Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Денежная и бюджетная система. Внебюджетные фонды/ Бюджетная система/ Республиканский бюджет/ Закон Республики Узбекистан от 30.12.2022 г. N ЗРУ-813 "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2023 год" (Принят Законодательной палатой 22.12.2022 г., одобрен Сенатом 27.12.2022 г.)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
30.12.2022 г.
N ЗРУ-813
О ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТЕ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
НА 2023 ГОД
Принят Законодательной палатой 22 декабря 2022 года
Одобрен Сенатом 27 декабря 2022 года
Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с формированием и исполнением Консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2023 год.
Статья 2. Использование бюджетных ассигнований,
выделяемых из республиканского бюджета Республики
Узбекистан для распорядителей бюджетных средств
первого уровня
Бюджетные ассигнования, выделяемые в соответствии с настоящим Законом из республиканского бюджета Республики Узбекистан (далее - республиканский бюджет) распорядителям бюджетных средств первого уровня, используются только в течение 2023 финансового года и не переносятся на следующий финансовый год.
Распорядители бюджетных средств первого уровня вправе перераспределять свои текущие расходы, в том числе выделенные средства на реализацию государственных программ развития (далее - программы развития), из одной программы развития в другую программу развития.
Распорядители бюджетных средств первого уровня вправе направлять до 10 процентов предельных размеров бюджетных ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета, на основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан (далее - Кабинет Министров), подведомственным организациям, финансируемым из бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента.
Служба внутреннего аудита министерств и ведомств анализирует результаты эффективности соответствующих программ развития и до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет отчеты о результатах анализа в Министерство финансов Республики Узбекистан.
В целях поддержки финансирования социально значимых национальных государственных программ, а также проектов по формированию производственной и непроизводственной инфраструктуры установленные размеры грантовых средств (за исключением грантовых средств, выделяемых с условиями (возможностями) самостоятельного определения размеров и отраслей правительством Республики Узбекистан), выделяемых из иностранных источников (иностранных государств, международных организаций, международных финансовых и экономических институтов, иностранных правительственных финансовых организаций) распорядителям бюджетных средств первого уровня, увеличиваются без внесения изменения в настоящий Закон.
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан осуществляет заслушивание отчетов распорядителей бюджетных средств первого уровня об использовании бюджетных ассигнований из республиканского бюджета распорядителями бюджетных средств первого уровня, а также о состоянии выполнения целевых индикаторов программы развития.
ГЛАВА 2. ПАРАМЕТРЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО
БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Статья 3. Доходы и расходы Консолидированного
бюджета Республики Узбекистан
Принять к сведению сводные параметры Консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2023 год и бюджетные ориентиры на 2024-2025 годы согласно приложению N 1, прогнозы основных макроэкономических показателей развития Республики Узбекистан на 2023 год и целевые ориентиры на 2024-2025 годы, служащие основанием при их подготовке, согласно приложению N 2.
Статья 4. Прогноз доходов и расходы государственных
целевых фондов и Фонда реконструкции и развития
Республики Узбекистан
Принять к сведению прогноз доходов государственных целевых фондов и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан на 2023 год и утвердить их расходы согласно приложению N 3.
Статья 5. Прогноз доходов и расходы
республиканского бюджета
Принять к сведению прогноз доходов республиканского бюджета на 2023 год согласно приложению N 4.
Утвердить предельные размеры бюджетных ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета распорядителям бюджетных средств первого уровня, на 2023 год, согласно приложению N 5.
Часть средств, поступающих во внебюджетные фонды органов государственной власти и управления, органов суда и прокуратуры за счет налогов, государственных пошлин, сборов и неналоговых платежей, административных штрафов и финансовых санкций, может быть перечислена в республиканский бюджет на основании решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров.
Статья 6. Прогнозы доходов и расходов бюджета
Республики Каракалпакстан, местных бюджетов
областей и города Ташкента
Принять к сведению прогнозы доходов и расходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента на 2023 год согласно приложению N 6.
Утвердить размеры выравнивающих межбюджетных трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета в бюджет Республики Каракалпакстан и местные бюджеты областей на 2023 год, согласно приложению N 7.
Не допускается уменьшение размеров выравнивающих межбюджетных трансфертов, предусмотренных настоящим Законом, независимо от исполнения прогноза доходов бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей.
Утвердить на 2023 год:
минимальные ставки арендной платы, установленные для физических лиц, сдающих имущество в аренду, согласно приложению N 8 (в целях налогообложения);
предельные ставки сборов за право розничной торговли отдельными видами товаров согласно приложению N 9;
ставки сборов за въезд на территорию и транзит по территории Республики Узбекистан автотранспортных средств иностранных государств согласно приложению N 10.
Ставки таможенных пошлин, применяемые при ввозе товаров на территорию Республики Узбекистан, утверждаются решением Президента Республики Узбекистан.
Статья 8. Формирование резервных фондов Кабинета Министров,
республиканского бюджета Республики Каракалпакстан,
областных бюджетов областей и городского бюджета
города Ташкента, бюджетов районов и городов
Установить объем резервного фонда Кабинета Министров на 2023 год в размере 800,0 млрд сумов.
Резервные фонды республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов на 2023 год формируются в размере не менее 1,0 процента от утвержденных расходов (за исключением средств бюджетов районов и городов на финансирование мероприятий, формируемых на основе общественного мнения) соответствующих бюджетов.
В случае повышения размеров межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета при исполнении республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов установленные размеры резервных фондов соответствующих бюджетов не пересматриваются.
В случае выделения средств из резервного фонда Кабинета Министров изменения в настоящий Закон не вносятся.
Статья 9. Обеспечение устойчивости бюджетной
системы Республики Узбекистан в 2023 году
В случаях невыполнения прогноза доходов бюджетов бюджетной системы Республики Узбекистан по итогам шестимесячного исполнения и отсутствия достаточных оснований для их поступления до конца текущего финансового года осуществляется сокращение расходов в размере:
3 и более процентов от общих расходов республиканского бюджета - палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан по предложению Кабинета Министров;
менее 3 процентов от общих расходов республиканского бюджета - на основании решения Кабинета Министров по предложению Министерства финансов Республики Узбекистан.
Решения по сокращению расходов республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента, бюджетов районов и городов принимаются соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента, районов и городов.
При сокращении расходов бюджетов принимаются в расчет освоение бюджетных средств, а также принятые юридические и финансовые обязательства бюджетных организаций и получателей бюджетных средств. При этом уменьшение заработной платы и приравненных к ней платежей осуществляется в соответствии со статьей 120 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан.
Статья 10. Установление предельного объема
государственного долга от имени Республики Узбекистан
и под гарантию Республики Узбекистан
Сумма государственного долга, привлеченного от имени Республики Узбекистан и под гарантию Республики Узбекистан, не должна превышать 60 процентов по отношению к годовому прогнозному показателю валового внутреннего продукта.
Установить на 2023 год предельный объем вновь подписываемых годовых соглашений по привлечению внешних заимствований от имени Республики Узбекистан (правительства Республики Узбекистан) и под гарантию Республики Узбекистан в размере 5,5 млрд долларов США, из них 3,0 млрд долларов США - на поддержку Государственного бюджета Республики Узбекистан, в том числе на финансирование дефицита Государственного бюджета Республики Узбекистан, 2,5 млрд долларов США - на финансирование инвестиционных проектов.
Установить на 2023 год предельный чистый объем государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Республики Узбекистан, в размере 17,0 трлн сум. При этом государственные ценные бумаги Республики Узбекистан, выпускаемые в течение финансового года и погашаемые в текущем году, не включаются в предельный чистый объем.
Статья 11. Установление предельного размера дефицита
Консолидированного бюджета Республики Узбекистан
Установить предельный размер дефицита Консолидированного бюджета Республики Узбекистан на 2023 год в размере 5,5 процента от валового внутреннего продукта.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья 12. Особенности формирования доходов
бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов
областей и города Ташкента, бюджетов районов
и городов на 2023 год
В бюджеты районов и городов в полном объеме зачисляются следующие виды налогов:
налог на имущество физических лиц;
земельный налог с физических лиц;
налог на доходы физических лиц, уплачиваемый физическими лицами на основании декларации о годовом доходе, получаемом от сдачи имущества в аренду, а также уплачиваемый индивидуальными предпринимателями;
налог за пользование водными ресурсами, за исключением налога, уплачиваемого электростанциями;
налог за пользование недрами по нерудным строительным материалам.
В республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента в полном объеме зачисляются следующие:
налог на имущество юридических лиц;
земельный налог с юридических лиц;
налог за пользование водными ресурсами, уплачиваемый электростанциями;
акцизный налог при реализации конечным потребителям бензина, дизельного топлива и газа;
налог с оборота;
государственные пошлины (кроме патентных пошлин и государственных пошлин за выдачу лицензий) в размерах, установленных законодательством;
штрафы, взыскиваемые в Государственный бюджет Республики Узбекистан, в размерах, установленных законодательством;
сборы за право розничной торговли отдельными видами товаров;
другие сборы, взыскиваемые в Государственный бюджет Республики Узбекистан (кроме сборов, взимаемых таможенными органами, утилизационного сбора, взимаемого с колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним, а также платежа за выдачу разрешения на установку тонировки (затемнения) на стекла автотранспортных средств), в размерах, установленных законодательством;
поступления от реализации имущества, обращенного в доход государства, в бюджет Республики Каракалпакстан, местные бюджеты областей и города Ташкента в размерах, установленных законодательством, а также дивиденды (доходы) и отчисления по доле органов государственной власти на местах;
доходы от размещения, предоставления в пользование (аренду) и продажи государственных активов по нормативам, установленным законодательством;
поступления по акцизному налогу на услуги мобильной связи, табачную, алкогольную продукцию, включая пиво, в соответствии с долей численности населения Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в численности населения республики по состоянию на 1 июля прошлого финансового года, соответственно полученного от Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. При этом невыполненная часть прогноза доходов возмещается в республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента за счет средств республиканского бюджета, а перевыполненная часть прогноза доходов остается в распоряжении республиканского бюджета.
В республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента зачисляются налоги в следующих долях:
в Навоийской области - 80 процентов, в Ташкентской области - 63 процента, в городе Ташкенте - 8 процентов, в Республике Каракалпакстан и других областях - 100 процентов от поступлений налога на доходы физических лиц (кроме налога на доходы физических лиц, уплачиваемого физическими лицами на основании декларации о годовом доходе, получаемом от сдачи имущества в аренду, а также индивидуальными предпринимателями);
в Навоийской области - 75 процентов, в Ташкентской области - 63 процента, в городе Ташкенте - 8 процентов, в Республике Каракалпакстан и других областях - 100 процентов от поступлений налога на прибыль (кроме налога на прибыль, уплачиваемого крупными налогоплательщиками согласно перечню, утверждаемому решением Президента Республики Узбекистан, нерезидентами Республики Узбекистан, осуществляющими деятельность в Республике Узбекистан через постоянное учреждение, а также с доходов нерезидентов, удерживаемых у источника выплаты).
Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента вправе:
распределять налоги и другие виды доходов (в том числе доходы, указанные в частях первой и второй настоящей статьи), отчисляемые в местные бюджеты соответствующего уровня, и межбюджетные трансферты;
направлять поступления налога на имущество юридических лиц и земельного налога с юридических лиц в бюджеты районов и городов;
передавать часть средств, полученных от перевыполнения прогнозов доходов, бюджетам районов и городов на реализацию программ социально-экономического развития территории.
Кенгаши народных депутатов районов и городов вправе вводить повышающие коэффициенты к минимальным ставкам арендной платы, установленным для физических лиц, сдающих имущество в аренду, на отдельных территориях районов и городов, специализирующихся на массовом отдыхе и (или) туризме, до размеров, установленных для города Ташкента.
Если законодательством не предусмотрено распределение доходов по уровням бюджета, то:
виды доходов, подлежащие перечислению в Государственный бюджет Республики Узбекистан, зачисляются в республиканский бюджет;
виды доходов, подлежащие перечислению в местные бюджеты, зачисляются в республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента соответственно.
Возврат излишне или ошибочно уплаченных сумм поступлений в бюджеты бюджетной системы осуществляется с соответствующих бюджетов бюджетной системы согласно действующим нормативам отчислений на дату ее возврата, а по видам отмененных доходов - с республиканского бюджета.
Государственными предприятиями и юридическими лицами с долей государства в уставном капитале в размере 50 процентов и более (включая входящие в их состав предприятия) по итогам 2022 года до 1 июля 2023 года начисляются дивиденды и отчисления по государственной доле в размере 50 процентов от своей чистой прибыли и перечисляются в бюджеты соответствующего уровня не позднее 1 сентября 2023 года. Также золотодобывающие предприятия с долей государства в уставном капитале в размере 50 процентов и более перечисляют 100 процентов чистой прибыли 2022 и 2023 годов в виде дивидендов в Государственный бюджет Республики Узбекистан.
Министерство финансов Республики Узбекистан вправе определять размер и периодичность выплаты дивидендов золотодобывающими предприятиями с долей государства в уставном капитале 50 процентов и более в порядке, установленном законодательством.
Статья 13. Особенности осуществления расходов
Государственного бюджета Республики
Узбекистан в 2023 году
Финансирование дополнительных мероприятий, осуществляемых по инициативе органов государственной власти на местах, осуществляется только за счет дополнительных источников бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, районов и городов.
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, районов и городов формируют соответствующие бюджеты, предусмотрев в первоочередном порядке планирование расходов на заработную плату и приравненные к ним платежи, питание, медикаменты и коммунальные услуги.
В случае невыполнения прогнозных показателей доходов, приведенных в приложении N 6 к настоящему Закону, по итогам кварталов в размере более 5 процентов по причинам, не зависящим от деятельности органов исполнительной власти на местах, и отсутствия вероятности их поступления до конца финансового года Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента обращаются в Кабинет Министров с запросом об увеличении объемов выравнивающих межбюджетных трансфертов вместе с принятием мер по оптимизации расходов, и данное предложение рассматривается Кабинетом Министров в порядке, установленном настоящим Законом. При этом уточняются прогнозные показатели по видам доходов бюджета соответствующего квартала Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, невыполненные по причинам, не зависящим от деятельности органов исполнительной власти на местах, и отсутствия вероятности их поступления до конца финансового года, и эта сумма покрывается за счет других источников дохода или республиканского бюджета. В аналогичном порядке хокимияты районов и городов обращаются в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента.
В 2023 году расходы на проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и оснащение объектов общих средних образовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, учреждений здравоохранения, а также проектирование, строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонтно-восстановительные работы объектов в рамках мероприятий по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента финансируются из республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента.
Регулируемые цены (тарифы) на услуги по теплоснабжению в регионах, оказываемые всеми теплоснабжающими предприятиями, по заключениям территориальных органов Антимонопольного комитета Республики Узбекистан утверждаются председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента после одобрения решениями Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента соответственно.
По итогам пересмотра регулируемых цен (тарифов) на услуги по теплоснабжению в течение года потребность в дополнительных средствах для покрытия убытков, понесенных теплоснабжающими предприятиями в результате применения пониженных тарифов для населения, покрывается за счет дополнительных источников республиканского бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов областей и городского бюджета города Ташкента.
Статья 14. Ответственность за нарушение Закона
Республики Узбекистан "О Государственном бюджете
Республики Узбекистан на 2023 год"
Лица, виновные в нарушении Закона Республики Узбекистан "О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2023 год", несут ответственность в установленном порядке.
Статья 15. Обеспечение исполнения, доведения,
разъяснения сути и значения настоящего Закона
Кабинету Министров Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 16. Приведение законодательства
в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2023 года.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 31 декабря 2022 г.
"Народное слово", 31 декабря 2022 г.