язык интерфейса

Умная подшивка

Умная подшивка/ Налогообложение/ Общие вопросы/ Налоговая система - проблемы и перспективы (НТВ N 21 от 24 мая 2022 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

Материал действителен на дату публикации*



НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА -

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Ташкентский бизнес-клуб им. Ильхома Каримова со своими партнерами провел научно-практическую конференцию "Налоги - проблемы и перспективы". Участники - члены бизнес-клуба, приглашенные специалисты и эксперты из Министерства финансов, Государственного налогового комитета, ведомств и организаций. Анализ основных проблем в налоговой системе и предложения по ее улучшению - в обзоре кандидата экономических наук Жориллы Абдуллаева.

  


К СВЕДЕНИЮ. Все представленные в статье цифровые данные взяты из открытых источников.


  

Прежде чем представить проблемы налоговой системы и возможные перспективы их решения, рассмотрим действующие условия ее развития. По итогам 2021 года доходы Консолидированного бюджета (Госбюджета и целевых госфондов) составили 196,4 трлн сум. (26,7 % к ВВП). Как видно из таблицы 1, доля доходов Консолидированного бюджета к ВВП в динамике почти не изменилась и, наоборот, имеет тенденцию к возрастанию. Это особенно подтверждает прогноз доходов на 2022 год - отношение доходов к ВВП прогнозируется на уровне 30,3 %.

На увеличение (снижение) поступления доходов в бюджет в целом оказывают влияние следующие факторы:

q рост экономики республики;

q введение свободного обменного курса сума;

q относительно высокие мировые цены на драгоценные и цветные металлы;

q введение и ослабление карантинных ограничении? во время пандемии;

q налоговая реформа;

q внедрение новых инструментов налогового администрирования.



ТАБЛИЦА 1. ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ

ПО ОТНОШЕНИЮ К ВВП ЗА 2018-22 ГОДЫ

  

млрд сум.



2018 год



2019 год



2020 год



2021 год



2022 год, прогноз



сумма



в % к ВВП



сумма



в % к ВВП



сумма



в % к ВВП



сумма



в % к ВВП



сумма



в % к ВВП


ВВП


406 648

529 391

602 551

734 588

839 989

Доходы Консолидированного бюджета


107 035

26,3 %

137 057

25,9 %

156 249

25,9 %

196 405

26,7 %

254 582,5

30,3 %

Доходы Государственного бюджета


79 099

19,5 %

112 165

21,2 %

132 938

22,1 %

164 681

22,4 %

199 500

23,7 %

  

Структурный анализ налоговой системы за последние 3 года (табл. 2) показывает следующее:

q доля косвенных налогов (в 2021 году - 34,2 %) в структуре доходов Госбюджета с 2019 года существенно сократилась. Причины: снижение ставки НДС с 20 до 15 %, введение полноценной системы зачета и возмещения НДС, введение нулевых ставок по акцизному налогу на импорт;

q существенно выросла доля прямых налогов (в 2021 году - 35,8 %). Причины: увеличение поступлений в бюджет по АО "НГМК" и АО "АГМК" (за счет роста мировой цены и реализации драгоценных и цветных металлов), увеличение ставки налога на прибыль с 14 до 15 %;

q снижается доля ресурсных налогов (в 2021 году - 14 %). Причины: снижение ставок налогов за пользование недрами и на имущество юрлиц;

q существенно растут прочие доходы (в 2021 году - 16 %). Причины: увеличение поступлений по дивидендам в бюджет от АО "НГМК" и АО "АГМК".

  

  


Таблица 2. Информация об исполнении Государственного бюджета за 2019-2021 годы

  

млрд сум.



2019 год



2020 год



2021 год



Рост - 2021 год к 2019-му



сумма



удельный вес в %



сумма



удельный вес в %



сумма



удельный вес в %



в %


Доходы Госбюджета


112 165

132 938

164 681

146,8

из них:









1. Косвенные налоги -  всего


46 429

41,4

46 428

34,9

56 292

34,2

121,2

1.1 НДС:


33 810

30,1

31 177

23,5

38 439

23,3

113,7

q поступления по НДС


37 055

33

40 224

30,3

52 856

32,1

142,6

q возмещение по НДС


-3 245

-2,4

-9 046

-6,8

-14 417

-8,8

444,3

1.2 Акцизный налог


...