ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2022 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 12 по 18 марта 2022 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

                

(за период с 12 по 18 марта 2022 г.)

     

Система органов юстиции реорганизуется

        

Государство поддержит старшее поколение

       

Прием на службу в органы внутренних дел:

правила и требования

        

Создаются две школы спортивного мастерства

       

Разницу между рыночной стоимостью сносимого

и предоставляемого жилья собственник выплачивать не будет

      

Утверждены проекты по развитию инфраструктуры туризма

        

Изменен размер комиссионных, взимаемых нотариусами



Президент Республики Узбекистан подписал Указ от 17.03.2022 г. N УП-89 "О мерах по дальнейшему повышению эффективности деятельности органов и учреждений юстиции в обеспечении прав и свобод граждан, а также в оказании правовых услуг".


Цель документа - усиление роли и ответственности органов юстиции в решении правовых проблем населения, в том числе за счет экономии и рационального использования бюджетных средств, создания компактного и эффективного управленческого аппарата, а также отмены задач декларативного характера.

Указом предусмотрено присоединение Агентства государственных услуг и его территориальных управлений, а также Агентства по интеллектуальной собственности и его территориальных центров Министерству юстиции.

На Министерство возложены следующие дополнительные задачи:

а) в сфере оказания государственных услуг населению:

q реализация единой государственной политики в сфере оказания госуслуг физическим и юридическим лицам;

q обеспечение быстрого, удобного и качественного оказания услуг за счет устранения излишних административных процедур;

q осуществление контроля и оценки эффективности деятельности госорганов и иных организаций в сфере оказания услуг, в том числе по внедрению соответствующих информационных систем, ресурсов и баз данных;

б) в сфере правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности:

q разработка единой государственной политики в области интеллектуальной собственности и защиты прав на изобретения, товарные знаки, авторские права и другие объекты интеллектуальной собственности;

q правовая охрана изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности.

Утверждена Программа мер по дальнейшему повышению эффективности и цифровизации деятельности Министерства юстиции.

Определено, что центры оказания юридических услуг, районные (городские) центры государственных услуг и их филиалы, а также органы ЗАГСа с сохранением всех прав и полномочий передаются в структуру и подчинение отделов юстиции районов (городов). Внебюджетные фонды Агентства госуслуг и Агентства по интеллектуальной собственности передаются в ведение Министерства вместе со всеми остаточными средствами с сохранением источников их формирования и направлений использования.

С 1 мая Министерством будет осуществляться мониторинг нормотворческой деятельности министерств, ведомств и органов исполнительной власти на местах. Информация по его результатам ежеквартально вносится в Администрацию Президента.

С 1 апреля 2023 года:

q электронные контрольные копии объектов авторского права в обязательном порядке хранятся в Единой базе объектов авторского права;

q Государственное учреждение "Центр интеллектуальной собственности" определяется оператором - ответственным по ведению Единой базы, техническому обеспечению и координации процесса внесения электронных контрольных копий объектов авторского права в Единую базу;

q электронные контрольные копии объекта размещаются в Единой базе лицами, осуществляющими деятельность по хранению объектов авторского права (депозитариями);

q после внесения в Единую базу электронных контрольных копий объекта представляется документ о принятии его на хранение.

В структуре Министерства образуются:

а) в рамках предельной численности управленческого персонала и фонда оплаты труда:

q Департамент международно-правового сотрудничества, состоящий из Управления международно-правового сотрудничества, Управления правовой защиты интересов Республики Узбекистан в международных и зарубежных организациях и Управления по работе с международными рейтингами и индексами;

q Управление по изучению правоприменительной практики на базе Управления по изучению правоприменительной практики в социально-экономической сфере и Управления по развитию гражданско-правовых отношений;

q Управление регулирования оказания юридических услуг на базе Управления координации деятельности юридических служб и Управления государственного регулирования оказания юридических услуг;

q Управление систематизации и оценки регулирующего воздействия законодательства на базе Управления анализа и категоризации законодательства и Управления оценки регулирующего воздействия;

б) за счет высвобождаемых штатных единиц в связи с присоединением Агентства государственных услуг и Агентства по интеллектуальной собственности:

q Департамент государственных услуг;

q Департамент интеллектуальной собственности.

Кроме того, предусмотрены:

q реорганизация ГУП "Консультативный центр интеллектуальной собственности при Агентстве по интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции Республики Узбекистан" в государственное учреждение "Центр интеллектуальной собственности" при Министерстве юстиции;

q переименование государственного учреждения "Научно-практический центр развития государственных услуг" при Агентстве государственных услуг в государственное учреждение "Центр развития государственных услуг" при Министерстве юстиции.


* * *



Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 15.03.2022 г. N ПП-167 "О дополнительных мерах по всесторонней поддержке и повышению уровня жизни старшего поколения".


Постановлением утверждены:

q структура центрального аппарата Фонда по поддержке общественной деятельности ветеранов Узбекистана "Нуроний" (далее - Фонд);

q структура отделений Фонда в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте;

q План мероприятий по всесторонней поддержке, дальнейшему повышению уровня жизни и социальной активности старшего поколения.

Министерство по поддержке махалли и старшего поколения  будет проводить в махаллях следующие мероприятия по совершенствованию работы с представителями старшего поколения и пожилыми гражданами:

q оказание материальной и моральной поддержки социально активным представителям старшего поколения;

q регулярное посещение пожилых граждан и представителей старшего поколения, нуждающихся в социальной защите;

q организация различных культурно-просветительских мероприятий в комплексах "Нуронийлар маскани" и махаллях и др.

Представители старшего поколения и интеллигенции поощряются за счет средств Фонда по поддержке общественной деятельности ветеранов Узбекистана "Нуроний". Фонду из Госбюджета будет выделено 50 млрд сумов на 2022 год.

С 1 апреля за счет средств Фонда:

q одинокие престарелые граждане, нуждающиеся в постороннем уходе, и одиноко проживающие престарелые граждане один раз в год направляются в санатории для оздоровления;

q малообеспеченным пожилым гражданам приобретаются лекарственные средства, медицинские и специальные протезно-ортопедические изделия на основе рецептов врачей исходя из трехмесячной потребности, а также покрываются расходы на проведение хирургических операций;

q пожилым гражданам с тяжелыми заболеваниями и с инвалидностью компенсируется до 50% стоимости лекарственных средств на основе рецептов врачей исходя из трехмесячной потребности;

q представителям старшего поколения покрываются расходы на приобретение абонементов для занятия физкультурой и спортом;

q представителям старшего поколения полностью покрывается стоимость билетов в государственные театры и музеи.

С 1 мая на основе обращений одиноких и одиноко проживающих престарелых граждан, а также лиц с инвалидностью в Саll-центр Агентства по развитию медико-социальных услуг работниками службы по оказанию социальной помощи предоставляются:

q информационно-сервисные услуги, включающие:

- запись на осмотр к врачу в пункты семейного врача и семейные поликлиники, вызов врача для проведения осмотра на дому;

- подачу и регистрацию заявки для пользования услугами Фонда, а также уточнение состояния исполнения заявки;

- получение информации о профилактическом, медицинском лечении и экскурсионных поездках, организуемых Фондом, о стадионах, спортивных залах, бассейнах и других спортивных комплексах для занятия физкультурой и спортом, кинотеатрах, театрах, музеях и других местах проведения культурных мероприятий в целях организации культурного досуга;

q услуги на дому, включающие:

- доставку на дом лекарственных средств, протезно-ортопедических изделий и кресел-колясок в рамках услуг, оказываемых Фондом;

- доставку лекарственных средств на основе рецептов врачей за счет собственных средств одиноких, одиноко проживающих престарелых граждан и лиц с инвалидностью, а также результатов медицинского освидетельствования после проведения осмотра врачами пунктов семейного врача и семейных поликлиник;

- доставку книг, журналов, газет и других изданий одиноким, одиноко проживающим престарелым гражданам и лицам с инвалидностью, являющимся членами библиотек.

Постановлением запрещено прекращать трудовой договор, заключенный с работником, в связи с достижением им пенсионного возраста, по инициативе работодателя. Министерству занятости и трудовых отношений совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами поручено в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект соответствующего закона.


* * *



Министром внутренних дел Республики Узбекистан подписан Приказ "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения мероприятий по отбору кандидатов на службу в органы внутренних дел" (рег. МЮ N 3352 от 09.03.2022 г.).


Документ принят в соответствии с Постановлением Президента РУз от 29.11.2017 г. N ПП-3413 "О мерах по коренному совершенствованию порядка работы с кадрами органов внутренних дел и организации их службы".

Согласно Инструкции кандидаты принимаются на службу на добровольной основе путем отбора органами внутренних дел на имеющиеся вакансии. Количество кандидатов, участвующих в конкурсе, не ограничено. Спортсмены, выигравшие национальные спортивные соревнования за последние пять лет либо занявшие одно из трех призовых мест в международных спортивных соревнованиях, принимаются на службу исключительно на основании итогового собеседования.

Кандидаты, желающие поступить на службу, должны обратиться в орган внутренних дел по месту постоянного жительства с соответствующим заявлением, приложив следующие документы:

q биометрические паспорта или ID-карты заявителя, его близких родственников (родителей, супругов, детей, братьев, сестер, а также родителей, братьев, сестер супругов. Снимается копия, оригинал возвращается);

q рекомендательное письмо с места учебы или работы;

q биографию, написанную кандидатом от руки или на компьютере;

q анкету-справку;

q военный билет (копируется и возвращается);

q справку о состоянии здоровья по установленной форме.

Для проведения конкурса начальниками структурных подразделений издается приказ о формировании Комиссии по организации и проведению конкурсных мероприятий с четным количеством членов. В целях обеспечения открытости и прозрачности проведения конкурса, а также установления общественного контроля из числа общественности могут быть приглашены граждане для участия в деятельности Комиссии.

Конкурс включает в себя следующие этапы:

q предварительное изучение (проверка соблюдения требований, установленных настоящей Инструкцией);

q оценка физической подготовки;

q оценка уровня интеллектуального развития и психоэмоциональной устойчивости;

q итоговое собеседование.


* * *



Для подготовки талантливых спортсменов, широкой пропаганды деятельности отечественных спортсменов - победителей и призеров Олимпийских игр Президент Республики Узбекистан подписал два постановления от 14.03.2022 г. (N ПП-162 и N ПП-163), предусматривающие создание Школ спортивного мастерства по боксу Баходира Жалолова и по гимнастике Оксаны Чусовитиной.


Обе школы создаются в системе Министерства развития спорта.

Основные задачи школ:

q создание материально-технической и учебно-тренировочной баз, оснащенных необходимым спортивным инвентарем и оборудованием, отвечающих современным международным требованиям;

q подготовка спортсменов международного уровня, способных достойно защищать честь Узбекистана на международных и региональных соревнованиях различного уровня - Олимпийских и Азиатских играх, чемпионатах мира и Азии, универсиадах и других;

q укрепление тренерского состава путем широкого привлечения высококвалифицированных специалистов-тренеров, психологов и методистов, включая ведущих специалистов зарубежных стран;

q организация учебно-тренировочного процесса боксеров на уровне международных стандартов, постоянное повышение качества их теоретической и технико-тактической подготовки путем внедрения новейших научно-методических технологий в учебно-тренировочный процесс с учетом передового опыта;

q осуществление непрерывного сотрудничества с детско-юношескими спортивными школами, государственными школами-интернатами по олимпийским и национальным видам спорта, колледжами олимпийского и паралимпийского резерва.

Школы начинают свою деятельность с 2022/2023 учебного года. Общий контингент школы бокса составляет 175 учащихся 5-11 классов, школы гимнастики - 165 учащихся 1-11 классов.

Обучение учащихся по общеобразовательным программам проводится в ближайших к ним общеобразовательных школах.

Источниками финансирования школ являются:

q средства Государственного бюджета;

q доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) по специализации деятельности школ;

q доходы, полученные от сдачи в аренду неиспользуемого имущества;

q благотворительные пожертвования юридических и физических лиц;

q иные источники, не запрещенные законодательством.

На создание и оснащение школ бокса и гимнастики из государственного бюджета направляется по 25 млрд сумов.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Закон от 14.03.2022 г. N ЗРУ-759 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан".


Изменения и дополнения, внесенные в законы "О референдуме Республики Узбекистан", "О Государственном гербе Республики Узбекистан", подпункт "а" части 2 статьи 227 УК, часть 2 статьи 429 УПК и другие некоторые законодательные акты, заключаются в том, что теперь наряду с паспортами, принимаются также ID-карты.

Также внесены изменения и дополнения в Семейный кодекс, касающиеся места постоянного жительства. Согласно изменениям вместо слов "место постоянного жительства" будут использоваться слова "регистрация по месту постоянного проживания или временного пребывания". Кроме того, изменены:

q статья 225, согласно которой для регистрации смерти теперь органу ЗАГС не требуется предоставлять документы, удостоверяющие личность умершего;

q часть 4 статьи 228, которая гласит, что рассмотрение заявлений об исправлении записей актов гражданского состояния, составленных вне пределов Республики Узбекистан, производится органом записи актов гражданского состояния по месту, указанному заявителем в заявлении. В прежней редакции рассмотрение вышеуказанных заявлений производилось органом ЗАГС по месту жительства заявителя.

Изменения внесены и в статью 27 Жилищного кодекса. Теперь собственнику не требуется возвращать разницу между рыночной стоимостью предоставляемого жилья или права на земельный участок и рыночной стоимостью сносимого дома (квартиры) или права на земельный участок. Ранее разница подлежала компенсации собственником в течение пяти лет с момента предоставления жилья или права на земельный участок.

В статью 126 Налогового кодекса внесли дополнения. Согласно им, постановка на учет физлиц в качестве налогоплательщика в налоговых органах осуществляется одновременно с выдачей им уполномоченным органом ID-карт или присвоением персонального идентификационного номера физлица. При этом отдельный документ, подтверждающий постановку на учет налогоплательщика, не выдается.

Документом, подтверждающим постановку налогоплательщика на учет (юрлица), является свидетельство о госрегистрации, выданное при государственной регистрации юрлица Республики Узбекистан с одновременной постановкой его на учет в налоговых органах и органах государственной статистики.

Свидетельство об идентификационном номере налогоплательщика, присвоенное иностранным юридическим лицам (в том числе компаниям и другим корпоративным образованиям), созданным в соответствии с законодательством иностранных государств, является документом, подтверждающим регистрацию налогоплательщика.

В Закон "О государственной пошлине" внесены изменения, согласно которым теперь от уплаты госпошлины освобождаются граждане Узбекистана:

q за выдачу биометрического паспорта гражданина Узбекистана для выезда за границу, в случае:

- оказания специализированной медицинской помощи или проведения хирургической операции в зарубежном государстве несовершеннолетнему лицу, а также сопровождающему его лицу;

- участия несовершеннолетнего лица в международном мероприятии или соревновании в одной из областей науки, образования, спорта и культуры;

- оказания специализированной медицинской помощи или проведения хирургической операции в зарубежном государстве лицу, включенного в Единый реестр социальной защиты, а также сопровождающему его лицу;

q за выдачу ID-карты ребенку-сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

Также внесены и другие изменения и дополнения.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.03.2022 г. N 110 "О мерах по развитию инфраструктуры туризма и объектов культурного наследия в 2022 году".


В рамках реализации Постановления Президента РУз от 22.01.2022 г. N ПП-98 "О мерах по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2022-2024 годах" утвержден перечень проектов по развитию инфраструктуры объектов туризма и культурного наследия в 2022 году.

61 проект направлен на создание инженерно-коммуникационных сетей объектов туризма, реставрацию, консервацию и благоустройство объектов культурного наследия, а также создание культурно-развлекательной инфраструктуры. На эти цели в 2022 году выделят 262,8 млрд сумов. В частности:

q сфере туристических услуг - 29,4 млрд сумов:

q развитие и благоустройство:

q объектов культурного наследия - 117,3 млрд сумов;

q музеев - 43 млрд сумов;

q учебных заведений по туризму - 73,1 млрд сумов.

В двухмесячный срок на основании предварительно согласованной и (или) утвержденной проектной документации по новым проектам 2022 года будет рассмотрена тендерная документация, завершены закупочные процедуры и проведены тендеры по заключению договоров.


* * *



Министром юстиции Республики Узбекистан подписан Приказ "Об утверждении максимального размера комиссионных, взимаемых за дополнительные юридические и технические действия, выполняемые нотариусами" (рег. МЮ N 3235-2 от 11.03.2022 г.).


Документ был принят в соответствии с Постановлением Президента РУз от 13.04.2018 г. N ПП-3666 "Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства юстиции Республики Узбекистан", а также Постановлением Кабинета Министров РУз от 16.03.2020 г. N 156 "Об утверждении нормативно-правовых актов, регулирующих негосударственную нотариальную деятельность".

Так, размер суммы за утверждение договоров залога (ипотека) и лизинга снижен до 10% БРВ для всех лиц. Ранее для физических лиц он составлял 20% БРВ, а если хотя бы одной стороной являлось юридическое лицо - 50%.

В свою очередь, размер суммы за дачу разъяснения по наследственному делу повысился вдвое и теперь составляет 20% БРВ.

В порядок подготовки проектов нотариально удостоверяемых документов внесены следующие изменения:

q сумма платежа за подготовку проекта договора залога (ипотека) и лизинга. Размер этой суммы составляет для физических лиц (также, если одной из сторон является физическое лицо) - 15% БРВ. Ранее эта сумма была вдвое больше и составляла 30%. Если обеими сторонами договора являются юридические лица, то размер суммы составляет 100% БРВ, в то время как в прежней редакции эта сумма применялась, если одна из сторон являлась юридическим лицом;

q для всех лиц (юридических и физических) размер платежа за подготовку договоров аренды собственности составляет 20% БРВ. Ранее эта сумма дифференцировалась в зависимости от того, кем являются стороны договора. Для физлиц - 20%, а если одной из сторон являлось юридическое лицо - 50%;

q за подготовку проекта свидетельства о праве на наследство теперь будут взимать 100% БРВ. Ранее эта сумма составляла 20%.

За осуществление проверки на запрет передачи недвижимости или автотранспорта другому лицу или оформления об этом свидетельства (на каждое имущество) через автоматизированную информационную систему "Нотариус" будет взиматься 15% БРВ. Ранее, если одной из сторон сделки выступало юрлицо, данная сумма составляла 25%.

































































Время: 0.0064
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск