ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Промышленность / Общие положения /Концепция перехода на "зеленую" экономику и обеспечения энергосбережения в отраслях промышленности (Приложение N 2 к Постановлению Президента РУз от 02.12.2022 г. N ПП-436)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Постановлению Президента РУз
от 02.12.2022 г. N ПП-436
КОНЦЕПЦИЯ
перехода на "зеленую" экономику
и обеспечения энергосбережения
в отраслях промышленности
Повышение спроса на энергоресурсы в отраслях экономики и социальной сфере за последние годы требует эффективного и рационального использования энергетических ресурсов.
Определены меры по повышению энергоэффективности и экономии топливно-энергетических ресурсов на крупных энергоемких предприятиях отраслей экономики.
Вместе с тем в Государственной программе по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы в "Год обеспечения интересов человека и развития махалли" определены следующие поручения по снижению потерь в отраслях промышленности и повышению эффективности использования ресурсов:
снижение энергоемкости на 20 процентов, в том числе в 2022 году на 5 процентов, путем экономии до 3,9 млрд кубометров природного газа, 4 млрд кВт/ч электрической энергии и 21 тысячи тонн нефтепродуктов;
повышение энергоэффективности зданий и сооружений на 30 процентов;
разработка программ по повышению эффективности использования ресурсов и энергосбережению в разрезе каждой отрасли;
внедрение механизмов поощрения внедрения технологий безотходного производства.
Энергозатраты (энергоемкость) экономики по отраслям экономики и видам деятельности к 2026 году будут снижены на 22 процента.
ГЛАВА 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
Концепция направлена на повышение конкурентоспособности, финансовой стабильности, энергетической и экологической безопасности экономики республики, а также повышение уровня жизни населения и качества оказываемых услуг путем поднятия потенциала, модернизации, технологического развития энергосбережения и рационального использования топливно-энергетических ресурсов, повышения энергоэффективности.
Повышение энергоэффективности и экономия топливно-энергетических ресурсов рассматриваются как основной фактор экономического развития, и значительного роста в этом направлении можно достичь только путем реализации целевых программ.
Концепция применяется ко всем производителям и потребителям энергетических ресурсов по отраслям экономики.
Концепция определяет обязательства потребителей топливно-энергетических ресурсов по повышению энергоэффективности и достижению энергосбережения, требует рационального использования топливно-энергетических ресурсов и оптимизации их расхода.
Выполнение многолетних системных мероприятий по внедрению новых технологий, модернизации энергоемкого оборудования и установок производственных, инженерных и социальных инфраструктур является основным механизмом по повышению энергоэффективности и достижению энергосбережения.
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ
ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
И ДОСТИЖЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Сфера повышения энергоэффективности и достижения энергосбережения в республике регулируется:
Законом "О рациональном использовании энергии";
постановлением Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2019 года N ПП-4422 "Об ускоренных мерах по повышению энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии";
постановлением Президента Республики Узбекистан от 10 июля 2020 года N ПП-4779 "О дополнительных мерах по сокращению зависимости отраслей экономики от топливно-энергетической продукции путем повышения энергоэффективности экономики и задействования имеющихся ресурсов".
Со стороны Правительства установлен порядок проведения мероприятий по энергетическому аудиту на предприятиях.
Также данный вопрос регулируется решениями Республиканской комиссии по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии.
ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Принимая во внимание специфику некоторых отраслей экономики, выполняются отдельные мероприятия по реализации Концепции, в частности:
энергосбережение и повышение энергоэффективности на промышленных предприятиях, принятие мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности в результате реализации перспективных инвестиционных проектов, направленных на поэтапную модернизацию и реконструкцию, техническое перевооружение отраслей экономики путем привлечения новых современных, инновационных, в том числе зарубежных энергосберегающих технологий, обеспечивающих повышение энергоэффективности;
энергосбережение и повышение энергоэффективности в организациях теплоснабжения и коммунальной сферы;
проведение добровольного и обязательного энергетического аудита в организациях сфер сельского хозяйства, транспорта и строительства, а также разработка и обеспечение выполнения организационно-технических мероприятий по повышению их энергоэффективности и энергосбережения;
в целях финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также внедрению возобновляемых источников энергии во всех отраслях экономики привлечение средств международных финансовых институтов, зарубежных и отечественных инвесторов для этих мероприятий;
принятие мер по обеспечению в период до 2026 года покрытия не менее 25 процентов расходуемой электрической энергии для зданий и сооружений ведомств, организаций и предприятий за счет возобновляемых источников энергии;
подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности;
внедрение систем ведения мониторинга энергосбережения и повышения энергоэффективности;
методическое и информационное обеспечение энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также совершенствование системы подготовки, повышения квалификации работников в этом направлении и развитие научного потенциала.
1. Основные организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности:
а) на промышленных предприятиях:
формирование системы учета (установка счетчиков технического контроля) энергетических ресурсов, при необходимости в каждом производственном цехе;
обеспечение проведения в установленном порядке энергетического аудита на производственных предприятиях, разработка и реализация на основе его результатов организационно-технических мероприятий по повышению энергоэффективности в производстве (программы модернизации и реконструкции производственных технологий);
определение и внедрение прогрессивных норм расхода топливно-энергетических ресурсов для некоторого эксплуатируемого оборудования предприятий и организаций сферы;
решение задач по энергосбережению и повышению энергоэффективности путем внедрения основных элементов, современных технологий энергосбережения и повышения энергоэффективности;
организация нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу продукции, производимой на предприятиях;
б) в организациях теплоснабжения и коммунальной сфере:
определение и внедрение прогрессивных норм расхода топливно-энергетических ресурсов для некоторого эксплуатируемого оборудования предприятий и организаций сферы;
внедрение управления централизованной системой теплоснабжения через единого теплового диспетчера;
совершенствование тарифной политики в сфере теплоснабжения с точки зрения экономии энергоресурсов, в том числе перевод потребителей тепла на расчеты с организациями теплоснабжения на основе тарифов из двух частей, обеспечение полной установки у потребителей средств измерения расхода тепловой энергии (горячей воды);
улучшение качества теплоснабжения, внедрение показателей качества тепловой энергии, ведение мониторинга соблюдения режимов потребления со стороны потребителей и организаций теплоснабжения;
выполнение комплексных мер по улучшению тепловой защиты в отраслях теплоснабжения, а также в зданиях и сооружениях в целях оптимизации рабочих режимов централизованных систем отопления (применение энергоэффективных и энергосберегающих материалов при строительстве новых зданий и сооружений, выполнение мероприятий по улучшению тепловой защиты в существующих зданиях);
проведение модернизации и реконструкции котельных, поэтапный вывод из эксплуатации котельных с низкой эффективностью, реализация проектов, направленных на снижение расхода топлива для производства тепла путем перевода на эффективную когенерацию тепловой нагрузки с использованием когенерационного газотурбинного оборудования в регионах с бесперебойным газоснабжением;
организация на предприятиях нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу произведенной продукции и оказанную услугу;
в) в сельском хозяйстве:
повышение энергоэффективности на основе использования современных, высокоэффективных и ресурсосберегающих технологий, достижения выполнения технической и технологической модернизации, а также обновления сельскохозяйственных машин;
снижение себестоимости производимой продукции путем внедрения энергоэффективных и энергосберегающих технологий и установок возобновляемых источников энергии;
определение и внедрение прогрессивных норм расхода топливно-энергетических ресурсов для некоторого эксплуатируемого оборудования предприятий и организаций сферы;
полноценная организация системы учета (установка счетчиков полностью) использованных на предприятиях и в организациях сельского хозяйства энергоресурсов, обеспечение внедрения автоматизированной системы контроля и учета воды с автоматизированной системой контроля и учета электроэнергии, потребляемой насосами, используемыми для орошения посевных полей, и обеспечение их интеграции;
г) в сфере транспорта:
разработка норм потребления расходуемых энергетических ресурсов для всех видов транспортных средств;
определение и внедрение прогрессивных норм потребления топливно-энергетических ресурсов для некоторого эксплуатируемого оборудования предприятий и организаций сферы;
в целях финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также внедрения возобновляемых источников энергии принятие мер по привлечению средств международных финансовых институтов, зарубежных и отечественных инвесторов;
д) в сфере строительства:
разработка и внедрение показателей норм по повышению энергоэффективности и энергосбережению при строительстве зданий и сооружений, а также в населенных пунктах;
определение и внедрение прогрессивных норм расхода топливно-энергетических ресурсов для некоторого эксплуатируемого оборудования предприятий и организаций сферы;
в целях финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также внедрения возобновляемых источников энергии принятие мер по привлечению средств международных финансовых институтов, зарубежных и отечественных инвесторов;
е) в сфере деятельности органов государственного управления и оказания услуг:
обеспечение разработки и выполнения региональных (область, район и город) и ведомственных программ в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также годовых мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в государственных организациях;
обеспечение соответствия требованиям законодательства системы учета при поставке электроэнергии, природного газа и централизованного теплоснабжения и (или) других энергетических ресурсов;
проведение добровольных и обязательных энергетических обследований (энергетических аудитов) обслуживающих организаций;
обеспечение разработки и выполнения организационно-технических мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности на основе результатов проведенных добровольных и обязательных энергетических обследований (энергетических аудитов).
2. Организационные меры по внедрению систем мониторинга энергосбережения и энергоэффективности:
создание базы данных, включающей технические показатели основных устройств, объемов потребления и производства энергоресурсов (себестоимость) и финансовых показателей на предприятиях, в министерствах и ведомствах по отраслям экономики, а также внедрение на ее основе единой информационно-аналитической системы;
ведение регулярного мониторинга по энергосбережению и повышению энергоэффективности по отраслям экономики и видам деятельности на основе данных интегрированной информационно-аналитической системы;
организация системы предоставления соответствующих рекомендаций по энергосбережению и повышению энергоэффективности предприятиям с привлечением высококвалифицированных экспертов на основе результатов мониторинга;
организация деятельности предприятий, проводящих энергетические обследования (энергоаудиторы), и энергосервисных предприятий и внедрение системы мониторинга.
3. Методическое и информационное обеспечение энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также организационные мероприятия по подготовке, повышению квалификации работников в этом направлении:
создание единой информационной системы в сфере энергосбережения и повышения энероэффективности, а также обеспечение ее непрерывной деятельности;
назначение сотрудников, ответственных за реализацию мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности в министерствах и ведомствах, местных органах власти, подготовка и повышение квалификации специалистов в этом направлении;
разработка учебных программ в сфере энергоменеджмента с привлечением зарубежных специалистов, обеспечение повышения квалификации руководителей и работников крупных организаций на базе Высшей школы бизнеса и предпринимательства;
подготовка и доведение до министерств, ведомств и организаций методических, нормативных и информационных документов по энергосбережению и энергоэффективности, проведение мониторинга их применения;
обеспечение отбора и внедрения в практику наиболее эффективных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, снижения потребления топливно-энергетических ресурсов;
внедрение системы мониторинга по реализации Концепции и ее совершенствование;
подготовка рекомендаций по применению новейших технических и организационных решений развитых государств в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
принятие мер по изучению и внедрению международного опыта в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
В ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Основные организационно-экономические мероприятия составляют:
назначение работников, ответственных за реализацию мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности, подготовка специалистов в этом направлении и организация повышения их квалификации в развитых государствах;
проведение анализов с целью определения соответствия проводимых мероприятий по повышению энергоэффективности и обеспечению энергосбережения действующим правилам и стандартам;
обеспечение проведения регулярных энергетических обследований (энергетических аудитов), а также строгого соблюдения нормативов расходования топливно-энергетических ресурсов;
разработка механизмов по стимулированию ответственных работников на предприятиях, добившихся снижения потерь топливно-энергетических ресурсов, затраченных на выпускаемую продукцию и предоставляемые услуги, а также повышения энергоэффективности, и по применению экономических мер в отношении работников предприятий и организаций, допустивших неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов;
наладка и автоматическое регулирование гидравлических и тепловых режимов тепловых сетей;
внедрение автоматических систем регулирования энергопотребления на всех типах технологического оборудования, используемого для отопления, освещения, горячего и холодного водоснабжения и вентиляции жилых, общественных и промышленных помещений;
внедрение тепловых насосных устройств в централизованных и раздельных системах отопления и на промышленных предприятиях;
снижение расхода топливно-энергетических ресурсов в сфере жилищно-коммунального обслуживания за счет использования гелионагревателей, энергосберегающих материалов и конструкций, регулирования систем горячего водоснабжения, вентиляции и освещения.
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
За счет обеспечения реализации мероприятий, определенных в Концепции, к 2026 году будет достигнуто снижение на 20 процентов показателя энергоемкости производимой продукции по отраслям экономики и видам деятельности, по сравнению с 2022 годом.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 декабря 2022 г.