ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Закон Республики Узбекистан от 30.12.2021 г. N ЗРУ-742 "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год" (Принят Законодательной палатой 26.11.2021 г., одобрен Сенатом 15.12.2021 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

30.12.2021 г.

N ЗРУ-742



О ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

НА 2022 ГОД


Принят Законодательной палатой 26 ноября 2021 года

Одобрен Сенатом 15 декабря 2021 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с формированием и исполнением Консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2022 год.



Статья 2. Использование ассигнований, выделяемых

из республиканского бюджета Республики Узбекистан

для распорядителей бюджетных средств первого уровня


Ассигнования, выделяемые в соответствии с настоящим Законом из республиканского бюджета Республики Узбекистан (далее - республиканский бюджет) распорядителям бюджетных средств первого уровня, используются только в течение 2022 финансового года и не переносятся на следующий финансовый год.

Распорядители бюджетных средств первого уровня по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан (далее - Кабинет Министров) вправе перераспределять средства, выделенные на реализацию государственных программ развития (далее - программы развития) в составе своих текущих расходов, из одной программы развития на другую программу развития.

Распорядители бюджетных средств первого уровня вправе направлять до 10 процентов предельных ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета на основании постановления Кабинета Министров подведомственным организациям, финансируемым из бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.

Служба внутреннего аудита министерств и ведомств анализирует результаты эффективности соответствующих программ развития и до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет отчеты о результатах анализа в Министерство финансов Республики Узбекистан.

В целях поддержки финансирования социально значимых национальных государственных программ, а также проектов по формированию производственной и непроизводственной инфраструктуры установленные размеры грантовых средств (за исключением грантовых средств, выделяемых с условиями (возможностями) самостоятельного определения размеров и отраслей правительством Республики Узбекистан), выделяемых из иностранных источников (иностранных государств, международных организаций, международных финансовых и экономических институтов, иностранных правительственных финансовых организаций) распорядителям бюджетных средств первого уровня, увеличиваются без внесения изменения к настоящему Закону.



ГЛАВА 2. ПАРАМЕТРЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО

БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Статья 3. Доходы и расходы Консолидированного

бюджета Республики Узбекистан


Принять к сведению сводные параметры Консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2022 год и бюджетные ориентиры на 2023-2024 годы согласно приложению N 1, прогнозы основных макроэкономических показателей развития Республики Узбекистан на 2022 год и целевые ориентиры на 2023-2024 годы, служащие основанием при их подготовке, согласно приложению N 2.



Статья 4. Прогноз доходов и расходы государственных

целевых фондов и Фонда реконструкции и развития

Республики Узбекистан


Принять к сведению прогноз доходов государственных целевых фондов и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан на 2022 год и утвердить их расходы согласно приложению N 3.



Статья 5. Прогноз доходов и расходы

республиканского бюджета


Принять к сведению прогноз доходов республиканского бюджета на 2022 год согласно приложению N 4.

Утвердить предельные размеры ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета распорядителям бюджетных средств первого уровня, на 2022 год согласно приложению N 5.

Часть средств, поступающих во внебюджетные фонды органов государственной власти и управления, органов суда и прокуратуры за счет налогов, государственных пошлин, сборов и неналоговых платежей, административных штрафов и финансовых санкций, может быть перечислена в республиканский бюджет на основании решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров.



Статья 6. Прогнозы доходов и расходов бюджета

Республики Каракалпакстан, местных бюджетов

областей и города Ташкента


Принять к сведению прогнозы доходов и расходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента на 2022 год согласно приложению N 6.

Утвердить размеры выравнивающих межбюджетных трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета в республиканский бюджет Республики Каракалпакстан и областные бюджеты областей, на 2022 год согласно приложению N 7.

Не допускается уменьшение размеров выравнивающих межбюджетных трансфертов, предусмотренных настоящим Законом, независимо от исполнения прогноза доходов бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей.



Статья 7. Ставки отдельных платежей


Утвердить на 2022 год:

минимальные ставки арендной платы, установленные для физических лиц, сдающих имущество в аренду, согласно приложению N 8 (в целях налогообложения);

предельные ставки сборов за право розничной торговли отдельными видами товаров согласно приложению N 9;

ставки автотранспортных сборов согласно приложению N 10.

Ставки таможенных пошлин, применяемые при ввозе товаров на территорию Республики Узбекистан, утверждаются решением Президента Республики Узбекистан.



Статья 8. Формирование резервных фондов Кабинета

Министров, республиканского бюджета Республики

Каракалпакстан, областных бюджетов областей

и городского бюджета города Ташкента,

бюджетов районов и городов


Установить объем резервного фонда Кабинета Министров на 2022 год в размере 708,9 млрд сумов.

Резервные фонды республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов на 2022 год формируются в размере не менее 1,0 процента от утвержденных общих расходов соответствующих бюджетов.

В случае повышения размеров межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета при исполнении республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов установленные размеры резервных фондов соответствующих бюджетов не пересматриваются.

В случае выделения средств из резервного фонда Кабинета Министров изменения в настоящий Закон не вносятся.



Статья 9. Обеспечение устойчивости бюджетной

системы Республики Узбекистан в 2022 году


В случаях невыполнения прогноза доходов бюджетов бюджетной системы Республики Узбекистан по итогам исполнения за шесть месяцев и отсутствия достаточных оснований для их поступления до конца текущего финансового года осуществляется сокращение расходов в размере:

3 и более процентов от общих расходов республиканского бюджета - палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан по предложению Кабинета Министров;

менее 3 процентов от общих расходов республиканского бюджета - на основании решения Кабинета Министров по предложению Министерства финансов Республики Узбекистан.

Решения по сокращению расходов республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов принимаются соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента, районов и городов.

При сокращении расходов бюджетов принимаются в расчет освоение бюджетных средств, а также принятые юридические и финансовые обязательства бюджетных организаций и получателей бюджетных средств. При этом уменьшение заработной платы и приравненных к ней платежей осуществляется в соответствии со статьей 120 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан.



Статья 10. Установление предельного объема

государственного долга, привлеченного от имени

Республики Узбекистан и под гарантию

Республики Узбекистан


Сумма государственного долга, привлеченного от имени Республики Узбекистан и под гарантию Республики Узбекистан, не должна превышать 60 процентов по отношению к годовому прогнозному показателю валового внутреннего продукта.

Установить на 2022 год предельный объем вновь подписываемых годовых соглашений по привлечению внешних заимствований от имени Республики Узбекистан (правительства Республики Узбекистан) и под гарантию Республики Узбекистан в размере 4,5 млрд долларов США, из них 2,5 млрд долларов США - на поддержку Государственного бюджета Республики Узбекистан, в том числе на финансирование дефицита Государственного бюджета Республики Узбекистан, 2,0 млрд долларов США - на финансирование инвестиционных проектов.

Установить на 2022 год предельный чистый объем государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Республики Узбекистан, в размере 12,0 трлн сумов. При этом государственные ценные бумаги Республики Узбекистан, выпускаемые в течение финансового года и погашаемые в текущем году, не включаются в предельный чистый объем.


Статья 11. Установление предельного размера

дефицита Консолидированного бюджета

Республики Узбекистан


Установить предельный размер дефицита Консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2022 год в размере 4,0 процентов от валового внутреннего продукта.

Дополнительные расходы, которые могут привести к превышению предельного размера дефицита Консолидированного бюджета Республики Узбекистан, осуществляются исключительно при наличии дополнительного источника дохода либо за счет сокращения других расходов.

С 2023 года верхний предельный размер дефицита Консолидированного бюджета Республики Узбекистан не должен превышать 3 процентов по отношению к годовому прогнозному показателю валового внутреннего продукта.



ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ


Статья 12. Особенности формирования доходов бюджета

Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей

и города Ташкента, бюджетов районов и городов на 2022 год


В бюджеты районов и городов в полном объеме зачисляются следующие виды налогов:

налог на имущество физических лиц;

земельный налог с физических лиц;

налог на доходы, уплачиваемый физическими лицами на основании декларации о годовом доходе, получаемом от сдачи имущества в аренду, а также уплачиваемый индивидуальными предпринимателями;

налог за пользование водными ресурсами, за исключением налога, уплачиваемого электростанциями;

налог за пользование недрами по строительным материалам.

В республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента в полном объеме зачисляются следующие:

налог на имущество юридических лиц;

земельный налог с юридических лиц;

налог за пользование водными ресурсами, уплачиваемый электростанциями;

акцизный налог при реализации конечным потребителям бензина, дизельного топлива и газа;

налог с оборота;

государственные пошлины (кроме патентных пошлин и государственных пошлин за выдачу лицензий) в размерах, установленных законодательством;

штрафы, взыскиваемые в Государственный бюджет Республики Узбекистан в размерах, установленных законодательством;

сборы за право розничной торговли отдельными видами товаров;

другие сборы, взыскиваемые в Государственный бюджет Республики Узбекистан (кроме сборов, взимаемых таможенными органами, и утилизационного сбора для колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним, а также платежа за выдачу разрешения на установку тонировки (затемнения) на стекла автотранспортных средств) в размерах, установленных законодательством;

поступления от реализации имущества, обращенного в доход государства, дивиденды (доходы) и отчисления по доле органов государственной власти на местах в размерах, установленных законодательством;

доходы от размещения, предоставления в пользование (аренду) и продажи государственных активов по установленным нормативам;

поступления по акцизному налогу на услуги мобильной связи, табачную и алкогольную продукцию, включая пиво, в соответствии с долей численности населения Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в численности населения республики по состоянию на 1 июля 2021 года соответственно.

В республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента зачисляются налоги в следующих долях:

в Навоийской области - 63 процента, в Ташкентской области - 42 процента, в городе Ташкенте - 5 процентов, в Республике Каракалпакстан и других областях - 100 процентов от поступлений налога на доходы физических лиц (кроме налога на доходы физических лиц, уплачиваемого физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями на основании декларации о годовом доходе, получаемом от сдачи имущества в аренду);

в Навоийской области - 63 процента, в Ташкентской области - 40 процентов, в городе Ташкенте - 5 процентов, в Республике Каракалпакстан и других областях - 100 процентов от поступлений налога на прибыль (кроме налога на прибыль, уплачиваемого крупными налогоплательщиками согласно перечню, утверждаемому решением Президента Республики Узбекистан, нерезидентами Республики Узбекистан, осуществляющими деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, а также с доходов нерезидентов, удерживаемых у источника выплаты).

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей, города Ташкента вправе:

распределять налоги и другие виды доходов (в том числе доходы, указанные в частях первой и второй настоящей статьи), отчисляемые в местные бюджеты соответствующего уровня, и межбюджетные трансферты;

направлять поступления налога на имущество юридических лиц и земельного налога с юридических лиц в бюджеты районов и городов;

передавать часть средств, полученных от перевыполнения прогнозов доходов, бюджетам районов и городов на реализацию программ социально-экономического развития территорий.

Кенгаши народных депутатов районов и городов вправе вводить повышающие коэффициенты к минимальным ставкам арендной платы на отдельных территориях районов и городов, специализирующихся на массовом отдыхе и (или) туризме, до размеров, установленных для города Ташкента.

Если законодательством не предусмотрено распределение доходов, зачисляемых в местные бюджеты, то данный вид дохода зачисляется в республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента.

Государственные предприятия и юридические лица с долей государства в уставном капитале в размере 50 процентов и более по итогам 2021 года до 1 июля 2022 года начисляют отчисления в размере не менее 50 процентов, а золотодобывающие предприятия - 100 процентов, от чистой прибыли в Государственный бюджет Республики Узбекистан и дивиденды по государственной доле и перечисляют в бюджеты соответствующего уровня не позднее 1 сентября 2022 года.

Министерство финансов Республики Узбекистан вправе определять размер и периодичность выплаты дивидендов (отчислений из чистой прибыли) за 2022 год государственными предприятиями и юридическими лицами с долей государства в уставном капитале 50 процентов и более, а также входящими в их состав предприятиями в порядке, установленном законодательством.



Статья 13. Особенности осуществления расходов

Государственного бюджета Республики Узбекистан

в 2022 году


Финансирование дополнительных мероприятий, осуществляемых по инициативе органов государственной власти на местах, осуществляется только за счет дополнительных источников бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, районов и городов.

Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента, районов и городов формируют соответствующие бюджеты, предусмотрев в первоочередном порядке планирование расходов на заработную плату и приравненные к ней платежи, питание, медикаменты и коммунальные услуги.

В случае невыполнения прогнозных показателей доходов, приведенных в приложении N 6 к настоящему Закону, по итогам кварталов в размере более 5 процентов по причинам, не зависящим от деятельности органов исполнительной власти на местах, и отсутствия вероятности их поступления до конца финансового года Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента обращаются в Кабинет Министров с запросом об увеличении объемов выравнивающих межбюджетных трансфертов вместе с принятием мер по оптимизации расходов, и данное предложение рассматривается Кабинетом Министров в порядке, установленном настоящим Законом. В аналогичном порядке хокимы районов и городов обращаются в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента.

В 2022 году расходы на:

капитальные вложения на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и оснащение общих средних образовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, учреждений здравоохранения и объектов системы водоснабжения города Ташкента финансируются из городского бюджета города Ташкента;

проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и оснащение объектов общих средних образовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, учреждений здравоохранения, а также проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонтно-восстановительные работы объектов в рамках мероприятий по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель Республики Каракалпакстан и областей финансируются из республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и областных бюджетов областей;

оплату юридической помощи, оказываемой адвокатами, финансируются соответственно из республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента;

ремонт территорий, прилегающих к многоквартирному жилищному фонду, а также капитальный ремонт тепловых сетей и котельного оборудования теплоснабжающих организаций, входящих в систему Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан, финансируются из республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента.

Регулируемые цены (тарифы) на услуги по теплоснабжению в регионах, оказываемые всеми теплоснабжающими организациями, по заключениям территориальных органов Антимонопольного комитета Республики Узбекистан утверждаются председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента после одобрения решениями Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента соответственно.

По итогам пересмотра регулируемых цен (тарифов) на услуги по теплоснабжению в течение года потребность в дополнительных средствах для возмещения убытков, понесенных теплоснабжающими организациями в результате применения пониженных тарифов для населения, покрывается за счет дополнительных источников республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента.

5 процентов утвержденных расходов бюджетов всех районов и городов (за исключением средств резервного фонда) направляются на финансирование мероприятий, сформированных на основе общественного мнения.

Не менее 30 процентов дополнительных источников бюджетов всех районов и городов направляется на финансирование мероприятий, сформированных на основе общественного мнения.



ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 14. Ответственность за нарушение Закона

Республики Узбекистан "О Государственном бюджете

Республики Узбекистан на 2022 год"


Лица, виновные в нарушении Закона Республики Узбекистан "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год", несут ответственность в установленном порядке.



Статья 15. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Кабинету Министров совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 16. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2022 года.



Президент

Республики Узбекистан                                                       Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 30 декабря 2021 г.


"Народное слово", 31 декабря 2021 г.




















































Время: 0.2053
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск