Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Образование/ Учебные и воспитательные заведения для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 18.04.2022 г. N ПП-209 "О мерах по повышению качества обучения в специализированных школах-интернатах для незрячих и слабовидящих детей, а также дальнейшему совершенствованию их деятельности"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
18.04.2022 г.
N ПП-209
О МЕРАХ
ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ
ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ, А ТАКЖЕ
ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
За последние годы в нашей стране на основе принципа "Во имя чести и достоинства человека" осуществлены необходимые меры по дальнейшему совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью, в частности укреплению в обществе места незрячих детей и детей с нарушениями зрения.
В целях обеспечения последовательности и преемственности реформ в данном направлении, дальнейшего улучшения условий, созданных для получения образования незрячими и слабовидящими детьми, выведения на новый этап работы по поддержке и содействию их адаптации в обществе:
1. Согласиться с предложением Министерства внутренних дел и Министерства народного образования о прикреплении специализированных школ-интернатов для незрячих и слабовидящих детей к Министерству внутренних дел, а также переименовании их в специализированные школы-интернаты "Нурли маскан" (далее - школы "Нурли маскан").
Установить, что Министерство внутренних дел закрепляет ответственных лиц за школами "Нурли маскан" и на постоянной основе оказывает содействие:
качественному образованию и воспитанию, улучшению бытовых условий, содержательной организации досуга учащихся, а также развитию их интеллектуальных, физических и творческих способностей;
воспитанию учащихся исходя из физических возможностей здоровыми, духовно зрелыми личностями, а также формированию их мировоззрения, мотивированию и привлечению к различным видам спорта;
организации культурно-просветительских мероприятий, формирующих у учащихся чувство патриотизма.
2. В целях системной организации мероприятий по обеспечению безопасности, оздоровлению и реабилитации учащихся школ "Нурли маскан":
а) внедрить практику лечения, оздоровления и реабилитации учащихся школ "Нурли маскан" с привлечением квалифицированных врачей Республиканской клинической больницы глазных заболеваний, Республиканского специализированного центра микрохирургии глаза, Ташкентской медицинской академии, Ташкентского педиатрического медицинского института и других медицинских учреждений.
При этом расходы на лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия учащихся школ "Нурли маскан" финансируются в рамках средств, выделенных Министерству здравоохранения.
Министерству здравоохранения (Мусаев Б.) совместно с Министерством народного образования (Саидов Б.) в месячный срок обеспечить утверждение мер, включающих внедрение патронажной системы и лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия для учащихся школ "Нурли маскан";
б) обеспечить установку на территории всех школ "Нурли маскан" и интеграцию с соответствующими территориальными органами внутренних дел устройств видеонаблюдения в рамках налаживания системной профилактической работы по предупреждению случаев притеснения и насилия в отношении учащихся, а также суицида среди них.
Министерству внутренних дел (Бобожонов П.) в трехмесячный срок определить адресные меры и завершить работу по реализации данной задачи за счет внебюджетных средств министерства.
3. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 2022/2023 учебного года:
а) каждые шесть месяцев изучается потребность школ "Нурли маскан" в учебниках и учебных пособиях, художественной и детской литературе на шрифте Брайля, печатной и аудиолитературе по разным специализациям и направлениям и на основе изучения формируется перечень литературы.
При этом будет налажена практика объявления государственного заказа на основе сформированного перечня, издания литературы на специализированных полиграфических предприятиях, имеющих достаточную материально-техническую базу и опыт в данном направлении, а также рассылки на основе распределения исходя из потребности школ "Нурли маскан";
б) областные и республиканские предметные олимпиады для незрячих и слабовидящих детей организуются для учащихся выпускных классов отдельно;
в) для учащихся школ "Нурли маскан" организуются учебные курсы по обучению информационным технологиям, иностранным языкам, профессиям и предпринимательству.
При этом для обучения профессиям выпускников школ "Нурли маскан" на краткосрочных учебных курсах объявляется грант среди негосударственных образовательных организаций, а расходы, связанные с обучением, оплачиваются за счет средств Государственного фонда содействия занятости;
г) внедряется система издания литературы по соответствующим специализациям и направлениям высших образовательных учреждений на азбуке Брайля;
д) разрешается заключение в установленном порядке договоров с издательско-полиграфическими предприятиями, издающими учебники и учебно-методические комплекты для незрячих и слабовидящих, на основе декларированных цен.
Кабинету Министров в двухмесячный срок разработать и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения по широкому привлечению представителей частного сектора в сферу издания учебной и художественной литературы для незрячих и слабовидящих, развитию данного направления путем предоставления им соответствующих льгот.
4. Министерству внутренних дел (Бобожонов П.), Министерству строительства (Закиров Б.), Министерству экономического развития и сокращения бедности (Бобоев А.), Министерству финансов (Ишметов Т.), Министерству народного образования (Саидов Б.) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в срок до 1 июля 2022 года включить работы по строительству, ремонту и оснащению школ "Нурли маскан" в программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан на 2023-2025 годы.
Определить, что:
а) Министерством финансов (Ишметов Т.) в месячный срок выделяются соответствующие средства на реализацию работ по строительству, ремонту и оснащению в 2022 году в школах-интернатах для незрячих и слабовидящих детей N 59 и N 60 в городе Самарканде;
б) начиная с сентября 2022 года в целях обучения профессиям учащихся школ "Нурли маскан" и обеспечения овладения профессией их выпускниками в учреждениях создаются отдельные для мальчиков и девочек современно оснащенные комплексы (учебные мастерские) по социальному и бытовому направлениям;
в) школы "Нурли маскан" в срок до 2022/2023 учебного года полностью оснащаются специальными средствами компьютерной техники, адаптированной для незрячих, за счет средств местных бюджетов.
Возложить на министра народного образования Саидова Б. и министра внутренних дел Бобожонова П. персональную ответственность за эффективное и полноценное внедрение на практике задач, определенных в настоящем пункте.
5. Министерству строительства (Закиров Б.) совместно с Министерством здравоохранения (Мусаев Б.) в трехмесячный срок изучить передовые зарубежные стандарты и нормы проектирования и строительства объектов школ "Нурли маскан", внести соответствующие изменения в нормативные акты по техническому регулированию их применения.
6. Нижеследующим:
а) Агентству по делам молодежи в двухмесячный срок обеспечить формирование лидерами молодежи в махаллях списков незрячих и слабовидящих детей, не привлеченных к образованию, в разрезе махаллей и их представление в Министерство народного образования;
б) Министерству народного образования в трехмесячный срок на основе списков, представленных Агентством по делам молодежи:
принять меры по полному привлечению к обучению незрячих и слабовидящих детей;
при привлечении к обучению незрячих и слабовидящих детей обеспечить специальной литературой обучающихся на дому на основе методик, основанных на особом подходе.
7. Министерству народного образования (Саидов Б.), Министерству высшего и среднего специального образования (Тошкулов А.) принять меры по созданию необходимых условий для инклюзивного образования незрячих и слабовидящих детей с особыми образовательными потребностями. При этом:
в трехмесячный срок совместно с Министерством здравоохранения (Мусаев Б.) и Агентством по развитию медико-социальных услуг (Инаков А.) исходя из международного опыта пересмотреть перечень медицинских показаний, дающих возможность направления незрячих и слабовидящих детей в учреждения общего среднего, среднего специального и профессионального образования;
в срок до конца 2022 года создать необходимые условия для незрячих и слабовидящих детей в образовательных учреждениях, в которых внедрена система инклюзивного образования, в том числе обеспечить рельефными дорожками, литературой на основе азбуки Брайля, а также специальными слуховыми устройствами;
не менее двух раз в год организовывать курсы повышения квалификации для руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений, в которых внедрена система инклюзивного образования, по обучению незрячих и слабовидящих детей;
создать в образовательных учреждениях, в которых внедрена система инклюзивного образования, возможности совместного участия в уроках близких родственников незрячих и слабовидящих детей.
8. В срок до 1 июня 2022 года создать в пустующем здании школы N 16 "Нурли маскан" Андижанской области специальное учебно-производственное предприятие для труда незрячих и слабовидящих лиц в порядке эксперимента.
Хокимияту Андижанской области (Абдурахмонов Ш.) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.), Министерством народного образования (Саидов Б.):
в месячный срок организовать для учащихся школы "Нурли маскан" специальные учебно-практические занятия исходя из направления производства учебно-производственного предприятия;
в двухмесячный срок обеспечить учебно-производственное предприятие необходимым оборудованием, специальным оснащением, орудиями труда и инструментами, а также оказать практическую помощь в реализации производимых товаров и услуг.
9. Министерству народного образования (Саидов Б.):
а) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающего исходя из результатов учебно-производственного предприятия в школе "Нурли маскан" Андижанской области внедрение данной практики в других школах-интернатах республики в срок до 1 января 2023 года;
б) совместно с Обществом слепых Узбекистана (Нарпулатов Э.), Министерством занятости и трудовых отношений (Хусанов Н.) в срок до 1 февраля 2023 года исходя из направлений и возможностей создаваемых на местах учебных мастерских разработать специальные учебные планы и программы профессиональной ориентации;
в) до начала 2022/2023 учебного года исходя из потребностей и возможностей учащихся школ "Нурли маскан" организовать деятельность в данных школах сети кружков детских школ "Баркамол авлод";
г) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Шерматов Ш.) в срок до конца 2022 года создать и внедрить в учебный процесс специальные компьютерные программы в национальном дизайне, созвучные синтезаторам узбекской речи и другим семантико-слуховым средствам для школ "Нурли маскан".
При этом расходы, связанные с разработкой специальных компьютерных программ в национальном дизайне, осуществляются за счет Фонда содействия реформам в сфере народного образования;
д) совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.) и Агентством по развитию медико-социальных услуг (Инаков А.) до начала 2022/2023 учебного года сформировать перечень специальных учебных принадлежностей и наборов для незрячих и слабовидящих детей для состава "Президентского подарка", выделяемого учащимся первых классов в установленном порядке, и внести в Кабинет Министров проект соответствующего решения.
10. Министерству молодежной политики и спорта (А. Икрамов) совместно с Министерством дошкольного и школьного образования (Х. Умарова) и Национальным паралимпийским комитетом Узбекистана (М. Ташходжаев):
в месячный срок выявить потребность школ "Нурли маскан" в спортивном оборудовании, оснащении и другом инвентаре, необходимых для занятия паралимпийскими видами спорта;
начиная с 2022/2023 учебного года организовать спортивные группы в специализированных школах-интернатах для углубленного занятия незрячих и слабовидящих детей, а также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата паралимпийскими видами спорта (дзюдо, футбол, легкая атлетика), обеспечить привлечение в данные школы квалифицированных тренеров исходя из интересов учащихся к видам спорта.
10-1. Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента на основе выявленной потребности в спортивном оборудовании, оснащении и другом инвентаре, необходимых для занятия паралимпийскими видами спорта, оборудовать спортивные залы и спортивные площадки школ "Нурли маскан" на основе международных норм, а также обеспечить необходимым специальным спортивным инвентарем за счет соответствующих местных бюджетов.
11. Министерству культуры (Назарбеков О.) совместно с Министерством народного образования (Саидов Б.), Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в двухмесячный срок в целях развития в школах "Нурли маскан" направления искусства (музыка), содействия реализации способностей учащихся в данном направлении прикрепить их к школам музыки и искусства в регионах.
Определить, что в целях повышения интереса детей к искусству и музыке в школах "Нурли маскан" создаются группы "Доирачилар", "Дуторчи кизлар" и "Фольклор".
12. Одобрить предложение Министерства народного образования и хокимията Самаркандской области о создании в 2022 году на территории школ N 59 и N 60 "Нурли маскан" в городе Самарканде годичных срочных подготовительных групп на основе специальных учебных программ в рамках предельной штатной численности данных учреждений в целях подготовки незрячих детей к школе.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента начиная с 1 октября 2022 года организовать деятельность годичных срочных подготовительных групп по подготовке незрячих детей к школе на базе школ "Нурли маскан".
Министерству дошкольного образования (Шин А.) в срок до 1 октября 2022 года разработать методику обучения незрячих детей дошкольного возраста с широким изучением международного опыта и обеспечить доставку учебных программ в школы "Нурли маскан".
13. Министерству внутренних дел (Бобожонов П.) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента:
в срок до 2022/2023 учебного года обеспечить школы "Нурли маскан" необходимым оборудованием для мини-типографии, таким как рельефно-точечный Брайль-принтер, портативно-тактильный Брайль-дисплей, моноблок, бумагорезка и ламинатор, с целью издания раздаточных материалов и учебных пособий на азбуке Брайля за счет средств местных бюджетов;
в срок до конца 2022 года за счет средств Республиканского фонда "Безопасная дорога и безопасный пешеход" создать на территории школ "Нурли маскан" специальные площадки по обучению правилам дорожного движения, а также принять меры по установке звуковых светофоров и инновационных дорожных знаков на территориях проживания незрячих и слабовидящих детей.
14. Утвердить "Дорожную карту" по поэтапному улучшению условий в специализированных школах-интернатах "Нурли маскан" согласно приложению.
Установить, что на ответственных руководителей возлагается персональная ответственность за неукоснительную, своевременную и качественную реализацию мер, предусмотренных в "Дорожной карте".
15. Министерству народного образования (Саидов Б.) и Министерству внутренних дел (Бобожонов П.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
16. Возложить на министра народного образования Саидова Б.О., министра внутренних дел Бобожонова П.Р., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за исполнение настоящего постановления, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 18.04.2022 г. N ПП-209
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по поэтапному улучшению условий
в специализированных школах-интернатах
"Нурли маскан"
N |
Определенные задачи
|
Механизмы реализации |
Форма реализации |
Сроки исполнения |
Ответственные министерства и ведомства |
1. |
Начиная с 2022/2023 учебного года включение в состав "Президентского подарка", выделяемого для учащихся первого класса, специальных учебных принадлежностей и наборов для незрячих и слабовидящих детей.
|
Включение в состав "Президентского подарка", предоставляемого для учащихся первого класса школ-интернатов, прибора, грифельной ручки, рельефной линейки. |
Организационные меры |
До 1 августа 2022 года |
Министерство народного образования (Б. Саидов), Министерство финансов (Т. Ишметов), Агентство по развитию медико-социальных услуг (А. Инаков)
|
2. |
В целях обеспечения безопасности учащихся специализированных школ-интернатов "Нурли маскан" (далее - школы-интернаты) установка на их территории дополнительных устройств видеонаблюдения и интеграция с соответствующими территориальными органами внутренних дел. |
1. Установка дополнительных устройств видеонаблюдения в учреждениях исходя из потребностей. 2. Интеграция установленных устройств видеонаблюдения с территориальными органами внутренних дел. 3. Принятие мер по установке таких систем, как "Скуд", "Сурфансай", для обеспечения безопасности и компьютерного контроля по наблюдению персонала, его входа и выхода, серверной системы.
|
Программа мер |
25 июля 2022 года |
Министерство внутренних дел (П. Бобожонов), Министерство народного образования (Б. Саидов) |
3. |
Эффективная организация в школах-интернатах сети детских школ "Баркамол авлод". |
1. Выделение в школах-интернатах отдельного помещения для сети кружков детской школы "Баркамол авлод". 2. Оснащение выделенных помещений необходимым оборудованием и налаживание деятельности кружков.
|
Организационные меры |
Август 2022 года |
Министерство народного образования (Б. Саидов), Министерство культуры (О. Назарбеков) |
4. |
Полное обеспечение школ-интернатов литературой и учебниками с крупным шрифтом для слабовидящих и шрифтом Брайля, а также специальными устройствами, приспособленными для шрифта Брайля. |
1. Изучение потребности школ-интернатов в учебниках и художественной литературе на азбуке Брайля.
|
Программа мер |
Май 2022 года |
Министерство народного образования (Б. Саидов), Министерство внутренних дел (П. Бобожонов), Союз писателей (С. Саййидов), Министерство высшего и среднего специального образования (А. Тошкулов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
2. Поэтапное издание учебников на основе результатов изучения. 3. Налаживание начиная с 2023 года издания на шрифте Брайля избранных произведений деятелей узбекской литературы.
|
2022-2025 годы |
||||
4. Обеспечение школ-интернатов специальными принтерами, приспособленными к шрифту Брайля, с целью подготовки раздаточных материалов для учащихся и издания методических пособий для учителей.
|
Сентябрь 2022 года |
||||
5. Создание учебно-практических пособий для коррекционных предметов, таких как зрительная память, кожная чувствительность, ориентация в пространстве, и иных аналогичных коррекционных занятий.
|
2022-2023 годы |
||||
5. |
Улучшение условий библиотек школ-интернатов и высших образовательных учреждений, поэтапное пополнение их различной литературой для незрячих и слабовидящих детей. |
1. Проведение анализа деятельности и изучение потребностей библиотек при школах-интернатах. 2. Оснащение библиотек на основе установленных требований. 3. Обеспечение библиотек высших образовательных учреждений и специализированных профессиональных школ для лиц с ограниченными возможностями учебной литературой на алфавите Брайля.
|
План-график |
В течение 2022-2023 годов |
Министерство народного образования (Б. Саидов), Министерство высшего и среднего специального образования (А. Тошкулов) |
6. |
Создание в школах-интернатах, а также других образовательных учреждениях возможности загрузки аудиоверсий литературы с помощью QR-кодов. |
1. Формирование перечня мест с возможностью загрузки аудиоверсий литературы с помощью QR-кодов. 2. Создание в школах-интернатах, а также в образовательных учреждениях "Уголка аудиокниг" на основе сформированного перечня. 3. Создание возможности пользования базой аудиокниг Национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои с целью эффективного ведения деятельности созданного "Уголка аудиокниг" и постоянного пополнения новой литературой.
|
Организационные меры |
Декабрь 2022 года |
Министерство по развитию инновационных технологий и коммуникаций (Ш. Шерматов), Министерство народного образования (Б. Саидов), Министерство внутренних дел (П. Бобожонов) |
7. |
Организация прохождения переподготовки педагогических работников школ-интернатов, не прошедших курсы переподготовки.
|
1. Формирование списка педагогических работников, не прошедших переподготовку.
|
План-график |
Май-июнь 2022 года |
Министерство народного образования (Б. Саидов), Научно-исследовательский институт изучения проблем и определения перспектив народного образования имени А. Авлони (А. Раджиев)
|
2. Поэтапная организация прохождения переподготовки на основе плана педагогических работников, не прошедших курсы переподготовки.
|
На основе плана |
||||
8. |
Эффективное налаживание системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников школ-интернатов.
|
1. Формирование списка педагогических работников школ-интернатов, не повышавших квалификацию.
|
План-график |
Май-июнь 2022 года |
Министерство народного образования (Б. Саидов), Научно-исследовательский институт изучения проблем и определения перспектив народного образования имени А. Авлони (А. Раджиев) |
2. Совершенствование деятельности курсов повышения квалификации для педагогов специального образования в Научно-исследовательском институте имени А. Авлони и региональных центрах повышения квалификации. 3. Привлечение педагогических работников к курсам повышения квалификации на основе плана.
|
На основе плана |
||||
9. |
Налаживание в школах-интернатах деятельности кружков по паралимпийским видам спорта. |
С учетом интересов учащихся школ-интернатов создание спортивных групп для профессионального занятия ими паралимпийскими видами спорта (дзюдо, футбол, легкая атлетика) и обеспечение привлечения в данные школы квалифицированных тренеров, исходя из интересов учащихся к видам спорта.
|
Организационные меры |
Сентябрь- декабрь 2022 года |
Министерство развития спорта (А. Икрамов), Министерство народного образования (Б. Саидов), Паралимпийский комитет Узбекистана (М. Ташходжаев)
|
10. |
Создание при школах-интернатах учебных мастерских (ковроткачество, резьба по дереву, плотницкое дело др.) с учетом возможностей учащихся с целью содержательной организации их свободного времени и обучения профессиям.
|
1. Изучение возможностей и интересов учащихся к профессиям.
|
Программа мер |
Май 2022 года |
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования (Б. Саидов), Министерство внутренних дел (П. Бобожонов) |
2. Создание и оснащение учебных мастерских с учетом результатов изучения.
|
В течение 2022 года |
||||
3. Регулярная организация учебных занятий по обучению профессиям учащихся в созданных мастерских. При необходимости привлечение квалифицированных специалистов.
|
На постоянной основе |
||||
11. |
Поэтапный охват детей до 7 лет с нарушениями зрения, проживающих в областях, системой дошкольного образования до 2026 года.
|
1. Выявление в махаллях детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
|
Программа мер |
Декабрь 2022 года |
Министерство дошкольного образования (А. Шин), Агентство по развитию медико-социальных услуг (А. Инаков), Министерство по поддержке махалли и старшего поколения (С. Турдиев)
|
2. Принятие мер по привлечению и поэтапному охвату выявленных детей дошкольным образованием. 3. Создание подготовительных групп для детей данной категории.
|
2022-2026 годы |
||||
12. |
Охват образовательной системой детей школьного возраста с нарушением зрения и находящихся на попечении родителей, но не привлеченных к образованию.
|
1. Выявление в махаллях детей школьного возраста с нарушением зрения и находящихся на попечении родителей, но не привлеченных к образованию.
|
Программа мер |
Август 2022 года |
Министерство по поддержке махалли и старшего поколения (С. Турдиев), Министерство народного образования (Б. Саидов), Агентство по развитию медико-социальных услуг (А. Инаков), Министерство внутренних дел (П. Бобожонов)
|
2. Принятие мер по привлечению выявленных детей к образованию (в школы-интернаты или образование на дому).
|
Начиная с сентября 2022 года |
||||
13. |
Принятие мер по обеспечению занятости незрячих и слабовидящих граждан, окончивших школы-интернаты и являющихся на данное время трудоспособными.
|
1. Выявление незрячих и слабовидящих незанятых граждан и формирование их адресного списка. 2. Организация для незрячих и слабовидящих незанятых граждан учебных курсов по обучению профессии. 3. Принятие мер по обучению этих граждан профессии и обеспечению их занятости.
|
Программа мер |
Июль 2022 года |
Агентство по работе махаллабай и развитию предпринимательства (М. Убайдуллаев), Общество слепых Узбекистана (Э. Нарпулатов), Министерство занятости и трудовых отношений (Н. Хусанов), Министерство по поддержке махалли и старшего поколения (С. Турдиев)
|
14. |
Установка звуковых светофоров и инновационных дорожных знаков на оживленных улицах, где проживает много незрячих лиц.
|
1. Формирование перечня оживленных улиц, где проживает много незрячих лиц. 2. Принятие мер по установке на выявленных улицах звуковых светофоров и инновационных дорожных знаков.
|
Организационные меры |
Ноябрь 2022 года |
Министерство внутренних дел (П. Бобожонов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента
|
15. |
Создание в школах-интернатах специальных площадок по обучению правилам дорожного движения.
|
1. Подготовка проектов специальных площадок по обучению правилам дорожного движения. 2. Принятие мер по созданию во всех школах-интернатах полностью оборудованных специальных площадок по обучению правилам дорожного движения.
|
Организационные меры |
Декабрь 2022 года |
Министерство внутренних дел (П. Бобожонов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента
|
16. |
Обеспечение школ-интернатов партами, столами-стульями, музыкальными инструментами, специальными компьютерами, тифлотехническим, лингафонным, лабораторным оборудованием, рельефными картами, специальными изобразительными приборами и книжными шкафами.
|
1. Выявление потребности школ-интернатов в инвентаре. 2. Исходя из потребностей приобретение необходимых учебных принадлежностей, музыкальных инструментов (дутар, чанковуз, доира, гитара, чанг, пианино, усилитель и др.), набор музыкальных нот на алфавите Брайля, комплекты компьютеров (монитор, цветной принтер, проектор, интерактивная доска, цифровая камера и др.). 3. Доставка оборудования в учреждения.
|
Программа мер |
Декабрь 2022 года |
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования (Б. Саидов), Министерство финансов (Т. Ишметов) |
17. |
Обеспечение графическим комплектом рельефного черчения - 2 000 штук, 1 100 штук специальных тростей в целях покрытия ежедневных потребностей незрячих и слабовидящих детей.
|
1. Закупка основных предметов, необходимых для ежедневных потребностей. 2. Организация раздачи предметов для детей с данными потребностями.
|
Организационные меры |
В течение 2022-2023 годов |
Агентство по развитию медико-социальных услуг (А. Инаков), Министерство народного образования (Б. Саидов)
|
18. |
Создание необходимых условий для незрячих и слабовидящих детей школ-интернатов, а также для детей с нарушениями зрения, принятых в учреждения Министерства высшего и среднего специального образования.
|
1. Оснащение дворов и внутренней части зданий школ-интернатов различными знаками, специальной дорожкой, колокольчиками на дверях или досками с рельефными надписями. 2. Создание благоприятных условий для свободного передвижения незрячих в высших образовательных учреждениях.
|
Организационные меры |
Начиная с 2022/2023 учебного года |
Министерство народного образования (Б. Саидов), Министерство высшего и среднего специального образования (А. Тошкулов), Общество слепых Узбекистана (Э. Нарпулатов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство строительства (Б. Закиров)
|
19. |
Оснащение на основе современных требований медицинских кабинетов школ-интернатов для обеспечения и постоянного контроля здоровья детей.
|
1. Изучение соответствия оборудования в медицинских кабинетах школ-интернатов установленным требованиям и нормам. 2. Исходя из потребностей приобретение необходимого медицинского оборудования. 3. Доставка медицинского оборудования в учреждения.
|
Программа мер |
Октябрь 2022 года |
Министерство здравоохранения (Б. Мусаев), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента
|
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 19 апреля 2022 г.
"Народное слово", 19 апреля 2022 г.