Малое предприятие
Закон Республики Узбекистан от 13.01.1992 г. N 510-XII "О занятости населения" (Новая редакция, утверждена Законом РУз от 01.05.1998 г. N 616-I)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
13.01.1992 г.
N 510-XII
О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
(Новая редакция)
Законодательство о занятости населения состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Отношения в области занятости населения в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Законодательство о занятости населения распространяется на граждан Республики Узбекистан, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Узбекистан.
Занятость - это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, приносящая им заработок (трудовой доход).
Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы.
Принудительный труд, то есть принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо наказания, запрещается, за исключением случаев, установленных законом. Добровольная незанятость не может служить основанием для привлечения к ответственности.
работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение неполного рабочего времени или на дому, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая временные работы;
временно отсутствующие на рабочем месте в связи с болезнью, отпуском, профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, а также в иных случаях, когда в соответствии с законодательством за временно отсутствующим работником сохраняется место работы;
избранные или назначенные на оплачиваемую должность;
самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе занимающиеся предпринимательской деятельностью, ремесленники, участники семейных предприятий, члены дехканских хозяйств, производственных кооперативов, фермеры и другие в соответствии с законодательством;
проходящие службу в Вооруженных Силах Республики Узбекистан, в том числе войсках Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Службы государственной безопасности, Государственной службы безопасности Президента Республики Узбекистан и их органах, а также альтернативную службу;
работающие в негосударственных некоммерческих организациях, в том числе религиозных, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством.
Безработные - трудоспособные лица в возрасте от шестнадцати лет до приобретения ими права на пенсионное обеспечение, не имеющие оплачиваемой работы или занятия, приносящего доход, ищущие работу и готовые приступить к ней, как только она им будет предложена, либо пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации (за исключением обучающихся в образовательных учреждениях).
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, обратившиеся в местные органы по труду для получения содействия в трудоустройстве и зарегистрированные ими в качестве ищущих работу, признаются безработными.
Решение о признании лица безработным принимается местным органом по труду не позднее одиннадцатого дня со дня его регистрации в качестве лица, ищущего работу.
Безработным не признается лицо:
дважды отказавшееся от предложенной ему подходящей работы в течение десяти дней с момента регистрации в органе по труду;
не явившееся в орган по труду без уважительной причины в течение десяти дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.
Лицо имеет право на повторную регистрацию в качестве ищущего работу только по истечении тридцати календарных дней с момента отказа от предложенной работы или неявки в орган по труду без уважительной причины в целях поиска подходящей работы.
Порядок регистрации граждан в качестве безработных определяется законодательством.
Для лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), подходящей считается работа, не требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления, - другая оплачиваемая работа, включая работу временного характера, с учетом их возрастных и иных особенностей.
Для лиц, потерявших работу и заработок (трудовой доход), подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, состояние здоровья, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места.
По истечении периода получения пособия по безработице, предусмотренного частью третьей статьи 27 настоящего Закона, в случае невозможности предоставления работы по профессии (специальности), подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности) с учетом способностей безработного, состояния его здоровья, прошлого опыта работы и доступных для него средств обучения.
Не может считаться подходящей работа, если:
она связана с переменой места жительства;
предложенная работа значительно удалена от постоянного места жительства и находится вне транспортной доступности. Транспортная доступность (допустимая удаленность) места работы определяется органом государственной власти на местах с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности;
отказ от предложенной работы обоснован имеющимися противопоказаниями по состоянию здоровья безработного, его возраста и другим уважительным причинам.
Статья 5. Основные принципы государственной
политики в области занятости населения
Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:
Обеспечение равных возможностей в реализации права на труд и свободный выбор занятости всем гражданам независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда;
поддержание и поощрение трудовой и предпринимательской инициативы людей, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду, обеспечивающему достойные условия труда и жизни;
добровольность труда;
предоставление социальных гарантий в сфере занятости и обеспечение защиты населения от безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
координация мероприятий в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
взаимодействие государственных органов, профессиональных союзов, представительных органов работников и работодателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости населения;
межгосударственное сотрудничество в решении проблем занятости населения.
Государство гарантирует:
свободу выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда;
защиту от незаконных отказа в приеме на работу и прекращения трудового договора;
бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
обеспечение каждому равенства возможностей в получении профессии и работы, условиях труда и занятости, оплате труда, продвижении по службе;
бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в местных органах по труду или по их направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;
компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат при приеме на работу в другую местность;
возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах.
Статья 7. Дополнительные гарантии по трудоустройству
отдельным категориям населения
Государство обеспечивает дополнительные гарантии:
лицам, нуждающимся в социальной защите, испытывающим затруднения в поиске работы и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, в том числе одиноким и многодетным родителям, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет и детей-инвалидов;
молодежи, окончившей средние специальные образовательные учреждения, а также выпускникам профессиональных образовательных учреждений и высших учебных заведений, обучавшимся по государственным грантам;
уволенным со срочной военной службы из Вооруженных Сил Республики Узбекистан;
инвалидам и лицам предпенсионного возраста;
лицам, освобожденным из учреждений по исполнению наказания или подвергавшимся принудительным мерам медицинского характера по решению суда;
Дополнительные гарантии обеспечиваются путем создания дополнительных рабочих мест, специализированных предприятий, включая предприятия для труда инвалидов, организации специальных программ обучения, установления предприятиям, учреждениям и организациям минимального количества рабочих мест для трудоустройства категорий граждан, указанных в части первой настоящей статьи, а также другими мерами, предусмотренными законодательством.
Работодатель обязан принять на работу лиц, указанных в части первой настоящей статьи, направляемых местными органами по труду и другими органами в порядке, установленном законодательством, для трудоустройства на рабочие места в счет установленного минимального количества рабочих мест. Работодатель и уполномоченные им лица,
...