия:

q утверждает вопросы квалификационного экзамена;

q проводит квалификационный экзамен;

q принимает решение об аттестации либо об отказе в аттестации кандидата или патентного поверенного (ранее - комиссия принимала решение о допуске к квалификационному экзамену кандидата или патентного поверенного и др.).

Также установлено, что процесс квалификационного экзамена будет записываться на аудио и видео, а также транслироваться в реальном времени на официальном веб-сайте Агентства по интеллектуальной собственности (пункт 9).

Во-вторых, внесены изменения в прием документов. Заявление об аттестации в качестве патентного поверенного кандидатом и заявление об аттестации патентным поверенным направляются в электронном виде по утвержденным формам (формы - Приложения N 1 и Приложения N 2, соответственно, приняты в новой редакции). К заявлению наряду с прочими документами теперь также прилагается копия паспорта гражданина Республики Узбекистан с отметкой о постановке на учет по месту постоянного проживания на территории республики или копия ID-карты.

В-третьих, установлен процесс прохождения квалификационного экзамена. В частности, квалификационный экзамен проводится в форме беседы, на подготовку ответов на вопросы дается 30 минут. Дополнено, что вопросы квалификационного экзамена составляются по следующим направлениям (пункт 29-1):

q общие правила права интеллектуальной собственности;

q законодательство Республики Узбекистан о промышленной собственности;

q международные соглашения Республики Узбекистан в области промышленной собственности.

Вопросы, утвержденные квалификационной комиссией, размещаются на официальном сайте Агентства по интеллектуальной собственности, а также периодически пересматриваются с учетом изменений и дополнений в законодательстве Республики Узбекистан.

Документ принят в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 28.01.2021 г. N ПП-4965 "О мерах по совершенствованию системы охраны объектов интеллектуальной собственности".

Внесены и другие изменения и дополнения.


* * *



Принят Закон от 30.03.2021 г. N ЗРУ-679 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан".


Статья 158 УК "Посягательства на Президента Республики Узбекистан" дополнена нормой, согласно которой публичное оскорбление или клевета в отношении Президента Узбекистана с использованием сетей телекоммуникаций или всемирной информационной сети Интернет наказывается:

q исправительными работами до 3 лет или ограничением свободы от 2 до 5 лет;

q либо лишением свободы до 5 лет.

Статья 244 УК "Массовые беспорядки" дополнена нормами, согласно которым публичный призыв к массовым беспорядкам и насилию над гражданами наказывается:

q штрафом от 100 до 300 БРВ или исправительными работами до 2 лет;

q либо ограничением свободы от 3 до 5 лет или лишением свободы от 3 до 5 лет.

Те же действия, совершенные по предварительному сговору группой лиц, с использованием СМИ, сетей телекоммуникаций, всемирной информационной сети Интернет, а также печатных или иных способов размножения текста наказываются:

q штрафом от 300 до 400 БРВ или исправительными работами от 2 до 3 лет;

q либо лишением свободы от 5 до 10 лет.

КоАО дополнен статьей 201-1 "Публичный призыв к неисполнению или нарушению актов законодательства". Так, публичный призыв к неисполнению или нарушению требований актов законодательства республики, создающий угрозу общественному порядку и общественной безопасности, в том числе осуществленный с использованием СМИ, сетей телекоммуникаций, всемирной информационной сети Интернет, а также печатных или иных способов размножения текста, влечет наложение штрафа от 60 до 80 БРВ.

Также внесены изменения в статью 12-1 (Распространение общедоступной информации во всемирной информационной сети Интернет) Закона "Об информатизации" от 11.12.2003 г. N 560-II. Владелец веб-сайта и (или) страницы веб-сайта либо иного информационного ресурса, в том числе блогер, наряду с прочим, обязан не допускать их использования во всемирной информационной сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация, в целях:

q призыва к массовым беспорядкам, насилию над гражданами, а также к участию в собраниях, митингах, уличных шествиях и демонстрациях, проводимых с нарушением установленного порядка, а равно координации данных противоправных действий;

q распространения заведомо ложной информации, содержащей угрозу общественному порядку или безопасности;

q распространения информации, в том числе выраженной в неприличной форме, демонстрирующей неуважение к обществу, государству, государственным символам;

q пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости, а также подстрекательства к совершению самоубийства;

q распространения информации, направленной на склонение или иное вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 29.03.2021 г. N 162 "Об утверждении баланса производства и потребления минеральных удобрений в 2021 году".


Постановлением утверждены:

q сводные и целевые прогнозные показатели производства и потребления минеральных удобрений в 2021 году;

q схема обеспечения сельскохозяйственных организаций республики, производящих хлопок-сырец и зерно, минеральными удобрениями через биржевые торги (в том числе, на основе форвардных договоров).

В целях эффективного использования мощностей по производству минеральных удобрений, а также предупреждения резкого изменения цен:

а) АО "Узкимёсаноат" поручено обеспечить:

q в 2021 году производство всего 1,45 млн т минеральных удобрений (из них: азотные удобрения - 1105,4 тыс. т, фосфорные удобрения - 133,4 тыс. т, калийные удобрения - 216 тыс. т), при увеличении производства минеральных удобрений в чистом виде  на 274 тыс. т (в том числе: азотные удобрения - на 246,3 тыс. т, фосфорные удобрения - 21,8 тыс. т, калийные удобрения - 6 тыс. т);

q совместно с АО "Республиканская товарно-сырьевая биржа Узбекистана" своевременную доставку минеральных удобрений, проданных с технологических и (или) территориальных складов производителя на биржевых торгах (в том числе, на основе форвардных договоров), в соответствии с условиями договоров до получателя;

б) Минфину поручено до 01.09.2021 г. принять меры по выделению через Фонд поддержки сельского хозяйства при Минсельхозе химическим предприятиям-производителям минеральных удобрений, в качестве авансовых платежей, финансовых средств в размере 50% стоимости удобрений, для формирования гарантированных запасов минудобрений, необходимых для сезонов посева и выращивания хлопка и зерна (в т.ч. для осенне-зимнего периода).

АО "Узкимёсаноат", Минэкономразвития и сокращения бедности, Минсельхозу поручено исходя из особенностей сезонных агротехнических мероприятий и необходимости выставления минеральных удобрений в необходимых объемах на биржевые торги (в том числе, на основе форвардных договоров) в месячный срок разработать и утвердить помесячный прогнозный баланс производства и потребления минеральных удобрений в 2021 году.

Постановлением установлено, что:

q минеральные удобрения организациями-производителями реализуются на внутреннем рынке через биржевые торги (на основе рыночных принципов) всем потребителям на равных условиях неограниченными лотами;

q начальная цена минеральных удобрений устанавливается предприятиями-производителями самостоятельно исходя из рентабельности, обеспечивающей эффективную деятельность предприятия, а также с учетом возврата привлеченных кредитов и процентов по ним;

q минеральные удобрения, приобретенные на биржевых торгах, используются для собственных нужд конечных потребителей, а также организациями, занимающимися в установленном порядке торговой деятельностью, продаются только на внутреннем рынке, отгрузка их на экспорт без достаточной переработки запрещается;

q остатки минеральных удобрений, не выкупленные на биржевых торгах, по итогам каждого месяца направляются на экспорт.


* * *



Принято Постановление Президента РУз от 29.03.2021 г. N ПП-5042 "О мерах по развитию государственно-частного партнерства в сфере управления аэропортами республики".


Согласно документу аэропорты республики будут реконструироваться, модернизироваться, эксплуатироваться и управляться на основе ГЧП.

