Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Общие положения/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 30.08.2022 г. N ПП-364 "О мерах по реализации задач, определенных в открытом диалоге 2022 года Президента Республики Узбекистан с предпринимателями"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
30.08.2022 г.
N ПП-364
О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ,
ОПРЕДЕЛЕННЫХ В ОТКРЫТОМ ДИАЛОГЕ
2022 ГОДА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ
УЗБЕКИСТАН С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
В стране принимаются комплексные меры по развитию предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, устранению проблем и препятствий, возникающих в их деятельности.
В результате только за один прошлый год построено свыше 55 тысяч зданий, предназначенных для бизнеса, численность предпринимателей, денежный оборот которых превысил 1 миллион долларов, увеличилась на 5 тысяч и составила 26 тысяч, количество предприятий-экспортеров достигло 7,5 тысячи, общий объем экспорта увеличился на 30 процентов.
В целях реализации предложений и инициатив, направленных на решение системных проблем, затронутых в более чем 12 тысячах обращений, поступивших от предпринимателей в рамках "открытого диалога" Президента Республики Узбекистан с предпринимателями, состоявшегося 22 августа текущего года, а также исполнения приоритетных задач, определенных в открытом диалоге:
1. Утвердить "Дорожную карту" по реализации задач, определенных в открытом диалоге Президента Республики Узбекистан с предпринимателями (далее - "дорожная карта"), согласно приложению N 1, включающую следующие направления:
разделение предпринимателей на категории и адресную работу по их поддержке;
создание удобной системы финансирования расширения предпринимательской деятельности и реализации новых проектов;
создание достаточных условий, инфраструктуры и гарантированных рынков для предпринимателей;
осуществление комплекса мер по обеспечению права собственности, превращение собственности в реальный рыночный актив;
либерализацию контроля за деятельностью предпринимателей и привлечения их к ответственности;
организацию реализации инициатив, выдвинутых на встрече с предпринимателями, а также широкую пропаганду итогов открытого диалога.
2. Согласиться с предложением Министерства инвестиций и внешней торговли, Министерства экономического развития и сокращения бедности, Уполномоченного по защите прав предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, субъектов предпринимательства, научных кругов и широкой общественности об образовании Общественного совета по поддержке предпринимательства при Президенте Республики Узбекистан (далее - Общественный совет).
3. Определить основными задачами Общественного совета:
установление общественного контроля за состоянием эффективного и своевременного исполнения министерствами и ведомствами предложений и инициатив, выдвинутых в открытом диалоге с предпринимателями;
обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов, субъектов предпринимательства, научных кругов, негосударственных некоммерческих организаций и иных институтов гражданского общества;
осуществление системного мониторинга и всестороннего анализа общественного мнения, проведение социальных опросов, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, по наиболее важным вопросам, затрагивающим права, свободы и законные интересы предпринимателей;
разработку и представление уполномоченным государственным органам предложений по решению проблем, являющихся барьерами и препятствиями на пути развития предпринимательства;
доведение до предпринимателей сути и содержания реформ, осуществляемых в сфере поддержки предпринимательской деятельности, оказание содействия в повышении правовой культуры и формировании их экономических навыков.
4. Заместителям Премьер-министра Ходжаеву Ж. и Кучкарову Д., Министерству инвестиций и внешней торговли (Л. Кудратов), а также Министерству экономического развития и сокращения бедности (И. Норкулов) привлечь экспертов и специалистов авторитетных международных организаций и национальных научно-исследовательских учреждений к реализации "дорожной карты".
5. Возложить персональную ответственность на:
руководителей министерств и ведомств, а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента - за своевременное и качественное проведение мероприятий, предусмотренных "дорожной картой";
заместителей Премьер-министра Ходжаева Ж. и Кучкарова Д. - за эффективную организацию деятельности министерств и ведомств по реализации в полном объеме мероприятий, предусмотренных "дорожной картой", а также обеспечение своевременной и тщательной разработки проектов нормативно-правовых актов.
6. Установить порядок, в соответствии с которым:
ежемесячно на заседаниях Коллегии Кабинета Министров заслушиваются отчеты первых руководителей государственных органов и организаций о состоянии выполнения задач, определенных "дорожной картой";
ежеквартально при руководителе Администрации Президента Республики Узбекистан проводятся совещания по критическому рассмотрению хода исполнения "дорожной карты" и принятию мер к соответствующим ответственным лицам за допущенные недостатки.
7. Кабинету Министров (Ж. Ходжаев, Д. Кучкаров) в месячный срок утвердить медиаплан по освещению положительных изменений, произошедших в деятельности предпринимателей в результате реализации инициатив и предложений, выдвинутых в рамках открытого диалога с предпринимателями.
Агентству информации и массовых коммуникаций, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству Узбекистана и иным средствам массовой информации широко освещать работу, проведенную на основе утвержденного медиаплана, а также ее результаты в средствах массовой информации и на страницах интернета.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Умурзакова С.У.
О результативности мер, осуществляемых по реализации "дорожной карты", информировать Президента Республики Узбекистан до 1 февраля 2023 года.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 30.08.2022 г. N ПП-364
Настоящее Приложение принято на государственном языке.
Авторский перевод текста на русский язык выполнен экспертами
информационно-поисковой системы "Norma" и носит
информационный характер. При возникновении неясностей
следует обращаться к тексту нормативно-правового акта
на государственном языке.
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по реализации задач, определенных
в открытом диалоге Президента Республики
Узбекистан с предпринимателями
N п/п |
Мероприятия и инициативы
|
Содержание |
Форма реализации |
Срок выполнения |
Ответственные исполнители |
I. РАЗДЕЛЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА КАТЕГОРИИ И АДРЕСНАЯ РАБОТА ПО ИХ ПОДДЕРЖКЕ
|
|||||
1. |
Разделение субъектов предпринимательства на категории |
1. Критерии разделения субъектов предпринимательства на микро-, малые и средние категории и определение на этой основе мер по их государственной поддержке. При этом: классификация предпринимателей в качестве микро-, малых и средних субъектов предпринимательства на основе годового товарооборота, количества работников и других показателей; определение механизмов, направленных на облегчение для субъектов предпринимательства на каждом этапе налогообложения и налогового администрирования, финансовую поддержку и повышение навыков предпринимательства; предусматривается ведение статистики и проведение анализа, направленных на разработку действенных предложений по определению доли субъектов предпринимательства в валовом внутреннем продукте и обеспечению экономической стабильности. 2. Начиная с 1 января 2023 года: а) введение для микробизнеса единой 4-процентной налоговой ставки для налога с оборота. При этом: сохранить действующую 1- и 2-процентную ставку для предпринимателей отдаленных территорий и отдельных категорий; освободить представителей микробизнеса, перешедших на добровольную уплату налога в размере 20-30 миллионов сумов в год, от обязанности ведения бухгалтерского учета и представления в налоговые органы налогового отчетности; б) снижение в течение одного года ставки налога на прибыль в 2 раза для малого бизнеса, товарооборот которого превышает 1 миллиард сумов; в) для субъектов малого бизнеса, товарооборот которых составляет до 10 миллиардов сумов: предоставить возможность путем уведомления беспроцентно оплачивать налоговую задолженность в рассрочку до шести месяцев; расчет и формирование налоговыми органами по согласованию с предпринимателями налоговой отчетности по налогу с оборота, налогу на имущество и земельного налога, взимаемых с юридических лиц. 3. Для среднего бизнеса с 1 января 2023 года: а) для субъектов предпринимательства, перешедших из категории малого бизнеса в категорию среднего бизнеса, в течение двух лет снизить ставку налога на прибыль на 50 процентов; б) возмещать за государственный счет 50 процентов расходов на страхование имущества; в) ввести упрощенную налоговую, финансовую и статистическую отчетность; г) ввести 20 процентную квоту в государственных закупках, в рамках таких закупок установить размер их предоплаты в размере 50 процентов.
|
Проект Указа Президента Республики Узбекистан, проект закона |
ноябрь 2022 года |
Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Министерство экономического развития (И.Норкулов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Государственный комитет по статистике (Б.Бегалов), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов) |
2. |
Введение для среднего бизнеса системы международной стандартизации и сертификации |
В целях поддержки производства конкурентноспособной и качественной продукции представителями среднего бизнеса введение для них системы международной стандартизации и сертификации. При этом: введение порядка доведения до экспортеров требований к продукции, установленных в странах Европейского Союза, с применением льгот "GSP+"; снижение размера отчислений с 5 процентов до 3 процентов за применение обозначений системы аккредитации; отмена платежей органам по сертификации предприятиями-импортерами и предприятиями - отечественными производителями за использования знака соответствия. |
Проект постановления Президента Республики Узбекистан |
октябрь 2022 года |
Кабинет Министров (Ж.Ходжаев), Узбекское агентство по техническому регулированию (Д.Саттаров) |
3. |
Упрощение администрирования налога на добавленную стоимость |
1. Упрощение администрирования налога на добавленную стоимость. При этом начиная с 1 октября 2022 года полностью ввести систему расчета налога на добавленную стоимость, ввести систему возврата в течение 7 дней суммы переплаты по налогу на добавленную стоимость субъектам предпринимательства, включенным в перечень, утвержденный в установленном порядке. При этом указанный перечень предпринимателей утверждается Правительственной комиссией (Ж. Ходжаев). 2. Проведение совместно с представителями бизнеса и экспертами открытых обсуждений проблем по налогу на добавленную стоимость и разработка предложений по их устранению.
|
Проект постановления Президента Республики Узбекистан |
октябрь 2022 года |
Кабинет Министров (Ж.Ходжаев, Д.Кучкоров), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Министерство финансов (Т.Ишметов), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов) |
4. |
Снижение налогового бремени для предпринимателей |
Установление с 1 января 2023 года ставки налога на добавленную стоимость 12 процентов. |
Проект закона |
ноябрь 2022 года |
Министерство финансов (Т.Ишметов) |
5. |
Отказ от начисленной налоговой задолженности в результате применения действенного налогового механизма |
Исключение из учета налоговой задолженности, начисленной по повышенным ставкам, в результате применения действенных мер по налогу на имущество и земельному налогу в отношении пустующих зданий, неиспользуемых земельных участков. |
Проект Указа Президента Республики Узбекистан |
сентябрь 2022 года |
Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Министерство финансов (Т.Ишметов) |
6. |
Освобождение от таможенных пошлин гранул полпропилена |
Проанализировав проблемы, имеющиеся в деятельности отечественных производителей, в целях поддержки переработки сырья и производства готовой продукции, внесение предложений о применении нулевой ставки таможенных пошлин при импорте сырьевой продукции, не производимой в Республике Узбекистан, в том числе гранул полипропилена. |
Проект постановления Президента Республики Узбекистан |
октябрь 2022 года |
Кабинет Министров (Ж.Ходжаев), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Государственный таможенный комитет (А.Мавлонов)
|
7. |
Развитие фармацевтической отрасли |
1. Проведение вместе с представителями фармацевтической отрасли изучения проблем, возникающих в их деятельности, и разработка предложений по их устранению. 2. Освобождение от таможенных пошлин сырья, не производимого в республике и используемого при производстве фармацевтической продукции. 3. Пересмотр ограничения (10 тысяч долларов), установленного для размера инвестиций при открытии за рубежом торгового представительства. |
Проект постановления Кабинета Министров |
октябрь 2022 года |
Кабинет Министров (Ж.Ходжаев), Министерство здравоохранения (Б.Мусаев), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Государственный таможенный комитет (А.Мавлонов), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов) |
II. СОЗДАНИЕ УДОБНОЙ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСШИРЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ПРОЕКТОВ
|
|||||
8. |
Обеспечение предпринимателей оборотными средствами |
1. Выделение Министерством финансов ресурса в 500 миллионов долларов Микрокредитбанку, Агробанку и Народному банку для проектов микро- и малого бизнеса. При этом данные средства выделяются для проектов вновь созданных субъектов малого бизнеса в размере до 300 миллионов сумов, сроком до 5 лет, с 2-х годичным льготным периодом. 2. Продление в 2 раза срока выделения коммерческим банкам в качестве ресурса средств, привлеченных от международных финансовых организаций. При этом средства в национальной валюте размещаются по ставке, не превышающей 14 процентов, размер маржи по кредитам в иностранной валюте устанавливается в размере 0,25 процентов. |
Проект постановления Президента Республики Узбекистан |
декабрь 2022 года |
Министерство финансов (Т.Ишметов), Центральный банк (М.Нурмуратов), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов) |
9. |
Повышение ресурсной базы коммерческих банков |
1. Привлечение долгосрочных кредитных линий международных финансовых институтов в размере 1 миллиарда долларов, при этом средства в размере 300 миллионов долларов направляются на женские и молодежные проекты. |
План мероприятий |
сентябрь 2022 года |
Министерство инвестиций и внешней торговли (Ш.Вафаев), Министерство финансов (Т.Ишметов), Центральный банк (М.Нурмуратов) |
При этом привлечь от JICA - 400 млн долларов США, Европейского банка реконструкции и развития - 150 млн долларов США, Всемирного банка - 150 млн долларов США, Азиатского банка развития - 120 млн долларов США, Исламского банка развития - 30 млн долларов США и Исламской торгово-финансовой корпорации - 150 млн долларов США. |
Проекты постановлений Кабинета Министров |
в 2022-2023 годах |
|||
2. Оставить в распоряжении государственных банков 2 триллиона сумов их чистой прибыли и направить их на проекты субъектов малого предпринимательства. |
Постановления наблюдательных советов коммерческих банков |
сентябрь 2022 года |
Министерство финансов (Т.Ишметов), Центральный банк (М.Нурмуратов), коммерческие банки |
||
3. Привлечение коммерческими банками за счет международных финансовых институтов средств в размере 700 миллионов долларов США без гарантии государства для проектов среднего бизнеса. 4. Привлечение коммерческими банками за счет депозитов денежных средств в размере 20 триллионов сумов и направление на выдачу дополнительных кредитов. |
Постановления Правления |
сентябрь 2022 года |
Центральный банк (М.Нурмуратов), коммерческие банки |
||
10. |
Финансирование и расширение проектов среднего бизнеса |
Принятие программы по выделению Национальным банком, Промстройбанком и Ипотека банком долгосрочных кредитов стоимостью 2 миллиарда долларов США для субъектов среднего бизнеса, выступивших с инициативой осуществления 111 крупных проектов. При этом: Кабинету Министров закрепить за каждым проектом ответственных от хокимиятов областей, Правительства, министерств и ведомств и обсуждать состояние проекта каждые 15 дней; по итогам каждого квартала вносить информацию в Администрацию Президента Республики Узбекистан.
|
Проект постановления Кабинета Министров |
октябрь 2022 года |
Кабинет Министров (Ж.Ходжаев), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), соответствующие коммерческие банки, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
11. |
Развитие микрофинансовых организаций |
1. Привлечение дополнительных средств для небанковских кредитных организаций, приведение в соответствие с Законом "О небанковских кредитных организациях и микрофинансовой деятельности" подзаконных актов по расширению возможностей кредитования, а также отмена устаревших норм, касающихся их деятельности. 2. Организация семинаров-тренингов по доведению до микрофинансовых организаций новостей в законодательстве и новых возможностей. |
План мероприятий |
ноябрь 2022 года |
Центральный банк (М.Нурмуратов), Министерство юстиции (Р.Давлетов) |
12. |
Укрепление кредитного обеспечения предпринимателей |
1. Дополнительное увеличение в 2 раза возможностей предоставления гарантий со стороны Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности. |
План мероприятий |
октябрь 2022 года |
Министерство экономического развития (И.Норкулов), Министерство финансов (Т.Ишметов) |
2. Создание системы использования в качестве залогового обеспечения при выдаче кредитов также товаров, находящихся в обороте, экспортных контрактов, открытых аккредитивов и будущих поступлений. |
Постановление Правления |
октябрь 2022 года |
Центральный банк (М.Нурмуратов) |
||
13. |
Создание благоприятных условий для внедрения новых финансовых услуг и технологий |
Введение с 1 октября 2022 года особого правового режима "регулятивная песочница" по экспериментам в ограниченной среде новых финансовых операций, технологий и услуг, контролируемых финансовыми организациями. |
Постановление Правления |
сентябрь 2022 года |
Центральный банк (М.Нурмуратов) |
14. |
Поддержка деятельности теплиц |
Изучение с выездом на места деятельности проблемных тепличных хозяйств, разделение их на перспективные и бесперспективные категории. В частности, на основе опыта Бухары: а) по перспективным проектам: продление по имеющимся и будущим кредитам сроков с 5-7 лет до 10-13 лет; создание возможности уплаты в рассрочку платежей за потребление природного газа; б) выявление бесперспективных проектов и изучение вопроса о возможности передачи их новым инициаторам. |
Проект постановления Кабинета Министров |
октябрь 2022 года |
Кабинет Министров (Ж.Ходжаев), Министерство сельского хозяйства (Ш.Тешаев), Центральный банк (М.Нурмуратов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство энергетики (А.Ахмедхаджаев), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
15. |
Поощрение поддержки молодых предпринимателей регионов предпринимателями, имеющими определенный опыт и достижения, на основе традиций "наставник - ученик". |
Разработка предложений по введению налоговых послаблений субъектам предпринимательства, воспитавшим в сельской местности десять учеников-предпринимателей. |
Проект постановления Президента Республики Узбекистан |
октябрь 2022 года |
Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев) |
III. СОЗДАНИЕ ДОСТАТОЧНЫХ УСЛОВИЙ, ИНФРАСТРУКТУРЫ И ГАРАНТИРОВАННЫХ РЫНКОВ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ |
|||||
16. |
Исходя из условий регионов, поддержка бизнеса на основе особых подходов |
1. Разработка проекта концепции, включающей основные показатели и критерии по разделению регионов на 5 категорий по предоставлению компенсаций и гарантий за налоги, субсидии, кредитные проценты, подключению к инфраструктуре. |
Проект Концепции |
15 сентября 2022 года |
Кабинет Министров (Д.Кучкаров, Ж.Ходжаев), Министерство экономического развития (И.Норкулов), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
2. Проведение изучений в регионах на основе концепции с созданием отдельных рабочих групп и разработка предложений по разделению регионов на категории. |
План мероприятий |
1 октября 2022 года |
|||
3. Начиная с 2023 года разделение районов и городов на 5 категорий, исходя из их условий. |
Проект постановления Президента Республики Узбекистан |
ноябрь 2022 года |
|||
17. |
Поддержка реализации средних и крупных проектов и создание необходимой инфраструктуры |
1. Организация в каждой области, имеющей все условия и инфраструктуру для бизнеса, крупных специальных экономических зон для 100 предприятий. В частности, в этих зонах: обеспечить со стороны государства внешние инженерно-коммуникационные сети; предложить для бизнеса готовые производственные помещения; привлечь для их управления квалифицированные зарубежные компании; создать "Инновационные и инжиниринговые центры" и современные лаборатории; применять пониженные коэффициенты при выставлении на аукцион земель в отдаленных регионах. 2. Снижение суммы начисленного и подлежащего уплате налога на прибыль субъектов предпринимательства на сумму затрат собственных средств на внешние инженерно-коммуникационные сети по проектам свыше 200 миллиардов сумов. |
Проект постановления Президента Республики Узбекистан |
ноябрь 2022 года |
Кабинет Министров (Д.Кучкаров, Ж.Ходжаев), Министерство экономического развития (И.Норкулов), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
18. |
Ускорение приватизации земель |
1. Снижение оплаты 20 кратного размера земельного налога за приватизацию в городе Ташкенте и областных центрах до 10 раз, в других регионах до 5 раз. 2. Проанализировав все процедуры приватизации, разработка предложений по устранению бюрократических барьеров, возникающих на практике. |
Проект постановления Кабинета Министров |
сентябрь 2022 года |
Министерство экономического развития (И.Норкулов), Агентство по кадастру (Ф.Пулатов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Агентство по управлению государственными услугами (А.Ортиков) |
19. |
Упрощение процедур выставления на аукцион земельных участков и пустующих зданий |
1. Упрощение процедур выставления на аукцион земельных участков и пустующих зданий, предусмотрев следующее: сокращение процедур выставления на аукцион земельных участков, обеспечение их максимального срока не более 30 дней; продление с 1 года до 3 лет срока сдачи в аренду через аукцион пустующих объектов. 2. Введение в практику передачи в аренду участков естественных водоемов республики через электронную торговую платформу "E-AUKSION". |
Проект постановления Кабинета Министров |
октябрь 2022 года |
Агентство по управлению государственными активами (А.Ортиков), Министерство экономического развития (И.Норкулов), Агентство по кадастру (Ф.Пулатов), Министерство юстиции (Р.Давлетов) Министерство водного хозяйства (Ш.Хамраев) |
3. Выставление в текущем года дополнительно на торги более 10 тысяч земельных участков. |
Практические мероприятия |
до конца 2022 года |
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Агентство по управлению государственными активами (А.Ортиков), Агентство по кадастру (Ф.Пулатов) |
||
20. |
Дальнейшее сокращение количества лицензий, разрешений |
1. Проведение полной инвентаризации лицензий и разрешений, а также установленных по ним требований, по результатам - сокращение количества лицензий и разрешений, перевод их в уведомительный порядок, упрощение лицензионных и разрешительных процедур путем отмены дублирующих друг друга и бюрократических требований. |
Проект постановления Президента Республики Узбекистан |
ноябрь 2022 года |
Мнистерство юстиции (Р.Давлетов), Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Министерство экономического развития (И.Норкулов), Антимонопольный комитет (А.Каюмов), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов) |
2. Отмена требования получения лицензии за использование сетей передачи данных от операторов платежных систем, платежных организаций и банков. |
Проект постановления Кабинета Министров |
октябрь 2022 года |
Министерство информационных технологий (Ш.Шерматов), Центральный банк (М.Нурмуратов) |
||
Сокращение для предпринимателей бумажной волокиты в бизнес-процессах |
1. Широкое обсуждение с участием предпринимателей и полная инвентаризация практики хранения в бумажной форме и сдачи государственным органам документов для бизнеса (в том числе документов, которые ведутся в архивных, банковских, налоговых, статистических сферах или используемых при получении соответствующих государственных услуг) |
Встреча |
сентябрь 2022 года |
Кабинет Министров (Д.Кучкаров), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Государственный комитет по статистике (Б.Бегалов), Министерство информационных технологий (Ш.Шерматов), Агентство "Узархив" (У.Юсупов) |
|
2. На основе предложений предпринимателей и результатов инвентаризации разработка предложений по отказу от бумажных форм соответствующих документов и переводу их в электронную форму. |
Проект постановления Президента Республики Узбекистан |
октябрь 2022 года |
|||
22. |
Совершенствование системы переработки на таможенной территории |
1. Путем проведения встреч с предпринимателями, работающими в режиме переработки на таможенной территории, разработка предложений по совершенствованию данной деятельности.
|
Встреча |
сентябрь 2022 года |
Кабинет Министров (Ж.Ходжаев), Министерство финансов (Т.Ишметов), Государственный таможенный комитет (А.Мавлонов), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов) |
2. Реализация предложений предпринимателей, а также разработка проекта постановления, предусматривающего внедрение механизма ввоза сырья и материалов в режиме "Переработка на таможенной территории" без залога. |
Проект постановления Президента Республики Узбекистан |
||||
3. Создание таможенного пункта в малой промышленной зоне "Юксалиш". |
План мероприятий |
октябрь 2022 года |
Государственный таможенный комитет (А.Мавлонов), Наманганский областной хокимият |
||
23. |
Расширение инфраструктуры для электромобилей |
Государственная поддержка расширения инфраструктуры зарядных станций электромобилей. При этом: а) разрешить предпринимателям оказывать услуги населению через зарядные станции электромобилей (реализовывать потребителям электроэнергию); б) увеличить выделение мест для электрозарядных станций в торговых центрах, государственных учреждениях, парках развлечений, жилых массивах и на автостоянках; в) освободить электрозарядные станции сроком на 3 года от налога на имущество и земельного налога, а также налога на прибыль, таможенной пошлины на не производимое в республике оборудование, импортируемое этими станциями; г) предусмотреть механизм по доведению к 2027 году количества электрозарядных станций не менее чем до 2 тысяч. |
Проект постановления Президента Республики Узбекистан |
сентябрь 2022 года |
Министерство экономического развития (И.Норкулов), Министерство энергетики (А.Ахмедхаджаев),Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Узбекское агентство по техническому регулированию (Д.Саттаров), Министерство строительства (Б.Закиров) |
24. |
Внедрение открытой и прозрачной системы получения и использования разрешений на зарубежные грузоперевозки |
1. Совершенствование системы получения и использования разрешений на зарубежные грузоперевозки. При этом: введение в работу электронного портала по выдаче разрешений национальным перевозчикам; разработка рейтинга национальных грузоперевозчиков и, в зависимости от накопленных ими баллов, распределение разрешения. При этом если данные разрешения не используются в течении трех месяцев, выставление их вновь на портал. |
Проект постановления Кабинета Министров |
октябрь 2022 года |
Министерство транспорта (И.Махкамов), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов) |
2. В сфере железных дорог: внедрение цифровых технологий и автоматизация всех операций; строительство на 63 железнодорожных станциях закрытых и открытых площадок для погрузки-разгрузки грузов, расширение имеющихся площадок; разделение тарифов по каждому виду услуг, создание возможностей для грузоперевозчиков в частных вагонах. |
План мероприятий |
октябрь 2022 года |
Министерство транспорта (И.Махкамов), АО "Узбекистон темир йуллари" (Х.Хасилов) |
||
25. |
Упрощение порядка организации деятельности выездной торговли |
Упрощение порядка организации деятельности выездной торговли. При этом: разрешить организацию на территории государственных организаций пунктов выездной торговли, а на территории, прилегающей к объектам общественного питания, - сезонных кафе; расширение видов деятельности выездной торговли, сокращение количества ведомств, согласовывающих размещение объектов, минимум в 2 раза; усиление защиты законных прав и интересов субъектов предпринимательства, занимающихся деятельностью по выездной торговле. |
Проект постановления Кабинета Министров |
сентябрь 2022 года |
Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
26. |
Поддержка деятельности по производству фарфорово-глиняных изделий |
1. Определение и выставление на аукцион земель, подходящих для добычи сухой глины для производства глиняных изделий. |
План мероприятий |
октябрь 2022 года |
Кабинет Министров (Ж.Ходжаев), Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам (Ш.Алимов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
2. Внесение предложений по увеличению производства фарфора. 3. Включение в перечень видов деятельности (работ, услуг) для самозанятых лиц деятельности по разукрашиванию глиняной посуды. |
Проект постановления Кабинета Министров |
октябрь 2022 года |
Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Министерство занятости и трудовых отношений (Н.Хусанов) |
||
27. |
Упрощение порядка создания негосударственных профессиональных образовательных организаций |
Сокращение требований, предъявляемых к созданию негосударственных профессиональных образовательных организаций, в частности, сокращение в 2 раза размера средств, которые должны быть на банковском расчетном счете (с 50 тысяч долларов до 25 тысяч долларов). |
Проект постановления Кабинета Министров |
октябрь 2022 года |
Государственная инспекция по надзору за качеством образования (У.Ташкенбаев), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Министерство высшего и среднего специального образования (А.Тошкулов) |
28. |
Финансовое содействие молодежному предпринимательству |
Создание условий для уплаты в рассрочку в течение 12 месяцев платежей по первоначальной стоимости при передаче в аренду через электронный онлайн-аукцион земельных участков и зданий, сооружений в зонах молодежной промышленности и предпринимательства. |
Проект постановления Президента Республики Узбекистан |
октябрь 2022 года |
Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Министерство экономического развития (И.Норкулов), Торгово-промышленная палата (Д.Ваҳобов) |
IV. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСА МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ, ПРЕВРАЩЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ В РЕАЛЬНЫЙ РЫНОЧНЫЙ АКТИВ |
|||||
29. |
Защита права собственности |
1. Установление исключительно судебного порядка отмены решений о выделении земель и имущества. При этом установить, что не допускается отмена решений, касающихся права собственности, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента. 2. Отказ от практики, когда при ликвидации юридического лица, отменяется также его право на землю. 3. В целях предотвращения случаев необоснованной описи имущества в процессе предварительного следствия допускать эти действия исключительно в судебном порядке. |
Проект Указа Президента Республики Узбекистан |
август 2022 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), Генеральная прокуратура (Н.Юлдошев), Агентство по кадастру (Ф.Пулатов), Агентство по управлению государственными активами (А.Ортиков) |
30. |
Сокращение судебных расходов для предпринимателей |
1. Сокращение ставки государственной пошлины в 2 раза при подаче предпринимателями заявления в административный суд. 2. Пересмотр размера государственной пошлины по исковым заявлениям, подаваемым предпринимателями в экономические суды. 3. Продление до 3 лет срока обжалования предпринимателями в суд решений налоговых органов. |
Проект постановления Президента Республики Узбекистан |
ноябрь 2022 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), Верховный суд (Б.Исламов), Министерство финансов (Т.Ишметов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев) |
31. |
Обеспечение неприкосновенности денежных средств на банковских счетах предпринимателей |
Установление мер административной и уголовной ответственности за случаи перевода или изъятия денежных средств с банковских счетов предпринимателей без их согласия. |
Проект закона |
октябрь 2022 года |
Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Генеральная прокуратура (Н.Юлдошев), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Центральный банк (М.Нурмуратов) |
32. |
Предоставление статуса участника предпринимателям, осуществляющим деятельность в малых промышленных зонах |
Предоставление статуса участника малой промышленной зоны 590 предпринимателям, ранее размещенным в малых промышленных зонах на основании решений отборочных комиссий при хокимиятах.
|
Проект распоряжения Кабинета Министров |
сентябрь 2022 года |
Заместитель Премьер-министра (Ж.Ходжаев), Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов) |
V. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИХ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ |
|||||
33. |
Совершенствование системы привлечения предпринимателей к ответственности |
1. Объявление моратория сроком на 3 года на применение к предпринимателям новых видов мер наказания. 2. Установить неприменение к предпринимателям в течение 6 месяцев мер ответственности за невыполнение предусмотренных в новых актах законодательства требований, возлагающих обязательства в отношении предпринимателей. 3. Пересмотр сроков вступления в силу нормативно-правовых актов, предусматривающих усложнение процедур осуществления предпринимательской деятельности. 4. Отмена мер уголовной ответственности за нарушение правил торговли. 5. Создание системы, предусматривающей содействие представителям микро- и малого бизнеса, впервые совершившим правонарушение, по устранению недостатков без применения мер ответственности и внесение предложений по пересмотру размера штрафов. |
Проект Указа Президента Республики Узбекистан |
октябрь 2022 года |
Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев) |
34. |
Оптимизация контрольных функций и координация проверок |
1. Оптимизация более 20 дублирующих и не отвечающих требованиям времени контрольных функций контролирующих органов в отношении предпринимательской деятельности. |
проект Указа Президента Республики Узбекистан |
октябрь 2022 года |
Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов), Министерство юстиции (Р.Давлетов), контролирующие органы |
2. Осуществление с 1 ноября 2022 года всех видов проверок предпринимательской деятельности с регистрацией их в обновленной электронной платформе с координацией Бизнес-омбудсманом. |
Практические меры |
октябрь 2022 года |
|||
35. |
Пересмотр порядка проведения налоговых проверок и их сроков |
1. Глубоко изучив предложения предпринимателей: сокращение сроков налоговых проверок; определение размеров минимальной границы финансовых ошибок и недостатков, не требующих отдельной налоговой проверки; установление порядка уведомления предпринимателей о процессах проверки и открытого и прозрачного рассмотрения их жалоб. |
Проект закона |
октябрь 2022 года |
Министерство юстиции (Р.Давлетов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов) |
2. Создание совместного Апелляционного совета Государственного налогового комитета и Торгово-промышленной палаты по разрешению налоговых споров с 1 октября 2022 года. Включение в данный Совет представителей Палаты налоговых консультантов, Национальной ассоциации бухгалтеров и аудиторов и предпринимателей. |
План мероприятий |
октябрь 2022 года |
Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов) |
||
36. |
Сокращение срока камеральной налоговой проверки |
Сокращение с 60 дней до 30 дней срока камеральной налоговой проверки обоснованности суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению. |
Проект закона |
октябрь 2022 года |
Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Бизнес-омбудсман (Д.Касимов) |
37. |
Снижение штрафа за дебиторскую задолженность |
1. Не считать в качестве просроченной дебиторской задолженности и не применять штрафные санкции при не превышении размера непоступившей валюты 5 процентов отправленной на экспорт продукции в рамках экспортного контракта. 2. Разработка предложений по устранению проблем, возникающих при применении правил кредит-ноты.
|
Проект постановления Президента Республики Узбекистан |
октябрь 2022 года |
Министерство инвестиций и внешней торговли (Л.Кудратов), Государственный налоговый комитет (Ш.Кудбиев), Центральный банк (М.Нурмуратов), Министерство финансов (Т.Ишметов) |
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВ, ВЫДВИНУТЫХ НА ВСТРЕЧЕ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ, А ТАКЖЕ ШИРОКАЯ ПРОПАГАНДА ИТОГОВ "ОТКРЫТОГО ДИАЛОГА" |
|||||
38. |
Формирование благоприятной среды для совместной работы с бизнесом |
Создание в центре каждого района и города Сквера предпринимателей. При этом: создание для предпринимателей, представителей банков, инвесторов среды для обсуждения бизнес-проектов; создание благоприятных условий для "B2B", коворкингов, организация Wi-Fi зон; обеспечение демонстрации в течение года на выставках "Созидатели благополучия" ("Фаровонлик бунёдкорлари") результатов, достигнутых активными предпринимателями района, города. |
Проект постановления Кабинета Министров |
октябрь 2022 года |
Торгово-промышленная палата (Д.Ваҳобов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
39. |
Совершенствование деятельности Торгово-промышленной палаты |
Совершенствование деятельности Торгово-промышленной палаты При этом: а) предоставление Торгово-промышленной палате следующих полномочий: внесение в Правительство вопросов, обязательных к рассмотрению; подача в Верховный суд заявлений в интересах предпринимателя, а также обжалование для пересмотра решений судов по экономическим, административным и уголовным делам; б) выведение Торгово-промышленной палаты из подчинения Правительству; в) кардинальное изменение системы Торгово-промышленной палаты, пересмотр и совершенствование ее действующей структуры; г) с целью широкого охвата всех предпринимателей освобождение микро-, малых и средних предпринимателей от уплаты членских взносов в Торгово-промышленную палату; д) ежегодное выделение Торгово-промышленной палате средств из Государственного бюджета; е) предоставление территориальным подразделениям Торгово-промышленной палаты следующих полномочий: организация в каждом районе и городе школ обучения бизнесу на основе передовых методик; предоставление полномочий по внесению хокимам и руководителям других территориальных органов представлений, обязательных к рассмотрению; проведение не менее двух раз в месяц критических обсуждений с областными, районными и городскими Кенгашами народных депутатов, а также с хокимами. |
Проект Указа Президента Республики Узбекистан |
октябрь 2022 года |
Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов), Верховный суд (Б. Исламов), Министерство юстиции (Р.Давлетов), Министерство финансов (Т. Ишметов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
40. |
Совершенствование системы подготовки специалистов в клинической ординатуре |
Создание системы подготовки специалистов в ординатуре в ведущих частных клиниках. |
Проект постановления Президента Республики Узбекистан |
октябрь 2022 года |
Министерство здравоохранения (Б.Мусаев), Министерство высшего и среднего специального образования (А.Ташкулов) |
41. |
Учреждение для предпринимателей отдельных государственных наград |
Учреждение почетного звания "Заслуженный предприниматель Узбекистана" ("Ўзбекистонда хизмат кўрсатган тадбиркор") для достойного признания представителей бизнеса, снискавших авторитет среди народа достижениями по созданию рабочих мест, организации новых направлений бизнеса, реализации инноваций в своей сфере. |
Проект закона |
октябрь 2022 года |
Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов), Бизнес-омбудсман (Д.Касимов) |
42. |
Организация встреч с предпринимателями регионов и обеспечение реализации инициатив |
1. Организация в каждом регионе встреч с предпринимателями, обсуждение результатов "открытого диалога" и разработка новых предложений. 2. Утверждение "дорожной карты" по реализации задач, определенных на открытом диалоге, а также принятие мер по обеспечению их исполнения местными хокимиятами и руководителями секторов на основе новой системы работы. |
План мероприятий |
август- сентябрь 2022 года |
Кабинет Министров (Ж.Ходжаев, Д.Кучкаров), Торгово-промышленная палата (Д.Вахобов), Бизнес-омбудсман (Д.Касимов), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
Примечание. Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы и предмета регулирования соответствующих правовых отношений могут пересматриваться или объединяться в единый документ.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 31 августа 2022 г.
"Народное слово", 31 августа 2022 г.