ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Наука / Управление в сфере науки. ВАК /Постановление Президента Республики Узбекистан от 03.07.2023 г. N ПП-200 "О мерах по эффективной организации государственного управления в сфере высшего образования, науки и инноваций в рамках административных реформ"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
03.07.2023 г.
N ПП-200
О МЕРАХ
ПО ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ИННОВАЦИЙ
В РАМКАХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ
В целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 25 января 2023 года N УП-14 "О первоочередных организационных мерах по эффективному налаживанию деятельности республиканских органов исполнительной власти":
1. Утвердить:
Приоритетные направления деятельности Министерства высшего образования, науки и инноваций согласно приложению N 1;
Программу реорганизации организаций в системе Министерства высшего образования, науки и инноваций согласно приложению N 2;
Организационную структуру Министерства высшего образования, науки и инноваций согласно приложению N 3;
Организационную структуру Агентства инновационного развития согласно приложению N 4;
Организационную структуру Агентства по оценке знаний и квалификаций согласно приложению N 5;
"Дорожную карту" по ускорению процессов трансформации сферы высшего образования, науки и инноваций согласно приложению N 6.
2. В целях совершенствования системы высшего образования и повышения качества обучения в соответствии с международными стандартами:
направления образования бакалавриата и специальности магистратуры будут пересмотрены на основе передового зарубежного опыта и потребности в кадрах сфер и отраслей экономики;
программы высшего образования будут пересмотрены на базе ведущих высших образовательных учреждений и на основе программ зарубежных высших образовательных организаций, включенных в топ-200 рейтинга сфер образования международных организаций;
требования, предъявляемые к учебно-лабораторной базе высших образовательных учреждений, будут адаптированы к образовательным программам, научные лаборатории - к технологическим процессам в сферах и отраслях экономики;
нагрузка профессоров-преподавателей будет ориентирована на учебную и научную деятельность, учебные процессы - на развитие у студентов навыков самостоятельного обучения.
3. Одобрить предложение Министерства высшего образования, науки и инноваций о внедрении новой системы внешней оценки государственных и негосударственных образовательных организаций, осуществляющих среднее специальное, профессиональное, высшее и послевузовское образование, а также повышение квалификации и переподготовку кадров (далее - образовательные организации), в соответствии с которой:
а) отменяется порядок проведения аттестации и государственной аккредитации образовательных организаций и внедряется система проведения их комплексной и специальной государственной аккредитации. При этом:
комплексная государственная аккредитация проводится каждые 4 года на основе результатов внешней оценки образовательных организаций;
образовательным организациям, не прошедшим комплексную государственную аккредитацию, для устранения выявленных недостатков предоставляется срок до 6 месяцев;
в отношении образовательных организаций, не устранивших выявленные недостатки, выносится решение о прекращении деятельности (аннулировании лицензии) либо закрытии образовательной программы;
студентам, обучающимся в образовательных организациях, лицензия которых аннулирована, или по закрытой образовательной программе, предоставляется право перевода обучения по соответствующим и профильным направлениям образования и специальностям государственных и негосударственных образовательных организаций в установленном порядке;
специальная государственная аккредитация проводится до начала учебного процесса по образовательным программам, по которым намечается подготовка кадров;
обучение студентов и учащихся по образовательным программам, не прошедшим специальную государственную аккредитацию, не допускается;
б) внедряется практика проведения международной аккредитации образовательных программ. При этом:
Министерство высшего образования, науки и инноваций устанавливает требования, предъявляемые к международным организациям по аккредитации, признаваемым в республике, и ведет их реестр;
образовательные программы, аккредитация которых проведена международными организациями по аккредитации, включенные в указанный реестр, освобождаются от проверки в очередной комплексной государственной аккредитации;
в) высшие образовательные организации, включенные в топ-1000 действующего перечня авторитетных международных рейтинговых организаций, признаваемых Министерством высшего образования, науки и инноваций, освобождаются от очередной комплексной государственной аккредитации;
г) государственная аккредитация образовательных организаций проводится Министерством высшего образования, науки и инноваций на платной основе, плата за аккредитацию в том числе направляется на выплату заработной платы специалистам, привлеченным к аккредитации.
4. Установить порядок ведения рейтинга высших образовательных организаций, осуществляющих деятельность в республике, в соответствии с которым:
а) рейтинг ведется Министерством высшего образования, науки и инноваций без вмешательства в деятельность и образовательный процесс образовательных организаций путем получения сведений посредством информационной системы;
б) начиная с 1 января 2024 года:
рейтинг ведется по государственным и негосударственным высшим образовательным организациям;
высшие образовательные организации, занимающие первые 10 позиций рейтинга на протяжении последних пяти лет, освобождаются от очередной комплексной государственной аккредитации;
в) начиная с 1 января 2025 года:
квота на подготовку кадров на основе государственного заказа выделяется негосударственным высшим образовательным организациям согласно их позиции в рейтинге;
внедряется ведение рейтинга высших образовательных организаций в разрезе сфер образования.
5. Установить, что:
а) начиная с 2023/2024 учебного года:
при приеме учащихся в академические лицеи предварительный этап отбора на основе письменного экзамена отменяется;
показатели приема на образовательные программы колледжей и техникумов на основе государственного гранта увеличиваются в два раза;
абитуриентам при сдаче документов в высшие образовательные учреждения предоставляется право выбора приоритета "государственного гранта" либо "направления образования" и участия в конкурсе по выбранному приоритету согласно последовательности направлений образования бакалавриата;
внедряется практика защиты стартап-проектов и рационализаторских идей, соответствующих направлениям образования студентов, в качестве их выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации;
организуется оплачиваемая краткосрочная целевая производственная практика студентов высших образовательных учреждений на предприятиях отраслей экономики и финансируется за счет средств Фонда финансирования науки и поддержки инноваций;
б) начиная с 2024/2025 учебного года:
сдача вступительных экзаменов в высшие образовательные учреждения организуется по принципу "в начале тест, затем выбор", абитуриентам исходя из баллов, набранных ими по результатам тестовых испытаний, предоставляется возможность выбора высшего образовательного учреждения, направления образования и формы обучения;
сертификаты по результатам международных экзаменов по общеобразовательным предметам принимаются во внимание при приеме в государственные высшие образовательные учреждения.
При этом перечень признанных международных сертификатов утверждается решением Министерства высшего образования, науки и инноваций;
учебные программы академических лицеев, обладающих высоким потенциалом, разрабатываются на основе международных программ ("International Advanced Levels", "International Baccalaureate");
в) государственная аккредитация деятельности негосударственных образовательных организаций проводится Министерством высшего образования, науки и инноваций в рамках его полномочий в порядке уведомления уполномоченного органа.
6. Определить, что при формировании государственных научных программ внедряется следующий порядок:
а) Министерством высшего образования, науки и инноваций:
утверждается государственный заказ на научно-исследовательские работы (перечень тематических научных тем), направленные на научное решение проблем отраслей экономики и социальных сфер;
организуется научная экспертиза проектов соответствующими научно-техническими советами по направлениям науки;
утверждается окончательный перечень проектов, включаемых в государственные научные программы;
б) Агентством инновационного развития:
проводятся конкурсы в соответствии с требованиями государственного заказа на научно-исследовательские работы по утвержденным тематическим научным темам, а также организуется техническая и финансово-экономическая экспертиза научных проектов;
оформляются договоры по утвержденным проектам;
ведется промежуточный и итоговый мониторинг научных проектов;
в) проекты, включенные в государственные научные программы, финансируются за счет средств Фонда финансирования науки и поддержки инноваций на основании решения Совета науки и инноваций при Министерстве высшего образования, науки и инноваций;
г) процессы проведения конкурсов по научным проектам, реализуемым в соответствии с государственным заказом на научно-исследовательские работы, а также технической, научной и финансово-экономической экспертизы и отбора проектов осуществляются на Единой электронной интеллектуальной платформе государственных научных программ.
7. Организовать деятельность научно-технических советов по соответствующим направлениям науки при Министерстве высшего образования, науки и инноваций путем:
формирования состава научно-технических советов из 21 ученого, имеющих индекс "Хирш" в международных научных базах данных "Scopus" и "Web of Science" (за исключением сфер культуры, искусства, узбекского языка, истории), осуществляющих научно-исследовательские работы по новым научным направлениям международного уровня;
замены каждые 6 месяцев половины состава членов и полного обновления научно-технических советов в течение одного года;
внедрения практики привлечения зарубежных ученых (соотечественников) в качестве экспертов к обсуждению проектов, сформированных в рамках государственного заказа, на заседаниях научно-технических советов, а также проведения данных обсуждений в режиме онлайн.
8. Внедрить с 1 августа 2023 года порядок повышения результативности государственных научных программ, в соответствии с которым:
а) по фундаментальным проектам - в качестве соруководителей привлекаются ведущие ученые, осуществляющие деятельность в зарубежных престижных высших образовательных и научно-исследовательских организациях, добившиеся важных результатов по теме проекта, имеющие индекс "Хирш" 5 и более в международных научно-технических базах данных "Scopus" и "Web of Science";
б) по организации производства инновационной продукции на основе новых разработок:
Агентство инновационного развития определяет проекты коммерциализации и инновационный проект "спинн-офф" предприятия путем конкурса на основе потребности в инновациях (новых разработках и технологиях) отраслевых организаций;
проекты коммерциализации и инновационный проект предприятия "спин-офф", признанные победителями по результатам конкурса, финансируются за счет средств Фонда финансирования науки и поддержки инноваций;
каждый проект коммерциализации и инновационный проект "спинн-офф" предприятия, а также завершенные научные проекты, профинансированные по результатам конкурса, прикрепляются к соответствующему отраслевому предприятию в целях организации в последующем серийного промышленного производства инновационной продукции;
в) внедряется порядок финансирования краткосрочных (до 1 года) целевых практических и инновационных проектов по направлениям, требующим обеспечения оперативного научного решения (инфекционные болезни, техногенные состояния, изменения климата и природные явления, микроэлектронные технологии).
9. Уполномочить министра высшего образования, науки и инноваций:
утверждать блоки предметов, по которым сдаются тестовые испытания, соответствующие направлениям образования бакалавриата, количество тестовых заданий и критерии оценки;
определять общие требования, предъявляемые к профессиональным (творческим) экзаменам, в процессе приема в высшие образовательные учреждения республики;
утверждать перечень профильных направлений образования, разрешаемых для перевода учебы студентов и поступления в магистратуру, а также перечень национальных и международных сертификатов, определяющих уровень знания иностранных языков, признаваемых при поступлении в средние специальные, профессиональные, высшие образовательные учреждения и учреждения послевузовского обучения;
утверждать планы научных и научно-технических мероприятий, ежегодно проводимых в международном и республиканском масштабах.
10. Министерству высшего образования, науки и инноваций в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
11. Возложить на министра высшего образования, науки и инноваций Абдурахмонова И.Ю. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Абдурахманова О.К.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 03.07.2023 г. N ПП-200
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
деятельности Министерства высшего
образования, науки и инноваций
Приоритетными направлениями деятельности Министерства высшего образования, науки и инноваций являются:
а) осуществление единой государственной политики в сфере высшего и послевузовского образования, научной и инновационной деятельности, среднего специального и профессионального образования, а также определение направлений стратегического развития сфер;
б) лицензирование деятельности в сфере оказания услуг среднего специального, профессионального, высшего и послевузовского образования, а также регулирование деятельности по повышению квалификации и переподготовке кадров;
в) обеспечение качества обучения и определение нормативов организации учебного процесса в средних специальных, профессиональных и высших образовательных организациях, а также развитие профессиональных навыков у управленческих и педагогических кадров образовательных организаций на основе международных критериев;
г) усиление духовно-нравственного содержания среднего специального, профессионального и высшего образования, воспитание молодежи в духе патриотизма и преданности идеям независимости на основе уважения национальных ценностей, гуманизма и высоких духовных идей;
д) повышение эффективности научно-исследовательских работ, координация реализации государственных научных и инновационных программ, а также обеспечение интеграции образования, науки и производства;
е) развитие международных связей по реализации совместных образовательных и научных программ в сфере среднего специального, профессионального, высшего и послевузовского образования, науки и инноваций;
ж) формирование государственных научных программ и координация системы подготовки кадров с ученой степенью на основе приоритетных направлений развития науки и технологий;
з) укрепление интеграции образования, науки и производства, коммерциализация новых разработок, развитие рационализаторской деятельности и стартап-экосистемы.
к Постановлению Президента РУз
от 03.07.2023 г. N ПП-200
ПРОГРАММА
реорганизации организаций в системе
Министерства высшего образования,
науки и инноваций
N |
Действующее полное (официальное) наименование организации
|
Предлагаемое полное (официальное) наименование организации |
Правила и комментарии к деятельности реорганизуемой организации |
1. |
Территориальные управления по развитию и координации профессионального образования Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента |
Министерство высшего образования, науки и инноваций Республики Каракалпакстан, управления высшего образования, науки и инноваций областей и города Ташкента Министерства высшего образования, науки и инноваций |
На базе территориальных управлений по развитию и координации профессионального образования Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также управлений инновационного развития Республики Каракалпакстан и областей Министерства инновационного развития создается Министерство высшего образования, науки и инноваций Республики Каракалпакстан, управления высшего образования, науки и инноваций областей и города Ташкента в форме государственных учреждений.
|
Управления инновационного развития Республики Каракалпакстан и областей Министерства инновационного развития |
|||
2. |
Центр передовых технологий при Министерстве инновационного развития |
Центр передовых технологий при Министерстве высшего образования, науки и инноваций |
Центр осуществляет деятельность в качестве научного учреждения и состоит из 7 научных лабораторий: Биотехнологической, Экспериментальной биофизики, Физико-химических методов исследований, Геофизики и наноминерологии, Фудомикс-лаборатории, Клеточных технологий и "Big Data". В целях обеспечения коммерциализации научной продукции в Центре налаживается деятельность "C.A.T. Sciene Accelerator" и инкубатора.
|
3. |
Национальный офис по внедрению инноваций и трансферу технологий при Министерстве инновационного развития |
Национальный офис по внедрению инноваций и трансферу технологий при Министерстве высшего образования, науки и инноваций |
На Национальный офис по внедрению инноваций и трансферу технологий возлагаются задачи поддержки создания результатов научной деятельности, инновационных продуктов и услуг, в том числе новых устройств, материалов и технологий в реальном секторе экономики, их коммерциализации, привлечения инвестиций, а также организации форумов, международных ярмарок и выставок в данных направлениях на республиканском уровне.
|
4. |
Фонд финансирования науки и поддержки инноваций при Министерстве инновационного развития |
Фонд финансирования науки и поддержки инноваций при Министерстве высшего образования, науки и инноваций |
Фонд передается из системы Министерства инновационного развития в ведение Министерства высшего образования, науки и инноваций с сохранением действующего порядка и условий его финансирования.
|
5. |
Центр исследований развития высшего образования и внедрения передовых технологий при Министерстве высшего и среднего специального образования |
Центр исследований развития высшего образования при Министерстве высшего образования, науки и инноваций |
Центр осуществляет деятельность в форме государственного учреждения, его основная деятельность направлена на: проведение анализа учебно-методической документации, квалификационных требований и образовательных программ системы высшего образования на основе государственных образовательных стандартов; методическое обеспечение непрерывности учебного процесса в высших образовательных учреждениях; организацию анализа, подготовки и издания учебной литературы нового поколения по всем предметам, включенным в образовательные программы; ведение учета, формирование электронной базы и обеспечение высших образовательных учреждений документацией государственного образца строгой отчетности; координацию деятельности информационно-ресурсных центров высших образовательных учреждений; осуществление исследований передового зарубежного опыта развития высшего образования и популяризацию их результатов.
|
6. |
Головной научно-методический центр организации переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров системы высшего образования при Министерстве высшего и среднего специального образования |
Институт переподготовки и повышения квалификации кадров системы высшего образования при Министерстве высшего образования, науки и инноваций |
Головной научно-методический центр передается в ведение Министерства высшего образования, науки и инноваций и переименовывается в Институт переподготовки и повышения квалификации кадров системы высшего образования. Организация деятельности Института регулируется постановлением Кабинета Министров.
|
7. |
Центр содействия духовному развитию студентов и учащихся при Министерстве высшего и среднего специального образования |
Центр повышения социальной активности студентов и учащихся при Министерстве высшего образования, науки и инноваций |
Центр содействия духовному развитию студентов и учащихся передается в ведение Министерства высшего образования, науки и инноваций и переименовывается в Центр повышения социальной активности студентов и учащихся. Центр занимается стимулированием социальных проектов студентов (учащихся) высших, средних специальных и профессиональных образовательных организаций. Центр организовывает свою деятельность во взаимодействии с ответственными работниками по вопросам молодежи и духовно-просветительской работе и тьюторами, осуществляющими деятельность в высших образовательных организациях. Организация деятельности Центра регулируется постановлением Кабинета Министров.
|
8. |
Служба по учебным мастерским, техническим регламентам и метрологическому контролю при Министерстве высшего и среднего специального образования |
Центр укрепления материально-технической базы высших и профессиональных образовательных учреждений при Министерстве высшего образования, науки и инноваций |
Служба по учебным мастерским, техническим регламентам и метрологическому контролю передается в ведение Министерства высшего образования, науки и инноваций и переименовывается в Центр укрепления материально-технической базы высших и профессиональных образовательных организаций. Организация деятельности Центра регулируется постановлением Кабинета Министров. Центр занимается мониторингом состояния обеспечения высших и профессиональных образовательных учреждений инвентарем, оборудованием, транспортными средствами, мебелью и иными материальными ценностями. Центр также ведет мониторинг строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений высших и профессиональных образовательных учреждений, их подготовки к новому учебному году и осенне-зимнему сезону.
|
9. |
Институт педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессионального образования при Министерстве высшего и среднего специального образования |
Институт развития профессионального образования при Министерстве высшего образования, науки и инноваций |
Институт педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессионального образования передается в ведение Министерства высшего образования, науки и инноваций и переименовывается в Институт развития профессионального образования. Организация деятельности Института регулируется постановлением Кабинета Министров.
|
к Постановлению Президента РУз
от 03.07.2023 г. N ПП-200
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Министерства высшего образования,
науки и инноваций
|
Министерство высшего образования, науки и инноваций |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Агентство инновационного развития |
Центр исследований развития высшего образования |
Центр укрепления материально-технической базы высших и профессиональных образовательных учреждений |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Агентство по оценке знаний и квалификаций |
Образовательный центр по обучению афганских граждан |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Центр развития цифровых образовательных технологий |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Высшая аттестационная комиссия |
Институт переподготовки и повышения квалификации кадров системы высшего образования |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Институт развития профессионального образования |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Центр передовых технологий |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Центр повышения социальной активности студентов и учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Министерство высшего образования, науки и инноваций Республики Каракалпакстан, управления высшего образования, науки и инноваций областей и города Ташкента |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Национальный офис по внедрению инноваций и трансферу технологий |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Фонд развития высших образовательных учреждений |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Фонд финансирования науки и поддержки инноваций |
Государственные высшие образовательные учреждения** |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
Научно-технические советы |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ООО "Технопарк "INNO"* |
Профессиональные образовательные учреждения |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Академия молодежи |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
*) Функции акционера (участника) по государственному пакету акций (доле) осуществляются на основе доверенности Министерством высшего образования, науки и инноваций.
**) Перечень государственных высших образовательных учреждений, находящихся в введении Министерства высшего образования, науки и инноваций, утверждается Кабинетом Министров.
к Постановлению Президента РУз
от 03.07.2023 г. N ПП-200
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Агентства инновационного развития
|
Министерство высшего образования, науки и инноваций |
||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Агентство инновационного развития |
||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Молодежный центр инноваций |
Молодежные технопарки |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Международный центр молекулярной аллергологии |
Издательско-полиграфический дом инновационного развития |
|||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Центр научно-технической информации |
||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
к Постановлению Президента РУз
от 03.07.2023 г. N ПП-200
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Агентства по оценке знаний и квалификаций
|
Министерство высшего образования, науки и инноваций |
||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
Агентство по оценке знаний и квалификаций |
||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
Государственное учреждение "Научно-учебный практический центр" |
||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
Фонд развития деятельности Агентства по оценке знаний и квалификаций* |
||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
Отделы Агентства по оценке знаний и квалификаций в Республике Каракалпакстан и областях* |
||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
*) Создаются без статуса юридического лица.
к Постановлению Президента РУз
от 03.07.2023 г. N ПП-200
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по ускорению процессов трансформации сферы
высшего образования, науки и инноваций
N |
Наименование мероприятий
|
Форма реализации |
Сроки исполнения |
Источники финансирования |
Ответственные исполнители |
1. |
Внесение дополнений и изменений в Закон Республики Узбекистан "Об образовании", предусматривающих: сокращение количества уполномоченных государственных органов в сфере образования и передачу этим органам отдельных полномочий Кабинета Министров; конкретное определение полномочий институциональных структур, управляющих образовательными учреждениями; определение правил проведения комплексной и специальной государственной аккредитации государственных и негосударственных образовательных организаций, осуществляющих среднее специальное, профессиональное, высшее и послевузовское обучение, а также повышение квалификации и переподготовку кадров; определение правовых механизмов ведения мониторинга и обеспечения качества образования.
|
Проект закона Республики Узбекистан |
Сентябрь 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Министерство дошкольного и школьного образования |
2. |
Утверждение порядка проведения комплексной и специальной государственной аккредитации государственных и негосударственных образовательных организаций, осуществляющих среднее специальное, профессиональное, высшее и послевузовское образование, а также повышение квалификации и переподготовку кадров.
|
Проект постановления Кабинета Министров |
Октябрь 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Министерство юстиции, заинтересованные министерства и ведомства |
3. |
Объявление конкурса на научные проекты по пересмотру путем проведения критического анализа Классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих, а также Классификатора направлений и специальностей высшего образования на основе передового зарубежного опыта, потребностей сфер и отраслей экономики в кадрах. |
Объявление о проведении конкурса |
Июль 2023 года |
Средства Фонда финансирования науки и поддержки инноваций |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Министерство экономики и финансов, Министерство занятости и сокращения бедности |
Переутверждение Классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих, а также Классификатора направлений и специальностей высшего образования на основе предложений научных проектов.
|
Проекты ведомственных нормативно-правовых актов |
Февраль 2024 года |
|||
4. |
Пересмотр и определение порядков приема на учебу, перевода, восстановления и отчисления, а также организации академической мобильности студентов высших образовательных учреждений.
|
Проект постановления Кабинета Министров |
Февраль 2024 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Республиканский совет высшего образования |
5. |
Разработка проекта нормативно-правового акта по созданию единой интегрированной цифровой экосистемы в сфере высшего, среднего специального и профессионального образования, науки и инноваций, предусматривающего: ведение мониторинга качества высшего, профессионального и среднего специального образования, внедрение информационной системы "риск-анализа"; осуществление процессов приема в государственные образовательные организации посредством единой платформы, а также создание единого реестра документов о получении образования, предоставляемых образовательными организациями; полный перевод в онлайн-формат услуг, оказываемых учащимся и студентам на договорной основе; проведение конкурсов по фундаментальным, прикладным, инновационным и стартап-проектам, реализуемым по государственному заказу, проведение их технической, научной и финансово-экономической экспертизы, а также цифровизация процессов их отбора.
|
Проект постановления Президента Республики Узбекистан |
Сентябрь 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Министерство цифровых технологий, Агентство стратегических реформ, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения |
6. |
Пересмотр национальных программ высшего образования на базе ведущих высших образовательных учреждений и на основе программ зарубежных высших образовательных организаций, включенных в топ-200 рейтинга сфер образования международных организаций. |
На основе плана-графика |
Утверждение - сентябрь 2023 года Реализация - 2023-2030 годы
|
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, заинтересованные министерства и ведомства |
7. |
Пересмотр системы ведения рейтинга высших образовательных организаций, осуществляющих деятельность в республике, на основе системы оценки международных рейтинговых организаций.
|
Проект постановления Кабинета Министров |
Октябрь 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Республиканский совет высшего образования |
8. |
Организация краткосрочной целевой производственной практики студентов высших образовательных организаций на предприятиях отраслей экономики на основе механизма "оплачиваемой практики" (internship).
|
Проект постановления Кабинета Министров |
Ноябрь 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Республиканский совет высшего образования |
9. |
Совершенствование деятельности Центра повышения социальной активности студентов и учащихся при Министерстве высшего образования, науки и инноваций.
|
Проект нормативно-правового акта |
Сентябрь 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций |
10. |
Предоставление ректорам (директорам) высших образовательных учреждений полномочия на введение должностей "Ассистент по учебной работе" и "Ассистент по исследовательской работе" в целях повышения эффективности учебной и научной деятельности профессоров, а также профессионального мастерства и ответственности молодых кадров государственных высших образовательных учреждений.
|
Практические меры |
Август 2023 года |
Внебюджетные средства высших образовательных учреждений |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие образовательные учреждения |
11. |
Организация чтения лекций по образовательной и научной тематике руководством высших образовательных учреждений, получение ими звания почетного профессора зарубежных высших образовательных организаций, а также стимулирование наращивания академической активности руководства высших образовательных учреждений путем обеспечения их активного участия в академических выборах.
|
Практические меры |
Сентябрь 2023 года |
Внебюджетные средства высших образовательных учреждений |
Министерство высшего образования, науки и инноваций |
12. |
Проведение инвентаризации и пересмотр нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность академических лицеев. При этом предусматривается: определение порядка приема на учебу, перевода, восстановления и отчисления учащихся; утверждение диплома государственного образца выпускников лицеев в электронной форме, утверждаемого электронной цифровой подписью с нанесением QR-кода; дальнейшее повышение качества и эффективности обучения, пересмотр временных нормативов рабочей деятельности педагогических работников.
|
Проект нормативно-правового акта |
Ноябрь 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, министерства и ведомства, имеющие в своем ведении академические лицеи |
13. |
Обеспечение оснащения современным учебно-лабораторным оборудованием, используемым при проведении международных предметных олимпиад (по химии, биологии, физике), учебно-лабораторных кабинетов по одному академическому лицею в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте в целях дальнейшего улучшения положительных результатов учащихся академических лицеев на международных предметных олимпиадах.
|
Практические меры |
Декабрь 2023 года |
В рамках бюджетных средств, выделенных Министерству высшего образования, науки и инноваций |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Министерство экономики и финансов |
14. |
Создание и оснащение Национальной молодежной лаборатории в Навоийской области по производству мини-контролеров, датчиков и сенсоров для создания запасных частей роботов.
|
Практические меры |
Декабрь 2023 года |
За счет средств инициаторов |
Хокимият Навоийской области, Агентство инновационного развития, Агентство по делам молодежи
|
15. |
Выделение Агентству по оценке знаний и квалификаций на праве постоянного пользования земельных площадей под строительство типовых павильонов большой вместимости, предназначенных для проведения тестовых испытаний по приему в образовательные учреждения в течение года.
|
Практические меры |
Август 2023 года |
- |
Хокимияты города Ташкента, Ташкентской, Ферганской и Навоийской областей, Агентство по оценке знаний и квалификаций |
16. |
Внедрение в информационной системе УзАСБО функции, предоставляющей право на внесение соответствующих изменений в сметы доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным средствам образовательных учреждений в системе Министерства высшего образования, науки и инноваций, утвержденные на финансовый год.
|
Практические меры |
Август 2023 года |
- |
Министерство экономики и финансов, Министерство высшего образования, науки и инноваций |
17. |
Перечисление в Фонд развития высших образовательных учреждений Министерства высшего образования, науки и инноваций средств, поступивших от оказания услуг в сфере высшего, профессионального и среднего специального образования, а также повышения квалификации и переподготовки кадров, поступивших во Внебюджетный фонд развития Государственной инспекции по контролю за качеством образования при Кабинете Министров, деятельность которой прекращена. Также передача Министерству высшего образования, науки и инноваций материальных ценностей и оборудования, переданных Инспекции в рамках международных проектов в сфере среднего специального, профессионального и высшего образования, в том числе проекта "Укрепление материально-технической базы высших образовательных учреждений" с участием Всемирного банка.
|
Практические меры |
Июль 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Министерство экономики и финансов |
18. |
Разработка предложений о создании Ассоциации зарубежных и негосударственных высших образовательных организаций по защите их прав и интересов, организации эффективной деятельности совместно с Министерством высшего образования, науки и инноваций.
|
Практические меры |
Сентябрь 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, заинтересованные министерства и ведомства |
19. |
Внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложений по приему на послевузовское обучение, подготовке и защите диссертаций, повышению результативности научных исследований, а также объединению существующих разрозненных информационных систем с изучением передового зарубежного опыта.
|
Практические меры |
Ноябрь 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Агентство стратегических реформ |
20. |
В рамках международного научного сотрудничества: ориентация на решение имеющихся в отраслях экономики проблем новых научных разработок и технологий, созданных в рамках 130 международных совместных научных проектов, реализуемых в сотрудничестве с авторитетными университетами и научными центрами таких государств, как Япония, Германия, Китай, Венгрия и Беларусь; |
Практические меры |
Сентябрь 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Академия наук, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства |
формирование перечня совместных научных проектов в сотрудничестве с зарубежными государствами по результатам конкурсов, проводимых по приоритетным направлениям мировой науки.
|
Объявление совместных конкурсов с зарубежными партнерами |
Декабрь 2023 года |
Средства, выделенные для государственных научных программ |
||
21. |
В целях повышения качества осуществляемых в республике научно-исследовательских работ, введения норм научной этики внедрение информационной системы по выявлению плагиата в сфере научной издательской деятельности. При этом осуществление Министерством высшего образования, науки и инноваций: налаживания координации деятельности всех научных журналов республики, разработки и внедрения общих технических требований к содержанию и качеству публикуемых в них научных статей; внедрения системы выявления плагиата в научной издательской деятельности, в том числе в процессе подготовки магистерских диссертаций, диссертаций докторов философии (PhD) и докторов наук (DSc), научных монографий, учебных пособий и учебников, публикации статей в научных журналах.
|
Организационные меры |
Январь 2024 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Академия наук, Министерство цифровых технологий, заинтересованные министерства и ведомства |
22. |
Внедрение системы финансирования инновационных проектов на основе партнерства. |
Практические меры |
Сентябрь 2024 года |
За счет средств инициаторов |
Агентство инновационного развития, Министерство инвестиций, промышленности и торговли
|
23. |
Внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложений с изучением международного опыта о развитии интеграции науки и образования, активное привлечение молодежи в научные организации Академии наук, широком привлечении работников научных организаций в учебный процесс.
|
Практические меры |
Октябрь 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Академия наук |
24. |
Создание единой централизованной базы оборудования всех научных лабораторий научных организаций и высших образовательных учреждений республики.
|
Практические меры |
Сентябрь 2024 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Академия наук |
25. |
Внедрение системы приема учащихся в профессиональные образовательные учреждения на дуальную форму обучения в течение года по заказам предприятий и организаций. |
Проект нормативно-правового акта |
Сентябрь 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Торгово-промышленная палата
|
26. |
Организация приема на учебу в профессиональные школы лиц с ограниченными возможностями, окончивших в предыдущие годы общие средние образовательные организации. |
Практические меры |
Август 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Национальное агентство социальной защиты
|
27. |
Критический пересмотр состава административно-управленческого персонала подведомственных организаций, входящих в организационную структуру Министерства высшего образования, науки и инноваций (за исключением государственных высших, средних специальных и профессиональных образовательных учреждений), а также привлечение в подведомственные организации высококвалифицированных, добросовестных и инициативных кадров.
|
Практические меры |
Октябрь 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций |
28. |
Размещение территориальных структурных подразделений Министерства высшего образования, науки и инноваций, а также Агентства по оценке знаний и квалификаций в зданиях со всеми необходимыми условиями на основе права безвозмездного пользования.
|
Практические меры |
Июль 2023 года |
- |
Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей, Министерство высшего образования, науки и инноваций |
29. |
Разработка и внесение в Кабинет Министров обоснованных предложений по определению трудового статуса магистров и бакалавров. |
Практические меры |
Сентябрь 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Министерство занятости и сокращения бедности
|
30. |
Реорганизация Общества с ограниченной ответственностью "Инновационный учебно-производственный технопарк "Inno" путем присоединения к нему Государственного унитарного предприятия "Дирекция инновационного технопарка "Яшнабад". При этом: определить Общество с ограниченной ответственностью "Инновационный учебно-производственный технопарк "Inno" правопреемником по всем правам и обязательствам Государственного унитарного предприятия "Дирекция инновационного технопарка "Яшнабад"; передать Обществу с ограниченной ответственностью "Инновационный учебно-производственный технопарк "Inno" здания и сооружения Государственного унитарного предприятия "Дирекция инновационного технопарка "Яшнабад", расположенные по адресу: город Ташкент, Яшнабадский район, улица Мажнунтол, дом 5, а также принадлежащие этому предприятию основные средства за счет увеличения государственной доли в уставном фонде.
|
Проект нормативно-правового акта |
Октябрь 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций |
31. |
Пересмотр учебно-методической документации и педагогической нагрузки педагогических работников профессиональных образовательных учреждений. Внедрение кредитно-модульной системы в процессы повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников системы профессионального образования.
|
Проект нормативно-правового акта |
Сентябрь 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций |
32. |
Создание условий для лиц, получающих инклюзивное образование, повышение грамотности лиц с нарушениями зрения, слуха и речи, а также совершенствование системы подготовки сурдопереводчиков.
|
Практические меры |
Сентябрь 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Национальное агентство социальной защиты |
33. |
Установление сотрудничества с "Times Higher Education" и "Quacquarelli Symonds", определяющими рейтинги университетов, а также компанией "Elsevier", имеющей обширную базу научно-технической информации, в целях повышения эффективности научных изысканий в сфере высшего образования и науки, обеспечения признания их результатов на международном уровне. |
Практические меры |
2023-2026 годы |
Средства Фонда развития высших образовательных учреждений и внебюджетные средства высших образовательных учреждений
|
Министерство высшего образования, науки и инноваций |
34. |
Покрытие за счет средств Государственного бюджета следующих расходов профессиональных образовательных учреждений по: обеспечению профессиональных образовательных учреждений учебной литературой, дипломами, сертификатами, свидетельствами, а также документами и журналами групп установленного образца; выплате заработной платы и приравненных к ней платежей управленческому, техническому, обслуживающему и учебно-вспомогательному персоналу колледжей и техникумов (за исключением мастеров производственного обучения); обеспечению колледжей и техникумов расходными материалами и горюче-смазочными материалами, а также покрытию их расходов за коммунальные услуги.
|
Практические меры |
С июля 2023 года |
Средства Государственного бюджета |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Министерство экономики и финансов |
35. |
Прием учащихся в техникумы для обучения профессиям и специальностям в таких направлениях, как "сельское хозяйство", "туризм", "ирригация и мелиорация", "сервис" и "ветеринария", по программам среднего специального профессионального образования полностью на основе государственного гранта. Также выделение для обучения на основе государственного гранта не менее 50 процентов показателей общего приема на профессии и специальности в таких направлениях, как "инженерия", "производство" и "переработка".
|
Утверждение параметров приема |
С 2023/2024 учебного года |
Средства Государственного бюджета |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Министерство экономики и финансов |
36. |
Установление системы оплаты ежемесячной надбавки в размере 50 процентов к базовой тарифной ставке учителям общеобразовательных предметов профессиональных образовательных учреждений, имеющим национальный или соответствующий ему международный сертификат уровня не ниже С1.
|
Совместное решение |
С 2023/2024 учебного года |
Средства Государственного бюджета |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Министерство экономики и финансов |
37. |
Размещение Центра исследований развития высшего образования, Института развития профессионального образования, Центра укрепления материально-технической базы высших и профессиональных образовательных учреждений, Издательско-полиграфического дома инновационного развития, Управления высшего образования, науки и инноваций города Ташкента по адресу: город Ташкент, Алмазарский район, улица 2-й Чимбой, дом 96. При этом: расходы на содержание зданий и сооружений по адресу улица 2-й Чимбой, дом 96 финансируются за счет средств, выделяемых из Государственного бюджета Институту развития профессионального образования, а также другие организации и учреждения размещаются на основе права безвозмездного пользования; здания и сооружения с прилегающей территорией Центра исследований развития высшего образования (Алмазарский район, улица Шифонур, дом 75) и Института развития профессионального образования (Алмазарский район, улица Зиё, дом 76) передаются на основе права оперативного управления соответственно Ташкентскому государственному техническому университету и Национальному университету Узбекистана для организации мест проживания студентов.
|
Практические меры |
Август 2023 года |
- |
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Агентство по управлению государственными активами, хокимият города Ташкента |
Примечание. Исходя из предмета регулирования проекты нормативно-правовых актов могут пересматриваться или объединяться в единый документ. При объединении двух и более пунктов сроком исполнения определяется наиболее поздний срок, установленный для их исполнения.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 4 июля 2023 г.