Кадровый консультант
Кадровый консультант/ Нормативно-правовые акты/ 2021 год/ Июль, 2021 г. / Указ Президента Республики Узбекистан от 24.07.2021 г. N УП-6269 "О мерах по совершенствованию инфраструктуры оказания государственных услуг и расширению доступа населения к государственным услугам"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
24.07.2021 г.
N УП-6269
О МЕРАХ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
И РАСШИРЕНИЮ ДОСТУПА НАСЕЛЕНИЯ
К ГОСУДАРСТВЕННЫМ УСЛУГАМ
В стране поэтапно реформируется система оказания государственных услуг гражданам и предпринимателям, активно реализуются системные меры по созданию благоприятного инвестиционного и делового климата, устранению излишних бюрократических барьеров и коренному улучшению качества оказания государственных услуг.
В частности, в результате реформ, проводимых в данной сфере, упрощены более 70 государственных услуг, в среднем в два раза сокращены сроки и количество документов, необходимых для предоставления услуг, оказываемых центрами государственных услуг.
Наряду с этим низкий уровень охвата услугами, оказываемыми центрами государственных услуг, длительность и высокая стоимость оказываемых государственных услуг, а также неполная оцифровка необходимой информации в большинстве государственных органов свидетельствуют об актуальности стоящих перед нами задач в данном направлении.
В целях усиления работ по поддержке нуждающихся в социальной защите слоев населения, обеспечения качественного оказания государственных услуг, гармонизации процессов цифровизации системы оказания различной категории государственных услуг:
1. Установить порядок, в соответствии с которым с 1 ноября 2021 года:
а) при оказании государственных услуг лицам, зарегистрированным в информационной системе "Единый реестр социальной защиты", а также лицам с инвалидностью I и II группы через центры государственных услуг и (или) Единый портал интерактивных государственных услуг (далее - ЕПИГУ) по государственным пошлинам, сборам и любым другим платежам, установленным актами законодательства, применяется 50-процентная скидка (за исключением случаев обращения в целях предпринимательской деятельности или в качестве представителя юридического лица);
б) при задержке предоставления государственных услуг, оказываемых через центры государственных услуг, информационную систему "Лицензия" и ЕПИГУ, более чем на три рабочих дня от срока, установленного актами законодательства, по обращениям заявителей 50 процентов государственных пошлин, сборов и любых других платежей, уплаченных за пользование услугами, возвращаются им в течение одного рабочего дня. При этом:
платежи возвращаются заявителю за счет средств Фонда развития государственных услуг Министерства юстиции и взыскиваются Министерством юстиции в безусловном (безакцептном) порядке с внебюджетных и иных средств государственных органов и организаций, допустивших задержку в оказании государственной услуги;
соответствующая государственная услуга оказывается заявителю в полном объеме.
2. Уменьшить с 1 января 2022 года размеры государственных пошлин, сборов и иных платежей, взимаемых за оказание отдельных государственных услуг, согласно приложению N 1.
3. Поддержать предложения Министерства юстиции, Министерства финансов, Министерства экономического развития и сокращения бедности, а также Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, предусматривающие:
а) начиная с 1 декабря 2021 года:
предоставление гражданам Республики Узбекистан, постоянно проживающим за рубежом, иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства, доступа к электронным государственным услугам путем выдачи дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Узбекистан сертификатов ключей электронной цифровой подписи;
выдачу в упрощенном порядке персонального идентификационного номера физического лица иностранным гражданам и лицам без гражданства, не проживающим постоянно в Республике Узбекистан, районными (городскими) подразделениями миграции и оформления гражданства и центрами государственных услуг;
определение установленных в актах законодательства в национальной валюте размеров платежей за выдачу дубликата лицензии, разрешения, сертификата и иного документа разрешительного характера, до 10 процентов базовой расчетной величины (за исключением случаев, когда в актах законодательства платежи не установлены или определены в размере менее 10 процентов базовой расчетной величины). При этом за выдачу дубликата лицензии, разрешения, сертификата и иных документов разрешительного характера с нанесенным QR-кодом плата не взимается;
б) внедрение с 1 января 2022 года порядка оформления и выдачи, в том числе через центры государственных услуг идентификационной ID-карты гражданина Республики Узбекистан, иностранного гражданина и лица без гражданства, постоянно проживающего в Республике Узбекистан, а также биометрического паспорта гражданина Республики Узбекистан для выезда за границу.
Перечень государственных услуг, внедряемых поэтапно через центры государственных услуг и ЕПИГУ, согласно приложению N 2;
Перечень государственных органов и организаций, ответственных за предоставление с 1 октября 2021 года отдельных видов сведений и документов в электронной форме посредством межведомственной интеграционной платформы системы "Электронное правительство", согласно приложению N 3;
Перечень отдельных видов государственных услуг, сроки оказания которых сокращаются с 1 января 2022 года, согласно приложению N 4;
"Дорожную карту" по дальнейшему упрощению порядка, сокращению сроков и необходимых документов, а также цифровизации оказания государственных услуг согласно приложению N 5.
5. Установить, что с 1 января 2022 года отменяется истребование государственными органами, хозяйственными объединениями, органами исполнительной власти на местах и государственными организациями от населения, в том числе субъектов предпринимательства:
а) сведений, подтверждающих факты:
данных свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательства;
наличия подтверждения о получении лицензии, документов и уведомлений разрешительного характера;
оплаты государственной пошлины, сборов и иных платежей;
обладания ценными бумагами, проведения операций с ценными бумагами, получения дивидендов;
регистрации в качестве малообеспеченной семьи или ее члена;
оплаты и получения алиментов физическим лицом;
данных диплома о высшем образовании;
окончания среднего специального, профессионального образовательного учреждения физическим лицом;
окончания среднего общеобразовательного учреждения (на базе 11-го класса) физическим лицом;
наличия гражданина в "Ёшлар дафтари" или "Аёллар дафтари";
данных о самозанятых лицах;
данных документов, подтверждающих право абитуриента на льготу при поступлении на учебу в высшие образовательные учреждения;
б) нижеследующих документов:
копий финансовых отчетов;
справок, подтверждающих оплату труда физического лица за последние 12 месяцев;
справок о выплате социальных пособий и пенсий.
При оказании государственных услуг физическим лицам в процессе приема на работу и осуществления иных административных процедур государственные органы и организации самостоятельно запрашивают у ответственных государственных органов и организаций, определенных в приложении N 4 к настоящему Указу, документы и сведения, предусмотренные настоящим пунктом, посредством межведомственной интеграционной платформы системы "Электронное правительство".
Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с министерствами и ведомствами в срок до 1 января 2022 года обеспечить интеграцию с межведомственной интеграционной платформой системы "Электронное правительство" сведений и данных, содержащихся в их информационных системах, ресурсах и базах данных, с соблюдением при этом требований информационной безопасности.
Возложить на руководителей министерств и ведомств персональную ответственность за своевременное и качественное формирование электронных баз данных, оцифровку информации, представление сведений и документов в электронной форме в установленные сроки.
Истребование государственными органами и организациями у населения документов и сведений, указанных в настоящем пункте, является нарушением требований актов законодательства в сфере оказания государственных услуг.
6. Определить, что с 1 января 2022 года не менее 20 процентов части государственных пошлин, сборов и любых других платежей, взимаемых за оказание государственных услуг, перечисляемых на счета государственных органов и организаций, ответственных за оказание государственных услуг, направляются на развитие информационных технологий и оцифровку документов в бумажной форме в указанных государственных органах и организациях.
Министерству финансов совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций на постоянной основе проводить мониторинг направления средств, предусмотренных настоящим пунктом, на развитие информационных технологий и оцифровку документов в бумажной форме в государственных органах и организациях.
7. Внедрить с 1 января 2022 года следующий порядок выдачи физическим лицам квалификационных сертификатов на право занятия отдельными видами деятельности и проведения их аттестации в данных целях:
обращения на выдачу квалификационных сертификатов и прохождение аттестации принимаются в электронной форме;
процесс экзамена, проводимого для выдачи квалификационного сертификата, фиксируется непрерывной видеозаписью (со звуком), а также видеозапись хранится не менее одного года;
платежи, взыскиваемые с физических лиц за выдачу квалификационных сертификатов и прохождение аттестации, осуществляются через Единую биллинговую систему учета сумм государственных пошлин и сборов, уплаченных за оказание государственных услуг;
при сдаче кандидатами экзамена вопросы задаются в форме тестов посредством компьютера и результаты объявляются в тоже время (за исключением направлений, требующих специальных навыков и проведения практических испытаний);
квалификационные сертификаты и аттестационные удостоверения оформляются с нанесением QR-кода.
8. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством юстиции в целях увеличения доли оказываемых электронных (онлайн) услуг и создания удобств населению в срок до 1 ноября 2021 года обеспечить разработку новой версии Единой информационной системы идентификации пользователей системы "Электронное правительство" (OneID) и ее мобильного приложения.
При этом создать возможность удаленной идентификации, подтверждения личности гражданина с помощью телефона мобильной связи в процессе пользования государственными услугами, рассылки абонентам SMS-сообщений о состоянии оказания государственных услуг.
9. Внедрить с 1 января 2022 года в городе Ташкенте, а с 1 июля 2022 года - на всей территории республики систему оказания композитных услуг по регистрации смерти, предусматривающую:
оформление и направление работником медицинского объединения справки о смерти в орган записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГС) в электронной форме посредством автоматизированной информационной системы "Электронная регистрация рождения и смерти, в том числе перинатальной смерти". При этом медицинская справка о смерти может выдаваться в бумажной форме по заявлению близких родственников умершего лица и они могут обратиться в орган ЗАГС самостоятельно;
регистрацию органом ЗАГС смерти лица в информационной системе "Единый электронный архив ЗАГС" в течение одного рабочего дня после поступления справки, а также подтверждение факта регистрации путем нанесения QR-кода;
по заявлению близких родственников умершего лица оформление органом ЗАГС актовой записи о смерти на гербовом свидетельстве по экстерриториальному принципу либо ее направление органом ЗАГС посредством почтовой связи по адресу, указанному в заявлении.
10. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций:
а) в срок до 1 октября 2021 года:
совместно с внебюджетным Пенсионным фондом и Агентством по развитию медико-социальных услуг обеспечить интеграцию информационных систем "Единый реестр социальной защиты" и "ВТЭК" с ЕПИГУ;
внедрить систему идентификации в режиме реального времени лиц, имеющих льготы по оказанию государственных услуг через центры государственных услуг или ЕПИГУ, и автоматического определения размеров платежей;
совместно с Министерством иностранных дел, Государственным налоговым комитетом и Министерством юстиции создать возможность для доступа граждан Республики Узбекистан, постоянно проживающих за рубежом, иностранных физических и юридических лиц, а также лиц без гражданства, к электронным государственным услугам посредством выдачи дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Узбекистан сертификатов ключей электронной цифровой подписи;
совместно с Центральным банком, а также заинтересованными министерствами и ведомствами внедрить механизм оплаты государственных пошлин, сборов и любых других платежей за пользование электронными государственными услугами в иностранной валюте, находясь при этом за рубежом, посредством международных платежных систем и иных средств;
б) совместно с АК "Узбектелеком" обеспечить с 1 сентября 2021 года подключение к сети Интернет и защищенной сети VPN и оказание услуг всем центрам государственных услуг (их филиалам), органам ЗАГС республики по наиболее доступным тарифам, установленным для города Ташкента, в целях повышения качества и оперативности услуг, оказываемых населению.
11. Образовать Республиканскую рабочую комиссию по координации системы оказания государственных услуг населению и субъектам предпринимательства (Арипов А.Н.) в составе согласно приложению N 6 и определить ее основными задачами:
организацию и обеспечение взаимодействия государственных органов и других организаций в сфере оказания государственных услуг;
осуществление мониторинга, проведение анализа и заслушивание отчетов органов, оказывающих услуги, по исполнению актов законодательства в сфере оказания государственных услуг, включая состояние цифровизации информации, используемой при предоставлении государственных услуг;
осуществление контроля за выполнением задач и поручений, предусмотренных настоящим Указом, а также связанных с внедрением и совершенствованием оказания государственных услуг;
принятие мер по оптимизации, сокращению процедур, сроков и документов, необходимых для предоставления государственных услуг;
выявление и принятие мер по устранению факторов, препятствующих эффективному оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам, направление министерствам и ведомствам обязательных для исполнения поручений и предписаний;
разработку и внесение на рассмотрение в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложений о совершенствовании процесса оказания государственных услуг.
14. Министерству внутренних дел совместно с Министерством юстиции и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в срок до 1 января 2022 года внедрить государственную услугу "история автомобиля" по установлению сведений (дата государственной регистрации, пробег, заключение гражданско-правовых договоров, совершение дорожно-транспортных происшествий и другие) через центры государственных услуг и ЕПИГУ посредством государственных регистрационных номерных знаков, присвоенных автомототранспортным средствам, на договорной основе.
15. Министерству жилищно-коммунального обслуживания совместно с Государственным центром персонализации, Министерством энергетики, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Агентством по кадастру, АО "O`ZSUVTA`MINOT" и заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 декабря 2021 года обеспечить привязку всех лицевых счетов за пользование коммунальными услугами (газоснабжение, поставка электрической энергии, обеспечение горячей и питьевой водой, канализация, вывоз отходов) к персональному идентификационному номеру физического лица и идентификационному номеру налогоплательщика - юридических лиц, посредством этой привязки внедрить практику оказания услуг каждому лицу с использованием уникального номера на основе принципа "единый клиент".
Агентству по кадастру совместно с организациями, оказывающими коммунальные услуги, в трехмесячный срок обеспечить привязку всех объектов недвижимого имущества к кадастровым номерам и их интеграцию с Единым реестром адресов объектов недвижимого имущества.
16. Министерству юстиции:
в срок до 1 декабря 2021 года разработать Национальную стратегию совершенствования системы оказания государственных услуг на 2022-2026 годы;
в двухмесячный срок совместно с Министерством здравоохранения создать в зданиях центров государственных услуг в областных центрах, городах Ташкенте и Нукусе "уголки здоровья", оснащенные необходимыми техническими средствами за счет средств Внебюджетного фонда Агентства государственных услуг;
в срок до 20 августа 2021 года совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также органами государственной власти на местах создать в зданиях центров государственных услуг и органов ЗАГС экспозиции, посвященные 30-летию независимости Республики Узбекистан;
в трехмесячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
17. Внести изменения и дополнение в некоторые решения Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению N 7.
18. Агентству информации и массовых коммуникаций совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана обеспечить широкое освещение сути и содержания настоящего Указа в средствах массовой информации.
19. Возложить на советника Премьер-министра Республики Узбекистан Умарова О.М., министра юстиции Давлетова Р.К. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан до 1 января 2022 года и до 1 июля 2022 года.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 24.07.2021 г. N УП-6269
ПЕРЕЧЕНЬ
государственных услуг, за оказание которых
с 1 января 2022 года снижается размер взимаемых
государственных пошлин, сборов и иных платежей
N |
Наименование государственной услуги
|
Действующий размер платежа |
Устанавливаемый размер платежа |
1. |
Государственная регистрация адвокатских бюро, адвокатских фирм и коллегий адвокатов
|
2 БРВ |
1 БРВ |
2. |
Получение предварительного согласия на совершение сделок по приобретению акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующих субъектов
|
10 БРВ |
7 БРВ |
3. |
Получение предварительного согласия на совершение сделок по слиянию и присоединению хозяйствующих субъектов
|
10 БРВ |
7 БРВ |
4. |
Выдача биометрического паспорта гражданам Республики Узбекистан для выезда за границу
|
1,2 БРВ |
1 БРВ |
5. |
Выдача документов о приглашении в Республику Узбекистан гражданам Республики Узбекистан, иностранным гражданам и лицам без гражданства
|
10 процентов БРВ |
5 процентов БРВ |
6. |
Внесение в реестр частных агентств занятости
|
1 БРВ |
Бесплатно |
7. |
Выдача субъектам предпринимательства свидетельства о государственной регистрации нового образца
|
1 БРВ |
20 процентов БРВ |
8. |
Сбор за гербовый бланк, взимаемый за нотариальные действия, совершенные соответствующими дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Узбекистан
|
5 долларов США |
Бесплатно |
к Указу Президента РУз
от 24.07.2021 г. N УП-6269
ПЕРЕЧЕНЬ
государственных услуг, поэтапно внедряемых
через Центры государственных услуг и ЕПИГУ
N |
Наименование государственной услуги
|
Срок внедрения |
Полномочный орган, ответственный за предоставление государственной услуги |
1. |
Оформление и выдача ID-карты гражданам Республики Узбекистан, лицам без гражданства и иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории республики, и биометрического паспорта для выезда за рубеж гражданам Республики Узбекистан
|
1 января 2022 года |
Министерство внутренних дел |
2. |
Выдача квалификационных сертификатов гидам (гидам-переводчикам), экскурсоводам, инструкторам-проводникам
|
Министерство туризма и спорта |
4. |
Присвоение спортивным судьям квалификационных категорий
|
||
5. |
Проведение аттестации (переаттестации) и выдача квалификационного аттестата судебным управляющим
|
Агентство по управлению государственными активами |
|
6. |
Присвоение категорий оценщикам
|
||
7. |
Обучение соискателей для получения аттестата судебного управляющего, а также повышение квалификации судебных управляющих
|
Высшая школа бизнеса и предпринимательства |
|
8. |
Выдача квалификационного аттестата кадастрового инженера по недвижимости
|
Агентство по кадастру при Государственном налоговом комитете
|
|
9. |
Проведение аттестации руководителя информационной службы государственных органов и организаций
|
Агентство информации и массовых коммуникаций |
|
10. |
Аккредитация экспертов специально уполномоченным государственным органом в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
|
||
11. |
Повышение квалификации специалистов ветеринарной службы, их переподготовка и присвоение квалификационных категорий
|
Государственный комитет по ветеринарии и развитию животноводства
|
|
12. |
Проведение квалификационного экзамена сотрудников бухгалтерского учета бюджетных организаций Республики Узбекистан, государственных целевых фондов, а также других внебюджетных фондов и выдача сертификатов бухгалтеров бюджетного учета
|
Министерство финансов |
15. |
Проведение аттестации (переаттестации) физических лиц на право осуществления операций с ценными бумагами
|