Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Гражданское и семейное законодательство/ Общие положения о юридических лицах/ Общие вопросы/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 08.11.2022 г. N ПП-415 "О мерах по дальнейшему совершенствованию правовых основ корпоративных отношений"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
08.11.2022 г.
N ПП-415
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАВОВЫХ ОСНОВ
КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В целях дальнейшего совершенствования организационно-правовых основ деятельности коммерческих организаций, прекращения утративших свою актуальность некоторых видов организационно-правовых форм юридических лиц, а также внедрения современных методов корпоративного управления:
1. Отменить с 1 декабря 2022 года следующие требования касательно деятельности коммерческих организаций:
а) создание служб внутреннего аудита в следующих организациях:
общества с ограниченной ответственностью, за исключением обществ с ограниченной ответственностью с долей государства 50 процентов и более, балансовая стоимость активов которых превышает стотысячекратный размер базовой расчетной величины, а также кредитных организаций;
акционерные общества с долей государства 50 процентов и более и государственные унитарные предприятия, балансовая стоимость активов которых составляет менее стотысячекратного размера базовой расчетной величины;
б) государственная регистрация учредительного договора общества с ограниченной ответственностью;
в) нотариальное удостоверение доверенности, выдаваемой представителям участников обществ с ограниченной ответственностью, являющихся юридическим лицом, для участия на общем собрании;
г) установление размера резервного фонда при его создании в обществах с ограниченной ответственностью не менее 15 процентов от их уставного фонда (уставного капитала).
2. Установить, что начиная с 1 марта 2023 года не допускается создание юридического лица в организационно-правовой форме унитарного предприятия или общества с дополнительной ответственностью.
Министерству юстиции совместно с соответствующими министерствами и ведомствами в срок до 1 марта 2023 года утвердить план организационных мер, предусматривающий завершение в срок до 1 января 2025 года процессов изменения организационно-правовой формы юридических лиц, осуществляющих деятельность в организационно-правовой форме унитарного предприятия или общества с дополнительной ответственностью.
3. Согласиться с предложением Министерства юстиции, Министерства финансов и Агентства по управлению государственными активами о совершенствовании требования раскрытия информации и отчетов эмитентами ценных бумаг.
Определить, что начиная с 1 октября 2023 года хозяйственные общества:
ценные бумаги которых включены в листинг фондовой биржи, наряду с информацией и отчетами, подлежащими раскрытию в соответствии с актами законодательства, раскрывают сведения о движении денежных средств и аннулировании части выпуска акций;
ценные бумаги которых не включены в листинг фондовой биржи, не раскрывают в обязательном порядке существенные факты, перечень которых определяется уполномоченным государственным органом по регулированию рынка ценных бумаг, за исключением коммерческих банков, страховых организаций и акционерных обществ, в уставном фонде (уставном капитале) которых государственная доля составляет 50 процентов и более, а также акционерных обществ, в уставном фонде (уставном капитале) которых доля данных акционерных обществ составляет 50 процентов и более.
4. В целях защиты прав участников (акционеров) и кредиторов хозяйственных обществ установить порядок, в соответствии с которым начиная с 1 апреля 2023 года:
неденежные вклады в уставный фонд (уставный капитал) общества с ограниченной ответственностью стоимостью свыше десятитысячного размера базовой расчетной величины оцениваются оценочной организацией и не могут превышать оценочной стоимости;
при реорганизации юридических лиц путем слияния, присоединения и изменения организационно-правовой формы права и обязательства предприятий считаются перешедшими к реорганизованному юридическому лицу независимо от указания об этом в передаточном акте;
решения наблюдательного совета хозяйственных обществ о выпуске акций, корпоративных облигаций и иных ценных бумаг раскрываются в соответствии с актами законодательства в качестве существенного факта.
5. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 1 марта 2023 года уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг публикует в средствах массовой информации и (или) на своем официальном веб-сайте информацию о следующих фактах в течение двух рабочих дней с даты их наступления:
государственная регистрация выпуска ценных бумаг, его приостановление, признание несостоявшимся либо недействительным;
выдаче, приостановлении, прекращении действия, аннулировании лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
выдаче квалификационного сертификата на право осуществления операций с ценными бумагами, оказания услуг и (или) выполнения работ на рынке ценных бумаг.
а) начиная с 1 июля 2023 года информация о создании филиалов, представительств и формировании уставного фонда (уставного капитала), а также возбуждении дела о неплатежеспособности хозяйственного общества публикуется на Едином портале интерактивных государственных услуг.
При этом данная информация размещается ответственными министерствами и ведомствами на Межведомственной интеграционной платформе системы "Электронное правительство";
б) важные изменения и дополнения, вносимые в правила осуществления торгов с ценными бумагами на фондовой бирже, оказывающие влияние на членов биржи и листинговые компании, размещаются на сайте фондовой биржи для обсуждения минимум за пятнадцать дней до их утверждения;
в) начиная с 1 января 2023 года протоколы заседания наблюдательного совета и общего собрания участников (акционеров) хозяйственных обществ, в уставном фонде (уставном капитале) которых государственная доля составляет 50 процентов и более, размещаются в информационной системе "Давлат мулки" Агентства по управлению государственными активами в десятидневный срок после их оформления.
7. Верховному суду совместно с Министерством юстиции и Национальным агентством перспективных проектов:
ежемесячно размещать на официальном веб-сайте Верховного суда, в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан и социальных сетях решения судов о результатах рассмотрения корпоративных споров в обезличенной форме;
ежеквартально организовывать семинары и "круглые столы" по спорам, вытекающим из корпоративных отношений, а также практике их разрешения с участием судей и представителей хозяйственных обществ.
8. Утвердить "Дорожную карту" по дальнейшему совершенствованию правовых основ корпоративных отношений согласно приложению.
9. Министерству юстиции совместно с Министерством финансов, Министерством экономического развития и сокращения бедности, Агентством по управлению государственными активами и Торгово-промышленной палатой:
в срок до 1 июля 2023 года разработать на основе передового зарубежного опыта и внести в Кабинет Министров проект закона "Об обществах с ограниченной ответственностью";
регулярно реализовывать меры по широкому внедрению на практике новых механизмов корпоративного управления, включая корпоративные и консорциумные соглашения;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 08.11.2022 г. N ПП-415
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по дальнейшему совершенствованию правовых основ
корпоративных отношений
N |
Наименование мер
|
Форма реализации |
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
1. |
Разработка проектов нормативно-правовых актов, предусматривающих отмену следующих обязательных требований: а) создание служб внутреннего аудита относительно следующих организаций: общества с ограниченной ответственностью, за исключением общества с ограниченной ответственностью с долей государства 50 процентов и более, балансовая стоимость активов которых превышает стотысячекратный размер базовой расчетной величины, а также кредитные организации; акционерные общества с долей государства 50 процентов и более и государственные унитарные предприятия, балансовая стоимость активов которых составляет менее стотысячекратного размера базовой расчетной величины; б) государственная регистрация учредительного договора общества с ограниченной ответственностью; в) нотариальное удостоверение доверенности, выдаваемой представителям участников обществ с ограниченной ответственностью, являющихся юридическим лицом, для участия на общем собрании; г) установление размера резервного фонда при его создании в обществах с ограниченной ответственностью не менее 15 процентов от их уставного фонда (уставного капитала). |
Проекты нормативно- правовых актов |
Январь 2023 года |
Министерство юстиции, Министерство финансов, Агентство по управлению государственными активами |
2. |
Разработка и внесение в Кабинет Министров нормативно-правовых актов по совершенствованию требования раскрытия информации и отчетов для хозяйственных обществ, включенных и невключенных в листинг фондовой биржи. |
Проекты нормативно- правовых актов |
Июль 2023 года |
Министерство финансов, Министерство юстиции, Агентство по управлению государственными активами |
3. |
Принятие мер по поэтапному изменению организационно-правовых форм унитарного предприятия или общества с дополнительной ответственностью на другие организационно-правовые формы юридического лица. |
Меры |
Февраль 2023 года |
Министерство юстиции, Агентство по управлению государственными активами, Министерство финансов |
4. |
Принятие мер по опубликованию на Едином портале интерактивных государственных услуг сведений о филиалах, представительствах, сформированности уставного капитала и возбуждении дела по неплатежеспособности хозяйственных обществ. |
Меры |
Январь 2023 года |
Мининфоком, Государственный налоговый комитет, Министерство юстиции, Агентство по управлению государственными активами, Верховный суд |
5. |
Определение права участников хозяйственных обществ и правовых основ заключения корпоративного договора. |
Практические меры, проекты нормативно- правовых актов |
Февраль 2023 года |
Министерство юстиции, Министерство финансов, Агентство по управлению государственными активами |
6. |
Совершенствование отношений в сфере пользования, владения и распоряжения наследственным имуществом после смерти единственного учредителя юридических лиц, а также индивидуального предпринимателя. В проекте, в частности предусматриваются: передача наследственного имущества в доверительное управление; механизмы обеспечения непрекращения предпринимательской деятельности в связи со смертью собственника. |
Проект закона |
Март 2023 года |
Министерство юстиции, Уполномоченный по защите прав предпринимателей, Антимонопольный комитет, Торгово-промышленная палата |
7.
Разработка проекта закона, предусматривающего следующее:
при составлении договора с хозяйственным обществом, сторона договора, добросовестно осуществлявшая работу, не обязана запрашивать у исполнительного органа данного общества информацию о соблюдении внутренней процедуры составления соглашений хозяйственного общества;
настоящий договор не может быть признан недействительным в связи с нарушением внутренней процедуры составления соглашений хозяйственного общества, если сторона договора, осуществлявшая честную работу, не осведомлена о несоблюдении данного порядка.
Проект закона
Июль
2023 года
Министерство юстиции, Верховный суд, Агентство по управлению государственными активами
8. |
Разработка и внесение в Кабинет Министров нормативно-правового акта, предусматривающего определение фидуциарных обязательств и ответственности по ним исполнительного органа, наблюдательного совета и мажоритарных акционеров (участников) хозяйственных обществ. |
Проект нормативно- правового акта |
Декабрь 2023года |
Министерство юстиции, Министерство финансов, Агентство по управлению государственными активами |
9. |
Определение правовых основ создания коммерческими организациями временного объединения согласно договору консорциума. При этом предусматривается, что: договор консорциума составляется только среди юридических лиц, являющихся коммерческой организацией, для осуществления конкретной коммерческой деятельности и координации деятельности участников; консорциум достигает своей цели посредством объединения ресурсов и совместного выполнения определенных действий; участники консорциума несут солидарную ответственность по обязательствам, касающимся его деятельности; временное объединение не является юридическим лицом. |
Проект нормативно- правового акта |
Февраль 2023 года |
Министерство юстиции, Антимонопольный комитет |
Внесение предложений по предоставлению полномочия акционерных обществ по защите прав и законных интересов миноритарных акционеров негосударственным некоммерческим организациям или другим юридическим лицам на конкурсной основе. При этом предусматривается выделение данным организациям средств международных финансовых институтов или средств из Государственного бюджета Республики Узбекистан. |
Проект нормативно- правового акта |
Декабрь 2025 года
|
Министерство финансов, Министерство юстиции |
11.
Разработка, согласование с министерствами и ведомствами и внесение в Кабинет Министров в установленном порядке проекта закона "О рынке капитала", предусматривающего следующее:
принятие во внимание принципов Международной организации комиссий по ценным бумагам(IOSCO) и передового зарубежного опыта;
создание правовой базы по налаживанию торговли Exchange Trading Funds (ETF) на биржах, в том числе фондовой торговли, привязанной к золоту (Gold ETF);
внедрение принципов самоуправления на основе членства (участия) в саморегулирующей организации;
современные принципы учета и хранения ценных бумаг.
Проект закона
Июнь
2023 года
Министерство финансов, Центральный банк
Разработка, согласование с министерствами и ведомствами и внесение в Кабинет Министров в установленном порядке проекта закона "О партнерствах". |
Проект закона |
Декабрь 2025 года
|
Министерство финансов, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство инновационного развития, заинтересованные министерства и ведомства |
|
13. |
Внесение в законодательство изменений и дополнений, предусматривающих: принятие решения об увеличении уставного фонда общества за счет привлеченных инвестиций общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (квалифицированным большинством), или членами наблюдательного совета общества, принимающими участие на его заседании, единогласно; установление нечетного количества членов наблюдательного совета в хозяйственных обществах; установление датой закрытия реестра акционеров, имеющих право получения дополнительных акций при увеличении уставного фонда (уставного капитала) акционерных обществ за счет собственного капитала и начисленных дивидендов, тридцатого дня с даты государственной регистрации выпуска акций и объявление этой даты в течение двух рабочих дней; распределение дополнительных акций только среди владельцев простых акций при увеличении уставного капитала общества за счет собственного капитала. |
Проект нормативно- правового акта |
Июнь 2023 года |
Министерство финансов, Министерство юстиции |
14. |
Разработка проекта закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", предусматривающего: отмену организационно-правовой формы общества с дополнительной ответственностью юридического лица; совершенствование механизмов функционирования органов управления; четкое определение ответственности исполнительных органов; включение понятий "кворум", "квалификационное большинство голосов" и других понятий. |
Проект закона |
Июль 2023 года |
Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство экономического развития и сокращения бедности, Агентство по управлению государственными активами, Торгово-промышленная палата |
15. |
Ежемесячное размещение судебных решений по результатам рассмотрения корпоративных споров в обезличенной форме на официальном веб-сайте Верховного суда, Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан и социальных сетях. |
Меры |
На постоянной основе |
Верховный суд, Министерство юстиции, Министерство финансов |
Примечание. Проекты нормативно-правовых актов исходя из предмета регулирования соответствующих правовых отношений, независимо от срока исполнения, могут быть объединены в единый документ.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 9 ноября 2022 г.