ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Кодексы стран СНГ / Республика Беларусь /Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
6 января 2021 г.
N 91-З
Принят Палатой представителей
18 декабря 2020 г.
Одобрен Советом Республики
18 декабря 2020 г.
Вводится в действие с 1 марта 2021 года
Законом Республики Беларусь
6 января 2021 г. N 93-З
Текст приводится по состоянию на 1 июня 2023 года,
с изменениями и дополнениями, внесенными законами
от 4 января 2022 г. N 144-З ; от 9 декабря 2022 г. N 226-З
(Разделы I- III. Главы 1-9. Статьи 1.1. - 9.6)
(Главы 10-26. Раздел IV. Статьи 8.1. - 26.3)
Раздел I. Общие положения (Глава I. Статьи 1.1.-1.10)
Раздел II. Административное правонарушение. Административная
ответственность (Главы 2-4. Статьи 2.1 - 4.9)
Раздел III. Профилактические меры воздействия и административное
взыскание (Главы 5-9. Статьи 5.1. - 9.6.)
ГЛАВА 1. КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ.
ЕГО ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ
Статья 1.1. Кодекс Республики Беларусь об административных
Статья 1.2. Задачи и принципы Кодекса Республики Беларусь
об административных правонарушениях
Статья 1.3. Принцип законности
Статья 1.4. Принцип справедливости
Статья 1.6. Принцип равенства перед законом
Статья 1.7. Принцип виновной ответственности физического лица
Статья 1.8. Действие Кодекса Республики Беларусь
об административных правонарушениях в пространстве
Статья 1.9. Действие Кодекса Республики Беларусь
об административных правонарушениях во времени
Статья 1.10. Разъяснение отдельных терминов Кодекса
Республики Беларусь об административных правонарушениях
Статья 1.1. Кодекс Республики Беларусь об административных
правонарушениях*
1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах международного права и нормах международных договоров Республики Беларусь, иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, национальных традициях, социальных и культурных ценностях белорусского народа и определяет:
1) деяния, которые являются административными правонарушениями;
2) основания и условия административной ответственности;
3) административные взыскания и профилактические меры воздействия, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, и юридическим лицам, подлежащим административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Настоящий Кодекс является единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, являются составной частью законодательства об административных правонарушениях, подлежат применению с учетом положений настоящего Кодекса и включению в него.
---------------------------------------
*) Статьи в настоящем Кодексе обозначаются несколькими арабскими цифрами, разделенными точками. Цифры до точки обозначают номер главы, а после точки - порядковый номер статьи в пределах главы; части статей и примечаний (за исключением имеющих одну часть) нумеруются арабскими цифрами с точкой, пункты частей статей - арабскими цифрами со скобкой.
Статья 1.2. Задачи и принципы Кодекса Республики Беларусь
об административных правонарушениях
1. Задачами Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях являются защита жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц, интересов общества и государства, прав и законных интересов юридических лиц (далее, если не установлено иное, - охраняемые интересы), а также предупреждение административных правонарушений.
2. Суд, органы, ведущие административный процесс, реализуют в пределах своей компетенции мероприятия, направленные на:
1) предупреждение (профилактику) административных правонарушений, в том числе выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;
2) повышение правосознания и правовой культуры физических лиц, их воспитание в духе соблюдения настоящего Кодекса и иных актов законодательства, международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов, содержащих обязательства Республики Беларусь, уважения национальных традиций, социальных и культурных ценностей белорусского народа, прав и свобод других лиц.
3. Настоящий Кодекс основывается на принципах законности, справедливости, гуманизма, равенства перед законом, а также виновной ответственности физических лиц.
Статья 1.3. Принцип законности
1. Привлечение физических и юридических лиц к административной ответственности и освобождение их от административной ответственности, наложение на них административных взысканий, применение в отношении них профилактических мер воздействия осуществляются не иначе как по постановлению (за исключением устного замечания) суда, органа, ведущего административный процесс, и на основании положений настоящего Кодекса.
2. Положения настоящего Кодекса не подлежат расширительному толкованию. Их применение по аналогии не допускается.
Статья 1.4. Принцип справедливости
1. Административная ответственность должна быть справедливой. Административные взыскания, профилактические меры воздействия должны устанавливаться и применяться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, а также обстоятельств его совершения. Никто не может быть дважды привлечен к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение.
2. Административное взыскание может налагаться при отсутствии достаточных оснований применения профилактических мер воздействия и должно быть соразмерным тяжести совершенного административного правонарушения и соответствовать цели его наложения.
3. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание (применена профилактическая мера воздействия), необходимое и достаточное для его воспитания.
4. Административная ответственность юридического лица может наступать в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, когда ответственность виновного работника этого юридического лица, исходя из задач и принципов настоящего Кодекса, недостаточна ввиду причинения административным правонарушением значительного вреда охраняемым интересам. В этих целях настоящий Кодекс определяет соответствующие основания и условия административной ответственности юридического лица.
5. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет своими целями приведение к экономической несостоятельности (банкротству), причинение вреда их деловой репутации.
1. Административная ответственность должна быть гуманной. Наложение административного взыскания на физическое лицо, совершившее административное правонарушение, не имеет своими целями унижение его человеческого достоинства, причинение ему физических или нравственных страданий.
2. Административные взыскания, а также профилактические меры воздействия, применяемые в отношении несовершеннолетних, не должны причинять вред их здоровью и интеллектуальному развитию.
Статья 1.6. Принцип равенства перед законом
1. Физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства или места пребывания, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.
2. Юридические лица при привлечении к административной ответственности равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы, подчиненности и других обстоятельств, обусловленных особенностями их создания и осуществляемой деятельностью.
Статья 1.7. Принцип виновной ответственности физического лица
Физическое лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 1.8. Действие Кодекса Республики Беларусь
об административных правонарушениях в пространстве
1. Административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом подлежат физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение на территории Республики Беларусь, а также физическое лицо, совершившее административное правонарушение на:
1) судне, плавающем под Государственным флагом Республики Беларусь, находящемся вне пределов внутренних вод Республики Беларусь;
2) воздушном судне, зарегистрированном в Республике Беларусь, находящемся в воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь;
3) военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места их нахождения;
4) территории официального представительства Республики Беларусь, на которую распространяется административная юрисдикция Республики Беларусь.
2. Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами Республики Беларусь.
3. Вопрос об ответственности за административное правонарушение, совершенное на территории Республики Беларусь иностранным гражданином, который в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуется иммунитетом от административной юрисдикции Республики Беларусь, разрешается дипломатическим путем.
4. Гражданин Республики Беларусь и лицо без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, совершившие административные правонарушения вне ее пределов, подлежат ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если совершенные ими деяния признаны в Республике Беларусь административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к ответственности в этом государстве. В таких случаях административное взыскание налагается на лицо в соответствии с санкцией, но не выше верхнего предела, предусмотренного законом государства, на территории которого было совершено правонарушение.
Статья 1.9. Действие Кодекса Республики Беларусь
об административных правонарушениях во времени
1. Противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем его совершения признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
2. Акт законодательства имеет обратную силу, то есть распространяется на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания или применении профилактических мер воздействия не исполнено, в случаях, когда он:
1) устраняет противоправность соответствующего деяния. Со дня вступления в силу такого акта законодательства деяние, совершенное до момента вступления этого акта в силу, не является административным правонарушением;
2) смягчает или отменяет административную ответственность;
3) иным образом улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение.
3. Акт законодательства, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность, иным образом ухудшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, обратной силы не имеет.
Статья 1.10. Разъяснение отдельных терминов Кодекса
Республики Беларусь об административных правонарушениях
1. Для целей единообразного и точного применения терминов, используемых в настоящем Кодексе, принимаются следующие их определения, если из содержания настоящего Кодекса не вытекает иное:
1) вред - вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, подлежащие денежному измерению;
2) группа лиц - два и более физических лица, совместно участвующие в совершении административного правонарушения в качестве исполнителей;
3) должностное лицо - физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее в организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции либо уполномоченное в установленном порядке организациями, Вооруженными Силами Республики Беларусь, другими войсками и воинскими формированиями на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе;
4) заведомо - признак, указывающий, что физическому лицу, совершающему административное правонарушение, известны юридически значимые обстоятельства, предусмотренные настоящим Кодексом;
5) индивидуальный предприниматель - физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированное в установленном порядке;
6) лицо, заменяющее родителей, - опекун, попечитель;
7) малолетний - физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста четырнадцати лет;
8) незначительный размер ущерба - размер ущерба на сумму до сорока базовых величин;
9) несовершеннолетний - физическое лицо, которое на день совершения административного правонарушения не достигло возраста восемнадцати лет;
10) орган, ведущий административный процесс, - государственный орган, в пределах своей компетенции рассматривающий и разрешающий дело об административном правонарушении, должностное лицо государственного органа (государственной организации), в пределах своей компетенции составляющее протокол об административном правонарушении и ведущее подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению, налагающее административное взыскание, применяющее профилактические меры воздействия;
11) попытка совершения административного правонарушения - умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам;
12) санкция - вид, размер и срок административного взыскания, установленные за совершение административного правонарушения соответствующей статьей (частью статьи, если статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса;
13) суд - образованный в установленном законодательными актами порядке суд, рассматривающий и разрешающий дела об административных правонарушениях;
14) физическое лицо - гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Термины "административный процесс", "близкие родственники", "дело об административном правонарушении", "постановление", "члены семьи", применяемые в настоящем Кодексе, имеют значения, определенные Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП).
РАЗДЕЛ II. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 2. Административное правонарушение (Статьи 2.1. - 2.5.)
Глава 3. Обстоятельства, исключающие признание деяния
административным правонарушением (Статьи 3.1. - 3.5.)
Глава 4. Административная ответственность (Статьи 4.1 - 4.9)
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ
Статья 2.1. Понятие административного правонарушения
Статья 2.2. Категории административных правонарушений
Статья 2.4. Повторность и совокупность административных
Статья 2.5. Длящееся административное правонарушение
Статья 2.1. Понятие административного правонарушения
1. Административным правонарушением признается противоправное виновное деяние (действие или бездействие) физического лица, а равно противоправное деяние юридического лица, за совершение которого установлена административная ответственность.
2. Административная ответственность физического лица наступает, если в совершенном деянии нет состава преступления.
3. Административная ответственность за попытку совершения административного правонарушения наступает в случаях, прямо предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса.
Статья 2.2. Категории административных правонарушений
1. В зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на:
1) административные проступки;
2) значительные административные правонарушения;
3) грубые административные правонарушения.
2. К административным проступкам относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа в размере, не превышающем:
1) для физического лица - десяти базовых величин;
2) для индивидуального предпринимателя - двадцати пяти базовых величин;
3) для юридического лица - пятидесяти базовых величин.
3. К значительным относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде конфискации, депортации, штрафа в размере, определенном в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции, дохода или денежной оценки хозяйственной операции, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг), либо в размере, превышающем:
1) для физического лица - десять базовых величин;
2) для индивидуального предпринимателя - двадцать пять базовых величин;
3) для юридического лица - пятьдесят базовых величин.
4. К грубым относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность.
1. Вина - психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности. Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано только вменяемое физическое лицо.
2. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.
3. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
4. Форма вины при совершении административного правонарушения, не связанного с наступлением вредных последствий, устанавливается по отношению физического лица к совершенному противоправному деянию.
Статья 2.4. Повторность и совокупность административных
правонарушений
1. Повторностью административных правонарушений признается совершение двух или более правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей Особенной части настоящего Кодекса либо ее частью (когда статья состоит из частей).
2. Повторность административных правонарушений отсутствует, если за ранее совершенное правонарушение:
1) лицо было освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом;
2) истек срок, по окончании которого лицо считается не подвергавшимся административному взысканию за совершенное административное правонарушение.
3. Совокупностью административных правонарушений признается совершение двух или более правонарушений, предусмотренных различными статьями либо частями статьи (когда статья состоит из частей) Особенной части настоящего Кодекса, ни за одно из которых физическое или юридическое лицо не было привлечено к административной ответственности.
4. Если административное правонарушение предусмотрено различными частями статьи (статей) либо статьями Особенной части настоящего Кодекса, когда статьи состоят из одной части, из которых одна норма является общей, а другая - специальной, совокупность административных правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме.
Статья 2.5. Длящееся административное правонарушение
Длящимся административным правонарушением признается деяние, предусмотренное настоящим Кодексом, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на физическое или юридическое лицо актом законодательства под угрозой административного взыскания. Длящееся административное правонарушение начинается со дня совершения указанного деяния и заканчивается вследствие действий лица, его совершающего, свидетельствующих о прекращении им продолжения административного правонарушения, или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему его совершению.
ГЛАВА 3. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРИЗНАНИЕ
ДЕЯНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ
Статья 3.1. Необходимая оборона
Статья 3.2. Причинение вреда при задержании физического лица,
совершившего преступление или административное правонарушение
Статья 3.3. Крайняя необходимость
Статья 3.5. Иные обстоятельства, исключающие признание деяния
административным правонарушением
Статья 3.1. Необходимая оборона
1. Каждое физическое лицо имеет право на защиту от противоправного посягательства. Это право принадлежит ему независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим физическим лицам или уполномоченным государственным органам.
2. Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав и законных интересов обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства, а также прав юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда.
---------------------------------------
Примечание. Обязательным условием признания состояния необходимой обороны при причинении посягающему вреда является недопущение превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и степени опасности посягательства.
Статья 3.2. Причинение вреда при задержании физического лица,
совершившего преступление или административное правонарушение
Не является административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление или административное правонарушение, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным.
Статья 3.3. Крайняя необходимость
1. Не является административным правонарушением действие, совершенное лицом в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей жизни, здоровью, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если соответствующая опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный.
2. Состояние крайней необходимости признается также в ситуации, когда действие, совершенное для предотвращения опасности, не достигло своей цели и вред наступил, несмотря на все предпринятые лицом, добросовестно рассчитывавшим его предотвратить, меры.
1. Не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.
2. Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, обоснованно рассчитывало, что предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий.
3. Экономический (деловой) риск признается обоснованным, если поставленная цель могла быть достигнута посредством нерискованных деяний (решений), но с меньшим экономическим результатом.
Статья 3.5. Иные обстоятельства, исключающие признание
деяния административным правонарушением
Не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству, физическим или юридическим лицам вреда не позднее десяти рабочих дней со дня вручения проверяющим (руководителем проверки) или направления проверяемому лицу либо его представителю акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза:
неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом, за исключением должностного лица юридического лица, налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский или местные бюджеты, учет которых осуществляется налоговыми органами, в размере не более одного процента от исчисляемых сумм таких платежей по итогам каждого календарного года или его части (если проверке подлежала часть календарного года);
неуплата или неполная уплата должностным лицом юридического лица налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский или местные бюджеты, учет которых осуществляется налоговыми органами, если сумма доначисленных платежей за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) не превышает одного процента от общей суммы исчисленных за указанный период сумм таких платежей;
неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшие причинение имущественного вреда, в том числе завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более одного процента за проверенный период (для должностного лица юридического лица - за период выполнения им соответствующих функций, но не более чем за проверенный период);
неуплата или неполная уплата в установленный срок юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем платежей, взимаемых таможенными органами, в размере не более одного процента от уплаченных сумм таких платежей за каждый календарный год, в котором было совершено соответствующее деяние.
ГЛАВА 4. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Статья 4.1. Административная ответственность и ее цели
Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная
Статья 4.4. Деяния, влекущие административную ответственность
Статья 4.5. Ответственность военнослужащих и иных лиц,
на которых распространяется действие дисциплинарных уставов
или специальных положений о дисциплине
Статья 4.6. Ответственность индивидуального предпринимателя
Статья 4.7. Ответственность юридического лица при реорганизации
Статья 4.8. Ответственность собственников (владельцев)
Статья 4.9. Срок, по истечении которого физическое
или юридическое лицо считается не подвергавшимся
Статья 4.1. Административная ответственность и ее цели
1. Административная ответственность выражается в порицании лица, совершившего административное правонарушение, и наложении административного взыскания на физическое лицо, совершившее административное правонарушение, юридическое лицо, подлежащее административной ответственности.
2. Административная ответственность имеет своими целями воспитание физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждение совершения новых правонарушений как лицом, его совершившим, так и другими физическими или юридическими лицами.
3. Административная ответственность призвана способствовать восстановлению социальной справедливости.
4. Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением. Суд, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного вреда, причиненного административным правонарушением, одновременно с наложением административного взыскания решить вопрос о возмещении такого вреда. Споры о возмещении вреда разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.
Статья 4.2. Возраст, с которого наступает
административная ответственность
1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:
1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
2) оскорбление (статья 10.2);
3) мелкое хищение (статья 11.1);
4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);
5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);
6) мелкое хулиганство (статья 19.1).
2. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло сознавать его фактический характер и противоправность либо руководить им вследствие психического расстройства (заболевания).
Статья 4.4. Деяния, влекущие административную ответственность
по требованию
1. Деяния, содержащие признаки следующих административных правонарушений:
умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
оскорбление (статья 10.2);
отказ в предоставлении гражданину информации (статья 10.5);
нарушение права на свободу объединений (статья 10.7);
нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности (статья 10.15);
нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров (статья 10.18);
причинение имущественного ущерба (статья 11.2);
умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);
присвоение найденного имущества (статья 11.4);
обман потребителей (статья 13.10);
недобросовестная конкуренция (статья 13.33);
нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения (часть 1 статьи 18.16);
нарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения (часть 4 статьи 18.20) в случае причинения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, потерпевшему легкого телесного повреждения;
несанкционированный доступ к компьютерной информации (статья 23.4);
разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны (статья 23.6), -
влекут административную ответственность только при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего или его законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.
2. Независимо от требования потерпевшего или его законного представителя при совершении деяний, содержащих признаки правонарушений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, административный процесс может быть начат прокурором либо по его письменному поручению органом, ведущим административный процесс, если:
1) этим деянием причинен значительный вред интересам государства или общества;
2) деяние совершено в отношении лица, находящегося в материальной, служебной или иной зависимости от лица, его совершившего, либо по иным причинам не способного самостоятельно обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Статья 4.5. Ответственность военнослужащих и иных лиц,
на которых распространяется действие дисциплинарных уставов
или специальных положений о дисциплине
Лица, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям несут ответственность за совершение административных правонарушений на общих основаниях. При этом на таких лиц не могут быть наложены административные взыскания в виде общественных работ и административного ареста, а на военнослужащих срочной военной службы - также в виде штрафа. В случае, если санкция предусматривает административное взыскание только в виде штрафа, военнослужащие срочной военной службы освобождаются от административной ответственности с передачей материалов соответствующим органам для решения вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности. Данное положение не применяется, если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность.
Статья 4.6. Ответственность индивидуального предпринимателя
и юридического лица
1. Индивидуальный предприниматель несет административную ответственность за совершение административного правонарушения, связанного с осуществляемой им предпринимательской деятельностью:
1) в соответствии с санкцией, предусмотренной для индивидуального предпринимателя, с учетом специального условия, предусмотренного частью 3 настоящей статьи;
2) в соответствии с санкцией, предусмотренной для физического лица, если индивидуальный предприниматель не указан в санкции либо не выполняется специальное условие, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.
2. Юридическое лицо несет административную ответственность, если такое лицо указано в санкции, с учетом специального условия, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и данным лицом не были приняты все меры по соблюдению норм (правил), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение его виновное должностное лицо, равно как привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо.
3. Специальным условием привлечения к административной ответственности индивидуального предпринимателя и юридического лица за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.2, статьями 12.8, 12.10, 12.18, 12.19, частью 1 статьи 12.23, статьями 12.25 и 12.28 настоящего Кодекса), в области предпринимательской деятельности (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 13.5, частями 1 и 2 статьи 13.6, статьями 13.22, 13.32 и 13.33, частью 2 статьи 13.34 настоящего Кодекса), против порядка налогообложения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.4, частями 1 и 2 статьи 14.5 и статьей 14.8 настоящего Кодекса), против порядка таможенного регулирования является установление хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) совершенным деянием причинен вред жизни или здоровью людей либо создана угроза причинения такого вреда;
2) совершенным деянием причинен имущественный вред в размере, превышающем сорок базовых величин;
3) стоимость предмета административного правонарушения превышает сорок базовых величин;
4) сумма сделки, внешнеторговой операции, выручки, дохода или денежной оценки хозяйственной операции в совокупности превышает сорок базовых величин - в случаях, когда в санкции штраф определяется в процентном либо кратном отношении к сумме выручки, сделки, внешнеторговой операции, дохода или денежной оценки хозяйственной операции;
5) сумма дохода превышает сорок базовых величин - в случаях, когда в санкции предусмотрена конфискация дохода, полученного в результате противоправной деятельности;
6) в санкции предусмотрено обязательное применение конфискации.
---------------------------------------
Примечание. Базовая величина для целей настоящей статьи принимается в размере, установленном на день совершения административного правонарушения, а если такой день установить невозможно - на день его обнаружения.
Статья 4.7. Ответственность юридического лица при реорганизации
Реорганизация юридического лица не является основанием для освобождения его от административной ответственности за совершенное административное правонарушение. В случае реорганизации административная ответственность наступает с учетом следующих особенностей:
при слиянии нескольких юридических лиц - к ответственности привлекается вновь созданное юридическое лицо;
при присоединении одного юридического лица к другому - к ответственности привлекается то юридическое лицо, к которому осуществлено присоединение;
при разделении юридического лица или при выделении из его состава одного или нескольких юридических лиц - к ответственности привлекается то юридическое лицо, к которому в соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;
при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида - к ответственности привлекается вновь созданное юридическое лицо.
Статья 4.8. Ответственность собственников (владельцев)
транспортных средств
1. В случаях фиксации административного правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - работающие в автоматическом режиме специальные технические средства), административной ответственности подлежит собственник (владелец) транспортного средства, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи.
2. При наличии у органа, ведущего административный процесс, до вынесения постановления в соответствии с частью 1 статьи 10.4 ПИКоАП информации о лице, управлявшем транспортным средством в момент фиксации правонарушения, административной ответственности подлежит это лицо.
3. Собственник (владелец) транспортного средства не подлежит административной ответственности, если при ведении административного процесса будет установлено, что в момент фиксации административного правонарушения соответствующее транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 4 настоящей статьи, либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
4. В случае, если собственником (владельцем) транспортного средства являются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, привлечению к административной ответственности в порядке, установленном статьей 10.4 ПИКоАП, подлежат за:
1) административное правонарушение, выразившееся в эксплуатации в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении либо его владельцем не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся собственником (владельцем) транспортного средства;
2) иные административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта - физическое лицо, управлявшее данным транспортным средством на момент фиксации правонарушения.
Статья 4.9. Срок, по истечении которого физическое
или юридическое лицо считается не подвергавшимся
административному взысканию
Физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию:
со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение административного проступка;
по истечении шести месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение значительного административного правонарушения;
по истечении одного года со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение грубого административного правонарушения;
по истечении сроков давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.5 ПИКоАП;
со дня прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания по основаниям, предусмотренным статьей 14.3 ПИКоАП;
со дня освобождения физического лица от дальнейшего исполнения взыскания в виде общественных работ в случае, предусмотренном частью 4 статьи 6.5 настоящего Кодекса;
со дня освобождения физического лица от дальнейшего исполнения взыскания в виде административного ареста в случае, предусмотренном частью 3 статьи 6.6 настоящего Кодекса;
со дня освобождения физического лица от исполнения административного взыскания в случае, предусмотренном статьей 8.7 настоящего Кодекса.
РАЗДЕЛ III. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ
Глава 5. Профилактические меры воздействия (Статьи 5.1 - 5.4.)
Глава 6. Понятие и виды административных взысканий
Глава 7. Наложение административного взыскания
Глава 8. Основания для освобождения от административной
ответственности (Статьи 8.1. - 8.8.)
Глава 9. Административная ответственность несовершеннолетних
ГЛАВА 5. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Статья 5.1. Профилактические меры воздействия
Статья 5.4. Меры воспитательного воздействия
Статья 5.1. Профилактические меры воздействия
1. К лицу, совершившему административное правонарушение, в целях предупреждения совершения им новых административных правонарушений могут применяться следующие профилактические меры воздействия:
1) устное замечание;
2) предупреждение;
3) меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних).
2. Профилактические меры воздействия применяются в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности.
Устное замечание заключается в разъяснении физическому лицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережении о недопустимости противоправного поведения с его стороны.
Предупреждение состоит в письменном предостережении лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и правовых последствиях повторного совершения данного административного правонарушения.
Статья 5.4. Меры воспитательного воздействия
Меры воспитательного воздействия применяются к несовершеннолетним, совершившим административное правонарушение, в случаях, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
ГЛАВА 6. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ВЗЫСКАНИЙ
Статья 6.1. Понятие административного взыскания
Статья 6.2. Виды административных взысканий
Статья 6.3. Основные и дополнительные административные взыскания
Статья 6.5. Общественные работы
Статья 6.6. Административный арест
Статья 6.7. Лишение права заниматься определенной деятельностью
Статья 6.10. Взыскание стоимости
Статья 6.11. Запрет на посещение физкультурно-спортивных
Статья 6.1. Понятие административного взыскания
Административное взыскание является мерой административной ответственности, налагаемой на физическое лицо, совершившее административное правонарушение, и (или) на юридическое лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности.
Статья 6.2. Виды административных взысканий
1. За совершение административных правонарушений в отношении физических лиц применяются следующие виды административных взысканий:
1) штраф;
2) общественные работы;
3) административный арест;
4) лишение права заниматься определенной деятельностью;
5) депортация;
6) конфискация;
7) взыскание стоимости;
8) запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений.
2. За совершение административных правонарушений в отношении юридических лиц применяются следующие виды административных взысканий:
1) штраф;
2) лишение права заниматься определенной деятельностью;
3) конфискация;
4) взыскание стоимости.
3. Административные взыскания в виде общественных работ, административного ареста, конфискации, взыскания стоимости, запрета на посещение физкультурно-спортивных сооружений налагаются только судом, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.
4. Административное взыскание в виде административного ареста за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.20 настоящего Кодекса, налагается органами внутренних дел.
Статья 6.3. Основные и дополнительные
административные взыскания
1. Штраф, общественные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.
2. Конфискация, взыскание стоимости, запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений применяются в качестве дополнительного административного взыскания.
3. Лишение права заниматься определенной деятельностью, депортация могут применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного взыскания.
1. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется в белорусских рублях с учетом размера базовой величины, установленного на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных в санкциях, - в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции, дохода или денежной оценки хозяйственной операции, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг).
2. Минимальный размер штрафа, налагаемого на:
1) физическое лицо, - не может быть менее одной десятой базовой величины;
2) индивидуального предпринимателя, - не может быть менее двух базовых величин, а за нарушение порядка налогообложения - менее одной десятой базовой величины;
3) юридическое лицо, - не может быть менее пяти базовых величин, а за нарушение порядка налогообложения - менее одной десятой базовой величины.
3. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах, налагаемого на:
1) физическое лицо, - не может превышать тридцати базовых величин, а за правонарушения, посягающие на права и свободы человека и гражданина, правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, в области связи и информации, против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также против порядка налогообложения, порядка управления - двухсот базовых величин;
2) индивидуального предпринимателя, - не может превышать двухсот базовых величин, а за нарушение законодательства о труде, правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, а также за правонарушения против порядка налогообложения, порядка управления - пятисот базовых величин;
3) юридическое лицо, - не может превышать тысячи базовых величин.
4. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции, дохода или денежной оценки хозяйственной операции, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг), не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции, дохода или денежной оценки хозяйственной операции, разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг).
5. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо в соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь, не может быть менее пяти и более тридцати базовых величин.
6. При наложении штрафа на физическое лицо в порядке, установленном статьей 10.3 ПИКоАП, применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции - не более пяти десятых базовой величины. В случае неуплаты такого штрафа в установленные сроки примененный размер штрафа увеличивается на две базовые величины. При этом положения статей 7.7 и 7.8 настоящего Кодекса не применяются.
7. Положения части 6 настоящей статьи не применяются:
1) к физическому лицу, если в санкции предусмотрены общественные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью или конфискация;
2) к индивидуальному предпринимателю, если совершенное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, при этом индивидуальный предприниматель указан в санкции и выполняется специальное условие, предусмотренное частью 3 статьи 4.6 настоящего Кодекса;
3) к иностранному гражданину или лицу без гражданства, если в санкции предусмотрена депортация, за исключением иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в пункт пропуска через Государственную границу Республики Беларусь для выезда из Республики Беларусь;
4) если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность;
5) по делам о правонарушениях, влекущих административную ответственность по требованию потерпевшего или его законного представителя.
8. В случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 4.8 настоящего Кодекса, административное взыскание налагается в виде штрафа с применением его нижнего предела, предусмотренного за совершение соответствующего административного правонарушения, а в случае его неустановления в санкции размер налагаемого штрафа составляет пять десятых базовой величины.
Статья 6.5. Общественные работы
1. Общественные работы заключаются в выполнении физическим лицом в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно полезных целей.
2. Общественные работы устанавливаются на срок от восьми до шестидесяти часов и выполняются не более четырех часов в день.
3. Общественные работы могут налагаться судом при наличии согласия физического лица, совершившего административное правонарушение, на их применение. При этом они не могут быть наложены на:
1) лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста;
2) лиц в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;
3) беременных женщин и лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
4) инвалидов I и II группы;
5) иностранных граждан и не проживающих постоянно в Республике Беларусь лиц без гражданства;
6) лиц, указанных в статье 4.5 настоящего Кодекса.
4. В случае возникновения в период выполнения общественных работ одного или нескольких обстоятельств, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, суд по представлению местного исполнительного и распорядительного органа освобождает лицо от дальнейшего исполнения данного взыскания.
Статья 6.6. Административный арест
1. Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых в соответствии с законодательными актами, и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за совершение правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 24.23 настоящего Кодекса, - на срок от пятнадцати до тридцати суток. В срок административного ареста засчитывается срок административного задержания физического лица.
2. Административный арест не может быть наложен на:
1) лиц в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;
2) беременных женщин;
3) инвалидов I и II группы;
4) женщин и одиноких мужчин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей;
5) лиц, имеющих на иждивении инвалидов I группы либо осуществляющих уход за престарелыми лицами, достигшими восьмидесятилетнего возраста;
6) лиц, указанных в статье 4.5 настоящего Кодекса, а также в части 7 статьи 8.2 ПИКоАП.
3. В случае возникновения в период отбывания административного ареста одного или нескольких обстоятельств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, суд, орган, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, по представлению руководителя администрации места отбывания административного ареста освобождают лицо от дальнейшего исполнения данного взыскания.
Статья 6.7. Лишение права заниматься определенной
деятельностью
1. Лишение права заниматься определенной деятельностью налагается с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием определенным видом деятельности, если будет признано невозможным сохранение за лицом права заниматься таким видом деятельности.
2. Лишение права заниматься определенной деятельностью может налагаться на лицо, не имеющее такого права, совершившее административное правонарушение, за которое в соответствии с санкцией может быть наложено административное взыскание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью.
3. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от трех месяцев до пяти лет, а лишение права заниматься видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), - от трех месяцев до одного года.
4. Лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, не может применяться к физическому лицу, которое пользуется этими транспортными средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев:
1) управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
2) отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо употребления таких средств, веществ, их аналогов до прохождения указанной проверки (освидетельствования).
Депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь - применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.
1. Конфискация состоит в принудительном безвозмездном изъятии и обращении в собственность государства:
1) дохода, выручки, полученных в результате противоправной деятельности;
2) предмета административного правонарушения, орудий и средств его совершения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего правонарушение, а в случаях, предусмотренных в санкциях, - независимо от того, в чьей собственности они находятся.
2. В случае продажи (при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками, либо алкогольных напитков собственного изготовления может применяться конфискация таких алкогольных напитков, не являющихся предметом административного правонарушения, принадлежащих виновному лицу или находившихся в месте совершения административного правонарушения в момент его совершения.
3. Независимо от наложения административного взыскания либо освобождения лица от административной ответственности применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства:
1) вещей, изъятых из оборота;
2) незаконных орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных либо озерно-речной рыбы и других водных животных, торговля которыми осуществлялась в неустановленных местах;
3) незаконных средств сбора грибов, других дикорастущих растений или их частей (плодов, ягод, семян).
4. Не подлежат конфискации товары, являющиеся предметом административного таможенного правонарушения, приобретенные после его совершения лицом, не совершавшим данное правонарушение, которые:
1) помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в порядке, установленном международными договорами Республики Беларусь и актами законодательства;
2) приобретены на территории Республики Беларусь у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если приобретатель не знал и не мог знать о совершении административного правонарушения;
3) приобретены в розничной торговле.
Статья 6.10. Взыскание стоимости
1. Взыскание стоимости состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, соответствующей стоимости предмета административного правонарушения, орудий и средств его совершения.
2. Взыскание стоимости может применяться, если в санкции предусмотрена конфискация предмета административного правонарушения, орудий и средств его совершения:
1) при отсутствии имущества, являющегося предметом административного правонарушения, орудием или средством его совершения;
2) при невозможности или экономической нецелесообразности реализации имущества, являющегося предметом административного правонарушения, орудием или средством его совершения;
3) если имущество, являющееся предметом административного правонарушения, орудием или средством его совершения, не находится в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего соответствующее административное правонарушение.
Статья 6.11. Запрет на посещение физкультурно-спортивных
сооружений
1. Запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений состоит во временном запрете физическому лицу посещать физкультурно-спортивные сооружения во время проведения спортивно-массовых мероприятий, спортивных соревнований и устанавливается на срок от трех месяцев до трех лет.
2. Запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений может применяться за совершение на территории физкультурно-спортивного сооружения во время проведения спортивно-массового мероприятия, спортивного соревнования административных правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 17.6, 19.1, 19.3, 19.10-19.12, 24.3, 24.23 настоящего Кодекса, если за их совершение предусмотрен административный арест.
ГЛАВА 7. НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ
Статья 7.1. Общие правила наложения административного взыскания
Статья 7.2. Обстоятельства, смягчающие административную
Статья 7.3. Обстоятельства, отягчающие административную
Статья 7.4. Наложение административного взыскания при совершении
нескольких административных правонарушений
Статья 7.5. Исчисление срока административного взыскания
Статья 7.6. Сроки наложения административного взыскания
Статья 7.7. Наложение административного взыскания при наличии
обстоятельств, смягчающих административную ответственность
Статья 7.8. Наложение административного взыскания в виде штрафа
в размере менее нижнего предела штрафа, предусмотренного
за совершенное административное правонарушение
Статья 7.1. Общие правила наложения административного взыскания
1. Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части настоящего Кодекса и в пределах, установленных в санкции. Специальная конфискация, взыскание стоимости, а также запрет на посещение физкультурно-спортивных сооружений применяются независимо от того, указаны ли они в санкции.
2. При наложении административного взыскания на:
1) физическое лицо - учитываются характер и степень общественной вредности совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, личность физического лица, совершившего данное правонарушение, форма и степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;
2) юридическое лицо - учитываются характер и степень общественной вредности административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.
3. За одно административное правонарушение могут быть наложены одно основное либо основное и дополнительные административные взыскания. В случае, если санкция предусматривает одновременно основное и дополнительные административные взыскания, но при этом одно из них не может быть наложено на лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, налагаются только те, которые могут быть на него наложены.
4. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.
Статья 7.2. Обстоятельства, смягчающие административную
ответственность
1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий;
3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего;
5) совершение административного правонарушения физическим лицом вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
6) совершение административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим возраста семидесяти лет;
8) совершение административного правонарушения беременной женщиной;
9) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
10) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, ведущий административный процесс, о совершенном им правонарушении;
11) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, ведущему административный процесс, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
2. Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье.
Статья 7.3. Обстоятельства, отягчающие административную
ответственность
1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;
2) совершение административного правонарушения повторно;
3) вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды, а равно по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;
7) совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна или очевидна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;
8) совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим расстройством (заболеванием);
9) совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
10) совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей;
11) совершение административного правонарушения в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии.
2. Суд, орган, ведущий административный процесс:
1) не могут признать отягчающими ответственность обстоятельства, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи;
2) вправе в зависимости от характера и степени общественной вредности совершенного административного правонарушения не признать отягчающим ответственность обстоятельство, предусмотренное пунктом 2 части 1 настоящей статьи.
3. Отягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное Особенной частью настоящего Кодекса в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности лица, совершившего административное правонарушение.
Статья 7.4. Наложение административного взыскания
при совершении нескольких административных
правонарушений
1. При совершении двух или более административных правонарушений, образующих совокупность, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же судом или органом, ведущим административный процесс, основное и дополнительные административные взыскания налагаются за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности. При этом суд, орган, ведущий административный процесс, наложив основное либо основное и дополнительные административные взыскания отдельно за каждое административное правонарушение, окончательно определяют административное взыскание за совершенные административные правонарушения путем полного или частичного сложения таким образом, чтобы оно не превышало в отношении:
1) штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на:
физическое лицо, - ста базовых величин, за правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта - двухсот базовых величин, за правонарушения, посягающие на права и свободы человека и гражданина, правонарушения в области связи и информации, в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования, порядка управления - четырехсот базовых величин;
индивидуального предпринимателя, - четырехсот базовых величин, в случаях нарушения законодательства о труде, за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, а также за правонарушения против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования, порядка управления - тысячи базовых величин;
юридическое лицо, - двух тысяч базовых величин;
2) общественных работ - ста двадцати часов;
3) административного ареста - тридцати суток;
4) лишения права заниматься определенной деятельностью - пяти лет, а в случае лишения права заниматься видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), - двух лет.
2. К окончательному основному административному взысканию суд, орган, ведущий административный процесс, присоединяют дополнительные административные взыскания, наложенные за отдельные административные правонарушения.
3. Постановления о наложении административных взысканий, относящихся к различным видам, наложенные за отдельные административные правонарушения, приводятся в исполнение самостоятельно.
4.
...