язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Охрана правопорядка. Безопасность. Административная и уголовная ответственность/ Чрезвычайные ситуации/ Конституционный Закон Республики Узбекистан от 15.12.2021 г. N ЗРУ-737 "О чрезвычайном положении" (Принят Законодательной палатой 24.07.2021 г., одобрен Сенатом 19.11.2021 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

15.12.2021 г.

N ЗРУ-737



О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ


Принят Законодательной палатой 24 июля 2021 года

Одобрен Сенатом 19 ноября 2021 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Конституционного Закона


Целью настоящего Конституционного Закона является определение условий и порядка введения чрезвычайного положения на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан.



Статья 2. Законодательство о чрезвычайном положении


Законодательство о чрезвычайном положении состоит из настоящего Конституционного Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о чрезвычайном положении, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия


В настоящем Конституционном Законе применяются следующие основные понятия:


комендантский час - время суток, в течение которого устанавливается запрет на нахождение на улицах и в иных общественных местах либо вне жилища без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность;


чрезвычайное положение - временно вводимый в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан особый правовой режим деятельности органов государственного управления, органов государственной власти на местах, органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и иных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, их должностных лиц, допускающий установление предусмотренных настоящим Конституционным Законом отдельных ограничений прав и свобод граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности;


границы территорий, в которых вводится чрезвычайное положение (далее - территории, где вводится чрезвычайное положение) - пределы действия режима чрезвычайного положения, охватывающие всю территорию либо территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц Республики Узбекистан либо их часть;


Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения - временный специальный орган государственного управления, создаваемый указом Президента Республики Узбекистан на период чрезвычайного положения;


комендант территории - должностное лицо, руководящее деятельностью комендатуры территории и осуществляющее единое управление силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения;


комендатура территории - временный специальный орган государственного управления, создаваемый на территории, где введено чрезвычайное положение, для управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения.



Статья 4. Цели введения чрезвычайного положения


Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение безопасности граждан Республики Узбекистан и защиты конституционного строя и территориальной целостности Республики Узбекистан.



ГЛАВА 2. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ПОРЯДОК

ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 5. Обстоятельства введения

чрезвычайного положения


Чрезвычайное положение вводится в исключительных случаях при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан Республики Узбекистан, конституционному строю и (или) территориальной целостности Республики Узбекистан и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

реальная внешняя угроза, попытки насильственного изменения основ конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Узбекистан, массовые беспорядки, террористические акты, а также блокирование или захват особо важных и категорированных объектов или отдельных местностей, подготовка (создание) и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и пограничные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни, здоровью и безопасности граждан, повседневной деятельности государственных органов, других организаций;

крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии и другие чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.



Статья 6. Введение чрезвычайного положения


Чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан вводится указом Президента Республики Узбекистан.

Указ Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию в средствах массовой информации.

Указ Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения в течение трех суток вносится на утверждение в Законодательную палату и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.



Статья 7. Указ Президента Республики Узбекистан

о введении чрезвычайного положения


В указе Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения определяются:

обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

границы территории, где вводится чрезвычайное положение;

силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

перечень чрезвычайных мер и пределы их применения, исчерпывающий перечень временных ограничений;

государственные органы, их должностные лица, ответственные за осуществление чрезвычайных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

специальные органы государственного управления, создаваемые на период действия чрезвычайного положения, и их полномочия;

дата и время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.



Статья 8. Утверждение указа Президента Республики Узбекистан

о введении чрезвычайного положения


После обнародования указа Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения депутаты Законодательной палаты и члены Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан обязаны прибыть к месту проведения совместного заседания Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан незамедлительно, без специального вызова.

Вопрос об утверждении указа Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения рассматривается на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан без предварительного обсуждения в комитетах обеих палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также фракциями политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан не позднее 72 часов с момента поступления указа Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения рассматривают вопрос об утверждении данного указа и принимают совместное постановление.

Совместное постановление Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросу утверждения указа Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения незамедлительно направляется Президенту Республики Узбекистан.

Указ Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения, не утвержденный на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, утрачивает силу с момента принятия совместного постановления Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по данному вопросу. Об этом население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.



Статья 9. Особенности деятельности Олий Мажлиса Республики

Узбекистан в период действия чрезвычайного положения


При введении чрезвычайного положения Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения и не могут быть распущены.



Статья 10. Срок действия чрезвычайного положения


Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Республики Узбекистан, не может превышать тридцати суток, а вводимого в ее отдельных местностях - шестидесяти суток.

Действие чрезвычайного положения может быть продлено еще на один срок указом Президента Республики Узбекистан, если цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты. Об этом население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Указ Президента Республики Узбекистан о продлении действия чрезвычайного положения утверждается на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Конституционного Закона.



Статья 11. Прекращение действия чрезвычайного положения


Действие чрезвычайного положения полностью или частично прекращается, в том числе досрочно, указом Президента Республики Узбекистан, если обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, были устранены. Об этом население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Указ Президента Республики Узбекистан о прекращении действия чрезвычайного положения утверждается на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Конституционного Закона.



ГЛАВА 3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ МЕРЫ И ВРЕМЕННЫЕ

ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УСЛОВИЯХ

ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 12. Чрезвычайные меры и временные ограничения,

применяемые при введении чрезвычайного положения


Указом Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих чрезвычайных мер и временных ограничений:

полное или частичное приостановление на территории, где введено чрезвычайное положение, полномочий органов государственного управления (их структурных подразделений), органов государственной власти на местах, органов самоуправления граждан;

ограничения на свободу передвижения по территории, где введено чрезвычайное положение, а также особый режим въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая ограничения на въезд и пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства на указанной территории, а при необходимости - на всей территории Республики Узбекистан;

усиление охраны общественного порядка, особо важных и категорированных объектов и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

ограничения на осуществление отдельных видов деятельности, включая реализацию товаров, выполнение работ и оказание услуг;

особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, уличных шествий или демонстраций, а также иных массовых мероприятий;

ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также опасные химические и биологические вещества;

эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами, а в отношении недвижимых объектов, в том числе объектов материального культурного наследия, принятие соответствующих мер по их охране.

В зависимости от обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, может вводиться как весь комплекс чрезвычайных мер и временных ограничений, так и отдельные из них, предусмотренные частью первой настоящей статьи, а также статьями 13 и 14 настоящего Конституционного Закона.




Статья 13. Чрезвычайные меры и временные ограничения,

применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного

при наличии обстоятельств, указанных в абзаце втором статьи 5

настоящего Конституционного Закона


В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в абзаце втором статьи 5 настоящего Конституционного Закона, в дополнение к чрезвычайным мерам и временным ограничениям, указанным в статье 12 настоящего Конституционного Закона, на территории, где вводится чрезвычайное положение, указом Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие дополнительные чрезвычайные меры и временные ограничения:

введение комендантского часа;

проведение мероприятий территориальной обороны;

ограничение деятельности средств массовой информации с указанием условий и порядка такого ограничения, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих средств, множительной техники, установление особого порядка проведения аккредитации журналистов;

приостановление деятельности негосударственных некоммерческих организаций, препятствующих устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

проведение личного досмотра граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан, лиц без гражданства, проверки документов, удостоверяющих их личность, досмотра вещей, жилища и транспортных средств;

запрещение реализации оружия, боевых припасов к нему, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства и их аналоги, психотропные и сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной продукции. В исключительных случаях временное изъятие у граждан оружия и боевых припасов, у организаций - оружия и боевых припасов к нему, специальных средств и ядовитых веществ, а также боевой и учебно-боевой военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;

выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, где введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан с последующим взысканием расходов с этих лиц в судебном порядке.



Статья 14. Чрезвычайные меры и временные ограничения,

применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного

при наличии обстоятельств, указанных в абзаце третьем статьи 5

настоящего Конституционного Закона


В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в абзаце третьем статьи 5 настоящего Конституционного Закона, в дополнение к чрезвычайным мерам и временным ограничениям, указанным в статье 12 настоящего Конституционного Закона, на территории, где вводится чрезвычайное положение, указом Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие чрезвычайные меры и временные ограничения:

эвакуация населения в безопасные районы с обязательным предоставлением стационарных или мобильных жилых помещений для временного проживания;

введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

привлечение государственных резервов, мобилизация ресурсов организаций, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;

в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, привлечение трудоспособного населения, транспортных средств юридических и физических лиц для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований законодательства об охране труда.



Статья 15. Ограничения проведения выборов

и референдумов


В течение всего срока действия чрезвычайного положения, введенного на всей территории Республики Узбекистан, выборы и референдумы не проводятся.

В течение всего срока действия чрезвычайного положения, введенного в отдельной местности Республики Узбекистан, выборы в Кенгаши народных депутатов и председателей сходов граждан, расположенных в этой местности, не проводятся.

В случае истечения в период действия чрезвычайного положения срока полномочий соответствующих представительных органов государственной власти, органов самоуправления граждан и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия чрезвычайного положения, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном настоящим Конституционным Законом.



Статья 16. Приостановление действия

нормативно-правовых актов

Президент Республики Узбекистан вправе приостанавливать на срок действия чрезвычайного положения действие указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказов и постановлений министерств и ведомств, а также решений органов государственной власти на местах, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения.



ГЛАВА 4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ, СОЗДАВАЕМЫЕ НА ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ

ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 17. Специальные органы государственного управления

по обеспечению режима чрезвычайного положения


В целях незамедлительного решения вопросов и проведения мероприятий по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, указом Президента Республики Узбекистан на период действия чрезвычайного положения могут создаваться специальные органы государственного управления по обеспечению режима чрезвычайного положения, к которым относятся:

Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения (далее - Государственная комиссия);

комендатура территории.

Государственная комиссия создается указом Президента Республики Узбекистан в случае создания двух и более комендатур территорий.



Статья 18. Основные задачи и функции

Государственной комиссии


Основными задачами Государственной комиссии являются:

выработка мер по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

организация проведения оперативных мероприятий по управлению территориями, где введено чрезвычайное положение;

организация временного размещения граждан, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, в стационарные или мобильные жилые помещения для временного проживания, а также оказания им необходимой помощи;

координация деятельности органов государственного управления, органов государственной власти на местах, других организаций и комендатур территорий на территориях, где введено чрезвычайное положение, по устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

контроль за выполнением мероприятий, проводимых в период действия чрезвычайного положения.

Государственная комиссия осуществляет следующие функции:

разрабатывает предложения по координации деятельности органов государственного управления, органов государственной власти на местах, других организаций и комендатур территорий;

заслушивает должностных лиц органов государственного управления, органов государственной власти на местах, других организаций и комендантов территорий по вопросам выполнения задач, возложенных на Государственную комиссию;

запрашивает у органов государственного управления, органов государственной власти на местах, других организаций и комендантов территорий документы и сведения, необходимые для осуществления деятельности Государственной комиссии;

контролирует выполнение органами государственного управления, органами государственной власти на местах, другими организациями и комендатурами территорий мероприятий по устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

привлекает специалистов органов государственного управления, органов исполнительной власти на местах и других организаций для выполнения аналитических, экспертных и других работ;

рассматривает эффективность введения чрезвычайных мер и временных ограничений, указанных в части первой статьи 12, статьях 13 и 14 настоящего Конституционного Закона. При полном или частичном устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Узбекистан о полной или частичной отмене чрезвычайных мер и временных ограничений или прекращении действия чрезвычайного положения.

Государственная комиссия вносит на рассмотрение Президенту Республики Узбекистан и в Кабинет Министров Республики Узбекистан соответствующие проекты нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.



Статья 19. Организация деятельности

Государственной комиссии


Государственная комиссия образуется в составе представителей органов государственного управления, органов государственной власти на местах, других организаций и комендантов территорий.

Состав Государственной комиссии и положение о Государственной комиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения утверждаются Президентом Республики Узбекистан.

Деятельность Государственной комиссии осуществляется в составе председателя, секретаря и других членов.

Председатель Государственной комиссии подотчетен Президенту Республики Узбекистан.

За членами Государственной комиссии и специалистами, привлекаемыми для обеспечения ее работы, сохраняются рабочие места и заработная плата по основному месту работы.

Заседания Государственной комиссии созываются ее председателем по мере необходимости, а решения оформляются протоколами. Члены Государственной комиссии участвуют в заседаниях без права замены.

Решения Государственной комиссии по каждому вопросу повестки дня заседания принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них подано большинство голосов от общего количества членов Государственной комиссии. В случае равенства голосов голос председателя Государственной комиссии является решающим. Решения, принимаемые Государственной комиссией в соответствии с ее полномочиями, являются обязательными для исполнения органами государственного управления, органами государственной власти на местах, комендатурами территорий, а также физическими и юридическими лицами.



Статья 20. Комендант территории


Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, на территории, где введено чрезвычайное положение, указом Президента Республики Узбекистан назначается комендант территории.

Комендант территории подчиняется Президенту Республики Узбекистан, а при создании Государственной комиссии - Президенту Республики Узбекистан и председателю Государственной комиссии.

Комендант территории:

издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения на территории, где введено чрезвычайное положение, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми органами государственного управления (их структурными подразделениями), органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан, организациями, должностными лицами, гражданами;

устанавливает время и срок действия комендантского часа;

определяет особый режим въезда на территорию, где введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;

принимает меры по запрету реализации оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства и их аналоги, психотропные и сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной продукции;

определяет порядок и места хранения временно изъятых у граждан оружия и боевых припасов, у организаций - оружия и боевых припасов к нему, специальных средств, взрывчатых, ядовитых и радиоактивных веществ, а также боевой и учебно-боевой техники;

выдворяет в установленном порядке за пределы территории, где введено чрезвычайное положение, лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения, на территорию, не представляющую опасность жизни, здоровью и безопасности выдворяемого;

обращается к Президенту Республики Узбекистан или председателю Государственной комиссии с обоснованными предложениями о необходимости применения на территории, где введено чрезвычайное положение, дополнительных чрезвычайных мер и временных ограничений, предусмотренных статьями 12, 13 и 14 настоящего Конституционного Закона, которые еще не были применены в соответствии с указом Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения;

вносит предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан о дополнительном финансировании мероприятий по обеспечению режима чрезвычайного положения на территории, где введено чрезвычайное положение;

оповещает посредством средств массовой информации население территории, где введено чрезвычайное положение, о сложившемся чрезвычайном положении и порядке выполнения отдельных чрезвычайных мер и временных ограничений, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

обеспечивает соблюдение особого порядка аккредитации журналистов на территории, где введено чрезвычайное положение, и порядок их работы;

принимает необходимые меры для поддержания и обеспечения нормальной жизнедеятельности населения на территории, где введено чрезвычайное положение.

Комендант территории вправе принимать участие во всех заседаниях органов государственного управления (их структурных подразделений), органов государственной власти на местах, органов самоуправления граждан, действующих на территории, где введено чрезвычайное положение, и вносить предложения по вопросам, отнесенным настоящим Конституционным Законом и иными актами законодательства к его полномочиям.

Комендант территории осуществляет руководство комендатурой территории. Деятельность комендатуры территории осуществляется на основе положения, утвержденного Президентом Республики Узбекистан.

Образование комендатуры территории не приостанавливает деятельность органов государственного управления (их структурных подразделений) и органов государственной власти на местах, действующих на территории, где введено чрезвычайное положение, если иное не предусмотрено указом Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения.



ГЛАВА 5. СИЛЫ И СРЕДСТВА,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ (ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ)

РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 21. Силы и средства для обеспечения режима

чрезвычайного положения


Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства Министерства внутренних дел, Национальной гвардии, Службы государственной безопасности и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, а также других государственных органов и организаций, входящих в Государственную систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан.



Статья 22. Координация действий сил и средств,

обеспечивающих режим чрезвычайного положения


Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории комендантом территории создается оперативный штаб из числа представителей соответствующих органов государственного управления (их структурных подразделений) и органов государственной власти на местах.

Оперативным штабом руководит комендант территории.



Статья 23. Привлечение дополнительных сил и средств

для поддержания режима чрезвычайного положения


В исключительных случаях на основании указа Президента Республики Узбекистан в дополнение к силам и средствам, указанным в статье 21 настоящего Конституционного Закона, для поддержания режима чрезвычайного положения могут привлекаться силы и средства Министерства обороны Республики Узбекистан.

Министерство обороны Республики Узбекистан привлекается для выполнения следующих задач:

поддержание особого режима въезда на территорию, где введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;

охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;

участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также спасении жизни людей в составе сил Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Задачи, указанные в абзацах втором - пятом части второй настоящей статьи, Министерство обороны Республики Узбекистан выполняет совместно с Министерством внутренних дел, Национальной гвардией и Службой государственной безопасности Республики Узбекистан, а в случаях, предусмотренных абзацем шестым части второй настоящей статьи, - совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.



ГЛАВА 6. ГАРАНТИИ ПРАВ ФИЗИЧЕСКИХ

И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, А ТАКЖЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 24. Гарантии имущественных и социальных прав

физических и юридических лиц в период действия

чрезвычайного положения


Лицам, привлеченным для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с абзацем пятым статьи 14 настоящего Конституционного Закона, гарантируется оплата труда в соответствии с трудовым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Порядок и размеры оплаты труда лиц, привлеченных для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, из числа незанятого населения определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидацией их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Лицам, понесшим ущерб вследствие применения чрезвычайных мер и временных ограничений, указанных в абзацах четвертом и пятом статьи 14 настоящего Конституционного Закона, возмещается ущерб в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 25. Дополнительные гарантии и компенсации лицам,

участвовавшим в обеспечении (поддержании)

чрезвычайного положения


На сотрудников и военнослужащих Министерства внутренних дел, Национальной гвардии, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Службы государственной безопасности и Министерства обороны Республики Узбекистан, а также иных лиц, участвовавших в обеспечении (поддержании) режима чрезвычайного положения, распространяются дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством.

Порядок учета лиц, указанных в части первой настоящей статьи, а также порядок применения в отношении указанных лиц дополнительных гарантий и компенсаций определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 26. Пределы применения чрезвычайных мер и временных

ограничений в условиях чрезвычайного положения


Чрезвычайные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой установление отдельных ограничений прав и свобод граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающие на них дополнительные обязанности должны осуществляться в соответствии с законом в тех пределах, которых требует создавшееся чрезвычайное положение.

Чрезвычайные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, не должны противоречить международным договорам Республики Узбекистан в области прав человека. Введение чрезвычайного положения не может быть основанием для ограничения прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных статьями 24, 25, 26, частью первой статьи 27, статьями 30, 31 и 44 Конституции Республики Узбекистан.

Предусмотренные настоящим Конституционным Законом чрезвычайные меры и временные ограничения являются исчерпывающими, расширительному толкованию не подлежат, и установление других ограничений не допускается.



Статья 27. Условия и пределы применения физической

силы, специальных средств, боевой и специальной

техники и огнестрельного оружия


Установленные законами и иными актами законодательства условия и пределы применения физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники и огнестрельного оружия изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат.

Превышение лицами, привлеченными к обеспечению (поддержанию) режима чрезвычайного положения, своих полномочий, а также незаконное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия влекут ответственность, установленную законом.



Статья 28. Порядок административного задержания лиц,

нарушивших правила комендантского часа


Лица, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются до окончания комендантского часа, а лица, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность (скрывающие данные о своей личности), могут быть задержаны по решению начальника органа внутренних дел на срок не более двадцати четырех часов.

Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства могут подвергаться досмотру в порядке, установленном законодательством.

Решение начальника органа внутренних дел об административном задержании может быть обжаловано в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд.

Надзор за законностью решения начальника органа внутренних дел об административном задержании лиц, нарушивших правила комендантского часа, и соблюдением порядка содержания задержанных лиц осуществляется прокурором.

В случае введения ограничительных мероприятий (карантина) вследствие угрозы возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений на территории, где введено чрезвычайное положение, граждане, нарушившие режим чрезвычайного положения, не проживающие в указанной местности и подлежащие выдворению за ее пределы, задерживаются на общих основаниях до истечения срока медицинского наблюдения, установленного за этими лицами.



Статья 29. Правовые последствия прекращения действия

чрезвычайного положения


Указы Президента Республики Узбекистан и иные нормативно-правовые акты, приказы и распоряжения коменданта территории, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временным ограничением прав и свобод граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц, прекращают свое действие одновременно с прекращением действия чрезвычайного положения.

Прекращение действия чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию, или лиц, в отношении которых применено административное взыскание в виде административного ареста за совершение данного правонарушения.



Статья 30. Осуществление правосудия на территории,

где введено чрезвычайное положение


Правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указанной территории действуют все суды, созданные в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан и Законом Республики Узбекистан "О судах".

Создание каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускаются.

В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, где введено чрезвычайное положение, по решению Верховного суда Республики Узбекистан может быть изменена подсудность дел, рассматриваемых в судах.



ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 31. Финансирование работ по устранению причин

и последствий обстоятельств, послуживших основанием

для введения чрезвычайного положения


Финансирование работ по устранению причин и последствий обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и других источников, не запрещенных законодательством.

Государственная комиссия и (или) комендант территории на период действия чрезвычайного положения может наделяться функциями распоряжения в установленном порядке ассигнованиями, направляемыми на восстановление объектов жизнеобеспечения и социальной сферы, жилого фонда, возмещение ущерба гражданам, выплату компенсаций соответствующим организациям, расположенным на территории, где введено чрезвычайное положение.



Статья 32. Уведомление Организации Объединенных Наций

о введении чрезвычайного положения и прекращении

периода его действия


В случае введения в соответствии с настоящим Конституционным Законом чрезвычайного положения Министерство иностранных дел Республики Узбекистан, согласно международным обязательствам Республики Узбекистан, вытекающим из Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года), в трехдневный срок с момента принятия Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан совместного постановления об утверждении указа Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций об объеме временных ограничений гражданских и политических прав человека, предусмотренных данным международным договором, и условиях введения чрезвычайного положения.

В случае продления действия чрезвычайного положения Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций уведомляется Министерством иностранных дел Республики Узбекистан точно в таком же порядке, в каком он был оповещен о введении чрезвычайного положения.

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан информирует Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о прекращении действия чрезвычайного положения и возобновлении в полном объеме действия положений международных договоров Республики Узбекистан.



Статья 33. Уведомление сопредельных государств

о введении чрезвычайного положения


В случае введения чрезвычайного положения на отдельных местностях Республики Узбекистан Министерство иностранных дел Республики Узбекистан в течение 24 часов с момента принятия Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан совместного постановления об утверждении указа Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения уведомляет сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.



Статья 34. Международная гуманитарная помощь


Международная гуманитарная помощь на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан и в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства

о чрезвычайном положении


Лица, виновные в нарушении законодательства о чрезвычайном положении, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 36. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути

и значения настоящего Конституционного Закона


Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Конституционного Закона.



Статья 37. Приведение законодательства в соответствие

с настоящим Конституционным Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Конституционным Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Конституционному Закону.



Статья 38. Вступление в силу настоящего

Конституционного Закона


Настоящий Конституционный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 16 декабря 2021 г.


"Народное слово", 16 декабря 2021 г.