Умная подшивка
Умная подшивка/ Налогообложение/ Общие вопросы/ Налоговая система - проблемы и перспективы (НТВ N 21 от 24 мая 2022 г.)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
Материал действителен на дату публикации*
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА -
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ташкентский бизнес-клуб им. Ильхома Каримова со своими партнерами провел научно-практическую конференцию "Налоги - проблемы и перспективы". Участники - члены бизнес-клуба, приглашенные специалисты и эксперты из Министерства финансов, Государственного налогового комитета, ведомств и организаций. Анализ основных проблем в налоговой системе и предложения по ее улучшению - в обзоре кандидата экономических наук Жориллы Абдуллаева.
К СВЕДЕНИЮ. Все представленные в статье цифровые данные взяты из открытых источников. |
Прежде чем представить проблемы налоговой системы и возможные перспективы их решения, рассмотрим действующие условия ее развития. По итогам 2021 года доходы Консолидированного бюджета (Госбюджета и целевых госфондов) составили 196,4 трлн сум. (26,7 % к ВВП). Как видно из таблицы 1, доля доходов Консолидированного бюджета к ВВП в динамике почти не изменилась и, наоборот, имеет тенденцию к возрастанию. Это особенно подтверждает прогноз доходов на 2022 год - отношение доходов к ВВП прогнозируется на уровне 30,3 %.
На увеличение (снижение) поступления доходов в бюджет в целом оказывают влияние следующие факторы:
q рост экономики республики;
q введение свободного обменного курса сума;
q относительно высокие мировые цены на драгоценные и цветные металлы;
q введение и ослабление карантинных ограничении? во время пандемии;
q налоговая реформа;
q внедрение новых инструментов налогового администрирования.
ПО ОТНОШЕНИЮ К ВВП ЗА 2018-22 ГОДЫ
млрд сум.
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год, прогноз |
||||||
сумма |
в % к ВВП |
сумма |
в % к ВВП |
сумма |
в % к ВВП |
сумма |
в % к ВВП |
сумма |
в % к ВВП |
|
ВВП |
406 648 |
529 391 |
602 551 |
734 588 |
839 989 |
|||||
Доходы Консолидированного бюджета |
107 035 |
26,3 % |
137 057 |
25,9 % |
156 249 |
25,9 % |
196 405 |
26,7 % |
254 582,5 |
30,3 % |
Доходы Государственного бюджета |
79 099 |
19,5 % |
112 165 |
21,2 % |
132 938 |
22,1 % |
164 681 |
22,4 % |
199 500 |
23,7 % |
Структурный анализ налоговой системы за последние 3 года (табл. 2) показывает следующее:
q доля косвенных налогов (в 2021 году - 34,2 %) в структуре доходов Госбюджета с 2019 года существенно сократилась. Причины: снижение ставки НДС с 20 до 15 %, введение полноценной системы зачета и возмещения НДС, введение нулевых ставок по акцизному налогу на импорт;
q существенно выросла доля прямых налогов (в 2021 году - 35,8 %). Причины: увеличение поступлений в бюджет по АО "НГМК" и АО "АГМК" (за счет роста мировой цены и реализации драгоценных и цветных металлов), увеличение ставки налога на прибыль с 14 до 15 %;
q снижается доля ресурсных налогов (в 2021 году - 14 %). Причины: снижение ставок налогов за пользование недрами и на имущество юрлиц;
q существенно растут прочие доходы (в 2021 году - 16 %). Причины: увеличение поступлений по дивидендам в бюджет от АО "НГМК" и АО "АГМК".
Таблица 2. Информация об исполнении Государственного бюджета за 2019-2021 годы
млрд сум.
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Рост - 2021 год к 2019-му |
||||
сумма |
удельный вес в % |
сумма |
удельный вес в % |
сумма |
удельный вес в % |
в % |
|
Доходы Госбюджета |
112 165 |
132 938 |
164 681 |
146,8 |
|||
из них: |
|||||||
1. Косвенные налоги - всего |
46 429 |
41,4 |
46 428 |
34,9 |
56 292 |
34,2 |
121,2 |
1.1 НДС: |
33 810 |
30,1 |
31 177 |
23,5 |
38 439 |
23,3 |
113,7 |
q поступления по НДС |
37 055 |
33 |
40 224 |
30,3 |
52 856 |
32,1 |
142,6 |
q возмещение по НДС |
-3 245 |
-2,4 |
-9 046 |
-6,8 |
-14 417 |
-8,8 |
444,3 |
1.2 Акцизный налог |