ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Сейсмология /

Концепция совершенствования системы обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан до 2025 года (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 30.05.2022 г. N УП-144)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Указу Президента РУз

от 30.05.2022 г. N УП-144



КОНЦЕПЦИЯ

совершенствования системы обеспечения

сейсмической безопасности населения

и территории Республики Узбекистан

до 2025 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Основной целью Концепции совершенствования системы обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан до 2025 года (далее - Концепция) является обеспечение исполнения Закона Республики Узбекистан "Об обеспечении сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан" и постановления Президента Республики Узбекистан от 30 июля 2020 года N ПП-4794 "О мерах по коренному совершенствованию системы обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан".

Концепция определяет стратегические цели, приоритетные направления, задачи, планы среднесрочного и долгосрочного развития сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности в Республике Узбекистан, а также является основой для разработки программ и комплексных мер в этой области.

Государственная политика в области сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности направлена на обеспечение успешной реализации программ по стране, регионам и отраслям, повышение потенциала сферы путем эффективного использования научно-технических ресурсов.

Концепция на основе изучения мировых тенденций определяет цели, задачи и ключевые направления совершенствования системы обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан до 2025 года, а также направления реформирования приоритетных мер на основе научно-технических достижений, инновационных идей, разработок и технологий.



ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

СЕЙСМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

И ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


Стратегическими целями Концепции являются определение и реализация научно-практической, программной и организационной работы до 2025 года с определением стратегических направлений защиты от сейсмической опасности населения, проживающего в сейсмоактивных зонах республики, различных типов зданий и сооружений, инженерной инфраструктуры. Реализация Концепции создаст возможность устойчивого социально-экономического развития Узбекистана в будущем и рационального распределения имеющихся ресурсов в чрезвычайных ситуациях.

Стратегическими задачами обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан являются:

обучение всех слоев населения правилам действий до, во время и после землетрясения и разработка комплексных мер по повышению их подготовленности;

развитие научно-практических и инновационных исследований по реализации оценки сейсмической опасности, воздействия и риска на основе зарубежного опыта и разработка на их основе нормативно-правовых актов;

оценка различных уровней сейсмического риска в сейсмоактивных зонах и разработка научно обоснованных мер по снижению потерь от землетрясений;

осуществление разработки проекта генерального плана городских территорий на основе карт сейсмического микрорайонирования;

расширение фундаментальных, прикладных, инновационных и инвестиционных проектов в области сейсмостойкости зданий, сооружений и коммуникаций, прочности конструкций, разработка и широкое внедрение на практике рекомендаций и предложений по совершенствованию технологий сейсмического строительства;

научные разработки в области сейсмостойкости и обеспечения сейсмической безопасности сооружений, обеспечение их внедрения в сфере сейсмической безопасности;

разработка для зон с высокой вероятностью возникновения землетрясений комплекса мероприятий для снижения последствий их ущерба с учетом местных условий. Разработка методов, новых конструктивных решений по сейсмической защите зданий и сооружений, расчет практических задач для обеспечения сейсмической безопасности территорий;

создание системы мониторинга сейсмостойкости плотин водохранилищ и гидротехнических сооружений;

создание приемлемой правовой, инвестиционной и инфраструктурной среды для поддержки и ускорения развития исследований по обеспечению сейсмической безопасности территорий республики;

подготовка квалифицированных кадров в области сейсмической безопасности, повышение квалификации научных работников в ведущих зарубежных научных центрах и на производственных предприятиях, развитие международного сотрудничества.



ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

СЕЙСМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

И ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


§ 1. Направление сейсмологии


В последние годы ученые Узбекистана, работающие в области сейсмологии, проводили фундаментальные и прикладные научные исследования, направленные на разработку и реализацию конкретных целевых мер по защите населения и территории от сейсмической опасности.

Обеспечение сейсмической безопасности населения и территории республики и снижение потерь за счет подготовленности к землетрясениям в сейсмоактивных зонах с высокой вероятностью их возникновения сегодня во многом определяют стратегическое развитие республики.

Исследования, проводимые в области сейсмологии, направлены на определение природы землетрясений, в том числе на выявление закономерностей проявления предвестников землетрясения, изучение распространения сейсмических волн и свойств геологической среды в зависимости от механизмов и параметров очагов землетрясений, определение мест возможного возникновения землетрясений в зонах активных разломов, региональных вариаций сейсмической активности и вариаций сейсмических колебаний в зависимости от грунтовых условий поверхностной части земной коры, региональных особенностей затухания сейсмических воздействий с расстоянием, а также оценку сейсмического риска территорий разного уровня.

Известно, что исследования, проводимые в области сейсмологии, тесно связаны с решением актуальных практических задач в экономических сферах. На основе этих исследований решаются практические проблемы, имеющие стратегическое значение для социального и экономического развития республики. Это карты сейсмического районирования разного уровня (общее сейсмическое районирование, детальное сейсмическое районирование и сейсмическое микрорайонирование), вобравшие количественные показатели сейсмического риска, имеющие важное значение для проектирования и строительства зданий и сооружений, а также нормы и правила проведения строительных работ на сейсмических территориях (СНиП 2.01.03-19 "Строительство на сейсмоактивных территориях"), шкала определения силы землетрясений, карты сейсмоактивных разломов различной величины и сейсмогенных зон на территории республики.

Основными направлениями реформ в области сейсмологии являются:

разработка усовершенствованной модели механизма возникновения землетрясений на основе исследования механизма и природы формирования землетрясений, а также проявления предвестников землетрясений в различных геодинамических процессах;

создание усовершенствованного варианта общей карты сейсмического районирования на уровне мировых требований и внесение поправок в применяемые на практике нормативные акты;

создание среднемасштабной карты тектонических разломов разного уровня на территории Узбекистана и оценка их сейсмического потенциала;

разработка онлайн-карт сейсмического микрорайонирования городских территорий в макросейсмических баллах и инженерных показателях с учетом мирового опыта и их регистрация в качестве нормативно-правового акта на проектирование, строительство и реконструкцию зданий и сооружений;

установление постоянного сотрудничества с учеными и практиками зарубежных государств, обладающими передовым опытом в данной области;

разработка и внедрение в практику методики разномасштабной оценки сейсмической опасности, сейсмических воздействий и сейсмического риска на основе геоинформационных технологий в целях обеспечения сейсмической безопасности населения и территорий.



§ 2. Направление обеспечения

сейсмостойкости зданий и сооружений


Развитие современной механики и вытекающих из нее строительных наук позволяет рассчитывать здания и сооружения на сейсмические воздействия на основе строительных норм и правил. Однако нормативные методы расчета на сейсмические воздействия гидротехнических сооружений, подземных коммуникаций, путепроводов, наземных сооружений, откосов, склонов и других сооружений проводятся на основе одномерных моделей, не в полной мере отражающих пространственное поведение конструкций при динамических воздействиях, не учитывают неоднородность материала сооружения, взаимодействие элементов конструкции.

Тем не менее, с развитием науки на практике используются различные композиционные материалы, явно отражающие анизотропию материала.

В теории и практике сейсмостойкого строительства расчеты и теоретические идеи должны быть проверены с помощью опытных испытаний в большом масштабе. Это международно признанный метод обеспечения сейсмостойкости зданий и сооружений и безопасности населения.

Сейсмические воздействия на сооружения связаны с колебаниями грунта, и этот процесс характеризуется взаимодействием сооружений с грунтом, а также рядом других особенностей. Интенсивность землетрясения зависит от количества энергии, выделяемой из эпицентра землетрясения, строения окружающей среды и грунтовых условий, упругих свойств среды, динамических свойств сооружения (удельный период колебаний, плотность и др.).

Одной из наиболее распространенных схем расчета наземных сооружений является многомассовая консольно-стержневая схема. Как процесс учета пространственных колебаний конструкции проявляется колебание системы, состоящей из нескольких соединенных на определенной широте накопленных масс. Кроме того, существуют также балочные модели конструкций, работающих на изгибных колебаниях.

Анализ структурных повреждений и разрушений зданий в результате сильного землетрясения показывает, что в методах расчета и моделировании имеются различные недостатки.

Изучение вышеуказанных вопросов связано с наблюдением за разрушениями и повреждениями зданий и сооружений в результате воздействия сильного землетрясения. При сейсмических явлениях, когда удельная частота колебаний конструкции равна частоте нагрузок, может возникнуть резонансный режим, который приводит к повреждению конструкции. Поэтому учет реакции здания на сейсмические воздействия при таких ограничениях является важным аспектом обеспечения сейсмостойкости зданий и сооружений.

Исследование динамического напряженно-деформированного состояния конструкции с использованием пространственных расчетных моделей позволяет учитывать пространственное состояние конструкции, особенности конструктивных решений, взаимодействие конструктивных элементов, ослабление несущих конструкций и ее неоднородность.

Исследование напряженно-деформированного состояния и динамического поведения гидротехнических сооружений при различных видах нагрузок (статических, динамических или сейсмических) осуществляется с использованием моделей расчета плоских и пространственных задач. Кроме того, при определении прочности и устойчивости грунтовой плотины необходимо будет учитывать фильтрационные свойства грунта, играющие основную роль в обеспечении устойчивости откосов.

Основными направлениями реформ в области обеспечения сейсмостойкости зданий и сооружений являются:

принятие необходимых мер по обеспечению сейсмостойкости сооружений индивидуальной застройки;

определение необходимых мер по повышению уровня информированности населения в обеспечении сейсмостойкости;

внедрение экспресс-методов по определению сейсмостойкости зданий;

осуществление постоянного мониторинга сейсмостойкости крупных зданий и сооружений государственного значения и формирование единой электронной базы для их оперативного, простого и экономичного метода мониторинга;

внедрение системы радиолокационного космического мониторинга для выявления таких факторов, как деформация, смещение, оседание площади расположенных в сейсмоактивных зонах зданий и сооружений, вызванных землетрясениями;

создание системы постоянного космического мониторинга уровня сейсмостойкости плотин водохранилищ;

решение задач по обеспечению сейсмостойкости зданий и сооружений путем интеграции новейших компьютерных программных обеспечений в базу местных нормативных актов.



§ 3. Направление совершенствования сети

сейсмологических наблюдений


В настоящее время в республике функционируют 40 сейсмических станций в сети сейсмологических наблюдений, обеспечена их работа в круглосуточном непрерывном режиме.

Из них 15 сейсмических станций расположены на скальных породах, 24 станции установлены на мягких, сыпучих грунтах, 1 сейсмическая станция расположена на рыхлых грунтах. На 11 сейсмических станциях установлены широкополосные высокочувствительные сейсмометры, остальные оснащены короткопериодными сейсмическими приборами с низким уровнем шума.

В целях комплексного мониторинга территории республики в Республиканском центре сейсмопрогностического мониторинга имеются 10 комплексных прогностических станций, а также магнитометрические пункты наблюдений.

Вместе с тем в системе сети сейсмических наблюдений имеются следующие проблемы:

система сейсмических наблюдений не автоматизирована полностью;

сеть сейсмических наблюдений не интегрирована с международными мониторинговыми сетями;

большинство функционирующих сейсмических станций не соответствуют международным стандартам;

показатель полного мониторинга территории республики низкий;

14 сейсмических станций расположены в центрах городов, на данных территориях уровень шума достаточно высокий.

Исходя из этого, основными направлениями реформ в области сейсмических наблюдений являются:

обеспечение бесперебойной работы сети Интернет на сейсмостанциях с низким уровнем фона помех;

обеспечение расположения станций вокруг важных объектов республики;

увеличение количества широкополосных высокочувствительных сейсмометров и создание возможности полного охвата ими всей сети;

принятие мер по приведению существующих сейсмометров и регистраторов в соответствие с техническими параметрами;

совершенствование системы прямого обмена данными с сейсмостанциями соседних республик;

обеспечение постоянной связи национальной сети сейсмических наблюдений со станциями, входящими в глобальную систему международных сейсмических наблюдений;

расширение возможности полного мониторинга территории республики за счет увеличения количества автоматизированных комплексно-прогностических станций;

размещение основной части пунктов наблюдения на пересечении разломов;

увеличение количества цифровых протонных магнитометров;

размещение основной части комплексно-прогностических станций на территории наблюдательных скважин;

создание системы мониторинга изменений земной коры в результате деятельности предприятий нефтегазовой и тяжелой промышленности, горнодобывающих и металлургических предприятий.



§ 4. Направление координации деятельности

органов государственного управления в сфере

обеспечения сейсмической безопасности


В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 июля 2020 года N ПП-4794 "О мерах по коренному совершенствованию системы обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан" в составе Департамента по вопросам развития IT-технологий, телекоммуникаций и инновационной деятельности исполнительной структуры Кабинета Министров Республики Узбекистан создан Сектор по координации сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности (далее - Сектор), определены его основные задачи.

В настоящее время Сектор ведет постоянную работу с ответственными государственными органами и организациями в сфере обеспечения сейсмической безопасности.

В том числе координирует работы по:

организации Министерством по чрезвычайным ситуациям соответствующих действий населения и мероприятий при землетрясениях, организации сейсмопрогностического мониторинга, а также ликвидации последствий сильных и катастрофических землетрясений при угрозе их возникновения;

оценке и контролю соблюдения требований нормативных актов Министерства строительства в области технического регулирования обеспечения сейсмической безопасности строящихся зданий и сооружений, а также повышения сейсмостойкости существующих зданий и сооружений;

координации работ Академии наук в области оценки сейсмической опасности различного масштаба, сейсмического районирования, прогнозирования землетрясений в разрезе времени, разработки методик обеспечения сейсмостойкости зданий и сооружений, создания разномасштабных карт сейсмической опасности и сейсмического риска территорий.

В настоящее время существует необходимость расширения направлений деятельности Сектора для реализации единой государственной политики в области обеспечения сейсмической безопасности, ее регулирования государством и выполнения дополнительных задач.

Для повышения эффективности координации деятельности ответственных государственных органов в сфере обеспечения сейсмической безопасности Сектор должен иметь потенциальные кадры по следующим направлениям:

развитие науки и образования в области сейсмологии, а также регулирование деятельности Фонда по поддержке сферы сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности;

подготовка населения и государственных органов к действиям при землетрясениях, а также проведение сейсмопрогностического мониторинга;

обеспечение сейсмостойкости строящихся зданий и сооружений на территории республики и совершенствование системы контроля (по регионам);

обеспечение сейсмостойкости водохранилищ и гидротехнических сооружений;

внедрение цифровых технологий в сферу сейсмической безопасности;

мониторинг сейсмостойкости зданий и сооружений на основе электронных технических паспортов и их укрепление.



ГЛАВА 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ


Реализация Концепции позволит обеспечить дальнейшее развитие сейсмологии, сейсмостойкости сооружений и сейсмобезопасности, а также устойчивое социально-экономическое развитие Узбекистана в будущем и рациональное распределение имеющихся ресурсов при чрезвычайных ситуациях.

В результате реализации мероприятий, запланированных в Концепции, ожидается следующее:

будет повышена готовность всех слоев населения к возможным землетрясениям, значительно снизится смертность среди населения и материальный ущерб при сильном землетрясении;

будет создана новая модель для обнаружения комплекса долгосрочных, средне- и краткосрочных предвестников сильных землетрясений;

будут разработаны количественные модели для оценки техногенного напряженно-деформированного состояния локальных сейсмоактивных тектонических разломов в земной коре;

будет разработана карта разломов разного уровня территории Узбекистана с оценкой их среднемасштабного сейсмического потенциала;

будут разработаны научно-методические основы оценки сейсмической опасности на региональном уровне и мелкомасштабная карта сейсмического риска территории Узбекистана и на ее базе будет создано программное обеспечение;

будут разработаны крупномасштабные карты сейсмического микрорайонирования областных центров, разработанные по инженерным показателям;

будет разработана методика оценки и мониторинга сейсмического риска наиболее уязвимых и ответственных, а также высотных зданий и сооружений;

будет проведена поэтапная оценка сейсмического риска в разрезе Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента и разработана карта сейсмического риска для территорий регионов в масштабе 1:200 000;

будут разработаны современные методы оценки технического состояния зданий и сооружений и будет исследовано их техническое состояние;

будет проведена оценка сейсмической опасности для общественных, жилых, промышленных зданий и сооружений;

будет разработана интерактивная онлайн-карта наиболее сейсмоактивных, умеренно активных и спокойных территорий и площадей Республики Узбекистан;

будет внедрена радиолокационная система космического мониторинга для выявления таких факторов, как деформация, смещение, оседание зданий и сооружений, расположенных в сейсмоактивных зонах, вследствие землетрясений;

исследование сейсмостойкости плотин водохранилищ будет осуществляться посредством системы постоянного космического мониторинга;

с помощью геоинформационных технологий будут созданы визуальные модели территорий, подверженных затоплению вследствие обрушения плотины в результате землетрясения;

будет создана система обеспечения соответствующих министерств и ведомств необходимыми космическими снимками и обработанными данными при организации аварийно-спасательных работ в случае обрушения плотины в результате землетрясения;

будут разработаны рекомендации и мероприятия по укреплению сейсмостойкости систем жизнеобеспечения, которые будут разосланы проектным организациям для пользования при проектировании, строительстве и эксплуатации сооружений;

будут полностью автоматизированы и усовершенствованы в соответствии с мировыми требованиями сети сейсмических и комплексно-прогностических наблюдений;

будет оптимизирована сеть сейсмических станций, создана сеть для регистрации землетрясений с магнитудой два балла и более (М>2,0) по республике;

будет создана возможность комплексного мониторинга локальной сейсмичности территорий важных объектов экономики республики. В новой системе будут установлены станции наблюдения с учетом расположения объектов;

сеть сейсмических наблюдений будет интегрирована в международные сети мониторинга и будет создана сеть наблюдений на уровне международных требований;

увеличение количества пунктов наблюдений повысит уровень качества и точности прогнозных данных;

прогнозные направления будут расширены с учетом изучения мирового опыта, будут освоены и применены к прогнозному направлению дополнительные методы наблюдений (деформация земной коры, GPS-наблюдения и др.), повысится уровень качества прогноза;

будет разработано методическое пособие по повышению элементарным методом сейсмостойкости частных домов (индивидуальных строений) из местного сырья;

будет оцифрован процесс обмена прогнозными данными Республиканского центра сейсмопрогностического мониторинга с сейсмическими и комплексными прогностическими станциями;

будет создана сеть цифровых сейсмических наблюдений и регистрации сильных землетрясений Республиканского центра сейсмопрогностического мониторинга;

будет создан современный цифровой (автоматизированный) метод обнаружения средне- и долгосрочных предвестников землетрясений на основе аномальных изменений гидрогеодинамических полей на основе гидрогеосейсмологических экспериментов, проводимых на современном оборудовании;

будет создана новая модель подготовки комплекса предвестников сильных землетрясений (средне- и краткосрочные, пространственно-временные) и разработаны закономерности проявления землетрясения;

будут разработаны методические пособия и видеоролики для граждан по осуществлению соответствующих действий и мероприятий при землетрясении;

будет внедрено в практику проведение натурных испытаний отдельных строящихся зданий высотой более пяти этажей в сейсмоактивных зонах республики (с использованием вибродинамического оборудования, цифровой инструментальной аппаратуры и др.);

на базе Института механики и сейсмостойкости сооружений будет создана современная лаборатория для динамических испытаний строительных конструкций, проведения экспериментов моделируемых зданий и сооружений с помощью сейсмоплатформы;

соответствующие высшие образовательные учреждения реализуют подготовку кадров в области обеспечения сейсмической безопасности, и они будут обеспечены необходимым оборудованием, вычислительной техникой и комплектующими;

будет укреплена материально-техническая база ответственных государственных органов и организаций в сфере сейсмологии, обеспечения сейсмостойкости сооружений и сейсмической безопасности по направлению их деятельности касательно сферы;

будут разработаны программы переподготовки и повышения квалификации кадров, а также будут организованы конференции и семинары и другие мероприятия, в том числе стажировки в зарубежных странах;

будет налажена практика оснащения строящихся в сейсмоактивных зонах республики зданий и сооружений оборудованием гасителей сейсмических сил, а также осуществление строительства новыми инновационными строительными материалами, повышающими сейсмостойкость;

будет разработан комплекс мероприятий по повышению готовности населения к возможным землетрясениям и будут проведены семинары-тренинги;

будут поэтапно инструментально обследованы здания и сооружения организаций дошкольного, общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования, а также медицинских учреждений, расположенных в сейсмоактивных зонах республики;

будет внедрена практика формирования электронных технических паспортов (электронной (цифровой) базы данных) для контроля сейсмической уязвимости мостов, транспортных тоннелей, дорог, метрополитена, подземных сооружений и других систем.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 30 мая 2022 г.



















































Время: 0.2290
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск