ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности / Регулирование оборота отдельных видов товаров / Производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции /

Закон Республики Узбекистан от 24.05.2023 г. N ЗРУ-844 "Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции" (Принят Законодательной палатой 25.10.2022 г., одобрен Сенатом 27.12.2022 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

24.05.2023 г.

N ЗРУ-844



ОБ ОГРАНИЧЕНИИ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ

АЛКОГОЛЬНОЙ И ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ


Принят Законодательной палатой 25 октября 2022 года

Одобрен Сенатом 27 декабря 2022 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель и сфера применения

настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции.

Настоящий Закон направлен на защиту здоровья граждан, прежде всего лиц, не достигших двадцати одного года, от вредного воздействия употребления алкогольной и табачной продукции, связанных с этим социальных и иных негативных последствий, а также создание организационных и правовых условий для формирования и утверждения в обществе здорового образа жизни.

Действие настоящего Закона не распространяется на:

ввоз алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина физическими лицами для собственных нужд, без намерения их использования в предпринимательских целях;

ввоз алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина юридическими лицами в качестве выставочных образцов и образцов для испытаний;

алкогольную и табачную продукцию, устройства для употребления табака и никотина, предназначенные для реализации на экспорт или следующие транзитом через территорию Республики Узбекистан.



Статья 2. Законодательство об ограничении

распространения и употребления алкогольной

и табачной продукции


Законодательство об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


оборот алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина - ввоз (импорт), вывоз (экспорт), производство, переработка, хранение, перевозка, реализация алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина;


оптовая торговля алкогольной и табачной продукцией, устройствами для употребления табака и никотина - поставка алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина для последующей продажи;


розничная торговля алкогольной и табачной продукцией, устройствами для употребления табака и никотина - реализация алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина потребителю без права использования данной продукции в коммерческих целях;


алкогольная продукция - пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более полутора процента, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта из пищевого сырья и (или) спиртосодержащей пищевой продукции;


алкогольная зависимость - хроническое прогрессирующее заболевание (хронический алкоголизм), характеризующееся патологическим влечением к алкогольной продукции, психосоматическими (психическими и физическими) и социальными последствиями хронической алкогольной интоксикации;


окружающий табачный дым - содержащий никотин аэрозоль (пар, дым), находящийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табачной продукции;


лица, ответственные за обеспечение реализации мер по ограничению употребления алкогольной и табачной продукции, использования устройств для употребления табака и никотина в общественных местах, - предприятия, учреждения, организации и (или) физические лица, в ведении (собственности, владении, пользовании) которых находятся территории, здания (помещения), сооружения и иные объекты, расположенные в общественных местах, а также общественный транспорт;


выездная торговля - розничная торговля товарами вне стационарных торговых объектов, в том числе с использованием передвижных торговых объектов (лотки, прилавки, палатки, автомагазины и другие);


никотин - алкалоид, содержащийся в листьях и стеблях табака или полученный путем синтеза;


электронные системы доставки никотина - устройства многоразового использования, которые с помощью электрического тока (аккумулятора) нагревают никотиновую или безникотиновую жидкость (в картриджах, резервуарах и других контейнерах) и образуют аэрозоль (пар, дым), вдыхаемый потребителем (за исключением медицинского оборудования и изделий медицинского назначения);


никотиновый снюс - вид некурительного никотинсодержащего изделия, предназначенного для сосания (всасывания), изготовленного из растительного сырья и никотина или его производных, включая соли никотина (за исключением табачного листа и (или) иной части табачного растения, в том числе очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака), с добавлением или без добавления других ингредиентов;


никотиновая жидкость - любая жидкость с содержанием никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в устройствах для употребления табака и никотина;


безникотиновая жидкость - жидкость без содержания никотина или с его содержанием в объеме менее 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в устройствах для употребления табака и никотина;


насвай - вид некурительной табачной продукции, предназначенной для сосания и изготовленной из табака и нетабачного сырья (щелочь, известь, мел);


табак - растение рода Nicotiana семейства пасленовых видов Nicotiana Tabacum и Nicotiana Rustica, возделываемое в целях получения сырья для производства табачной продукции;


блок табачной продукции - единица групповой потребительской тары, содержащая определенное количество потребительских упаковок (пачек) табачной продукции;


потребительская упаковка (пачка) табачной продукции и устройства для употребления табака и никотина - упаковка, предназначенная для непосредственного размещения и реализации конечному потребителю табачной продукции и (или) устройства для употребления табака и никотина, обеспечивающая сохранность их потребительских свойств в течение гарантийного срока при соблюдении условий транспортировки и хранения, установленных изготовителем;


табачная (никотиновая) зависимость (далее - никотиновая зависимость) - хроническое прогрессирующее заболевание, характеризующееся патологическим влечением к табачной (никотинсодержащей) продукции, психосоматическими (психическими и физическими) последствиями хронической никотиновой интоксикации;


табачный снюс - вид некурительной табачной продукции, предназначенной для сосания (всасывания) и полностью или частично изготовленной из табачного листа и (или) иной части табачного растения, в том числе очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления ингредиентов;


система для нагревания табака - электронное устройство, предназначенное для курения изделий с нагреваемым табаком и продуцирующее никотиновый аэрозоль (пар, дым) в целях вдыхания потребителем, включая любой предмет или деталь, изготовленные для использования с таким устройством, независимо от того, продаются они отдельно или нет;


устройства для употребления табака и никотина - электронные или иные приборы (приспособления), используемые для получения содержащего никотин или безникотинового аэрозоля (пара, дыма), вдыхаемого потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина, системы для нагревания табака, кальяны, трубки, мундштуки, а также их составные части и элементы (за исключением медицинского оборудования и изделий медицинского назначения);


никотинсодержащие изделия - продукты, которые содержат никотин или его производные, включая соли никотина, растворы, никотиновые жидкости или гели с содержанием никотина, приготовленные таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания, нюханья или иных способов потребления, в том числе при помощи устройств для употребления табака и никотина (за исключением лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством, и пищевых продуктов, содержащих никотин в натуральном виде);


медицинское предупреждение - информация о негативном воздействии употребления алкогольной или табачной продукции на здоровье человека, которая размещается на этикетке тары алкогольной продукции или потребительской упаковке (пачке) табачной продукции и устройства для употребления табака и никотина;


некурительная табачная продукция - табачная продукция, предназначенная для сосания, жевания или нюханья;


кальян - устройство, используемое для вдыхания аэрозоля (пара, дыма), образующегося в результате тления и (или) нагревания табака, а также продуктов, не содержащих табак, в котором аэрозоль (пар, дым) проходит через сосуд с жидкостью (колба кальяна);


изделия с нагреваемым табаком - вид курительной табачной продукции, состоящей из табака (табачной смеси) с добавлением или без добавления ингредиентов, предназначенный для использования в системах для нагревания табака;


электронная сигарета - устройство одноразового использования, которое с помощью электрического тока (аккумулятора) нагревает содержащуюся в устройстве никотиновую или безникотиновую жидкость и образует аэрозоль (пар, дым), вдыхаемый потребителем.



Статья 4. Табачная продукция


Табачной продукцией является продукция, полностью или частично изготовленная из табачного листа и (или) других частей табачного растения в качестве сырья, приготовленная таким образом, чтобы использовать для курения, в том числе с использованием устройств для употребления табака и никотина, а также сосания, жевания, нюханья или иных способов употребления (за исключением лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством).

К табачной продукции относятся:

продукция, содержащая табачный лист и (или) другие части табачного растения в качестве сырья. Такой продукцией могут быть курительные изделия (папиросы, сигары, сигареты, сигариллы (сигариты), изделия с нагреваемым табаком, табак для кальяна, табак курительный тонкорезанный, табак трубочный) и некурительные изделия (насвай, табачный снюс, нюхательный табак, жевательный табак);

продукция, содержащая никотин или его производные, включая соли никотина, растворы, никотиновые жидкости или гели с содержанием никотина, но не содержащая табачного листа и (или) других частей табачного растения. Такой продукцией могут быть курительные изделия (никотиновые жидкости для электронных систем доставки никотина, электронные сигареты с никотиновой жидкостью, никотинсодержащие смеси для кальяна) и некурительные изделия (никотиновый снюс);

продукция, не содержащая табак и никотин, но предназначенная для использования с устройствами для употребления табака и никотина (безникотиновые жидкости для электронных систем доставки никотина, электронные сигареты с безникотиновой жидкостью, безникотиновые смеси для кальяна).



ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ

В ОБЛАСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

И УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ

И ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ


Статья 5. Основные направления государственной

политики в области ограничения распространения

и употребления алкогольной и табачной продукции


Основными направлениями государственной политики в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции являются:

реализация комплексных правовых, экономических, социальных и иных мер, направленных на охрану жизни и здоровья граждан, их защиту от негативного воздействия употребления алкогольной и табачной продукции, окружающего табачного дыма;

обеспечение приоритета охраны здоровья граждан перед интересами лиц, осуществляющих производство, импорт и реализацию алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина в коммерческих целях;

организация и проведение профилактической, просветительской деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание граждан, пропаганду среди населения, прежде всего молодежи, здорового образа жизни, предупреждение и уменьшение угроз их здоровью, связанных с употреблением алкогольной и табачной продукции;

обеспечение государственного контроля в сфере оборота алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина, а также реализация государственных программ в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;

создание эффективной системы медико-санитарной помощи лицам, страдающим алкогольной или никотиновой зависимостью;

развитие научных исследований в области профилактики негативного воздействия употребления алкогольной и табачной продукции, а также диагностики и лечения алкогольной или никотиновой зависимости;

создание организационно-правовых условий для широкого участия негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в пропаганде здорового образа жизни в обществе и осуществлении профилактических, просветительских мероприятий, направленных на реализацию единой государственной политики в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции.



Статья 6. Государственные гарантии в области

ограничения распространения и употребления

алкогольной и табачной продукции


В целях ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции, профилактики их негативного воздействия государство:

устанавливает требования к составу, упаковке и маркировке алкогольной и табачной продукции и обеспечивает их соблюдение;

устанавливает правила и процедуры оценки безопасности для жизни и здоровья человека алкогольной и табачной продукции, производимой в Республике Узбекистан или ввозимой на территорию Республики Узбекистан, а также обеспечивает их соблюдение;

регулирует порядок производства и реализации алкогольной и табачной продукции, а также устанавливает запрет на импорт алкогольной и табачной продукции, содержащей вредные для жизни и здоровья человека вещества в количествах, превышающих предельно допустимые уровни;

устанавливает запрет на употребление алкогольной и табачной продукции, а также использование устройств для употребления табака и никотина в общественных местах;

устанавливает запрет на реализацию алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина лицам и лицами, не достигшими двадцати одного года, а также на вовлечение их в процесс употребления алкогольной и табачной продукции;

обеспечивает в соответствии с требованиями законодательства оказание медико-санитарной помощи, направленной на лечение алкогольной или никотиновой зависимости;

осуществляет комплекс мероприятий, направленных на информирование и повышение осведомленности населения о вреде употребления алкогольной и табачной продукции, негативном воздействии окружающего табачного дыма;

принимает ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на алкогольную и табачную продукцию;

принимает меры по предотвращению незаконного оборота алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина.



Статья 7. Профилактика негативного воздействия

употребления алкогольной и табачной продукции


Профилактикой негативного воздействия употребления алкогольной и табачной продукции является комплекс мер, направленный на предупреждение и уменьшение угроз здоровью граждан, прежде всего лиц, не достигших двадцати одного года, их физическому, духовному развитию, морально-нравственным устоям общества и других угроз, связанных с употреблением алкогольной и табачной продукции, воздействием окружающего табачного дыма.

Государственные органы, органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества, образовательные организации в пределах своих полномочий реализуют комплексные социальные и организационно-правовые меры по профилактике негативного воздействия употребления алкогольной и табачной продукции, формированию в общественном сознании негативного отношения к употреблению алкогольной и табачной продукции.



Статья 8. Органы, осуществляющие и участвующие

в деятельности по ограничению распространения

и употребления алкогольной и табачной продукции


Органами, осуществляющими деятельность по ограничению распространения и употребления алкогольной и табачной продукции, являются:

Кабинет Министров Республики Узбекистан;

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан;

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан;

уполномоченный государственный орган в сфере регулирования производства алкогольной и табачной продукции (далее - Уполномоченный государственный орган);

налоговые органы;

таможенные органы;

уполномоченный государственный орган по защите прав потребителей;

Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан;

Узбекское агентство по техническому регулированию;

органы государственной власти на местах.

Государственные органы и организации, не указанные в части первой настоящей статьи, участвуют в деятельности по ограничению распространения и употребления алкогольной и табачной продукции в соответствии с законодательством.



Статья 9. Полномочия Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области ограничения

распространения и употребления алкогольной

и табачной продукции


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;

обеспечивает разработку, утверждение и выполнение государственных программ в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;

координирует деятельность органов исполнительной власти в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;

определяет порядок лицензирования деятельности по производству алкогольной и табачной продукции, а также деятельности по оптовой торговле алкогольной продукцией;

определяет порядок оптовой и розничной торговли алкогольной и табачной продукцией, устройствами для употребления табака и никотина;

утверждает нормативные документы в области технического регулирования алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина;

определяет и утверждает порядок маркировки алкогольной и табачной продукции, в том числе акцизными марками и средствами цифровой идентификации, утверждает образцы акцизных марок на алкогольную и табачную продукцию;

утверждает образцы медицинских предупреждений, размещаемых на этикетке тары алкогольной продукции или потребительской упаковке (пачке) табачной продукции и устройства для употребления табака и никотина;

определяет порядок осуществления государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина, а также организует такой контроль.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 10. Полномочия Министерства здравоохранения

Республики Узбекистан в области ограничения

распространения и употребления алкогольной

и табачной продукции


Министерство здравоохранения Республики Узбекистан:

участвует в реализации государственной политики в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;

реализует меры по распространению среди населения, прежде всего лиц, не достигших двадцати одного года, информации о вреде употребления алкогольной и табачной продукции;

участвует в организации и выполнении работ в области технического регулирования, касающихся установления обязательных требований к алкогольной и табачной продукции, устройствам для употребления табака и никотина;

взаимодействует с негосударственными некоммерческими и иными организациями по вопросам организации и проведения профилактической работы, связанной с защитой здоровья граждан от негативного воздействия употребления алкогольной и табачной продукции;

разрабатывает нормативные документы в области диагностики и лечения алкогольной и никотиновой зависимости, осуществляет контроль за их соблюдением медицинскими организациями;

устанавливает предельно допустимые уровни содержания вредных для жизни и здоровья человека веществ в составе алкогольной и табачной продукции;

разрабатывает образцы медицинских предупреждений, размещаемых на этикетке тары алкогольной продукции или потребительской упаковке (пачке) табачной продукции и устройства для употребления табака и никотина;

обеспечивает оказание медико-санитарной помощи лицам, страдающим алкогольной или никотиновой зависимостью, осуществляет мониторинг хронической заболеваемости и смертности, связанных с употреблением алкогольной и табачной продукции;

обеспечивает создание и функционирование эффективной системы профилактики, включающей в себя меры по сокращению употребления алкогольной и табачной продукции среди граждан, особенно лиц, не достигших двадцати одного года, повышению действенности просветительской, медико-санитарной работы и иные социальные, организационно-правовые меры, направленные на утверждение в обществе здорового образа жизни;

осуществляет мониторинг и оценку эффективности реализации мероприятий, направленных на ограничение распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;

осуществляет международное сотрудничество в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;

организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов по профилактике и лечению алкогольной или никотиновой зависимости;

участвует в разработке учебных программ для образовательных организаций по вопросам профилактики негативного воздействия употребления алкогольной и табачной продукции;

организует проведение научных исследований, направленных на изучение причин и последствий употребления алкогольной и табачной продукции, способов профилактики, диагностики и лечения алкогольной или никотиновой зависимости;

организует санитарно-эпидемиологические исследования масштабов употребления алкогольной и табачной продукции.

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 11. Полномочия Министерства внутренних

дел Республики Узбекистан в области ограничения

распространения и употребления алкогольной

и табачной продукции


Министерство внутренних дел Республики Узбекистан:

участвует в реализации государственной политики в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;

осуществляет мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, связанных с употреблением алкогольной и табачной продукции, использованием устройств для употребления табака и никотина в общественных местах, незаконным оборотом алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина;

рассматривает обращения физических и юридических лиц по фактам употребления алкогольной и табачной продукции, использования устройств для употребления табака и никотина в общественных местах, незаконного оборота алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина;

во взаимодействии с другими государственными органами и организациями, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими организациями и иными институтами гражданского общества принимает меры по устранению причин и условий, способствующих вовлечению лиц, не достигших двадцати одного года, в употребление алкогольной и табачной продукции.

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 12. Полномочия Уполномоченного

государственного органа в области ограничения

распространения и употребления алкогольной

и табачной продукции


Уполномоченный государственный орган:

участвует в реализации государственной политики в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;

осуществляет лицензирование деятельности по производству алкогольной и табачной продукции, а также деятельности по оптовой торговле алкогольной продукцией;

осуществляет мониторинг объемов производства и оборота алкогольной и табачной продукции, в том числе посредством внедрения и развития современных информационных систем;

контролирует соблюдение требований нормативных документов в области технического регулирования алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина, а также требований к качеству сырья и вспомогательных материалов, применяемых при их производстве.

Уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 13. Полномочия налоговых органов в области

ограничения распространения и употребления

алкогольной и табачной продукции


Налоговые органы:

осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, связанных с оборотом алкогольной и табачной продукции;

осуществляют контроль за соблюдением правил торговли и реализации алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина объектами торговли и предприятиями общественного питания;

рассматривают обращения физических и юридических лиц по фактам нарушения правил торговли и реализации алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина объектами торговли и предприятиями общественного питания;

осуществляют мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению незаконного оборота алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина в объектах торговли и оказания услуг.

Налоговые органы могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 14. Полномочия таможенных органов в области

ограничения распространения и употребления

алкогольной и табачной продукции


Таможенные органы:

осуществляют контроль за соблюдением таможенного законодательства при обороте алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина;

осуществляют мероприятия по предотвращению, выявлению и пресечению незаконного перемещения алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина через таможенную границу Республики Узбекистан;

сотрудничают и обмениваются информацией с компетентными органами иностранных государств и международными организациями с целью предотвращения, выявления и пресечения незаконного перемещения алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина через таможенную границу Республики Узбекистан.

Таможенные органы могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 15. Полномочия уполномоченного

государственного органа по защите прав потребителей

в области ограничения распространения и употребления

алкогольной и табачной продукции


Уполномоченный государственный орган по защите прав потребителей:

сотрудничает с уполномоченными государственными органами по борьбе с незаконным оборотом алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина;

осуществляет контроль за соблюдением запрета на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина;

реализует меры по профилактике нарушений законодательства об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции.

Уполномоченный государственный орган по защите прав потребителей может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 16. Полномочия Департамента по борьбе

с экономическими преступлениями при Генеральной

прокуратуре Республики Узбекистан в области

ограничения распространения и употребления

алкогольной и табачной продукции


Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан:

осуществляет комплексный анализ незаконного оборота алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина, выработку предложений по совершенствованию правоприменительной практики и законодательства об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;

выявляет различные схемы, каналы незаконного оборота алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина, осуществляет меры по устранению их последствий, а также причин и условий, им способствующих;

осуществляет мероприятия по борьбе с неправомерными действиями, связанными с оборотом фальсифицированной алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина;

сотрудничает и обменивается информацией с компетентными органами иностранных государств, международными профильными и иными организациями по борьбе с незаконным оборотом алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина.

Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 17. Полномочия Узбекского агентства

по техническому регулированию в области ограничения

распространения и употребления алкогольной

и табачной продукции


Узбекское агентство по техническому регулированию:

осуществляет разработку нормативных документов в области технического регулирования алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина;

осуществляет экспертизу технических регламентов на алкогольную и табачную продукцию, устройства для употребления табака и никотина, разработанных государственными органами;

вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию нормативных документов в области технического регулирования алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина;

обеспечивает гармонизацию нормативных документов в области технического регулирования алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина с международными и межгосударственными стандартами.

Узбекское агентство по техническому регулированию может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 18. Полномочия органов государственной

власти на местах в области ограничения распространения

и употребления алкогольной и табачной продукции


Органы государственной власти на местах:

участвуют в реализации государственных программ в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;

обеспечивают разработку, утверждение и выполнение территориальных программ в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;

обеспечивают осуществление профилактических мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и распространение знаний о вреде употребления алкогольной и табачной продукции среди населения, прежде всего лиц, не достигших двадцати одного года;

обеспечивают исполнение на соответствующей территории требований законодательства об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;

обеспечивают взаимодействие с негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества по вопросам защиты здоровья граждан от негативного воздействия употребления алкогольной и табачной продукции, утверждения в обществе здорового образа жизни;

решают вопросы финансового, материально-технического, организационного обеспечения медико-санитарной помощи лицам, страдающим алкогольной или никотиновой зависимостью.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 19. Участие негосударственных

некоммерческих организаций и других институтов

гражданского общества в мероприятиях по ограничению

распространения и употребления алкогольной

и табачной продукции


Негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества в пределах своих полномочий:

осуществляют общественный контроль за выполнением государственных, территориальных и иных программ в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;

реализуют профилактические мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни и распространение знаний о вреде употребления алкогольной и табачной продукции среди населения, прежде всего лиц, не достигших двадцати одного года.

Негосударственные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества могут участвовать и в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.



Статья 20. Участие граждан в реализации

государственной политики в области ограничения

распространения и употребления алкогольной

и табачной продукции


Граждане:

осуществляют общественный контроль за выполнением государственных, территориальных и иных программ в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;

вносят государственным органам и органам государственной власти на местах предложения по обеспечению безалкогольной и бестабачной среды, охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий употребления алкогольной и табачной продукции;

обращаются с требованием о возмещении вреда, причиненного их здоровью в результате нарушения другими лицами законодательства об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;

участвуют в разработке и реализации программ в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции.

Гражданам гарантируется их право на:

благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при употреблении табачной продукции;

возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу вследствие нарушения другими лицами законодательства об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции.

Граждане обязаны:

соблюдать законодательство об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;

заботиться о формировании у детей негативного отношения к употреблению алкогольной и табачной продукции, а также о недопустимости их вовлечения в процесс употребления алкогольной и табачной продукции;

не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при употреблении табачной продукции.



ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ

РАСПРОСТРАНЕНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ

АЛКОГОЛЬНОЙ И ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ


Статья 21. Ограничения на реализацию

алкогольной и табачной продукции, устройств

для употребления табака и никотина


Запрещается реализация алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина:

лицам, не достигшим двадцати одного года;

лицами, не достигшими двадцати одного года;

без непосредственного участия продавца, в том числе посредством торговых автоматов, иных электронных или механических устройств;

с полок самообслуживания;

в форме электронной коммерции, в том числе с помощью доставки конечным потребителям любым путем (за исключением игристых и натуральных вин);

путем выездной торговли (с рук, лотков, из корзин, ручных тележек);

вне стационарных торговых объектов;

в аптеках;

в помещениях, предназначенных для реализации товаров детского ассортимента;

имитирующих детские игрушки, конфеты или другие товары детского ассортимента;

на территориях организаций системы здравоохранения, образовательных организаций, учреждений культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, санаторных и медико-социальных учреждений;

объектами торговли, расположенными на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии от образовательных, спортивных и религиозных организаций, за исключением случаев, когда объект торговли расположен на территории торговых комплексов (на рынках) с общей торговой площадью более тысячи квадратных метров и в ярмарочных павильонах;

с истекшим сроком годности;

без соответствующих документов, подтверждающих качество продукции;

в помещениях и местах, не соответствующих санитарным нормам и правилам хранения и реализации алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина;

не маркированных в установленном порядке акцизными марками - в отношении алкогольной и табачной продукции, подлежащей маркировке акцизными марками;

маркированных поддельными акцизными марками;

без четкой маркировки, не позволяющей установить ее производителя;

не маркированных в установленном порядке средствами цифровой идентификации;

произведенных лицами, не имеющими лицензию на их производство, - в отношении алкогольной и табачной продукции, подлежащей лицензированию;

приобретенных у поставщика, не имеющего права на реализацию алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина или осуществившего их реализацию с нарушениями законодательства;

при отсутствии медицинского предупреждения на этикетке потребительской тары алкогольной продукции или потребительской упаковке (пачке) табачной продукции и устройства для употребления табака и никотина;

если потребительская упаковка (пачка) табачной продукции содержит менее двадцати сигарет - в отношении сигарет;

в одном наборе с другими товарами, не являющимися табачной продукцией и устройствами для употребления табака и никотина, - в отношении табачной продукции и устройств для употребления табака и никотина;

без потребительской упаковки (пачки, блока) - в отношении табачной продукции и устройств для употребления табака и никотина;

поштучно или со вскрытой (с нарушением целостности) потребительской упаковкой (пачкой) - в отношении сигарет и изделий с нагреваемым табаком;

на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, речных портов, станций метрополитена - в отношении табачной продукции и устройств для употребления табака и никотина;

по ценам ниже минимальной оптовой и розничной цены - в отношении алкогольной продукции (за исключением пива);

в потребительской таре, полностью изготовленной из полиэтилена, полистирола и иного полимерного материала, - в отношении алкогольной продукции (за исключением пива);

в бутылках без этикеток, грязных (внутри или снаружи), с явными признаками боя (скол горла, трещины), с поврежденной укупоркой, имеющих общее помутнение, посторонние включения, осадок, - в отношении алкогольной продукции (за исключением коллекционной винодельческой продукции);

не соответствующих требованиям нормативных документов в области технического регулирования.

Лицо, непосредственно осуществляющее реализацию алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина, обязано потребовать от покупателя, выглядящего моложе двадцати одного года, предъявления документа, удостоверяющего его личность и возраст, а в случае отсутствия документа - отказать в реализации алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина.



Статья 22. Предупреждения в местах реализации

алкогольной и табачной продукции, устройств

для употребления табака и никотина


В местах реализации алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина должна быть размещена предупреждающая надпись или знак о запрете на их реализацию лицам, не достигшим двадцати одного года, а также медицинское предупреждение.



Статья 23. Реклама алкогольной и табачной

продукции, устройств для употребления

табака и никотина


Отношения, связанные с рекламой алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина, регулируются Законом Республики Узбекистан "О рекламе".



Статья 24. Запрет употребления алкогольной

и табачной продукции, использования устройств

для употребления табака и никотина

в общественных местах


Запрещается употребление алкогольной продукции на рабочих местах, улицах, стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и иных общественных местах. Данное положение не распространяется на объекты торговли и оказания услуг, включая предприятия общественного питания, в которых реализация алкогольной продукции в розлив разрешена, а также на места проведения свадебных, юбилейных и других торжеств и обрядов.

Запрещается употребление табачной продукции и использование устройств для употребления табака и никотина в общественных местах, в том числе:

в объектах торговли и оказания услуг, включая предприятия общественного питания;

в кинотеатрах, театрах, цирках, концертных, смотровых и выставочных залах и иных крытых сооружениях, предназначенных для массового отдыха;

в клубах, на дискотеках, в компьютерных залах, помещениях, оборудованных для предоставления услуг доступа к всемирной информационной сети Интернет, либо в иных местах развлечений (досуга);

в музеях, информационно-библиотечных учреждениях и лекториях;

в поездах местного и дальнего сообщения, на речных судах, в автобусах, вагонах метрополитена, такси, городском электротранспорте, на воздушных судах, а также иных видах общественного транспорта;

в подземных переходах, на станциях метрополитена, транспортных остановках и крытых местах временного хранения автотранспортных средств;

в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пять метров от входов в железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, речные порты, станции метрополитена;

в пожароопасных местах, включая автозаправочные станции;

в зданиях аэропортов, железнодорожных и автомобильных вокзалов, речных портов;

в зданиях предприятий, учреждений, организаций и государственных органов, в том числе на рабочем месте, в коридорах, лифтах, на лестницах, в вестибюлях, туалетах, комнатах для отдыха, прилегающих к ним помещениях и в других подобных местах, используемых работником во время трудовой деятельности;

в организациях системы здравоохранения, аптеках, образовательных организациях, учреждениях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, санаторных и медико-социальных учреждениях;

в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

в подъездах и лифтах многоквартирных жилых домов, а также на детских и спортивных площадках, в том числе расположенных на придомовой территории;

в скверах, парках и на пляжах.

Запрещается предоставление помещений, расположенных в общественных местах, перечисленных в части второй настоящей статьи, в целях последующего употребления в данных помещениях табачной продукции и использования устройств для употребления табака и никотина.

Запрещается предоставление в общественных местах, перечисленных в части второй настоящей статьи, табачной продукции и устройств для употребления табака и никотина в целях их последующего употребления (использования) в данных местах.

Запреты, установленные частями второй, третьей и четвертой настоящей статьи, не распространяются на специально отведенные места для употребления табачной продукции и курения кальянов - в части употребления табачной продукции и использования устройств для употребления табака и никотина.



Статья 25. Требования к специально отведенным

местам для употребления табачной продукции

и курения кальянов


Специально отведенные места для употребления табачной продукции могут быть организованы:

на открытом воздухе за пределами зданий и сооружений;

в изолированных зданиях, сооружениях и объектах, не относящихся к общественным местам, перечисленным в части второй статьи 24 настоящего Закона, соответствующих нормативным документам в области технического регулирования и оборудованных системами вентиляции;

в специально выделенных изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы в аэропортах в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров, и зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом, таким образом, чтобы была исключена возможность наблюдения за процессом употребления табачной продукции из других помещений;

в нерабочих тамбурах поездов;

на задней стороне палуб речных судов.

Специально отведенные места для курения кальянов могут быть организованы в изолированных зданиях, сооружениях и объектах, где оказываются исключительно услуги по предоставлению кальянов, соответствующих нормативным документам в области технического регулирования и оборудованных системами вентиляции.

В специально отведенные места для употребления табачной продукции устанавливаются несгораемые урны для остатков табачной продукции, а также указатели, информирующие о расположении таких мест.

В специально отведенных местах для употребления табачной продукции и курения кальянов должны размещаться медицинские предупреждения.



Статья 26. Обязанности лиц, ответственных

за обеспечение реализации мер по ограничению

употребления алкогольной и табачной продукции,

использования устройств для употребления табака

и никотина в общественных местах


Лица, ответственные за обеспечение реализации мер по ограничению употребления алкогольной и табачной продукции, использования устройств для употребления табака и никотина в общественных местах, обязаны:

обеспечить соблюдение в общественных местах требований законодательства об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции;

предупреждать лиц, употребляющих алкогольную и табачную продукцию, использующих устройства для употребления табака и никотина, о недопущении их употребления (использования) в общественных местах, предусмотренных частями первой и второй статьи 24 настоящего Закона, а в случае продолжения правонарушения - сообщать органам внутренних дел;

размещать на видном месте, в том числе при входе в здания (помещения) и иные объекты, а также на транспортных средствах таблички (знаки), предупреждающие о недопущении употребления алкогольной и табачной продукции, использования устройств для употребления табака и никотина в общественных местах.

Лица, ответственные за обеспечение реализации мер по ограничению употребления алкогольной и табачной продукции, использования устройств для употребления табака и никотина в общественных местах, могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 27. Просвещение населения

и информирование его о вреде употребления

алкогольной и табачной продукции, а также

их негативных последствиях


Органы, осуществляющие деятельность в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции, а также органы самоуправления граждан реализуют меры по просвещению населения, прежде всего лиц, не достигших двадцати одного года, о вреде употребления алкогольной и табачной продукции, которые включают в себя предоставление информации:

об отрицательных медицинских и социально-экономических последствиях употребления алкогольной и табачной продукции;

о преимуществах прекращения употребления алкогольной и табачной продукции;

о стратегиях и действиях табачной промышленности исходя из целей настоящего Закона.

Просвещение населения о вреде употребления алкогольной и табачной продукции и их негативных последствиях осуществляется:

в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах;

посредством проведения информационных кампаний, в том числе с демонстрацией алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина, в средствах массовой информации, сетях телекоммуникаций, всемирной информационной сети Интернет, организации деятельности телефонных "горячих линий", а также иными способами.

Организации, осуществляющие вещание или демонстрацию теле-, кино- и видеофильмов, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых демонстрируются алкогольная и табачная продукция, устройство для употребления табака и никотина, процесс их употребления и использования, должны обеспечить размещение информации о вреде их употребления и использования непосредственно перед началом либо во время вещания или демонстрации таких произведений.

Государственные органы в обязательном порядке информируют общественность о своем взаимодействии с лицами, осуществляющими производство и реализацию алкогольной и табачной продукции, по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Закона.



Статья 28. Оказание медико-санитарной

помощи лицам, страдающим алкогольной

или никотиновой зависимостью


Лицам, страдающим алкогольной или никотиновой зависимостью и обратившимся в медицинские организации, оказывается медико-санитарная помощь, направленная на прекращение употребления алкогольной и табачной продукции, лечение алкогольной или никотиновой зависимости, а также помощь по их реабилитации.

Медико-санитарная помощь лицам, страдающим алкогольной или никотиновой зависимостью, а также помощь по их реабилитации оказывается в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА

АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ


Статья 29. Производство алкогольной продукции


Деятельность по производству алкогольной продукции (за исключением натуральных вин и пива) осуществляется юридическими лицами - резидентами Республики Узбекистан на основе соответствующей лицензии.

Запрещается производство алкогольной продукции с использованием спирта этилового ректификованного из пищевого сырья иностранного производства.

Деятельность по производству пива осуществляется юридическими лицами путем направления Уполномоченному государственному органу уведомления о начале данной деятельности.

Порядок производства алкогольной продукции, а также предельно допустимые уровни содержания вредных для жизни и здоровья человека веществ в алкогольной продукции регулируются нормативными документами в области технического регулирования.



Статья 30. Обязанности производителей

алкогольной продукции


Производители алкогольной продукции обязаны обеспечить:

соответствие произведенной алкогольной продукции показателям и требованиям нормативных документов в области технического регулирования;

наличие по каждому виду алкогольной продукции технологических инструкций, разработанных в соответствии с требованиями нормативных документов в области технического регулирования;

наличие производственных лабораторий, оснащенных необходимым оборудованием, приборами, химическими реактивами и нормативными документами в области технического регулирования, регламентирующими методы испытания, которые позволяют проводить все необходимые физико-химические, микробиологические и другие анализы показателей;

обязательную регистрацию основного производственного оборудования алкогольной продукции и его собственников в Уполномоченном государственном органе;

предоставление в установленные законодательством сроки образцов выпускаемой продукции дегустационной комиссии по определению органолептических свойств пищевого этилового спирта и алкогольной продукции для проверки на соответствие выпускаемой продукции требованиям нормативных документов в области технического регулирования;

внедрение и использование информационных систем цифровой маркировки и отслеживания алкогольной продукции, информационных систем учета объемов производства и оборота алкогольной продукции;

предоставление по запросам органов, осуществляющих деятельность по ограничению распространения и употребления алкогольной и табачной продукции, информации об объемах произведенной и реализованной алкогольной продукции, а также размере поступившей от ее продажи выручки;

использование электронных счетов-фактур, интегрированных в информационную систему налоговых органов;

использование существующих годовых производственных мощностей в объеме, установленном законодательством;

наличие на всех линиях по розливу алкогольной продукции электронных счетчиков учета готовой продукции и систем защиты показателей накопительной учетной информации;

установление измерительных приборов, обеспечивающих автоматизированную передачу данных о производственных показателях органам, осуществляющим деятельность по ограничению распространения и употребления алкогольной продукции;

маркировку алкогольной продукции акцизными марками и средствами цифровой идентификации в установленном порядке.

Производители алкогольной продукции могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 31. Требования к упаковке

и маркировке алкогольной продукции


Требования к упаковке и маркировке алкогольной продукции устанавливаются нормативными документами в области технического регулирования.

Упаковка алкогольной продукции должна обеспечить безопасность и сохранение потребительских свойств алкогольной продукции в процессе обращения в течение всего срока годности (для винодельческой продукции - в течение срока хранения, устанавливаемого производителем).

Маркировка алкогольной продукции наносится на каждую единицу упаковки в удобном для прочтения месте (на этикетке, контрэтикетке, кольеретке и других местах).

Потребительская тара алкогольной продукции (за исключением натуральных и игристых вин) должна содержать медицинское предупреждение в виде текстовой надписи и (или) рисунка, занимающее не менее сорока процентов основной площади этикетки.

Производимая в Республике Узбекистан и ввозимая на ее территорию алкогольная продукция (за исключением пива, натуральных и игристых вин) подлежит обязательной маркировке акцизными марками установленного образца.



Статья 32. Оптовая и розничная

торговля алкогольной продукцией


Деятельность по оптовой торговле алкогольной продукцией (за исключением натуральных и игристых вин) осуществляется юридическими лицами на основе соответствующей лицензии.

Деятельность по розничной торговле алкогольной продукцией и деятельность по реализации алкогольной продукции предприятиями общественного питания может осуществляться юридическими лицами путем направления Уполномоченному государственному органу уведомления о начале данной деятельности.

Деятельность по розничной торговле алкогольной продукцией может осуществляться только в стационарных торговых объектах со складскими помещениями и оборудованием, соответствующими санитарным нормам и правилам хранения и реализации алкогольной продукции, с площадью торгового зала (предназначенного исключительно для розничной торговли алкогольной продукцией и имеющего отдельный вход) не менее двадцати пяти квадратных метров - в городах, не менее пятнадцати квадратных метров - в сельской местности, с отдельной торговой секцией - в отдаленных горных районах.

Предприятия общественного питания, осуществляющие реализацию алкогольной продукции в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудованием, измерительными мензурками и мерными кружками, прошедшими государственную поверку.

Деятельность по розничной торговле алкогольной продукцией осуществляется с обязательным применением онлайн контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и (или) виртуальных кассовых систем, а также расчетных терминалов по приему платежей с банковских пластиковых карточек.

Продавец алкогольной продукции, в том числе импортной, должен иметь товарно-транспортную документацию по каждому наименованию продукции, заверенную подписью изготовителя или поставщика и содержащую сведения о наличии сертификата соответствия по каждому наименованию продукции с указанием учетного и регистрационного номеров, срока его действия и органа, выдавшего сертификат.

Время розничной торговли алкогольной продукцией объектами торговли устанавливается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента.



Статья 33. Импорт алкогольной продукции


Импортируемая в Республику Узбекистан алкогольная продукция по качеству должна соответствовать требованиям нормативных документов в области технического регулирования.

Импорт алкогольной продукции регулируется путем взимания таможенных платежей и применения мер экономической политики.

Запрещается ввоз на территорию Республики Узбекистан алкогольной продукции (за исключением пива) в полимерной потребительской таре, полностью изготовленной из полиэтилена, полистирола и иного полимерного материала.



ГЛАВА 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА

ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ


Статья 34. Производство табачной продукции


Деятельность по производству табачной продукции осуществляется юридическими лицами на основе соответствующей лицензии.

Запрещается использовать при производстве табачной продукции вещества:

создающие впечатление, что табачная продукция имеет преимущества или приводит к уменьшению рисков для здоровья;

ассоциируемые с энергичностью и (или) жизненной силой (в том числе кофеин, таурин, гуарана);

обладающие свойствами окрашивать выделяемый табачный дым;

имеющие канцерогенные, мутагенные или токсичные для репродуктивной функции свойства в несгораемой форме.

Содержание никотина в аэрозоле (паре, дыме) одной сигареты (с фильтром или без фильтра) или изделия с нагреваемым табаком не должно превышать один миллиграмм.

Содержание монооксида углерода в дыме одной сигареты с фильтром не должно превышать десять миллиграмм.

Концентрация никотина в никотинсодержащей жидкости или растворе никотина (в том числе в никотиновых жидкостях для электронных систем доставки никотина, а также в никотиновых жидкостях электронных сигарет) не должна превышать двадцати миллиграмм на миллилитр.

Предельно допустимые уровни содержания вредных для жизни и здоровья человека веществ в табачной продукции регулируются нормативными документами в области технического регулирования.



Статья 35. Обязанности производителей

табачной продукции


Производители табачной продукции обязаны обеспечить:

соответствие произведенной табачной продукции требованиям нормативных документов в области технического регулирования;

соблюдение полного технологического цикла производства табачной продукции, наличие необходимых производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря;

наличие по каждому виду табачной продукции технологических инструкций, разработанных и утвержденных в соответствии с требованиями нормативных документов в области технического регулирования;

наличие производственных лабораторий, оснащенных необходимым оборудованием, приборами, химическими реактивами и нормативными документами в области технического регулирования;

предоставление в установленные сроки Уполномоченному государственному органу отчетности о результатах лабораторных исследований о предельно допустимом уровне содержания никотина и других вредных для жизни и здоровья человека веществ в производимой табачной продукции;

использование при производстве табачных изделий табачного сырья, отвечающего требованиям нормативных документов в области технического регулирования и имеющего соответствующие сертификаты, выданные в порядке, установленном законодательством;

внедрение и использование информационных систем цифровой маркировки и отслеживания табачной продукции, информационных систем учета объемов производства и оборота табачной продукции;

предоставление по запросам органов, осуществляющих деятельность по ограничению распространения и употребления алкогольной и табачной продукции, информации об объемах произведенной и реализованной табачной продукции, а также размере поступившей от ее продажи выручки;

использование электронных счетов-фактур, интегрированных в информационную систему налоговых органов;

установление измерительных приборов, обеспечивающих автоматизированную передачу данных о производственных показателях органам, осуществляющим деятельность по ограничению распространения и употребления табачной продукции;

маркировку табачной продукции акцизными марками и средствами цифровой идентификации в установленном порядке.

Производители табачной продукции могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 36. Требования к упаковке и маркировке

табачной продукции, устройств для употребления

табака и никотина


Требования к упаковке (пачке) и маркировке табачной продукции устанавливаются нормативными документами в области технического регулирования.

Потребительская упаковка (пачка) табачной продукции должна обеспечивать неизменность потребительских свойств и соответствие табачной продукции нормативным документам в области технического регулирования в течение всего гарантийного срока хранения.

Потребительская упаковка (пачка) табачной продукции должна содержать медицинское предупреждение в виде изображения, иллюстрирующего последствия заболевания, вызванного употреблением табачной продукции, и текста соответствующего содержания, занимающее не менее шестидесяти пяти процентов основной площади на передней стороне в верхней части и не менее шестидесяти пяти процентов основной площади на тыльной стороне потребительской упаковки (пачки) табачной продукции.

Блок табачной продукции должен содержать медицинское предупреждение в виде изображения, иллюстрирующего последствия заболевания, вызванного употреблением табачной продукции, и текста соответствующего содержания, занимающее не менее шестидесяти пяти процентов основной площади на передней и тыльной сторонах в левой части при горизонтальном размещении, и в верхней части при вертикальном размещении блока табачной продукции.

Требование, установленное частью четвертой настоящей статьи, не распространяется на блоки табачной продукции, изготовленные из прозрачной полиэтиленовой пленки.

Потребительская упаковка устройства для употребления табака и никотина, за исключением упаковки кальяна, должна содержать медицинское предупреждение в виде текстовой надписи и (или) рисунка, занимающее не менее шестидесяти пяти процентов от площади основных сторон упаковки.

Колба кальяна должна содержать медицинское предупреждение в виде изображения, иллюстрирующего последствия заболевания, вызванного употреблением табачной продукции, и текста соответствующего содержания, занимающее не менее шестидесяти пяти процентов ее площади.

Запрещается нанесение на потребительскую упаковку (пачку) табачной продукции и устройств для употребления табака и никотина:

любых терминов, описаний, знаков, символов или иных обозначений, прямо или косвенно создающих впечатление, что такая продукция является менее вредной, чем другая табачная продукция;

любых терминов, описаний, знаков, символов или иных обозначений, прямо или косвенно указывающих на вкус, запах, ароматизатор и иные вещества, повышающие привлекательность табачной продукции, либо на их отсутствие;

изображений пищевых продуктов, лекарственных средств, лекарственных растений, а также слов или словосочетаний, которые прямо или косвенно создают ассоциации табачной продукции с пищевым продуктом, лекарственным средством или лекарственным растением;

информации, прямо или косвенно создающей впечатление, что табачная продукция поддается более быстрому биологическому разложению или оказывает иное благоприятное воздействие на окружающую природную среду;

информации, прямо или косвенно создающей впечатление, что табачная продукция обладает стимулирующим, бодрящим, лечебным, омолаживающим или другим положительным эффектом;

информации, прямо или косвенно вводящей потребителя в заблуждение относительно вредности табачной продукции, в том числе такие слова, как "с низким содержанием смол", "легкие", "очень легкие", "мягкие", "экстра", "ультра", "тонкие", либо слова, однокоренные таким словам, аналоги таких слов на иностранных языках, а также аналоги таких слов, переводимые с иностранных языков.

Производимая в Республике Узбекистан и ввозимая на ее территорию табачная продукция подлежит обязательной маркировке акцизными марками установленного образца.



Статья 37. Оборот табачной продукции, устройств

для употребления табака и никотина


Запрещается оборот табачной продукции, превышающей предельно допустимые уровни содержания никотина и других вредных для жизни и здоровья человека веществ, а также табачной продукции, в отношении которой не установлены санитарно-эпидемиологические требования.

Запрещается ввоз в Республику Узбекистан (в том числе посредством международных почтовых и курьерских отправлений) и реализация на территории Республики Узбекистан:

некурительной табачной продукции, в том числе никотинсодержащих некурительных изделий;

никотиновых и безникотиновых жидкостей, устройств для употребления табака и никотина с никотиновыми и безникотиновыми жидкостями, а также электронных сигарет, в которых содержатся вещества, направленные на повышение привлекательности такой продукции, или добавки, усиливающие никотиновую зависимость.

Запрет, установленный частью второй настоящей статьи, не распространяется на производство и реализацию на территории Республики Узбекистан насвая.

Перечень веществ, направленных на повышение привлекательности устройств для употребления табака и никотина с никотиновыми и безникотиновыми жидкостями, электронных сигарет, никотиновых и безникотиновых жидкостей, а также добавок, усиливающих никотиновую зависимость, определяется нормативными документами в области технического регулирования.

Запрещается производство, ввоз, продажа и распространение товаров (за исключением устройств для употребления табака и никотина), имитирующих табачную продукцию.

Оптовая и розничная торговля табачной продукцией и устройствами для употребления табака и никотина может осуществляться в соответствии с законодательством юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Розничная торговля табачной продукцией и устройствами для употребления табака и никотина может осуществляться только в стационарных торговых объектах со складскими помещениями и оборудованием, соответствующими санитарным нормам и правилам хранения и реализации табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина.

При осуществлении розничной торговли запрещается выкладка и открытая демонстрация табачной продукции и устройств для употребления табака и никотина.

Информация о табачной продукции и устройствах для употребления табака и никотина, предлагаемых для розничной торговли, доводится продавцом до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции и устройств для употребления табака и никотина, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции и устройств для употребления табака и никотина без использования каких-либо графических изображений и рисунков.

Демонстрация покупателю табачной продукции и устройств для употребления табака и никотина в стационарных торговых объектах может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции и устройств для употребления табака и никотина.

Деятельность по розничной торговле табачной продукцией и устройствами для употребления табака и никотина осуществляется с обязательным применением онлайн контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и (или) виртуальных кассовых систем, а также расчетных терминалов по приему платежей с банковских пластиковых карточек.

Продавец табачной продукции и устройств для употребления табака и никотина, в том числе импортных, должен иметь товарно-транспортную документацию по каждому наименованию продукции, заверенную подписью изготовителя или поставщика и содержащую сведения о наличии сертификата соответствия по каждому наименованию продукции с указанием учетного и регистрационного номеров, срока его действия и органа, выдавшего сертификат.



ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 38. Государственный контроль

за исполнением законодательства об ограничении

распространения и употребления алкогольной

и табачной продукции


Государственный контроль за исполнением законодательства об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции осуществляется уполномоченными органами в соответствии с законодательством.



Статья 39. Финансирование мероприятий

по ограничению распространения и употребления

алкогольной и табачной продукции


Финансирование мероприятий по ограничению распространения и употребления алкогольной и табачной продукции, профилактике, предупреждению, уменьшению их вредного влияния на здоровье населения осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.



Статья 40. Разрешение споров


Споры в области ограничения распространения и употребления алкогольной и табачной продукции разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 41. Ответственность за нарушение

законодательства об ограничении распространения

и употребления алкогольной и табачной продукции


Лица, виновные в нарушении законодательства об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 42. Признание утратившими силу

некоторых законодательных актов

Республики Узбекистан


Признать утратившими силу:


1) Закон Республики Узбекистан от 5 октября 2011 года N ЗРУ-302 "Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2011 г., N 10, ст. 272);


2) Закон Республики Узбекистан от 2 июля 2018 года N ЗРУ-478 "Об ограничении курения кальянов и электронных сигарет в общественных местах" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., N 7, ст. 423);


3) статью 11 Закона Республики Узбекистан от 14 ноября 2019 года N ЗРУ-584 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., N 11, ст. 792);


4) статьи 209 и 253 Закона Республики Узбекистан от 21 апреля 2021 года N ЗРУ-683 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., приложение к N 4);


5) статью 25 Закона Республики Узбекистан от 12 октября 2021 года N ЗРУ-721 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан "О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г., N 10, ст. 968).



Статья 43. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Министерству здравоохранения и Министерству юстиции Республики Узбекистан обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 44. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 45. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Части третья - восьмая статьи 36, часть вторая статьи 37 настоящего Закона вводятся в действие по истечении девяти месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона. При этом до введения в действие требований, указанных в частях третьей - восьмой статьи 36 настоящего Закона, действуют требования нормативных документов в области технического регулирования.



Президент

Республики Узбекистан                                                        Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 25 мая 2023 г.


"Народное слово", 25 мая 2023 г.





















































Время: 0.2190
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск