язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Охрана правопорядка. Безопасность. Административная и уголовная ответственность/ Охрана имущества, предприятий и иных объектов/ Закон Республики Узбекистан от 15.06.2022 г. N ЗРУ-778 "Об охранной деятельности" (Принят Законодательной палатой 01.02.2022 г., одобрен Сенатом 28.04.2022 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

15.06.2022 г.

N ЗРУ-778



ОБ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Принят Законодательной палатой 1 февраля 2022 года

Одобрен Сенатом 28 апреля 2022 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области охранной деятельности.



Статья 2. Законодательство об охранной деятельности

Законодательство об охранной деятельности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об охранной деятельности, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


вневедомственная сторожевая охрана - вид охранной деятельности, осуществляемой структурным подразделением Национальной гвардии Республики Узбекистан, создаваемым для охраны объектов органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, а также физических и юридических лиц на договорной основе;


вневедомственная военизированная охрана - вид охранной деятельности, осуществляемой структурным подразделением Национальной гвардии Республики Узбекистан, создаваемым для выполнения специальных задач по охране особо важных и категорированных объектов, объектов органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, а также физических и юридических лиц на договорной основе, служебная деятельность которого организуется в соответствии с требованиями порядка организации и несения караульной службы;


ведомственная сторожевая охрана - вид охранной деятельности, осуществляемой структурным подразделением органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и иных организаций, субъектов предпринимательства, создаваемым без образования юридического лица для охраны своих объектов или отдельным работником, на которого возложено выполнение соответствующих функций;


ведомственная военизированная охрана - вид охранной деятельности, осуществляемой структурным подразделением органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и иных организаций, создаваемым без образования юридического лица для выполнения специальных задач по охране своих объектов, служебная деятельность которого организуется в соответствии с требованиями порядка организации и несения караульной службы;


рабочий и служащий подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны - рабочий и служащий подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны, на которых возложены функции по управлению, контролю и осуществлению охранной деятельности;


контрольно-пропускной режим - совокупность правил, обеспечивающих порядок контроля входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты (с охраняемых объектов);


внутриобъектовый режим - совокупность мероприятий, обеспечивающих соблюдение правил внутреннего распорядка и требований пожарной безопасности, установленных на охраняемом объекте;


охраняемый объект - здания, строения, сооружения, их территории, участки местности, транспортные средства, перемещаемые транспортом грузы, денежные средства, материальные ценности и иное имущество физических и юридических лиц, а также физическое лицо, принятые под охрану в установленном порядке;


инженерные средства охраны - устройства и сооружения, применяемые для механической защиты охраняемых объектов от посягательств;


технические средства охраны - конструктивно завершенные устройства, выполняющие самостоятельные функции, используемые для защиты охраняемых объектов от посягательств;


охранная деятельность - деятельность по защите охраняемых объектов, а также по обеспечению контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах юридических лиц.



Статья 4. Основные задачи охранной деятельности

Основными задачами охранной деятельности являются:

защита жизни и здоровья физических лиц от посягательств;

защита имущества и объектов физических и юридических лиц от посягательств;

поддержание общественного порядка, профилактика и пресечение правонарушений на территории охраняемых объектов;

обеспечение контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах юридических лиц.



Статья 5. Основные принципы охранной деятельности

Основными принципами охранной деятельности являются:

законность;

неприкосновенность охраняемого объекта;

защита прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.



Статья 6. Охрана особо важных и категорированных

объектов, а также специальных грузов

Перечень особо важных и категорированных объектов, виды охраны, требования к оборудованию инженерными и техническими средствами охраны данных объектов, а также порядок охраны специальных грузов в процессе их транспортировки определяются Президентом Республики Узбекистан.



ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В ОБЛАСТИ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики

Узбекистан в области охранной деятельности

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

утверждает перечень объектов, подлежащих охране Национальной гвардией Республики Узбекистан;

определяет порядок выдачи разрешения на выполнение работ по проектированию, монтажу, наладке, ремонту и техническому обслуживанию технических средств охраны на особо важных и категорированных объектах Республики Узбекистан;

определяет порядок уведомления о начале или прекращении деятельности оказания услуг по монтажу, наладке, ремонту и техническому обслуживанию технических средств охраны (далее - охранно-технические услуги);

определяет порядок осуществления контроля со стороны Национальной гвардии Республики Узбекистан за деятельностью по оказанию охранно-технических услуг, за исключением контроля за техническими средствами охраны индивидуального пользования (противоугонные технические средства охраны автотранспортных средств и другие);

утверждает перечень органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и иных организаций, обладающих правом создания ведомственной военизированной охраны, ведомственной сторожевой охраны, имеющих право на использование служебного оружия, а также типовое положение о ведомственной военизированной охране;

определяет порядок проведения профессиональной подготовки рабочих и служащих подразделений ведомственной военизированной охраны;

определяет правила осуществления личного досмотра, досмотра вещей, ручной клади, багажа, транспортных средств рабочими и служащими подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны;

утверждает перечень заболеваний и физических недостатков, препятствующих выполнению рабочими и служащими подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны своих обязанностей;

определяет применяемые рабочими и служащими подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны виды, типы, модели служебного оружия и боеприпасов к нему, нормы обеспечения, а также перечень специальных средств, разрешенных для использования рабочими и служащими подразделений ведомственной сторожевой охраны;

утверждает правила охраны опасных грузов в процессе их транспортировки по территории Республики Узбекистан;

определяет порядок обращения служебного оружия и боеприпасов к нему в подразделениях ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 8. Полномочия Национальной гвардии Республики

Узбекистан в области охранной деятельности

Национальная гвардия Республики Узбекистан:

реализует государственную политику в области охранной деятельности;

утверждает тарифы на охранные услуги, оказываемые Национальной гвардией Республики Узбекистан;

осуществляет охрану государственных, особо важных, категорированных и иных объектов, имущества физических и юридических лиц, а также дипломатических, консульских и других представительств зарубежных государств и международных организаций;

обеспечивает проведение единой технической политики в области применения средств и систем охраны, эффективный контроль за их эксплуатацией, а также широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в охранную деятельность;

утверждает образцы форменной одежды и знаков различия рабочих и служащих подразделений вневедомственной военизированной охраны и вневедомственной сторожевой охраны Национальной гвардии Республики Узбекистан;

утверждает типовую форму договоров по оказанию охранных услуг Национальной гвардией Республики Узбекистан;

оказывает охранные услуги строевыми подразделениями, подразделениями вневедомственной военизированной охраны, вневедомственной сторожевой охраны с использованием технических средств охраны, а также охранно-технические услуги;

определяет требования, порядок и условия оборудования инженерными и техническими средствами охраны объектов, переданных под охрану Главному управлению охраны Национальной гвардии Республики Узбекистан;

выдает разрешения на выполнение работ по оказанию охранно-технических услуг на особо важных и категорированных объектах Республики Узбекистан;

контролирует соблюдение порядка уведомления о начале или прекращении деятельности по оказанию охранно-технических услуг;

охраняет общественный порядок, предотвращает и пресекает правонарушения на территории охраняемых объектов;

осуществляет профилактические мероприятия по предотвращению преступлений, связанных с хищением чужого имущества;

утверждает правила приобретения, транспортировки, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, разрешенных к применению рабочими и служащими подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны;

определяет порядок осуществления служебно-боевой, социально-правовой, морально-психологической и физической подготовки рабочих и служащих подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны;

разрабатывает рекомендации о порядке несения службы нарядами подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны;

обеспечивает на договорной основе первоначальную подготовку рабочих и служащих подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны и повышение их квалификации;

контролирует организацию деятельности подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны, а также проверяет на охраняемых ими объектах органов государственного и хозяйственного управления состояние охраны, контрольно-пропускного режима, оснащенности инженерными и техническими средствами охраны (один раз в два года);

определяет предельную численность личного состава подразделений ведомственной военизированной охраны;

участвует в разработке проектов нормативно-правовых актов в области охранной деятельности;

осуществляет международное сотрудничество в области охранной деятельности.

Национальная гвардия Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 3. СУБЪЕКТЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ

ОХРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИХ ПРАВА,

ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 9. Субъекты, осуществляющие

охранную деятельность

Осуществлять охранную деятельность имеют право:

подразделения охраны государственных органов;

подразделения ведомственной военизированной охраны;

подразделения ведомственной сторожевой охраны.

На территории Республики Узбекистан не допускается осуществление охранной деятельности физическими лицами и охранными организациями иностранных государств, в том числе частными организациями, за исключением случаев обеспечения безопасности гостей высокого уровня, прибывших с краткосрочным визитом на территорию Республики Узбекистан.



Статья 10. Подразделения охраны

государственных органов

Подразделениями охраны государственных органов являются соответствующие подразделения Национальной гвардии Республики Узбекистан, Государственной службы безопасности Президента Республики Узбекистан, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы государственной безопасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан и воинских формирований, входящих в состав Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

Подразделения охраны государственных органов в установленном порядке могут быть привлечены для охраны общественного порядка и устранения последствий чрезвычайных ситуаций.



Статья 11. Подразделения ведомственной

военизированной охраны и вневедомственной

военизированной охраны

Порядок организации несения службы и ее прохождения нарядами подразделений ведомственной военизированной охраны определяется в соответствии с правилами, утвержденными органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и иными организациями, имеющими в своем ведении подразделения ведомственной военизированной охраны, разработанными на основе Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Республики Узбекистан и согласованными с Национальной гвардией Республики Узбекистан.

Рабочие и служащие подразделений ведомственной военизированной охраны при выполнении своих служебных обязанностей имеют право на ношение форменной одежды с соответствующими знаками различия, разработанными и утвержденными органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и другими организациями по согласованию с Национальной гвардией Республики Узбекистан.

Рабочим и служащим подразделений ведомственной военизированной охраны в установленном порядке выдаются служебные удостоверения.

Рабочие и служащие подразделений вневедомственной военизированной охраны Национальной гвардии Республики Узбекистан имеют права и несут обязанности, установленные законодательством для рабочих и служащих подразделений ведомственной военизированной охраны.



Статья 12. Подразделения ведомственной

сторожевой охраны и вневедомственной

сторожевой охраны

Порядок организации деятельности и несения службы подразделений ведомственной сторожевой охраны определяется ведомственными документами органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и других организаций.

Время работы и продолжительность смены нарядов подразделений ведомственной сторожевой охраны определяются в соответствии с трудовым законодательством Республики Узбекистан.

Рабочие и служащие подразделений ведомственной сторожевой охраны могут иметь специальную форменную одежду, знаки различия, внедренные в установленном порядке соответствующими ведомствами.

Рабочие и служащие подразделений вневедомственной сторожевой охраны Национальной гвардии Республики Узбекистан имеют права и несут обязанности, установленные законодательством для рабочих и служащих подразделений ведомственной сторожевой охраны.



Статья 13. Субъекты, осуществляющие охранную

деятельность на договорной основе

Осуществлять охранную деятельность на договорной основе имеют право:

Национальная гвардия Республики Узбекистан - на объектах, подлежащих охране Национальной гвардией Республики Узбекистан, а также по обращениям физических и юридических лиц;

Министерство обороны Республики Узбекистан - на особо важных и категорированных объектах, подлежащих обязательной охране Министерством обороны Республики Узбекистан, а также по охране транспортируемых специальных грузов;

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан - по охране транспортируемых грузов и иных объектов, определяемых законодательством.



Статья 14. Субъекты, осуществляющие охранную

деятельность без заключения договора

Осуществлять охранную деятельность без заключения договора в пределах предоставленных законодательством полномочий имеют право:

подразделения охраны государственных органов;

подразделения ведомственной военизированной охраны;

подразделения ведомственной сторожевой охраны.



Статья 15. Права субъектов, осуществляющих

охранную деятельность

Субъекты, осуществляющие охранную деятельность, в пределах своих полномочий имеют право:

использовать современную технику и технологии при осуществлении охранной деятельности, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде;

требовать от физических и юридических лиц соблюдения законодательства, прекращения противоправных действий на территории охраняемого объекта;

получать безвозмездно от органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и других организаций информацию, необходимую для осуществления охранной деятельности, за исключением случаев, когда законодательством предусмотрен иной порядок;

использовать в установленном порядке радиочастоты (радиоволны) для осуществления радиосвязи;

получать от заказчика необходимые для осуществления охранной деятельности документы, информацию;

осматривать охраняемый объект.

Субъекты, осуществляющие охранную деятельность, могут иметь и другие права в соответствии с законодательством.



Статья 16. Обязанности субъектов, осуществляющих

охранную деятельность

Субъекты, осуществляющие охранную деятельность, при организации и несении службы на охраняемых объектах обязаны:

обеспечивать надежную защиту охраняемых объектов;

предотвращать незаконные действия, направленные на срыв стабильного функционирования охраняемых объектов, и обеспечивать сохранность перевозимых грузов;

принимать участие в устранении последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на охраняемых объектах;

участвовать в розыске и задержании лиц, незаконно проникших на охраняемый объект;

организовать контрольно-пропускной режим и контролировать соблюдение внутриобъектового режима на территории охраняемого объекта;

внедрять в охранную деятельность современные технические средства и системы охраны и эффективно их использовать;

охранять общественный порядок, предотвращать и пресекать правонарушения на территории охраняемых объектов;

не разглашать государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, ставшие им известными при осуществлении охранной деятельности.

Субъекты, осуществляющие охранную деятельность, могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 17. Ответственность субъектов,

осуществляющих охранную деятельность

Субъекты, осуществляющие охранную деятельность в соответствии с договором на оказание охранных услуг, обязаны возместить в полном объеме ущерб, причиненный охраняемому объекту в результате их действий (бездействия).

Размер и условия возмещения ущерба определяются в двухстороннем договоре о предоставлении охранных услуг.

В случае причинения ущерба охраняемому объекту в результате действий (бездействия) субъектов, осуществляющих охранную деятельность без заключения договора, ответственность устанавливается в соответствии с законодательством.


ГЛАВА 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,

СОТРУДНИКОВ, РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ СУБЪЕКТОВ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОХРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 18. Права военнослужащих, сотрудников,

рабочих и служащих субъектов, осуществляющих

охранную деятельность

Военнослужащие, сотрудники, рабочие и служащие субъектов, осуществляющих охранную деятельность, при несении службы имеют право:

требовать от физических и юридических лиц соблюдения установленного контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, а также общественного порядка;

задерживать лиц при попытке незаконного вывоза с территории охраняемого объекта имущества или ввоза на охраняемый объект запрещенных предметов;

проверять условия хранения имущества охраняемых объектов, состояние и исправность инженерных и технических средств охраны, требовать устранения выявленных нарушений, недостатков;

выяснять личность незаконно проникших на охраняемый объект или совершивших правонарушение на охраняемом объекте лиц, задерживать и доставлять их в помещение службы охраны (при отсутствии таких полномочий вызывать сотрудников правоохранительных органов);

при наличии основания полагать, что имеются вещества, ограниченные в обороте, включая внесенные администрацией охраняемого объекта в перечень запрещенных для ввоза (вывоза) на объект предметов, производить личный досмотр граждан, досмотр их вещей, ручной клади, багажа и, при отсутствии оснований для их ношения и хранения, изымать указанные предметы, средства и вещества, а также производить осмотр транспортных средств, проверять соответствие перевозимых в них грузов сопроводительным документам;

оформлять в установленном порядке происшествие, правонарушение, совершенное на охраняемом объекте, маршруте патрулирования, требовать от граждан покинуть место происшествия в целях сохранения следов преступления;

носить и использовать служебное оружие и специальные средства, а также применять физическую силу в порядке, предусмотренном законодательством.

Военнослужащие, сотрудники, рабочие и служащие подразделений охраны, несущие службу на объектах с неблагоприятными условиями труда, пользуются дополнительными гарантиями в области труда, предусмотренными для работников данных объектов. Дополнительные гарантии в области труда отражаются в договоре об оказании охранных услуг.



Статья 19. Обязанности военнослужащих,

сотрудников, рабочих и служащих субъектов,

осуществляющих охранную деятельность

Военнослужащие, сотрудники, рабочие и служащие подразделений охраны независимо от вида, форм, способов охраны во время службы обязаны:

защищать охраняемые объекты, строго соблюдать установленный порядок и требования законодательства об охранной деятельности, осуществлять сопровождение охраняемого объекта;

в пределах своих полномочий принимать необходимые меры для защиты жизни, здоровья и имущества физических лиц, а также имущества юридических лиц;

поддерживать общественный порядок, предупреждать и пресекать правонарушения в местах несения службы;

обеспечивать сохранность следов правонарушений и происшествий на охраняемом объекте;

оказывать первую помощь или организовывать оказание такой помощи гражданам, пострадавшим на месте происшествия, а также лицам, жизни и здоровью которых причинен вред;

осуществлять сотрудничество с гражданами, правоохранительными и другими государственными органами, представителями общественности в целях обеспечения безопасности охраняемых объектов;

оказывать в пределах своих полномочий содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач;

принимать участие в устранении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на охраняемых объектах;

обеспечивать соблюдение контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемом объекте в соответствии с правилами, утвержденными администрацией охраняемого объекта по согласованию с субъектами, осуществляющими охранную деятельность;

обеспечивать безопасное и надлежащее хранение доверенного служебного оружия и боеприпасов к нему, специальных и технических средств, средств индивидуальной защиты и имущества;

носить специальную форменную одежду и знаки различия в установленном порядке;

обеспечивать конфиденциальность служебной и иной информации, ставшей им известной при осуществлении охранной деятельности.

Военнослужащие, сотрудники, рабочие и служащие субъектов, осуществляющих охранную деятельность, могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 5. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, СОТРУДНИКАМ, РАБОЧИМ

И СЛУЖАЩИМ СУБЪЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ

ОХРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 20. Требования, предъявляемые

к кандидатам на должности военнослужащих,

сотрудников, рабочих и служащих субъектов,

осуществляющих охранную деятельность

Не принимаются на работу (службу) в подразделения, осуществляющие охранную деятельность, лица:

имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленных преступлений;

отбывающие уголовное наказание;

привлеченные к административной ответственности за совершение правонарушений, посягающих на собственность, а также привлеченные повторно в течение года к административной ответственности за совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок или установленный порядок управления;

имеющие психические заболевания, страдающие наркологическими заболеваниями, а также не отвечающие установленным требованиям к состоянию здоровья;

признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

не имеющие общего среднего или среднего специального образования;

являющиеся иностранными гражданами.

К кандидатам на работу (службу) в подразделения, осуществляющие охранную деятельность, могут предъявляться дополнительные требования в соответствии с законодательством.



Статья 21. Подготовка, переподготовка

и повышение квалификации военнослужащих,

сотрудников, рабочих и служащих субъектов,

осуществляющих охранную деятельность

Военнослужащие, сотрудники, рабочие и служащие субъектов, осуществляющих охранную деятельность, проходят обучение на учебных курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации в следующем порядке:

военнослужащие, сотрудники, рабочие и служащие подразделений охраны государственных органов - на основе учебных программ, утверждаемых соответствующими органами;

рабочие и служащие подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны, имеющих право на использование служебного оружия, - на договорной основе в образовательных учреждениях Национальной гвардии Республики Узбекистан и других образовательных организациях, перечень которых определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

рабочие и служащие подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны, не имеющих право на использование служебного оружия, - самостоятельно в своих подразделениях, а также в добровольном порядке - на учебных курсах образовательных учреждений Национальной гвардии Республики Узбекистан на договорной основе.



Статья 22. Профессиональная, физическая и боевая

подготовка военнослужащих, сотрудников, рабочих

и служащих субъектов, осуществляющих

охранную деятельность

Порядок организации профессиональной, физической и боевой подготовки военнослужащих, сотрудников, рабочих и служащих подразделений охраны государственных органов устанавливается органом, в ведении которого они находятся.

Рабочие и служащие подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны проходят специальную (служебную, физическую, боевую) подготовку по специальным учебным программам. Время проведения занятий по специальной (служебной, физической, боевой) подготовке включается в рабочее время.

Военнослужащие, сотрудники, рабочие и служащие субъектов, осуществляющих охранную деятельность, один раз в год проходят обязательный медицинский осмотр, за исключением случаев, когда законодательством для сотрудников подразделений охраны государственных органов установлен иной срок прохождения обязательного медицинского осмотра.

Военнослужащим, сотрудникам, рабочим и служащим субъектов, осуществляющих охранную деятельность, не освоившим дисциплины учебных программ по специальной (служебной, физической, боевой) подготовке, запрещается осуществлять охранную деятельность.



ГЛАВА 6. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ,

СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ

ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, СОТРУДНИКАМИ, РАБОЧИМИ

И СЛУЖАЩИМИ СУБЪЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ

ОХРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 23. Условия применения физической

силы, специальных средств и служебного оружия

Применение физической силы, специальных средств и служебного оружия военнослужащими и сотрудниками подразделений охраны государственных органов осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Рабочие и служащие подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны имеют право при исполнении служебных обязанностей на ношение служебного оружия и специальных средств, применять физическую силу, специальные средства и служебное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Рабочие и служащие подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны должны проходить специальную подготовку, а также периодические проверки профессиональной пригодности к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и служебного оружия. Рабочим и служащим, прошедшим специальную подготовку, выдаются сертификаты установленного образца.

Рабочие и служащие подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны, не прошедшие проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и служебного оружия, в соответствии с трудовым договором переводятся на другую должность, не связанную с применением физической силы, специальных средств и служебного оружия, или с ними прекращается трудовой договор.

Применению физической силы, специальных средств и служебного оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда такое предупреждение невозможно либо когда промедление создает непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан, рабочего и служащего подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны и может повлечь иные тяжкие последствия.

Применение физической силы, специальных средств или служебного оружия должно соответствовать создавшейся обстановке, характеру и степени опасности действия лиц. При этом рабочие и служащие подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны обязаны стремиться к минимизации любого вреда.

Рабочие и служащие подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны имеют право подготовить специальные средства или служебное оружие к применению и привести их в боевую готовность, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для их применения, предусмотренные настоящей статьей, статьями 25 и 26 настоящего Закона.

Гражданам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или служебного оружия, должна быть оказана первая помощь и приняты меры по оказанию медицинской помощи в кратчайшие сроки.

Рабочие и служащие подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны обязаны немедленно сообщить непосредственному начальнику о каждом случае применения физической силы, специальных средств и служебного оружия.

О каждом случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу физических либо юридических лиц в результате применения физической силы и специальных средств, а также обо всех случаях применения служебного оружия субъект, осуществляющий охранную деятельность, немедленно сообщает прокурору и органам внутренних дел.

Превышение рабочими и служащими подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны полномочий при применении физической силы, специальных средств или служебного оружия влечет ответственность, установленную законом.

Рабочие и служащие подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны не несут ответственность за вред, причиненный физическим и юридическим лицам применением физической силы, специальных средств или служебного оружия, если такое применение физической силы, специальных средств или служебного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, установленным законодательством.

Рабочие и служащие подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны обязаны принять меры, направленные на сохранение без изменения места происшествия, если в результате применения ими физической силы, специальных средств или служебного оружия гражданину нанесено телесное повреждение либо наступила его смерть.



Статья 24. Применение физической силы

Рабочие и служащие подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнение возложенных на них обязанностей, в следующих случаях:

предотвращения посягательств на охраняемый объект и прекращения противоправных действий на его территории;

задержания лица, совершившего правонарушение на охраняемой территории, и передачи его правоохранительным органам;

предотвращения сопротивления законным требованиям военнослужащего, сотрудника, рабочего и служащего подразделения охраны.

Рабочие и служащие подразделений охраны имеют право применять физическую силу также в случаях, когда настоящим Законом разрешено применение специальных средств или служебного оружия.

Запрещается применять физическую силу в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с видимыми признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, реально угрожающего жизни и здоровью граждан или военнослужащего, сотрудника, рабочего и служащего субъекта, осуществляющего охранную деятельность.



Статья 25. Применение специальных средств

Рабочие и служащие подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны имеют право применять специальные средства при:

отражении нападения на охраняемый объект;

отражении нападения на рабочего и служащего подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны или гражданина, находящегося на территории охраняемого объекта;

пресечении сопротивления, оказываемого рабочему и служащему подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны;

задержании лица, застигнутого при совершении правонарушения на охраняемом объекте, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

при доставлении и охране задержанных лиц, а также в целях пресечения попытки побега, причинения вреда окружающим или себе;

необходимости остановки транспортного средства на охраняемом объекте, водитель которого не выполнил требования военнослужащего, сотрудника, рабочего и служащего субъекта, осуществляющего охранную деятельность.

Рабочие и служащие подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны имеют право применять следующие специальные средства:

резиновые палки - в случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части первой настоящей статьи;

наручники или иные средства связывания - в случаях, предусмотренных абзацами третьим - шестым части первой настоящей статьи;

служебных (сторожевых) собак - в случаях, предусмотренных абзацами вторым - шестым части первой настоящей статьи;

средства принудительной остановки транспортных средств - в случаях, предусмотренных абзацами вторым и седьмым части первой настоящей статьи.

Рабочие и служащие подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны имеют право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение служебного оружия.

Специальные средства применяются в случае, если все другие формы превентивных действий в отношении правонарушителя рабочими и служащими подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны использованы и не дали желаемых результатов.

Применение специальных средств не должно создавать угрозу жизни, здоровью и причинения ущерба имуществу третьих лиц.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с видимыми признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден либо известен, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления или группового нападения, реально угрожающего жизни и здоровью граждан либо рабочих и служащих подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны.

Запрещается нанесение человеку ударов резиновой палкой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, за исключением случаев оказания человеком вооруженного сопротивления или группового нападения, реально угрожающего жизни и здоровью граждан либо рабочих и служащих подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны.



Статья 26. Применение служебного оружия

Рабочие и служащие подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны имеют право применять служебное оружие при:

защите охраняемого лица и других граждан, находящихся на охраняемом объекте, от нападения, если оно сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

отражении вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты;

отражении нападения, угрожающего жизни и здоровью рабочих и служащих подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны, а также предотвращении попыток захватить служебное оружие;

задержании лица, застигнутого при совершении особо тяжкого преступления и пытающегося скрыться с территории охраняемого объекта, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

задержании лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнять законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

остановке транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью рабочих и служащих охраняемого объекта, охраняемого лица и отказывается остановиться, несмотря на законные требования рабочего и служащего подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны;

обезвреживании животного, угрожающего жизни и здоровью человека;

производстве выстрела в качестве предупреждения о намерении применить служебное оружие, подаче сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Перед применением служебного оружия рабочий и служащий подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны обязаны сделать предупреждение, за исключением случаев, когда их жизни или жизни граждан угрожает непосредственная опасность.

Запрещается применять служебное оружие в отношении женщин, лиц с видимыми признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления или совершения группового нападения, реально угрожающего жизни и здоровью граждан либо рабочего и служащего подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны.

Рабочие и служащие подразделений ведомственной военизированной охраны и ведомственной сторожевой охраны не имеют права применять служебное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев предотвращения террористического акта, освобождения заложников, отражения вооруженного нападения.



Статья 27. Использование служебных (сторожевых) собак

субъектами, осуществляющими охранную деятельность

Субъекты, осуществляющие охранную деятельность, могут использовать служебных (сторожевых) собак для выполнения возложенных на них задач. Служебные (сторожевые) собаки должны быть признаны годными к служебному использованию и иметь ветеринарный паспорт.

Во время обхода охраняемой территории военнослужащими, сотрудниками, рабочими и служащими субъектов, осуществляющих охранную деятельность, со служебной (сторожевой) собакой служебная (сторожевая) собака должна находиться на поводке и в наморднике. Использование в общественных местах и местах массового скопления людей служебных (сторожевых) собак без специальной подготовки запрещено.

Разрешается использование служебных (сторожевых) собак без привязи на закрытой территории, во время отсутствия людей, под контролем сотрудника подразделения охраны.



ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 28. Ответственность за нарушение

законодательства об охранной деятельности

Лица, виновные в нарушении законодательства об охранной деятельности, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 29. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона

Национальной гвардии Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 30. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                        Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 16 июня 2022 г.


"Народное слово", 16 июня 2022 г.