Юрист Предприятия
Юрист предприятия / Нормативно-правовые акты / Правоохранительные, правоприменительные органы /Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.01.2022 г. N ПП-105 "О мерах по внедрению единой системы межведомственного электронного взаимодействия в досудебном производстве"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
28.01.2022 г.
N ПП-105
О МЕРАХ
ПО ВНЕДРЕНИЮ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДОСУДЕБНОМ
ПРОИЗВОДСТВЕ
В последние годы в стране проведена значительная работа по внедрению в судебно-правовую сферу современных информационных технологий. В частности, посредством цифровизации деятельности судебных и правоохранительных органов обеспечена их открытость и прозрачность, налажено тесное сотрудничество с институтами гражданского общества, средствами массовой информации и широкой общественностью.
Вместе с тем в связи с отсутствием на сегодняшний день интеграции между информационными системами соответствующих министерств и ведомств не налажен эффективно взаимный обмен данными при рассмотрении сообщений о преступлениях и производстве по уголовному делу со стороны органов предварительного следствия, который до сих пор осуществляется в бумажной форме.
Отсутствие возможности своевременного получения информации, важной для оперативного и полного раскрытия преступления, приводит к нарушению процессуальных сроков в деятельности органов предварительного следствия, препятствует всестороннему и в краткие сроки расследованию обстоятельств, требующих доказательств по делу.
В соответствии с указами Президента Республики Узбекистан от 10 августа 2020 года N УП-6041 "О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности" и от 26 марта 2021 года N УП-6196 "О мерах по поднятию на качественно новый уровень деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью", а также в целях дальнейшей цифровизации следственной деятельности и внедрения в досудебное производство единой системы электронного документооборота:
1. Согласиться с предложением Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел о внедрении Единой информационной системы "Электронное дознание и предварительное следствие" (далее - Единая следственная информационная система), предусматривающей следующие механизмы по вопросам цифровизации деятельности органов дознания и предварительного следствия, а также досудебного производства:
оперативный обмен информацией между государственными органами и организациями для обеспечения оперативного получения данных, необходимых для рассмотрения заявлений, сообщений и других сведений о преступлениях на стадии досудебного производства, а также для производства дознания и предварительного следствия по уголовному делу;
отправку постановлений, поручений, указаний и других уведомлений дознавателей и следователей в соответствующие государственные органы и организации в форме электронных документов, а также получение аналогичным способом ответов на них;
своевременную реализацию с использованием информационно-коммуникационных технологий наложения ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого лица в целях принятия мер по возмещению материального ущерба, причиненного вследствие преступных действий, и повышения его эффективности, а также применения установленных актами законодательства ограничительных мер в отношении разыскиваемых обвиняемых.
2. Установить, что:
электронный обмен документами по вопросам досудебного производства посредством Единой следственной информационной системы осуществляется органами дознания и следствия Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры, Службы государственной безопасности, Департамента по борьбе с экономическими преступлениями и Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре, Государственного таможенного комитета и Национальной гвардии (далее - органы дознания и следствия);
Генеральная прокуратура является ответственной за интеграцию Единой следственной информационной системы с другими информационными системами, ее бесперебойную работу и обеспечение информационной безопасности;
Единая следственная информационная система хранится на серверах Центра обработки данных Генеральной прокуратуры.
3. Утвердить перечень государственных органов и организаций (далее - взаимодействующие организации), осуществляющих электронное взаимодействие с органами дознания и следствия в рамках Единой информационной системы "Электронное дознание и предварительное следствие" согласно приложению N 1.
Предоставить Генеральной прокуратуре и Министерству внутренних дел право расширять перечень взаимодействующих организаций в рамках Единой следственной информационной системы по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами.
4. Определить, что межведомственное электронное взаимодействие между органами дознания и следствия и взаимодействующими организациями при рассмотрении заявлений, сообщений и других сведений о преступлениях, а также в вопросах расследования преступлений осуществляется со строгим соблюдением следующих требований:
использование специального канала связи, отвечающего требованиям обеспечения оперативности и достоверности имеющихся сведений и информационной безопасности;
прямое подключение к информационным системам взаимодействующих организаций или повторное и регулярное обновление их баз данных в Единой следственной информационной системе либо интеграция информационных систем взаимодействующих организаций с Единой следственной информационной системой;
соблюдение требований соглашений об электронном сотрудничестве и проектно-технической документации (технологических инструкций), составляемых между Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел и взаимодействующими организациями.
При этом сведения, составляющие банковскую тайну, представляются органам дознания или следствия в форме электронного документа на основании обоснованного решения дознавателя или следователя, санкционированного прокурором.
5. Утвердить:
"Дорожную карту" по интеграции Единой информационной системы "Электронное дознание и предварительное следствие" с информационными системами государственных органов и организаций (далее - "Дорожная карта") согласно приложению N 2;
схему электронного взаимодействия с органами дознания и следствия в рамках Единой информационной системы "Электронное дознание и предварительное следствие" согласно приложению N 3.
6. Генеральной прокуратуре совместно с Министерством внутренних дел, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и взаимодействующими организациями обеспечить:
заключение соглашений об электронном сотрудничестве и разработку необходимой проектно-технической документации (технологических инструкций);
проведение экспертизы проектно-технической документации, разрабатываемой в рамках электронного сотрудничества, со стороны уполномоченных органов;
запуск Единой следственной информационной системы с учетом взаимной интеграции информационных систем и баз данных взаимодействующих организаций.
7. Установить, что:
имеющиеся сведения о физических и юридических лицах предоставляются на бесплатной основе по электронному запросу органов дознания и следствия посредством интеграции информационных систем государственных органов и организаций с Единой следственной информационной системой;
разработка программного обеспечения и создание веб-сервисов в Единой следственной информационной системе осуществляются за счет бюджетных и внебюджетных средств государственных органов, уполномоченных осуществлять дознание и предварительное следствие;
расходы взаимодействующих организаций по интеграции имеющихся у них информационных систем в Единую следственную информационную систему покрываются за счет собственных средств данных организаций;
совершенствование, приводящее к любому изменению технологической инструкции Единой следственной информационной системы, осуществляется взаимодействующими организациями по согласованию с Генеральной прокуратурой и Министерством внутренних дел с обязательной последующей интеграцией в Единую следственную информационную систему;
финансирование мероприятий, связанных с приобретением необходимого компьютерного и другого оборудования при цифровизации деятельности дознания и следствия, обеспечением своих сотрудников электронной цифровой подписью, осуществляется за счет средств соответствующих министерств и ведомств, а также взаимодействующих организаций.
8. Генеральной прокуратуре совместно с Министерством внутренних дел:
совместно с Центром внедрения информационно-коммуникационных технологий Бюро принудительного исполнения (далее - Бюро) запустить тестовую версию Единой следственной информационной системы начиная с 1 мая 2022 года, полную версию - с 1 августа 2022 года;
обеспечить в процессе внедрения Единой следственной информационной системы полное соблюдение требований соответствующих актов законодательства при решении вопросов взаимной интеграции с информационными системами взаимодействующих организаций;
в трехмесячный срок совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
9. Определить, что:
а) разработка Единой следственной информационной системы, в том числе иных информационных систем по заявкам Министерства внутренних дел, осуществляется Центром внедрения информационно-коммуникационных технологий Бюро (далее - Центр) в соответствии с договором, составленным с Бюро;
б) средства, перечисленные в соответствии с договором за выполненные Центром работы, аккумулируются в Фонде развития Бюро принудительного исполнения, по данным средствам ведется отдельный счет и они направляются исключительно на следующие цели:
материальное стимулирование работников-специалистов, вовлеченных в разработку Единой следственной информационной системы;
привлечение на договорно-правовой основе других специалистов (программистов, специалистов по компьютерным системам и сетевой безопасности, защите данных в автоматизированных системах, компьютерных инженеров, веб-дизайнеров и других).
10. В рамках внедрения в деятельность органов дознания и следствия Единой следственной информационной системы и ее совершенствования установить порядок, в соответствии с которым:
повышение цифровой грамотности и квалификации сотрудников органов дознания и следствия, их обучение информационным технологиям и информационной безопасности организуется на базе Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада аль-Хорезми и его филиалов;
развитие информационных систем, ресурсов и баз данных органов дознания и следствия, их интеграция с информационными системами государственных органов и организаций обеспечиваются Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел и Центром;
органы дознания и следствия совместно с Ташкентским университетом информационных технологий имени Мухаммада аль-Хорезми и его филиалами ежегодно до 1 декабря в разрезе регионов утверждают отраслевые графики на последующий год по организации повышения цифровой грамотности и квалификации, обучения сотрудников органов дознания и следствия информационным технологиям и информационной безопасности.
11. Возложить на первого заместителя Генерального прокурора Республики Узбекистан Валиева Б.Б. и заместителя министра внутренних дел Республики Узбекистан Тураходжаева Н.С. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Исламова Б.Д.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 28.01.2022 г. N ПП-105
ПЕРЕЧЕНЬ
государственных органов и организаций,
осуществляющих электронное взаимодействие
с органами дознания и следствия в рамках Единой
информационной системы "Электронное дознание
и предварительное следствие"
1. |
Верховный суд Республики Узбекистан
|
2. |
Генеральная прокуратура Республики Узбекистан
|
3. |
Министерство внутренних дел Республики Узбекистан
|
4. |
Министерство финансов Республики Узбекистан
|
5. |
Центральный банк Республики Узбекистан
|
6. |
Министерство юстиции Республики Узбекистан
|
7. |
Министерство жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан
|
8. |
Министерство здравоохранения Республики Узбекистан
|
9. |
Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан
|
10. |
Торгово-промышленная палата Узбекистана
|
11. |
Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан
|
12. |
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан
|
13. |
Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан
|
14. |
Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан
|
15. |
Агентство по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан
|
16. |
Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике
|
17. |
Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды
|
18. |
Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан
|
19. |
Агентство "Узархив"
|
20.
Агентство интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан
21. |
Государственный центр персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан
|
22. |
ГП "Центральный депозитарий ценных бумаг"
|
23. |
АО "Узбекистон почтаси"
|
24. |
АО "Узбекнефтегаз"
|
25. |
АО "Худудгазтаъминот"
|
26. |
АО "Региональные электрические сети"
|
27. |
Внебюджетный пенсионный фонд при Министерстве финансов
|
28. |