Сроком на три года с даты подписания соглашения о ГЧП при реализации проектов реконструкции, модернизации, эксплуатации и управления аэропортами республики на основе ГЧП:

а) частные партнеры, привлекаемые ими проектные организации, операторы, консультанты, подрядчики и субподрядчики освобождаются от уплаты:

q таможенной пошлины за ввозимые специальные транспортные средства, дорожно-строительную технику, машины, механизмы, оборудование, сырье, материалы, запасные части, комплектующие, узлы, технологическую и проектную документацию, программное обеспечение, инвентарь, в том числе специальную дорожно-строительную технику и оборудование для оснащения строительных подрядных организаций, участвующих в реализации проекта;

q утилизационного сбора за ввозимые транспортные средства (кроме легковых автомобилей) и специальную технику;

б) частные партнеры и аэропорты уплачивают налог на прибыль, в том числе налог на прибыль, удерживаемый при выплате дивидендов, в размере 50% от установленной ставки;

в) установленная ставка налога на имущество для аэропортов снижается на 50%.

Министерству транспорта совместно с АО "Uzbekistan Airports" поручено обеспечить в соответствии с нормами международного права введение режима "Открытое небо", предусматривающего отмену в установленном порядке ограничений рейсов и маршрутов для иностранных авиакомпаний в аэропортах, где реализуются проекты реконструкции, модернизации, эксплуатации и управления на основе ГЧП.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 29.03.2021 г. N 161 "О мерах по приватизации и трансформации с участием Международной финансовой корпорации Акционерного коммерческого банка "Узпромстройбанк".


С целью трансформации деятельности АКБ "Узпромстройбанк" на основе мирового опыта будет открыта кредитная линия Международной финансовой корпорации в размере 75,0 млн долларов США с возможностью конвертации всей или части кредита в дополнительные обыкновенные акции банка.

Для обеспечения независимости банка в процессе подготовки к приватизации до конца декабря 2021 года будут приняты следующие меры:

q формирование нового состава наблюдательного совета банка путем привлечения пяти независимых членов, имеющих международную банковскую практику (общее число членов НС составляет девять чел.);

q разработать и ввести политику регулирования операций с организациями, имеющими государственную долю;

q при финансировании проектов, включенных в комплексные программы социально-экономического развития регионов, принятие решений компетентными органами осуществлять на основе операционной независимости, рыночных принципах и системе управления рисками;

q ввести запрет на привлечение денежных средств банка в качестве вложения в уставный капитал коммерческих организаций в сферах, не относящихся к банковской деятельности и др.

Министерство финансов совместно с банком в течение двух месяцев представят "Дорожную карту" по приватизации банка до конца 2023 года.

Наблюдательному совету и Правлению банка рекомендовано:

q ускорить реализацию задач, поставленных перед механизмом мотивации сотрудников головного офиса и филиальной сети, включая внедрение системы оценки эффективности труда (KPI) по уровню лояльности и компетентности клиентов;

q осуществить продажу небанковских активов, приобретенных в результате инвестиционной деятельности банка;

q принять действенные меры по снижению доли валютных кредитов;

q реализовать мероприятия по повышению привлекательности банковских услуг, расширению использования современных и удаленных финансовых сервисов, IT-технологий.


* * *



Правительство Республики Узбекистан приняло Постановление от 27.03.2021 г. N 158 "О совершенствовании системы тестирования сортов сельскохозяйственных культур".


Документом утверждены:

q Положение о порядке ведения Государственного реестра сельскохозяйственных культур, рекомендованных к посеву на территории Республики Узбекистан;

q Административный регламент по оказанию государственных услуг по тестированию сортов сельскохозяйственных культур.

Положение предусматривает:

q порядок ведения госреестра сельскохозяйственных культур, рекомендуемых к посеву на территории республики (далее - госреестр), и предъявляемые к нему требования;

q порядок подачи и рассмотрения заявления о регистрации в госреестре;

q сведения, вносимые в госреестр;

q основания и порядок исключения из госреестра.

Согласно Положению для включения в госреестр сорта сельхозкультур тестируются на хозяйственную полезность. Тестирование проводится ежегодно на сортоиспытательных станциях и участках, входящих в систему Центра по сортоиспытанию (далее - Центр), расположенных в регионах с различными естественными почвенно-климатическими условиями, а также на участках, выбранных заявителем.

Тестирование производится в соответствии с порядком, утвержденным Центром. Центр является уполномоченным государственным органом по ведению госреестра.

Установлено, что хозяйственная полезность сортов определяется по следующим характеристикам:

q урожайность;

q период роста;

q устойчивость к болезням и вредителям, к различным почвенно-климатическим условиям;

q качество продукции и др.

Сорта однолетних сельскохозяйственных культур испытываются на полезность для хозяйства не менее двух лет, сорта многолетних сельскохозяйственных культур - не менее одного года со времени достижения их полного урожая. Согласно заключению экспертной комиссии, сорта сельскохозяйственных культур могут быть внесены в государственный реестр по результатам одногодичных испытаний.

Для регистрации сортов сельскохозяйственных культур в госреестре заявитель подает в Центр заявку с соответствующими документами. Центр в течение пяти рабочих дней проверяет полноту и правильность документов, представленных заявителем.

Регистрация заявителя в госреестре осуществляется в течение трех месяцев после внесения соответствующих платежей и утверждения решения Центра о рекомендации к выращиванию сортов сельскохозяйственных культур.

Свидетельство о прохождении регистрации в госреестре выдается сроком на три года.

Источниками финансирования мероприятий по внедрению и ведению госреестра являются средства Госбюджета республики и средства, полученные от оплаты услуг по тестированию сортов сельскохозяйственных культур.

Документ принят в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РУз от 13.05.2020 г. N 282 "О совершенствовании деятельности по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, создании Национального генного банка видов сельскохозяйственных растений".


* * *



Постановлением Президента РУз от 27.03.2021 г. N ПП-5041 "О дополнительных мерах, осуществляемых в рамках программ развития семейного предпринимательства" утверждены:


q Целевые параметры финансирования в 2021 году проектов в рамках Программ в разрезе источников.

q Целевые параметры кредитования в 2021 году проектов в рамках Программ в разрезе регионов.


Для справки! К программам, направленным на развитие семейного предпринимательства, обеспечение занятости молодежи и женщин трудом, приносящим доход, относятся Программы:

а) "Каждая семья - предприниматель";

б) поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, а также женского и молодежного предпринимательства;

в) по развитию ремесленничества;

е) содействия занятости.


С 1 апреля 2021 года:

q заявления граждан и субъектов предпринимательства на получение кредитов принимаются через Единую электронную платформу программ развития семейного предпринимательства;

q претендентам при получении кредита предоставляется возможность добровольного выбора и обращения в один из банков среди АКБ "Агробанк", АК "Халк банк" и АКБ "Микрокредитбанк" за получением льготного кредита в рамках всех Программ;

q после поставки продукции (выполнения работ) организацией - поставщиком продукции (исполнителем работ), выбранной кредитополучателем, кредитные средства выделяются поставщику;

q самозанятым гражданам в целях осуществления отдельных видов деятельности (приобретение необходимого сырья, запасных частей и строительных товаров для надомного труда, ремесленничества, строительства теплиц и тому подобное) кредитные средства могут выделяться в наличной форме в размере до 5 млн сумов;

q на руководителей районных (городских) отделов по поддержке махалли и семьи, районных (городских) отделов Агентства по делам молодежи, секторов, а также председателей сходов граждан махаллей наряду с коммерческими банками возлагается ответственность за ведение мониторинга целевого использования кредитов, выделенных гражданам, включенным в "Женскую тетрадь", "Молодежную тетрадь" и "Железную тетрадь".

В целях финансирования проектов развития семейного предпринимательства:

а) Минфин направит средства в размере 1,3 трлн сумов на увеличение уставного капитала уполномоченных банков, в том числе АКБ "Агробанк" - 700 млрд сумов, АКБ "Микрокредитбанк" - 400 млрд сумов и АК "Халк банк" - 200 млрд сумов.

б) Фонд реконструкции и развития выделит на срок 7 лет, включая трехлетний льготный период:

q уполномоченным банкам кредитные ресурсы в размере 1,6 трлн сумов;

q АК "Алокабанк" - средств в эквиваленте $5 млн на развитие пчеловодства, АКБ "Туронбанк" - средств в эквиваленте $8 млн на финансирование проектов субъектов предпринимательства по организации лимоноводства на площадях не менее 10 соток.

Процентные ставки по кредитам, выделяемым коммерческими банками, на срок до 1 января 2022 года в порядке исключения устанавливаются в пределах основной ставки ЦБ. Кредитные ресурсы выделяются коммерческим банкам на 4 процентных пункта ниже основной ставки ЦБ.


* * *



Кабинет Министров РУз принял Постановление от 29.03.2021 г. N 163 "О мерах по организации дуального обучения в системе профессионального образования".


В соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об образовании", а также для создания широких возможностей для поддержки заинтересованности молодежи в приобретении профессий и специальностей начиная с 2021/2022 учебного года в системе профессионального образования будет организовано дуальное образование.

Документом утверждено Положение о порядке организации дуального обучения в системе профессионального образования, предусматривающее:

q организацию дуального образования и его этапов;

q порядок учебного процесса и производственной практики при дуальном обучении;

q определение обязанностей, прав и ответственности участников дуального образования.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, заинтересованным министерствам и ведомствам поручено:

q до 1 марта каждого года регулярно изучать потребность в кадрах среднего звена по соответствующим профессиям и специальностям в экономике, определять соответствующие меры по созданию дуальной системы образования и трудоустройству выпускников;

q до 1 апреля каждого года вносить предложения в Министерство высшего и среднего специального образования по организациям, в которых организовано дуальное обучение.

Министерству высшего и среднего специального образования, а также ведомствам, имеющим образовательные учреждения, необходимо:

q обеспечить участие обучающихся в образовательном процессе в учреждениях профессионального образования не реже двух дней в неделю, а в оставшиеся рабочие дни - работу в соответствующих организациях с прохождением производственной практики;

q установить системный контроль за организацией процесса дуального обучения в учреждениях профессионального образования;

q организовать систематическое изучение международного опыта совершенствования дуального образования и усиления его методического обеспечения.

Учебные заведения заключают договоры с организациями, которым необходимы кадры. Контракт также заключается между организацией и студентом, при этом студенту предоставляется конкретная работа.


* * *



Совместным Постановлением Министерства иностранных дел и Министерства финансов от 27.03.2021 г. рег. МЮ N 3291 утверждено в новой редакции Положение о порядке возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, и использования поступивших средств, а также перерасчета тарифа консульских услуг к курсу доллара США.


Расчет размера сбора на возмещение фактических расходов производится дифференцированно по каждому дипломатическому представительству и консульскому учреждению МИД, при этом сумма не может превышать следующих размеров:

q для визы Республики Узбекистан - 45 долларов США;

q за регистрацию биометрического паспорта гражданина Республики Узбекистан за границей, а также документа лица без гражданства - 20 долларов США;

q за оформление документов по вопросам, связанным с гражданством, - 30 долларов США;

q за принятие на учет граждан - 25 долларов США;

q за легализацию документов и совершение нотариальных действий - 15 долларов США;

q на другие консульские услуги - 20 долларов США.

Фактические размеры определяются руководителем загранучреждения Республики Узбекистан по согласованию с Министерством иностранных дел.

Возмещение фактических расходов производится в долларах США, в другой свободно конвертируемой валюте или в национальной валюте иностранного государства, в котором находится загранучреждение Республики Узбекистан (если национальная валюта не является свободно конвертируемой валютой) в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.

Средства, поступившие от сборов на возмещение фактических расходов за совершение консульских действий, распределяются в следующей пропорции: 70% - в государственный бюджет, 30% - в Фонд развития дипломатических и консульских учреждений Республики Узбекистан (ранее соотношение было 85 и 15%).


* * *



Принят Указ Президента Республики Узбекистан от 26.03.2021 г. N УП-6196 "О мерах по поднятию на качественно новый уровень деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью"


Документом определены совершенно новые механизмы деятельности системы органов внутренних дел. Проблемы относительно профилактики правонарушений и борьбы с преступностью будут решаться непосредственно на местах посредством выявления и устранения причин совершения преступлений в разрезе каждой махалли, семьи и личности. Каждый район, город и махалля будут разделены на категории исходя из состояния преступности на соответствующей территории. Также внедряется механизм целостного управления и непрерывного контроля на основе системы "республика - область - район - махалля".

На базе опорных пунктов органов внутренних дел создаются махаллинские пункты правопорядка. Они являются основным низовым звеном органов внутренних дел, обеспечивающим общественную безопасность, профилактику правонарушений и борьбу с преступностью на местах.

До 1 июня 2021 года в Ташкентской и Самаркандской областях запустят информационную систему "Smart махалля", которая позволит дистанционно направлять обращения инспекторам по профилактике и отслеживать процесс их рассмотрения, вести взаимный оперативный диалог с населением, оценивать деятельность инспекторов по профилактике и руководителей секторов. До конца года программу внедрят в других регионах республики.

В целях повышения эффективности деятельности органов внутренних дел районов и городов оптимизируются 24 отдела внутренних дел г. Ташкента и руководящие должности отдельных подразделений. Внедряется порядок формирования и периодического внесения изменений в организационно-штатные структуры органов внутренних дел районов и городов с учетом криминогенной и социальной обстановки на местах. Подразделения пробации районов и городов передаются в непосредственное подчинение органов внутренних дел районов и городов соответственно.

В структуре МВД создаются:

q Оперативно-розыскной департамент, включающий в себя Главное управление уголовного розыска, Главное управление борьбы с терроризмом и экстремизмом, управление оперативно-розыскного взаимодействия;

q Департамент общественной безопасности, включающий в себя Главное управление патрульно-постовой службы и охраны общественного порядка, Главное управление профилактики правонарушений, Главное управление безопасности дорожного движения, Службу пробации;

q Департамент обеспечения безопасности на объектах транспорта и туризма, включающий в себя Главное управление обеспечения безопасности на транспорте и управление координации обеспечения безопасного туризма;

q Департамент духовно-просветительской работы и кадрового обеспечения, включающий в себя Главное управление кадров, управление духовно-просветительской работы и управление профессиональной подготовки;

q Центр правовой статистики и оперативно-учетной информации. Он образуется на базе Оперативно-справочного управления МВД, а также за счет упразднения Управления уголовно-правовой статистики Генеральной прокуратуры и его территориальных подразделений;

q Центр научно-прикладных исследований вопросов общественной безопасности.

Главное управление исполнения наказания преобразуется в Департамент исполнения наказания при МВД, который подчиняется непосредственно министру внутренних дел. Ему в подчинение передаются все следственные изоляторы и учреждения по исполнению наказания органов внутренних дел. В системе Департамента образуются шесть центров региональной координации, которые осуществляют эффективную деятельность следственных изоляторов и учреждений по исполнению наказания, а также ведение в них ежедневного контроля.

В структурах территориальных органов внутренних дел:

а) ликвидируются должности:

q заместителя начальника ОВД по вопросам охраны общественного порядка, пробации и исполнения наказания;

q начальника управления (отдела) профилактики правонарушений;

б) упраздняются должности:

q заместитель министра внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальников органов внутренних дел областей, районов и городов по охране общественного порядка;

q заместитель министра внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальников органов внутренних дел областей, районов и городов - начальник управлений (отделов) профилактики правонарушений;

q заместители начальников управлений (главного управления) внутренних дел областей по вопросам пробации и исполнения наказаний;

в) вводится должность заместителя министра внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальников органов внутренних дел областей, районов и городов - начальника Службы общественной безопасности.

Также утверждена "Дорожная карта" по дальнейшему совершенствованию системы органов внутренних дел.



























































Время: 0.0042
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск