Кадровый консультант
Кадровый консультант/ Нормативно-правовые акты/ Кодексы Республики Узбекистан/ Трудовой Кодекс Республики Узбекистан (Утвержден Законом РУз от 28.10.2022 г. N ЗРУ-798)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ТРУДОВОЙ КОДЕКС
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Кодекс регулирует индивидуальные трудовые отношения и непосредственно связанные с ними общественные отношения на основе обеспечения баланса и согласования интересов работников, работодателей и государства.
Основными задачами настоящего Кодекса являются:
установление государственных гарантий трудовых прав и свобод работников, включая право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и безопасные условия труда и на защиту от безработицы;
обеспечение реализации прав работодателей в сфере подбора, расстановки кадров и организации эффективного трудового процесса;
поощрение и развитие социального партнерства в сфере труда;
обеспечение защиты прав и законных интересов работников и работодателей;
содействие эффективному функционированию рынка труда.
Статья 3. Основные принципы правового регулирования
индивидуальных трудовых отношений и непосредственно
связанных с ними общественных отношений
Основными принципами правового регулирования индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними общественных отношений являются:
равенство трудовых прав, запрещение дискриминации в сфере труда и занятий;
свобода труда и запрещение принудительного труда;
социальное партнерство в сфере труда;
гарантированность обеспечения трудовых прав и исполнения трудовых обязанностей;
недопустимость ухудшения правового положения работника.
Статья 4. Принцип равенства трудовых прав,
запрещения дискриминации в сфере труда и занятий
(ч.1) Каждый имеет равные возможности в реализации и защите трудовых прав.
(ч.2) Дискриминация в сфере труда и занятий запрещается. Дискриминацией является установление каких-либо прямых или косвенных ограничений, а равным образом предоставление каких-либо прямых или косвенных преимуществ в области труда и занятий в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, социального происхождения, наличия судимости у родственников, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда.
(ч.3) Не являются дискриминацией обоснованные различия, исключения, предпочтения, а также ограничения прав работников в сфере труда и занятий, обусловленные свойственными данному виду труда требованиями или особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите (лица, занятые исполнением семейных обязанностей, несовершеннолетние, лица с инвалидностью, беременные женщины и другие).
(ч.4) Обоснованные различия в правовом регулировании труда отдельных категорий работников могут быть обусловлены характером трудовой связи работника с работодателем, местом осуществления трудовой деятельности, условиями и характером труда работника, правовым статусом работодателя, спецификой труда работников некоторых отраслей и профессий, психофизиологическими особенностями организма, наличием семейных обязанностей и другими объективными обстоятельствами.
(ч.5) Лицо, считающее, что оно подверглось дискриминации в сфере труда и (или) занятий, может обжаловать в установленном порядке факт дискриминации, в том числе обратиться в суд с заявлением об устранении дискриминации и возмещении причиненного ему материального ущерба и компенсации морального вреда.
Статья 5. Принцип свободы труда и запрещения
принудительного труда
(ч.1) Свобода труда означает право каждого распоряжаться своими способностями к труду, реализовывать их в любой не запрещенной законом форме, свободно выбирать род занятий, профессию и специальность, место работы и условия труда.
(ч.2) Применительно к индивидуальным трудовым отношениям свобода труда проявляется в свободе трудового договора, означающей:
свободу работников и работодателей в заключении трудового договора. Понуждение работника и работодателя к заключению трудового договора не допускается. В случаях, когда обязанность работодателя заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством, работодатель обязан заключить трудовой договор с работником;
определение договорных (основных и дополнительных) условий трудового договора по соглашению его сторон;
возможность изменения трудового договора по соглашению между работником и работодателем;
возможность прекращения любого трудового договора в любое время по соглашению его сторон;
право работника прекратить трудовой договор по собственной инициативе в порядке, установленном настоящим Кодексом;
право работодателя по собственной инициативе прекратить трудовой договор с работником при наличии предусмотренных настоящим Кодексом оснований прекращения трудового договора и с соблюдением установленного порядка;
возможность в случаях, установленных настоящим Кодексом или иным законом, предусматривать в трудовом договоре дополнительные основания его прекращения.
(ч.3) Принудительный труд запрещен.
(ч.4) Принудительный труд означает любую работу или службу, требуемую от какого-либо физического лица под угрозой применения наказания, для выполнения которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Под наказанием понимается применение или угроза применения к физическому лицу любых мер материального, физического или психического воздействия, вынуждающих данное лицо осуществлять трудовую деятельность при отсутствии его добровольного согласия.
(ч.5) Принудительный труд не включает в себя:
выполнение работ военного характера или работ, связанных с прохождением альтернативной службы на основании Закона Республики Узбекистан "О всеобщей воинской обязанности и военной службе";
работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения;
работу, выполняемую в качестве наказания по вступившему в законную силу решению суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных решений.
Статья 6. Принцип социального партнерства
в сфере труда
(ч.1) Принцип социального партнерства в сфере труда заключается во взаимодействии работников, их представителей, работодателей, их представителей, а также государственных органов, направленном на обеспечение согласования интересов работников, работодателей и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.
(ч.2) Основываясь на принципе социального партнерства в сфере труда, трудовое законодательство:
создает необходимые условия для осуществления двустороннего (между работниками, их представителями и работодателями, их представителями) и трехстороннего (между представителями работников, работодателей и органами исполнительной власти) сотрудничества в сфере труда в целях согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования индивидуальных трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними общественных отношений;
гарантирует право работников и работодателей на объединение для обеспечения представительства и защиты их интересов;
закрепляет право представителей работников и работодателей на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных соглашений и коллективного договора;
определяет какие локальные акты могут быть приняты работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзный комитет, организатор профсоюза или организатор группы профсоюза) или иным представительным органом работников (далее - профсоюзный комитет);
предусматривает участие представителей работников и работодателей в разрешении (урегулировании) трудовых споров;
закрепляет иные меры, направленные на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в сфере труда.
Статья 7. Принцип гарантированности обеспечения трудовых
прав и исполнения трудовых обязанностей
Трудовое законодательство закрепляет совокупность средств и способов, обеспечивающих:
реализацию прав работников и работодателей в сфере труда, установленных трудовым законодательством и иными правовыми актами о труде, а также трудовым договором;
исполнение работодателями и работниками обязанностей, установленных трудовым законодательством и иными правовыми актами, о труде, а также трудовым договором;
защиту трудовых прав работников и работодателей и восстановление нарушенных прав;
ответственность работодателя за нарушение трудовых прав работников, трудового законодательства, а также ответственность работника за нарушение им трудовых обязанностей.
Статья 8. Принцип недопустимости ухудшения
положения работника
(ч.1) Любой нормативно-правовой акт не должен ухудшать положение работника по сравнению с нормативно-правовым актом, обладающим большей юридической силой.
(ч.2) Ни один локальный акт, индивидуальный правовой акт работодателя не может ухудшать положение работника по сравнению с нормативно-правовыми актами.
Статья 9. Исчисление сроков, предусмотренных
настоящим Кодексом
(ч.1) Сроки, установленные настоящим Кодексом, коллективными соглашениями, коллективным договором или трудовым договором определяются календарной датой, истечением периода времени, исчисляемого годами, месяцами, неделями, днями или часами, либо указанием на событие, которое должно наступить.
(ч.2) Исчисление сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение или прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается со следующего дня после календарной даты, которой определено его начало.
(ч.3) Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующие числа последнего года, месяца, недели срока.
(ч.4) Если конец срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц с большим или меньшим числом дней по сравнению с месяцем, с которого началось течение срока, то днем истечения срока считается последний день месяца, в котором истекает срок.
(ч.5) В срок, исчисляемый в календарных годах, месяцах, неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
(ч.6) Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.
ГЛАВА 2. ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
И ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ
(ч.1) Трудовое законодательство состоит из настоящего Кодекса и иных актов законодательства, регулирующих индивидуальные трудовые отношения и непосредственно связанные с ними общественные отношения.
(ч.2) Если международным договором Республики Узбекистан установлены более льготные для работников правила по сравнению с трудовым законодательством Республики Узбекистан или иными правовыми актами о труде, то применяются правила международного договора.
(ч.3) Правила международных договоров Республики Узбекистан применяются и в тех случаях, когда индивидуальные трудовые отношения и непосредственно связанные с ними общественные отношения прямо не урегулированы трудовым законодательством Республики Узбекистан.
(ч.1) Действие трудового законодательства распространяется на:
индивидуальные трудовые отношения между работником и работодателем;
общественные отношения, непосредственно связанные с индивидуальными трудовыми отношениями.
(ч.2) Индивидуальными трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции с подчинением работника внутреннему трудовому распорядку при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными правовыми актами о труде, трудовым договором.
(ч.3) Запрещается заключение договоров гражданско-правового характера, фактически регулирующих индивидуальные трудовые отношения между работником и работодателем.
(ч.4) К общественным отношениям, непосредственно связанным с индивидуальными трудовыми отношениями, относятся:
отношения по трудоустройству работника у работодателя;
отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работника у работодателя;
коллективные трудовые отношения, складывающиеся в процессе социального партнерства в сфере труда;
отношения по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства, правил охраны труда и иных правовых актов о труде;
отношения по рассмотрению трудовых споров.
(ч.5) Правила, установленные на территории Республики Узбекистан трудовым законодательством, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено законами или международным договором Республики Узбекистан.
(ч.6) Действие трудового законодательства распространяется на государственных служащих, в том числе на работников Республики Узбекистан, направленных на работу в государственные учреждения Республики Узбекистан за границей (дипломатические, консульские и иные учреждения), а также на лиц, проходящих альтернативную службу, с особенностями, предусмотренными законом.
(ч.7) На военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также военнослужащих (сотрудников), проходящих службу в органах внутренних дел и государственной таможенной службы, Службе государственной безопасности, Национальной гвардии Республики Узбекистан и на иных, приравненных к ним лиц, трудовое законодательство распространяется в части, не противоречащей специальному законодательству.
(ч.8) На судей трудовое законодательство распространяется в части отношений, не урегулированной законодательством о судах.
(ч.9) На работников органов прокуратуры трудовое законодательство распространяется в части, не противоречащей законодательству, регулирующему деятельность органов прокуратуры.
(ч.10) Действие трудового законодательства распространяется на трудовые отношения спасателей спасательных служб и профессиональных спасательных формирований из числа работающих по трудовому договору в части, не урегулированной Законом Республики Узбекистан "О спасательной службе и статусе спасателя".
(ч.11) Действие трудового законодательства распространяется на трудовые отношения осужденных по приговору суда за совершение преступлений с учетом изъятий и ограничений, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Республики Узбекистан.
(ч.12) Трудовое законодательство не распространяется на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
военнослужащих, проходящих срочную военную службу;
членов наблюдательных советов организаций;
членов ревизионных комиссий (ревизоров), не являющихся работниками данной организации;
лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) на основании договоров гражданско-правового характера;
других лиц, если это установлено законом.
(ч.13) Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании договора гражданско-правового характера, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом либо другими законами, были признаны индивидуальными трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных правовых актов о труде.
Иными правовыми актами о труде являются:
коллективные соглашения;
коллективные договоры;
локальные акты, принимаемые работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом;
локальные акты, в том числе индивидуальные правовые акты, принимаемые работодателем единолично в пределах его полномочий.
Статья 13. Соотношение трудового законодательства
и иных правовых актов о труде
(ч.1) Иные правовые акты о труде могут предусматривать дополнительные по сравнению с установленными трудовым законодательством права и гарантии работникам.
(ч.2) Не допускается включение в иные правовые акты о труде правил, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством.
Статья 14. Соотношение коллективных соглашений
между собой и с локальными актами
(ч.1) Запрещается включение в отраслевые и территориальные коллективные соглашения положений, ухудшающих положение работников по сравнению с генеральным коллективным соглашением.
(ч.2) В случаях, если имеет место расхождение положений отраслевого и территориального коллективных соглашений, то применяются положения того коллективного соглашения, которое содержит более благоприятные для работника условия.
(ч.3) Локальные акты могут предусматривать дополнительные трудовые права и гарантии работникам по сравнению с установленными коллективными соглашениями, действие которых распространяется на данных работников.
(ч.4) Запрещается включение в локальные акты правил, ухудшающих положение работника по сравнению с коллективными соглашениями.
(ч.1) Локальные акты, принятые работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом, а также принятые работодателем единолично, не должны содержать правила, ухудшающие положение работника по сравнению с коллективным договором.
(ч.2) Локальные акты, принятые работодателем единолично, не должны содержать правила, ухудшающие положение работника по сравнению с локальными актами, принятыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
(ч.3) Если трудовое законодательство, коллективные соглашения либо коллективный договор или иные правовые акты о труде, принятые работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом, предусматривают, что тот либо иной вопрос должен решаться работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом, то соблюдение этого требования является обязательным для работодателя.
(ч.4) Профсоюзный комитет должен сообщить работодателю в письменной форме о принятом решении по вопросам, обозначенным в части третьей настоящей статьи, в двадцатидневный срок со дня получения письменного обращения работодателя, за исключением случаев, когда настоящим Кодексом предусмотрен иной срок. Если по истечении указанного срока обращение работодателя осталось без ответа, работодатель вправе решить соответствующий вопрос без получения согласия профсоюзного комитета.
(ч.5) В случаях, когда в организации не создан профсоюзный комитет, то о своем намерении решить вопросы, которые в соответствии с законодательством должны быть согласованы с профсоюзным комитетом, работодатель обязан в письменной форме проинформировать трудовой коллектив. Если в течение двух недель со дня получения информации не будет проведено общее собрание (конференция) трудового коллектива, на котором (которой) принято решение о создании первичной профсоюзной организации либо иного представительного органа работников, то работодатель вправе решить соответствующие вопросы самостоятельно.
Статья 16. Соотношение трудового законодательства,
иных правовых актов о труде и трудового договора
(ч.1) Трудовой договор с работником может предусматривать дополнительные по сравнению с предусмотренными трудовым законодательством и иными правовыми актами о труде права и гарантии работника.
(ч.2) Запрещается включение в трудовой договор условий, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством и иными правовыми актами о труде.
Статья 17. Недействительность правил иных правовых актов
о труде и условий трудового договора
(ч.1) Несоблюдение требований, предусмотренных частью второй статьи 13, частями первой, второй и четвертой статьи 14, частями первой и второй статьи 15 настоящего Кодекса, влечет за собой недействительность тех положений иных правовых актов о труде, которые ухудшают положение работника.
(ч.2) Несоблюдение требований, предусмотренных частью второй статьи 16 настоящего Кодекса, влечет за собой недействительность условий трудового договора, которые ухудшают положение работника.
(ч.3) Правила иных правовых актов о труде, а также условия трудового договора, являющиеся недействительными, не подлежат применению. Такие правила и условия считаются недействительными с момента их принятия.
(ч.4) Недействительность отдельных правил иных правовых актов о труде или отдельных условий трудового договора не влечет недействительности соответствующего акта или трудового договора в целом.
(ч.1) Работодатели в установленном законодательством порядке могут в пределах своих полномочий принимать индивидуальные правовые акты: приказы, распоряжения, постановления (далее - приказы), адресованные конкретному работнику (работникам) или коллективу и рассчитанные на разовое их применение (приказы о приеме на работу, об изменении условий труда, о переводе на другую работу, прекращении трудового договора, предоставлении работнику отпуска, применении к работнику дисциплинарного взыскания, поощрении работников и другие).
(ч.2) Индивидуальные правовые акты, принимаемые руководителем единолично, издаются в виде приказов или распоряжений. Индивидуальные правовые акты, принимаемые коллегиальным исполнительным органом, принимаются в виде постановлений.
(ч.3) Если индивидуальные правовые акты работодателя содержат положения, которые менее благоприятны, чем условия, установленные для работников трудовым законодательством и иными правовыми актами о труде, то эти акты или их соответствующие части являются недействительными.
ГЛАВА 3. СУБЪЕКТЫ И ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
§ 1. Субъекты индивидуальных трудовых отношений
Статья 19. Работник и работодатель как субъекты
индивидуальных трудовых отношений
(ч.1) Субъектами индивидуальных трудовых отношений являются работник и работодатель.
(ч.2) Работниками могут быть граждане Республики Узбекистан, а также иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие трудовой правоспособностью и дееспособностью, достигшие установленного настоящим Кодексом возраста и заключившие трудовой договор с работодателем.
(ч.3) Работодателями могут выступать:
организации, вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчиненности;
филиалы, представительства или иные обособленные подразделения организаций (далее - обособленные подразделения организаций);
физические лица.
(ч.4) Физические лица могут быть работодателями:
если они зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
если они осуществляют найм домашних работников в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства;
если их профессиональная деятельность подлежит регистрации и (или) лицензированию, и они вступили в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством.
Статья 20. Трудовая правоспособность и дееспособность работника
(ч.1) Способность иметь трудовые права и обязанности (трудовая правоспособность) и способность гражданина (физического лица) своими действиями приобретать и осуществлять трудовые права, создавать для себя трудовые обязанности и исполнять их (трудовая дееспособность) в равной мере признается за всеми гражданами Республики Узбекистан.
(ч.2) Иностранные граждане, лица без гражданства имеют такую же трудовую правоспособность и дееспособность, какую имеют граждане Республики Узбекистан, если законодательством или международным договором Республики Узбекистан не предусмотрено иное.
(ч.3) Трудовая правоспособность и дееспособность работника возникают одновременно с момента достижения им возраста шестнадцати лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами.
(ч.1) Работник имеет право на:
заключение, изменение и прекращение трудового договора в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом и иными законами;
предоставление работодателем работы, обусловленной трудовым договором;
рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
своевременную и в полном объеме оплату труда в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных нерабочих дней, а также ежегодных трудовых отпусков;
условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, а также получение полной и достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в соответствии с трудовым законодательством, иными правовыми актами о труде, трудовым договором;
объединение в профессиональные союзы и другие организации для представительства и защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
получение информации о коллективных соглашениях и коллективном договоре, а также о выполнении их условий, в том числе через своих представителей;
возмещение материального ущерба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсации морального вреда в порядке, установленном трудовым законодательством;
защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
разрешение трудовых споров в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными законами.
(ч.2) Работник может иметь и иные права в соответствии с трудовым законодательством, иными правовыми актами о труде и трудовым договором.
соблюдать трудовое законодательство и иные правовые акты о труде, условия трудовых договоров;
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
соблюдать внутренний трудовой распорядок;
соблюдать трудовую дисциплину;
выполнять установленные нормы труда;
соблюдать требования по охране труда, технологическую дисциплину, правила безопасности труда и производственной санитарии;
бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества);
возмещать работодателю причиненный материальный ущерб в порядке и пределах, установленных настоящим Кодексом;
незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества);
не совершать действий, препятствующих другим работникам выполнять их трудовые обязанности.
(ч.2) Работник может нести и иные обязанности в соответствии с трудовым законодательством, иными правовыми актами о труде и трудовым договором.
Статья 23. Трудовая правоспособность
и дееспособность работодателя
(ч.1) Трудовая правоспособность организаций-работодателей возникает с момента их государственной регистрации в установленном порядке.
(ч.2) Трудовая правоспособность обособленных подразделений организаций возникает с момента утверждения положений, регулирующих их деятельность.
(ч.3) Трудовая правоспособность и дееспособность работодателя - индивидуального предпринимателя наступает с момента его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
(ч.4) Трудовая правоспособность и дееспособность работодателя - физического лица, использующего наемный труд для выполнения работ в домашнем хозяйстве и в других личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, наступает с момента приобретения им гражданской дееспособности в полном объеме, а лица, не достигшего указанного возраста, со дня приобретения им гражданской дееспособности в полном объеме до исполнения ему восемнадцати лет в случаях, установленных Гражданским кодексом Республики Узбекистан.
(ч.5) Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях в соответствии с законом, иными правовыми актами о труде, учредительными документами организации и локальными актами осуществляются:
собственником организации;
органами управления организации или иными уполномоченными ими лицами;
физическим лицом, являющимся работодателем.
(ч.6) По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, когда законами установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
(ч.1) Работодатель имеет право:
заключать, изменять и прекращать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными законами;
инициировать коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), соблюдения внутреннего трудового распорядка;
привлекать работников к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом;
привлекать работников к материальной ответственности за прямой действительный ущерб, как непосредственно причиненный им работодателю, так и возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам;
принимать локальные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.
(ч.2) Работодатель может иметь и иные права в соответствии с трудовым законодательством, иными правовыми актами о труде и трудовым договором.
соблюдать трудовое законодательство и иные правовые акты о труде, условия трудовых договоров;
предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
не допускать нарушения требований настоящего Кодекса о запрещении дискриминации в сфере труда и занятий при приеме работников на работу, в процессе труда и при прекращении с работником трудового договора;
не допускать применение принудительного и наихудших форм детского труда;
обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие нормативным требованиям охраны труда;
обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими своих трудовых обязанностей;
выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными актами, трудовыми договорами;
вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;
предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного соглашения и коллективного договора, и осуществления контроля за их выполнением;
информировать работников об их праве на объединение;
знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;
своевременно выполнять предписания государственных трудовых инспекторов, а также должностных лиц других государственных органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов о труде;
принимать на работу работников, с которыми данный работодатель ранее прекратил трудовой договор, в случаях, когда за ними сохранялось место работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах;
своевременно рассматривать предписания и представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных правовых актов о труде, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
осуществлять обеспечение бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей;
обеспечить обязательное государственное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обязательное страхование гражданской ответственности работодателя;
возмещать материальный ущерб, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, в порядке и на условиях, установленных трудовым законодательством;
своевременно регистрировать трудовые договора, а также изменения и дополнения к ним в межведомственном аппаратно-программном комплексе "Единая национальная система труда" в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
(ч.2) Работодатель может нести и иные обязанности в соответствии с трудовым законодательством, иными правовыми актами о труде и трудовым договором.
§ 2. Основания возникновения индивидуальных
трудовых отношений
(ч.1) Индивидуальные трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
(ч.2) В случаях и порядке, установленных законодательством или иными правовыми актами о труде либо уставом (положением) организации, индивидуальные трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:
избрания на должность либо прохождения по конкурсу на замещение соответствующей должности;
назначения на должность или утверждения в должности;
направления на работу уполномоченными государственными органами;
выдачи подтверждения на право трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан;
согласия обоих родителей или одного из родителей(лица, заменяющего родителей);
принятия судебного решения о возложении на работодателя обязанности заключить трудовой договор;
признания судом отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании договора гражданско-правового характера, индивидуальными трудовыми отношениями.
(ч.3) Индивидуальные трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на то представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Статья 27. Индивидуальные трудовые отношения, возникающие
на основании трудового договора в результате избрания
на должность либо прохождения по конкурсу
на замещение соответствующей должности
(ч.1) Индивидуальные трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
(ч.2) Индивидуальные трудовые отношения на основании трудового договора в результате прохождения по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством или иными правовыми актами о труде либо уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок проведения конкурса на эти должности.
Статья 28. Индивидуальные трудовые отношения, возникающие
на основании трудового договора в результате назначения
на должность или утверждения в должности
Индивидуальные трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных законодательством и иными правовыми актами о труде или уставом (положением) организации.
Статья 29. Индивидуальные трудовые отношения, возникающие
на основании трудового договора в связи с направлением
на работу уполномоченными государственными органами
(ч.1) Индивидуальные трудовые отношения лиц из числа социально уязвимых категорий населения возникают на основании трудового договора в результате их трудоустройства по направлению местного органа по труду в порядке, установленном Законом Республики Узбекистан "О занятости населения".
(ч.2) Индивидуальные трудовые отношения с выпускниками высших образовательных организаций, обучавшихся по государственным грантам, возникают на основании трудового договора в результате направления их на работу, выданного комиссией по распределению высшей образовательной организации.
(ч.3) Индивидуальные трудовые отношения граждан, призванных на альтернативную службу, возникают на основании трудового договора в результате направления их в организации по предписанию о назначении места прохождения альтернативной службы, выданному районным отделом по делам обороны.
Статья 30. Индивидуальные трудовые отношения, возникающие
на основании трудового договора при наличии подтверждения
на право трудовой деятельности на территории
Республики Узбекистан
Индивидуальные трудовые отношения с гражданами иностранных государств и лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории других государств, законно въехавшими в Республику Узбекистан для осуществления трудовой деятельности, возникают на основании трудового договора, заключаемого после получения подтверждения на право трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан, выданного уполномоченным государственным органом, а также выполнения иных требований, предусмотренных законодательством.
Статья 31. Индивидуальные трудовые отношения,
возникающие на основании трудового договора при наличии
письменного согласия одного из родителей
(лица, заменяющего родителей)
Индивидуальные трудовые отношения с лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом допускается прием на работу до достижения указанного возраста, возникают на основании трудового договора при наличии предварительного письменного согласия одного из родителей (лица, заменяющего родителей).
Статья 32. Индивидуальные трудовые отношения, возникающие
на основании трудового договора в результате принятия
судебного решения о возложении на работодателя
обязанности заключить трудовой договор
Индивидуальные трудовые отношения с лицами, которым работодателем было незаконно отказано в приеме на работу, возникают на основании трудового договора, заключенного в результате принятия судебного решения о возложении на работодателя обязанности заключить трудовой договор.
Статья 33. Признание отношений, связанных с использованием
личного труда и возникших на основании договора
гражданско-правового характера, индивидуальными
трудовыми отношениями
(ч.1) Заключение с физическим лицом договора гражданско-правового характера, фактически регулирующего отношения, предусмотренные частью второй статьи 11 настоящего Кодекса, влечет за собой признание судом этих отношений индивидуальными трудовыми отношениями. В этом случае трудовой договор считается заключенным со дня заключения договора гражданско-правового характера, а отношения сторон признаются индивидуальными трудовыми отношениями со дня начала выполнения физическим лицом работы, обусловленной в договоре.
(ч.2) В случае прекращения отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, признание этих отношений индивидуальными трудовыми отношениями осуществляется судом. Физическое лицо, являвшееся исполнителем по указанному договору, вправе обратиться в суд за признанием этих отношений индивидуальными трудовыми отношениями в порядке и сроки, предусмотренные для рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
В СФЕРЕ ТРУДА
Статья 34. Понятие и основные принципы социального
партнерства в сфере труда
(ч.1) Социальным партнерством в сфере труда является система взаимоотношений между работниками в лице их представителей, работодателями, их представителями, государственными органами, направленная на обеспечение согласования интересов работников, работодателей и государства по вопросам регулирования индивидуальных трудовых и иных непосредственно связанных с ними общественных отношений.
(ч.2) Основными принципами социального партнерства в сфере труда являются:
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных правовых актов о труде;
полномочность представителей сторон;
равноправие сторон;
учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу труда и занятий;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами, и обязательность их исполнения;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства;
контроль за выполнением принятых коллективных соглашений, коллективного договора, а также положений, содержащихся в других актах социального партнерства;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных соглашений и коллективного договора.
Статья 35. Уровни социального партнерства
в сфере труда
Социальное партнерство в сфере труда осуществляется на:
первичном уровне (в организации или у работодателя - физического лица);
территориальном уровне;
отраслевом уровне;
республиканском уровне.
(ч.1) Трудовой коллектив составляют все работники, осуществляющие трудовую деятельность у работодателя на основе трудового договора.
(ч.2) Трудовой коллектив реализует свои полномочия в сфере социального партнерства посредством проведения общего собрания (конференции).
(ч.3) Общее собрание трудового коллектива считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, осуществляющих трудовую деятельность у работодателя на основе трудового договора.
(ч.4) Конференция трудового коллектива считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов от подразделений организации.
(ч.5) Решение общего собрания (конференции) трудового коллектива считается принятым, если за него проголосовало более пятидесяти процентов работников (делегатов), присутствующих на общем собрании (конференции).
(ч.6) Общее собрание (конференция) трудового коллектива:
определяет представительный орган работников, уполномоченный представлять интересы трудового коллектива;
принимает решение об одобрении или не одобрении коллективного договора;
осуществляет контроль за исполнением коллективных соглашений, а также коллективного договора, действие которых распространяется на соответствующих работников и работодателя;
дает оценку эффективности исполнения сторонами коллективного соглашения, коллективного договора;
осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством и иными правовыми актами о труде.
(ч.1) Работники в целях представительства и защиты своих прав и интересов без какого бы то ни было различия имеют право добровольно создавать по своему выбору и без предварительного разрешения профессиональные союзы, а также право вступать в профессиональные союзы или иные объединения работников.
(ч.2) При отсутствии на соответствующих уровнях социального партнерства профессиональных союзов работники вправе создавать для обеспечения представительства и защиты своих интересов иные объединения.
(ч.3) Принадлежность или не принадлежность к профессиональным союзам либо иным объединениям работников не влечет за собой какого-либо ограничения трудовых и иных социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией и другими актами законодательства Республики Узбекистан.
(ч.4) Все члены профессиональных союзов или иных объединений работников равны в отношении своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом, иными правовыми актами о труде, уставами профессиональных союзов или иных объединений работников либо локальными актами.
(ч.5) Запрещается обусловливать прием на работу, возможные льготы и преференции для работника, включая надбавки, премиальные, продвижение по работе, а также прекращение трудового договора принадлежностью или непринадлежностью к определенному профессиональному союзу или иному объединению работников, вступлением либо выходом из него.
(ч.6) Лицо, считающее, что оно подверглось дискриминации по признаку принадлежности или непринадлежности к профессиональным союзам или иным объединениям работников, может обжаловать в установленном порядке факт дискриминации. Требования лица, подвергшегося дискриминации, об устранении дискриминации, о восстановлении нарушенного права и возмещении причиненного ему материального ущерба и компенсации морального вреда разрешаются в судебном порядке.
(ч.7) Не допускается воспрепятствование осуществлению права работников на объединение, а также их принуждение к вступлению в профессиональные союзы или иные объединения работников.
(ч.8) Письменные или устные обязательства работника о невступлении в профессиональный союз или иное объединение работников являются недействительными.
(ч.1) Работодатели в целях представительства и защиты своих прав и интересов, осуществления социального партнерства без предварительного разрешения имеют право создавать на добровольной основе свои объединения, а также вступать в объединения работодателей в порядке, установленном их уставами.
(ч.2) Объединением работодателей является негосударственная некоммерческая организация, основанная на добровольном членстве работодателей - юридических и (или) физических лиц и (или) объединений работодателей.
(ч.3) Не допускается воспрепятствование осуществлению права работодателей на объединение, а также их принуждение к вступлению в те или иные объединения работодателей.
(ч.1) Социальное партнерство на первичном уровне носит двусторонний характер. Сторонами социального партнерства на первичном уровне являются трудовой коллектив и работодатель.
(ч.2) Социальное партнерство на отраслевом и территориальном уровнях носит двусторонний либо трехсторонний характер. Сторонами двустороннего социального партнерства на отраслевом и территориальном уровнях являются соответствующие объединения работников и работодателей. В трехстороннем социальном партнерстве на территориальном уровне по предложению территориальных объединений работников и работодателей участвуют органы исполнительной власти на местах и иные заинтересованные государственные органы. В трехстороннем социальном партнерстве на отраслевом уровне по предложению отраслевых объединений работников и работодателей участвуют органы государственного управления соответствующей отраслью. Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан участвует в трехстороннем социальном партнерстве на отраслевом уровне в случаях, когда органы государственного управления соответствующей отраслью выступают в качестве работодателей.
(ч.3) Социальное партнерство на республиканском уровне носит трехсторонний характер. Сторонами социального партнерства на республиканском уровне являются республиканские объединения работников и работодателей и Кабинет Министров Республики Узбекистан, заинтересованные министерства и ведомства.
(ч.4) Органы исполнительной власти на местах являются стороной социального партнерства, представляющей работодателя, в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей.
Статья 40. Правовые акты социального партнерства
в сфере труда, содержащие нормы трудового права
Правовыми актами социального партнерства в сфере труда являются:
коллективные соглашения;
коллективный договор;
иные локальные акты организации, принятые работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
Статья 41. Формы осуществления социального
партнерства в сфере труда
(ч.1) Формами осуществления социального партнерства в сфере труда являются:
коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных соглашений, коллективных договоров;
заключение коллективных соглашений и коллективного договора;
принятие локальных актов работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом;
осуществление сторонами социального партнерства контроля за исполнением положений коллективных соглашений, коллективного договора и других актов социального партнерства;
участие работников в лице их представителей в рассмотрении вопросов социально-экономического развития организаций, территории, отрасли, республики в соответствии с уровнем социального партнерства;
применение работодателем в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и актами социального партнерства, отдельных положений трудового законодательства с предварительного согласия профсоюзного комитета;
проведение сторонами социального партнерства взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними общественных отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных правовых актов о труде;
участие представителей работников и работодателей в разрешении (урегулировании) трудовых споров.
(ч.2) Социальное партнерство может осуществляться и в иных формах, не запрещенных законодательством.
ГЛАВА 5. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО РАБОТНИКОВ
И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
(ч.1) Представительство и защиту прав и интересов работников на первичном уровне в организации или у работодателя - физического лица осуществляет профсоюзный комитет. Интересы работников и работодателей не может представлять и защищать один и тот же представительный орган.
(ч.2) Представительство, защиту прав и интересов работников осуществляют:
на территориальном и отраслевом уровнях - соответствующие профсоюзы, их объединения и подразделения (далее - территориальные и отраслевые объединения профсоюзов);
на республиканском уровне - республиканские объединения профсоюзов.
(ч.1) Представители работников имеют право:
вести коллективные переговоры, заключать коллективные соглашения, коллективные договоры и контролировать их выполнение;
участвовать в решении вопросов социального и экономического развития на различных уровнях социального партнерства;
участвовать в разработке локальных нормативных актов организации, а в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными правовыми актами о труде, выражать свое согласие или несогласие на принятие работодателем соответствующего локального акта;
осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, локальных актов, принятых по согласованию с представителями работников;
вносить работодателям, их представителям предложения по подготовке правовых актов о труде;
вносить предложения в уполномоченные государственные органы о приостановлении массового высвобождения работников;
получать необходимую информацию по вопросам труда, деятельности организации, другим социально-экономическим вопросам;
беспрепятственно посещать рабочие места, получать от работодателей, их представителей необходимые сведения для осуществления общественного контроля;
защищать интересы работников в органах по разрешению (урегулированию) трудовых споров;
обжаловать в суд решения работодателя и уполномоченных им лиц, если они противоречат законодательству или иным правовым актам о труде либо иным образом нарушают права работников;
совершать и иные действия, направленные на защиту прав и интересов работников в социально-трудовых отношениях, если они не противоречат законодательству.
(ч.2) Осуществление прав представителями работников не должно снижать эффективность работы работодателей, нарушать установленный порядок и режим их работы.
Статья 44. Трудовые гарантии лицам, избранным в состав
представительных органов работников
(ч.1) Лицам, избранным в состав представительных органов работников, гарантируется защита от преследований в какой-либо форме со стороны работодателей, их представителей в связи с осуществлением ими деятельности по представительству и защите прав и интересов работников.
(ч.2) Наложение мер дисциплинарных взысканий, прекращение трудового договора по инициативе работодателя с работниками, избранными в состав представительных органов работников и не освобожденными от производственной работы, а также прекращение трудовых отношений по инициативе работодателя с работниками, избравшимися в состав представительных органов работников в течение двух лет после окончания их выборных полномочий, не допускается без предварительного согласия представительного органа, в котором указанные лица осуществляли свою деятельность.
(ч.3) Наложение мер дисциплинарных взысканий, прекращение трудового договора по инициативе работодателя с работником, являющимся руководителем соответствующего представительного органа работников и не освобожденного от производственной работы, а также прекращение трудовых отношений по инициативе работодателя с работником, являвшимся руководителем представительного органа работников в течение двух лет после окончания его полномочий, не допускается без предварительного согласия соответствующего территориального или отраслевого объединения работников, участником которого является данный представительный орган.
(ч.4) Работникам, освобожденным от производственной работы вследствие избрания на выборные должности в представительный орган работников, предоставляется после окончания их выборных полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность).
(ч.5) При невозможности предоставления работникам, избравшимся в профсоюзные органы, соответствующей работы (должности) они пользуются льготами, предусмотренными законодательными актами или коллективными соглашениями, коллективным договором.
Статья 45. Обязанности работодателей по созданию условий
для осуществления деятельности представителей работников
не нарушать права представителей работников, содействовать их деятельности;
до принятия решений, затрагивающих интересы работников, проводить консультации с представителями работников, а в случаях, предусмотренных законодательством и иными правовыми актами о труде, - получать их согласие;
своевременно рассматривать предложения представителей работников и мотивированно сообщать им в письменной форме о принятых решениях;
беспрепятственно допускать представителей работников к рабочим местам работников, чьи интересы они представляют;
безвозмездно предоставлять представителям работников необходимую информацию по вопросам социально-экономических прав и интересов работников;
обеспечивать необходимые условия для выполнения представителями работников их функций;
предоставлять лицам, являющимся представителями работников и не освобожденными от производственной работы, время для исполнения обязанностей по представительству и защите интересов работников в рабочее время с сохранением средней заработной платы. Конкретная продолжительность времени, предоставляемого указанным лицам, определяется в коллективных соглашениях, коллективном договоре, а если они не заключены - по соглашению с работодателями или их представителями. При этом продолжительность этого времени не может быть менее тридцати процентов от количества часов рабочей недели;
отчислять представителям работников средства на цели и в размерах, которые установлены коллективными соглашениями, коллективным договором.
(ч.2) Работодатели несут и другие, предусмотренные законодательством и иными правовыми актами о труде, обязанности по отношению к представителям работников.
(ч.1) Представительство и защиту прав и интересов работодателя на первичном уровне осуществляет руководитель организации, работодатель - физическое лицо или уполномоченное им лицо в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и иными правовыми актами о труде, учредительными документами работодателя.
(ч.2) Представительство и защиту прав и интересов работодателей на территориальном, отраслевом и республиканском уровнях осуществляют соответственно территориальные, отраслевые и республиканские объединения работодателей.
Статья 47. Запрещение воспрепятствования деятельности
представителей работников и работодателей
(ч.1) Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности представителей работников и работодателей запрещается.
(ч.2) Не допускается прекращение деятельности представителей работников по инициативе работодателей.
(ч.3) Работодатели, уполномоченные ими лица, воспрепятствующие осуществлению законной деятельности представителей работников либо совершившие действия, указанные в части второй настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законом.
(ч.4) Деятельность представителей работников и работодателей может быть прекращена в порядке, установленном их учредительными документами, а также решением суда.
ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ТРУДА
Статья 48. Система органов социального
партнерства в сфере труда
(ч.1) Систему органов социального партнерства в сфере труда образуют комиссии по социально-трудовым вопросам, создаваемые на первичном, территориальном, отраслевом и республиканском уровнях.
(ч.2) При наличии нескольких представителей, уполномоченных работниками и (или) работодателями, состав комиссий по социально-трудовым вопросам формируется на основе принципа пропорционального представительства, в зависимости от численности представляемых работников и работодателей.
Статья 49. Комиссия по социально-трудовым
вопросам на первичном уровне
(ч.1) На первичном уровне из равного количества представителей работников и работодателя образуется двусторонняя комиссия по социально-трудовым вопросам.
(ч.2) Численный состав представителей от каждой из сторон определяется по соглашению работодателя с профсоюзным комитетом. Персональный состав представителей от работодателя утверждается приказом работодателя, а от профсоюзного комитета - решением профсоюзного комитета.
Статья 50. Территориальные комиссии
по социально-трудовым вопросам
(ч.1) На территориальном уровне из равного количества представителей работников и работодателей могут образовываться двусторонние либо трехсторонние комиссии по социально-трудовым вопросам.
(ч.2) В состав территориальной двусторонней комиссии по социально-трудовым вопросам входят представители территориальных объединений работников и работодателей.
(ч.3) Территориальная трехсторонняя комиссия по социально-трудовым вопросам образуется на основании предложения территориальных объединений работников и работодателей. В состав территориальной трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам входят представители территориальных объединений работников и работодателей, а также представители органов исполнительной власти на местах.
(ч.4) Численный состав представителей от каждой из сторон определяется по соглашению сторон. Персональный состав представителей от работников определяется соответствующим территориальным объединением работников, от работодателей - территориальным объединением работодателей, а от органа исполнительной власти на местах - руководителем этого органа.
Статья 51. Отраслевые комиссии
по социально-трудовым вопросам
(ч.1) На отраслевом уровне из равного количества представителей работников и работодателей могут образовываться двусторонние либо трехсторонние комиссии по социально-трудовым вопросам.
(ч.2) В состав отраслевой двусторонней комиссии по социально-трудовым вопросам входят представители отраслевых объединений работников и работодателей.
(ч.3) Отраслевая трехсторонняя комиссия по социально-трудовым вопросам образуется на основании предложения отраслевых объединений работников и работодателей. В состав отраслевой трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам входят представители отраслевых объединений работников и работодателей, а также представители органов государственного управления соответствующей отраслью. Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан участвует в отраслевой трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам в случаях, когда органы государственного управления соответствующей отраслью выступают в качестве работодателей.
(ч.4) Численный состав представителей от каждой из сторон определяется по соглашению сторон. Персональный состав представителей от работников определяется соответствующим отраслевым объединением работников, от работодателей - отраслевым объединением работодателей, а от органов государственного управления соответствующей отраслью - руководителем этого органа.
Статья 52. Республиканская комиссия
по социально-трудовым вопросам
(ч.1) На республиканском уровне из равного количества представителей работников и работодателей образуется трехсторонняя комиссия по социально-трудовым вопросам.
(ч.2) В состав республиканской трехсторонней комиссии по социально-трудовым вопросам входят представители республиканских объединений работников и работодателей, а также представители Кабинета Министров Республики Узбекистан.
(ч.3) Численный состав представителей от каждой из сторон определяется по соглашению сторон. Персональный состав представителей от работников определяется республиканскими объединениями работников, от работодателей - республиканскими объединениями работодателей, а от Кабинета Министров Республики Узбекистан - распоряжением Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Статья 53. Срок полномочий комиссий
по социально-трудовым вопросам
(ч.1) Комиссии по социально-трудовым вопросам являются постоянно действующими органами. Срок полномочий комиссий устанавливается на срок подготовки и действия соответствующего коллективного соглашения или коллективного договора.
(ч.2) При принятии сторонами решения о подготовке нового коллективного соглашения, коллективного договора ими в порядке, предусмотренном статьями 48 - 51 настоящего Кодекса, вновь образуются соответствующие комиссии по социально-трудовым вопросам. При этом в состав комиссии по решению соответствующей стороны могут быть включены и те лица, которые состояли в прежней комиссии, если данной стороной деятельность этих лиц по итогам работы комиссии по социально-трудовым вопросам была признана удовлетворительной.
Статья 54. Прекращение деятельности
или временное замещение члена комиссии
по социально-трудовым вопросам
(ч.1) Деятельность члена комиссии по социально-трудовым вопросам может быть прекращена в связи с истечением срока полномочий комиссии, а также досрочно в следующих случаях:
при наличии объективных причин, вследствие которых член комиссии по социально-трудовым вопросам не может осуществлять свою деятельность (смерть, наличие приговора суда, исключающего возможность продолжения деятельности в качестве члена комиссии, и другие);
отзыва члена комиссии стороной, которую он представляет;
самоотвода члена комиссии.
(ч.2) В случае досрочного прекращения деятельности члена комиссии по социально-трудовым вопросам сторона, интересы которой он представляет, должна не позднее десяти календарных дней утвердить нового члена комиссии.
(ч.3) Если член комиссии по социально-трудовым вопросам временно по уважительной причине (в связи с временной нетрудоспособностью, нахождением в командировке, трудовом или социальном отпуске и другие) не может выполнять свои обязанности, то сторона, которую он представляет, в срок, указанный в части второй настоящей статьи, определяет лицо, которое будет представлять в комиссии данную сторону в течение срока отсутствия члена комиссии.
Статья 55. Полномочия комиссий
по социально-трудовым вопросам
(ч.1) Комиссии по социально-трудовым вопросам:
проводят, в случае необходимости, консультации с государственными органами по вопросам, связанным с разработкой, принятием и исполнением коллективных соглашений и коллективного договора и внесением в них изменений и дополнений;
разрабатывают проекты коллективных соглашений и коллективного договора;
запрашивают у работодателей, их объединений, профсоюзов либо других объединений работников информацию о ходе выполнения коллективных соглашений и коллективного договора;
получают от работодателей, их представителей, представителей работников, государственных органов информацию и материалы, необходимые для осуществления деятельности комиссии, ведения переговоров, подготовки проектов соответствующего коллективного соглашения или коллективного договора и организации контроля за их выполнением;
проводят анализ и обобщают поступившие предложения для последующего включения в проекты коллективных соглашений и коллективного договора;
приглашают для участия в работе комиссии представителей заинтересованных органов государственной власти, а также ученых, экспертов, специалистов;
осуществляют контроль за ходом выполнения коллективных соглашений, коллективного договора и решений, принятых соответствующей комиссией по социально-трудовым вопросам;
разрабатывают и вносят предложения по изменению и дополнению коллективных соглашений и (или) коллективного договора;
создают, в случае необходимости, временные рабочие группы для подготовки проектов коллективных соглашений, коллективного договора и осуществления контроля за ходом их выполнения;
направляют членов комиссии по социально-трудовым вопросам, а также членов рабочих групп, образованных решением комиссии, в организации для изучения состояния исполнения трудового законодательства и иных правовых актов о труде;
принимают участие в обсуждении проектов актов законодательства и иных правовых актов о труде, вносят предложения по их совершенствованию;
заслушивают на заседании комиссии руководителей организаций, не обеспечивающих выполнение коллективных соглашений и коллективного договора;
участвуют в проведении консультаций для содействия применению международных трудовых стандартов;
содействуют разрешению разногласий в ходе заключения и реализации коллективных соглашений и коллективного договора;
осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.
(ч.2) Отраслевые и территориальные комиссии по социально-трудовым вопросам оказывают практическое и методическое содействие в заключении коллективных соглашений и коллективного договора в организациях.
Статья 56. Планирование работы комиссии
по социально-трудовым вопросам
(ч.1) План работы комиссии по социально-трудовым вопросам на очередной год утверждается на последнем заседании комиссии в четвертом квартале текущего года.
(ч.2) План работы комиссии по социально-трудовым вопросам должен содержать:
указание на членов комиссии, ответственных за подготовку регламента комиссии;
даты проведения заседаний комиссии;
формулировку вопросов, предлагаемых для обсуждения комиссией;
указание на членов комиссии, ответственных за подготовку вопросов, которые вносятся в повестку дня заседания комиссии;
меры по осуществлению контроля за выполнением коллективных соглашений, коллективного договора, реализацией решений, принятых комиссией;
меры, направленные на техническое обеспечение работы комиссии.
(ч.3) План работы комиссии по социально-трудовым вопросам может предусматривать и иные вопросы, направленные на обеспечение эффективного функционирования комиссии, развитие социального партнерства на соответствующем уровне.
(ч.4) По соглашению сторон в план работы комиссии по социально-трудовым вопросам могут быть внесены изменения и дополнения.
(ч.5) На заседаниях комиссии по социально-трудовым вопросам по соглашению сторон социального партнерства могут рассматриваться дополнительные вопросы, не включенные в план работы.
Статья 57. Регламент территориальных,
отраслевых и республиканской комиссий
по социально-трудовым вопросам
Деятельность территориальных, отраслевых и республиканской комиссий по социально-трудовым вопросам осуществляется согласно регламенту комиссии по социально-трудовым вопросам, утверждаемому по согласованию сторон социального партнерства на первом заседании соответствующей комиссии.
по социально-трудовым вопросам
(ч.1) Заседания комиссий по социально-трудовым вопросам проводятся в соответствии с планом работы, но не реже двух раз в течение календарного года.
(ч.2) По инициативе хотя бы одной из сторон социального партнерства может проводиться внеплановое заседание комиссии по социально-трудовым вопросам.
(ч.3) Место, дата и время проведения заседании комиссии по социально-трудовым вопросам определяются по соглашению сторон.
(ч.4) Подготовленные проекты решений комиссии по социально-трудовым вопросам рассылаются членам комиссии не позднее чем за десять календарных дней до назначенной даты проведения ее заседания.
(ч.5) Заседание комиссии по социально-трудовым вопросам правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей членов комиссии от каждой из ее сторон.
по социально-трудовым вопросам
(ч.1) Решения комиссий по социально-трудовым вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало большинство представителей от каждой стороны социального партнерства.
(ч.2) Решения комиссий по социально-трудовым вопросам вступают в силу в срок, определенный соответствующим регламентом.
(ч.3) Решения комиссий по социально-трудовым вопросам на первичном уровне доводятся до сведения работников, интересы которых затрагивают эти решения, не позднее десяти календарных дней с даты их принятия. Решения территориальных, отраслевых и республиканской комиссий по социально-трудовым вопросам не позднее десяти календарных дней с даты их принятия подлежат размещению в открытом доступе в средствах массовой информации либо на официальных веб-сайтах соответствующих комиссий.
(ч.1) Инициатором коллективных переговоров вправе выступать любая из сторон социального партнерства.
(ч.2) В течение трех месяцев до окончания срока действия прежнего коллективного соглашения, коллективного договора или в сроки, определенные этими документами, любая из сторон социального партнерства вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного соглашения, коллективного договора.
(ч.3) Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных соглашений и коллективного договора от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти на местах, органами государственного управления, политическими партиями.
(ч.4) Стороны социального партнерства должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
(ч.5) Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к государственным секретам или иной охраняемой законом тайне.
Сторона социального партнерства, получившая письменное уведомление о начале коллективных переговоров, обязана в семидневный срок вступить в коллективные переговоры, направив ответ инициатору о проведении коллективных переговоров. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа, если по соглашению сторон не определена иная дата начала коллективных переговоров.
(ч.1) Коллективные переговоры на первичном, территориальном, отраслевом и республиканском уровнях ведутся соответствующими комиссиями по социально-трудовым вопросам.
(ч.2) Для подготовки проектов коллективных соглашений, коллективного договора, проектов о внесении в них изменений и дополнений, проектов решений о выполнении коллективных соглашений и коллективного договора, а также проектов иных решений, являющихся предметом коллективных переговоров, территориальные, отраслевые и республиканская комиссии по социально-трудовым вопросам образовывают рабочие группы. Комиссии по социально-трудовым вопросам на первичном уровне вправе, при необходимости, образовывать рабочие группы.
(ч.3) Рабочие группы формируются на паритетной основе из представителей сторон социального партнерства. Каждая из сторон самостоятельно определяет персональный состав своих представителей в рабочей группе. По соглашению сторон на договорной основе в состав рабочей группы с правом совещательного голоса могут входить независимые ученые, эксперты, специалисты.
Статья 63. Разрешение разногласий, возникших
в процессе коллективных переговоров
(ч.1) Если в процессе коллективных переговоров стороны коллективных переговоров не смогли достигнуть договоренностей по отдельным вопросам, являющимся предметом переговоров, то они оформляют соглашение по вопросам, которые не вызвали разногласий, и одновременно составляют протокол разногласий по вопросам, о которых не удалось достигнуть договоренностей.
(ч.2) Если в процессе коллективных переговоров не было принято согласованное решение по всем вопросам, являющимся предметом переговоров, то сторонами переговоров также составляется протокол разногласий.
(ч.3) В протоколе разногласий указываются согласованные сторонами предложения о мерах, необходимых для устранения разногласий, и сроки возобновления коллективных переговоров.
(ч.4) Споры по разрешению (урегулированию) разногласий, которые сторонам не удалось разрешить при возобновлении коллективных переговоров, рассматриваются в порядке, установленном настоящим Кодексом для разрешения коллективных трудовых споров.
Статья 64. Гарантии и компенсации лицам,
участвующим в коллективных переговорах
(ч.1) Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного соглашения, коллективного договора освобождаются от основной работы с сохранением средней заработной платы на срок, определяемый соглашением сторон.
(ч.2) Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными правовыми актами о труде. Оплата услуг ученых, экспертов и специалистов производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным соглашением, коллективным договором.
(ч.3) Прекращение трудового договора по инициативе работодателя с представителями работников, участвующими в коллективных переговорах, в период их ведения, а также применение к ним дисциплинарного взыскания или перевод их на другую работу не допускается без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство.
(ч.1) Коллективным договором является правовой акт о труде, регулирующий индивидуальные трудовые отношения и непосредственно связанные с ними общественные отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками в лице их представителей и работодателем.
(ч.2) Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее обособленных подразделениях.
(ч.3) Для проведения коллективных переговоров, подписания коллективного договора от имени работодателя в обособленном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого обособленного подразделения или иное лицо в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
(ч.4) Правом представлять интересы работников при проведении коллективных переговоров, подписании коллективного договора в обособленном подразделении организации наделяются представители работников этого подразделения.
(ч.5) Коллективный договор заключается в письменной форме.
Статья 66. Принятие решения о необходимости
заключения коллективного договора
(ч.1) Решение о необходимости заключения коллективного договора и предложение о начале коллективных переговоров по вопросу его заключения могут исходить от любой из сторон.
(ч.2) Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора в порядке, установленном статьей 49 настоящего Кодекса, создается комиссия по социально-трудовым вопросам.
Статья 67. Содержание и структура
коллективного договора
(ч.1) Содержание и структура коллективного договора определяются его сторонами.
(ч.2) В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:
форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;
механизм регулирования оплаты труда исходя из изменений цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
занятость, переподготовка, повышение квалификации, условия высвобождения работников;
продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;
улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин, лиц с инвалидностью и лиц в возрасте до восемнадцати лет, обеспечение экологической безопасности;
учет интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
льготы для работников, совмещающих работу с обучением;
добровольное медицинское и социальное страхование;
размеры и сроки внесения работодателем дополнительных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета работников;
контроль за выполнением коллективного договора, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий функционирования профсоюзного комитета.
(ч.3) В коллективном договоре, с учетом экономических возможностей организации, могут содержаться и другие, в том числе более льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными трудовым законодательством и иными правовыми актами о труде (дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию, компенсация транспортных и командировочных расходов, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и их детей в общих средних образовательных организациях и дошкольных образовательных организациях, оплата мобильной связи, всемирной информационной сети Интернет, выплата ссуд и оплата за обучение в высших образовательных организациях, иные дополнительные льготы и компенсации.
(ч.4) В коллективный договор включаются положения, если в законодательстве содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.
Статья 68. Недействительность условий
коллективного договора
(ч.1) Коллективный договор не должен содержать условия:
ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством или коллективными соглашениями, действие которых распространяется на данных работников;
нарушающие требования о запрещении дискриминации в сфере труда и занятий;
нарушающие требования о запрещении принудительного труда;
выходящие за пределы тех вопросов, которые могут решаться на локальном уровне.
(ч.2) Если коллективный договор содержит условия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, то такие условия являются недействительными. Недействительность отдельных условий коллективного договора не влечет недействительности коллективного договора в целом.
коллективного договора
(ч.1) Проект коллективного договора подлежит обсуждению работниками в подразделениях организации и дорабатывается комиссией по социально-трудовым вопросам с учетом поступивших предложений и замечаний.
(ч.2) Проект коллективного договора может быть представлен для проведения общественной экспертизы в соответствующие профсоюзы, их объединения, подразделения.
(ч.3) Доработанный проект коллективного договора вносится на рассмотрение общего собрания (конференции) трудового коллектива.
коллективного договора
(ч.1) Коллективный договор считается одобренным, если за него проголосовало более пятидесяти процентов присутствующих на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Если проект коллективного договора не получил одобрения, комиссия по социально-трудовым вопросам дорабатывает его в соответствии с предложениями и замечаниями общего собрания (конференции) и в течение пятнадцати дней повторно представляет на рассмотрение общего собрания (конференции).
(ч.2) Споры по разрешению разногласий, которые сторонам не удалось разрешить (урегулировать) при рассмотрении проекта коллективного договора, рассматриваются в порядке, установленном для разрешения (урегулирования) коллективных трудовых споров.
(ч.3) После одобрения коллективного договора на общем собрании (конференции) трудового коллектива представители сторон в течение трех дней подписывают коллективный договор.
Статья 71. Вступление в силу и срок действия
коллективного договора
Коллективный договор вступает в силу со дня его подписания либо со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение срока, предусмотренного договором, но не более трех лет. По истечении указанного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или изменят, дополнят действующий коллективный договор. До истечения срока действия коллективного договора стороны могут его пролонгировать.
Статья 72. Распространение действия коллективного
договора по кругу лиц
(ч.1) Действие коллективного договора распространяется на работодателя и всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в обособленном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения.
(ч.2) Действие коллективного договора распространяется также на работников, принятых на работу после вступления коллективного договора в силу.
Статья 73. Сохранение действия коллективного договора
в случае реорганизации организации
(ч.1) При реорганизации организации коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации.
(ч.2) В течение одного месяца с момента завершения реорганизации организации любая из сторон коллективных переговоров вправе внести предложение о пересмотре или сохранении в силе действующего коллективного договора.
Статья 74. Сохранение действия коллективного договора
при смене собственника организации
(ч.1) При смене собственника организации действие коллективного договора сохраняется в течение шести месяцев. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении действующего, внесении в него изменений и (или) дополнений.
(ч.2) В ходе пересмотра коллективного договора рассматривается вопрос о возможности сохранения льгот для работников и выполнении других условий, предусмотренных прежним коллективным договором.
Статья 75. Сохранение действия коллективного договора
при ликвидации организации (ее обособленного подразделения)
При ликвидации организации (ее обособленного подразделения) действие коллективного договора сохраняется в течение всего срока ликвидации.
Статья 76. Сохранение действия коллективного
договора в иных случаях
Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения структуры организации, наименования организации, состава органа управления организацией или прекращения трудового договора с руководителем организации.
Статья 77. Внесение изменений и дополнений
в коллективный договор
Внесение изменений и дополнений в
...