Практическая Бухгалтерия

Нормативно-правовые акты / Деятельность отдельных отраслей / Промышленность / Электроэнергетическая отрасль /

Постановление Президента Республики Узбекистан от 02.12.2022 г. N ПП-436 "О мерах по повышению эффективности реформ, направленных на переход Республики Узбекистан на "зеленую" экономику до 2030 года"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

02.12.2022 г.

N ПП-436



О МЕРАХ

ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ

РЕФОРМ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПЕРЕХОД

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НА "ЗЕЛЕНУЮ"

ЭКОНОМИКУ ДО 2030 ГОДА


В целях реализации задач, определенных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, повышения эффективности принимаемых мер по обеспечению "зеленого" и инклюзивного экономического роста в рамках Стратегии перехода Республики Узбекистан на "зеленую" экономику, а также дальнейшего расширения использования возобновляемых источников энергии и ресурсосбережения во всех отраслях экономики:


1. Утвердить:

а) Программу по переходу на "зеленую" экономику и обеспечению "зеленого" роста в Республике Узбекистан до 2030 года (далее - Программа), предназначенную для достижения следующих стратегических целей, согласно приложению N 1:

снижение удельных выбросов парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта на 35 процентов от уровня 2010 года;

увеличение производственной мощности возобновляемых источников энергии до 15 ГВт и доведение их доли в общем объеме производства электрической энергии до более 30 процентов;

повышение энергоэффективности в сфере промышленности не менее чем на 20 процентов;

снижение энергоемкости, приходящейся на единицу валового внутреннего продукта, на 30 процентов, в том числе за счет расширения использования возобновляемых источников энергии;

значительное повышение эффективности водопользования во всех отраслях экономики, внедрение водосберегающих технологий орошения на площади до 1 млн гектаров;

расширение зеленых зон в городах до более 30 процентов путем посадки по 200 миллионов саженцев в год и доведение общего количества саженцев до более 1 миллиарда;

доведение показателя запасов лесного фонда республики до более 90 миллионов кубометров;

увеличение уровня переработки образуемых бытовых отходов до более 65 процентов;

б) Концепцию перехода на "зеленую" экономику и обеспечения энергосбережения в отраслях промышленности (далее - Концепция) согласно приложению N 2;

в) План действий по переходу на "зеленую" экономику и обеспечению "зеленого" роста в Республике Узбекистан до 2030 года (далее - План действий) согласно приложению N 3;

г) Целевые параметры экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики в 2022-2026 годах, направленные на снижение показателя энергоемкости продукции, произведенной 25 предприятиями и организациями, на 20 процентов в 2026 году по сравнению с 2022 годом (далее - Целевые параметры) согласно приложению N 4.


2. Министерству энергетики совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством финансов в трехмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров практический План практических мероприятий ("Дорожную карту") по экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики в 2022-2026 годах, направленный на достижение целевых параметров.


3. Определить:

Министерство экономического развития и сокращения бедности - уполномоченным органом по координации деятельности по продвижению "зеленой" экономики и внедрению принципов "зеленого" роста, снижению выбросов парниковых газов в отраслях экономики;

Министерство энергетики - уполномоченным органом по развитию "зеленой" энергетики, в частности широкому внедрению возобновляемых источников энергии и водородной энергетики, а также повышению энергоэффективности и снижению энергоемкости произведенной продукции.


4. Установить, что:

а) с 1 июня 2023 года внедряется система "зеленых сертификатов" на основе требований по ограничению воздействия на экологию и окружающую среду при производстве продукции;

б) поэтапно создается инфраструктура государственного регулирования выбросов парниковых газов в 2022-2026 годах, предусматривающая:

государственный учет выбросов парниковых газов и ведение их государственного кадастра;

формирование и ведение реестра углеродных единиц;

определение целевых показателей по сокращению выбросов парниковых газов в разрезе отраслей экономики;

государственную поддержку деятельности по сокращению выбросов парниковых газов;

в) с 1 января 2024 года внедряется Современная система мониторинга, отчетности и верификации (MRV) в сфере изменения климата, охватывающая все парниковые газы;

г) инвестиционные проекты, осуществляемые в отраслях экономики, на этапах планирования и до их реализации оцениваются на возможность снижения объема выделяемых ими парниковых газов, а по результатам проектов объем сокращенных парниковых газов сертифицируется и направляется на внешние рынки;

д) с 1 января 2024 года в рамках инвестиционных проектов по строительству новых солнечных и ветряных электростанций мощностью более 1 МВт внедряется в обязательном порядке система накопления электрической энергии мощностью не менее 25 процентов от установленной мощности этих станций;

е) в рамках разработки отраслевых и территориальных стратегий развития исходя из характеристик чувствительности отраслей и территорий к изменению климата охватываются меры и инвестиционные проекты по снижению воздействия изменения климата на население и секторы экономики и адаптации к нему;

ж) Министерство экономического развития и сокращения бедности:

является уполномоченным органом (национальным органом) по координации реализации мероприятий по Механизму поддержки устойчивого развития в соответствии со статьей 6 Парижского соглашения (12 декабря 2015 года, Париж);

участвует в качестве исполнительного органа, ответственного за регулирование, координацию реализации и управление торговли парниковыми газами на международном и республиканском уровнях (Emission Trade System - ETS, Joint Credit Mechanism - JCM и прочие), а также за ведение мониторинга и отчетности в период реализации проектов в этой сфере;

з) проекты нормативно-правовых актов и программ, предусматривающие проекты и меры касательно устойчивого "зеленого" экономического роста, перехода на "зеленую" экономику, в частности влияющие на объем выбросов парниковых газов, подлежат обязательному согласованию с Министерством экономического развития и сокращения бедности.


5. Создать Межведомственный совет по координации мер по переходу Республики Узбекистан на "зеленую" экономику (далее - Межведомственный совет) в составе согласно приложению N 5, определив его основными задачами:

обеспечение исполнения в полном объеме государственными органами и организациями, органами исполнительной власти на местах мер, предусмотренных в Стратегии перехода Республики Узбекистан на "зеленую" экономику на период 2019-2030 годов (далее - Стратегия), Программе и Плане действий, а также осуществление системного контроля за их своевременной реализацией;

ежеквартальное заслушивание отчетов руководителей государственных органов и организаций о выполнении запланированных мер по развитию "зеленой" экономики;

на основе постоянного мониторинга принятие мер по совершенствованию деятельности ответственных организаций в целях повышения эффективности мер, осуществляемых в рамках Стратегии.


6. Одобрить предложения Министерства экономического развития и сокращения бедности, международных финансовых институтов и организаций-партнеров по развитию о создании:

Координационной группы доноров в составе согласно приложению N 6;

Технического секретариата в Министерстве экономического развития и сокращения бедности в составе дополнительных 4 штатных единиц.

Установить, что:

основной задачей Координационной группы доноров является взаимная координация деятельности по технической поддержке, анализу и наращиванию потенциала международных финансовых институтов и организаций-партнеров по развитию, функционирующих в области изменения климата и "зеленого" роста в Узбекистане;

Технический секретариат является проектным офисом, действующим в качестве рабочего органа Координационной группы доноров.


7. Установить, что в эффективной организации и координации совместной деятельности всех сторон при переходе и развитии "зеленой" экономики:

Межведомственный совет обеспечивает эффективную организацию работы министерств и ведомств по обеспечению реализации Стратегии, Программы и Плана действий;

Министерство экономического развития и сокращения бедности, являясь рабочим органом Межведомственного совета, координирует деятельность министерств и ведомств, ответственных за реализацию мер в этом направлении;

Координационная группа доноров содействует в постоянной оценке выполнения мер, определенных в Программе и Плане действий, привлечении технической и финансовой поддержки, формировании источников финансирования перспективных проектов;

Технический секретариат организует деятельность Координационной группы доноров, способствует ее взаимной координации с Межведомственным советом в реализации задач, определенных в Стратегии, Программе и Плане действий.


8. Центру гидрометеорологической службы и Национальному научно-исследовательскому институту возобновляемых источников энергии в двухмесячный срок сформировать Инновационную базу данных по солнечным, ветровым и биогазовым энергетическим ресурсам по всей республике за счет средств Фонда финансирования науки и поддержки инноваций Министерства инновационного развития.


9. Министерству экономического развития и сокращения бедности:

а) в двухмесячный срок разработать и внести на утверждение в Межведомственный совет положения о создании и порядке осуществления деятельности Технического секретариата и межведомственных рабочих групп, регламент Координационной группы доноров.

При этом в регламенте Координационной группы доноров предусмотреть:

эффективную организацию ее деятельности;

устранение и предотвращение взаимного дублирования усилий международных финансовых институтов и организаций-партнеров по развитию в области изменения климата и "зеленого" роста;

налаживание эффективного сотрудничества с министерствами и ведомствами по вопросам изменения климата и "зеленого" роста;

б) совместно с Министерством энергетики, Министерством финансов и международными финансовыми институтами с 1 июня 2023 года обеспечить внедрение системы "зеленых сертификатов";

в) совместно с Центром гидрометеорологической службы обеспечить полное внедрение с 1 января 2024 года Современной системы мониторинга, отчетности и верификации (MRV) в сфере изменения климата;

г) совместно с Министерством финансов, другими министерствами и ведомствами в трехмесячный срок с привлечением зарубежных экспертов разработать и внести в Кабинет Министров предложения, предусматривающие ускорение внедрения принципов экологического, социального и корпоративного управления (ESG) на промышленных предприятиях;

д) совместно с Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды, Министерством энергетики, Министерством финансов, Центром гидрометеорологической службы, другими заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить создание инфраструктуры государственного регулирования выбросов парниковых газов в 2022-2026 годах, а также до 1 мая 2023 года разработать и внести в Кабинет Министров проект закона Республики Узбекистан "Об ограничении выбросов парниковых газов";

е) совместно с Агентством по управлению государственными активами, Министерством финансов, Министерством энергетики и хозяйственными объединениями в двухмесячный срок обеспечить координацию утверждения в соответствующих органах управления крупных промышленных предприятий:

соответствующих управленческих решений о разработке технической политики по энергосбережению, повышению энергоэффективности за счет модернизации и реконструкции мощностей на крупных производственных предприятиях и включении ее показателей в годовые бизнес-планы;

методологии и инструкций в разрезе отраслей, определяющих нормы расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу производимой продукции (работ, услуг).


10. Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством жилищно-коммунального обслуживания, Министерством финансов до 1 июля 2023 года внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта, предусматривающий полное внедрение принципа "загрязнитель платит", а также совершенствование системы сборов за загрязнение окружающей среды путем повышения установленной ставки сбора за загрязнение и расширения перечня загрязняющих веществ.


11. Министерству инновационного развития совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством энергетики и Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды ежегодно до 1 декабря вносить на утверждение Республиканского совета по науке и технологиям целевые программы научно-исследовательских и инновационных проектов в направлениях развития "зеленой" экономики, при этом уделив особое внимание:

проведению фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям в области "зеленой" экономики;

изучению возможностей перехода к применению в отраслях экономики "зеленых" технологий, в частности ресурсосберегающих технологий, технологий по безотходному производству, дающих возможность переработки отходов, безопасных химических веществ, а также использования возобновляемой энергии и внедрения их в практику;

реализации перспективных инновационных разработок и стартап-проектов, а также поддержке их коммерциализации и трансфера технологий.

Определить, что расходы на финансирование целевых программ покрываются в рамках средств, выделенных на реализацию государственных программ по научной деятельности, а также за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей.


12. Кабинету Министров в двухмесячный срок утвердить план конкретных мер по развитию возобновляемых источников энергии и водородной энергетики в республике.


14. Установить следующий порядок координации и мониторинга качественного и своевременного осуществления мер, определенных в настоящем постановлении:

министерства и ведомства, органы исполнительной власти на местах, предприятия с участием государства - ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство экономического развития и сокращения бедности отчет о реализации мероприятий, предусмотренных в утвержденном настоящим постановлением Плане действий и в отраслевых программах ресурсосбережения, а также о состоянии достижения Целевых параметров;

Министерство экономического развития и сокращения бедности межведомственно координирует деятельность ответственных министерств и ведомств, ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, вносит в Межведомственный совет обобщенную аналитическую информацию о реализации мероприятий, определенных настоящим постановлением;

Межведомственный совет вносит Премьер-министру Республики Узбекистан и Администрации Президента Республики Узбекистан информацию об осуществляемой работе по итогам каждого квартала.


15. Внести изменения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению N 7.


16. Возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и Мирзамахмудова Ж.Т. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.



Президент

Республики Узбекистан                                                        Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению Президента РУз

от 02.12.2022 г. N ПП-436



ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

по переходу на "зеленую" экономику и обеспечению

"зеленого" роста в Республике Узбекистан

до 2030 года


  

N

  

Наименование мероприятий

  

Механизм реализации

Форма реализации

Срок исполнения

Ответственные

  

1. УСТОЙЧИВОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

  

1.

Создание устойчивой к изменению климата агроэкосистемы и повышение устойчивости фермерских и дехканских хозяйств к рискам, связанным с изменением климата.

На основе оценки потенциала и возможностей специализации фермерских и дехканских хозяйств по производству сельскохозяйственных культур разработка и внесение в Кабинет Министров следующих предложений:

пересмотр государственных расходов на поддержку производства сельскохозяйственной продукции, включая бюджетные и внебюджетные субсидии;

создание устойчивых к изменению климата видов земледелия, диверсификация производства сельскохозяйственной продукции;

совершенствование системы страхования посевов и скота от рисков изменения климата для фермерских и дехканских хозяйств.

  

Проект нормативно- правового акта

Апрель

2023 года

Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Министерство экономического развития и сокращения бедности, заинтересованные министерства и ведомства

2.

Внедрение системы устойчивого управления пастбищами.

1. Формирование рабочей группы в составе представителей министерств, ведомств, частного сектора и гражданского общества, а также иностранных экспертов.

  

Проект нормативно- правового акта

Декабрь

2022 года

Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Министерство экономического развития и сокращения бедности, заинтересованные министерства и ведомства

2. Изучение передового зарубежного опыта по управлению пастбищами в условиях изменения климата, применимого в стране.

  

Март

2023 года

3. Разработка и внесение в Кабинет Министров Программы устойчивого управления пастбищами, предусматривающей:

координацию государственной политики и программ, касающихся временного использования пастбищ, права владения землей, направленных на достижение экологических, социальных и экономических результатов;

развитие государственно-частного партнерства в целях расширения практики устойчивого использования пастбищ;

расширение внедрения современных методов и средств защиты земель, находящихся под охраной государства;

совершенствование институциональных механизмов устойчивого управления пастбищами.

  

Сентябрь

2023 года

3.

Совершенствование охраны и защиты лесов и устойчивого управления ими, а также расширение "зеленых" зон.

1. Разработка и внесение в Кабинет Министров Программы охраны и интегрированного управления лесами, а также Программы посадки деревьев и расширения устойчивых "зеленых" зон, предусматривающих:

определение разновидностей деревьев, с низким потреблением воды и устойчивых к изменению климата, исходя из климатических особенностей каждого региона;

охрану и защиту, устойчивое управление лесами и посадку деревьев, устойчивых к изменению климата, как основное естественное решение для повышения стабильности экосистем и инфраструктуры;

увеличение количества деревьев, устойчивых к изменению климата, "зеленых" ограждений от ветра для агролесных хозяйств и "зеленых" защитных ограждений городов.

  

План практических мероприятий

Март

2023 года

Государственный комитет по лесному хозяйству, Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, заинтересованные министерства и ведомства

2. Принятие практических мер по охране и устойчивому управлению лесами, расширению "зеленых" зон на основе утвержденной программы.

  

2023-2030

годы

4.

Разработка и утверждение плана управления ландшафтом для обеспечения перехода от отраслевого подхода к ландшафтному подходу.

1. Разработка и внесение на утверждение в Кабинет Министров Плана управления ландшафтом, предусматривающего:

интегрированное управление ландшафтом для повышения урожайности, улучшения экосистемных услуг и диверсификации экономики;

восстановление ландшафта для стимулирования использования интегрированного ландшафтного подхода и возвращения его к эффективному использованию.

  

Проект нормативно- правового акта

Май

2023 года

Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, заинтересованные министерства и ведомства

2. Внедрение ландшафтного подхода в практику.

  

  

2023-2025

годы

5.

Увеличение количества создаваемых рабочих мест за счет программ "Зеленой ставки" и предпринимательской деятельности, основанной на природных ресурсах.

1. Формирование рабочей группы из числа представителей министерств, ведомств, частного сектора и иностранных экспертов.



Декабрь

2022 года

Министерство экономического развития и сокращения бедности, Министерство занятости и трудовых отношений, Государственный комитет по лесному хозяйству, Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, заинтересованные министерства и ведомства

2. Разработка предложений по развитию предпринимательства, основанного на программе "Зеленая ставка" и природных ресурсах, путем оценки возможностей и потенциала создания "зеленых" рабочих мест.



Апрель

2023 года

3. Разработка и внесение в Кабинет Министров программы "Зеленая ставка", предусматривающей:

развитие "зеленого" предпринимательства в соответствующих отраслях (например, лесохозяйственные мероприятия, облесение, мероприятия по посадке деревьев, связанные с ним);

реализацию пилотных проектов по организации предпринимательской деятельности, основанных на природных ресурсах;

стимулирование расширения предпринимательской деятельности, основанной на "зеленом" предпринимательстве и природных ресурсах.


Проект нормативно- правового акта

Июль

2023 года

4. Принятие мер по расширению предпринимательской деятельности, основанной на "зеленом" предпринимательстве и природных ресурсах, в рамках программы "Зеленая ставка".

  

Практические мероприятия

2023-2030

годы

6.

Установление и мониторинг лимитов водозабора для снижения общего водопотребления и нехватки воды.

1. Анализ существующих систем планирования, комплексных отраслевых планов, программ и стратегий для определения механизма установления и мониторинга лимитов водозабора.

  

Проект нормативно- правового акта

Январь

2023 года

Министерство водного хозяйства, Министерство сельского хозяйства, Министерство экономического развития и сокращения бедности, заинтересованные министерства и ведомства

2. Разработка и внесение в Кабинет Министров предложений, предусматривающих:

установление лимитов водозабора, улучшение их мониторинга;

установление тарифов на воду на уровне возмещения собственных расходов;

развитие государственно-частного

...
Время: 0.0908
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск