Практическая Бухгалтерия
Нормативно-правовые акты / Предпринимательство / Защита прав потребителей /Указ Президента Республики Узбекистан от 06.07.2023 г. N УП-108 "О мерах по эффективной организации государственного управления в сфере развития конкуренции и защиты прав потребителей в рамках административных реформ"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
06.07.2023 г.
N УП-108
О МЕРАХ
ПО ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ
РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ И ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РАМКАХ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ
В целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 25 января 2023 года N УП-14 "О первоочередных организационных мерах по эффективному налаживанию деятельности республиканских органов исполнительной власти":
1. Утвердить:
приоритетные направления деятельности Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей согласно приложению N 1;
организационную структуру Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей согласно приложению N 2;
"Дорожную карту" по углублению реформ в сфере развития конкуренции и защиты прав потребителей и совершенствованию деятельности системы согласно приложению N 3;
Перечень функций Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей, передаваемых частному сектору, согласно приложению N 4.
2. Установить, что Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей (далее - Комитет по конкуренции):
является республиканским антимонопольным органом, который в своей деятельности подотчетен непосредственно Президенту Республики Узбекистан и Сенату Олий Мажлиса и ежегодно представляет отчет о состоянии конкурентной среды в экономике и защите прав потребителей;
реализует свои полномочия независимо от государственных органов и организаций.
В отношении работников Комитета по конкуренции сохраняются условия оплаты труда, предусмотренные для работников реорганизованного Антимонопольного комитета.
3. Установить порядок, в соответствии с которым:
а) начиная с 1 октября 2023 года:
внедряется реестр (перечень) хозяйствующих субъектов, которым предоставлены эксклюзивные права, ведение которого и контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами условий недопущения дискриминации возлагается на Комитет по конкуренции;
Комитет по конкуренции определяет субъекты, имеющие возможность одностороннего влияния на определение условий сделки, территории и цены реализации товаров (превосходную переговорную силу) и запрещает злоупотребление ими превосходной переговорной силой;
юридическое или физическое лицо, заключившее антиконкурентное соглашение или совершившее взаимно скоординированное действие и первым добровольно сообщившее об этом в Комитет по конкуренции, освобождается от ответственности, установленной законодательными актами о конкуренции;
государственные органы в обязательном порядке вносят в Комитет по конкуренции проекты нормативно-правовых актов, предусматривающих предоставление государственной помощи, для оценки их влияния на конкурентную среду;
хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных, финансовых и цифровых рынках, размещают на своих официальных веб-сайтах типовые договора (оферты) по монопольным видам реализуемых товаров (работ, услуг). При этом Комитет по конкуренции проводит изучение этих договоров на предмет случаев включения в них условий, приводящих к ограничению конкуренции и (или) ущемлению прав и интересов потребителей, иных хозяйствующих субъектов на постоянной основе;
при осуществлении деятельности в сфере естественных монополий хозяйствующими субъектами, основной деятельностью которых не является производство товаров или оказание услуг в условиях естественной монополии, они не считаются субъектами естественной монополии. При этом при необоснованном повышении либо неправильном применении цен (тарифов), ущемлении прав и интересов предпринимателей и потребителей к данным хозяйствующим субъектам применяются требования законодательных актов о конкуренции;
б) в целях предупреждения конфликта интересов работники Комитета по конкуренции не включаются в состав конкурсных (тендерных) комиссий в государственных закупках, в том числе осуществляемых за счет средств международных финансовых институтов, а также в сферах государственно-частного партнерства и передачи в доверительное управление;
в) при пресечении антиконкурентных действий внедряется порядок осуществления профилактических и разъяснительных мероприятий без применения мер ответственности в отношении субъектов предпринимательства, впервые совершивших правонарушения в случаях, имеющих низкую степень экономического воздействия;
г) Комитетом по конкуренции реализуется проект "Мы вас слушаем", в рамках которого внедряется система ежеквартального проведения встреч с предпринимателями и иностранными инвесторами, разработки и реализации предложений по устранению факторов, препятствующих конкуренции, в не менее чем одной отрасли;
д) внедряется система поддержки общественного контроля в сфере развития конкуренции и защиты прав потребителей путем поощрения инициатив, оказания содействия деятельности негосударственных некоммерческих организаций, их методологической поддержки, предоставления им технического содействия, повышения квалификации и правовых знаний их работников.
4. Комитету по конкуренции (Шарахметов Ш.):
а) в месячный срок внедрить систему, предусматривающую:
проведение фундаментальных научно-практических исследований по вопросам конкурентной политики и защиты прав потребителей, обеспечение внедрения и гармонизации с национальной системой зарубежного опыта в сфере конкуренции;
подготовку предложений и программ по кардинальному реформированию сфер естественных монополий, экономический анализ и разработку стратегических программ по регулированию монополий и развитию конкурентной среды;
регулярное повышение квалификации и потенциала кадров, в том числе работников Комитета по конкуренции, других государственных органов и организаций с привлечением зарубежных экспертов и специалистов высших образовательных организаций республики в области развития конкуренции и защиты прав потребителей;
б) до 1 сентября 2023 года совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в установленном порядке внести проекты нормативно-правовых актов по внедрению действенных механизмов сокращения негативного воздействия на конкуренцию хозяйствующих субъектов. При этом принять во внимание:
введение правил недискриминации прав и законных интересов других лиц со стороны хозяйствующих субъектов, которым предоставлены эксклюзивные права;
установление порядка выдачи предупреждения и разъяснения по случаям, имеющим низкую степень экономического воздействия, при пресечении антиконкурентных действий;
введение правил, направленных на ограничение негативного воздействия на конкуренцию объединений юридических лиц на рынке, при регулировании отраслей;
в) до 1 октября 2023 года совместно с Агентством по противодействию коррупции (Бурханов А.) и иными министерствами и ведомствами разработать и внедрить в практику действенные механизмы недопущения случаев коррупции и их ранней "диагностики", выявления и устранения факторов, порождающих коррупцию, в системе Комитета по конкуренции;
г) до 20 декабря 2023 года совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:
внести в установленном порядке проект постановления Кабинета Министров по регулированию деятельности естественных монополий посредством независимых регуляторов с проведением анализа реализуемых проектов, а также оптимизации актов законодательства, регулирующих тарифы естественных монополий, с проведением их полной инвентаризации;
разработать информационную систему и мобильное приложение "Информация о товаре", предоставляющие возможность потребителям получить в режиме онлайн сведения о товарах (работах и услугах), находящихся в обращении на потребительском рынке страны, а также принять меры по поэтапной интеграции с информационными системами государственных органов и электронного правительства;
д) обеспечить направление специалистов Комитета по конкуренции и организаций его системы, а также работников других государственных органов и организаций на краткосрочные и долгосрочные учебные курсы в области противодействия монополии и развития конкуренции в передовые зарубежные государства для обучения и обмена опытом.
5. Одобрить предложение Комитета по конкуренции и Министерства экономики и финансов о поэтапном внедрении института независимых рыночных регуляторов в сферах, связанных с инфраструктурой отраслей и естественными монополиями, в том числе электрической энергией, природным газом, железными дорогами, гражданской авиацией, услугами аэропортов, автомобильными дорогами и телекоммуникациями.
Определить, что до 1 января 2025 года функции Комитета по конкуренции по регулированию и контролю тарифов субъектов естественной монополии поэтапно передаются создаваемым независимым рыночным регуляторам.
6. Установить, что Фонд содействия развитию конкуренции осуществляет свою деятельность в качестве внебюджетного фонда без статуса юридического лица с сохранением действующего порядка формирования и использования его средств.
7. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 5.
8. Комитету по конкуренции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
9. Возложить на председателя Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Шарахметова Ш.Ш. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Умурзакова С.У.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 06.07.2023 г. N УП-108
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
деятельности Комитета по развитию конкуренции
и защите прав потребителей
Приоритетными направлениями деятельности Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей являются:
а) обеспечение конкуренции, регулирование деятельности товарно-сырьевых бирж, осуществление единой государственной политики в сфере защиты прав потребителей и рекламы, координация деятельности государственных органов в данном направлении, а также ведение контроля за соблюдением законодательства в данных сферах;
б) обеспечение конкурентной среды на товарных, финансовых и цифровых рынках, выявление и пресечение фактов "картельных" соглашений и сговоров, практики недобросовестной конкуренции;
в) противодействие монополиям, пресечение злоупотребления своим положением и антиконкурентных действий со стороны хозяйствующих субъектов, имеющих доминирующее положение, включая субъектов естественной монополии;
г) оценка воздействия на конкуренцию нормативно-правовых актов и их проектов, недопущение принятия решений и совершения действий, ограничивающих конкуренцию, республиканскими органами исполнительной власти и органами исполнительной власти на местах;
д) антимонопольное регулирование конкурсных (тендерных) торгов, экономической концентрации и государственной помощи;
е) регулирование деятельности товарно-сырьевых бирж и их членов, а также торгов товарными деривативами;
ж) принятие мер против необоснованного повышения цен на основные потребительские, монопольные и высоколиквидные товары;
з) разработка комплексных программ в сфере, поддержка негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, осуществляющих деятельность в направлении развития конкуренции, защиты прав потребителей и рекламы;
и) налаживание и укрепление международного сотрудничества, представление предложений по подготовке, заключению и исполнению международных договоров в сферах развития конкуренции, защиты прав потребителей и рекламы.
к Указу Президента РУз
от 06.07.2023 г. N УП-108
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Комитета по развитию конкуренции
и защите прав потребителей
|
|
|
|
|
|
|
|