язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм/ Здравоохранение/ Медицинские экспертизы (ВТЭК, ВВЭК и др.)/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 27.11.2021 г. N ПП-22 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности службы медико-социальной экспертизы и системы установления инвалидности детям"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

27.11.2021 г.

N ПП-22



О МЕРАХ

ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ И СИСТЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ

ИНВАЛИДНОСТИ ДЕТЯМ


В целях проведения медико-социальной экспертизы граждан без излишней волокиты и бюрократических барьеров, расширения возможностей ведения полноценного образа жизни и реализации своих прав и потенциала лицами с инвалидностью, правильной ориентации на прохождение реабилитации и дальнейшего расширения охвата соответствующими мерами лиц с инвалидностью, а также обеспечения исполнения Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в "Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения":


1. Принять к сведению, что в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 25 марта 2021 года N УП-6195 "О социальной поддержке престарелых и лиц с инвалидностью, а также дальнейшем развитии системы домов-интернатов "Саховат" и "Мурувват" Республиканская инспекция медико-социальной экспертизы и ее территориальные подразделения переданы в систему Агентства по развитию медико-социальных услуг, а также на нее возложена задача дальнейшего совершенствования системы проведения медико-социальной экспертизы граждан и установления инвалидности.


2. Определить основными направлениями совершенствования системы проведения медико-социальной экспертизы граждан и установления инвалидности:

устранение причин и условий, порождающих коррупцию, а также недопущение конфликта интересов при установлении инвалидности гражданам;

устранение излишних хлопот граждан, а также отмену бюрократических барьеров и препятствий в данной сфере;

создание эффективной системы оказания услуг гражданам, отвечающей современным требованиям, посредством формирования электронной базы данных.


3. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) с 1 декабря 2021 года:

в случае невозможности личной явки лица в медико-социальную экспертную комиссию Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы (далее - медико-социальная экспертная комиссия) по состоянию здоровья установление инвалидности проводится на выездном заседании с посещением закрепленной территории, на дому или в стационаре по месту лечения лица, а также путем проведения заочного освидетельствования;

лицам с явными признаками инвалидности и анатомическими дефектами, без проведения дополнительного обследования для получения клинико-функциональных данных на основании утвержденного перечня заболеваний, при признании их лицами с инвалидностью инвалидность устанавливается бессрочно без их участия;

в справках об инвалидности медико-социальные экспертные комиссии вносят рекомендации по профессиям, согласно которым лица с инвалидностью могут осуществлять трудовую деятельность;

б) с 1 августа 2022 года первоначально в городе Ташкенте внедряется новая электронная информационная система "Медико-социальная экспертиза" (далее - информационная система) по принятию на учет и проведению освидетельствования лиц с инвалидностью в медико-социальных экспертных комиссиях.

При этом обеспечивается внесение в информационную систему в электронной форме документов (медицинских направлений, выписок из истории болезни, амбулаторных карт и других), являющихся основанием для установления инвалидности гражданам;

в) с 1 января 2023 года информационная система полностью внедряется во всех остальных регионах республики.

При этом:

при установлении инвалидности направления лечебно-профилактических учреждений, выписки из истории болезни, амбулаторные карты, листки временной нетрудоспособности, а также документы о несчастных случаях либо иных повреждениях здоровья, связанных с исполнением трудовых функций, принимаются полностью посредством информационной системы;

листки временной нетрудоспособности и документы о несчастных случаях либо иных повреждениях здоровья, связанных с исполнением трудовых функций, принимаются посредством Межведомственного программно-аппаратного комплекса "Единая национальная система труда" и информационной системы путем обмена данными;

на основе соответствующей информации о гражданине в информационной системе внедряется порядок установления инвалидности без участия граждан с учетом нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности;

данные о лицах с инвалидностью, лечащих врачах и врачах, предоставивших медицинские заключения, фиксируются в информационной системе;

электронные данные, необходимые для назначения пенсий и социальных пособий лицам с инвалидностью, направляются в информационные системы "Пенсия" и "Единый реестр социальной защиты" в автоматическом режиме.


4. Создать педиатрические медико-социальные экспертные комиссии Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы (далее - педиатрические медико-социальные экспертные комиссии) и в связи с этим отменить дополнительные функции, возложенные на врачей системы Министерства здравоохранения по установлению инвалидности детям до 18 лет.


5. Установить, что:

признание детей до 18 лет в качестве детей с инвалидностью осуществляется педиатрическими медико-социальными экспертными комиссиями;

признание граждан старше 18 лет в качестве лиц с инвалидностью осуществляется медико-социальными экспертными комиссиями;

педиатрические медико-социальные экспертные комиссии являются структурами, осуществляющими деятельность на постоянной основе, финансируемыми за счет средств Государственного бюджета.


6. Создать:

по две педиатрические медико-социальные экспертные комиссии в Республике Каракалпакстан, Андижанской, Кашкадарьинской, Самаркандской и Ферганской областях;

по одной педиатрической медико-социальной экспертной комиссии в Бухарской, Джизакской, Навоийской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской, Ташкентской, Хорезмской областях и городе Ташкенте;

дополнительно по одной межрайонной медико-социальной экспертной комиссии в Кашкадарьинской, Сырдарьинской, Хорезмской и Наманганской областях;

Отдел по внедрению информационных технологий, состоящий из трех штатных единиц, в Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы.

При этом штатные единицы Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы и медико-социальных экспертных комиссий формируются за счет штатных единиц, выделенных в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2021 года N УП-6221 "О последовательном продолжении осуществляемых в системе здравоохранения реформ и создании необходимых условий для повышения потенциала медицинских работников".


7. Определить основными задачами педиатрических медико-социальных экспертных комиссий:

проведение медико-социальной экспертизы детей до 18 лет и участие в разработке государственных программ в области установления инвалидности совместно с обществами лиц с инвалидностью;

изучение причин инвалидности и разработку мер предупреждения ухудшения здоровья детей до 18 лет;

осуществление контроля и координации в области разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации детей с инвалидностью;

участие во внедрении на системной основе передовых методов обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом текущих и перспективных потребностей сферы.


8. Утвердить "Дорожную карту" по созданию электронной информационной системы принятия на учет и проведения освидетельствования лиц с инвалидностью в медико-социальных экспертных комиссиях и повышению потенциала кадров согласно приложению.


9. Министерству здравоохранения (Мусаев Б.) совместно с Агентством по развитию медико-социальных услуг (Инаков А.):

в месячный срок обеспечить в установленном порядке проведение инвентаризации и передачу соответствующим педиатрическим медико-социальным экспертным комиссиям всех документов, связанных с выдачей медицинских заключений об инвалидности, медицинских учреждений Министерства здравоохранения, ответственных за установление инвалидности детям до 18 лет;

в двухмесячный срок разработать и утвердить Положение о врачебно-консультативной комиссии, предусматривающее порядок направления граждан в медико-социальные экспертные комиссии государственными медицинскими учреждениями;

с 2022/2023 учебного года принять меры по совершенствованию учебных программ магистратуры, клинической ординатуры, переподготовки и повышения квалификации специалистов медико-социальной экспертизы, реабилитологии, здравоохранения, социальной и профессиональной реабилитации на основе международных образовательных стандартов;

не менее одного раза в пять лет обеспечить повышение квалификации по специальности и медико-социальной экспертизе, а также бесплатное прохождение первичных специализированных курсов медицинскими работниками системы службы медико-социальной экспертизы в образовательных учреждениях и республиканских специализированных научно-практических медицинских центрах системы Министерства здравоохранения.


10. Определить, что выданные справки об инвалидности и индивидуальные программы реабилитации лиц с инвалидностью старого образца, оформленные до принятия настоящего постановления, признаются действительными до даты проведения очередного освидетельствования или завершения реабилитационных мероприятий (если инвалидность установлена на неопределенный срок).


11. Агентству по развитию медико-социальных услуг (Инаков А.) совместно с Министерством здравоохранения (Мусаев Б.), Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) и Министерством финансов (Ишметов Т.), а также другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 июня 2022 года разработать проект постановления Президента Республики Узбекистан о поэтапном переходе на социальную модель установления инвалидности с привлечением технического содействия Программы развития ООН, Всемирного банка, Всемирной организации здравоохранения и ЮНИСЕФ.

При этом предусмотреть разработку Концепции перехода на социальную модель установления инвалидности гражданам на  основе Международной классификации здоровья и жизнедеятельности (функций) с изучением международного опыта.


12. Министерству финансов (Ишметов Т.) в соответствии с обоснованными предложениями Агентства по развитию медико-социальных услуг обеспечить выделение необходимых средств на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, укрепление материально-технической базы службы медико-социальной экспертизы, включая обеспечение автотранспортными средствами образуемых новых педиатрических и межрайонных медико-социальных экспертных комиссий, создание информационной системы и подготовку кадров, в рамках предельного размера средств, предусмотренных для сферы здравоохранения в параметрах Государственного бюджета на 2021 год, с 2022 года - предусматривать в параметрах Государственного бюджета.


13. Агентству по развитию медико-социальных услуг (Инаков А.):

а) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.):

в трехмесячный срок усовершенствовать электронную базу данных, содержащую данные об инвалидности детей до 18 лет и лиц с инвалидностью старше данного возраста, за счет средств, выделенных на совершенствование деятельности службы медико-социальной экспертизы в рамках параметров Государственного бюджета;

в срок до 1 августа 2022 года разработать новую электронную информационную систему по принятию на учет и проведению освидетельствования граждан в медико-социальных экспертных комиссиях с изучением передового зарубежного опыта;

наладить механизм заблаговременной бесплатной рассылки на мобильные средства связи лиц с инвалидностью коротких уведомлений об истечении срока инвалидности и необходимости явки на повторное освидетельствование за месяц до переосвидетельствования.

При этом сведения о лицах с инвалидностью направляются министерствам и ведомствам посредством Межведомственной интеграционной платформы системы "Электронное правительство" в электронной форме;

б) совместно с Министерством здравоохранения (Иноятов А.) в месячный срок разработать и обеспечить доведение до Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента минимальных требований к зданиям, помещениям и оборудованию территориальных медико-социальных экспертных комиссий.


14. Министерству здравоохранения (Мусаев Б.) обеспечить внесение лечебно-профилактическими учреждениями в информационную систему в электронной форме с 1 августа 2022 года - в городе Ташкенте, с 2023 года - во всех регионах республики медицинских направлений, выписок из истории болезни, амбулаторных карт, листков временной нетрудоспособности, а также являющихся основанием для определения профессионального заболевания выписок из заключений учреждений здравоохранения, наделенных специальным полномочием.

Установить, что все документы, связанные с установлением инвалидности, вносятся в информационную систему IT-операторами - медицинскими сестрами лечебно-профилактических учреждений на основе персональных идентификационных логинов и паролей.


15. Кабинету Министров в месячный срок утвердить Правительственное решение, регулирующее деятельность службы медико-социальной экспертизы.


16. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в двухмесячный срок принять меры по размещению всех территориальных медико-социальных экспертных комиссий в зданиях и помещениях, отвечающих установленным требованиям, удобных для посещения гражданами, нуждающимися в социальной защите, на безвозмездной основе.


17. Агентству по развитию медико-социальных услуг совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.


18. Агентству по развитию медико-социальных услуг совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана и Агентством информации и массовых коммуникаций организовать работу по широкому освещению целей и задач настоящего постановления в средствах массовой информации и иных информационных ресурсах.


19. Возложить на директора Агентства по развитию медико-социальных услуг Инакова А.К. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ответственных организаций-исполнителей возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан в срок до 1 июля 2022 года.



Президент

Республики Узбекистан                                                        Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению Президента РУз

от 27.11.2021 г. N ПП-22



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по созданию электронной информационной системы

учета и освидетельствования лиц с инвалидностью

в медико-социальных экспертных комиссиях

и повышению кадрового потенциала


  

N

  

Наименование мероприятий

  

Механизм реализации

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

  

I. О СОЗДАНИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ

ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЯХ

  

1.

Определение и выделение средств, необходимых для разработки электронной информационной системы учета и освидетельствования лиц с инвалидностью в медико-социальных экспертных комиссиях (далее - информационная система).

1. Анализ предпроектных данных по разработке информационной системы, разработка технических требований.


2. Определение с привлечением соответствующих компаний объема средств, необходимых для реализации проекта, и разработка предварительной сметной документации.


3. Выделение необходимых средств на основании разработанной сметной документации.

  

Декабрь

2021 года

Агентство по развитию медико-социальных услуг (Инаков), Министерство финансов (Ишметов)

2.

Разработка проектно-технической документации информационной системы.

1. Проведение конкурса на определение организации, которая будет разрабатывать и проводить экспертизу проектно-технической документации по разработке и внедрению информационной системы.


2. Разработка и проведение экспертизы проектно-технической документации по созданию информационной системы совместно с организацией-победителем. В документах предусмотреть интеграцию  информационной системы с информационными системами и базами данных заинтересованных министерств и ведомств.

  

Февраль

2022 года

Агентство по развитию медико-социальных услуг (Инаков), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций  (Шерматов)

3.

Разработка и функциональный запуск информационной системы.

1. Выделение необходимых средств на разработку и запуск информационной системы на основании разработанного технического задания.

  

Март

2022 года

Агентство по развитию медико-социальных услуг (Инаков), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов), министерства и ведомства

2. Проведение конкурса на определение организации по разработке и внедрению информационной системы.

  

Апрель

2022 года

3. Разработка и апробация информационной системы совместно с организацией-победителем.

  

Август

2022 года

4.

Обеспечение учреждений на местах компьютерным оборудованием для создания и внедрения информационной системы в регионах.

  

Закупка 140 компьютерных комплектов в установленном порядке и поставка организациям Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы.

Май

2022 года

Агентство по развитию медико-социальных услуг (Инаков), Министерство финансов (Ишметов)

5.

Разработка процедуры использования информационной системы, обучение (тренинг) персонала региональных учреждений использованию платформы, подготовка его к рабочему процессу.

1. Разработка и утверждение порядка использования, определяющего представление и ввод информации в соответствующую часть информационной системы.

  

Июнь

2022 года

Агентство по развитию медико-социальных услуг (Инаков), министерства и ведомства

2. Обучение (тренинг) на основе графика всех сотрудников, работающих с информационной системой, и подготовка их к рабочему процессу.

  

Июнь-июль

2022 года

6.

Обеспечение постоянного функционирования и совершенствования информационной системы.

1. Изучение и представление коммерческих предложений по стоимости дальнейшей технической поддержки и доработки информационной системы и хранилища (серверных объемов) с привлечением соответствующих IT-компаний.


2. Выделение необходимых средств в рамках параметров Государственного бюджета с 2023 года на расходы на дальнейшую техническую поддержку и улучшение информационной системы и хранилища (объемы серверов).

  

Август

2022 года

Агентство по развитию медико-социальных услуг (Инаков), Министерство финансов (Ишметов)

7.

Интеграция информационной системы в информационные системы и базы данных заинтересованных министерств и ведомств.

Интеграция информационной системы в электронную платформу "Социальная служба" и информационные системы и базы данных заинтересованных министерств и ведомств, участвующих в процессах предоставления медицинских, социальных услуг и помощи лицам с инвалидностью.

Сентябрь

2022 года

Агентство по развитию медико-социальных услуг (Инаков), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов)

  

8.

Организация с составлением графиков обучения практических семинаров для сотрудников лечебно-профилактических учреждений Министерства здравоохранения по работе в информационной системе и вводу соответствующих документов в программное обеспечение для определения инвалидности граждан в электронном виде.

  

Организация учебно-практических семинаров по электронному вводу в информационную систему направлений лечебно-профилактических учреждений, выписок из истории болезни, амбулаторных карт, листка временной нетрудоспособности и выписок заключения специально уполномоченного учреждения здравоохранения, являющихся основанием для определения профессиональных заболеваний.

Июль-август

2022 года

Министерство здравоохранения (Иноятов), Агентство по развитию медико-социальных услуг (Инаков)

9.

Создание необходимых технических возможностей для работы сотрудников лечебно-профилактических учреждений в информационной системе.

Обеспечение сотрудников лечебно-профилактических учреждений индивидуальными паролями и логинами для работы в информационной системе и ввода данных.

Внедрение функции записи информации о сотрудниках, вводящих данные и (или) вносящих изменения в информацию в информационной системе.

  

Август-декабрь

2022 года

Агентство по развитию медико-социальных услуг (Инаков), Министерство здравоохранения (Азизов)

10.

Полный запуск информационной системы.

1. Первоначальный запуск информационной системы в городе Ташкенте.

  

Август

2022 года

Агентство по развитию медико-социальных услуг (Инаков), Министерство здравоохранения (Азизов), Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов)

  

2. Полное внедрение информационной системы во всех остальных регионах страны по результатам апробации.

  

  

Декабрь

2022 года

  

II. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПЕДИАТРИЧЕСКИХ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ И МЕДИКО-

СОЦИАЛЬНЫХ ЭКСПЕРТНЫХ КОМИССИЙ

  

11.

Организация мероприятий по повышению квалификации педиатрических медико-социальных и медико-социальных экспертных комиссий с привлечением всех специалистов для приобретения современных знаний и практических навыков.

Организация совместно с кафедрой "Социальная медицина" Центра развития профессиональной квалификации медицинских работников при Министерстве здравоохранения, Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов Российской Федерации, Научно-исследовательской лабораторией экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов Республики Беларусь и Национальной социальной службой Республики Корея краткосрочных курсов повышения квалификации, а также проведение практических  онлайн-семинаров с этими организациями.

  

С 2022 года

ежегодно

Агентство по развитию медико-социальных услуг (Инаков), Министерство здравоохранения (Иноятов)

12.

Принятие мер по повышению теоретических и практических знаний врачей медико-социальных экспертных комиссий по основам и практике медико-социальной экспертизы и медико-социальной реабилитации.

Организация выездных учебных курсов для врачей реабилитационных центров, председателей и членов медико-социальных экспертных комиссий (врачей домов "Саховат" и "Мурувват") в регионах совместно с работниками кафедры "Социальная медицина" Центра развития профессиональной квалификации медицинских работников при Министерстве здравоохранения и Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы.

  

С 2022 года

согласно

графику

Агентство по развитию медико-социальных услуг (Инаков), Министерство здравоохранения (Иноятов)

13.

Проведение дистанционных учебных семинаров для медицинских экспертов педиатрических медико-социальных и медико-социальных экспертных комиссий и создание платформы дистанционного тестирования для самостоятельного определения ими уровня своей квалификации.

Организация дистанционных учебных семинаров по вопросам и практике экспертизы временной нетрудоспособности, медицинской, социальной, профессиональной реабилитации и социальной защиты, а также создание платформы дистанционного тестирования для независимого определения своих знаний медицинскими экспертами.

Постоянное обновление базы вопросов тестовой платформы с учетом практики медико-социальной экспертизы и изменений в законодательстве.

  

С февраля

2022 года

согласно

графику

Агентство по развитию медико-социальных услуг (Инаков)

14.

Обучение и повышение квалификации медицинских специалистов педиатрических медико-социальных и медико-социальных экспертных комиссий по основам современной эрготерапии.

  

Организация учебных семинаров в Центре повышения квалификации медицинских кадров при Министерстве здравоохранения по применению основ эрготерапии при разработке программ реабилитации, а также поэтапное проведение мероприятий по обучению всех медицинских экспертов.

  

Ежегодно

Агентство по развитию медико-социальных услуг (Инаков), Министерство здравоохранения (Иноятов)

15.

Разработка национальной стратегии поэтапного перехода от медицинской модели определения инвалидности к социальной модели.

Создание тематических рабочих групп из числа ответственных работников соответствующих министерств и ведомств и проведение аналитических исследований исходя из стратегических целей.

Февраль

2022 года

Агентство по развитию медико-социальных услуг (Инаков), Программа развития ООН, ЮНИСЕФ, Всемирный банк (по согласованию), министерства и ведомства

Подготовка национальной стратегии определения инвалидности граждан на основе изучения международного опыта при техническом содействии Программы развития ООН, ЮНИСЕФ, Всемирного банка и других международных финансовых институтов.

  

Май

2022 года

16.

Организация международного учебно-практического семинара по применению на практике международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.

Проведение в городе Ташкенте международного учебно-практического семинара по применению на практике Международной классификации здоровья и жизнедеятельности (функций) с привлечением международных и авторитетных экспертов.

Апрель

2022 года

Агентство по развитию медико-социальных услуг (Инаков), Программа развития ООН, ЮНИСЕФ, Всемирный банк (по согласованию), министерства и ведомства

  

  


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 27 ноября 2021 г.


"Народное слово", 29 ноября 2021 г.