Практическая Бухгалтерия
Нормативно-правовые акты / Деятельность отдельных отраслей / Промышленность / Электроэнергетическая отрасль /Постановление Президента Республики Узбекистан от 02.12.2022 г. N ПП-436 "О мерах по повышению эффективности реформ, направленных на переход Республики Узбекистан на "зеленую" экономику до 2030 года"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
02.12.2022 г.
N ПП-436
О МЕРАХ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕФОРМ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПЕРЕХОД
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН НА "ЗЕЛЕНУЮ"
ЭКОНОМИКУ ДО 2030 ГОДА
В целях реализации задач, определенных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, повышения эффективности принимаемых мер по обеспечению "зеленого" и инклюзивного экономического роста в рамках Стратегии перехода Республики Узбекистан на "зеленую" экономику, а также дальнейшего расширения использования возобновляемых источников энергии и ресурсосбережения во всех отраслях экономики:
1. Утвердить:
а) Программу по переходу на "зеленую" экономику и обеспечению "зеленого" роста в Республике Узбекистан до 2030 года (далее - Программа), предназначенную для достижения следующих стратегических целей, согласно приложению N 1:
снижение удельных выбросов парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта на 35 процентов от уровня 2010 года;
увеличение производственной мощности возобновляемых источников энергии до 15 ГВт и доведение их доли в общем объеме производства электрической энергии до более 30 процентов;
повышение энергоэффективности в сфере промышленности не менее чем на 20 процентов;
снижение энергоемкости, приходящейся на единицу валового внутреннего продукта, на 30 процентов, в том числе за счет расширения использования возобновляемых источников энергии;
значительное повышение эффективности водопользования во всех отраслях экономики, внедрение водосберегающих технологий орошения на площади до 1 млн гектаров;
расширение зеленых зон в городах до более 30 процентов путем посадки по 200 миллионов саженцев в год и доведение общего количества саженцев до более 1 миллиарда;
доведение показателя запасов лесного фонда республики до более 90 миллионов кубометров;
увеличение уровня переработки образуемых бытовых отходов до более 65 процентов;
б) Концепцию перехода на "зеленую" экономику и обеспечения энергосбережения в отраслях промышленности (далее - Концепция) согласно приложению N 2;
в) План действий по переходу на "зеленую" экономику и обеспечению "зеленого" роста в Республике Узбекистан до 2030 года (далее - План действий) согласно приложению N 3;
г) Целевые параметры экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики в 2022-2026 годах, направленные на снижение показателя энергоемкости продукции, произведенной 25 предприятиями и организациями, на 20 процентов в 2026 году по сравнению с 2022 годом (далее - Целевые параметры) согласно приложению N 4.
2. Министерству энергетики совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством финансов в трехмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров практический План практических мероприятий ("Дорожную карту") по экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики в 2022-2026 годах, направленный на достижение целевых параметров.
3. Определить:
Министерство экономического развития и сокращения бедности - уполномоченным органом по координации деятельности по продвижению "зеленой" экономики и внедрению принципов "зеленого" роста, снижению выбросов парниковых газов в отраслях экономики;
Министерство энергетики - уполномоченным органом по развитию "зеленой" энергетики, в частности широкому внедрению возобновляемых источников энергии и водородной энергетики, а также повышению энергоэффективности и снижению энергоемкости произведенной продукции.
4. Установить, что:
а) с 1 июня 2023 года внедряется система "зеленых сертификатов" на основе требований по ограничению воздействия на экологию и окружающую среду при производстве продукции;
б) поэтапно создается инфраструктура государственного регулирования выбросов парниковых газов в 2022-2026 годах, предусматривающая:
государственный учет выбросов парниковых газов и ведение их государственного кадастра;
формирование и ведение реестра углеродных единиц;
определение целевых показателей по сокращению выбросов парниковых газов в разрезе отраслей экономики;
государственную поддержку деятельности по сокращению выбросов парниковых газов;
в) с 1 января 2024 года внедряется Современная система мониторинга, отчетности и верификации (MRV) в сфере изменения климата, охватывающая все парниковые газы;
г) инвестиционные проекты, осуществляемые в отраслях экономики, на этапах планирования и до их реализации оцениваются на возможность снижения объема выделяемых ими парниковых газов, а по результатам проектов объем сокращенных парниковых газов сертифицируется и направляется на внешние рынки;
д) с 1 января 2024 года в рамках инвестиционных проектов по строительству новых солнечных и ветряных электростанций мощностью более 1 МВт внедряется в обязательном порядке система накопления электрической энергии мощностью не менее 25 процентов от установленной мощности этих станций;
е) в рамках разработки отраслевых и территориальных стратегий развития исходя из характеристик чувствительности отраслей и территорий к изменению климата охватываются меры и инвестиционные проекты по снижению воздействия изменения климата на население и секторы экономики и адаптации к нему;
ж) Министерство экономического развития и сокращения бедности:
является уполномоченным органом (национальным органом) по координации реализации мероприятий по Механизму поддержки устойчивого развития в соответствии со статьей 6 Парижского соглашения (12 декабря 2015 года, Париж);
участвует в качестве исполнительного органа, ответственного за регулирование, координацию реализации и управление торговли парниковыми газами на международном и республиканском уровнях (Emission Trade System - ETS, Joint Credit Mechanism - JCM и прочие), а также за ведение мониторинга и отчетности в период реализации проектов в этой сфере;
з) проекты нормативно-правовых актов и программ, предусматривающие проекты и меры касательно устойчивого "зеленого" экономического роста, перехода на "зеленую" экономику, в частности влияющие на объем выбросов парниковых газов, подлежат обязательному согласованию с Министерством экономического развития и сокращения бедности.
5. Создать Межведомственный совет по координации мер по переходу Республики Узбекистан на "зеленую" экономику (далее - Межведомственный совет) в составе согласно приложению N 5, определив его основными задачами:
обеспечение исполнения в полном объеме государственными органами и организациями, органами исполнительной власти на местах мер, предусмотренных в Стратегии перехода Республики Узбекистан на "зеленую" экономику на период 2019-2030 годов (далее - Стратегия), Программе и Плане действий, а также осуществление системного контроля за их своевременной реализацией;
ежеквартальное заслушивание отчетов руководителей государственных органов и организаций о выполнении запланированных мер по развитию "зеленой" экономики;
на основе постоянного мониторинга принятие мер по совершенствованию деятельности ответственных организаций в целях повышения эффективности мер, осуществляемых в рамках Стратегии.
6. Одобрить предложения Министерства экономического развития и сокращения бедности, международных финансовых институтов и организаций-партнеров по развитию о создании:
Координационной группы доноров в составе согласно приложению N 6;
Технического секретариата в Министерстве экономического развития и сокращения бедности в составе дополнительных 4 штатных единиц.
Установить, что:
основной задачей Координационной группы доноров является взаимная координация деятельности по технической поддержке, анализу и наращиванию потенциала международных финансовых институтов и организаций-партнеров по развитию, функционирующих в области изменения климата и "зеленого" роста в Узбекистане;
Технический секретариат является проектным офисом, действующим в качестве рабочего органа Координационной группы доноров.
7. Установить, что в эффективной организации и координации совместной деятельности всех сторон при переходе и развитии "зеленой" экономики:
Межведомственный совет обеспечивает эффективную организацию работы министерств и ведомств по обеспечению реализации Стратегии, Программы и Плана действий;
Министерство экономического развития и сокращения бедности, являясь рабочим органом Межведомственного совета, координирует деятельность министерств и ведомств, ответственных за реализацию мер в этом направлении;
Координационная группа доноров содействует в постоянной оценке выполнения мер, определенных в Программе и Плане действий, привлечении технической и финансовой поддержки, формировании источников финансирования перспективных проектов;
Технический секретариат организует деятельность Координационной группы доноров, способствует ее взаимной координации с Межведомственным советом в реализации задач, определенных в Стратегии, Программе и Плане действий.
8. Центру гидрометеорологической службы и Национальному научно-исследовательскому институту возобновляемых источников энергии в двухмесячный срок сформировать Инновационную базу данных по солнечным, ветровым и биогазовым энергетическим ресурсам по всей республике за счет средств Фонда финансирования науки и поддержки инноваций Министерства инновационного развития.
9. Министерству экономического развития и сокращения бедности:
а) в двухмесячный срок разработать и внести на утверждение в Межведомственный совет положения о создании и порядке осуществления деятельности Технического секретариата и межведомственных рабочих групп, регламент Координационной группы доноров.
При этом в регламенте Координационной группы доноров предусмотреть:
эффективную организацию ее деятельности;
устранение и предотвращение взаимного дублирования усилий международных финансовых институтов и организаций-партнеров по развитию в области изменения климата и "зеленого" роста;
налаживание эффективного сотрудничества с министерствами и ведомствами по вопросам изменения климата и "зеленого" роста;
б) совместно с Министерством энергетики, Министерством финансов и международными финансовыми институтами с 1 июня 2023 года обеспечить внедрение системы "зеленых сертификатов";
в) совместно с Центром гидрометеорологической службы обеспечить полное внедрение с 1 января 2024 года Современной системы мониторинга, отчетности и верификации (MRV) в сфере изменения климата;
г) совместно с Министерством финансов, другими министерствами и ведомствами в трехмесячный срок с привлечением зарубежных экспертов разработать и внести в Кабинет Министров предложения, предусматривающие ускорение внедрения принципов экологического, социального и корпоративного управления (ESG) на промышленных предприятиях;
д) совместно с Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды, Министерством энергетики, Министерством финансов, Центром гидрометеорологической службы, другими заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить создание инфраструктуры государственного регулирования выбросов парниковых газов в 2022-2026 годах, а также до 1 мая 2023 года разработать и внести в Кабинет Министров проект закона Республики Узбекистан "Об ограничении выбросов парниковых газов";
е) совместно с Агентством по управлению государственными активами, Министерством финансов, Министерством энергетики и хозяйственными объединениями в двухмесячный срок обеспечить координацию утверждения в соответствующих органах управления крупных промышленных предприятий:
соответствующих управленческих решений о разработке технической политики по энергосбережению, повышению энергоэффективности за счет модернизации и реконструкции мощностей на крупных производственных предприятиях и включении ее показателей в годовые бизнес-планы;
методологии и инструкций в разрезе отраслей, определяющих нормы расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу производимой продукции (работ, услуг).
10. Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством жилищно-коммунального обслуживания, Министерством финансов до 1 июля 2023 года внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта, предусматривающий полное внедрение принципа "загрязнитель платит", а также совершенствование системы сборов за загрязнение окружающей среды путем повышения установленной ставки сбора за загрязнение и расширения перечня загрязняющих веществ.
11. Министерству инновационного развития совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством энергетики и Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды ежегодно до 1 декабря вносить на утверждение Республиканского совета по науке и технологиям целевые программы научно-исследовательских и инновационных проектов в направлениях развития "зеленой" экономики, при этом уделив особое внимание:
проведению фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям в области "зеленой" экономики;
изучению возможностей перехода к применению в отраслях экономики "зеленых" технологий, в частности ресурсосберегающих технологий, технологий по безотходному производству, дающих возможность переработки отходов, безопасных химических веществ, а также использования возобновляемой энергии и внедрения их в практику;
реализации перспективных инновационных разработок и стартап-проектов, а также поддержке их коммерциализации и трансфера технологий.
Определить, что расходы на финансирование целевых программ покрываются в рамках средств, выделенных на реализацию государственных программ по научной деятельности, а также за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей.
12. Кабинету Министров в двухмесячный срок утвердить план конкретных мер по развитию возобновляемых источников энергии и водородной энергетики в республике.
14. Установить следующий порядок координации и мониторинга качественного и своевременного осуществления мер, определенных в настоящем постановлении:
министерства и ведомства, органы исполнительной власти на местах, предприятия с участием государства - ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство экономического развития и сокращения бедности отчет о реализации мероприятий, предусмотренных в утвержденном настоящим постановлением Плане действий и в отраслевых программах ресурсосбережения, а также о состоянии достижения Целевых параметров;
Министерство экономического развития и сокращения бедности межведомственно координирует деятельность ответственных министерств и ведомств, ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, вносит в Межведомственный совет обобщенную аналитическую информацию о реализации мероприятий, определенных настоящим постановлением;
Межведомственный совет вносит Премьер-министру Республики Узбекистан и Администрации Президента Республики Узбекистан информацию об осуществляемой работе по итогам каждого квартала.
15. Внести изменения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению N 7.
16. Возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А. и Мирзамахмудова Ж.Т. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 02.12.2022 г. N ПП-436
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
по переходу на "зеленую" экономику и обеспечению
"зеленого" роста в Республике Узбекистан
до 2030 года
N |
Наименование мероприятий
|
Механизм реализации |
Форма реализации |
Срок исполнения |
Ответственные |
1. УСТОЙЧИВОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
|
|||||
1. |
Создание устойчивой к изменению климата агроэкосистемы и повышение устойчивости фермерских и дехканских хозяйств к рискам, связанным с изменением климата. |
На основе оценки потенциала и возможностей специализации фермерских и дехканских хозяйств по производству сельскохозяйственных культур разработка и внесение в Кабинет Министров следующих предложений: пересмотр государственных расходов на поддержку производства сельскохозяйственной продукции, включая бюджетные и внебюджетные субсидии; создание устойчивых к изменению климата видов земледелия, диверсификация производства сельскохозяйственной продукции; совершенствование системы страхования посевов и скота от рисков изменения климата для фермерских и дехканских хозяйств.
|
Проект нормативно- правового акта |
Апрель 2023 года |
Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Министерство экономического развития и сокращения бедности, заинтересованные министерства и ведомства |
2. |
Внедрение системы устойчивого управления пастбищами. |
1. Формирование рабочей группы в составе представителей министерств, ведомств, частного сектора и гражданского общества, а также иностранных экспертов.
|
Проект нормативно- правового акта |
Декабрь 2022 года |
Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Министерство экономического развития и сокращения бедности, заинтересованные министерства и ведомства |
2. Изучение передового зарубежного опыта по управлению пастбищами в условиях изменения климата, применимого в стране.
|
Март 2023 года |
||||
3. Разработка и внесение в Кабинет Министров Программы устойчивого управления пастбищами, предусматривающей: координацию государственной политики и программ, касающихся временного использования пастбищ, права владения землей, направленных на достижение экологических, социальных и экономических результатов; развитие государственно-частного партнерства в целях расширения практики устойчивого использования пастбищ; расширение внедрения современных методов и средств защиты земель, находящихся под охраной государства; совершенствование институциональных механизмов устойчивого управления пастбищами.
|
Сентябрь 2023 года |
||||
3. |
Совершенствование охраны и защиты лесов и устойчивого управления ими, а также расширение "зеленых" зон. |
1. Разработка и внесение в Кабинет Министров Программы охраны и интегрированного управления лесами, а также Программы посадки деревьев и расширения устойчивых "зеленых" зон, предусматривающих: определение разновидностей деревьев, с низким потреблением воды и устойчивых к изменению климата, исходя из климатических особенностей каждого региона; охрану и защиту, устойчивое управление лесами и посадку деревьев, устойчивых к изменению климата, как основное естественное решение для повышения стабильности экосистем и инфраструктуры; увеличение количества деревьев, устойчивых к изменению климата, "зеленых" ограждений от ветра для агролесных хозяйств и "зеленых" защитных ограждений городов.
|
План практических мероприятий |
Март 2023 года |
Государственный комитет по лесному хозяйству, Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, заинтересованные министерства и ведомства |
2. Принятие практических мер по охране и устойчивому управлению лесами, расширению "зеленых" зон на основе утвержденной программы.
|
2023-2030 годы |
||||
4. |
Разработка и утверждение плана управления ландшафтом для обеспечения перехода от отраслевого подхода к ландшафтному подходу. |
1. Разработка и внесение на утверждение в Кабинет Министров Плана управления ландшафтом, предусматривающего: интегрированное управление ландшафтом для повышения урожайности, улучшения экосистемных услуг и диверсификации экономики; восстановление ландшафта для стимулирования использования интегрированного ландшафтного подхода и возвращения его к эффективному использованию.
|
Проект нормативно- правового акта |
Май 2023 года |
Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, заинтересованные министерства и ведомства |
2. Внедрение ландшафтного подхода в практику.
|
2023-2025 годы |
||||
5. |
Увеличение количества создаваемых рабочих мест за счет программ "Зеленой ставки" и предпринимательской деятельности, основанной на природных ресурсах. |
1. Формирование рабочей группы из числа представителей министерств, ведомств, частного сектора и иностранных экспертов. |
Декабрь 2022 года |
Министерство экономического развития и сокращения бедности, Министерство занятости и трудовых отношений, Государственный комитет по лесному хозяйству, Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, заинтересованные министерства и ведомства |
|
2. Разработка предложений по развитию предпринимательства, основанного на программе "Зеленая ставка" и природных ресурсах, путем оценки возможностей и потенциала создания "зеленых" рабочих мест. |
Апрель 2023 года |
||||
3. Разработка и внесение в Кабинет Министров программы "Зеленая ставка", предусматривающей: развитие "зеленого" предпринимательства в соответствующих отраслях (например, лесохозяйственные мероприятия, облесение, мероприятия по посадке деревьев, связанные с ним); реализацию пилотных проектов по организации предпринимательской деятельности, основанных на природных ресурсах; стимулирование расширения предпринимательской деятельности, основанной на "зеленом" предпринимательстве и природных ресурсах. |
Проект нормативно- правового акта |
Июль 2023 года |
|||
4. Принятие мер по расширению предпринимательской деятельности, основанной на "зеленом" предпринимательстве и природных ресурсах, в рамках программы "Зеленая ставка".
|
Практические мероприятия |
2023-2030 годы |
|||
6. |
Установление и мониторинг лимитов водозабора для снижения общего водопотребления и нехватки воды. |
1. Анализ существующих систем планирования, комплексных отраслевых планов, программ и стратегий для определения механизма установления и мониторинга лимитов водозабора.
|
Проект нормативно- правового акта |
Январь 2023 года |
Министерство водного хозяйства, Министерство сельского хозяйства, Министерство экономического развития и сокращения бедности, заинтересованные министерства и ведомства |
2. Разработка и внесение в Кабинет Министров предложений, предусматривающих: установление лимитов водозабора, улучшение их мониторинга; установление тарифов на воду на уровне возмещения собственных расходов; развитие государственно-частного |