язык интерфейса

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты / Кодексы Республики Узбекистан / Налоговый кодекс Республики Узбекистан/ Закон Республики Узбекистан от 29.12.2021 г. N ЗРУ-741 "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан" (Принят Законодательной палатой 14.12.2021 г., одобрен Сенатом 15.12.2021 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

29.12.2021 г.

N ЗРУ-741



О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Принят Законодательной палатой 14 декабря 2021 года

Одобрен Сенатом 15 декабря 2021 года



Статья 1. Внести в Налоговый кодекс Республики Узбекистан, утвержденный в новой редакции Законом Республики Узбекистан от 30 декабря 2019 года N ЗРУ-599 (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., приложение 1 к N 12; 2020 г., N 3, ст. 198, N 10, ст. 593, N 11, ст. 652, N 12, ст.ст. 690, 691; 2021 г., N 1, ст. 6, N 4, ст. 294, приложение к N 4, N 8, ст. 800, N 9, ст. 901, N 10, ст.ст. 968, 969, 972, 973), следующие изменения и дополнения:


1) в пункте 1 части девятой статьи 6 слова "Государственным налоговым комитетом" заменить словами "Кабинетом Министров";


2) в статье 17:

часть первую дополнить пунктом 5-1 следующего содержания:

"5-1) специальный рентный налог на добычу полезных ископаемых";

часть третью изложить в следующей редакции:

"Настоящим Кодексом регулируется порядок исчисления и уплаты сбора за въезд на территорию и транзит по территории Республики Узбекистан автотранспортных средств иностранных государств и сборов за право реализации алкогольной продукции";


3) в абзаце первом пункта 1 части первой статьи 59 слово "учреждениями" заменить словом "организациями";


4) статью 75 дополнить частью одиннадцатой следующего содержания:

"Учет налоговых льгот осуществляется налоговыми органами с использованием информационных систем и присвоением каждому виду налоговых льгот специального идентификационного кода";


5) статью 76 дополнить частью пятой следующего содержания:

"К учету в целях налогообложения могут устанавливаться требования по обязательному использованию информационных систем налоговых органов в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан";


6) статью 78 дополнить частью второй следующего содержания:

"Предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся налогоплательщиками специального рентного налога на добычу полезных ископаемых, вправе вести налоговый учет в целях налогообложения в долларах США по методу начисления";


7) часть восьмую статьи 97 после слов "отсрочки или рассрочки" дополнить словами "либо уведомить об этом";


8) часть первую статьи 98 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5) при отнесении лица, предусмотренного в пункте 3-2 части второй статьи 100 настоящего Кодекса, к категории с высокой степенью риска";


9) в статье 100:

часть вторую дополнить пунктом 3-2 следующего содержания:

"3-2) если заинтересованное лицо (субъект предпринимательства) не позднее трех месяцев со дня государственной регистрации права на земельные участки, здания и сооружения направило в налоговые органы уведомление с указанием регистрационного номера и даты государственной регистрации права на земельные участки, здания и сооружения через персональный кабинет налогоплательщика о праве на отсрочку по уплате налогов в соответствии с частью первой статьи 101 настоящего Кодекса";

часть шестую изложить в следующей редакции:

"Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в пунктах 3, 3-1, 4, 5 и 6 части второй и (или) части четвертой настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, действовавшей в период отсрочки или рассрочки. По отсрочке по уплате налогов, предоставленной по основаниям, указанным в пункте 3-2 части второй настоящей статьи, проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки, равной пятидесяти процентам от ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, действовавшей в период отсрочки. При этом срок действия отсрочки по уплате налога со стороны заинтересованного лица исчисляется с даты направления уведомления в налоговый орган, а отсроченная сумма налогов выплачивается в течение двенадцати месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем истечения срока отсрочки, равными долями вместе с начисленными процентами с даты истечения срока действия";


10) в статье 101:

часть первую изложить в следующей редакции:

"Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Субъекты предпринимательства (за исключением предприятий с долей государства более 50 процентов, недропользователей и производителей подакцизной продукции) имеют право на отсрочку по уплате налогов, указанных в пунктах 7 и 8 части первой статьи 17 настоящего Кодекса, при регистрации права на земельные участки и (или) здания и сооружения общей площадью свыше одной тысячи квадратных метров сроком на шесть месяцев на основании предоставленного уведомления с уведомлением и без обеспечения залогом. При этом отсроченная сумма налогов определяется в размере налогов, исчисленных исходя из стоимости и (или) площади земельных участков, зданий и сооружений, прошедших государственную регистрацию";

часть девятнадцатую дополнить предложением следующего содержания:

"Если уведомление, направленное налогоплательщиком, не соответствует основаниям, предусмотренным в пункте 3-2 части второй статьи 100 настоящего Кодекса, налоговый орган не позднее трех дней направляет уведомление налогоплательщику об отсутствии оснований для предоставления отсрочки по уплате налогов";


11) часть третью статьи 102 дополнить предложением следующего содержания:

"При реализации или предоставлении в аренду земельных участков, зданий и сооружений в период срока отсрочки по основаниям, предусмотренным в пункте 3-2 части второй статьи 100 настоящего Кодекса, сумма предоставленной отсрочки взимается в течение одного месяца в полном объеме";


12) в статье 105:

дополнить частью седьмой следующего содержания:

"Излишне уплаченная (удержанная) сумма налога на доходы физических лиц, определяемая на основе декларации о совокупном годовом доходе, возвращается налогоплательщику - физическому лицу на основании его заявления, предоставленного в налоговый орган, независимо от места его налогового учета";

части седьмую и восьмую считать соответственно частями восьмой и девятой;


13) в статье 132:

дополнить частью пятой следующего содержания:

"Налогоплательщик по запросу налогового органа должен подтвердить свои учетные данные, имеющиеся в базе данных налоговых органов, через персональный кабинет налогоплательщика";

часть пятую считать частью шестой;

часть шестую после слов "о налогоплательщиках" дополнить словами "их подтверждения налогоплательщиками";


14) в статье 138:

дополнить частями второй - седьмой следующего содержания:

"До начала проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы могут проводить предпроверочный анализ.

Предпроверочный анализ - автоматизированный анализ представленной налоговой отчетности и другой информации о деятельности налогоплательщика, проводимый налоговыми органами с использованием информационных систем, без участия налогоплательщика.

Предпроверочный анализ проводится без приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Если в ходе предпроверочного анализа налоговым органом выявлены расхождения и (или) ошибки в представленной налоговой отчетности со сведениями, имеющимися у налогового органа, налогоплательщику через персональный кабинет налогоплательщика направляется уведомление о внесении соответствующих исправлений в налоговую отчетность.

Налогоплательщик обязан в десятидневный срок со дня получения уведомления о внесении соответствующих исправлений представить уточненную налоговую отчетность либо обоснование выявленных расхождений. Невыполнение такой обязанности является основанием для назначения налоговым органом камеральной налоговой проверки у налогоплательщика.

Предпроверочный анализ считается оконченным с даты представления налогоплательщиком уточненной налоговой отчетности или обоснования выявленных расхождений либо назначения камеральной налоговой проверки";

части вторую - восемнадцатую считать соответственно частями восьмой - двадцать четвертой;

в части пятнадцатой слова "десятидневный срок" заменить словами "в течение пяти дней";

часть двадцать вторую изложить в следующей редакции:

"Камеральная налоговая проверка в отношении возмещения сумм налога на добавленную стоимость осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан, без приказа налогового органа в течение шестидесяти дней со дня уведомления налоговых органов о возмещении (возврате) отрицательной суммы налога на добавленную стоимость при представлении налогоплательщиком налоговой отчетности за налоговый период. По итогам камеральной налоговой проверки в отношении возмещения сумм налога на добавленную стоимость требование о внесении исправлений в налоговую отчетность не выписывается";


15) в части шестой статьи 182 слова "утверждает Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан по согласованию с Министерством финансов" заменить словами "определяет Кабинет Министров";


16) в части восьмой статьи 195 слова "Государственный налоговый комитет" заменить словами "Кабинет Министров";


17) в части второй статьи 197 слова "Министерством финансов" заменить словами "Кабинетом Министров";


18) в части пятой статьи 199 слова "Государственный налоговый комитет" заменить словами "Кабинет Министров";


19) текст статьи 220 изложить в следующей редакции:

"За несвоевременное представление налоговой отчетности должностное лицо налогоплательщика - юридического лица или налогоплательщик - физическое лицо привлекается к административной ответственности";


20) в статье 223:

часть третью дополнить абзацем пятнадцатым следующего содержания:

"неполное отражение в налоговой отчетности объема добытых полезных ископаемых";

дополнить частью пятой следующего содержания:

"Отражение в счетах-фактурах или чеках контрольно-кассовой техники идентификационных кодов, не соответствующих номенклатуре приобретенных товаров (услуг) либо особенностям и осуществляемым видам деятельности, -

влечет наложение штрафа в размере одного процента от стоимости реализованных товаров (услуг), указанной в счетах-фактурах либо чеках контрольно-кассовой техники";


21) часть шестую статьи 242 после слов "услуг связи" дополнить словами "финансовых и страховых услуг";


22) в части первой статьи 243:

в пункте 11 абзац первый изложить в следующей редакции:

"медицинских услуг (за исключением косметологических). К медицинским услугам в целях настоящего пункта, в частности, относятся";

в пункте 14:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"14) санаторно-курортных, оздоровительных услуг, а также услуг по физической культуре и спорту, оказываемых бюджетными организациями. В целях настоящего пункта";

подпункт "б" изложить в следующей редакции:

"б) к услугам физической культуры и спорта, оказываемым бюджетными организациями, в частности, относятся услуги по проведению в спортивных

...