ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Гражданское и семейное законодательство / Интеллектуальная собственность / Общие положения /

Стратегия развития сферы интеллектуальной собственности в Республике Узбекистан на 2022-2026 годы (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 26.04.2022 г. N ПП-221)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 26.04.2022 г. N ПП-221



СТРАТЕГИЯ

развития сферы интеллектуальной собственности

в Республике Узбекистан на 2022-2026 годы


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Ускоренное внедрение современных информационных и инновационных технологий в отрасли экономики, социальную и другие сферы за счет применения результатов интеллектуальной деятельности является одним из важных условий поступательного развития Республики Узбекистан.

Стремительное развитие всех сфер жизни общества и государства требует проведения реформ на основе создания современных инновационных идей, изобретений и популярных региональных брендов, направленных на укрепление прочной позиции нашей страны на мировом рынке, обеспечение ее уверенной поступи на пути достижения уровня развитых государств.

Вместе с тем проведенный анализ показал, что работа по развитию интеллектуальной деятельности, модернизации производственных процессов за счет применения результатов передовой интеллектуальной деятельности, правовой защите интеллектуальной собственности, адаптации взаимодействия государственных органов и организаций в данной сфере к современным требованиям, увеличению объема продукции с использованием объектов интеллектуальной собственности, а также расширению ассортимента конкурентоспособной продукции с собственным названием (брендом) на внутреннем и внешнем рынках не осуществляется на должном уровне. В частности:

вовлеченность объектов интеллектуальной собственности в производственные процессы очень низкая;

население и субъекты предпринимательства не обладают достаточными знаниями и навыками в сфере интеллектуальной собственности;

хозяйствующие субъекты не заинтересованы во внедрении результатов интеллектуальной деятельности в свою деятельность;

не созданы благоприятные условия для изобретателей и новаторов;

взаимодействие между министерствами и ведомствами, ответственными за обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, недостаточно налажено, деятельность научно-исследовательских учреждений и лабораторий в области интеллектуальной собственности недостаточно скоординирована;

уровень введения в гражданский оборот научных разработок является низким;

ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов в области "IP Management" (управления интеллектуальной собственностью), способных активно заниматься развитием и трансфером объектов интеллектуальной собственности;

правовая защита интеллектуальной собственности недостаточна, не хватает квалифицированных специалистов в этой сфере, особенно в государственных органах и организациях;

в образовательных организациях не проводятся практические меры, направленные на формирование чувства уважения к результатам интеллектуальной деятельности людей;

недостаточно реализованы меры, направленные на правильное использование чужих объектов интеллектуальной собственности и предотвращение плагиата в образовательном процессе;

не на должном уровне организована работа по противодействию реализации контрафактной продукции, а также по правовой защите интеллектуальной собственности на товары, вывозимые из Республики Узбекистан и ввозимые на ее территорию.

Перечисленные недостатки препятствуют интенсивному развитию сферы интеллектуальной собственности в нашей стране, повышению объема экспорта продукции, представляющей Узбекистан на мировых рынках, привлечению иностранных инвестиций, экономическому росту и развитию других сфер жизни государства и общества.

В этой связи особое значение приобретает принятие Стратегии развития сферы интеллектуальной собственности в Республике Узбекистан на 2022-2026 годы (далее - Стратегия).



ГЛАВА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ


1. Главной целью Стратегии является включение Узбекистана в ряд развитых государств в научно-технической сфере и в области изобретательства путем превращения интеллектуальной собственности в основной драйвер развития социально-экономической жизни общества и государства, а также продвижения региональных брендов в качестве инструмента комплексного развития регионов на основе принципа "От эффективной правовой охраны интеллектуальной собственности - к сильной правовой защите".


2. Основными задачами Стратегии в достижении главной цели являются:

устранение имеющихся пробелов и противоречий в законодательстве в области интеллектуальной собственности, его постоянное совершенствование на основе передового мирового опыта;

совершенствование системы государственного управления в сфере интеллектуальной собственности в рамках осуществляемых в республике административных реформ путем устранения дублирования задач и функций в деятельности ответственных министерств и ведомств;

регулярное совершенствование процессов правовой охраны объектов интеллектуальной собственности с учетом современных тенденций и поддержка создания объектов интеллектуальной собственности;

создание механизмов работы по борьбе с реализацией контрафактной продукции, а также эффективной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности по товарам, вывозимым из Республики Узбекистан и ввозимым на ее территорию;

обеспечение защиты объектов интеллектуальной собственности посредством действенного правового механизма;

полная цифровизация сферы интеллектуальной собственности путем внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в целях освобождения сферы от бюрократии;

регулярное проведение адресных пропагандистских мероприятий с использованием инновационных методов по изменению отношения граждан и субъектов предпринимательства к интеллектуальной собственности, повышению их правовой культуры в этой области;

активное участие в процессах глобальной интеграции в сфере интеллектуальной собственности.



ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ


3.1. Совершенствование государственного управления

в сфере интеллектуальной собственности


1. Дальнейшее совершенствование межведомственного взаимодействия государственных органов и организаций в целях надежной правовой защиты объектов интеллектуальной собственности.


2. Широкое внедрение досудебных процедур разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности.


3. Изучение передового международного опыта в деятельности специальных уполномоченных органов по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.



3.2. Совершенствование законодательства в сфере

интеллектуальной собственности


1. Формирование прочной законодательной базы в целях надежной правовой защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.


2. Принятие реальных мер по предотвращению незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг в интернет-пространстве, принимая во внимание глобализацию и возможности современных информационно-коммуникационных технологий.


3. Разработка механизма обеспечения получения выгоды правообладателями объектов интеллектуальной собственности путем защиты и восстановления своих прав.


4. Проведение сравнительного анализа Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) и законодательства Республики Узбекистан в области интеллектуальной собственности.


5. Изучение вопроса в ведения порядка "ex officio" в таможенное законодательство.



3.3. Дальнейшее совершенствование процессов создания

и регистрации объектов интеллектуальной собственности


1. Поддержка создания региональных брендов в регионах и принятие мер по дальнейшему продвижению в мире бренда "Made in Uzbekistan".


2. Упрощение процессов регистрации результатов интеллектуальной деятельности.


3. Создание благоприятных условий для создания изобретений, которые принесут высокую пользу государству и обществу в стране.


4. Разработка административных регламентов, регулирующих процессы оказания государственных услуг по регистрации объектов интеллектуальной собственности.



3.4. Совершенствование системы защиты прав

на объекты интеллектуальной собственности


1. Организация широкого использования в республике онлайн-платформы "WIPO Alert" по защите авторских прав в интернете при содействии Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).


2. Дальнейшая активизация деятельности патентных поверенных, оказывающих профессиональную юридическую помощь в сфере интеллектуальной собственности.


3. Аналитическое изучение деятельности организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, принятие мер по их превращению в организации, действительно защищающие авторские и смежные права.


4. Обеспечение сильной правовой защиты в области интеллектуальной собственности путем привлечения всех сил и средств совместно с соответствующими министерствами и ведомствами на выявление и предупреждение правонарушений в данной сфере.


5. Аналитическое изучение перспектив использования средств лицензионного программного обеспечения в деятельности государственных органов и организаций на основе передового зарубежного опыта.


6. Реализация необходимых мер по защите авторских прав, в том числе по непримиримой борьбе с плагиатом.



3.5. Внедрение информационно-коммуникационных

технологий в отношения, связанные с интеллектуальной

собственностью, и их совершенствование


1. Разработка модуля-калькулятора, рассчитывающего размер авторского вознаграждения, выплачиваемого за использование объектов интеллектуальной собственности.


2. Составление реестра фармакологически активных веществ и лекарственных препаратов, зарегистрированных в качестве объектов интеллектуальной собственности.


3. Расширение возможностей использования специализированных информационных систем Министерства юстиции.


4. Внедрение нового механизма информирования заявителей о каждом этапе процессов государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности.


5. Устранение бюрократических барьеров, с которыми сталкиваются заявители, путем цифровизации процессов государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности.



3.6. Формирование в обществе чувства уважения

к интеллектуальной собственности и повышение

правовой культуры населения


1. Поддержка широкого использования объектов интеллектуальной собственности в деятельности субъектов предпринимательства, в том числе налаживание регулярного обмена мнениями по преодолению проблем, возникающих при использовании интеллектуальной собственности в их деятельности.


2. Совершенствование предметных программ в области интеллектуальной собственности в целях формирования чувства уважения к результатам интеллектуальной деятельности, а также изобретательских и новаторских качеств у учащихся общеобразовательных средних и профессиональных школ.


3. Создание серии учебников и учебных пособий нового поколения в сфере интеллектуальной собственности, а также осуществление переводов иностранной литературы в данной области на узбекский язык.


4. Обеспечение перевода на английский язык законодательных актов в сфере интеллектуальной собственности в целях предоставления иностранцам доступа к этим документам.


5. Организация зарубежных стажировок, семинаров и учебных курсов для работников сферы с участием международных экспертов по актуальным вопросам в области интеллектуальной собственности.


6. Повышение осведомленности международного сообщества о проводимых реформах в сфере интеллектуальной собственности и позитивных изменениях в области защиты прав и законных интересов правообладателей объектов интеллектуальной собственности.


7. Введение порядка прохождения практики в Государственном учреждении "Центр интеллектуальной собственности" при Министерстве юстиции для студентов высших образовательных организаций (по направлениям - легкая промышленность, фармацевтика, сельское хозяйство и др.) в целях обеспечения неразрывной связи между учебой и практикой.


8. Организация учебных курсов "IP Management" (Управление интеллектуальной собственностью) на платно-контрактной основе по содействию населению и субъектам предпринимательства в превращении их объектов интеллектуальной собственности в средство получения высоких доходов.


9. Организация учебных курсов для журналистов, предоставляющих широкой общественности информацию в сфере интеллектуальной собственности, на платно-контрактной основе.



3.7. Имплементация международных стандартов

и развитие международного сотрудничества

в области интеллектуальной собственности


1. Изучение вопроса присоединения Республики Узбекистан к универсальным международным договорам в области интеллектуальной собственности, администрируемым ВОИС.


2. Проведение международного форума "Интеллектуальная собственность в XXI веке" в целях создания диалоговой площадки для международных и национальных экспертов в области интеллектуальной собственности.


3. Активизация сотрудничества с представительствами международных организаций в Республике Узбекистан, учреждениями по интеллектуальной собственности других государств, международными организациями, а также связей с зарубежными донорами путем реализации совместных проектов.


4. Повышение навыков отечественных субъектов предпринимательства в области использования интеллектуальной собственности посредством обеспечения их участия в специальных программах ВОИС.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 26 апреля 2022 г.












































Время: 0.0069
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск