язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Информация. Информатизация. Связь/ Связь/ Почтовая связь/ Закон Республики Узбекистан от 09.06.2022 г. N ЗРУ-777 "О почтовой связи" (Принят Законодательной палатой 18.01.2022 г., одобрен Сенатом 28.04.2022 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

09.06.2022 г.

N ЗРУ-777



О ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ


Принят Законодательной палатой 18 января 2022 года

Одобрен Сенатом 28 апреля 2022 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области почтовой связи.



Статья 2. Законодательство о почтовой связи


Законодательство о почтовой связи состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о почтовой связи, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


адресат - юридическое или физическое лицо, которому пересылается почтовое или курьерское отправление; 


письменная корреспонденция - простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, бандероли, мелкие пакеты, отправления для слепых и мешки "М";


курьерские отправления - отправления с документами и (или) товарным вложением, пересылка которых осуществляется через почтового курьера;


посылка - регистрируемое почтовое отправление с товарным вложением установленного размера, массы и упаковки;


почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс средств и объектов почтовой связи, обеспечивающий оказание услуг почтовой связи;


средства почтовой связи - здания, нежилые помещения, оборудование, тара, технические и транспортные средства, используемые для оказания услуг почтовой связи;


национальный оператор почтовой связи - оператор почтовой связи, на которого Кабинетом Министров Республики Узбекистан возлагаются функции по удовлетворению спроса на рынке услуг почтовой связи, обязательному предоставлению универсальных почтовых услуг в пределах Республики Узбекистан и выполнению обязательств, вытекающих из актов Всемирного почтового союза;


объекты почтовой связи - обособленные подразделения оператора почтовой связи (почтамты, узлы, отделения, пункты почтовой связи, а также другие подразделения);


оператор почтовой связи - юридическое лицо, владеющее сетью почтовой связи на правах собственности или других вещных правах и оказывающее услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности;  


провайдер почтовой связи - юридическое лицо, оказывающее услуги почтовой связи через сети операторов почтовой связи;


сеть почтовой связи - совокупность средств, объектов почтовой связи и почтовых маршрутов;


пересылка почтовых и курьерских отправлений - совокупность технологических операций по приему, обработке, хранению, перевозке, доставке (вручению) почтовых и курьерских отправлений;


почтовые отправления - отправления письменной корреспонденции, посылки, почтовые переводы денежных средств, принятые оператором или провайдером почтовой связи для пересылки адресату по указанному на почтовом отправлении почтовому адресу;


почтовый маршрут - утвержденный в установленном порядке путь следования транспортных средств между объектами почтовой связи для осуществления обмена почтовыми и курьерскими отправлениями, а также между объектами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи для приема и (или) доставки почтовых и курьерских отправлений;


почтовый курьер - работник оператора или провайдера почтовой связи либо физическое лицо, имеющее договор с оператором или провайдером почтовой связи, которое принимает регистрируемое почтовое и (или) курьерское отправление непосредственно у отправителя за пределами объектов почтовой связи и (или) вручает такое почтовое и (или) курьерское отправление адресату;


почтовая услуга - услуга почтовой связи по пересылке почтовых отправлений от одного объекта почтовой связи (почтового ящика, почтомата) до другого объекта почтовой связи (абонентского почтового шкафа (ящика), почтомата);


почтовый перевод денежных средств - почтовое отправление, посредством которого отправитель поручает выплатить адресату уплаченную им оператору почтовой связи сумму денежных средств.



Статья 4. Основные принципы в области почтовой связи


Основными принципами в области почтовой связи являются:

законность;

доступность универсальных почтовых услуг на территории Республики Узбекистан для всех пользователей услуг почтовой связи (далее - пользователь);

единство технических требований, норм и правил в области почтовой связи;

обеспечение прав и законных интересов пользователей;

соблюдение тайны почтовой связи;

свобода международного транзита почтовых и курьерских отправлений



ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ


Статья 5. Основные направления государственной

политики в области почтовой связи


Основными направлениями государственной политики в области почтовой связи являются:

обеспечение доступности и качества универсальных почтовых услуг;

обеспечение безопасности и тайны почтовой связи;

осуществление государственного контроля за соблюдением обязательных технических требований, норм и правил;

развитие почтовой связи в соответствии с международными нормами и стандартами;

создание благоприятных условий для привлечения инвестиций;

развитие государственно-частного партнерства;

поощрение внедрения передовых инновационных, информационных и коммуникационных технологий;

развитие международного сотрудничества.



Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Республики

Узбекистан в области почтовой связи


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области почтовой связи;

утверждает и обеспечивает реализацию государственных программ в области почтовой связи;

назначает национального оператора почтовой связи;

координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах в области почтовой связи;

устанавливает Порядок оказания услуг почтовой связи при чрезвычайных обстоятельствах.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 7. Уполномоченный государственный орган

в области почтовой связи


Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан является уполномоченным государственным органом в области почтовой связи (далее - уполномоченный государственный орган).

Уполномоченный государственный орган:  

осуществляет единую государственную политику в области почтовой связи;

разрабатывает и реализует государственные и иные программы в области почтовой связи;

утверждает Правила оказания услуг почтовой связи;

утверждает образцы государственных знаков почтовой оплаты, Положение о государственных знаках почтовой оплаты, осуществляет введение почтовых марок в обращение и изъятие их из него, а также принимает решение о переводе почтовых марок в разряд коллекционных;

формирует государственную коллекцию государственных знаков почтовой оплаты, утверждает Положение о государственной коллекции государственных знаков почтовой оплаты;

определяет порядок изготовления и использования памятных специальных штемпелей;

утверждает тарифы на универсальные почтовые услуги в соответствии с законодательством;

способствует деятельности операторов и провайдеров почтовой связи по вопросам развития сетей и услуг почтовой связи, координирует меры по обеспечению информационной безопасности и безопасности почтовой связи;

утверждает почтовые индексы, а также контрольные сроки прохождения почтовых отправлений, обязательные для операторов и провайдеров почтовой связи;

определяет порядок использования франкировальных машин;

утверждает специальные знаки отличия, размещаемые на транспортных средствах национального оператора почтовой связи, используемых для перевозки почтовых и курьерских отправлений;

способствует обеспечению прав и законных интересов пользователей, рассматривает вопросы взаимоотношений между операторами, провайдерами почтовой связи и пользователями;

совместно со специально уполномоченным государственным органом по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения утверждает для национального оператора почтовой связи Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

оказывает содействие специально уполномоченному государственному органу, проводящему оперативно-розыскные мероприятия в области почтовой связи, в выполнении задач, возложенных на него в соответствии с законодательством;

организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области почтовой связи;

осуществляет международное сотрудничество в области почтовой связи, включая сотрудничество по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, организует и координирует выполнение обязательств Республики Узбекистан по международным договорам;

определяет по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан места международного почтового обмена.

Уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 8. Государственный контроль в области

почтовой связи


Государственный контроль за соблюдением законодательства в области почтовой связи осуществляет Государственная инспекция по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций Республики Узбекистан ("Узкомназорат").

"Узкомназорат" осуществляет государственный контроль за:

соблюдением требований законодательства, нормативных документов и государственных стандартов в области почтовой связи;

обеспечением прав пользователей и соблюдением качества предоставляемых услуг почтовой связи в пределах своих полномочий;

реализацией мер по развитию услуг почтовой связи.



ГЛАВА 3. ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ


Статья 9. Услуги почтовой связи


Услуги почтовой связи оказываются операторами и провайдерами почтовой связи в виде почтовых, курьерских и иных видов почтовых услуг на договорной основе.

К почтовым услугам относится пересылка почтовых отправлений, в том числе в режиме ускоренной почты.

Операторами и провайдерами почтовой связи также могут оказываться следующие виды почтовых услуг:

досылка и возвращение почтовых отправлений;

упаковка письменной корреспонденции и посылок;

заполнение бланков сопроводительных адресов к почтовым отправлениям, описей вложения, бланков почтовых переводов денежных средств и других бланков;

написание адресов и письменных сообщений;

оказание услуг почтовой связи на дому;

осуществление телеграфных и иных сообщений;

реализация государственных знаков почтовой оплаты и филателистической продукции;

иные услуги в области почтовой связи.

Курьерской услугой является пересылка регистрируемых почтовых отправлений, оказываемая оператором или провайдером почтовой связи через почтового курьера.



Статья 10. Правила оказания услуг почтовой связи


Правила оказания услуг почтовой связи являются нормативно-правовым актом, определяющим порядок оказания услуг почтовой связи и регулирующим отношения между операторами, провайдерами почтовой связи и пользователями.

Правила оказания услуг почтовой связи должны содержать:

требования по организации обслуживания пользователей;

порядок использования именных вещей (штампов, штемпелей, печатей) операторов почтовой связи;

стандарты оформления почтовых и курьерских отправлений;

виды почтовых и курьерских отправлений и их технические характеристики (предельные размеры, масса, упаковка и другие);

порядок пересылки почтовых и курьерских отправлений;

сроки хранения почтовых и курьерских отправлений;

условия досылки и возврата почтовых и курьерских отправлений;

перечень предметов и веществ, запрещенных и ограниченных к пересылке по сети почтовой связи;

порядок задержки и осмотра почтовых и курьерских отправлений;

порядок рассмотрения претензий пользователей;

порядок изъятия из почтовых и курьерских отправлений, пересылаемых в пределах Республики Узбекистан, предметов и веществ, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи;

порядок уничтожения предметов и веществ, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи;

порядок оказания универсальных почтовых услуг и показатели их качества.

Правила оказания услуг почтовой связи могут содержать и иные положения в соответствии с законодательством.



Статья 11. Обеспечение тайны почтовой связи


Тайну почтовой связи составляет информация об адресных данных пользователей, о почтовых и курьерских отправлениях и их содержании, иные сообщения, входящие в сферу деятельности операторов и провайдеров почтовой связи, а также сами почтовые и курьерские отправления.

Тайна переписки гарантируется государством.

Операторы и провайдеры почтовой связи гарантируют соблюдение тайны почтовой связи. Все работники операторов и провайдеров почтовой связи обязаны хранить тайну почтовой связи.

В целях обеспечения тайны почтовой связи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, запрещается:

сообщать другому лицу данные о почтовых и курьерских отправлениях, а также адресные и персональные данные пользователей;

открывать почтовые и курьерские отправления;

незаконно собирать или распространять сведения о пользователе и (или) содержании (вложении) в его почтовых и курьерских отправлениях.

Работники операторов, провайдеров почтовой связи, допустившие нарушения тайны почтовой связи, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 12. Универсальные почтовые услуги


Универсальными почтовыми услугами являются услуги по предоставлению на постоянной основе определенного перечня почтовых услуг на территории Республики Узбекистан для всех пользователей по установленным тарифам и требованиям к их качеству.

К универсальным почтовым услугам относятся:

почтовые услуги по удовлетворению нужд пользователей по пересылке простой письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей и мелких пакетов);

почтовые услуги по удовлетворению нужд слепых и учреждений для слепых в обмене отправлениями для слепых.

Универсальные почтовые услуги оказываются пользователям в пределах Республики Узбекистан по доступным ценам.

Обязательство по оказанию универсальных почтовых услуг возлагается на национального оператора почтовой связи.

Государственной гарантией доступности и качества универсальных почтовых услуг является обеспечение:

равного права доступа для пользователей к универсальным почтовым услугам на территории Республики Узбекистан;

работы объектов почтовой связи в режиме, удобном для пользователей универсальных почтовых услуг;

надлежащего качества оказываемых универсальных почтовых услуг;

государственного регулирования тарифов на универсальные почтовые услуги.



Статья 13. Использование неврученных почтовых

и курьерских отправлений


Почтовое или курьерское отправление, которое невозможно переслать в связи с неточностью или отсутствием необходимых адресных данных пользователя, выбытием адресата либо иными обстоятельствами, исключающими возможность выполнения оператором и провайдером почтовой связи обязанностей по договору оказания услуг почтовой связи, возвращается отправителю в сроки, установленные Правилами оказания услуг почтовой связи.

Если в связи с неточностью или отсутствием необходимых адресных данных пользователя недоставленные (неврученные) почтовые или курьерские отправления не представилось возможным вернуть отправителю либо в случае отказа отправителя от получения возвращенных почтовых или курьерских отправлений, то они принимаются оператором или провайдером почтовой связи на временное хранение в качестве нерозданных.

Временное хранение нерозданных почтовых и курьерских отправлений осуществляется оператором или провайдером почтовой связи в течение шести месяцев в порядке, установленном законодательством.

После истечения указанного в части третьей настоящей статьи срока:

ценные бумаги, драгоценные металлы и другие предметы реализуются в установленном порядке, и после возмещения расходов операторов или провайдеров почтовой связи вырученные денежные средства, а также денежные средства, выявленные в почтовых и курьерских отправлениях, перечисляются в доход Государственного бюджета Республики Узбекистан;

документы (паспорта, идентификационные ID-карты, дипломы, свидетельства, удостоверения и другие) передаются выдавшим их предприятиям, учреждениям и организациям;

письма уничтожаются с составлением соответствующего акта.

При невозможности розыска адресатов и отправителей нерозданные почтовые переводы денежных средств сохраняются национальным оператором почтовой связи в течение восемнадцати месяцев, после чего эти денежные средства перечисляются в доход местного бюджета.



ГЛАВА 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ


Статья 14. Меры по обеспечению безопасности

почтовой связи


Безопасность почтовой связи представляет собой определенный законодательством комплекс мероприятий, направленных на защиту тайны почтовой связи, обеспечение сохранности почтовых и курьерских отправлений, средств почтовой связи.

При оказании услуг почтовой связи операторы и провайдеры почтовой связи принимают меры для обеспечения безопасности жизни и здоровья пользователей и работников операторов и провайдеров почтовой связи.

Операторы и провайдеры почтовой связи обязаны обеспечить:

безопасность производственно-технологического комплекса технических и транспортных средств, используемых для пересылки почтовых и курьерских отправлений;

сохранность принятых от пользователей почтовых и курьерских отправлений;

принятие мер, направленных на выявление в почтовых и курьерских отправлениях предметов и веществ, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи;

сохранность тайны почтовой связи, а также коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны;

соблюдение требований по безопасности на всех этапах оказания услуг почтовой связи.

Для выявления предметов и веществ, запрещенных к пересылке в почтовых и курьерских отправлениях, операторы и провайдеры почтовой связи используют специальные технические средства, позволяющие выявить указанные предметы и вещества в почтовых и курьерских отправлениях без их вскрытия.

В случае обнаружения во время осуществления контроля почтовых и курьерских отправлений на предмет безопасности почтовой связи, а также пересылки в почтовых и курьерских отправлениях предметов и веществ, запрещенных к пересылке по сети почтовой связи, операторы и провайдеры почтовой связи обязаны сообщить об этом в соответствующие специально уполномоченные государственные органы.

Вскрытие почтовых и курьерских отправлений осуществляется представителями соответствующих специально уполномоченных государственных органов на месте их обнаружения и в присутствии работников оператора и (или) провайдера почтовой связи.



Статья 15. Ограничения при пересылке почтовых

и курьерских отправлений


Ограничения при пересылке почтовых и курьерских отправлений по сети почтовой связи устанавливаются законодательством.

Оператор и провайдер почтовой связи имеют право задерживать почтовые и курьерские отправления, содержимое которых запрещено к пересылке по сети почтовой связи.

Оператор и  провайдер почтовой связи имеют право уничтожать или разрешать уничтожать почтовые и курьерские отправления, содержимое которых по особым признакам, предусмотренным Правилами оказания услуг почтовой связи, дает основания предполагать, что оно запрещено к пересылке по сети почтовой связи или создает опасность для жизни и здоровья работников почтовой связи, может вызвать порчу (повреждение) других почтовых и курьерских отправлений, а также представляет опасность для жизни и здоровья населения и окружающей среды, если эту опасность нельзя устранить иным путем.



Статья 16. Таможенный контроль и таможенное оформление

международных почтовых и курьерских отправлений


Порядок таможенного контроля и таможенного оформления международных почтовых и курьерских отправлений устанавливается Таможенным кодексом Республики Узбекистан.



Статья 17. Обеспечение сохранности почтовых

и курьерских отправлений


Сохранность почтовых и курьерских отправлений обеспечивается операторами и провайдерами почтовой связи.

Здания, помещения, в которых осуществляются обработка и хранение почтовых и курьерских отправлений, должны быть оснащены необходимым оборудованием, средствами охранно-пожарной сигнализации.

Транспортные средства, в которых перевозятся почтовые и курьерские отправления, должны быть оборудованы в соответствии с установленными нормами и правилами.

Отправления с объявленной ценностью и (или) с наложенным платежом могут быть застрахованы в порядке, установленном законодательством.



ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ В ОБЛАСТИ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ


Статья 18. Плата за услуги почтовой связи


Плата за услуги почтовой связи осуществляется на договорной основе по тарифам, устанавливаемым оператором и (или) провайдером почтовой связи.

Плата за универсальные почтовые услуги определяется на основании тарифов, утверждаемых уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законодательством.

Плата за пересылку через национального оператора почтовой связи простых и регистрируемых писем и бандеролей, почтовых карточек подтверждается нанесенными на них государственными знаками почтовой оплаты.



Статья 19. Развитие и реконструкция сетей

почтовой связи


Развитие и реконструкция сетей и средств почтовой связи осуществляются их собственниками, владельцами за счет собственных средств, средств заинтересованных юридических и физических лиц, других источников, не запрещенных законодательством.

При проектировании и развитии городов, поселков, кишлаков и аулов, жилых районов и комплексов, отдельных зданий и сооружений органы государственной власти на местах должны предусматривать строительство зданий или отдельных помещений для размещения в них объектов почтовой связи в соответствии с градостроительной документацией.

Размещение объектов почтовой связи при автомобильных и железнодорожных вокзалах, аэропортах, на рынках и в гостиницах осуществляется в соответствии с законодательством.

Земельные участки под строительство зданий и сооружений для объектов почтовой связи при автомобильных и железнодорожных вокзалах, аэропортах должны отводиться в непосредственной близости от них, а под строительство почтамтов (узлов почтовой связи) в городах - в центральной части города, с обеспечением условий для обмена почтовыми и курьерскими отправлениями.

Перенос (переустройство) объектов почтовой связи, вызванный новым строительством, расширением, реконструкцией населенных пунктов и отдельных зданий, разработкой полезных ископаемых, производится заказчиком таких работ за счет его собственных средств в соответствии с технологическими условиями операторов почтовой связи.

Земельные участки, предусмотренные для размещения объектов почтовой связи национального оператора почтовой связи, предоставляются на основе права постоянного пользования в порядке выделения земель на государственные и общественные нужды.

Предоставление национальному оператору почтовой связи земельных участков для размещения объектов почтовой связи осуществляется по обращению уполномоченного государственного органа в установленном порядке.



Статья 20. Почтовые ящики


Почтовым ящиком является специальный запирающийся ящик национального оператора почтовой связи установленной формы и размера, предназначенный для сбора адресованных простых писем и почтовых карточек.

Почтовые ящики размещаются национальным оператором почтовой связи на зданиях, сооружениях и в местах, удобных для пользователей и сбора простых писем и почтовых карточек, по согласованию с органами исполнительной власти на местах, собственниками (владельцами, пользователями) зданий и сооружений.



Статья 21. Абонентские почтовые шкафы

и индивидуальные почтовые ящики


Абонентским почтовым шкафом является специальный шкаф с запирающимися ячейками, предназначенный для доставки адресатам простой письменной корреспонденции, периодических печатных изданий, извещений о поступлении почтовых и курьерских отправлений.

Абонентские почтовые шкафы устанавливаются на первых этажах многоквартирных домов строительными организациями при их строительстве. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в проектно-сметную документацию строительства многоквартирных домов проектной организацией.

В районах индивидуальной застройки населенных пунктов индивидуальные почтовые ящики устанавливаются в доступных для доставки почтовых отправлений местах собственниками индивидуальных жилых домов за их счет.

Поддержание в исправном состоянии абонентских почтовых шкафов, индивидуальных почтовых ящиков обеспечивается соответственно организациями, в ведении которых находится жилищный фонд и (или) управляющими организациями (управляющим), товариществами собственников жилья или собственниками домов (жилых помещений многоквартирных домов).



Статья 22. Использование транспортных средств

для перевозки почтовых и курьерских отправлений


Операторы и провайдеры почтовой связи для перевозки почтовых и курьерских отправлений используют принадлежащие им транспортные средства, а также транспортные средства, принадлежащие юридическим и физическим лицам, на договорной основе.

Транспортные средства операторов и провайдеров почтовой связи, используемые для перевозки почтовых и курьерских отправлений, должны иметь специальные знаки отличия. Специальные знаки отличия транспортных средств национального оператора почтовой связи утверждаются уполномоченным государственным органом.

Транспортные средства операторов и провайдеров почтовой связи, используемые для перевозки почтовых и курьерских отправлений, не могут быть использованы и изъяты для выполнения других работ без их согласия.

Хозяйствующие субъекты железнодорожного, воздушного и автомобильного транспорта, выполняющие регулярные междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки, не вправе отказать операторам и провайдерам почтовой связи в заключении договоров перевозки почтовых и курьерских отправлений.

Транспортные средства операторов и провайдеров почтовой связи, используемые для перевозки почтовых и курьерских отправлений, имеют право на беспрепятственный проезд по улицам городов, поселков, кишлаков и аулов, автомобильным дорогам и к объектам почтовой связи, грузовым (багажным) комплексам, расположенным при автомобильных, железнодорожных вокзалах и аэропортах.



Статья 23. Именные вещи операторов почтовой связи


Именная вещь операторов почтовой связи представляет собой устройство (штамп) для нанесения на сопроводительные документы, почтовые и курьерские отправления оттисков с указанием наименования объекта почтовой связи, даты приема и поступления почтового, курьерского отправления и иной информации.

Операторы почтовой связи обеспечивают объекты почтовой связи именными вещами, которые применяются в производственных процессах для оформления сопроводительных документов, почтовых и курьерских отправлений.

Порядок использования именных вещей операторами почтовой связи определяется Правилами оказания услуг почтовой связи.



Статья 24. Форменная одежда и нагрудный знак

работника оператора и провайдера почтовой связи


Работник оператора и провайдера почтовой связи для исполнения служебных обязанностей может обеспечиваться форменной одеждой и нагрудным знаком.

Обеспечение работника национального оператора почтовой связи форменной одеждой и нагрудным знаком является обязательным. Образцы форменной одежды и нагрудного знака работника национального оператора почтовой связи, а также порядок их ношения утверждаются уполномоченным государственным органом.



ГЛАВА 6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОПЕРАТОРОВ

И ПРОВАЙДЕРОВ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ


Статья 25. Права операторов и провайдеров

почтовой связи


Все операторы и провайдеры почтовой связи, независимо от их организационно-правовой формы, пользуются равными правами и несут одинаковые обязанности в соответствии с законодательством о почтовой связи, кроме исключительных прав и обязанностей национального оператора почтовой связи, определенных статьей 29 настоящего Закона.

Операторы и провайдеры почтовой связи имеют право:

оказывать услуги почтовой связи;

предоставлять банковские услуги и операции на основе аутсорсинга, осуществлять деятельность по электронной коммерции, в том числе по хранению и доставке товаров в соответствии с законодательством;

использовать эмблему в своей деятельности.

Порядок оказания операторами и провайдерами почтовой связи отдельных видов банковских услуг на основе аутсорсинга определяется Законом Республики Узбекистан "О банках и банковской деятельности".

Операторы и провайдеры почтовой связи могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.



Статья 26. Обязанности операторов и провайдеров

почтовой связи


Операторы и провайдеры почтовой связи обязаны:

осуществлять деятельность в области почтовой связи в соответствии с законодательством о почтовой связи;

обеспечить всем пользователям доступ к услугам почтовой связи;

обеспечить качество оказываемых услуг почтовой связи;

обеспечить безопасность почтовой связи;

приостанавливать оказание услуг почтовой связи в случае нарушения пользователем требований, установленных Правилами оказания услуг почтовой связи;

предоставлять пользователям информацию о Правилах оказания услуг почтовой связи, тарифах и сроках пересылки почтовых и курьерских отправлений, режимах работы объектов почтовой связи, предметах, запрещенных к пересылке, об ответственности оператора и провайдера почтовой связи перед пользователями;

возмещать пользователям материальные убытки, причиненные в связи с неоказанием или ненадлежащим оказанием услуг почтовой связи, а также компенсировать причиненный им моральный вред в соответствии с законодательством;

оказывать организационное, техническое и иное содействие специально уполномоченному государственному органу, проводящему оперативно-розыскные мероприятия в области почтовой связи в соответствии с законодательством, обеспечивать неразглашение информации о любых силах, средствах, источниках и методах их проведения.

Операторы и провайдеры почтовой связи могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 27. Права пользователей


Пользователи имеют право на:

получение универсальных почтовых услуг на всей территории Республики Узбекистан;

доступ к информации о своих правах и обязанностях, Правилах оказания услуг почтовой связи, об оказываемых услугах и тарифах на них;

получение почтовых и курьерских отправлений по своему почтовому адресу до востребования или в почтомате;

отказ от поступивших в их почтовый адрес почтовых или курьерских отправлений;

самостоятельное определение суммы оценки вложения отправления с объявленной ценностью соответственно реальной стоимости вложения;

своевременное и качественное обслуживание операторами и провайдерами почтовой связи;

получение почтовых переводов денежных средств по почтовому адресу либо до востребования;

возмещение материальных убытков, компенсацию морального вреда в результате неоказания или ненадлежащего оказания почтовых или курьерских услуг;

обращение с жалобой на решения, действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие права и законные интересы пользователей, непосредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, должностному лицу.

Пользователи могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.



Статья 28. Обязанности пользователей


Пользователи обязаны:

соблюдать требования настоящего Закона и Правил оказания услуг почтовой связи;

осуществлять плату за оказанные им услуги почтовой связи;

не допускать к пересылке запрещенные вещества и предметы;

не предпринимать действий, направленных на снижение качества работы операторов и провайдеров почтовой связи.

Пользователи могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством



Статья 29. Статус, исключительные права и обязанности

национального оператора почтовой связи


Национальный оператор почтовой связи имеет статус назначенного оператора почтовой связи для выполнения обязательств Республики Узбекистан в соответствии с актами Всемирного почтового союза на территории Республики Узбекистан.

Национальный оператор почтовой связи имеет следующие исключительные права:

помещать изображение Государственного герба Республики Узбекистан на почтовые вагоны и почтовые ящики;

оказывать почтовые услуги по пересылке простых писем, почтовых карточек и почтовых переводов денежных средств, а также доставлять (вручать) письменную корреспонденцию, уведомления, повестки и иные юридически значимые документы через Единую национальную систему электронных почтовых отправлений;

размещать и использовать почтовые ящики для сбора простых писем и почтовых карточек на всей территории Республики Узбекистан в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным государственным органом;

организовывать изготовление и распространять почтовые марки, маркированные конверты, маркированные почтовые карточки, а также организовывать изготовление и использовать памятные специальные штемпели, издавать официальные каталоги почтовых марок;

определять номинальную стоимость почтовых марок, прейскурантные цены на коллекционные почтовые марки и другую филателистическую продукцию, а также размещать почтовые марки в международных каталогах;

представлять и защищать в пределах своих полномочий интересы Республики Узбекистан в области почтовой связи при взаимодействии с назначенными операторами почтовой связи других государств и в международных организациях;

вести взаиморасчеты с операторами почтовой связи других государств за оказанные международные услуги почтовой связи;

представлять Республику Узбекистан в международном кооперативе Express Mail Service (EMS) c правом использования логотипа EMS.

Национальный оператор почтовой связи обязан:

предоставлять на всей территории Республики Узбекистан универсальные почтовые услуги по перечню, установленному статьей 12 настоящего Закона;

предоставлять информацию об операциях с денежными средствами, связанную с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в специально уполномоченный государственный орган в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

совместно с таможенными органами организовывать функционирование мест международного почтового обмена и непосредственно осуществлять международный почтовый обмен;

гарантировать и обеспечивать юридическую подлинность и достоверность почтового календарного штемпеля в соответствии с техническими условиями и требованиями к технологии оказания услуг почтовой связи.

Национальный оператор почтовой связи может иметь и иные исключительные права, а также нести иные обязанности в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 30. Международное сотрудничество


Международное сотрудничество в области почтовой связи осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

Республика Узбекистан, являясь членом Всемирного почтового союза, входит в единую почтовую территорию и гарантирует на всей своей территории свободу транзита международных почтовых и курьерских отправлений.

Правовое, организационное и финансовое сотрудничество с международными организациями почтовой связи, международно-правовая защита интересов Республики Узбекистан в вопросах почтовой связи в пределах своих полномочий осуществляются уполномоченным государственным органом.

Национальный оператор почтовой связи в соответствии с настоящим Законом поддерживает сотрудничество с назначенными операторами почтовой связи других государств, обеспечивает выполнение актов Всемирного почтового союза и относящихся к ним обязательств на территории Республики Узбекистан.



Статья 31. Возмещение причиненных пользователям убытков


За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи операторы и провайдеры почтовой связи возмещают причиненные пользователям убытки в соответствии с законодательством.

По требованию пользователей убытки, причиненные им при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором или провайдером почтовой связи в следующих случаях и размерах:

утраты заказного письма, заказной почтовой карточки, заказной бандероли или заказного мелкого пакета - неустойку в размере суммы, оплаченной за услугу почтовой связи;

утраты простой посылки - неустойку в размере суммы, оплаченной за услугу почтовой связи;

утраты посылки, бандероли и письма с объявленной ценностью - в двукратном размере объявленной ценности и неустойку в размере суммы, оплаченной за услугу почтовой связи, за исключением тарифной платы за объявленную ценность;

недостачи или порчи (повреждения) части вложения отправления с объявленной ценностью при пересылке с описью вложения - в двукратном размере объявленной ценности недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения, указанной отправителем в описи;

недостачи или порчи (повреждения) части вложения отправления с объявленной ценностью при пересылке без описи вложения - в двукратном размере части объявленной ценности почтового и курьерского отправления, определяемой пропорционально отношению веса недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения к весу пересылаемого вложения (без веса оболочки почтового и курьерского отправления);

невыплаты или неправильной выплаты денег адресату по почтовому переводу денежных средств или невыплаты денег отправителю, если переведенные деньги невозможно было выдать адресату, - в размере невыплаченной или недоплаченной суммы перевода и неустойку в сумме, оплаченной за услугу почтовой связи;

утраты, расхищения или порчи отправления письменной корреспонденции или посылки с наложенным платежом, содержащей товары, - в размере суммы, определенной договором, или в размере суммы наложенного платежа;

недополучения с адресата суммы наложенного платежа или неправильной выплаты наложенного платежа - в размере недополученной или неправильно выплаченной суммы наложенного платежа;

задержки пересылки посылок, бандеролей и писем с объявленной ценностью, а также почтовых переводов денежных средств сверх контрольных сроков - неустойку в размере одного процента от суммы, оплаченной за услугу почтовой связи, за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу;

задержки пересылки или доставки (вручения) авиаотправления (бандероли, посылки) сверх контрольных сроков - в размере разности платы за пересылку авиа- и наземным транспортом и, кроме того, за каждые сутки задержки сверх контрольных сроков пересылки наземным транспортом - в соответствии с абзацем десятым части второй настоящей статьи;

утраты, порчи (повреждения), недостачи вложений, невручения международных почтовых и курьерских отправлений, неосуществления международных почтовых переводов денежных средств - возмещение причиненного вреда в размерах, определяемых международными договорами Республики Узбекистан.

Операторы и провайдеры почтовой связи не возмещают убытки за утрату, порчу (повреждение), невручение почтовых и курьерских отправлений или нарушение сроков их пересылки, если будет доказано, что таковые произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового и курьерского отправления, а также за нарушение сроков таможенного досмотра почтовых и курьерских отправлений либо их изъятие таможенными органами.



Статья 32. Порядок и сроки предъявления претензий


При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь вправе предъявить оператору или провайдеру почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении причиненного вреда.

Претензии в связи с невручением, несвоевременной доставкой или утратой, порчей (повреждением) почтового и курьерского отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового и курьерского отправления.

Претензии предъявляются в письменной форме и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.

Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки:

на претензии по почтовым и курьерским отправлениям, пересылаемым (переводимым) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней;

на претензии по всем другим почтовым и курьерским отправлениям - в течение одного месяца.

Претензия к операторам или провайдерам почтовой связи может предъявляться по месту приема или назначения почтового и курьерского отправления.

Претензии по розыску международных почтовых и курьерских отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.



Статья 33. Ответственность пользователей услуг

почтовой связи


Пользователи услуг почтовой связи несут ответственность в установленном порядке за вред, причиненный другим пользователям услуг почтовой связи, операторам или провайдерам почтовой связи, возникший вследствие вложения в почтовые и курьерские отправления предметов и веществ, запрещенных к пересылке, или в результате их ненадлежащей упаковки.



Статья 34. Ответственность за изготовление, сбыт

поддельных государственных знаков почтовой

оплаты и именных вещей


Лица, виновные в изготовлении в целях сбыта или в сбыте поддельных государственных знаков почтовой оплаты, а также в использовании заведомо поддельных оттисков клише франкировальных машин или использовании заведомо поддельных именных вещей, несут ответственность в соответствии с законодательством.



Статья 35. Ликвидация последствий происшествий,

аварий на объектах почтовой связи


Ликвидация последствий происшествий, аварий на объектах почтовой связи осуществляется их собственниками, владельцами.

Органы государственного управления, органы государственной власти на местах оказывают операторам почтовой связи содействие в ликвидации последствий происшествий, аварий на объектах почтовой связи.

Убытки, причиненные операторам или провайдерам почтовой связи в результате происшествий, аварий на объектах почтовой связи, возникших по вине юридических и физических лиц, возмещаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 36. Разрешение споров


Споры в области почтовой связи разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 37. Ответственность за нарушение

законодательства о почтовой связи


Лица, виновные в нарушении законодательства о почтовой связи, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 38. Признание утратившими силу некоторых

законодательных актов Республики Узбекистан


Признать утратившими силу:


1) Закон Республики Узбекистан от 31 августа 2000 года N 118-II "О почтовой связи" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., N 7-8, ст. 210);


2) постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 31 августа 2000 года N 119-II "О введении в действие Закона Республики Узбекистан "О почтовой связи" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., N 7-8, ст. 211);


3) Закон Республики Узбекистан от 22 апреля 2009 года N ЗРУ-211 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О почтовой связи" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2009 г., N 4, ст. 138);


4) статью 119 Закона Республики Узбекистан от 21 апреля 2021 года N ЗРУ-683 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., приложение к N 4).



Статья 39. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 40. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 41. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                        Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 10 июня 2022 г.


"Народное слово", 10 июня 2022 г.