Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
к Постановлению КМ РУз
от 22.09.2021 г. N 595
Настоящее Положение принято на государственном языке.
Авторский перевод текста на русский язык выполнен экспертами
информационно-поисковой системы "Norma" и носит
информационный характер. При возникновении неясностей
следует обращаться к тексту нормативно-правового акта
на государственном языке.
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке специального регистрационного
учета плательщиков налога на добавленную
стоимость в налоговых органах
1. Настоящее Положение определяет порядок специального регистрационного учета плательщиков налога на добавленную стоимость в налоговых органах.
2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
Межведомственный программно-аппаратный комплекс "Единая национальная система труда" (далее - Единая национальная система труда) - организационно-упорядоченная совокупность информационных ресурсов, технологий и средств связи, посредством которой осуществляется сбор, хранение и обработка информации о зарегистрированных трудовых договорах и трудовом стаже работников;
аннулированные свидетельства - свидетельства, действие которых аннулировано на основаниях и в порядке, предусмотренных в главе 9 настоящего Положения;
свидетельство - документ в электронной форме, выдаваемый плательщику налога на добавленную стоимость налоговым органом, подтверждающий постановку на специальный регистрационный учет и право зачета налога на добавленную стоимость в случаях, предусмотренных налоговым законодательством;
Центральная база данных - Центральная база данных Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (далее - Государственный налоговый комитет) о юридических лицах, иностранных юридических, осуществляющих деятельность через представительства, филиалы или постоянные учреждения, и физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность, разработанная в соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров от 4 сентября 2020 года N 539 "О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов сбора, обработки и хранения информации о юридических лицах, иностранных юридических лицах, осуществляющих деятельность через представительство, филиал или постоянное учреждение, и физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность";
плательщик налога на добавленную стоимость - лицо, на которое в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан возложено обязательство по уплате налога на добавленную стоимость, независимо от постановки или непостановки на специальный регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость;
специальный регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость - последовательность действий по выдаче или отказе в выдаче плательщикам налога на добавленную стоимость свидетельства о постановке на специальный регистрационный учет по результатам проверки и анализа налогового риска;
прекращенные свидетельства - свидетельства, действие которых прекращено на основаниях и в порядке, предусмотренных в главе 9 настоящего Положения;
приостановленные свидетельства - свидетельства, действие которых приостановлено на основаниях и в порядке, предусмотренных в главе 9 настоящего Положения;
действующие свидетельства - действующие свидетельства о постановке на специальный регистрационный учет налогоплательщиков;
налоговая задолженность - налоговая задолженность, неуплаченная налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость за период более двух месяцев в рамках требований настоящего Положения.
3. Постановка на специальный регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость (далее - специальный регистрационный учет) осуществляется органами государственной налоговой службы. Для постановки на специальный регистрационный учет плательщики налога на добавленную стоимость должны обратиться с заявлением в органы государственной налоговой службы в установленные законодательством сроки.
4. Зачет налога на добавленную стоимость налогоплательщиками, имеющими действующие свидетельства, по фактически полученным товарам (услугам) может осуществляться только на основании счетов-фактур, представленных поставщиками, имеющими действующие свидетельства и прошедшими в установленном порядке специальный регистрационный учет в налоговых органах.
5. Плательщики налога на добавленную стоимость, не поставленные на специальный регистрационный учет в налоговых органах, уплачивают налог на добавленную стоимость без права на зачет.
Данное требование применяется:
с момента государственной регистрации - для юридических лиц, выбравших уплату налога на добавленную стоимость в добровольном порядке;
с 1 числа месяца, следующего за месяцем возникновения обязательства, - для лиц, совокупный доход которых, полученный от реализации товаров (услуг) за налоговый период, превышает размеры, установленные пунктом 1 части первой статьи 461 Налогового кодекса;
с момента возникновения обязательства - для налогоплательщиков, в отношении которых не распространяется требование по уплате налога с оборота в соответствии со статьей 461 Налогового кодекса.
6. Последовательность действий постановки на специальный регистрационный учет плательщиков налога на добавленную стоимость включает:
представление налогоплательщиком заявления о постановке на специальный регистрационный учет в налоговый орган;
определение налогового риска;
принятие решения о постановке на специальный регистрационный учет или об отказе в этом;
присвоение плательщику налога на добавленную стоимость индивидуального регистрационного номера (далее - НДС-номер);
внесение данных о плательщике налога на добавленную стоимость в единый реестр специального регистрационного учета;
формирование свидетельства с отражением индивидуального регистрационного номера и направление его плательщику налога на добавленную стоимость;
повторная постановка плательщика налога на добавленную стоимость на специальный регистрационный учет в случаях, установленных настоящим Положением.
7. НДС-номер подлежит обязательному проставлению при оформлении и пользовании всеми видами документов, связанных с:
расчетами при приобретении и реализации товаров (услуг), включая счета-фактуры и транспортные накладные;
уплатой и (или) зачетом и возвратом налога на добавленную стоимость;
учетом и отчетностью по налогу на добавленную стоимость.
8. Постановка налогоплательщика на специальный регистрационный учет осуществляется на основании результатов рассмотрения электронного заявления, представляемого по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению в налоговые органы через персональный кабинет налогоплательщика.
ГЛАВА 2. СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ УЧЕТ ЛИЦ,
ЯВЛЯЮЩИХСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ
НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
9. В соответствии с требованиями Налогового кодекса свидетельство о постановке на специальный регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость без внесения уточнения в степень налогового риска автоматически выдается следующим налогоплательщикам:
налогоплательщики, в отношении которых не распространяется требование по уплате налога с оборота в соответствии со статьей 461 Налогового кодекса;
иностранные юридические лица, реализующие товары (услуги) на территории Республики Узбекистан, в случае признания Республики Узбекистан местом реализации товаров (услуг);
иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность через постоянные учреждения в Республике Узбекистан.
10. Налоговыми органами ведется мониторинг деятельности субъектов предпринимательства, указанных в пункте 9 настоящего Положения, а выявление в ходе мониторинга случаев несоответствия осуществляемых сделок (операций) номенклатуре закупаемых и реализуемых товаров (услуг) является основанием для приостановления действия свидетельства о постановке на специальный регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость.
ГЛАВА 3. СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ УЧЕТ
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В ДОБРОВОЛЬНОМ ПОРЯДКЕ
11. В соответствии с требованиями Налогового кодекса Республики Узбекистан встать на специальный регистрационный учет в добровольном порядке вправе:
юридические лица, добровольно отказавшиеся от уплаты налога с оборота;
индивидуальные предприниматели, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период превышает сто миллионов сумов.
12. В случае добровольной постановки на специальный регистрационный учет заявление должно быть представлено не позднее семи рабочих дней до начала месяца, с которого налогоплательщик переходит на уплату налога на добавленную стоимость.
Заявление направляется в электронной форме в налоговый орган через персональный кабинет налогоплательщика и считается полученым налоговым органом с момента отправления.
ГЛАВА 4. РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ О ПОСТАНОВКЕ
НА СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕГИСТРАЦИОННЫЙ УЧЕТ
13. Налоговый орган в течение семи дней с момента поступления заявления плательщика налога на добавленную стоимость о постановке на специальный регистрационный учет в целях определения уровня налогового риска вправе осуществлять следующие мероприятия:
изучить личность руководителя и учредителей (участников) или лица, осуществляющего функции финансового управления, налогоплательщика, при этом отдельное внимание уделяется следующему: пребывание ранее в качестве руководителя или учредителя в организации, признанной банкротом; привлечение ранее к ответственности за намеренное уклонение от уплаты налога или осуществление деятельности в качестве руководителя или учредителя (участника) в организации, относящейся к категории высокого уровня риска; наличие в Единой национальной системе труда трудовых договоров, заключенных с указанными в заявлении лицами; наличие в базе данных налогового органа сведений об учредителе (участнике);
изучить с выездом на место фактическое нахождение налогоплательщика по адресу государственной регистрации, а также фактическое наличие указанного адреса по данным адресно-справочного бюро;
изучить банковские операции и счета-фактуры на предмет соответствия виду и особенностям деятельности налогоплательщика, а также номенклатуре приобретаемых и реализуемых товаров (услуг);
анализировать суммы реализации товаров (услуг), представление налоговой отчетности и остаток товарно-материальных ценностей;
проверить наличие договора аренды в случае отсутствия собственного недвижимого имущества, а также постановку этого договора на учет в налоговом органе;
проверить наличие налоговых задолженностей у налогоплательщика - юридического лица, а также его учредителей (участников) - юридических лиц, наличие налоговой задолженности у другого юридического лица, руководство которым осуществляет лицо, являющееся действующим руководителем, и представление налоговой отчетности;
изучить наличие и состояние необходимых производственных, торговых, складских зданий и территорий, а также другой необходимой материально-технической базы исходя из вида деятельности налогоплательщика;
изучить адрес места нахождения налогоплательщика, т.е. расположение по номинальному адресу - адресу, указанному несколькими налогоплательщиками с высоким налоговым риском. При этом адрес признается номинальным в случае, когда на одно юридическое лицо на основании права собственности или аренды либо безвозмездного пользования приходится площадь (офис) в среднем менее восемнадцати квадратных метров, используемая в административных целях;
проверить вопросы нахождения налогоплательщика в процессе ликвидации или иных процессах реорганизации либо осуществление этих процессов;
изучить формирование уставного фонда (уставного капитала).
Абзацы третий, шестой, восьмой и девятый настоящего пункта не распространяются в отношении резидентов Технологического парка программных продуктов и информационных технологий, заключивших договор виртуального офиса с дирекцией Технологического парка программных продуктов и информационных технологий.
14. В ходе рассмотрения заявления налогоплательщика источниками анализируемых данных являются Центральная база данных, иные базы данных налоговых органов, министерств, ведомств и органов исполнительной власти на местах, а также сведения, представленные налогоплательщиками.
15. По результатам проверки и анализа данных налогоплательщик относится к одной из следующих групп риска:
налогоплательщик с высоким уровнем налогового риска;
налогоплательщик со средним уровнем налогового риска;
налогоплательщик с низким уровнем налогового риска.
16. В целях настоящего Положения к группе налогоплательщиков с высоким уровнем налогового риска относятся налогоплательщики, у которых выявлен хотя бы один из следующих признаков:
не установлена личность руководителя или лица, осуществляющего руководящие функции или функции финансового управления, либо трудовые договоры, заключенные с указанными в заявлении лицами, не подтверждены в Единой национальной системе труда;
в базе данных налогового органа отсутствуют сведения об учредителе (участнике);
налогоплательщик отсутствует по адресу государственной регистрации;
при отсутствии собственного недвижимого имущества отсутствует арендуемое или безвозмездно используемое недвижимое имущество;
адрес налогоплательщика отсутствует в базе данных адресно-справочного бюро;
адрес налогоплательщика совпадает с адресом номинального местонахождения;
несоответствие осуществляемых сделок (операций) виду и особенностям деятельности налогоплательщика, а также номенклатуре приобретаемых и реализуемых им товаров (услуг) на основании сведений, полученных при анализе счетов-фактур;
наличие непредставленной налоговой отчетности;
наличие на дату
...