Нормативно-правовые акты
Нормативно-правовые акты/ Законодательные основы деятельности государственных органов/ Регулирование деятельности министерств, ведомств и др./ Общие положения/ Указ Президента Республики Узбекистан от 21.12.2022 г. N УП-269 "О мерах по реализации административных реформ Нового Узбекистана"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
21.12.2022 г.
N УП-269
О МЕРАХ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
РЕФОРМ НОВОГО УЗБЕКИСТАНА
В последние годы реализованы масштабные административные реформы, направленные на создание эффективной системы управления, являющейся важным условием построения Нового Узбекистана.
В частности, оптимизирована структура государственных органов в среднем на 15 процентов путем сокращения несвойственных им задач и широкого внедрения в деятельность цифровых технологий, а также сокращены 40 должностей заместителей руководителей в 26 государственных органах и организациях.
В целях сокращения бюрократических барьеров и улучшения системы оказания государственных услуг за счет внедрения в деятельность государственных органов современных принципов управления отменено около 30 видов лицензий и разрешительных документов, упрощено свыше 70 государственных услуг, отменено истребование государственными организациями более 60 документов.
Число пользователей системы "Электронное правительство" превысило 4 миллиона, посредством которой созданы возможности доступа к свыше чем 130 информационным ресурсам государственных органов. Налажено оказание в онлайн-формате почти 350 видов услуг на Едином портале интерактивных государственных услуг.
В целях формирования в условиях Нового Узбекистана отвечающей современным требованиям компактной системы государственного управления, повышения ответственности руководителей государственных органов путем упрощения процессов рассмотрения вопросов и принятия решений, ориентации их деятельности на результативность, а также обеспечения реализации программы административных реформ Нового Узбекистана:
1. Внедрить с 1 января 2023 года систему работы руководителей органов исполнительной власти, являющихся членами Кабинета Министров Республики Узбекистан (далее - Кабинет Министров/Правительство), непосредственно с Премьер-министром, независимо от структурных подразделений Кабинета Министров.
Определить, что руководитель органа исполнительной власти, являющийся членом Правительства:
несет ответственность за проведение единой государственной политики в соответствующей сфере и достижение установленных целевых показателей по ее развитию;
обеспечивает ведение в системе кадровой политики независимо от аппарата Кабинета Министров в соответствии с законодательством о государственной службе.
2. Упразднить в исполнительной структуре Кабинета Министров секретариаты, департаменты по экономике и социальным сферам и отделы при них, а также Инспекцию по охране культурного наследия, Отдел финансового и материально-технического обеспечения деятельности военизированных структур, Отдел по вопросам поддержки махалли и старшего поколения.
3. Образовать в исполнительной структуре Кабинета Министров:
до 4 должностей заместителя Премьер-министра;
Секретариат Премьер-министра, осуществляющий правовое, организационно-техническое, информационно-аналитическое и протокольное обеспечение деятельности руководителя Правительства.
4. Утвердить обновленную исполнительную структуру Кабинета Министров согласно приложению N 1.
5. Внедрить следующий порядок внесения в Кабинет Министров, рассмотрения и доклада проектов нормативно-правовых актов и других актуальных вопросов, относящихся к полномочиям Правительства (далее - вопросы):
а) проекты нормативно-правовых актов и вопросы вносятся в Правительство в установленном порядке непосредственно министрами и руководителями других независимых органов исполнительной власти.
При этом организациями с участием государства и хозяйственными объединениями проекты нормативно-правовых актов и другие вопросы вносятся через министра или руководителя другого независимого органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику в соответствующей сфере;
б) поступившие проекты нормативно-правовых актов передаются в Департамент информационно-аналитического и юридического обеспечения для рассмотрения, проведения финансово-экономической и правовой экспертизы, оценки регуляторного воздействия и определения конфликта интересов, а также внесения для доклада;
в) готовые к докладу проекты нормативно-правовых актов и иные вопросы одобряются или отклоняются в Кабинете Министров в коллегиальном порядке;
г) одобренные проекты нормативно-правовых актов и, в случае необходимости, другие вопросы в установленном порядке вносятся в Администрацию Президента Республики Узбекистан (или принимаются);
д) при коллегиальном рассмотрении вопросов в Кабинете Министров, по мере необходимости, приглашаются средства массовой информации.
Кабинету Министров (Арипов А.Н.) в месячный срок исходя из требований настоящего Указа внести обновленный регламент Правительства, предусматривающий конкретный порядок и сроки разработки, внесения и рассмотрения проектов нормативно-правовых актов, согласования с Администрацией Президента Республики Узбекистан, а также контроля их исполнения.
6. Установить, что:
действующие заместители Премьер-министра и его советники, а также Управляющий аппаратом Кабинета Министров и его заместители обеспечивают полноценное и качественное исполнение возложенных задач до внедрения новой системы;
средства, высвобождаемые в связи с оптимизацией подразделений аппарата Кабинета Министров, направляются на дополнительное поощрение на основании результативности деятельности проявившего себя управленческого персонала секретариата Премьер-министра.
Министерству юстиции совместно с ответственными министерствами и ведомствами в месячный срок внести предложения по:
определению порядка организации в Кабинете Министров контроля и отчетности по реализации законов Республики Узбекистан, актов и поручений Президента Республики Узбекистан;
перераспределению руководителей комиссий, советов, рабочих групп и других коллегиальных органов исходя из осуществляемых административных реформ.
7. Предоставить Премьер-министру следующие права:
вносить изменения в исполнительную структуру секретариата Премьер-министра в рамках его общей штатной численности, с учетом значимости регулирования вопросов и решения приоритетных задач;
создавать рабочие группы и согласительные комиссии для изучения актуальных направлений экономики и социальной сферы, разработки по ним предложений, а также устранения возникших разногласий;
определять размеры средств для дополнительного поощрения на основании результативности деятельности проявившего себя управленческого персонала секретариата Премьер-министра.
8. Кабинету Министров (Арипов А.Н.) в месячный срок принять меры по:
утверждению функциональных обязанностей заместителей Премьер-министра;
утверждению штатного расписания секретариата Премьер-министра;
разработке Положения о секретариате Премьер-министра, подробно определяющего функции, полномочия, права, обязанности и ответственность всех его подразделений;
утверждению положений о вновь созданных структурных подразделениях секретариата Премьер-министра;
назначению на руководящие и ответственные должности в министерствах, ведомствах и иных организациях работников упраздняемых структурных подразделений, а в случае необходимости - внести предложения по данным вопросам.
9. Принять предложение Совета Агентства стратегических реформ при Президенте Республики Узбекистан о формировании с 1 января 2023 года в рамках первого этапа административных реформ Нового Узбекистана компактной, единой системы республиканских органов исполнительной власти, основанной на принципах профессионального управления и ориентированной на результат, включающей в себя министерства, комитеты, агентства и инспекции.
министерство - республиканский орган исполнительной власти, разрабатывающий и реализующий единую государственную политику в соответствующих сферах, координирующий деятельность органов исполнительной власти в определенном направлении, а также организующий деятельность по внутрисистемному руководству на основе единоначалия;
комитет - республиканский орган исполнительной власти, координирующий и регулирующий внутриотраслевую деятельность в соответствующей сфере и организующий деятельность по внутрисистемному руководству на коллегиальной основе, а также функционирующий в организационном подчинении министерства;
агентство - республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий в качестве своей основной задачи оказание государственных услуг в соответствующей сфере и иные предусмотренные актами законодательства правоприменительные функции, а также функционирующий в организационном подчинении министерства;
инспекция - республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий в качестве своей основной задачи государственный надзор и контроль в соответствующих сферах и отраслях, а также функционирующий в организационном подчинении министерства;
в соответствии с актами законодательства могут быть образованы комитеты, агентства и инспекции, имеющие особый статус и подчиняющиеся Президенту Республики Узбекистан и (или) Кабинету Министров.
11. Одобрить предложение Совета Агентства стратегических реформ при Президенте Республики Узбекистан о сокращении в рамках первого этапа административных реформ Нового Узбекистана с 1 января 2023 года количества независимых республиканских органов исполнительной власти с 61 до 28, в том числе министерств - с 25 до 21.
12. Установить, что систему Кабинета Министров составляют следующие министерства:
Министерство инвестиций, промышленности и торговли;
Министерство экономики и финансов;
Министерство горнодобывающей промышленности и геологии;
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства;
Министерство занятости и сокращения бедности;
Министерство высшего образования, науки и инноваций;
Министерство дошкольного и школьного образования;
Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата;
Министерство сельского хозяйства;
Министерство водного хозяйства;
Министерство цифровых технологий;
Министерство юстиции;
Министерство транспорта;
Министерство обороны;
Министерство энергетики;
Министерство здравоохранения;
Министерство иностранных дел;
Министерство внутренних дел;
Министерство по чрезвычайным ситуациям.
Перечень республиканских органов государственного управления, реорганизуемых с 1 января 2023 года, согласно приложению N 2;
Перечень упраздняемых с 1 января 2023 года республиканских органов государственного управления с передачей их задач и функций соответствующим министерствам и ведомствам согласно приложению N 3;
Перечень республиканских органов государственного управления, организационное подчинение которых изменяется с 1 января 2023 года, согласно приложению N 4.
Установить, что средства, высвобождаемые в результате оптимизации штатной численности в рамках настоящего Указа, направляются на решение социальных вопросов.
14. Кабинету Министров (Арипов А.Н.) в недельный срок утвердить:
план-график мероприятий по полноценной организации деятельности республиканских органов исполнительной власти, реорганизуемых согласно настоящему Указу;
типовое положение, регулирующее деятельность республиканских органов исполнительной власти.
При этом предусмотреть сферу ответственности руководителя республиканского органа исполнительной власти и его заместителей, четкое разграничение задач и функций республиканских, областных и районных подразделений, а также критерии оценки эффективности и результативности деятельности и показатели (индикаторы) работы в разрезе территорий.
15. В целях дальнейшего повышения ответственности за налаживание эффективной работы республиканских органов исполнительной власти с 1 января 2023 года:
Президентом Республики Узбекистан определяются целевые показатели (индикаторы), которые должны быть достигнуты в течение года каждым республиканским органом исполнительной власти;
в начале каждого года руководителем республиканского органа исполнительной власти разрабатывается и представляется общественности программа действий по достижению установленных целевых показателей (индикаторов) в разрезе своих заместителей;
в соответствии с программой действий руководителями территориальных подразделений республиканских органов исполнительной власти разрабатывается и представляется общественности региональная программа развития по достижению целевых показателей (индикаторов);
налаживается практика представления и опубликования до завершения года руководителями республиканских органов исполнительной власти и их территориальных подразделений отчета о состоянии реализации программы действий и региональных программ развития, а также достижения целевых показателей (индикаторов).
Определить, что руководитель республиканского органа исполнительной власти непосредственно подотчетен перед палатами Олий Мажлиса, Президентом Республики Узбекистан и общественностью.
16. В целях повышения институциональной независимости республиканских органов исполнительной власти установить порядок, в соответствии с которым Президентом Республики Узбекистан и Кабинетом Министров определяются организационная структура, штатная численность и количество заместителей руководителя, а также направления деятельности республиканского органа исполнительной власти.
При этом:
отменяется практика утверждения Президентом Республики Узбекистан и Кабинетом Министров структуры центрального аппарата и территориальных подразделений;
руководителям республиканских органов исполнительной власти предоставляется право в рамках выделенных средств и исходя из поставленных задач утверждать структуры и штатную численность центрального аппарата и территориальных подразделений;
руководителям республиканских органов исполнительной власти предоставляется полномочие исходя из потребностей и условий в регионе образовывать областные либо районные (городские) подразделения или создавать их межрайонные (межобластные) формы.
Агентству развития государственной службы совместно с Министерством юстиции в двухмесячный срок внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект постановления, предусматривающий перечень подразделений и должностей, обязательных для образования в структуре республиканских органов исполнительной власти, их критерии, а также нормативы соотношения руководителей и исполнителей.
17. Определить Совет Агентства стратегических реформ при Президенте Республики Узбекистан ответственным за координацию реализации настоящего Указа, а также достижение следующих целевых показателей:
оптимизация штатной численности органов исполнительной власти, в том числе руководящих должностей, до 30 процентов, а также внедрение справедливой системы оплаты труда;
налаживание в соответствии с новыми требованиями настоящего Указа эффективной деятельности органов исполнительной власти, проходящих трансформацию в рамках административных реформ;
внедрение эффективной системы работы с регионами путем повышения финансовой и институциональной независимости руководителей;
сокращение не менее чем на 10 процентов функций республиканских органов исполнительной власти путем их упорядочения;
увеличение не менее чем в 3 раза количества государственных функций, передаваемых частному сектору, широкое внедрение механизмов государственно-частного партнерства и аутсорсинга;
достижение должного соотношения руководителей и исполнителей в системе органов исполнительной власти;
налаживание деятельности руководителей на основании предложений населения и усиление их подотчетности перед общественностью.
Совету Агентства стратегических реформ при Президенте Республики Узбекистан (Умурзаков С.У.) обеспечить принятие мер по реформированию исходя из настоящего Указа на первом этапе административных реформ - республиканских органов исполнительной власти до 1 января 2023 года, на втором этапе - органов государственной власти на местах до 1 апреля 2023 года.
18. Кабинету Министров (Арипов А.Н.) до 1 февраля 2023 года исходя из требований настоящего Указа внести проект нового Закона "О Кабинете Министров Республики Узбекистан", предусматривающий:
определение механизмов непосредственной работы членов Правительства с Премьер-министром, повышение их статуса в процессе принятия решений в Кабинете Министров;
кардинальное повышение ответственности Правительства в обеспечении развития территорий, инфраструктуры, экономики, финансов, денежно-кредитной и социальной сферы;
усиление независимости и ответственности членов Правительства в управленческих, кадровых, финансовых и иных направлениях;
определение статуса органов исполнительной власти, в том числе в разрезе их республиканских и территориальных подразделений, конкретного порядка их образования и упразднения, а также разграничивающих критериев.
19. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Агентству информации и массовых коммуникаций организовать в средствах массовой информации широкое освещение целей и задач настоящего Указа.
20. Министерству юстиции в месячный срок внести предложения по изменениям и дополнениям в акты законодательства, вытекающим из настоящего Указа.
21. Контроль за исполнением настоящего Указа, осуществление координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Умурзакова С.У.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 21.12.2022 г. N УП-269
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА
Кабинета Министров Республики Узбекистан
|
Премьер-министр |