ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Акты комплексного характера о внесении изменений и дополнений / Законы и постановления ОМ РУз / 2023 г. /

Закон Республики Узбекистан от 26.04.2023 г. N ЗРУ-833 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению эффективной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства во взаимоотношениях с государственными органами" (Принят Законодательной палатой 27.09.2022 г., одобрен Сенатом 02.03.2023 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

26.04.2023 г.

N ЗРУ-833



О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ     МЕР     ПО     ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН И СУБЪЕКТОВ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ

С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ


Принят Законодательной палатой 27 сентября 2022 года

Одобрен Сенатом 2 марта 2023 года


В стране проводятся последовательные реформы по установлению эффективного судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, а также повышению уровня достижения правосудия граждан и субъектов предпринимательства, обеспечению функционирования республиканских органов исполнительной власти и органов исполнительной власти на местах, должностных лиц в соответствии с Конституцией и законами Республики Узбекистан.

Вместе с тем Стратегией развития Нового Узбекистана в судебной системе предусматривается расширение области применения судебного контроля посредством совершенствования системы рассмотрения жалоб на решения должностных лиц в административных судах, обеспечение строгого соблюдения порядка, согласно которому обязанность доказывания в административном суде законности решения, действия (бездействия) возлагается на принявшее его должностное лицо, а также внедрение эффективных механизмов исполнения судебных актов и актов иных органов.

В настоящее время в административном судопроизводстве заявитель находится в неравном положении по отношению к ответчику - административному органу, его должностному лицу, наделенному властными полномочиями. Также не предусмотрен эффективный механизм контроля за обеспечением добровольного исполнения со стороны государственных органов или должностных лиц судебного акта, вынесенного по спорам, вытекающим из публично-правовых отношений. В результате этого судебные акты, которые приняты в интересах граждан или юридических лиц, в большинстве случаев остаются неисполненными государственными органами или должностными лицами.

Кроме того, возникает необходимость установления запрещения отказа в принятии или прекращения судами производства по делу по причине неподведомственности суду искового заявления, заявления, а также жалобы с передачей искового заявления (заявления), жалобы либо дела в суд, уполномоченный их рассмотреть.

Исходя из вышеизложенного данный Закон устанавливает процессуальные правила по внедрению системы приема заявлений вне зависимости от юрисдикции и передачи дел в компетентный суд с обеспечением разрешения всех правовых последствий в рамках определенного дела с целью широкого внедрения принципа "единого окна" в судебной системе, по осуществлению административного судопроизводства на основе принципа "активная роль суда", по рассмотрению административными судами наряду со спором, вытекающим из публично-правовых отношений, требования о возмещении убытков при наличии причинно-следственной связи, по предоставлению сторонам права заключения мирового соглашения по делам, вытекающим из публично-правовых отношений, по применению судебных штрафов в отношении должностных лиц административных органов, органов самоуправления граждан и других органов, а также организаций в случае неисполнения ими судебных актов.

Также в целях обеспечения единой судебной практики и устранения пробелов в законодательстве настоящим Законом предусматриваются процессуальные правила по частному определению суда кассационной инстанции в уголовном процессе, оставлению кассационной жалобы (протеста) без рассмотрения, прекращению производства по кассационной жалобе (протесту) в гражданском процессе.

Настоящий Закон послужит обеспечению эффективной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства во взаимоотношениях с государственными органами, установлению эффективного судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, совершенствованию административного судопроизводства в соответствии с международными стандартами, а также повышению доверия населения к судам.



Статья 1. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года N 2013-ХII (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995 г., N 2, ст. 5; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., N 12, ст. 269; 1997 г., N 2, ст. 56, N 9, ст. 241; 1998 г., N 5-6, ст. 102, N 9, ст. 181; 1999 г., N 1, ст. 20, N 5, ст. 124, N 9, ст. 229; 2000 г., N 5-6, ст. 153, N 7-8, ст. 217; 2001 г., N 1-2, ст.ст. 11, 23, N 9-10, ст.ст. 165, 182; 2002 г., N 9, ст. 165; 2003 г., N 5, ст. 67; 2004 г., N 1-2, ст. 18, N 9, ст. 171; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 12, ст. 418; 2006 г., N 6, ст. 261; 2007 г., N 4, ст. 166, N 6, ст.ст. 248, 249, N 9, ст. 422, N 12, ст.ст. 594, 595, 607; 2008 г., N 4, ст.ст. 177, 187, N 9, ст.ст. 482, 484, 487, N 12, ст.ст. 636, 641; 2009 г., N 1, ст. 1, N 4, ст. 136, N 9, ст. 335, N 12, ст.ст. 469, 470; 2010 г., N 6, ст. 231, N 9, ст.ст. 334, 336, 337, 342, N 12, ст. 477; 2011 г., N 4, ст.ст. 103, 104, N 9, ст. 252, N 12/2, ст. 363; 2012 г., N 1, ст. 3, N 9/2, ст. 244, N 12, ст. 336; 2014 г., N 9, ст. 244; 2015 г., N 8, ст.ст. 310, 312, N 12, ст. 452; 2016 г., N 4, ст. 125, N 9, ст. 276, N 12, ст. 385; 2017 г., N 3, ст. 47, N 6, ст. 300, N 9, ст.ст. 506, 510, N 10, ст. 605; 2018 г., N 1, ст.ст. 1, 5, N 4, ст.ст. 218, 224, N 7, ст.ст. 430, 431, N 10, ст. 679; 2019 г., N 1, ст.ст. 3, 5, N 2, ст. 47, N 3, ст. 161, N 5, ст.ст. 259, 267, N 7, ст. 386, N 8, ст. 469, N 9, ст.ст. 589, 592, N 10, ст. 671, N 11, ст.ст. 787, 791, N 12, ст.ст. 880, 881, 891; 2020 г., N 3, ст. 204, N 5, ст. 296, N 12, ст. 689; 2021 г., N 1, ст.ст. 5, 11, 13, 14, N 2, ст.ст. 142, 144, приложение к N 4; N 8, ст.ст. 800, 803, N 9, ст. 903, N 10, ст. 973, N 12, ст. 1193; 2022 г., N 2, ст. 81, N 3, ст. 216, N 4, ст. 337, N 6, ст. 575), дополнить статьей 509-14 следующего содержания:


"Статья 509-14. Частное определение суда

кассационной инстанции


Суд кассационной инстанции при наличии оснований, предусмотренных статьями 298 и 300 настоящего Кодекса, а также в случае, когда необходимо обратить внимание соответствующих должностных лиц на недостатки, допущенные в ходе дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства, выносит частное определение".



Статья 2. В абзаце пятом статьи 167 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан, утвержденного Законом Республики Узбекистан от 25 апреля 1997 года N 409-I (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., N 6, ст. 175; 2003 г., N 9-10, ст. 149; 2004 г., N 1-2, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., N 6, ст. 248, N 9, ст. 422, N 12, ст. 595; 2008 г., N 4, ст. 187, N 12, ст.ст. 636, 641; 2009 г., N 4, ст. 136, N 12, ст. 470; 2010 г., N 9, ст. 334; 2012 г., N 9/1, ст. 238; 2014 г., N 9, ст. 244; 2015 г., N 8, ст. 310; 2017 г., N 3, ст. 47, N 10, ст. 605; 2019 г., N 3, ст. 165, N 5, ст. 267, N 8, ст. 469, N 9, ст.ст. 588, 592, N 12, ст. 880; 2020 г., N 6, ст. 337; 2021 г., приложение к N 4, N 11, ст. 1061, N 12, ст. 1193; 2022 г., N 5, ст. 464), слова "порядке надзора" заменить словами "кассационном порядке".



Статья 3. Внести в Закон Республики Узбекистан от 29 августа 2001 года N 258-II "Об исполнении судебных актов и актов иных органов" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., N 9-10, ст. 169; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., N 8, ст. 367, N 12, ст. 598; 2008 г., N 4, ст.ст. 184, 187; 2009 г., N 1, ст. 1; 2010 г., N 9, ст.ст. 337, 340; 2012 г., N 12, ст. 336; 2014 г., N 5, ст. 130; 2015 г., N 8, ст. 312, N 12, ст. 452; 2016 г., N 9, ст. 276; 2017 г., N 9, ст. 510; 2018 г., N 1, ст.ст. 1, 4, 5; 2019 г., N 2, ст. 47, N 5, ст. 267, N 7, ст. 389, N 8, ст. 469, N 10, ст. 671, N 12, ст. 880; 2021 г., приложение к N 4, N 8, ст.ст. 800, 803; 2022 г., N 4, ст. 337, N 6, ст. 570) следующие изменения:


1) в пункте 1 статьи 5 слова "судов по гражданским делам и экономическим спорам" заменить словами "судов по гражданским делам, экономических и административных судов";


2) пункт 1 части первой статьи 27 изложить в следующей редакции:

"1) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, - в течение трех лет";


3) в статье 38:

части первую и вторую изложить в следующей редакции:

"Приостановление и прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного судом, производятся тем же судом или судом по месту нахождения государственного исполнителя.

По исполнительным документам, не предусмотренным в части первой настоящей статьи, приостановление и прекращение исполнительного производства осуществляются судом по гражданским делам по месту нахождения государственного исполнителя";

в части третьей слова "Гражданским процессуальным, Экономическим процессуальным или Уголовно-процессуальным кодексами Республики Узбекистан" заменить словами "Гражданским процессуальным, Экономическим процессуальным или Уголовно-процессуальным кодексами Республики Узбекистан либо Кодексом Республики Узбекистан об административном судопроизводстве";


4) статью 86-1 изложить в следующей редакции:


"Статья 86-1. Обжалование и опротестование

постановлений государственного исполнителя.

Обжалование действия (бездействия)

государственного исполнителя


Жалоба на постановление, действия (бездействие) государственного исполнителя подается в административный суд по месту нахождения государственного исполнителя в десятидневный срок со дня уведомления о вынесенном постановлении или с момента, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу.

Постановление государственного исполнителя может быть опротестовано прокурором в порядке, установленном законом".



Статья 4. Внести в Гражданский процессуальный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 января 2018 года N ЗРУ-460 (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., приложение 1 к N 1, N 10, ст. 672; 2019 г., N 3, ст. 166, N 5, ст. 261, N 9, ст. 592, N 10, ст. 671, N 11, ст.ст. 791, 792, N 12, ст. 880; 2020 г., N 1, ст.ст. 1, 3, N 3, ст.ст. 198, 199; 2021 г., N 1, ст. 8, приложение к N 4, N 8, ст. 803, N 9, ст. 903; 2022 г., N 3, ст. 216, N 8, ст. 787), следующие изменения и дополнения:


1) часть вторую статьи 27 изложить в следующей редакции:

"Не допускается объединение нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду по гражданским делам, а другие - административному суду";


2) дополнить статьей 31-1 следующего содержания:


"Статья 31-1. Передача материалов дела из суда

по гражданским делам в другой суд

по подведомственности


В случае предъявления требования в суд по гражданским делам с нарушением правил подведомственности исковое заявление (заявление) передается на рассмотрение в экономический суд или административный суд по подведомственности.

Если в ходе рассмотрения дела выявлено, что исковое заявление (заявление) было принято к производству с нарушением правил подведомственности, суд по гражданским делам выносит определение о передаче материалов дела на рассмотрение экономического суда или административного суда по подведомственности и прекращении гражданского судопроизводства.

На определение суда по гражданским делам о передаче искового заявления (заявления), материалов дела в другой суд по подведомственности может быть подана частная жалоба (протест).

Исковое заявление (заявление), материалы дела, переданные из суда по гражданским делам в другой суд по подведомственности, должны быть приняты судом, которому они переданы.

Споры о подведомственности между судами в Республике Узбекистан не допускаются";


3) часть третью статьи 75 изложить в следующей редакции:

"Вступившее в законную силу решение экономического или административного суда обязательно для суда, рассматривающего другое дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением экономического или административного суда и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле";


4) пункт 1 статьи 124 изложить в следующей редакции:

"1) дело неподведомственно суду по гражданским делам, экономическому суду или административному суду";


5) текст статьи 192 изложить в следующей редакции:

"Судья единолично не позднее десяти дней со дня поступления заявления в суд разрешает вопрос о принятии его к производству, об отказе в принятии или возвращении либо передаче в другой суд по подведомственности. О принятии, отказе в принятии заявления к производству или возвращении заявления либо передаче заявления в другой суд по подведомственности выносится определение. Копия определения об отказе в принятии заявления к производству либо возвращении заявления вместе с заявлением и приложенными к нему документами, а также о передаче заявления в другой суд по подведомственности направляется заявителю не позднее следующего дня со дня его вынесения.

При поступлении заявления или материалов дела из экономического или административного суда по подведомственности судья, установив, что заявление не соответствует требованиям, указанным в статьях 189, 190 и 191 настоящего Кодекса, не позднее десяти дней со дня поступления заявления в суд извещает истца (заявителя) о необходимости устранения недостатков и предоставляет ему для этого срок, который не может превышать десяти дней";


6) в статье 194:

пункт 1 части первой изложить в следующей редакции:

"1) заявленное требование неподведомственно суду по гражданским делам, экономическому суду или административному суду";

из части третьей слова "требование неподведомственно суду и" исключить;


7) часть первую статьи 195 дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:

"4-1) истец (заявитель) в установленный срок не выполнил указание судьи, предусмотренное частью второй статьи 192 настоящего Кодекса";


8) часть вторую статьи 387 изложить в следующей редакции:

"К апелляционному протесту по делу, рассмотренному без участия прокурора, прилагается копия обращения стороны, послужившего основанием к принесению данного протеста";


9) в статье 399:

из пункта 4 текста на узбекском языке слово "ҳақли" исключить;

дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5) отменить решение и направить материалы дела в другой суд по подведомственности, если дело рассмотрено с нарушением правил о подведомственности";


10) в статье 402:

из пункта 3 текста на узбекском языке слово "ҳақли" исключить;

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4) отменить определение и направить исковое заявление (заявление), материалы дела на рассмотрение в другой суд по подведомственности";


11) дополнить статьями 407-8 и 407-9 следующего содержания:


"Статья 407-8. Оставление кассационной

жалобы (протеста) без рассмотрения


Суд кассационной инстанции оставляет кассационную жалобу (протест) без рассмотрения, если после принятия кассационной жалобы (протеста) к производству выяснится, что кассационная жалоба (протест) не подписана либо подписана лицом, не имеющим права подписывать ее, либо лицом, должностное положение которого не указано.

Об оставлении кассационной жалобы (протеста) без рассмотрения суд выносит определение.

После устранения обстоятельства, послужившего основанием для оставления кассационной жалобы (протеста) без рассмотрения, кассационная жалоба (протест) может быть вновь подана в суд в порядке, установленном настоящим Кодексом.



Статья 407-9. Прекращение производства

по кассационной жалобе (протесту)


Суд кассационной инстанции прекращает производство по кассационной жалобе (протесту), если:

1) кассационная жалоба (протест) подана на судебный акт, который не был рассмотрен в апелляционном порядке или в соответствии с настоящим Кодексом не может быть обжалован (опротестован) в кассационном порядке, и была ошибочно принята к производству;

2) кассационная жалоба (протест) подана на судебный акт, который был рассмотрен в кассационном порядке, и ошибочно принята к производству;

3) кассационная жалоба (протест) подана лицом, не имеющим права обжаловать (опротестовать) судебный акт;

4) после принятия кассационной жалобы к производству от лица, подавшего кассационную жалобу, поступило заявление об отказе от кассационной жалобы;

5) после принятия кассационного протеста к производству от прокурора, принесшего протест, или вышестоящего прокурора поступило заявление об отзыве протеста;

6) до принятия судебного акта по кассационной жалобе (протесту) юридическое лицо, являющееся стороной в деле, ликвидировано;

7) до принятия судебного акта по кассационной жалобе (протесту) гражданин, являющийся стороной в деле, умер, а спорное правоотношение не допускает правопреемства.

О прекращении производства по кассационной жалобе (протесту) выносится определение, в котором могут быть решены вопросы о распределении между сторонами судебных расходов.

В случае прекращения производства по кассационной жалобе (протесту) повторное обращение того же лица по тем же основаниям в суд с кассационной жалобой (протестом) не допускается";


12) статью 419 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7) отменить решение, определение и направить материалы дела в другой суд по подведомственности, если дело рассмотрено с нарушением правил подведомственности".



Статья 5. Внести в Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 24 января 2018 года N ЗРУ-461 (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., приложение 2 к N 1, N 7, ст. 433, N 10, ст. 672; 2019 г., N 3, ст. 166, N 5, ст.ст. 261, 266, N 9, ст. 592, N 10, ст. 671, N 11, ст. 791, N 12, ст. 880; 2020 г., N 1, ст. 1, N 3, ст. 198, N 10, ст. 593; 2021 г., N 1, ст. 10, приложение к N 4, N 8, ст. 803, N 9, ст. 903; 2022 г., N 3, ст. 216, N 5, ст. 463, N 6, ст. 577, N 8, ст. 787), следующие изменения и дополнения:


1) пункт 12 части первой статьи 26 изложить в следующей редакции:

"12) о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, за исключением исполнительного или иного документа, по требованиям, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений";


2) дополнить статьей 31-1 следующего содержания:


"Статья 31-1. Передача материалов дела

из экономического суда в другой суд

по подведомственности


В случае предъявления требования в экономический суд с нарушением правил подведомственности исковое заявление (заявление) передается на рассмотрение в суд по гражданским делам или административный суд по подведомственности.

Если в ходе рассмотрения дела выявлено, что исковое заявление (заявление) было принято к производству с нарушением правил подведомственности, экономический суд выносит определение о передаче материалов дела на рассмотрение суда по гражданским делам или административного суда по подведомственности и прекращении экономического судопроизводства.

Определение о передаче искового заявления (заявления), материалов дела из экономического суда в другой суд по подведомственности может быть обжаловано (опротестовано).

Исковое заявление (заявление), материалы дела, переданные из экономического суда в другой суд по подведомственности, должны быть приняты судом, которому они переданы.

Споры о подведомственности между судами в Республике Узбекистан не допускаются";


3) пункт 1 статьи 110 изложить в следующей редакции:

"1) дело неподведомственно экономическому суду, суду по гражданским делам или административному суду";


4) текст статьи 152 изложить в следующей редакции:

"Судья единолично не позднее пяти дней со дня поступления искового заявления в суд разрешает вопрос о принятии его к производству, об отказе в принятии или возвращении либо передаче в другой суд по подведомственности.

О принятии, отказе в принятии искового заявления к производству или возвращении искового заявления либо передаче искового заявления в другой суд по подведомственности выносится определение, копии которого не позднее следующего дня со дня его вынесения направляются лицам, участвующим в деле.

При поступлении искового заявления (заявления) или материалов дела из суда по гражданским делам или административного суда по подведомственности судья, установив, что исковое заявление (заявление) не соответствует требованиям, указанным в статьях 149, 150 и 151 настоящего Кодекса, не позднее пяти дней со дня поступления заявления (жалобы) в суд извещает истца (заявителя) о необходимости устранения недостатков и предоставляет ему для этого срок, который не может превышать десяти дней";


5) пункт 1 части первой статьи 154 изложить в следующей редакции:

"1) дело неподведомственно экономическому суду, суду по гражданским делам или административному суду";


6) часть первую статьи 155 дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:

"1-1) истец в установленный срок не выполнил указание судьи, предусмотренное частью третьей статьи 152 настоящего Кодекса";


7) в статье 278:

из пункта 5 текста на узбекском языке слово "ҳақли" исключить;

дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6) отменить решение и направить материалы дела в другой суд по подведомственности при наличии основания, предусмотренного пунктом 9 части четвертой статьи 279 настоящего Кодекса";


8) часть четвертую статьи 279 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

"9) рассмотрение дела с нарушением правил подведомственности";


9) в части третьей статьи 281:

из пункта 3 текста на узбекском языке слово "ҳақли" исключить;

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4) отменить определение и направить исковое заявление (заявление), материалы дела на рассмотрение в другой суд по подведомственности";


10) в статье 301:

из пункта 6 текста на узбекском языке слово "ҳақли" исключить;

дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7) отменить решение, постановление и направить материалы дела в другой суд по подведомственности при наличии основания, предусмотренного пунктом 9 части четвертой статьи 302 настоящего Кодекса";


11) часть четвертую статьи 302 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

"9) рассмотрение дела с нарушением правил подведомственности";


12) часть третью статьи 305 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5) отменить определение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции и направить исковое заявление (заявление), материалы дела на рассмотрение в другой суд по подведомственности".



Статья 6. Внести в Кодекс Республики Узбекистан об административном судопроизводстве, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 25 января 2018 года N ЗРУ-462 (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., приложение 3 к N 1, N 10, ст. 672; 2019 г., N 5, ст. 261, N 9, ст. 592, N 11, ст. 791, N 12, ст. 880; 2020 г., N 1, ст. 1, N 3, ст. 198; 2021 г., N 1, ст. 9, приложение к N 4, N 8, ст.ст. 800, 803, N 9, ст. 903; 2022 г., N 8, ст. 787), следующие изменения и дополнения:


1) статью 11 изложить в следующей редакции:


"Статья 11. Активная роль суда


Административное судопроизводство осуществляется на основе активной роли суда.

Суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами лиц, участвующих в деле, представленными ими доказательствами и иными материалами дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела.

Суд по собственной инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле, собирает дополнительные доказательства, а также выполняет иные действия, направленные на решение задач административного судопроизводства.

Лица, участвующие в деле, обязаны оказывать суду содействие в исследовании фактических обстоятельств дела и в сборе доказательств";


2) в статье 26:

часть четвертую исключить;

часть пятую считать частью четвертой;

часть четвертую после слов "экономическому суду" дополнить словами "или суду по гражданским делам";


3) в статье 27:

в части первой:

из пункта 7 текста на узбекском языке слова "ишларни ҳал қилади" исключить;

дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8) об обжаловании исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке, по требованиям, возникающим из административных и иных публичных правоотношений";

дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

"Заявитель вправе предъявить наряду с заявлением (жалобой), указанным в настоящей статье, также требование о возмещении убытков, состоящих с этими требованиями в причинно-следственной связи.

Требования о возмещении убытков, заявленные отдельно от требований, указанных в настоящей статье, подлежат рассмотрению в суде по гражданским делам или экономическом суде по подведомственности";


4) дополнить статьей 27-3 следующего содержания:


"Статья 27-3. Передача материалов дела

из административного суда в другой

суд по подведомственности


В случае предъявления требования в административный суд с нарушением правил подведомственности заявление (жалоба) передается на рассмотрение в суд по гражданским делам либо экономический суд по подведомственности.

Если при рассмотрении дела выявлено, что заявление (жалоба) было принято к производству с нарушением правил подведомственности, административный суд выносит определение о передаче материалов дела на рассмотрение суда по гражданским делам или экономического суда по подведомственности и прекращении административного судопроизводства.

Определение о передаче заявления (жалобы), материалов дела из административного суда в другой суд по подведомственности может быть обжаловано (опротестовано).

Заявление (жалоба), материалы дела, переданные из административного суда в другой суд по подведомственности, должны быть приняты судом, которому они переданы.

Споры о подведомственности между судами в Республике Узбекистан не допускаются";


5) часть вторую статьи 45 после слов "признание требования" дополнить словами "либо заключение мирового соглашения";


6) часть девятую статьи 46 после слов "и несет обязанности заявителя" дополнить словами "за исключением права заключения мирового соглашения";


7) часть первую статьи 62 изложить в следующей редакции:

"Полномочия на ведение дела в суде дают право представителю на совершение от имени представляемого всех процессуальных действий, за исключением права заключения мирового соглашения";


8) текст статьи 67 изложить в следующей редакции:

"Лица, участвующие в деле, должны доказать те фактические обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Заявитель в пределах своих возможностей обязан участвовать в собирании доказательств. Заявитель обязан доказать размер причиненных ему убытков.

Обязанность доказывания возлагается на административные органы и должностных лиц, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Административные органы и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Указанные лица могут ссылаться только на те основания, которыми руководствовались при принятии решения, совершении действия.

Если сторона удерживает у себя истребованное судом доказательство и не представляет его по запросу суда в установленный судом срок, предполагается, что содержащиеся в нем сведения направлены против интересов этой стороны и считаются ею признанными";


9) в статье 68:

части первую и вторую заменить частями первой, второй и третьей следующего содержания:

"Стороны обязаны представить суду все находящиеся в их распоряжении доказательства, которыми они обосновывают свои требования или возражения. Административный орган также обязан представить все материалы административного судопроизводства.

Если представленные доказательства являются недостаточными для правильного разрешения дела, суд истребует дополнительные доказательства по своей инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле.

Лица, участвующие в деле, не вправе уничтожать или скрывать какое-либо доказательство либо иным образом препятствовать его исследованию и оценке, делая невозможным или затруднительным получение доказательств. В таком случае суд может возложить обязанность доказывания на препятствующую сторону независимо от правил, установленных настоящим Кодексом";

части третью - девятую считать соответственно частями четвертой - десятой;


10) в статье 73:

дополнить частью пятой следующего содержания:

"Суд не связан заявлением стороны о допустимости доказательств, которое разрешается при принятии решения";

часть пятую считать частью шестой;


11) текст статьи 92 изложить в следующей редакции:

"По заявлению лица, участвующего в деле, или по своей инициативе суд может принять меры предварительной защиты, если:

1) до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела, существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя или лица, в интересах которого подано заявление;

2) защита прав, свобод и законных интересов заявителя будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

При рассмотрении требования о возмещении убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате решений, действий (бездействия) административного органа, органа самоуправления граждан и их должностных лиц, не соответствующих законодательству и нарушающих права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц, суд по заявлению заявителя обязан принять меры предварительной защиты.

Принятие мер предварительной защиты допускается на любой стадии административного судопроизводства";


12) часть первую статьи 93 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5) арест имущества или денежных средств ответчика";


13) статью 105 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5) заявление (жалоба) подано лицом, признанным судом недееспособным";


14) в статье 108:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1) дело неподведомственно административному суду, суду по гражданским делам или экономическому суду";

дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8) заключено мировое соглашение, и оно утверждено судом";


15) в статье 122:

часть вторую заменить частями второй, третьей и четвертой следующего содержания:

"Размер судебного штрафа, налагаемого судом, не может превышать пяти базовых расчетных величин, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

В случае неисполнения судебного акта административными органами, органами самоуправления граждан и другими органами, а также организациями на их должностных лиц налагается судебный штраф в размере до пяти базовых расчетных величин. В случае повторного неисполнения судебного акта налагается судебный штраф в десятикратном размере первоначально наложенного штрафа.

В случае неисполнения определения суда об утверждении мирового соглашения налагается судебный штраф в размере, установленном частью третьей настоящей статьи";

части третью и четвертую считать соответственно частями пятой и шестой;


16) дополнить главой 15-1 следующего содержания:


"Глава 15-1. Мировое соглашение


Статья 126-1. Примирение сторон


Стороны могут урегулировать спор в полном объеме либо в части, заключив мировое соглашение на всех стадиях административного судопроизводства и в процессе исполнения судебного акта.

Примирение сторон осуществляется на основе принципов добровольности, сотрудничества и равноправия.

Примирение сторон допускается только при наличии у ответчика административного усмотрения (дискреционное полномочие).

Примирение сторон может касаться только их прав и обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно в случае допустимости взаимных уступок сторон.

Мировое соглашение считается заключенным после утверждения его судом.

Заключение мирового соглашения не допускается по делам, предусмотренным в пунктах 1, 3, 4 и 5 части первой статьи 27 настоящего Кодекса, а также предусматривающим условия, которые затрагивают права и законные интересы третьих лиц.



Статья 126-2. Форма и содержание мирового соглашения


Мировое соглашение заключается в письменной форме и подписывается лицами, его заключившими.

Мировое соглашение должно отвечать требованиям исполнимости и содержать согласованные сторонами положения об условиях, порядке и сроках исполнения обязательств, а также о распределении судебных расходов и иные условия, не противоречащие закону.

Исполнение обязательств, принятых сторонами по условиям мирового соглашения, не может ставиться в зависимость друг от друга или от иных событий (действий).

Мировое соглашение также может быть заключено в отношении вопроса о распределении судебных расходов.

Если в мировом соглашении отсутствует условие о распределении судебных расходов, суд разрешает этот вопрос при утверждении мирового соглашения в общем порядке, установленном настоящим Кодексом.

Мировое соглашение составляется и подписывается в количестве экземпляров, превышающем на один экземпляр количество лиц, его заключивших. Один из этих экземпляров приобщается к материалам дела.



Статья 126-3. Рассмотрение вопроса

об утверждении мирового соглашения


Вопрос об утверждении мирового соглашения рассматривается на судебном заседании судом, в производстве которого находится дело, с обязательным участием сторон. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном статьей 124 настоящего Кодекса.

В случае неявки на судебное заседание лиц, заключивших мировое соглашение и извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, вопрос об утверждении мирового соглашения не рассматривается судом.

При рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения суд исследует фактические обстоятельства дела, доводы и доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дает им оценку для проверки на соответствие соглашения требованиям закона, а также на затрагивание прав и законных интересов третьих лиц.

Об утверждении мирового соглашения суд выносит определение, в котором указывается о прекращении производства по делу полностью или в части.

В случае утверждения мирового соглашения судом апелляционной, кассационной инстанции выносится определение, которым отменяются все ранее принятые по делу судебные акты и прекращается производство. При рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения судом апелляционной, кассационной инстанции законность и обоснованность соответствующего судебного акта не проверяются.

В случае заключения мирового соглашения на стадии исполнения судебного акта оно представляется для утверждения в суд первой инстанции, рассмотревший дело.

Вопрос об утверждении мирового соглашения, заключенного на стадии исполнения, рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня его представления в суд по правилам, предусмотренным частью первой настоящей статьи.

Суд не вправе утверждать мировое соглашение в части, изменять или исключать из него какие-либо условия, согласованные сторонами. Суд вправе предложить сторонам исключить из данного соглашения отдельные условия, противоречащие закону или затрагивающие права и законные интересы других лиц.



Статья 126-4. Определение суда

об утверждении мирового соглашения


Определение суда об утверждении мирового соглашения, кроме предусмотренных в статье 169 настоящего Кодекса, также должно содержать:

1) условия мирового соглашения;

2) вывод об утверждении мирового соглашения;

3) распределение судебных расходов;

4) сведения о прекращении производства по делу.

Определение суда апелляционной или кассационной инстанции об утверждении мирового соглашения, кроме сведений, предусмотренных в части первой настоящей статьи, должно содержать указание об отмене всех ранее принятых по делу судебных актов.

Определение суда об утверждении мирового соглашения, заключенного на стадии исполнения судебного акта, должно содержать условия мирового соглашения и вывод об утверждении мирового соглашения, а также условия о том, что судебный акт не подлежит исполнению.

Судебные акты об утверждении мирового соглашения могут быть обжалованы (опротестованы).

Мировое соглашение исполняется лицами, его заключившими, добровольно в порядке и сроки, которые предусмотрены этим соглашением.

Мировое соглашение, утвержденное судом, не исполненное добровольно в сроки, которые предусмотрены этим соглашением, подлежит исполнению по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом.



Статья 126-5. Отказ в утверждении

мирового соглашения


Суд отказывает в утверждении мирового соглашения, если:

1) его условия противоречат законодательству;

2) его условия затрагивают права и законные интересы третьих лиц;

3) его условия не связаны с предметом рассматриваемого спора (дела);

4) отсутствует административное усмотрение (дискреционное полномочие) ответчика;

5) оно заключено под условием.

Об отказе в утверждении мирового соглашения выносится определение. При этом судебное разбирательство проводится в общем порядке.

Определение об отказе в утверждении мирового соглашения может быть обжаловано (опротестовано)";


17) текст статьи 131 изложить в следующей редакции:

"Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья единолично не позднее пяти дней со дня поступления заявления (жалобы) в суд разрешает вопрос о принятии его к производству, об отказе в принятии, возвращении или передаче в другой суд по подведомственности.

О принятии, отказе в принятии заявления (жалобы) к производству, возвращении заявления (жалобы) или передаче заявления (жалобы) в другой суд по подведомственности выносится определение, копия которого не позднее следующего дня со дня его вынесения направляется лицам, участвующим в деле.

При поступлении заявления (жалобы) или материалов дела из суда по гражданским делам или экономического суда по подведомственности судья, установив, что заявление (жалоба) не соответствует требованиям, указанным в статьях 128, 129 и 130 настоящего Кодекса, не позднее пяти дней со дня поступления заявления (жалобы) в суд извещает заявителя о необходимости устранения недостатков и предоставляет ему для этого срок, который не может превышать десять дней";


18) пункты 1 и 2 части первой статьи 133 изложить в следующей редакции:

"1) дело неподведомственно административному суду, суду по гражданским делам или экономическому суду;

2) имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение или определение суда о прекращении производства по делу либо определение об утверждении мирового соглашения";


19) в части первой статьи 134:

дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:

"1-1) заявитель в установленный срок не выполнил указание судьи, предусмотренное частью третьей статьи 131 настоящего Кодекса;

дополнить пунктом 9 следующего содержания:

"9) заявление (жалоба) подано лицом, признанным судом недееспособным";


20) часть первую статьи 140 дополнить пунктами 10 и 11 следующего содержания:

"10) разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности;

11) принимает меры к примирению сторон";


21) часть первую статьи 149 дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

"по ходатайству стороны, в случае ее обращения за содействием к суду в целях мирного урегулирования спора";


22) в статье 158:

дополнить частью седьмой следующего содержания:

"В случае удовлетворения требования о возмещении убытков в резолютивной части решения указывается сумма, подлежащая возмещению";

части седьмую и восьмую считать соответственно частями восьмой и девятой;


23) в части второй статьи 218 слова "председателем суда" заменить словами "судебной коллегией, рассматривающей дело";


24) в статье 219:

из пункта 5 текста на узбекском языке слово "ҳақли" исключить;

дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6) отменить решение и направить материалы дела в другой суд по подведомственности при наличии основания, предусмотренного пунктом 9 части четвертой статьи 220 настоящего Кодекса";


25) в статье 220:

часть четвертую дополнить пунктом 9 следующего содержания:

"9) рассмотрение дела с нарушением правил подведомственности";

дополнить частью пятой следующего содержания:

"Суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции, если сторонами заключено мировое соглашение и оно утверждено судом апелляционной инстанции";


26) статью 223 изложить в следующей редакции:


"Статья 223. Апелляционная жалоба (протест)

на определение, постановление суда первой инстанции


Определение, постановление суда первой инстанции могут быть обжалованы (опротестованы) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Апелляционная жалоба (протест) на определение, постановление суда первой инстанции, поданная по правилам, установленным настоящим Кодексом, рассматривается судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном настоящей главой, для рассмотрения апелляционной жалобы (протеста) на решения суда.

Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на определение, постановление суда первой инстанции вправе:

1) оставить определение, постановление без изменения;

2) изменить или отменить определение, постановление;

3) отменить определение об отказе в принятии заявления (жалобы), о возвращении заявления (жалобы), приостановлении производства по делу и направить заявление (дело) на рассмотрение в суд первой инстанции;

4) отменить определение и направить заявление (жалобу), дело на рассмотрение в другой суд по подведомственности";


27) статью 243 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7) отменить решение, постановление и направить материалы дела в другой суд по подведомственности при наличии основания, предусмотренного пунктом 9 части четвертой статьи 244 настоящего Кодекса";


28) часть четвертую статьи 244 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

"9) рассмотрение дела с нарушением правил подведомственности";


29) статью 247 изложить в следующей редакции:


"Статья 247. Кассационная жалоба (протест)

на определение, постановление


Определение, постановление суда первой инстанции, рассмотренные в суде апелляционной инстанции, и определение, постановление суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы (опротестованы) в кассационном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Кассационная жалоба (протест) на определение, постановление рассматривается судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном настоящей главой, для рассмотрения кассационной жалобы (протеста) на решения суда.

Суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на определение, постановление вправе:

1) оставить определение, постановление без изменения, а кассационную жалобу (протест) без удовлетворения;

2) изменить или отменить определение, постановление и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение;

3) отменить определение, постановление и направить заявление, дело на рассмотрение в суд первой инстанции;

4) отменить определение об отказе в принятии апелляционной жалобы (протеста), о возвращении апелляционной жалобы (протеста), оставлении апелляционной жалобы (протеста) без рассмотрения, прекращении производства по апелляционной жалобе (протесту), приостановлении производства по делу в суде апелляционной инстанции и направить апелляционную жалобу (протест), дело на рассмотрение в суд апелляционной инстанции;

5) отменить некоторые судебные акты и оставить в силе один из ранее принятых по делу судебных актов;

6) отменить определение, постановление и направить заявление (жалобу), дело на рассмотрение в другой суд по подведомственности.

Кассационная жалоба (протест) на постановление суда первой инстанции, поданная по правилам, установленным настоящим Кодексом, рассматривается судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном настоящей главой, для рассмотрения кассационной жалобы (протеста) на решения суда";


30) статью 276 дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

"Вступившие в законную силу судебные акты подлежат исполнению административными органами, органами самоуправления граждан и другими органами, организациями, а также должностными лицами в течение одного месяца со дня их вступления в законную силу, если иной срок не установлен судом. Административные органы, органы самоуправления граждан и другие органы, организации, а также должностные лица обязаны известить суд об исполнении судебного акта.

В случае неисполнения судебного акта налагается судебный штраф судом первой инстанции в порядке и размере, установленных главой 14 настоящего Кодекса, и предоставляет для исполнения судебного акта повторный срок, который не может превышать одного месяца".



Статья 7. Внести в Закон Республики Узбекистан от 6 января 2020 года N ЗРУ-600 "О государственной пошлине" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2020 г., N 1, ст. 1, N 3, ст. 201, N 5, ст. 298, N 10, ст. 593, N 12, ст. 691; 2021 г., N 1, ст. 13, приложение к N 4, N 7, ст. 661, N 8, ст.ст. 800, 803, N 10, ст. 968; 2022 г., N 2, ст. 76, N 3, ст.ст. 214, 216, N 4, ст. 340, N 5, ст.ст. 463, 464, 467) следующие изменение и дополнение:


1) пункт 3 статьи 5 изложить в следующей редакции:

"3) с подаваемых в административные суды заявлений об оспаривании ведомственных нормативно-правовых актов, заявлений (жалоб) об оспаривании решений, действий (бездействия) республиканских органов исполнительной власти, иных органов, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан и их должностных лиц, об оспаривании действий (решений) избирательных комиссий, об оспаривании отказа в совершении нотариального действия, регистрации записей актов гражданского состояния либо действий (бездействия) нотариуса или должностного лица органа записи актов гражданского состояния, об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок, в том числе связанных с требованием о возмещении убытков, апелляционных и кассационных жалоб на решения административных судов, на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, а также за выдачу административными судами дубликатов и копий документов";


2) пункт 3 приложения дополнить подпунктом "б-1" следующего содержания:

  

"

б-1) заявлений (жалоб) о возмещении убытков

2 процента от суммы требования о возмещении убытков, но не менее 1 БРВ

  

".

  


Статья 8. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 9. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                        Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 27 апреля 2023 г.


"Народное слово", 27 апреля 2023 г.










































Время: 0.2192
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск