язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Утратившие силу акты/ Земельное законодательство/ Закон Республики Узбекистан от 20.06.1990 г. N 97-XII "О земле"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

20.06.1990 г.

N 97-XII



О ЗЕМЛЕ *


Закон Республики Узбекистан о земле регулирует земельные отношения в целях создания условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех форм хозяйствования.



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Земельное законодательство Республики Узбекистан

Земельные отношения в Республике Узбекистан регулируются настоящим Законом и иными актами земельного законодательства Республики Узбекистан.

Горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, а также атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством Республики Узбекистан.



Статья 2. Земля - собственность Республики Узбекистан

Земля является общенациональным богатством, подлежит рациональному использованию и охраняется государством.

Земельные участки могут передаваться в собственность:

юридическим и  физическим лицам,  в том  числе иностранным,  при приватизации объектов торговли и сферы обслуживания вместе с  земельными участками, на которых они размещены;

иностранным  юридическим  и   физическим  лицам  -   сотрудникам дипломатического  корпуса,  представителям  прессы,  аккредитованным   в Республике  Узбекистан,  сотрудникам  постоянных представительств, фирм, компаний и  международных организаций,  лицам, работающим  на постоянной основе  на  предприятиях  с  иностранными  инвестициями,  а также лицам, постоянно  проживающим  в  республике  и  имеющим вид на жительство, при реализации жилых помещений вместе с земельными участками, на которых они размещены;

дипломатическим  представительствам   и  приравненным   к   ним международным  организациям,  аккредитованным  в  Республике Узбекистан, при реализации  в собственность  зданий или  части зданий,  используемых под    помещения    представительств,    включая    резиденцию     главы представительства,  вместе  с  земельными  участками,  на  которых   они размещены,  а   также  земельных   участков  для   строительства  зданий указанных представительств.

Граждане Республики Узбекистан имеют право на земельный участок, условия и порядок предоставления которого определяются настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Узбекистан.



Статья 3. Состав земель

В соответствии с целевым назначением все земли Республики Узбекистан подразделяются на:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);

3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп законодательством Республики Узбекистан  может быть установлен особый режим использования указанных категорий земель.



Статья 4. Компетенция органов самоуправления поселков

и кишлаков в области регулирования земельных отношений

Ведению органов самоуправления поселков и кишлаков в области регулирования земельных отношений подлежат:

утверждение предельных размеров земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства;

контроль за использованием и охраной земель на территории поселков и кишлаков;

распоряжение землями запаса, выделенными в их ведение;

предоставление земель во владение, пользование и аренду, а также изъятие земель в границах поселков и сельских населенных пунктов, не входящих в состав землевладений сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, независимо от размера земельного участка;

регистрация права собственности на земельные участки, владения, пользования землей, а также договоров аренды земель;

взимание платы за землю, предоставленную гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, а также для сенокошения и выпаса скота;

прекращение прав владения и пользования землей предприятий, учреждений, организаций и граждан, которым предоставлена земля, в порядке, установленном абзацем пятым настоящей статьи.



Статья 5. Компетенция органов власти городов

в области регулирования земельных отношений

Ведению органов власти городов в области регулирования земельных отношений подлежат:

контроль за использованием и охраной земель в границах городской черты;

предоставление земель во владение, пользование и аренду, а также изъятие земель в пределах городской черты, за исключением земель сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, независимо от размера земельного участка;

реализация земельных участков на аукционной основе в пожизненное наследуемое владение граждан;

регистрация права собственности на земельные участки, владения, пользования землей, а также договоров аренды земель;

взимание земельного налога и арендной платы на землю, предоставленную гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в пределах городской черты;

прекращение прав владения и пользования землей предприятий, учреждений, организаций и граждан, которым представлена земля, в порядке, установленном абзацем третьим части первой настоящей статьи;

организация ведения земельно-кадастровой документации;

организация землеустройства.

Органы   власти   г.   Ташкента   могут   также  реализовать  в собственность  дипломатических  представительств  и  приравненных  к ним международных  организаций,  аккредитованных  в  Республике  Узбекистан, земельные участки для  строительства зданий указанных  представительств, включая резиденцию главы представительства.

Круг вопросов, разрешаемых органами власти районов, входящих в состав городов, в области регулирования земельных отношений определяется органами власти городов.



Статья 6. Компетенция органов власти районов

в области регулирования земельных отношений

Ведению органов власти районов в области регулирования земельных отношений подлежат:

контроль за использованием и охраной земель;

предоставление земли во владение, пользование и аренду гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям, дехканским хозяйствам, а также изъятие земель сельскохозяйственного назначения, за исключением орошаемых земель, сенокосов и пастбищ, на которых проведены работы по коренному их улучшению; земель лесного фонда, за исключением земель, покрытых лесами первой группы; земель, занятых объектами промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения; земель водного фонда - в размере до 10 гектаров на одного землевладельца и землепользователя;

предоставление земли во владение, пользование и аренду гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям из земель запаса - независимо от размера земельного участка;

реализация земельных участков на аукционной основе в пожизненное наследуемое владение граждан;

прекращение прав владения и пользования землей, за исключением вопросов, входящих в компетенцию органов самоуправления поселков и кишлаков, органов власти городов районного подчинения, после подтверждения в установленном порядке причин прекращения прав владения и пользования, установленных в статье 13 настоящего Закона;

регистрация права собственности на земельные участки, владения, пользования землей, а также договоров аренды земель;

решение вопросов землевладения колхозов в случаях их организации, реорганизации и ликвидации;

организация ведения земельно-кадастровой документации;

организация землеустройства;

взимание земельного устройства и арендной платы за землю, предоставленную гражданам для коллективного садоводства и виноградарства, а также предприятиям, учреждениям и организациям.

Круг вопросов, разрешаемых органами власти городов районного подчинения, в области регулирования земельных отношений определяется органами власти районов.



Статья 7. Компетенция органов власти областей

в области регулирования земельных отношений

Ведению органов власти областей в области регулирования земельных отношений подлежат:

контроль за использованием и охраной земель:

предоставление земель во владение, пользование и аренду предприятиям, учреждениям и организациям для сельскохозяйственных нужд, для других государственных и общественных нужд с соблюдением условий, перечисленных в абзаце пятом настоящей статьи;

реализация в собственность дипломатических представительств и приравненных к ним международных организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан, земельных участков для строительства зданий указанных представительств, включая резиденцию главы представительства;

изъятие из всех земель, за исключением земель, изымаемых в соответствии с перечнем, устанавливаемым законодательством Республики Узбекистан, в том числе земель, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами и территориями, земель пригодных и зеленых зон городов, опытных полей научно-исследовательских организаций и учебных заведений, лесов первой группы - независимо от размеров;

организация ведения земельно-кадастровой документации;

организация землеустройства.



Статья 8. Компетенция Верховного Совета

Республики Каракалпакстан и Совета Министров

Республики Каракалпакстан в области регулирования

земельных отношений

Компетенция Верховного Совета Республики Каракалпакстан и Совета Министров Республики Каракалпакстан в области регулирования земельных отношений определяется законодательством Республики Каракалпакстан.



Статья 9. Компетенция Кабинета Министров Республики Узбекистан

в области регулирования земельных отношений

Ведению Кабинета Министров Республики Узбекистан в области регулирования земельных отношений подлежат:

распоряжение землями в границах Республики Узбекистан по согласованию с органами самоуправления поселков и кишлаков, органами власти районов, городов и областей, а также с землевладельцами и землепользователями;

разработка и выполнение совместно с местными органами власти республиканских программ по рациональному использованию земель, повышения плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохраняемыми мероприятиями;

организация землеустройства и ведения Государственного земельного кадастра.



Статья 10. Владение и пользование землей

В постоянное владение земля представляется предприятиям, учреждениям и организациям для ведения сельского и лесного хозяйства, а в случаях, предусмотренных законодательством, - и для других целей.

В постоянное или временное пользование земля предоставляется:

гражданам Республики Узбекистан;

промышленным, транспортным и другим несельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям;

для нужд обороны;

религиозным организациям;

совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием иностранных юридических лиц.

В пожизненно наследуемое владение и использование земельные участки предоставляются отдельным лицам для ведения дехканского хозяйства.

В случаях, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан, земля предоставляется в пользование и иным организациям и лицам.

Временное пользование землей может быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до десяти лет. В случае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий соответственно сроков краткосрочного или долгосрочного временного пользования. Продление сроков временного пользования земельными участками производится органами, предоставившими эти участки.

Земельные участки для отгонного животноводства могут предоставляться сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям на срок до 25 лет.

При переходе права собственности на строение и сооружение вместе с этими объектами переходит и право владения или право пользования земельным участком в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством Республики Узбекистан.

Право постоянного владения землей сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций удостоверяется Государственным актом на право постоянного владения землей.

Право постоянного пользования землей предприятий, учреждений и организаций удостоверяется Государственным актом на право постоянного пользования землей.

Формы Государственных актов, порядок их регистрации и выдачи определяются законодательством Республики Узбекистан.



Статья 11. Аренда земли

Землю на определенный срок, а для сельскохозяйственных целей не менее чем на десять лет на договорной основе в аренду предоставляют:

гражданам Республики Узбекистан - органы самоуправления поселков и кишлаков, органы власти районов и городов;

предприятиям, учреждениям и организациям, находящимся в данном административном районе, - органы власти районов, этим же землевладельцам и землепользователям из других районов - органы власти областей и городов;

совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием республиканских и иностранных юридических лиц, а также иностранным государствам, международным организациям, иностранным юридическим лицам и гражданам - Кабинет Министров Республики Узбекистан.

Сельскохозяйственные предприятия могут закреплять землю за отдельными работниками и арендными коллективами в порядке внутрихозяйственной аренды.

Условия аренды определяются по соглашению сторон и закрепляются в договоре. Арендатор имеет преимущественное право возобновления договора на аренду земли по истечении срока его действия.

Порядок платы за аренду земель и прекращения аренды устанавливается законодательством Республики Узбекистан.



Статья 12. Предоставление (реализация) земельных участков

Предоставление (реализация) земельных участков во владение и пользование осуществляется в порядке отвода.

Отвод земельных участков производится Кабинетом Министров Республики Узбекистан и местными органами власти и самоуправления в порядке, устанавливаемом законодательством.

Предоставление (реализация) земельного участка, находящегося во владении или пользовании, производится только после изъятия данного участка в установленном порядке.

Для строительства промышленных предприятий, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, магистральных трубопроводов, а также для иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные угодья худшего качества. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель лесного фонда производится преимущественно за счет не покрытых лесом площадей или площадей, занятых кустарниками и малоценными насаждениями.

Приступать к владению и пользованию предоставленным (реализованным) земельным участком до установления соответствующими землеустроительными организациями границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право владения или пользования землей, запрещается.

Порядок и условия предоставления (реализации) земель устанавливаются законодательством Республики Узбекистан.


Статья 12-1. Возникновение права собственности

на земельные участки

Право собственности юридических и физических лиц, в том числе иностранных, на земельные участки возникает при приватизации объектов торговли и сферы обслуживания вместе с земельными участками, на которых они размещены, в результате проведения конкурса или аукциона в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Обязательным условием конкурса или аукциона является заключение между Государственным комитетом Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом и поддержки предпринимательства или его территориальным органом и новым собственником договора в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Право собственности на земельные участки иностранных юридических и физических лиц - сотрудников дипломатического корпуса, представителей прессы, аккредитованных в Республике Узбекистан, сотрудников постоянных представительств, фирм, компаний и международных организаций, лиц, работающих на постоянной основе на предприятиях с иностранными инвестициями, а также лиц, постоянно проживающих в республике и имеющих вид на жительство, возникает при реализации им жилых помещений вместе с земельными участками, на которых они размещены, в порядке, установленном законодательством.

Право  собственности  на   земельные  участки   дипломатических представительств  и  приравненных   к  ним  международных   организаций, аккредитованных  в  Республике  Узбекистан,  возникает при реализации им зданий или частей  зданий, используемых под  помещения представительств, включая  резиденцию   главы  представительства,   вместе  с   земельными участками,  на  которых  они  размещены,  а также земельных участков для строительства зданий указанных представительств.


Статья 13. Прекращение права собственности

на земельные участки, владение и пользование землей

Право владения и право пользования всем земельным участкам или его частью прекращается по решению соответствующих органов самоуправления и местных органов власти, принятому в пределах их компетенции в случаях:

1) добровольного отказа от земельного участка;

2) истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;

3) прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации, дехканского хозяйства;

4) расторжения договора аренды земель в связи с нарушением условий договора;

5) использования земли не по целевому назначению;

6) прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный земельный надел;

7) нерационального использования земельного участка, выражающегося для земель сельскохозяйственного назначения в уровне урожайности ниже нормативного (по кадастровой оценке);

8) использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки;

9) систематического невнесения земельного налога в течение сроков, установленных законодательством Республики Узбекистан, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды;

10) неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, и двух лет - для несельскохозяйственного производства;

11) неиспользование  земельного  участка  в  течение  двух лет после  получения  ордера  на  право  пожизненного наследуемого владения, приобретенного  на   аукционной  основе,   а  в   случае,  когда   право пожизненного  наследуемого  владения  земельным  участком  находится   в залоге  -  в  течение  срока  договора  залога. Неиспользуемые земельные участки отчуждаются  с компетенцией  прежним владельцам  уплаченной ими стоимости;

12) изъятия земель в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Законодательством могут быть предусмотрены и другие случаи прекращения права владения, права пользования землей и аренды земель.

Право собственности на земельные участки прекращается в случаях:

1) продажи объектов торговли и сферы обслуживания, а также жилых помещений и других зданий или части зданий вместе с земельными участками, на которых они размещены;

2) выкупа для государственных и общественных нужд;

3) конфискации объектов торговли и сферы обслуживания, а также жилых помещений в случаях, установленных Законом.

В случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 части первой и в пункте 2 части третьей настоящей статьи, решения о прекращении права собственности, владения и пользования землей могут быть обжалованы в суд.

Порядок прекращения прав владения и прав пользования землей устанавливается законодательством Республики Узбекистан.



Статья 14. Изъятие, выкуп земель для государственных

или общественных нужд

Изъятие земельного участка либо его части для государственных и общественных нужд производится при согласии землевладельца - сельскохозяйственного и лесохозяйственного предприятия, учреждения и организации, а также граждан, или по согласованию с землепользователем - промышленным, транспортным и другим несельскохозяйственным предприятием, учреждением и организацией по решению органов самоуправления и органов власти в соответствии с их компетенцией.

При несогласии землевладельца или землепользователя решения органов самоуправления и местных органов власти могут быть обжалованы в судебном порядке.

Изъятие для сельскохозяйственных нужд земель, которые в соответствии с кадастровой оценкой для данной области являются особо ценными продуктивными орошаемыми землями, а также земель, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами и территориями, допускается в особых случаях Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Предприятия, учреждения и организации, заинтересованные в изъятии земельных участков для строительства предприятий, зданий и сооружений, обязаны до начала проектирования предварительно согласовать с землевладельцами и землепользователями, а также с местными органами власти место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом обеспечения комплексного развития территории.

Финансирование проектных работ до предварительного согласования не допускается.

Изъятие земель для государственных и общественных нужд и предварительное согласование месторасположения объекта, а также оформление отвода земель производится в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Узбекистан.

Выкуп земельного участка вместе с объектом торговли и сферы обслуживания либо жилым помещением и другим зданием или частью здания для государственных и общественных нужд производится по решению соответствующих органов власти с обеспечением гарантий, предусмотренных частью третьей статьи 19 настоящего Закона.


Статья 15. Использование земельных участков

для изыскательских работ

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие геолого-съемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, могут проводить эти работы на всех землях без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей.

Разрешение на производство изыскательских работ на орошаемой пашне, садах, виноградниках, тутовниках, ягодниках, сенокосах и пастбищах, на которых проведены работы по их коренному улучшению, на землях, покрытых лесами первой группы, а также на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения выдается соответственно органами власти областей, на остальных землях районными или городскими органами власти или самоуправления на срок не свыше одного года.

Предприятия, учреждения и организации, проводящие изыскательские работы, обязаны за свой счет приводить нарушенные в ходе работ земельные участки в состояние, пригодное для использования их по назначению, и сдать землевладельцам и землепользователям, принимать меры к обеспечению сохранности земель, посевов, насаждений, лесов, вод и других природных объектов, водопроводов, газопроводов, канализаций, мелиоративных систем и других сооружений, а также возмещать землевладельцам убытки, включая упущенную выгоду, причиненные в связи с временным занятием земель.



Статья 16. Земельный налог и арендная плата за землю

Юридические и физические лица, имеющие в собственности, во владении, в пользовании земельные участки, уплачивают земельный налог, размеры которого определяются в зависимости от качества, местоположения и водообеспеченности земельного участка. В случаях передачи органами самоуправления и органами власти земли в аренду плата за землю взимается в форме арендной платы, размер которой устанавливается по соглашению сторон, но не ниже ставок земельного налога.

От уплаты земельного налога освобождаются:

1) государственные заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады, заказники, исторические и культурные памятники;

2) предприятия, учреждения, организации, коллективы и граждане, получившие во владение или пользование нарушенные или не используемые в сельском хозяйстве земли, в течение пяти лет;

3) дехканские хозяйства в течение первых двух лет с момента регистрации;

4) опытные поля научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного профиля, скотопрогоны, земельные участки, находящиеся во владении и пользовании учреждений культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, отдыха, оздоровительного назначения, гидрометеорологических станций и постов, за исключением земель, предоставленных этим организациям для ведения подсобного сельского хозяйства;

5) предприятия, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп;

6) предприятия, учреждения и организации водного хозяйства, занимающиеся эксплуатацией водных источников, каналов и коллекторов;

7) инвалиды и участники Великой Отечественной войны и лица, выполнявшие интернациональный долг, инвалиды труда I и II группы, работающие инвалиды I и II группы по зрению и из числа военнослужащих, многодетные семьи, потерявшие кормильца, инвалиды с детства;

8) другие предприятия, учреждения и организации, граждане в случаях, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.

Платежи за землю поступают в бюджеты соответствующих кишлачных, районных, городских органов самоуправления и органов власти. Часть платежей для осуществления республиканских (автономной республики) мероприятий централизуется в бюджетах Республики Узбекистан.

Платежи за землю направляются в первую очередь на охрану земель, повышение их качества, на материальное стимулирование землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, на осуществление этих мероприятий, а также на землеустройство и социальное развитие территории.

Порядок и ставки налогообложения, доля централизуемой части платежей в общей их сумме, льготы по взиманию платы за землю устанавливаются законодательством Республики Узбекистан.



II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Статья 17. Права и обязанности землевладельцев

Землевладельцы имеют право:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле;

2) собственности на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;

3) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, лесные угодья, озера, оросительную и коллекторно-дренажную сеть, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли;

4) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

5) собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

6) получать полную компенсацию затрат на повышение плодородия земли в случае изъятия земли или добровольного отказа от земельного участка;

7) передать во временное пользование земельный участок или его часть в порядке внутрихозяйственной аренды;

8) получать воду для орошения сельскохозяйственных культур, насаждений и других целей из источников орошения и каналов в соответствии с лимитами.

Землевладельцы для получения кредитов могут передавать в залог право пожизненного наследуемого владения земельным участком, приобретенное на аукционной основе, для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.

Землевладельцы обязаны:

1) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать плодородие почвы, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

2) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, предусмотренных настоящим Законом;

3) своевременно вносить земельный налог;

4) не нарушать права других землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов.



Статья 18. Права и обязанности землепользователей

Землепользователи имеют право:

1) использовать землю в соответствии с условиями ее предоставления;

2) использовать в установленном порядке имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, лесные угодья, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли;

3) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения по согласованию с органами самоуправления и органами власти, предоставившим землю;

4) получать при прекращении пользования возмещение стоимости земельных улучшений, произведенных за собственный счет;

5) собственности на посевы сельскохозяйственных культур, произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;

6) передать во временное пользование земельный участок или его часть по решениям местных органов власти;

7) получать воду для полива имеющихся сельскохозяйственных культур, насаждений и других целей из источников орошения и каналов в соответствии с лимитами.

Землепользователи обязаны:

1) обеспечить использование земли в соответствии с целевым назначением и условиями ее предоставления;

2) эффективно использовать предоставленную им землю, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

3) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, предусмотренных настоящим Законом;

4) своевременно вносить земельный налог или арендную плату за землю;

5) не нарушать права землевладельцев, других землепользователей, в том числе арендаторов;

6) приводить сельскохозяйственные и лесные угодья, предоставленные для разработки месторождений полезных ископаемых, строительных и иных работ, по миновании в них надобности за свой счет в пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, а при производстве указанных работ на других землях - в состояние, пригодное для использования их по назначению;

7) предусматривать и осуществлять мероприятия по предотвращению или максимально возможному ограничению отрицательных воздействий на сельскохозяйственные, лесные и другие угодья за пределами предоставленных в их пользование земельных участков при разработке месторождений полезных ископаемых, а также проведении других работ.

В соответствии с законодательством Республики Узбекистан  землевладельцы и землепользователи могут иметь и другие права и обязанности.

Вмешательство в деятельность землевладельцев и землепользователей со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения землевладельцами и землепользователями законодательства Республики Узбекистан.

Нарушенные права землевладельцев и землепользователей подлежат восстановлению в порядке, предусматриваемом законодательством Республики Узбекистан.

Права землевладельцев и землепользователей могут быть ограничены в интересах охраны природы и инженерных коммуникаций и других землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, а также безопасности граждан только в случаях, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.

Убытки, причиненные нарушением прав землевладельцев и землепользователей, подлежат возмещению в полном объеме.

Споры о возмещении убытков, если одной из сторон является гражданин, рассматриваются судом, споры между предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами, занимающимися предпринимательской, сельскохозяйственной или лесохозяйственной деятельностью, - хозяйственными судами.


Статья 19. Гарантии права собственности

на земельные участки и землевладения

Изъятие для государственных или общественных нужд земельных участков, представленных гражданам Республики Узбекистан, может производиться после выделения по их желанию органами власти районов или городов равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков согласно статье 50 настоящего Закона.

Изъятие для государственных или общественных нужд земель колхозов, совхозов, сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений и учебных хозяйств, других государственных, кооперативных, общественных сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков согласно статье 50 настоящего Закона.

Выкуп объекта торговли и сферы обслуживания, а также жилых помещений и других зданий или части зданий вместе с земельным участком, на котором они размещены, находящегося в собственности юридических и физических лиц, для государственных и общественных нужд производится по рыночной цене с уведомлением собственника не позднее чем за год.

III. ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ

ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 20. Землевладение граждан Республики Узбекистан

Граждане Республики Узбекистан имеют право на получение и приобретение на аукционной основе земельного участка в пожизненное наследуемое владение:

для ведения личного подсобного хозяйства;

для ведения дехканского хозяйства;

для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома;

в случае получения по наследству или приобретения жилого дома;

для традиционных народных промыслов.

Законодательством Республики Узбекистан  может быть предусмотрено предоставление земельных участков во владение и для других целей.

К гражданину при переходе права собственности (покупке, приватизации, дарении либо получении по наследству) на жилой дом, садовый домик переходит вместе с правом собственности на эти строения и право владения всем земельным участком, на котором находятся эти строения.


Статья 21. Предоставление (реализация) гражданам земель

для ведения личного подсобного хозяйства

Каждому колхозному двору, семье рабочих и служащих совхозов и других сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также семьям учителей, врачей и других специалистов, проживающих в сельской местности, предоставляется в пожизненное наследуемое владение приусадебный земельный участок для ведения подсобного сельского хозяйства в размере до 0,25 гектара на орошаемых и 0,50 гектара на неорошаемых землях, включая площадь, занятую под строениями и дворами.

Семьям колхозников, рабочих и служащих совхозов, а также учителей, врачей и других специалистов, непрерывно проработавших свыше пяти лет и продолжающих работать в колхозах, совхозах, отдельные населенные пункты которых включены в состав территории города, предоставляется в пожизненное наследуемое владение земельный участок по месту их работы для ведения подсобного сельского хозяйства, включая площадь, занятую под строениями и дворами в размере, установленном в этом хозяйстве.

Конкретные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства, определяются исходя из наличия земельных ресурсов и с учетом участия семьи граждан в общественном производстве, в колхозе, другом коллективном предприятии - их высшими органами управления, в совхозе, другом сельскохозяйственном и лесохозяйственном предприятии, учреждении и организации - их администрацией, а в случаях, предусмотренных их уставами, - и советами этих предприятий, учреждений и организаций, решение которых утверждается органами самоуправления кишлаков и поселков.

Для ведения  личного подсобного  хозяйства земельные  участки в пределах 0,06  гектара реализуются  на аукционной  основе в  пожизненное наследуемое владение.

Порядок предоставления (реализации) гражданам земель для ведения личного подсобного хозяйства определяется законодательством Республики Узбекистан.

Гражданам, не имеющим или имеющим земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в меньших размерах, чем установлено в данном колхозе, совхозе или другом сельскохозяйственном предприятии, учреждении и организации, из общественных земель предоставляются в пользование дополнительно индивидуальные огороды в пределах установленных норм.

Гражданам, проживающим в сельской местности и имеющим скот в собственности, при наличии предоставляются во временное пользование земельные участки для сенокошения и выпаса скота.

Предприятия, учреждения и организации транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, связи, водного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также других отраслей народного хозяйства из земель, находящихся в их владении или пользовании, предоставляют отдельным категориям своих работников служебные земельные наделы.


Статья 22. Предоставление (реализация) гражданам

земельных участков для индивидуального жилищного

строительства и обслуживания жилого дома

Гражданам, проживающим в городах и поселках, а также в сельских населенных пунктах, не входящих в состав землевладений сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома предоставляются в пожизненное наследуемое владение земельные участки в размерах на одну семью до 0,06 гектара в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Узбекистан.

Для индивидуального  жилищного строительства  земельные участки в пределах 0,04 гектара  реализуются на аукционной основе  в пожизненное наследуемое владение.


Статья 23. Предоставление земли дехканским хозяйствам

Для ведения дехканского хозяйства отдельным лицам предоставляются земельные участки в пожизненное наследуемое владение пользование или в аренду на срок не менее 10 лет.

Размер земельного участка для ведения дехканского хозяйства определяется органами власти района в каждом конкретном случае с учетом местных условий, а также с учетом численного состава дехканского хозяйства.

Порядок представления лицам земель для ведения дехканского хозяйства определяется законодательством.



IV. ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 24. Земли сельскохозяйственного назначения

и их предоставление

Землями сельскохозяйственного назначения признаются все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:

1) гражданам Республики Узбекистан - для ведения личного подсобного сельского хозяйства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства;

2) кооперативам (товариществам) граждан Республики Узбекистан - для коллективного садоводства, виноградарства и огородничества;

3) гражданам Республики Узбекистан, сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям - для ведения товарного сельского хозяйства;

4) научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям, сельским производственно-техническим училищам и общеобразовательным школам - для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для ведения товарного сельского хозяйства;

5) несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также религиозным организациям - для ведения подсобного сельского хозяйства.

В случаях, предусмотренных законодательством  Республики Узбекистан, земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться для ведения сельского хозяйства иным организациям и лицам, а также для других целей.



Статья 25. Орошаемые земли

К орошаемым землям относятся земли, пригодные для сельскохозяйственного использования и полива, на которых имеется постоянная или временная оросительная сеть, связанная с источником орошения, водные ресурсы которого обеспечивают полив этих земель,

Органы водного хозяйства обязаны обеспечить землевладельцев и землепользователей, имеющих орошаемые земли, оросительной водой в соответствии с установленными лимитами с учетом водности источников в порядке, определяемом водным законодательством Республики Узбекистан.

Орошаемые земли подлежат особой охране, их перевод в неорошаемые угодья производится с учетом почвенно-мелиоративных условий и водообеспеченности земель, наличия водных ресурсов и лимитов на них органами власти областей по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 26. Обязанности землевладельцев по использованию

земель сельскохозяйственного назначения

Колхозы, совхозы, другие предприятия, учреждения и организации, владеющие землями сельскохозяйственного назначения, на основе достижений науки и передового опыта, с учетом местных условий обязаны:

1) предусматривать в планах социально-экономического развития конкретные мероприятия по повышению плодородия почв и рациональному использованию земель;

2) внедрять в соответствии с зональными условиями и специализацией хозяйства научно-обоснованные севообороты, наиболее эффективные и экономически рациональные системы земледелия;

3) производить комплексную реконструкцию мелиоративно неблагополучных орошаемых земель, обводнение и улучшение сенокосов и пастбищ;

4) содержать в технически исправном состоянии всю внутрихозяйственную оросительную и коллекторно-дренажную сеть и сооружения на ней;

5) осуществлять сельскохозяйственное производство методами, исключающими засоление и заболачивание орошаемых земель, загрязнение и заражение земель и водных источников;

6) внедрять водосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур и насаждений, прогрессивные способы полива;

7) принимать меры по охране земель согласно статье 53 настоящего Закона и других законодательных актов.


Статья 27. Землевладения сельскохозяйственных,

предприятий, учреждений и организаций

Сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации получают землю в постоянное владение для ведения общественного сельскохозяйственного производства. Указанные предприятия, учреждения и организации могут дополнительно арендовать земельные участки.

Право сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций на владение землей сохраняется при вхождении их в состав агропромышленных объединений, комбинатов, агрофирм и других формирований.

Земли, предоставленные сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, состоят из земель общественного владения и приусадебных земель - владений граждан.



Статья 28. Порядок и условия предоставления земель

сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственным

предприятиям, учреждениям и организациям

Земля сельскохозяйственного назначения представляются сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным и другим организациям по согласованию с землевладельцами и землепользователями, у которых изымаются земли, а также с их вышестоящими органами власти областей на основании проектов отвода земель.

Оформление постоянных землевладений вновь образуемых и прекращение прав землевладения ликвидируемых и реорганизуемых (разукрупняемых, укрупняемых) сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций производится после принятия решений об их образовании, ликвидации или реорганизации компетентным органом по решениям органов власти соответствующих областей.

Предоставление сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям земель сельскохозяйственного назначения в постоянное владение производится в удобных для хозяйственной деятельности границах, чересполосица, вклинивание и другие недостатки в землевладении сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, как правило, не допускаются.

Устранение чересполосицы, вклинивание и иных недостатков в землевладении сельскохозяйственных, лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций производится по взаимному их согласию государственными землеустроительными проектными организациями в порядке межхозяйственного землеустройства.



Статья 29. Предоставление земель межхозяйственным

предприятиям и организациям

Межколхозным, государственно-кооперативным предприятиям и организациям сельскохозяйственного профиля (межколхозным откормочным пунктам, птицеводческим фермам и т.п.) представляются земли сельскохозяйственного назначения по решению высшего органа управления коллективного предприятия, администрации предприятия и организаций, а в случаях, предусмотренных их уставами, и советами этих предприятий и организаций в порядке, установленном в статье 28 настоящего Закона



Статья 30. Предоставление земель кооперативам

Кооперативам, которые создаются на базе подразделений колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций (кроме научно-исследовательских, учебных, подсобных сельских хозяйств) и выходят из них по решениям органов власти соответствующих областей, предоставляются земельные участки из используемых ими ранее земель с учетом необходимости создания равных условий хозяйствования. Эти участки подлежат изъятию из состава земель указанных предприятий. Порядок и условия предоставления земельных участков определяются законодательством.




Статья 31. Предоставление гражданам земель для ведения

коллективного садоводства, виноградарства и огородничества

В целях создания условий для отдыха трудящихся, укрепления их здоровья, приобщения к труду молодежи гражданам, проживающим в городах и поселках, а также в сельских населенных пунктах, не имеющим приусадебных земельных участков и огородов, по ходатайству предприятий, учреждений и организаций предоставляется в пожизненное наследуемое владение земельный участок для садоводства и виноградарства или во временное пользование - для огородничества.

Земельные участки для садоводства и виноградарства предоставляются при наличии водных ресурсов и возможности выделения лимитов на них из земель запаса и не подлежащих облесению земель лесного фонда за пределами зеленой зоны городов или за чертой других населенных пунктов с учетом перспектив расширения территории населенных пунктов. При отсутствии земель запаса и лесного фонда, пригодных для садоводства и виноградарства, в виде исключения, могут предоставляться несельскохозяйственные угодья колхозов, совхозов, земель подсобных сельских хозяйств предприятий, учреждений и организаций.

Земельные участки для огородничества предоставляются во временное пользование при наличии водных ресурсов и возможности выделения лимитов на них из земель населенных пунктов, земель запаса и лесного фонда, не предназначенных к использованию в ближайшие годы под другие цели. Для огородничества могут предоставляться временно неиспользуемые земли несельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а при отсутствии таких земель - малопродуктивные земли колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций.

Предоставленные для огородничества земельные участки используются для выращивания овощей, картофеля и бахчевых культур. Запрещается использовать их для строительства жилых домов и других капитальных сооружений. Возведение на этих участках временных строений и сооружений общего пользования может быть разрешено органом, предоставившим земельные участки.

Размеры земельных участков, предоставляемых для садоводства, виноградарства и огородничества, определяются из расчета до 0,08 га на каждого члена садово-виноградарского и до 0,08 га - огороднического товарищества с учетом необходимости строительства улиц, общественных строений и сооружений.

Порядок и условия предоставления и использования земель для коллективного садоводства, виноградарства и огородничества устанавливается законодательством Республики Узбекистан.



Статья 32. Предоставление земель для ведения

подсобного сельского хозяйства

Промышленным, транспортным и иным несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также религиозным организациям в целях улучшения снабжения сельскохозяйственными продуктами рабочих и служащих этих предприятий, учреждений и организаций, а также снабжения столовых, детских учреждений, школ, больниц, домов престарелых и инвалидов, санаториев, домов отдыха и т. п. могут предоставляться в постоянное владение неиспользуемые или неэффективно используемые земли, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан, и иные земли сельскохозяйственного назначения для ведения подсобного сельского хозяйства.



V. ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

(ГОРОДОВ, ГОРОДСКИХ ПОСЕЛКОВ И

СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ)

Статья 33. Состав земель городов и поселков

К землям городов и поселков относятся все земли, находящиеся в пределах городской и поселковой черты.

В состав этих земель входят:

1) земли городской застройки;

2) земли общего пользования;

3) земли сельскохозяйственного использования и другие угодья;

4) земли, занятые городскими лесами;

5) земли железнодорожного, водного, воздушного, трубопроводного транспорта, горной промышленности и другие.

Городская черта устанавливается и изменяется Верховным Советом Республики Узбекистан, а поселковая черта - органами власти областей.

Все земли в пределах городской черты находятся в ведении органов власти городов, а поселковой черты - органов самоуправления поселков.


Статья 34. Порядок предоставления, изъятия и выкупа

земельных участков в городах и поселках

Предоставление земельных участков в городах и поселках производится на основании решений органов власти городов и самоуправления поселков, в которых определяются условия предоставления земель во владение, пользование и аренду в соответствии с утвержденными проектами планировки и застройки.

Предприятия, учреждения и организации из закрепленных за ними земель могут по решению органов власти городов и самоуправления поселков предоставлять другим предприятиям, учреждениям и организациям земельные участки во временное пользование.

Изъятие, выкуп земельных участков в городах и поселках производится на основании решения органов власти городов и самоуправления поселков.

Изъятие земель сельскохозяйственного использования и других угодий сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций в городах, поселках утверждается решениями соответствующих органов самоуправления поселков, органов власти районов, городов, областей в порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона.

Изъятие находящихся во владении граждан земельных участков, занятых плодово-ягодными деревьями и кустарниками, или связанное со сносом принадлежащих гражданам на праве собственности жилых домов, производится на основании решения органов власти городов и областей после предоставления им другого благоустроенного жилого помещения либо выделения по их желанию равноценного земельного участка и строительства или переноса старого дома, а также возмещения в полном объеме убытков.

Изъятие самовольно занятых земель производится в судебном порядке без оплаты затрат и без возмещения убытков землевладельцев и землепользователей.


Статья 35. Состав земель городской

и поселковой застройки

К землям городской и поселковой застройки относятся все земли, застроенные и предоставленные под застройку жилыми, коммунально-бытовыми, культурно-просветительными, промышленными, торговыми, административными и иными строениями и сооружениями.

Земли городской и поселковой застройки предоставляются в пользование предприятиям, учреждениям и организациям для жилищного и культурно-бытового, промышленного и других видов капитального строительства, а гражданам предоставляются в пожизненное владение для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома.

Земли городской и поселковой застройки, временно не используемые под застройку, могут быть предоставлены во временное пользование или на условиях аренды для строительства объектов облегченного типа (палаток, киосков, рекламных сооружений и т. п.) и иных нужд.

Если на земельном участке имеется одно или несколько строений, принадлежащих нескольким собственникам, земельный участок считается в общем владении или пользовании всех собственников строений.

Не допускается разделение земельного участка, при котором та или другая часть участка или находящегося на нем строения лишаются коммунального обслуживания (освещения, канализации, водопроводов, оросительных устройств и т.п.), а их владельцы или пользователи - самостоятельного прохода или проезда.

Не допускается застройка земельного участка подсобными помещениями (гаражом, конюшней, хлевом, сараем, погребом, кладовой и т.п.), если это ущемляет интересы расположенных на данном участке предприятий, учреждений, организаций или проживающих в жилых домах граждан.

В случае разрушения строения в результате стихийного бедствия или по другим причинам за собственником разрушенного строения сохраняется право владения или пользования земельным участком, если он приступит к восстановлению строения или возведению нового строения на этом участке не позднее двух лет со дня разрушения, за исключением случаев, когда проектом планировки и застройки города предусмотрено иное использование этого земельного участка. В этих случаях собственнику разрушенного строения предоставляется в установленном порядке другой земельный участок в черте данного города или другое благоустроенное жилое помещение.



Статья 36. Земли общего пользования городов

и городских поселков

К землям общего пользования городов и поселков относятся:

площади, улицы, проезды, дороги, набережные и т. п.;

земли, используемые для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и отдыха населения (лесопарки, парки, бульвары, скверы, а также земли внутригородской арычной сети).

Земли общего пользования не закрепляются за конкретными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и находятся в непосредственном ведении городского и поселкового органа самоуправления и органа власти.

Набережные и береговая полоса водоемов в городах используется, в первую очередь, для отдыха и спорта.

Возведение строений и сооружений на землях общего пользования разрешается только в соответствии с целевым назначением земель.

Земельные участки из земель общего пользования могут предоставляться предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам во временное пользование на условиях аренды под строения и сооружения облегченного типа (торговые палатки, киоски, рекламные сооружения и т.п.) по решению органов власти городов или органов самоуправления поселков.


Статья 37. Земли сельскохозяйственного использования

и других угодий в городах и поселках

К землям сельскохозяйственного использования и другим угодьям в городах и поселках относятся пашни, сады, виноградники, тутовники, ягодники, огороды, питомники, пастбища, земли, занятые под оросительной и дорожной сетью, постройками, дворами, площадями и прочие земли, находящиеся во владении сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций.

Размещение сельскохозяйственными и лесохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями жилых, культурно-бытовых и производственных построек на землях сельскохозяйственного использования и других угодьях, находящихся в черте городов и поселков, производится по согласованию с городскими органами власти или поселковыми органами самоуправления.




Статья 38. Использование земель, занятых городскими лесами

Земли, занятые городскими лесами, предназначаются для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий города, удовлетворения культурно-эстетических потребностей населения, защиты территории города от водной и ветровой эрозии. Находящиеся в их составе земельные участки, не занятые лесонасаждениями, используются для организации спортивных площадок и других нужд.



Статья 39. Земли железнодорожного, водного, воздушного,

трубопроводного транспорта, горной промышленности

и другие земли в городах и поселках

К землям железнодорожного, водного, воздушного, трубопроводного транспорта, горной промышленности и другим землям в городах и поселках относятся земли, предоставленные в пользование предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач.

Перечень построек и сооружений, подлежащих размещению на предоставляемом в пользование земельном участке, определяется в исходных данных при предоставлении заявки на отвод участка. Размещение дополнительных зданий и сооружений в период эксплуатации осуществляется после дополнительного решения городского органа власти или поселкового органа самоуправления.


Статья 40. Земли сельских населенных пунктов

К землям сельских населенных пунктов относятся все земли, находящиеся в пределах границ, установленных для этих пунктов в порядке землеустройства.

Земли сельских населенных пунктов состоят:

1) из земель сельских населенных пунктов, находящихся в ведении органов самоуправления кишлаков. В пределах границ этих населенных пунктов органы самоуправления кишлаков принимают решения о предоставлении земельных участков во владение, пользование и аренду;

2) из земель сельских населенных пунктов, находящихся во владении сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций. В этих населенных пунктах предоставление земель производится в порядке, установленном статьей 12 настоящего Закона.

Черта сельских населенных пунктов устанавливается и изменяется органами власти районов в соответствии с проектами их планировки и застройки и внутрихозяйственного землеустройства.

Порядок использования земель сельских населенных пунктов определяется законодательством Республики Узбекистан.

Сельские населенные пункты  сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций с включением их в черту города исключаются из земель сельскохозяйственного назначения и включаются в состав соответствующих земель города.

При этом отдельные здания и сооружения с земельными участками, необходимыми для их обслуживания, по желанию сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций могут быть оставлены в их постоянном пользовании, а стоимость остальных зданий и сооружений и другие затраты, произведенные на территории этих населенных пунктов, возмещаются землевладельцам из местного бюджета.


VI. ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА,

СВЯЗИ, ОБОРОНЫ И ИНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 41. Земли промышленности, транспорта,

связи и иного назначения

Землями промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения признаются земли, предоставленные в пользование соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них задач.

Порядок использования земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения определяется законодательством Республики Узбекистан.

К землям промышленности относятся земли, предоставленные в постоянное пользование промышленным предприятиям, включая предприятия добывающей промышленности, энергетики, для строительства производственных и вспомогательных зданий и сооружений.

К землям транспорта относятся земли, предоставленные в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, внутреннего водного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта для осуществления возложенных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции, ремонту, усовершенствованию и развитию сооружений, устройств и других объектов транспорта.

К землям связи относятся земли, предоставленные в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям связи, радиовещания, телевидения и информации для размещения линий связи и сооружений на этих линиях.

На землях, прилегающих к землям транспорта, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи, устанавливаются охранные зоны в порядке, устанавливаемом законодательством  Республики Узбекистан.

Землями для нужд обороны признаются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск.

К землям иного назначения относятся находящиеся в пользовании предприятий, учреждений и организаций все остальные земли, не вошедшие в состав земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также лесного и водного фондов.



Статья 42. Предоставление земель предприятиям, учреждениям

и организациям промышленности, транспорта, связи,

обороны и иного назначения

Порядок предоставления земель в пользование предприятиям, учреждениям и организациям промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения определяется законодательством Республики Узбекистан.

Предприятия, учреждения и организации промышленности, транспорта, связи и других отраслей народного хозяйства предоставляют неиспользуемые ими земли по решению органов власти районов и городов во временное пользование гражданам, колхозам, совхозам, дехканским хозяйствам, другим предприятиям, учреждениям, организациям для сельскохозяйственных целей в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством.


VII. ЗЕМЛИ ПРИРОДООХРАННОГО

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО, РЕКРЕАЦИОННОГО

И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 43. Земли природоохранного назначения

К землям природоохранного назначения относятся земли государственных заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников (за исключением охотничьих) и памятников природы, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для специальных целей.

На указанных землях запрещается деятельность, противоречащая их целевому назначению.

Для обеспечения режима государственных заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, заказников (за исключением охотничьих), памятников природы учреждаются охранные зоны с запрещением на землях этих зон деятельности, вредно влияющей на обеспечение соблюдения их режима.

Порядок использования земель природоохранного назначения и установления охранных зон определяется законодательством Республики Узбекистан.



Статья 44. Земли оздоровительного назначения

К землям оздоровительного назначения относятся земельные участки, обладающие природными лечебными факторами, благоприятными для организации профилактики и лечения, предоставленные в установленном порядке соответствующим учреждениям и организациям в постоянное пользование.

Порядок использования земель оздоровительного назначения и установления округов санитарной охраны определяется законодательством Республики Узбекистан.



Статья 45. Земли рекреационного назначения

Землями рекреационного назначения являются земли, предоставленные соответствующим учреждениям и организациям для организации массового отдыха и туризма населения.

На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, препятствующая использованию их по целевому назначению.

Порядок использования земель рекреационного назначения определяется законодательством  Республики Узбекистан.



Статья 46. Земли историко-культурного назначения

К землям историко-культурного назначения относятся земли историко-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений, археологических памятников, истории и культуры, предоставленные соответствующим учреждениям и организациям в постоянное пользование.

На этих землях запрещается любая деятельность, противоречащая их целевому назначению.

Порядок использования земель историко-культурного назначения, установления вокруг них охранных зон и зон регулирования застройки определяется законодательством  Республики Узбекистан.



VIII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ

ВОДНОГО ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА

Статья 47. Земли лесного фонда

Землями лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства.

В целях лесоразведения, прекращения роста оврагов, создания защитных лесных насаждений и зеленых зон вокруг городов и промышленных центров в состав земель лесного фонда могут быть переданы в установленном порядке земли иного назначения.

Органы власти районов по согласованию с государственными органами лесного хозяйства могут предоставлять на условиях аренды земли лесного фонда во временное пользование колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям для ведения сельского хозяйства.

Порядок пользования землями лесного фонда определяется специальным законодательством Республики Узбекистан.



Статья 48. Земли водного фонда

К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами (реками, озерами, водохранилищами, каналами, морями и т.п.), ледниками, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также полосы отвода по берегам водоемов, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для нужд водного хозяйства.

По берегам рек, магистральных каналов и коллекторов, водохранилищ и других водоемов, а также источников питьевого и бытового водоснабжения, лечебных и культурно-оздоровительных нужд населения выделяются в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Узбекистан, водоохранные зоны и прибрежные полосы.

Прибрежные полосы рек, магистральных каналов, коллекторов, водохранилищ и других водоемов могут изыматься у землевладельцев и землепользователей для природоохранных нужд.

Порядок использования земель водного фонда определяется специальным законодательством  Республики Узбекистан.



Статья 49. Земли запаса

Землями запаса являются все земли, не предоставленные в постоянное владение и пользование гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. К ним относятся также земли, право владения и пользования которыми прекращено в соответствии со статьей 13 настоящего Закона.

Земли запаса находятся в ведении органов власти районов и предназначаются для предоставления во владение, пользование и аренду преимущественно для сельскохозяйственных целей в соответствии с настоящим Законом. Органы власти районов отдельные участки земель запаса, имеющих местное значение, могут своим решением передать в ведение органов самоуправления кишлаков (поселков).



IX. ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ

ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ

И ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Статья 50. Возмещение землевладельцам

и землепользователям убытков

Убытки, причиненные землевладельцам и землепользователям, в том числе арендаторам, подлежат возмещению в полном объеме (включая упущенную выгоду) в случаях:

изъятия или временного занятия земель;

ограничения их прав в связи с установлением охранных, санитарных и защитных зон вокруг государственных заповедников, заказников, национальных природных парков, памятников природы, водоемов, источников водоснабжения, курортов, вдоль рек, каналов, сбросов, дорог, трубопроводов, линий электроснабжения и связи;

ухудшения качества земель в результате влияния, вызванного строительством и эксплуатацией водоемов, каналов, коллекторов и других объектов, выделяющих вредные для сельскохозяйственных культур и насаждений вещества, и иных действий предприятий, учреждений, организаций и граждан, приводящих к снижению урожая и ухудшению качества сельскохозяйственной продукции.

Возмещение убытков производится предприятиями, учреждениями и организациями, которым отводятся изымаемые земельные участки, а также предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых влечет ограничение прав землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, или ухудшение качества близлежащих земель в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Узбекистан.

Споры, связанные с возмещением убытков и определением их размеров, разрешаются судом или хозяйственными судами Республики Узбекистан в соответствии с их компетенцией.


Статья 51. Возмещение потерь сельскохозяйственного

и лесохозяйственного производства

Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных и лесных угодий, включая сельскохозяйственные угодья, находящиеся во владении и пользовании граждан для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, ограничением прав землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений и организаций, подлежат возмещению соответствующим органам самоуправления и органам власти предприятиями, учреждениями и организациями, которым отводятся изымаемые сельскохозяйственные и лесные угодья для нужд, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства, а также предприятиями, учреждениями и организациями, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны с исключением из оборотов сельскохозяйственных и лесных угодий или переводом их в менее ценные угодья. Эти потери компенсируются помимо возмещения убытков, предусмотренных статьей 50 настоящего Закона.

Потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства не возмещаются:

при изъятии земельных участков для индивидуального жилищного строительства;

при изъятии земельных участков для строительства школ, интернатов, детских домов, дошкольных и лечебных учреждений.

Законодательством Республики Узбекистан  могут быть установлены и другие случаи, при которых предприятия, учреждения и организации будут освобождены от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.

Размеры и порядок определения подлежащих возмещению потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, устанавливаются законодательством Республики Узбекистан.



Статья 52. Использование средств, поступающих

в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного

и лесохозяйственного производства

Средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, используются по целевому назначению на освоение новых земель, комплексную реконструкцию орошаемых земель, строительство и переустройство коллекторно-дренажной сети, капитальную планировку и повышение водообеспеченности орошаемых земель, создание и восстановление культурных орошаемых пастбищ, коренное улучшение сенокосов и пастбищ, повышение плодородия почв, а также корректировки или составления проектной и другой документации по землеустройству, нарушенной в связи с изъятием и отводом земель в тех землевладениях, из которых было произведено изъятие земель.

По решению органов власти областей эти средства могут использоваться на осуществление и других мероприятий, направленных на увеличение производства сельскохозяйственной продукции.

Средства, поступающие в порядке возмещения потерь лесохозяйственного производства, учитываются отдельно и используются на создание и восстановление лесов и лесоплодовых насаждений, облесение песков, прибрежных полос водоемов и рек, а также на осуществление других мероприятий, направленных на улучшение состояния лесных угодий.



X. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

Статья 53. Содержание и порядок охраны земель

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям, как к сложным природным образованиям (экосистемам), с учетом их зональных и региональных особенностей.

Система рационального использования земель должна носить природоохранный ресурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействия на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружающей среды.

Землевладельцы и землепользователи, в том числе арендаторы, осуществляют;

- рациональную организацию территории;

- восстановление и повышение плодородия почв, а также других свойств земли;

- защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения;

- защиту от зарастания сельскохозяйственных угодий кустарниками и мелколесьем, сорняками, других процессов ухудшения культур технического состояния земель;

- консервацию деградированных сельскохозяйственных угодий, если иными способами невозможно восстановить плодородие почв;

- рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия и других полезных свойств земель;

- снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Государственные органы принимают необходимые меры по охране земель в рамках общесоюзных и республиканской программ.

Порядок консервации деградированных сельскохозяйственных угодий устанавливается законодательством Республики Узбекистан.



Статья 54. Экологические требования к размещению,

проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию

объектов, строений и сооружений, влияющих

на состояние земель

Экологические требования к размещению, проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений устанавливаются законодательством  Республики Узбекистан  об охране природы. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель.

Ввод в эксплуатацию объектов и применение технологий, не обеспеченных мерами защиты земель от деградации или нарушения, запрещается.

Размещение объектов, влияющих на состояние земель, согласовывается с землеустроительными, природоохранительными и другими органами в порядке, определяемом законодательством  Республики Узбекистан.



Статья 55. Экономическое стимулирование

рационального использования

Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов и граждан, ведущих дехканское хозяйство, в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности и включает:

выделение средств республиканского или местного бюджета для восстановления земель, нарушенных не по их вине;

освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния в период, предусмотренный проектом производства работ;

предоставление льготных кредитов;

частичную компенсацию из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации нарушенных не по их вине участков;

поощрение за улучшение качества земель, освоение научно-обоснованных севооборотов, повышение плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда, производство экологически чистой продукции;

другие меры, предусмотренные законодательством  Республики Узбекистан  об охране природы.

Порядок осуществления мер, связанных с экономическим стимулированием рационального использования и охраны земель, устанавливается законодательством  Республики Узбекистан.



XI. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

И ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

Статья 56. Задачи и порядок осуществления государственного

контроля за использованием и охраной земель

Задачи государственного контроля за использованием и охраной земель состоят в обеспечении соблюдения всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами требований земельного законодательства Республики Узбекистан  в целях эффективного использования и охраны земель.

Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется местными органами власти и самоуправления, а также специально уполномоченными органами.

Профессиональные союзы, организации молодежи, общества охраны природы, научные общества и другие общественные организации, а также граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении контроля за использованием и охраной земель.

Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель устанавливается законодательством  Республики Узбекистан.



Статья 57. Мониторинг земель

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Структура, содержание и порядок осуществления мониторинга устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


XII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР

Статья 58. Государственный земельный кадастр

и порядок его ведения

Государственный земельный кадастр предназначен для обеспечения органов самоуправления и органов власти, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями о земле в целях организации ее рационального использования и охраны, регулирования земельных отношений, землеустройства, обоснования размеров платы за землю, оценки хозяйственной деятельности.

Государственный земельный кадастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по землевладельцам, землепользователям, категориям земель, о качественной характеристике и народно-хозяйственной ценности земель.

Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, регистрацией землевладений и землепользователей, учетом и оценкой земель.

Государственный земельный кадастр ведется землеустроительными органами по единой для всей республики системе за счет средств государственного бюджета.

Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 59. Мелиоративный кадастр

На орошаемых землях органами водного хозяйства за счет средств государственного бюджета ведется мелиоративный кадастр.



XIII. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Статья 60. Назначение и содержание землеустройства

Землеустройство включает систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, решений органов самоуправления и органов власти по организации использования и охраны земель, на создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.

Землеустройство проводится по решению органов самоуправления и органов власти или заявкам заинтересованных министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, а также арендаторов и дехканских хозяйств.

Землеустройство подразделяется на: прогнозное и предпроектное, межхозяйственное и внутрихозяйственное.

К прогнозным и предпроектным землеустроительным работам относятся:

1) разработка схемы использования и охраны земельно-водных ресурсов республики и ее регионов;

2) разработка схемы землеустройства районов, областей;

3) разработка прогнозов, республиканских и региональных программ использования и охраны земель;

4) обоснование размещения и установление границ территории с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами.

В межхозяйственное землеустройство входят:

1) установление на местности границ кишлаков, поселков, районов, городов, областей Республики Узбекистан;

2) составление проектов образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель;

3) составление проектов отвода земель вновь организуемым, разукрупняемым и укрупняемым сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям;

4) составление проектов отвода земель предприятиям, учреждениям и организациям для государственных и общественных нужд;

5) отвод земельных участков в натуре, подготовка документов, удостоверяющих право владения и пользования землей.

Межхозяйственное землеустройство проводится в пределах административных районов или группы взаимосвязанных хозяйств, в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Узбекистан.

В случаях, когда проекты межхозяйственного землеустройства затрагивают территорию других районов либо городов и поселков, тогда вопросы об изменениях их границ решаются в порядке установления на местности границ административно-территориальных образований.

Проекты межхозяйственного землеустройства после утверждения переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ землепользований межевыми знаками установленного образца.

Внутрихозяйственное землеустройство включает в себя внутрихозяйственную организацию территории сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, а также арендных владений и дехканских хозяйств с введением научно-обоснованных севооборотов, устройством всех сельскохозяйственных угодий (сенокосов, пастбищ, садов, виноградников и других), разработкой мероприятий по борьбе с эрозией почв, а также комплексной реконструкцией орошаемых земель.

В порядке землеустройства могут быть разработаны другие проекты, связанные с использованием и охраной земель.

За осуществлением проектов внутрихозяйственного землеустройства производится авторский надзор, являющийся составной частью землеустройства.

В составе землеустроительных работ предусматривается проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий.



Статья 61. Рассмотрение и утверждение

землеустроительного проекта

Материалы по установлению на местности границ административно-территориальных образований рассматриваются и утверждаются в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Узбекистан, а материалы по остальным прогнозным и предпроектным землеустроительным работам - согласно отраслевым указаниям.

Проекты межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства рассматриваются и принимаются по колхозам - общим собранием членов колхоза или собранием уполномоченных, по совхозам и другим сельскохозяйственным и лесохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям - администрацией, а в случаях, предусмотренных их уставами, - и советами этих предприятий, учреждений и организаций, а также согласовываются с заинтересованными организациями.

Проекты межхозяйственного землеустройства и отвода земель сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям утверждаются органами власти областей.

Проекты внутрихозяйственного землеустройства утверждаются органами власти районов.

Изменения в проекты землеустройства вносятся с разрешения органов, утвердивших эти проекты.

Землеустройство осуществляется государственными землеустроительными организациями за счет средств бюджета.

Разработка землеустроительных проектов по устройству сельскохозяйственных угодий, коренному улучшению и охране земель, осуществлению противоэрозионных и мелиоративных мероприятий может производиться по инициативе землевладельцев и землепользователей за их счет.



XIV. РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ

И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 62. Органы, разрешающие земельные споры

Земельные споры между предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами разрешаются органами власти в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Законом, судом или хозяйственными судами в порядке, устанавливаемом законодательством.

Земельные споры, в которых сторонами или одной из сторон являются собственники объектов торговли и сферы обслуживания, а также жилых помещений и других зданий или части зданий вместе с земельными участками, на которых они размещены, разрешаются в судебном порядке.

Имущественные споры, связанные с земельными отношениями, разрешаются судом или хозяйственными судами в соответствии с их компетенцией.

Споры между гражданами по вопросам владения и пользования землей на территории кишлаков или поселков разрешаются соответствующими органами самоуправления.

Споры по вопросам владения и пользования землей на территории города между предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, а также между гражданами разрешаются органами власти городов.

Споры по вопросам владения и пользования землей на территории района между предприятиями, учреждениями и организациями местного подчинения, а также между указанными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами разрешаются органами власти районов.

Споры, в которых одной из сторон является предприятие, учреждение и организация республиканского подчинения, и споры между предприятиями, учреждениями и организациями разных районов данной области разрешаются органами власти областей.

К ведению Кабинета Министров Республики Узбекистан относится разрешение земельных споров между предприятиями, учреждениями и организациями разных областей или одной из областей и Республики Каракалпакстан.

Споры предприятий, учреждений и организаций Республики Узбекистан по вопросам владения и пользования землей на территории другого государства, а также споры предприятий, учреждений и организаций других государств по вопросам владения и пользования землей на территории Республики Узбекистан рассматриваются комиссией, образуемой на паритетных началах из представителей Республики Узбекистан и заинтересованного государства.

Споры между совладельцами индивидуальных строений на землях городов, поселков и сельских населенных пунктов о порядке пользования общим земельным участком рассматриваются судами.

Порядок пользования общим земельным участком определяется с учетом частей строения, принадлежащих гражданам.



Статья 63. Исполнение решения по земельному спору

и его обжалование

Решение по земельному спору исполняется в срок, указанный в нем.

В случае несогласия одной из сторон с решением местных органов власти по земельному спору оно может быть обжаловано в суд, когда одной из сторон является гражданин и в хозяйственные суды Республики Узбекистан, - когда земельные споры имели место между предприятиями, учреждениями и организациями.

Обжалование решения не приостанавливает его исполнения.

Исполнение решения по земельному спору может быть приостановлено или отсрочено органом, вынесшим решение, либо вышестоящим органом.



Статья 64. Ответственность за нарушение

земельного законодательства Республики Узбекистан

Купля-продажа, дарение, залог, (за исключением залога права пожизненного наследуемого владения земельным участком, приобретенного на аукционной основе, для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства) самовольный обмен земельных участков землевладельцами, землепользователями, в том числе и арендаторами недействительны.

Лица, виновные в совершении этих сделок, а также:

использовании земель не по своему назначению;

самовольном занятии земельных участков;

порче сельскохозяйственных и других земель, загрязнении их химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами;

размещении, строительстве, проектировании, вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;

невыполнении требований природоохранного режима использования земель;

нарушении срока возврата временно занимаемых земель или невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;

уничтожении межевых знаков границ землевладений и землепользовании;

искажении сведений государственной регистрации, учета и оценки земель;

самовольном сенокошении и пастьбе скота на землях лесного фонда;

непринятии землевладельцами и землепользователями мер по борьбе с сорняками;

бесхозяйственном использовании земель, невыполнении обязательств по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и других процессов, ухудшающих состояние почв;

несут гражданскую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством  Республики Узбекистан.

Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного владения и пользования.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, включая снос строений, производится за счет предприятий, учреждений, организаций и граждан, самовольно занявших земельные участки.

Возвращение собственнику земельного участка, землевладельцу или землепользователю самовольно занятого земельного участка производится по решению соответствующего суда, органов власти районов, городов, органов самоуправления граждан кишлаков и поселков.

В случае систематического нарушения землевладельцами и землепользователями правил владения и пользования землей, а также совершения гражданами действий, предусмотренных пунктами 4, 6, 8 и 9 статьи 13 настоящего Закона, земельный участок или его часть может быть изъят органами самоуправления и органами власти в соответствии с их компетенцией и предоставлен во владение или пользование другому предприятию, учреждению и организации, либо включен в состав земель запаса.

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить потерпевшему вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законодательства Республики Узбекистан.



XV. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 65. Применение международных договоров

Если договорами Республики Узбекистан с другими суверенными государствами установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе Республики Узбекистан "О земле", то применяются правила международного договора.


"Ведомости Верховного Совета Уз ССР ",

1990 г., N 16-18, ст. 294



___________

*) Слова "Узбекской ССР" заменены словами "Республики Узбекистан" в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30.09.1991 г. N 364-XII "О внесении изменений в Конституцию (Основной закон) Узбекской ССР".

Название "Республика Каракалпакстан" приведено в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан и Конституцией Республики Каракалпакстан.