Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Отдельные отрасли экономики/ Топливно-энергетический комплекс/ Цены на энергоресурсы/ Указ Президента Республики Узбекистан от 28.09.2023 г. N УП-166 "О мерах по проведению очередного этапа реформирования сферы энергетики"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
28.09.2023 г.
N УП-166
О МЕРАХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ОЧЕРЕДНОГО ЭТАПА РЕФОРМИРОВАНИЯ
СФЕРЫ ЭНЕРГЕТИКИ
В последние годы осуществлены широкомасштабные реформы по ускоренному развитию, повышению инвестиционной привлекательности всех отраслей экономики, созданию благоприятных условий для роста деловой активности населения, а также расширению отраслей производства и оказания услуг, улучшению социальной сферы и повышению уровня жизни населения.
В целях создания благоприятных условий для развития здоровой конкурентной среды и увеличения притока иностранных и частных инвестиций в сферу энергетики, а также образования оптового и розничного рынков электроэнергии, основанных на внедрении свободных и прозрачных механизмов ценообразования:
1. Утвердить:
а) Концепцию поэтапного перехода на механизмы оптового и розничного рынков электроэнергии на 2023-2030 годы согласно приложению N 1, основанную на нижеследующих подходах:
поэтапное формирование основанных на конкуренции оптового и розничного рынков электроэнергии;
повышение инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли и создание условий для широкого привлечения частного сектора в данную сферу;
обеспечение непрерывности и устойчивости обеспечения электроэнергией, а также повышение качества услуг, оказываемых потребителям;
внедрение механизмов социальной защиты при определении тарифов на электроэнергию для населения, а также обеспечение до 2035 года реализации электроэнергии населению на основе единой ценовой политики во всех регионах республики;
предоставление населению и субъектам предпринимательства права на свободный выбор поставщиков электрической энергии;
обеспечение свободного формирования цен на оптовом рынке электроэнергии исходя из спроса и предложения, организация ежедневной реализации электроэнергии, а также осуществление всех операций по закупке и реализации посредством торговой онлайн-платформы;
расширение масштаба производства зеленой энергии за счет широкого задействования потенциала возобновляемых источников энергии;
б) "Дорожную карту" по реализации в 2023-2024 годах Концепции поэтапного перехода на механизмы оптового и розничного рынков электроэнергии на 2023-2030 годы согласно приложению N 2*.
При этом:
переход от одного этапа к следующему этапу формирования основанных на конкуренции механизмов оптового и розничного рынков электроэнергии осуществляется после полного выполнения условий, определенных Концепцией поэтапного перехода на механизмы оптового и розничного рынков электроэнергии на 2023-2030 годы;
Кабинету Министров начиная с 2024 года ежегодно в срок до 1 декабря принимать на следующий год Программу практических мер по реализации Концепции поэтапного перехода на механизмы оптового и розничного рынков электроэнергии на 2023-2030 годы.
2. Согласиться с предложениями Министерства энергетики и Министерства экономики и финансов, предусматривающими:
образование Акционерного общества "Узэнергосотиш" (далее - АО "Узэнергосотиш"), выполняющего функцию централизованной закупки и сбыта электрической энергии;
определение АО "Национальные электрические сети Узбекистана" оператором единой магистральной системы передачи электроэнергии, специализированным на транспортировке и транзите электрической энергии.
3. Установить, что:
с 1 июля 2024 года функции централизованной закупки и сбыта электрической энергии осуществляются в полном объеме - АО "Узэнергосотиш", функции эксплуатации магистральных электрических сетей - АО "Национальные электрические сети Узбекистана";
с 1 января 2025 года обязательства АО "Национальные электрические сети Узбекистана" по договорам экспорта и импорта электроэнергии, а также соглашениям о закупке электроэнергии, подписанным с частными электростанциями, полностью переходят АО "Узэнергосотиш".
4. Определить:
а) основными задачами АО "Узэнергосотиш":
на начальном этапе в период перехода на механизмы основанного на конкуренции оптового рынка электроэнергии - закупку у производителей электрической энергии и сбыт электроэнергии территориальным предприятиям электрических сетей и крупным потребителям по установленным тарифам;
на следующем этапе - сбыт электрической энергии посредством торговой онлайн-платформы по свободным ценам, формирующимся исходя из спроса и предложения;
осуществление операций экспорта и импорта электроэнергии на основании договоров;
б) основными задачами АО "Национальные электрические сети Узбекистана":
обеспечение надежного функционирования в режиме реального времени и устойчивости единой электроэнергетической системы;
оказание услуг передачи электроэнергии по магистральным электрическим сетям на основе утвержденных тарифов;
развитие магистральных электрических сетей на основе утвержденных программ;
обеспечение стабильной интеграции с энергетическими системами соседних стран и управление режимами параллельного функционирования.
5. На основании предложений Министерства энергетики, Министерства экономики и финансов, Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей образовать регулятор рынка энергетики - Агентство по развитию и регулированию рынка энергетики Республики Узбекистан (далее - Агентство).
Определить основными задачами Агентства:
обеспечение поэтапного создания основанных на конкуренции оптового и розничного рынков электроэнергии;
поддержку конкуренции на рынке электроэнергии, обеспечение привлекательности рынка и соразмерности спроса и предложения;
установление государственного контроля за соблюдением законоположений, обеспечивающих всем участникам равные права и прозрачность, основанных на конкуренции оптового и розничного рынков электроэнергии;
лицензирование деятельности участников, основанной на конкуренции оптового и розничного рынков электроэнергии, а также осуществление контроля за соблюдением ими условий лицензии;
утверждение размеров соответствующих тарифов и платежей за передачу и распределение начиная с 2026 года электрической энергии, а также в иных необходимых случаях;
утверждение нормативов допустимых технологических потерь электроэнергии в магистральных и распределительных электрических сетях при передаче и распределении электроэнергии;
формирование и участие в реализации долгосрочной инвестиционной политики, направленной на планирование увеличения объемов производства и создание инфраструктуры, исходя из конъюнктуры рынка и потребности в энергоресурсах;
разработку механизмов, стимулирующих приобретение отечественных товаров и услуг, при выполнении строительных и ремонтных работ в сфере энергетики.
Установить, что Агентство в своей деятельности подчиняется Кабинету Министров, исполнение решений, принятых им в рамках своих полномочий, является обязательным для министерств, ведомств, органов государственной власти на местах, иных организаций, а также должностных лиц и граждан.
6. Агентству совместно с Министерством энергетики, Министерством экономики и финансов, Министерством юстиции внести в Кабинет Министров:
в срок до 1 января 2024 года - Положение об Агентстве по развитию и регулированию рынка энергетики Республики Узбекистан;
в срок до 1 марта 2024 года - пакет нормативно-правовых актов, предусматривающих законоположения, основанные на конкуренции оптового и розничного рынков электроэнергии, а также порядок лицензирования деятельности участников этих рынков.
7. Министерству энергетики, Министерству инвестиций, промышленности и торговли, а также АО "Национальные электрические сети Узбекистана" в срок до 1 января 2025 года обеспечить переоформление на АО "Узэнергосотиш" договоров экспорта и импорта электроэнергии, а также соглашений о закупке электроэнергии, подписанных с частными электростанциями, АО "Национальные электрические сети Узбекистана".
8. Министерству инвестиций, промышленности и торговли, а также Министерству экономики и финансов в срок до 1 января 2025 года внести соответствующие изменения в инвестиционные договора, подписанные с инвесторами частных электростанций, а также соглашения о государственной поддержке.
Принять во внимание оставление за АО "Национальные электрические сети Узбекистана" обязательств по выполнению АО "Национальные электрические сети Узбекистана" функций оператора сети, предусмотренных договорами и соглашениями, указанными в абзаце первом настоящего пункта.
9. Межведомственной тарифной комиссии при Кабинете Министров:
совместно с Агентством в срок до 1 февраля 2024 года разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров новую методологию формирования тарифов на электрическую энергию с привлечением международных экспертов при техническом содействии международных финансовых институтов;
в срок до 1 мая 2024 года утвердить тарифы АО "Национальные электрические сети Узбекистана" по передаче электроэнергии по магистральным электрическим сетям, сбыту и закупке электроэнергии для АО "Узэнергосотиш", а также новый порядок распределения средств, поступающих за электроэнергию.
10. Определить, что:
а) штатные единицы АО "Узэнергосотиш" формируются в первую очередь за счет сокращения соответствующих штатных единиц АО "Национальные электрические сети Узбекистана", связанных с торговлей электроэнергией;
б) АО "Узэнергосотиш" размещается по адресу: город Ташкент, улица Осиё, дом 42;
в) единственным акционером АО "Узэнергосотиш" является Министерство экономики и финансов;
г) предельная штатная численность Агентства составляет 30 человек, из них:
10 штатных единиц формируются за счет соразмерного сокращения штатных единиц Агентства по развитию атомной энергетики и ГУП "Дирекция по строительству атомной электростанции" при нем;
20 штатных единиц формируются за счет поэтапной передачи до 1 декабря 2023 года Агентству штатных единиц соответствующих министерств и ведомств, на которые было возложено выполнение функций, передаваемых Агентству;
д) деятельность Агентства финансируется за счет средств Государственного бюджета, лицензирования, осуществления разрешительных и уведомительных процедур, поступлений от штрафов, применяемых в соответствии с законодательством, а также иных источников, не запрещенных законодательством;
е) расходы Агентства в 2023 году финансируются за счет средств Государственного бюджета на основании сметы расходов, утвержденной Министерством экономики и финансов.
11. Кабинету Министров обеспечить:
а) в двухмесячный срок:
формирование уставных капиталов, утверждение учредительной документации и организационных структур АО "Узэнергосотиш" и АО "Национальные электрические сети Узбекистана";
образование органов управления АО "Узэнергосотиш";
привлечение на руководящие должности в АО "Узэнергосотиш" высококвалифицированных специалистов, включая зарубежных, обладающих необходимым опытом и практическими навыками;
внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан проекта постановления Президента Республики Узбекистан об организации деятельности Агентства;
б) утверждение до 1 апреля 2024 года порядка распределения и источников погашения имеющейся задолженности (в том числе задолженности, образовавшейся за счет отрицательной разницы между закупочной ценой и ценой сбыта электроэнергии) АО "Национальные электрические сети Узбекистана" по закупке и сбыту электроэнергии.
12. Установить, что имущество, имущественные права, стоимость акций и долей в уставных капиталах акционерных обществ и Агентства, передаваемых в соответствии с настоящим Указом от одной организации другой, включая процессы их реорганизации и ликвидации, не являются объектами налогообложения по всем видам налогообложения.
13. Заместителю Премьер-министра Кучкарову Д.А.:
образовать постоянную рабочую группу, организовать координацию и ведение мониторинга реализации реформ в сфере энергетики, в том числе Концепции поэтапного перехода на механизмы оптового и розничного рынков электроэнергии на 2023-2030 годы;
ежемесячно вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан информацию о результатах проводимых работ.
14. Министерству энергетики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
15. Возложить на заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А. и министра энергетики Мирзамахмудова Ж.Т. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
*) Приложение N 2 приводятся на узбекском языке.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 октября 2023 г.