Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Образование/ Средне-специальное профессиональное образование (академические лицеи, профессиональные колледжи)/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 05.11.2021 г. N ПП-5279 "О мерах по дальнейшему повышению качества формирования резерва спортсменов по олимпийским и паралимпийским видам спорта путем коренного совершенствования системы спортивного образования"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
05.11.2021 г.
N ПП-5279
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ
ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ
РЕЗЕРВА СПОРТСМЕНОВ ПО ОЛИМПИЙСКИМ
И ПАРАЛИМПИЙСКИМ ВИДАМ СПОРТА ПУТЕМ
КОРЕННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целях дальнейшего совершенствования деятельности спортивно-образовательных учреждений, внедрения новой цифровой системы выявления, выбора и отбора (селекции) талантливой молодежи, обеспечения участия и достижения спортсменами высоких результатов в Олимпийских и Паралимпийских, Азиатских и Паразиатских играх, чемпионатах мира и иных крупных международных соревнованиях путем создания сильного олимпийского резерва:
1. Создать на базе колледжей олимпийского резерва центры по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта в форме образовательного учреждения, соответствующего пятому уровню Международной стандартной классификации образования.
2. Установить, что начиная с 2022/2023 учебного года (1 сентября 2022 года):
контингент центров по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта формируется исключительно по олимпийским и паралимпийским видам спорта (за исключением национального кураша и видов спорта, определенных отдельными Правительственными решениями);
для спортсменов с ограниченными физическими возможностями и инвалидностью, направляемых в отделения соответствующих паралимпийских видов спорта центров по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта на основе рекомендации Национального паралимпийского комитета Узбекистана, выделяется дополнительная квота в размере до 10 процентов;
образовательный процесс в центрах по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта осуществляется на этапах общего среднего и среднего специального профессионального образования;
квоты приема в центры по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта формируются исходя из особенностей каждого вида спорта (весовой категории, количества спортсменов, включая женщин-спортсменок, численности спортсменов, принимающих участие в соответствующем виде спорта среди командных видов спорта, других);
центры по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта специализируются на развитых в регионах олимпийских и паралимпийских видах спорта исходя из их материально-технической базы;
отменяется родительская плата за частичное покрытие расходов на бесплатное (льготное) питание учащихся центров по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта и вводится полное обеспечение учащихся питанием за счет средств Государственного бюджета;
директоры центров по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта по итогам каждого года отчитываются перед районными (городскими) Кенгашами народных депутатов и представителями общественности о реализации задач, установленных настоящим постановлением, по результатам районными (городскими) Кенгашами народных депутатов дается оценка их деятельности. Результаты оценки являются основанием для поощрения (включая продвижение по службе) директоров колледжей и принятия соответствующих мер в отношении них (включая освобождение от занимаемой должности);
Национальный олимпийский комитет Узбекистана, Национальный паралимпийский комитет Узбекистана, спортивные федерации (ассоциации) оказывают практическое содействие центрам по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта в выявлении, выборе и отборе (селекции) талантливой молодежи на местах, устанавливают постоянную связь с иными спортивно-образовательными учреждениями в целях проведения данной работы;
Национальный олимпийский комитет Узбекистана, Национальный паралимпийский комитет Узбекистана и спортивные федерации (ассоциации) по олимпийским видам спорта вводят в регионах должность селекционера.
Министерству молодежной политики и спорта (А. Икрамов):
совместно с Министерством экономики и финансов и спортивными федерациями (ассоциациями) в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект Правительственного решения, предусматривающего формирование начиная с 2022/2023 учебного года параметров приема в колледжи олимпийского и паралимпийского резерва путем их увеличения исходя из численности населения, количества занимающихся спортом, числа спортивно-образовательных учреждений и иных важных показателей соответствующих регионов, а также увеличение олимпийских и паралимпийских видов спорта в колледжах олимпийского и паралимпийского резерва;
в двухмесячный срок наладить оказание хозяйственных услуг в колледжах олимпийского и паралимпийского резерва на основе аутсорсинга в рамках выделенных средств;
обеспечить обучение учащихся на отделениях не олимпийских видов спорта центров по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта до полного окончания ими учебы в данных колледжах.
Государственной комиссии по приему на учебу в образовательные учреждения Республики Узбекистан (Арипов А.) в соответствии с настоящим постановлением в срок до 1 июня 2022 года утвердить параметры приема в колледжи олимпийского и паралимпийского резерва на 2022/2023 учебный год.
3. Установить порядок, в соответствии с которым:
начиная с 2022 года на финансирование проведения официальных спортивных соревнований по олимпийским и паралимпийским видам спорта в районах (городах) выделяется 110 миллиардов сумов (55 миллиардов сумов из республиканского бюджета, 55 миллиардов сумов из местных бюджетов), а также ежегодно каждому району (городу) на данные цели - от 300 миллионов сумов до 1 миллиарда сумов. При этом сведения о выделении и расходовании указанных средств размещаются на информационном портале "Открытый бюджет";
в каждой махалле, средней общеобразовательной школе, среднем специальном профессиональном образовательном учреждении создаются команды по командным видам спорта (баскетболу, волейболу, гандболу, футболу и другим). При этом ответственность возлагается: за команды махаллей - на тренеров спортивно-образовательных учреждений, за команды средних общеобразовательных школ и средних специальных профессиональных образовательных учреждений - на преподавателей физической культуры;
студентам 3-4-х курсов, обучающимся на направлениях образования по физической культуре и спорту высших образовательных учреждений, разрешается осуществлять деятельность в качестве инструктора по физической культуре в дошкольных образовательных организациях, преподавателя физической культуры - в средних общеобразовательных школах, тренерскую деятельность - в спортивно-образовательных учреждениях с выплатой ежемесячной заработной платы по базовой тарифной ставке педагога со средним специальным образованием;
ежемесячная заработная плата спортсменов, тренеров и иных специалистов, занимающихся целенаправленной подготовкой к Олимпийским и Паралимпийским играм, включая зарубежных спортивных специалистов, выплачиваемая из Государственного бюджета, выплачивается на основе критериев, установленных Кабинетом Министров.
4. Принять к сведению, что в соответствии с Законом "О физической культуре и спорте" в республике установлены спортивные звания "мастер спорта Узбекистана международного класса" или "международный гроссмейстер", "мастер спорта Узбекистана" или "гроссмейстер Узбекистана", спортивные разряды "кандидат в мастера спорта" или "кандидат в гроссмейстеры Узбекистана", первый, второй и третий спортивные разряды, а также первый, второй и третий юношеские спортивные разряды.
Одобрить предложение Министерства молодежной политики и спорта, Национального олимпийского комитета Узбекистана и Национального паралимпийского комитета Узбекистана о внедрении начиная с 1 января 2022 года системы подготовки спортсменов со званиями и разрядами на основе государственного заказа в спортивных школах, специализированных спортивных школах, специализированных государственных школах-интернатах по олимпийским и национальным видам спорта, центрах по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта и республиканских школах высшего спортивного мастерства.
Определить, что:
система подготовки на основе государственного заказа внедряется в целях организации плановой работы с начала учебного года, повышения ответственности руководства и тренерского состава, эффективной эксплуатации спортивных объектов и сооружений, а также целевого использования бюджетных средств в спортивно-образовательных учреждениях;
система подготовки на основе государственного заказа формируется исходя из материально-технической базы, качества тренерского состава, количества занимающихся и иных важных показателей спортивно-образовательных учреждений;
подготовка спортсменов со званиями и разрядами на основе государственного заказа осуществляется по видам спорта, включенным в реестр видов спорта и имеющим единую спортивную классификацию;
спортивные звания и разряды присваиваются пожизненно;
кандидаты на участие в отборочных соревнованиях, чемпионатах мира и иных крупных международных соревнованиях для получения лицензии на участие в Олимпийских и Паралимпийских, Азиатских и Паразиатских играх, а также составы спортивных сборных команд Республики Узбекистан отбираются в первую очередь из числа спортсменов со званиями и разрядами.
Министерству молодежной политики и спорта (А. Икрамов):
ежегодно соответственно до 1 августа и до 1 января утверждать государственный заказ на подготовку спортсменов со званиями и разрядами в спортивно-образовательных учреждениях;
в двухмесячный срок переутвердить реестр видов спорта исходя из видов спорта, включенных в программы XXXIII летних Олимпийских и XVII Паралимпийских игр, проводимых в городе Париже (Франция) в 2024 году.
5. Определить, что начиная с 2022/2023 учебного года:
успешная сдача спортивных испытаний по системе оценки уровня физической подготовки учащихся при приеме в спортивные школы, специализированные спортивные школы, специализированные государственные школы-интернаты по олимпийским и национальным видам спорта является наиболее важным критерием;
деятельность спортивных школ, специализированных спортивных школ оценивается исходя из количества детей и юношей, широко привлеченных к спорту, спортсменов, имеющих спортивные звания и разряды, подготовленных на основе государственного заказа, спортсменов, являющихся победителями и призерами республиканских и международных спортивных соревнований, а также учащихся, принятых в центры по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта;
деятельность центров по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта, специализированных государственных школ-интернатов по олимпийским и национальным видам спорта, а также республиканских школ высшего спортивного мастерства оценивается исходя из количества спортсменов, имеющих спортивные звания и разряды, подготовленных на основе государственного заказа, спортсменов, включенных в основной и резервный составы национальных сборных команд по видам спорта, победителей и призеров Олимпийских и Паралимпийских, Азиатских и Паразиатских игр, чемпионатов (кубков) мира, Азии, Узбекистана;
заместители руководителей по спорту и тренеры спортивных школ, специализированных спортивных школ, специализированных государственных школ-интернатов по олимпийским и национальным видам спорта, центров по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта не менее одного раза в каждые полгода непосредственно посещают средние общеобразовательные школы и проводят работу по селекции в целях привлечения талантливой молодежи в соответствующие спортивно-образовательные учреждения;
выпускники средних общеобразовательных школ и средних специальных профессиональных образовательных учреждений, ставшие победителями и призерами (1-3-е место) Олимпийских и Паралимпийских, Азиатских и Паразиатских игр по олимпийским и паралимпийским видам спорта среди взрослых и молодежи, включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр - за последние четыре года, а также чемпионатов мира и Азии - в течение одного года, до начала приема документов для поступления в высшие образовательные учреждения, принимаются на направления образования по физической культуре и спорту высших образовательных учреждений на основе дополнительного государственного гранта на дневную, заочную и вечернюю формы обучения без экзаменационных испытаний;
выпускники, успешно (на оценку "отлично") освоившие специальные спортивные дисциплины этапа среднего специального профессионального образования центров по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта, принимаются непосредственно на второй курс Узбекского государственного университета физической культуры и спорта и его филиалов, а также направлений образования по физической культуре и спорту высших образовательных учреждений путем индивидуального собеседования на основе государственного гранта без экзаменационных испытаний;
производственная практика студентов 3-4-го курсов Узбекского государственного университета физической культуры и спорта и его филиалов организуется по соответствующим направлениям в приоритетном порядке в государственных спортивно-образовательных учреждениях независимо от их регистрации по месту проживания;
на выпускников Узбекского государственного университета физической культуры и спорта и его филиалов возлагается обязательство отработки в течение четырех лет в государственных спортивно-образовательных учреждениях, расположенных в районах (городах), указанных в параметрах целевого приема на основе государственного гранта, независимо от их регистрации по месту проживания.
6. Образовать по адресу: город Самарканд, улица Ибн Сино, дом N 17а специализированный Институт высшего спортивного мастерства в форме государственного высшего образовательного учреждения, реализующего трехлетнюю программу "специалитет".
Определить, что на учебу в Институт высшего спортивного мастерства принимаются исключительно молодые люди, являющиеся членами национальных сборных команд по олимпийским видам спорта, окончившие центры по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта, в зависимости от их спортивных результатов по селекции на основе государственного гранта.
Министерству туризма и спорта совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 января 2022 года изучить передовой зарубежный опыт и внести в Кабинет Министров в установленном порядке проект постановления Президента Республики Узбекистан об организации деятельности Института высшего спортивного мастерства.
7. Министерству развития спорта (Икрамов А.):
в трехмесячный срок совместно с Национальным олимпийским комитетом Узбекистана, Национальным паралимпийским комитетом Узбекистана и Министерством финансов кардинально пересмотреть календарный план спортивных и физкультурно-массовых мероприятий и внести в Кабинет Министров проект Правительственного решения, предусматривающего внедрение новой усовершенствованной системы;
в трехмесячный срок разработать и утвердить план-график поэтапного увеличения в 2022-2025 годах доли расходов, связанных с содержанием спортивно-образовательных учреждений, расположенных в районных (городских) центрах, покрываемой из внебюджетных поступлений, за счет повышения эффективности деятельности указанных спортивно-образовательных учреждений;
в срок до 1 марта 2022 года провести аттестацию руководителей, их заместителей и тренеров всех государственных спортивно-образовательных учреждений, на основании результатов аттестации принять меры по их укомплектованию высококвалифицированными специалистами, обладающими глубокими знаниями, опытом и практическими навыками;
в срок до 1 июля 2022 года совместно с Министерством финансов коренным образом пересмотреть порядок оплаты труда работников спортивно-образовательных учреждений и внести в Кабинет Министров проект Правительственного решения, предусматривающего внедрение новой усовершенствованной системы.
8. Установить, что начиная с 1 августа 2022 года выявление, выбор и отбор (селекция) талантливой молодежи в регионах осуществляются посредством специальной платформы управления системой спорта (далее - Платформа).
При этом:
разработка и постоянная техническая поддержка Платформы осуществляются Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с резидентами дирекции IT-парка;
расходы, связанные с разработкой и запуском Платформы, производятся за счет средств, сэкономленных в рамках сметы расходов на подготовку и участие спортивной делегации Узбекистана в XXXII летних Олимпийских играх, прошедших в городе Токио (Япония) в 2021 году;
Платформа обеспечивает оцифровку документов, связанных со всеми этапами проводимых чемпионатов (кубков) Узбекистана, прием учащихся во все спортивно-образовательные учреждения, осуществление полного контроля за распределением и использованием средств, выделяемых из Государственного бюджета для сферы спорта, а также республиканского и территориальных календарных планов спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, формирование отчетности по ним, осуществление контроля и прозрачность использования внебюджетных средств спортивно-образовательных учреждений;
Платформа интегрируется с платформой спортивных испытаний (www.jtdss.uz);
на Платформе размещается видеохостинг для выявления, выбора и отбора (селекции) молодых спортсменов;
лучшие короткометражные видеоролики, размещенные на Платформе, отбираются на основе заключения квалифицированных специалистов в сфере спорта, лица, разместившие лучший короткометражный видеоролик, поощряются денежным вознаграждением за счет средств Фонда поддержки туризма и спорта;
функции заказчика разработки, обслуживания и последующей модернизации Платформы возлагаются на Министерство молодежной политики и спорта.
Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций и Министерству молодежной политики и спорта обеспечить полное выполнение задач настоящего пункта, в срок до 1 июля 2022 года - запуск Платформы.
9. Ввести порядок, в соответствии с которым по видам спорта:
а) проводятся чемпионаты (кубки) Узбекистана:
на 1-м этапе - на уровне махалли (учреждения);
на 2-м этапе - на уровне района (города);
на 3-м этапе - на уровне Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;
на 4-м этапе - на уровне республики;
б) в финальном этапе чемпионатов (кубков) Узбекистана принимают участие исключительно команды (спортсмены в одиночном зачете), одержавшие победу на предыдущих этапах этих соревнований и разместившие на Платформе соответствующие документы. При несоблюдении указанных требований участие команд (спортсменов в одиночном зачете) не допускается;
в) соревнования по действующим паралимпийским видам спорта проводятся в последовательности, в которой проводятся чемпионаты (кубки) Узбекистана.
10. Внедрить следующую систему привлечения в спортивно-образовательные учреждения зарубежных специалистов (тренеров, преподавателей и других), имеющих опыт работы с молодыми учащимися-спортсменами и достигших высоких результатов в своей деятельности, в соответствии с которой:
Министерство молодежной политики и спорта совместно со спортивными федерациями (ассоциациями) начиная с 2022/2023 учебного года привлекает в каждый колледж олимпийского и паралимпийского резерва зарубежных специалистов (тренеров и преподавателей) по не менее одному виду спорта и совершенствует методику подготовки отечественных спортсменов с участием указанных специалистов;
Министерство молодежной политики и спорта совместно со спортивными федерациями (ассоциациями) налаживает обмен опытом, создает "Золотой фонд" тренеров и прикрепляет к зарубежным специалистам 3-5 квалифицированных отечественных специалистов и студентов;
на основе плана-графика, утвержденного Министерством молодежной политики и спорта, проводятся мастер-классы, семинары, конференции и "круглые столы" с участием зарубежных, отечественных специалистов и учащихся-спортсменов;
Министерство молодежной политики и спорта назначает на должность и освобождает от должности главных (старших) тренеров национальных сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта, в том числе принимает на работу зарубежных спортивных специалистов;
Министерство иностранных дел по заявкам Министерства молодежной политики и спорта в установленном порядке обеспечивает оформление въездных виз зарубежным специалистам, привлеченным в центры по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта и иные спортивно-образовательные учреждения, а также членам их семей без взимания консульских и иных сборов;
Министерство внутренних дел по заявкам Министерства молодежной политики и спорта обеспечивает выдачу и продление многократных виз, а также регистрацию по месту временного пребывания в Республике Узбекистан и ее продление зарубежным специалистам, привлеченным в центры по подготовке к олимпийским и паралимпийским видам спорта и иные спортивно-образовательные учреждения, а также членам их семей без взимания государственной пошлины.
11. Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Национальному информационному агентству Узбекистана в рамках выделенных средств:
организовать брифинги, пресс-конференции, тематические телепередачи по освещению сути и содержания, а также практического значения настоящего постановления;
совместно с Агентством кинематографии обеспечить подготовку и широкое освещение в средствах массовой информации короткометражных художественных и документальных фильмов, видеороликов и специальных передач о пройденном пути начиная с занятия спортом до достижения молодыми людьми высоких результатов, участия в престижных соревнованиях, их сегодняшней жизни.
Национальной телерадиокомпании Узбекистана совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана внедрить на практике пропаганду в средствах массовой информации чемпионатов (кубков) Узбекистана и проводимых в нашей стране престижных международных соревнований (турниров) на основе утвержденного медиаплана не менее чем за два месяца до их проведения.
12. Министерству туризма и спорта совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
13. Возложить на министра молодежной политики и спорта Икрамова А.И., генерального секретаря Национального олимпийского комитета Узбекистана Касимова О.О., председателя Национального паралимпийского комитета Узбекистана Тошходжаева М.М., а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Куранбаева К.К.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан каждые полгода.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 5 ноября 2021 г.