язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Гражданское и семейное законодательство/ Право собственности. Вещные права/ Государственная собственность/ Закон Республики Узбекистан от 09.03.2023 г. N ЗРУ-821 "Об управлении государственным имуществом" (Принят Законодательной палатой 15.03.2022 г., одобрен Сенатом 13.06.2022 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

09.03.2023 г.

N ЗРУ-821



ОБ УПРАВЛЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ


Принят Законодательной палатой 15 марта 2022 года

Одобрен Сенатом 13 июня 2022 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области управления государственным имуществом.

Особенности отношений в области управления природными ресурсами (земля, недра, вода, воздушное пространство, полезные ископаемые, растительный и животный мир и другие природные ресурсы), объектами материального культурного наследия, Государственным бюджетом Республики Узбекистан, золотым запасом, валютным фондом, жилым фондом и иными государственными фондами, а также управления имуществом Центрального банка Республики Узбекистан и подведомственных ему организаций регулируются отдельными законами Республики Узбекистан.



Статья 2. Законодательство об управлении

государственным имуществом

Законодательство об управлении государственным имуществом состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Управление государственным имуществом, находящимся за рубежом, осуществляется с учетом законодательства государства, в котором оно находится.



Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


предприятие с участием государства - хозяйственное общество с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) в размере более пятидесяти процентов либо хозяйственное общество с размером государственной доли в уставном фонде (уставном капитале) больше по отношению к доле каждого другого акционера (участника) хозяйственного общества, а также государственное унитарное предприятие;


государственное учреждение - организация, созданная государственным органом или организацией для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью либо частично;


государственное имущество - публичная собственность, состоящая из республиканской собственности и собственности административно-территориальных образований (муниципальная собственность);


реестр государственного имущества - единая электронная информационная база, содержащая сведения о государственном имуществе;


государственная доля - акции или доли в уставных фондах (уставных капиталах) хозяйственных обществ, принадлежащие органам государственного управления, органам государственной власти на местах, государственным унитарным предприятиям, государственным учреждениям, в том числе Центральному банку Республики Узбекистан и Фонду реконструкции и развития Республики Узбекистан;


государственное унитарное предприятие - коммерческая организация, образованная на базе государственного имущества и основанная на праве оперативного управления.



Статья 4. Основные направления

государственной политики в области управления

государственным имуществом

Основными направлениями государственной политики в области управления государственным имуществом являются:

обеспечение полного учета государственного имущества;

владение государственным имуществом при его соответствии критериям, указанным в настоящем Законе;

сокращение государственного участия в экономике путем приватизации, реорганизации и ликвидации государственного имущества в сферах, где развита конкуренция;

внедрение современных принципов корпоративного управления в деятельность предприятий с участием государства;

использование современных информационных технологий;

создание открытой и прозрачной системы отчетности;

реформирование предприятий с участием государства, а также принятие мер по их поэтапному преобразованию в эффективные предприятия, способные конкурировать на внутреннем и внешнем рынках.



Статья 5. Основные принципы управления

государственным имуществом

Основными принципами управления государственным имуществом являются:

законность;

подотчетность;

открытость и прозрачность;

равенство условий для здоровой конкуренции;

обоснованность владения государственным имуществом;

эффективность использования государственного имущества;

раздельность функций собственника и регулятора;

приоритет охраны окружающей среды и природных ресурсов.



Статья 6. Принцип законности

Управление государственным имуществом должно осуществляться в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом и иными актами законодательства.



Статья 7. Принцип подотчетности

Предприятия с участием государства обеспечивают предоставление Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан (далее - Агентство) информации об экономических и финансовых показателях своей деятельности, а также другой информации, связанной с их финансово-экономической деятельностью, в порядке, установленном законодательством.

Государственные учреждения, в том числе государственные органы, а также органы исполнительной власти на местах предоставляют Агентству сведения о закрепленном за ними государственном имуществе в установленном законодательством порядке.

О состоянии финансовой эффективности и использования государственного имущества на предприятиях с участием государства Агентство не реже одного раза в год отчитывается перед Президентом Республики Узбекистан и Кабинетом Министров Республики Узбекистан, а перед палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан - по их запросам.



Статья 8. Принцип открытости и прозрачности

Сведения о государственном имуществе должны быть открытыми для всех, за исключением государственного имущества, сведения о котором не подлежат разглашению в соответствии с законом.

Реализация государственного имущества физическим и негосударственным юридическим лицам, а также передача в аренду и доверительное управление должны осуществляться через публичные торги (аукционы, конкурсы, путем публичного приглашения к переговорам и другие) и в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Отчет об эффективности управления государственным имуществом должен публиковаться в средствах массовой информации, во всемирной информационной сети Интернет, в том числе на официальных веб-сайтах субъектов управления государственным имуществом.



Статья 9. Принцип равенства условий

для здоровой конкуренции

Управление государственным имуществом должно быть направлено на сокращение доли предприятий с участием государства в экономике, в частности, отмену их доминирующего положения на товарных и финансовых рынках, а также создание открытой и прозрачной системы закупок.

Для предприятий с участием государства и негосударственных юридических лиц создаются равные условия для ведения ими хозяйственной деятельности, а также предприятиям с участием государства не предоставляются дополнительные льготы и преференции.



Статья 10. Принцип обоснованности владения

государственным имуществом

Владение государственным имуществом допускается при соответствии данного имущества одному или нескольким из следующих критериев:

осуществление основной деятельности в сфере естественных монополий;

предоставление необходимых населению базовых услуг, оказание которых является нерентабельным для частного сектора;

осуществление деятельности в сферах стратегического интереса, а также обеспечения безопасности населения или наличие государственного имущества, имеющего важное значение для национальной экономики и не подлежащего приватизации в соответствии с настоящим Законом.

Решением Президента Республики Узбекистан могут определяться и иные критерии владения государственным имуществом.



Статья 11. Принцип эффективности использования

государственного имущества

Субъекты управления государственным имуществом с учетом поставленных перед ними задач должны принимать меры по эффективному использованию государственного имущества в целях удовлетворения социально-экономических интересов граждан и общества и их благополучия.



Статья 12. Принцип раздельности функций

собственника и регулятора

Не допускается в отношении предприятий с участием государства одновременное выполнение функций как собственника, так и регулятора. Данное положение устраняется путем передачи функций собственника от государственного органа Агентству или ликвидации этого предприятия либо передачи функций регулятора от этого государственного органа другому государственному органу.



Статья 13. Принцип приоритета охраны

окружающей среды и природных ресурсов

Управление государственным имуществом должно быть направлено на сохранение окружающей среды, в том числе стабильности биосферных и экологических систем, обеспечение экологической безопасности людей и права граждан на благоприятную для жизни природную среду.



ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО

Статья 14. Основания возникновения права

собственности на государственное имущество

Право собственности на государственное имущество возникает по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Право собственности на государственное имущество может также возникнуть по следующим основаниям:

при заключении договора и иных сделок, в том числе не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

при приобретении доли путем внесения в уставный фонд (уставный капитал) хозяйственного общества имущества и (или) права пользования им, задолженности по налогам и сборам, а также дивидендов, начисленных по государственной доле;

на основании судебных решений.



Статья 15. Основания прекращения права

собственности на государственное имущество

Право собственности на государственное имущество прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Право собственности на государственное имущество может быть прекращено также по следующим основаниям:

в соответствии с законодательством о приватизации;

при переходе права собственности на государственное имущество к другому лицу взамен приобретения имущественных прав (долей).



ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО,

ИЗМЕНЕНИЕ ЕГО КАТЕГОРИЙ.

СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ

ИМУЩЕСТВОМ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

Статья 16. Республиканская собственность

К республиканской собственности относится государственное имущество, предусмотренное статьей 214 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

К республиканской собственности может относиться и иное имущество, созданное или приобретенное за счет средств республиканского бюджета и бюджетов государственных целевых фондов или иных государственных средств, в том числе государственное унитарное предприятие, государственное учреждение, государственная доля в уставном фонде (уставном капитале) хозяйственного общества, а также объекты интеллектуальной собственности.

К республиканской собственности может также относиться государственное имущество, находящееся за пределами Республики Узбекистан.

Финансирование расходов по управлению и содержанию республиканской собственности осуществляется за счет средств республиканского бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, внебюджетных фондов бюджетных организаций.



Статья 17. Муниципальная собственность

К муниципальной собственности относится государственное имущество, предусмотренное статьей 215 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

К муниципальной собственности может относиться и иное имущество, созданное или приобретенное за счет средств местного бюджета или других средств органов государственной власти на местах, в том числе находящиеся в распоряжении органов исполнительной власти на местах муниципальный жилищный фонд, организации коммунального обслуживания, предприятия и учреждения систем здравоохранения, народного образования и дошкольного образования, организации культуры и культурной деятельности, государственная доля в уставном фонде (уставном капитале) хозяйственного общества и объекты интеллектуальной собственности.

К муниципальной собственности может также относиться государственное имущество, находящееся за пределами Республики Узбекистан.

Финансирование расходов по управлению и содержанию муниципальной собственности осуществляется за счет средств местных бюджетов, а также бюджетов государственных целевых фондов, внебюджетных фондов бюджетных организаций соответственно.



Статья 18. Изменение категории

государственного имущества

Государственное имущество может быть переведено из категории республиканской собственности в категорию муниципальной собственности, а из категории муниципальной собственности - в категорию республиканской собственности.

Изменение категории государственного имущества не влечет прекращения права собственности государства на имущество.

Изменение категории государственного имущества осуществляется Агентством путем внесения соответствующих записей в реестр государственного имущества на основании решения Кабинета Министров Республики Узбекистан.



Статья 19. Государственное имущество,

не подлежащее приватизации

Не подлежит приватизации следующее государственное имущество:

земля (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), недра, а также водохранилища, в том числе наполняемые в результате паводков и снега, крупные и особо важные объекты водного хозяйства, воздушное пространство, растительный и животный мир в пределах территории Республики Узбекистан;

объекты материального культурного наследия, архивные документы, государственные музеи и охраняемые природные территории, в том числе парки и ботанические сады;

предприятия и организации, обеспечивающие производство денежных знаков, ценных бумаг, орденов, медалей и почтовых марок;

предприятия, учреждения, а также военно-техническое имущество (до промышленной утилизации или не подлежащее промышленной утилизации) Вооруженных Сил, Службы государственной безопасности, Национальной гвардии, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и Государственной службы безопасности Президента Республики Узбекистан;

предприятия и объекты, осуществляющие научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, разработку, производство и реализацию рентгеновского оборудования, приборов и оборудования с использованием источников ионизирующего излучения;

предприятия и объекты, осуществляющие добычу, производство, транспортировку, переработку радиоактивных элементов, захоронение радиоактивных отходов, реализацию урана и других делящихся материалов, а также изделий из них;

предприятия, осуществляющие разработку, производство, ремонт и реализацию вооружения и боеприпасов, защитных средств, военной техники, запасных частей, комплектующих элементов и приборов к ним, пиротехнических изделий, а также специальных материалов и оборудования для их производства;

предприятия по производству сильнодействующих ядов, наркотических и ядовитых веществ, а также осуществляющие посев, возделывание и переработку культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;

государственные резервы Республики Узбекистан, объекты и имущество гражданской защиты и мобилизационного назначения;

ядерные установки, пункты хранения (ядерных материалов, теплоизоляционных комплектов ядерных реакторов, пункты хранения отработанного ядерного топлива), ядерное топливо, теплоизоляционные комплекты ядерных реакторов, отработанное ядерное топливо, ядерные материалы (природный уран, уран всех форм, обогащенный изотопом урана-235, изотоп урана-233, все изотопы элементов плутония, америция, калифорния, изотоп Np-237 и соединения, содержащие все перечисленные изотопы);

специализированные предприятия, осуществляющие транспортировку взрывоопасных и ядовитых веществ;

автомобильные дороги общего пользования;

санитарно-эпидемиологические станции, Республиканский научно-практический центр судебно-медицинской экспертизы, службы контроля за состоянием окружающей среды и охраны природы;

предприятия специального назначения (Республиканский специальный узел связи, войсковая часть N 15361, Центр электромагнитной совместимости);

места погребения.

Решением Президента Республики Узбекистан к государственному имуществу, не подлежащему приватизации, может быть отнесено и иное государственное имущество.



Статья 20. Субъекты управления

государственным имуществом

Субъектами управления государственным имуществом являются:

Кабинет Министров Республики Узбекистан;

Агентство;

специально уполномоченные государственные органы;

государственные учреждения, в том числе государственные органы;

органы государственной власти на местах.

Субъекты управления государственным имуществом осуществляют свои полномочия, определенные законодательством об управлении государственным имуществом, независимо от других государственных органов, иных организаций и их должностных лиц, юридических и физических лиц.



Статья 21. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области управления

государственным имуществом

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает при управлении государственным имуществом взаимодействие государственных органов по реализации прав, предусмотренных законодательством об управлении государственным имуществом;

утверждает программы развития в области управления государственным имуществом;

утверждает порядок отбора (регламент отбора) кандидатов в состав наблюдательного совета предприятий с участием государства по государственной доле;

утверждает критерии оценки эффективности деятельности предприятий с участием государства;

принимает решение о приобретении в государственную собственность акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйственных обществ, соответствующих критериям владения государственным имуществом;

принимает решение о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование;

определяет порядок передачи недвижимого имущества от одного государственного учреждения или государственного унитарного предприятия другому государственному учреждению или государственному унитарному предприятию;

определяет порядок управления государственным имуществом, находящимся за рубежом;

определяет порядок получения квалификационного аттестата корпоративного управляющего;

определяет порядок ведения реестра государственного имущества;

определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации и ведения деятельности государственных унитарных предприятий и государственных учреждений;

определяет порядок изменения имущественных отношений между государственным унитарным предприятием и государственным учреждением, в том числе государственными органами и органами государственной власти на местах;

ежегодно в срок до 1 октября утверждает список предприятий с участием государства, не соответствующих критериям владения государственным имуществом, подлежащих реализации, реорганизации и ликвидации;

принимает решение о создании и реорганизации предприятий с участием государства, государственных учреждений на основании предварительного согласия Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан (далее - антимонопольный орган).

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 22. Полномочия Агентства в области

управления государственным имуществом

Агентство является уполномоченным государственным органом в области управления государственным имуществом.

Агентство:

реализует единую государственную политику в области управления государственным имуществом;

ведет реестр государственного имущества;

координирует деятельность государственных учреждений, в том числе государственных органов и органов государственной власти на местах в области управления государственным имуществом;

определяет правила пользования государственным имуществом и порядок оценки эффективности управления государственным имуществом;

принимает решение об изъятии излишней части государственного имущества, а также неиспользуемого или используемого ненадлежащим образом государственного имущества, переданного государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям на праве оперативного управления;

по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан принимает решение о внесении государственного имущества в уставный фонд (уставный капитал) хозяйственных обществ;

осуществляет функции акционера (участника) в отношении государственной доли, за исключением случаев, когда функции акционера (участника) в соответствии с настоящим Законом осуществляются специально уполномоченными государственными органами и органами исполнительной власти на местах;

выполняет функции продавца государственного имущества, в том числе государственного имущества, находящегося за рубежом, а также организует его передачу в аренду и доверительное управление;

совместно с антимонопольным органом, заинтересованными министерствами, комитетами и ведомствами ежегодно проводит анализ (инвентаризацию) деятельности предприятий с участием государства и определяет список предприятий с участием государства, подлежащих сохранению, реализации или ликвидации либо реорганизации и вносит его на утверждение Кабинета Министров Республики Узбекистан;

совместно с Министерством экономики и финансов Республики Узбекистан определяет дивидендную политику, ведет учет начисленных и выплаченных по государственной доле дивидендов (отчислений);

распоряжается в установленном порядке средствами Фонда по управлению, трансформации и приватизации государственных активов при Агентстве по управлению государственными активами Республики Узбекистан;

утверждает правила корпоративного управления для предприятий с участием государства;

организует назначение (проведение конкурса, избрание) членов наблюдательного совета и руководителей исполнительных органов предприятий с участием государства посредством их органов управления в соответствии с принципами корпоративного управления;

принимает по согласованию с соответствующими государственными органами решение о передаче объектов государственного недвижимого имущества (за исключением объектов, не подлежащих приватизации), независимо от их ведомственной принадлежности, от одного государственного учреждения или государственного унитарного предприятия другому государственному учреждению или государственному унитарному предприятию на праве оперативного управления;

принимает решение о преобразовании государственного унитарного предприятия или государственного учреждения в хозяйственное общество;

запрашивает у государственных органов, лиц, пользующихся государственным имуществом, информацию и документы, связанные с управлением государственным имуществом;

инициирует вопрос замены руководителей предприятий с участием государства на заседаниях их органов управления;

инициирует аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий с участием государства или проведение аудиторской проверки по специальным вопросам;

привлекает доверительных управляющих, консультантов и экспертов для проведения процедуры приватизации государственного имущества, а также определяет размер выплачиваемого им вознаграждения.

Агентство может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Агентство является выгодоприобретателем при передаче в доверительное управление государственного имущества, относящегося к республиканской собственности, а также при передаче в аренду государственного имущества, закрепленного за Агентством на праве оперативного управления.

Решения, принятые Агентством в пределах его полномочий, обязательны для исполнения государственными органами и органами исполнительной власти на местах, а также государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями.



Статья 23. Полномочия специально уполномоченных

государственных органов в области управления

государственным имуществом

По решению Президента Республики Узбекистан могут быть определены специально уполномоченные государственные органы для осуществления реформирования отдельных предприятий с участием государства.

Специально уполномоченные государственные органы:

осуществляют функции акционера (участника) в отношении государственной доли в уставном фонде (уставном капитале) предприятий с участием государства;

анализируют состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятий с участием государства при осуществлении функции акционера (участника).

Специально уполномоченные государственные органы могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 24. Полномочия государственных учреждений,

в том числе государственных органов, в области

управления государственным имуществом

Государственные учреждения, в том числе государственные органы:

передают в аренду государственное имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления, в порядке, установленном законодательством;

распоряжаются государственным движимым имуществом, в том числе транспортными средствами, закрепленными за ними на праве оперативного управления, в пределах своих полномочий, установленных законодательством;

по согласованию с Агентством принимают решения о передаче недвижимого имущества, принадлежащего организациям, входящим в их состав, от одной организации в другую на праве оперативного управления;

осуществляют функции учредителя государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, находящихся в их подчинении, и обеспечивают эффективное управление ими.

Государственные учреждения, в том числе государственные органы, могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 25. Полномочия органов государственной

власти на местах в области управления

государственным имуществом

Органы государственной власти на местах:

осуществляют функции акционера (участника) в отношении государственных долей в хозяйственных обществах в случаях, установленных решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;

осуществляют функции учредителя в государственных унитарных предприятиях, государственных учреждениях, созданных или приобретенных за счет средств местных бюджетов или иных средств органов государственной власти на местах;

принимают решения в пределах своих полномочий о продаже, реорганизации или ликвидации предприятий с участием государства, не соответствующих критериям владения государственным имуществом;

передают в установленном порядке муниципальную собственность в аренду или доверительное управление;

в пределах своих полномочий принимают решения о закреплении муниципальной собственности за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями на праве оперативного управления;

организуют через органы управления предприятий с участием государства, созданных за счет муниципальной собственности, назначение (проведение конкурса, избрание) в установленном порядке членов их наблюдательных советов и руководителей исполнительных органов в соответствии с принципами корпоративного управления.

Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента соответственно принимают решения о продаже следующей муниципальной собственности, находящейся на подведомственной им территории:

объектов недвижимого имущества общей площадью зданий и сооружений до двух тысяч квадратных метров, в том числе объектов недвижимого имущества с такой же площадью, не имеющих источников финансирования и незавершенных строительством;

государственной доли в уставном фонде (уставном капитале) предприятий с участием государства, при условии, что балансовая стоимость основных средств данных предприятий не превышает пятидесятитысячекратного размера базовой расчетной величины и среднегодовая численность их работников не превышает пятисот.

Решение о продаже муниципальной собственности (за исключением государственного имущества, не подлежащего приватизации, и приватизируемого на основании решений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан) общей площадью зданий и сооружений более двух тысяч квадратных метров, но не более пяти тысяч квадратных метров, принимается Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, Кенгашами народных депутатов областей и города Ташкента.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ВЛАДЕНИЯ И (ИЛИ) ПОЛЬЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Статья 26. Владение и (или) пользование

государственным имуществом

Владение и (или) пользование государственным имуществом осуществляется в порядке, установленном законодательством об управлении государственным имуществом.

Государственное имущество может быть передано в аренду, доверительное управление, безвозмездное пользование, хранение и залог, а также на условиях государственно-частного партнерства.

Владение и (или) пользование государственным имуществом, не подлежащим приватизации, допускается на основании договора аренды или доверительного управления государственным имуществом, договора о безвозмездном пользовании государственным имуществом, соглашения о государственно-частном партнерстве, в том числе концессионного договора.

Лица, за которыми закреплено государственное имущество, обеспечивают рациональное и эффективное владение и (или) пользование государственным имуществом и ответственны за государственную регистрацию прав на вверенное им имущество, бережное обращение с ним, обеспечение его целостности и сохранности.

Финансирование расходов, связанных с обеспечением целостности и сохранности государственного имущества, осуществляется государственными органами, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, за которыми закреплено данное государственное имущество, в соответствии с утвержденными сметами расходов.



Статья 27. Аренда государственного имущества

Государственное имущество передается в аренду физическим лицам и негосударственным юридическим лицам на основе электронного онлайн-аукциона (за исключением случаев, предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан), с извещением о проведении аукциона не менее чем за пятнадцать дней.

Договор аренды государственного имущества заключается между арендатором и Центром по организации эффективного использования пустующих объектов при Агентстве по управлению государственными активами Республики Узбекистан.

Договор аренды государственного имущества заключается сроком на один год, за исключением сроков, установленных законодательством. В случае надлежащего исполнения договорных обязательств физическими лицами и негосударственными юридическими лицами, арендующими государственное имущество, данное имущество по истечении срока аренды государственного имущества предлагается им на тот же срок без проведения электронного онлайн-аукциона.

Физические лица и негосударственные юридические лица, которым государственное имущество передано в аренду, обеспечивают его целевое использование, целостность и сохранность в течение всего срока аренды.

Договором аренды государственного имущества должно быть предусмотрено, что любое улучшение государственного имущества производится с письменного согласия балансодержателя.

Договором аренды государственного имущества может быть предусмотрено условие о невозвращении арендатору стоимости улучшений, являющихся неотъемлемой частью государственного имущества, в случае расторжения договора аренды государственного имущества.



Статья 28. Доверительное управление

государственным имуществом

Государственное имущество передается физическим лицам и негосударственным юридическим лицам в доверительное управление посредством электронного онлайн-аукциона, за исключением случаев, предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан.

Доверительное управление государственным имуществом возникает на основании договора доверительного управления государственным имуществом, заключаемого между Агентством или органом исполнительной власти на местах и доверительным управляющим.

Объектом доверительного управления государственным имуществом могут быть государственные унитарные предприятия и иные имущественные комплексы, отдельные части недвижимого имущества, государственная доля, исключительные права и иное государственное имущество.

Договор доверительного управления государственным имуществом заключается на срок до пяти лет при условии реализации утвержденных годовых бизнес-планов, за исключением сроков, установленных законодательством.

При расторжении договора доверительного управления государственным имуществом по инициативе одной из сторон другая сторона должна быть уведомлена не менее чем за три месяца, если иное не предусмотрено договором.

Передача государственного имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему.

Не допускается передача государственного имущества в доверительное управление государственным органам.



Статья 29. Безвозмездное пользование

государственным имуществом

Государственное имущество передается в безвозмездное пользование юридическим лицам в соответствии с решением Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Передача государственного имущества в безвозмездное пользование осуществляется на основании договора безвозмездного пользования государственным имуществом, заключаемого балансодержателем с юридическим лицом.

Договор безвозмездного пользования государственным имуществом заключается отдельно на каждый финансовый год.

Объектом договора безвозмездного пользования государственным имуществом могут быть объекты недвижимого и движимого имущества.

Юридические лица обеспечивают целевое использование, целостность и сохранность государственного имущества, переданного в безвозмездное пользование, в течение всего срока безвозмездного пользования.

Любое улучшение государственного имущества, переданного в безвозмездное пользование, осуществляется с письменного согласия балансодержателя. Договором безвозмездного пользования государственным имуществом может быть предусмотрено условие о невозвращении пользователю стоимости улучшений, являющихся неотъемлемой частью государственного имущества, в случае расторжения договора безвозмездного пользования государственным имуществом.



Статья 30. Передача государственного имущества

на условиях государственно-частного партнерства

Передача государственного имущества индивидуальному предпринимателю, юридическим лицам или объединениям юридических лиц на условиях государственно-частного партнерства, в том числе по концессионному договору, осуществляется в соответствии с законодательством о государственно-частном партнерстве.



Статья 31. Хранение государственного имущества

Государственное имущество может быть передано на хранение юридическим лицам для обеспечения его целостности и сохранности.

Передача государственного имущества на хранение осуществляется на основании договора хранения государственного имущества или соглашения о принятии на хранение государственного имущества, заключаемого между балансодержателем и юридическим лицом.

Договором хранения государственного имущества или соглашением о принятии на хранение государственного имущества может предусматриваться выплата вознаграждения за хранение государственного имущества.

Хранитель при хранении государственного имущества обязан обеспечить соблюдение технических нормативов и требований к условиям его хранения и (или) охраны.

Хранитель несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение государственного имущества, принятого на хранение. Хранитель освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение государственного имущества произошли по независящим от него обстоятельствам.



Статья 32. Передача в залог государственного имущества

Государственное имущество может быть передано в залог юридическим лицам в соответствии с решением Кабинета Министров Республики Узбекистан. При передаче в залог государственной доли в уставном фонде (уставном капитале) общества с ограниченной ответственностью, если в уставе общества предусматривается необходимость получения согласия общества или его участников, требуется получение данного согласия до принятия решения Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Передача государственного имущества в залог осуществляется на основании договора залога, заключаемого между уполномоченным лицом (залогодателем), определяемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан, и залогодержателем.

Не допускается передача в залог государственного имущества, предусмотренного в статье 19 настоящего Закона, а также в случаях, указанных в статье 35 настоящего Закона.

Запрещается передача в залог государственного имущества для обеспечения обязательств физических лиц и негосударственных юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных решением Президента Республики Узбекистан.



ГЛАВА 5. СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БАЗЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

И ИХ РЕОРГАНИЗАЦИЯ

Статья 33. Общие положения создания

предприятия с участием государства

Предприятие с участием государства может быть создано в случае соответствия критериям владения государственным имуществом.

Создание предприятия с участием государства осуществляется после получения предварительного согласия антимонопольного органа по решению:

Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан - на базе республиканской собственности;

органов государственной власти на местах - на базе муниципальной собственности.



Статья 34. Приобретение акций (долей)

хозяйственного общества в качестве

государственного имущества

Приобретение акций (долей) хозяйственного общества в качестве государственного имущества осуществляется решением Кабинета Министров Республики Узбекистан по предложению Агентства на основании заключения антимонопольного органа, за исключением случаев капитализации чистой прибыли (дивидендов, начисленных по доле государства) хозяйствующего субъекта в его уставный фонд (уставный капитал).

Приобретение акций (долей) хозяйственного общества в качестве государственного имущества допускается, если это соответствует критериям владения государственным имуществом.

Приобретение акций (долей) хозяйственного общества в качестве государственного имущества осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов или иных государственных средств.



Статья 35. Преобразование предприятия с участием

государства и государственного учреждения

Государственное унитарное предприятие или государственное учреждение, не соответствующее критериям владения государственным имуществом, подлежит преобразованию в хозяйственное общество в целях создания при ведении хозяйственной деятельности равных условий с другими негосударственными юридическими лицами, обеспечения эффективности, открытости и прозрачности их деятельности и внедрения корпоративного управления.

В целях обеспечения целостности и сохранности государственного имущества руководитель преобразуемого государственного унитарного предприятия или государственного учреждения на основании его согласия может быть назначен руководителем хозяйственного общества, созданного в результате преобразования.

При преобразовании государственного унитарного предприятия в хозяйственное общество проводится инвентаризация его имущества и размер уставного фонда (уставного капитала) хозяйственного общества определяется без проведения оценки имущества на основании данных последнего бухгалтерского баланса, предоставленного в налоговые органы.

При преобразовании государственного учреждения в хозяйственное общество проводится инвентаризация его имущества и размер уставного фонда (уставного капитала) хозяйственного общества определяется без проведения оценки имущества исходя из остаточной (балансовой) стоимости имущества государственного учреждения.

При преобразовании государственного унитарного предприятия или государственного учреждения в хозяйственное общество функции акционера (участника) в отношении государственной доли в уставном фонде (уставном капитале) данного хозяйственного общества осуществляются Агентством.

Со дня принятия решения о преобразовании государственного унитарного предприятия или государственного учреждения в хозяйственное общество и до завершения данного процесса не допускается продажа, списание, передача в залог, внесение в уставные фонды (уставные капиталы) юридических лиц, распоряжение либо обременение обязательствами иным образом государственного имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления (кроме случаев, связанных с текущей хозяйственной деятельностью).

При преобразовании государственного унитарного предприятия или государственного учреждения в хозяйственное общество в уставный фонд (уставный капитал) хозяйственного общества не включается государственное имущество, не подлежащее приватизации.



Статья 36. Создание государственного учреждения

Государственное учреждение создается на базе государственного имущества.

Государственное учреждение при выполнении возложенных на него задач полностью или частично финансируется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также за счет средств субъектов управления государственным имуществом в порядке, установленном законодательством.



ГЛАВА 6. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

С УЧАСТИЕМ ГОСУДАРСТВА

Статья 37. Общие положения управления

предприятиями с участием государства

Управление предприятиями с участием государства, в том числе формирование их органов управления, осуществляется в соответствии с принципами корпоративного управления в порядке, установленном законодательством.



Статья 38. Финансирование деятельности

предприятий с участием государства

Деятельность государственного унитарного предприятия финансируется за счет собственных средств, средств государственных органов и организаций (собственников) и средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в случаях, установленных законодательством.

Финансирование деятельности хозяйственных обществ с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) осуществляется за счет собственных средств.



Статья 39. Внедрение системы корпоративного

управления на предприятиях с участием государства

В целях внедрения системы корпоративного управления на предприятиях с участием государства соответственно Агентство, специально уполномоченные государственные органы и органы государственной власти на местах:

контролируют подотчетность органов управления предприятий с участием государства и в случае невыполнения параметров соответствующих бизнес-планов принимают меры в порядке, установленном законодательством;

координируют утверждение стратегий развития предприятий с участием государства и осуществляют контроль за их выполнением;

привлекают независимых членов в состав наблюдательных советов предприятий с участием государства;

координируют вопросы подготовки финансовой отчетности предприятий с участием государства в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и достижения международных кредитных рейтингов;

принимают меры по сокращению непрофильных активов предприятий с участием государства;

принимают меры по аудиту процессов закупок, а также повышению эффективности внутреннего антикоррупционного контроля;

контролируют ежеквартальное заслушивание наблюдательными советами предприятий с участием государства отчетов исполнительных органов об эффективности деятельности предприятия, в том числе о проведенных закупках;

контролируют проведение оценки внедрения системы корпоративного управления не реже одного раза в год;

контролируют осуществление страхования ответственности членов наблюдательных советов и исполнительных органов предприятий с участием государства.



Статья 40. Порядок оценки внедрения системы

корпоративного управления на предприятиях

с участием государства

На предприятии с участием государства проводится оценка внедрения системы корпоративного управления. Результаты оценки рассматриваются на заседании наблюдательного совета предприятия с участием государства, и механизм выплаты вознаграждения его членам разрабатывается с привязкой к нему.

Порядок оценки внедрения системы корпоративного управления на предприятиях с участием государства устанавливается Агентством.



Статья 41. Критерии оценки эффективности

деятельности предприятий с участием государства

На предприятиях с участием государства внедряются критерии оценки эффективности их деятельности.

Критерии оценки эффективности деятельности предприятий с участием государства включают в себя ключевые показатели эффективности, рассчитываемые с установленной периодичностью.

Ключевые показатели эффективности представляют собой поддающиеся количественному измерению оценочные критерии, используемые для определения эффективности деятельности исполнительного органа, основанные на стратегических планах развития предприятия с участием государства.

Перечень ключевых показателей эффективности утверждается решением наблюдательного совета предприятия с участием государства.

Предприятия с участием государства в порядке, установленном законодательством, размещают в специальной информационной системе Агентства информацию о выполнении показателей бизнес-планов и ключевых показателей эффективности, в том числе об использовании производственных мощностей, об уплате налогов и сборов, об имеющейся задолженности, о локализации и инвестиционных проектах, а также другую информацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью.



ГЛАВА 7. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧАСТИЕМ ГОСУДАРСТВА

Статья 42. Высший орган управления

предприятия с участием государства

Высшим органом управления предприятия с участием государства является:

общее собрание акционеров (участников) хозяйственного общества;

учредитель государственного унитарного предприятия.

На общем собрании акционеров (участников) предприятия с участием государства участвует представитель государства - доверительный управляющий инвестиционными активами, осуществляющий доверительное управление государственной долей, или физическое лицо, имеющее на основании соответствующей доверенности полномочие для голосования по государственной доле.

Наблюдательный совет при включении следующих вопросов в повестку дня общего собрания акционеров (участников) предприятия с участием государства предварительно рассматривает их, и члены наблюдательного совета, избранные по государственной доле, представляют соответственно в Агентство, специально уполномоченные государственные органы и органы исполнительной власти на местах, являющиеся акционерами (участниками) в отношении государственной доли, предложения о порядке голосования по ним:

распределение чистой прибыли и направление ее части на дивиденды;

реорганизация или ликвидация предприятия;

создание дочерних и зависимых хозяйственных обществ;

утверждение организационной структуры;

избрание, назначение, наем исполнительного органа предприятия, досрочное прекращение его полномочий;

установление максимального количества объявленных акций;

разделение и консолидация акций;

увеличение или уменьшение размера уставного фонда (уставного капитала) предприятия;

передача имущества в залог;

заключение крупной сделки или сделок с аффилированными лицами предприятия.

Агентство, специально уполномоченные государственные органы и органы исполнительной власти на местах выдают представителю государства письменное указание о порядке голосования по вопросам повестки дня общего собрания акционеров (участников), предусмотренным в части третьей настоящей статьи, не менее чем за день до проведения собрания. По остальным вопросам, не предусмотренным частью третьей настоящей статьи, представитель государства принимает решение самостоятельно в соответствии с законодательством и договором доверительного управления государственным имуществом.



Статья 43. Наблюдательный совет предприятия

с участием государства

На предприятиях с участием государства создаются наблюдательные советы. Члены наблюдательного совета отбираются в порядке, предусмотренном статьей 44 настоящего Закона, и избираются сроком на три года на основании решения общего собрания акционеров (участников), учредителя.

Члены наблюдательного совета предприятия с участием государства при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей действуют в интересах предприятия и несут ответственность в порядке, установленном законом.

Лицо, являющееся членом наблюдательного совета по доле государства, не может быть избрано более чем в пять наблюдательных советов предприятий с участием государства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В наблюдательные советы предприятий с участием государства также включаются независимые члены наблюдательного совета.

Заседания наблюдательного совета предприятия с участием государства проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Эффективность деятельности наблюдательного совета предприятия с участием государства оценивается по результатам оценки внедрения системы корпоративного управления, проводимой на основании статьи 40 настоящего Закона.

Члены наблюдательного совета предприятия с участием государства, избранные по государственной доле, имеют право в пределах своих полномочий самостоятельно принимать решения на заседаниях наблюдательного совета. В случаях возникновения обстоятельств, препятствующих самостоятельному принятию решения, данные лица должны отказаться от исполнения своих обязанностей.

При наблюдательном совете предприятия с участием государства из числа членов наблюдательного совета могут создаваться комитет по аудиту, комитет по назначениям и оплате труда, комитет по закупкам, и при необходимости иные комитеты.



Статья 44. Отбор кандидатов в члены

наблюдательного совета предприятий с участием

государства по государственной доле

Кандидат в члены наблюдательного совета предприятий с участием государства по государственной доле отбирается отборочной комиссией, образованной соответственно Агентством, специально уполномоченными государственными органами и органами исполнительной власти на местах.

Правила отбора членов наблюдательного совета предприятий с участием государства по государственной доле (регламент отбора) разрабатываются Агентством и утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Регламентом отбора исходя из специфики предприятий с участием государства должны предусматриваться определение критериев к кандидатам в члены наблюдательных советов и проведение конкурса на основе данных критериев.

Работники государственных органов, осуществляющих функции лицензирования, регулирования или контроля сферы деятельности предприятий с участием государства, а также работники органов, осуществляющих проверку финансово-хозяйственной деятельности, не могут быть включены в состав наблюдательного совета данных предприятий, за исключением случаев, предусмотренных в законах Республики Узбекистан и решениях Президента Республики Узбекистан.



Статья 45. Исполнительный орган предприятия

с участием государства

Руководитель исполнительного органа предприятия с участием государства избирается общим собранием акционеров (участников) или учредителем сроком на три года на основании рекомендации наблюдательного совета и может быть досрочно освобожден от должности при неудовлетворительной оценке результатов его деятельности.

Размер вознаграждения, выплачиваемого исполнительному органу предприятия с участием государства, должен основываться на прозрачной системе вознаграждения, утвержденной общим собранием акционеров (участников) или учредителем.



ГЛАВА 8. ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

Статья 46. Общие положения ведения реестра

государственного имущества

Ведение реестра государственного имущества осуществляется Агентством в порядке и форме, установленных Кабинетом Министров Республики Узбекистан, за исключением государственного имущества, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

В реестре государственного имущества учет республиканской и муниципальной собственности ведется раздельно. Учет муниципальной собственности ведется раздельно в разрезе Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, в разрезе районов (городов).

Данные реестра государственного имущества используются уполномоченными государственными органами при принятии решений, связанных с управлением государственным имуществом и обеспечением его целостности и сохранности.

Ведение реестра государственного имущества предназначено для учета государственного имущества и информационных целей и не считается правоустанавливающим либо правоудостоверяющим фактом.

Ведение учета государственного имущества, на которое распространяется особый порядок конфиденциальности, в том числе особо режимных, особо важных и режимных объектов военного и специального назначения, а также гидротехнических сооружений, осуществляется соответствующими уполномоченными государственными органами в порядке, установленном законодательством.



Статья 47. Государственное имущество, подлежащее

учету в реестре государственного имущества

В реестре государственного имущества ведется учет следующего государственного имущества:

государственная доля;

государственные унитарные предприятия;

государственные учреждения;

закрепленные за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями или их структурными подразделениями объекты недвижимого имущества, объекты материального культурного наследия, объекты интеллектуальной собственности и автомототранспортные средства, являющиеся государственным имуществом.

Порядком ведения реестра государственного имущества, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан, может также предусматриваться иное государственное имущество, подлежащее учету в реестре государственного имущества.

Ведение учета государственного имущества, не предусмотренного частью первой настоящей статьи, осуществляется соответствующими уполномоченными государственными органами в порядке, установленном законодательством.



Статья 48. Этапы формирования реестра

государственного имущества

Реестр государственного имущества ведется в форме единой централизованной электронной информационной базы данных.

Юридические лица, за которыми закреплено государственное имущество (в том числе на основании права владения, использования или в ином порядке), обеспечивают ведение ведомственного учета этого имущества, его инвентаризацию и переоценку в порядке, установленном законодательством. При этом ведение ведомственного учета государственного имущества должно быть направлено на выявление фактического наличия государственного имущества, а также на выявление неучтенного государственного имущества и его последующее закрепление за соответствующим субъектом управления государственного имущества.

Юридические лица, за которыми закреплено государственное имущество, ежеквартально представляют в Агентство сведения о государственном имуществе, предусмотренном в статье 47 настоящего Закона, посредством электронной информационной системы.

При формировании реестра государственного имущества Агентство использует первичные данные о государственном имуществе следующих организаций:

Государственного предприятия Центральный депозитарий ценных бумаг при Агентстве по управлению государственными активами Республики Узбекистан - по государственной доле в уставных фондах (уставных капиталах) акционерных обществ;

Министерства юстиции Республики Узбекистан - по государственным долям в уставных фондах (уставных капиталах) обществ с ограниченной ответственностью, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, а также по объектам интеллектуальной собственности, находящимся в государственной собственности;

Агентства по кадастру при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан - по объектам недвижимого имущества, находящимся в государственной собственности;

Агентства культурного наследия Республики Узбекистан - по объектам материального культурного наследия, находящимся в государственной собственности;

Министерства внутренних дел Республики Узбекистан - по автотранспортным средствам, находящимся в государственной собственности.



Статья 49. Требования к ведению реестра

государственного имущества

Ведение реестра государственного имущества осуществляется путем своевременного ввода, заполнения, обновления сведений о государственном имуществе, предусмотренном в статье 47 настоящего Закона, и выполнения иных действий, направленных на отражение фактических, объективных и достоверных сведений о составе государственного имущества.

При ведении реестра государственного имущества сведения о государственном имуществе должны отражаться в полном объеме с сохранением истории об изменениях, касающихся государственного имущества. При этом включение имущества в реестр государственного имущества и его последующее исключение из состава государственного имущества учитываются отдельно. Прекращение права собственности государства на имущество является основанием для приостановления ввода сведений об этом имуществе и ведения его учета.



ГЛАВА 9. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ В ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Статья 50. Раскрытие отчета об эффективности

деятельности предприятий с участием государства

Государственные учреждения, в том числе государственные органы, а также предприятия с участием государства ежегодно в срок до 1 июля представляют Агентству информацию о результатах деятельности предприятий с участием государства за прошедший финансовый год по форме, установленной Агентством.

Агентство ежегодно до 1 августа на своем официальном веб-сайте публикует сводный отчет об эффективности деятельности предприятий с участием государства за прошедший финансовый год.



Статья 51. Открытость и прозрачность

информации о затратах на содержание

государственного имущества

Расходы, связанные с обеспечением целостности и сохранности государственного имущества, финансируются в соответствии с утвержденной сметой расходов государственными органами, за которыми закреплено данное государственное имущество, Агентством, органами государственной власти на местах и другими юридическими лицами соответственно.

Информация о финансировании расходов, связанных с обеспечением целостности и сохранности государственного имущества, публикуется на официальных веб-сайтах юридических лиц, за которыми закреплено данное государственное имущество, за исключением сведений, которые в соответствии с законом не подлежат разглашению.



ГЛАВА 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 52. Разрешение споров

Споры, возникающие в области управления государственным имуществом, разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 53. Ответственность за нарушение

законодательства об управлении

государственным имуществом

Лица, виновные в нарушении законодательства об управлении государственным имуществом, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 54. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона

Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 55. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 56. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 10 марта 2023 г.


"Народное слово", 10 марта 2023 г.