ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

2023 год /

Обзор нового в законодательстве (за период с 28 октября по 3 ноября 2023 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБЗОР

НОВОГО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

                

(за период с 28 октября по 3 ноября 2023 г.)

           

Как выявлять коррупциогенные факторы в НПА

          

Утвержден регламент признания лиц безработными

             

Как будут реформировать сферу питьевого водоснабжения

         

Потерпевшим и свидетелям за участие в действиях

компенсируют расходы

          

Пенсии по возрасту будут назначаться в проактивной форме

          

Устанавливается ответственность за пропаганду дискриминации

по признаку пола

        

Все земли будут учитываться в АИС "Yer hisobot"

         

Увеличен лимит вывоза ювелирных изделий

          

Информация о продаваемых объектах госсобственности

будет размещаться на специальном портале

          

Индекс развития конкуренции будет публиковаться в СМИ

          

Как планируют проводить правовые эксперименты

          

Сформирован единый реестр госуслуг

          

Упрощена процедура регистрации IМЕI-кодов

         

Компенсация при покупке участка - через центры "Инсон"

         

Какие теплицы обеспечат природным газом



Принят Приказ министра юстиции Республики Узбекистан "Об утверждении методики выявления коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах и их проектах" (рег. МЮ N 3470 от 31.10.2023 г.).


Методика представлена в виде таблицы, содержащей:

q коррупциогенные факторы;

q определения коррупциогенных факторов;

q конкретные примеры случаев и предложения по их устранению.

Так, в качестве одного из примеров приведена следующая норма:

"Уполномоченный орган вправе инициировать проверку на предмет контроля за исправлением допущенных ошибок и недочетов. Проверка осуществляется на основании распоряжения уполномоченного органа".

В данном случае отсутствует порядок проведения проверки, сроки и формы.

Всего описаны примеры по 29 коррупциогенным факторам, в том числе по таким новым, как:

q отсутствие прозрачных процедур расходования госорганами бюджетных и внебюджетных средств;

q сложность и неточность процедур расчета и взыскания налогов и сборов;

q наличие норм, позволяющих уклоняться от установленных процедур по отбору (аукциону);

q отсутствие прозрачных механизмов процессов госзакупок в госорганах и предприятиях с госдолей;

q отсутствие порядка проведения проверок и ревизий;

q отсутствие прозрачного порядка применения финсанкций.


* * *



Приказом министра занятости и сокращения бедности РУз утвержден Регламент об оказании электронной государственной услуги по признанию лиц безработными и назначению им пособий по безработице (рег. МЮ N 3472 от 31.10.2023 г.).


Государственная услуга оказывается районными и городскими подразделениями Министерства занятости и сокращения бедности через ЕПИГУ.

Заполненная соискателем анкета автоматически направляется в местный орган по труду по месту постоянного или временного проживания через ЕПИГУ. Заявка рассматривается в течение одного дня с момента поступления, о регистрации направляется сообщение.

Затем безработный должен в течение трех дней подойти в местный орган по труду или к работнику местного органа по труду для получения предложения подходящей работы.

Местный орган по труду отправляет заявителю уведомление с QR-кодом о том, что принято решение о признании заявителя безработным и назначении ему пособия по безработице или об отказе в этом.

Согласно статье 45 Закона "О занятости населения" не могут быть признаны безработными:

q лица, дважды отказавшиеся без уважительной причины от предложенной подходящей работы в течение десяти дней со дня регистрации в качестве лица, ищущего работу;

q лица, не явившиеся в течение десяти дней со дня регистрации в качестве лица, ищущего работу, без уважительной причины в местный орган по труду;

q лица, обучающиеся с отрывом от производства в образовательных учреждениях и организациях, за исключением обучающихся по заочной форме обучения;

q лица, которые приобрели право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством (независимо от вида пенсии);

q неработающие женщины, осуществляющие уход за ребенком до достижения им возраста двух лет;

q лица, желающие поменять работу, но на момент регистрации в местных органах по труду работающие либо состоящие в штате организаций, независимо от их организационно-правовой формы;

q осужденные по приговору суда к наказанию в виде лишения свободы или исправительных работ;

q главы и работники фермерских хозяйств, участники семейных предприятий, главы и члены дехканских хозяйств, а также индивидуальные предприниматели;

q самозанятые лица.


* * *



Принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 24.10.2023 г. N ПП-343 "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы питьевого водоснабжения и канализации".


Определены приоритетные задачи поэтапного реформирования сферы питьевого водоснабжения и отведения сточных вод, в частности:

q внедрение эффективной системы учета питьевой воды, полная установка приборов учета воды и уменьшение потерь, цифровизация сферы, обеспечение оказания бесперебойных, качественных и безопасных услуг;

q коренное улучшение системы корпоративного управления, самостоятельное выполнение финансовых и экономических функций организациями системы;

q широкое внедрение принципов государственно-частного партнерства в процессы распределения питьевой воды и привлечение в сферу частных инвестиций и др.

На базе АО "Ўзсувтаъминот" и предприятий, входящих в его состав, до 1 апреля 2024 года будут созданы следующие акционерные общества по отдельным направлениям:

q региональные организации магистрального водоснабжения в форме акционерного общества - по производству питьевой воды, ее поставкам по магистральным сетям, развитию и обеспечению эксплуатации водных объектов, связанных с производством воды и магистральными сетями;

q региональные организации питьевого водоснабжения в Каракалпакстане, областях и г. Ташкенте в форме акционерного общества - по оказанию услуг поставки воды потребителям по сетям питьевого водоснабжения и (или) транспортом, отведению сточных вод, а также развитию и эксплуатации соответствующих сетей и систем канализации.

С 1 января 2024 года:

q тарифы на услуги питьевого водоснабжения и отведение сточных вод формируются исходя из суммы затрат, включенных в себестоимость продукции, текущих расходов, затрат на развитие и модернизацию объектов системы, финансовых затрат, налогов (за исключением налогов за сверхнормативные технологические расходы и потери воды) и других обязательных платежей, а также расходов на содержание АО "Узсувтаъминот";

q при проектировании строящихся новых объектов и систем питьевого водоснабжения и канализации устанавливается требование учета степени полного охвата соответствующей территории.

С 1 июля 2024 года в качестве эксперимента питьевое и сточное водоснабжение в городах Каган, Ширин, Янгиер, Бекобод и Янгиюль будет передано частному сектору на основе государственно-частного партнерства.

Документом утверждены:

q "Дорожная карта" по совершенствованию системы питьевого водоснабжения и канализации;

q Механизмы реорганизации отдельных хозяйственных обществ и предприятий, входящих в состав АО "Узсувтаъминот";

q Программа улучшения питьевого водоснабжения махаллей республики с труднодоступным питьевым водоснабжением в 2024-2026 годах;

q Программа мер по прокладке сетей питьевого водоснабжения до домохозяйств в регионах республики в 2024-2026 годах;

q Перечень населенных пунктов, в которых налаживается питьевое водоснабжение путем предоставления государственных социальных заказов в 2024-2026 годах;

q План-график установки приборов учета питьевой воды потребителям в 2024-2026 годах;

q План-график установки солнечных панелей на объектах предприятий системы АО "Узсувтаъминот" в 2024 году и др.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 28.10.2023 г. N 570 "Об утверждении Положения о порядке расчета и выплаты средств, подлежащих оплате потерпевшим, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым".


Положение определяет порядок осуществления выплат потерпевшим, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым по:

q гражданским;

q экономическим;

q уголовным;

q административным делам и делам об административных правонарушениях.

Положение не распространяется на случаи привлечения экспертов, специалистов и переводчиков по служебному заданию в рамках осуществления ими процессуальных обязанностей.

Органом (должностным лицом), ведущим дело об административном правонарушении, органом доследственной проверки, следователем, прокурором или судом (далее - уполномоченными органами (должностными лицами) осуществляется выплата следующим категориям лиц:

q потерпевшим или лицам, содействующим в деле:

q транспортные расходы (при участии в процессуальных действиях вне территории места жительства);

q расходы на проживание в гостинице или за аренду;

q суточные расходы (на питание и др.);

q экспертам, переводчикам, специалистам;

q потерпевшим и их законным представителям, свидетелям и понятым, не имеющим постоянного заработка - за отвлечение их от повседневных занятий.

Размеры компенсаций:

q транспортных расходов:

q за передвижение на общественном транспорте (кроме такси) - в полном объеме;

q на приобретение авиабилетов тарифа "бизнес" и выше, ж/д билетов тарифа "VIP" и выше - в размере 70% от стоимости билетов, остальные - в полном объеме;

q расходы на страхование пассажиров на транспорте;

q расходы на бронирование билетов;

q при отсутствии проездных документов - в размере 0,1% БРВ за каждый километр пути;

q на проживание - до 1,5 БРВ за каждый день проживания. При отсутствии подтверждающих документов - 20% от БРВ в сутки;

q суточных расходов - до 0,35 БРВ с учетом следующих коэффициентов:

q на питание (кроме расходов на алкогольную и табачную продукцию) при предъявлении чеков - до 0,25 БРВ;

q на другие расходы - 0,1 БРВ.

Экспертам и специалистам выплачивается плата в размере 0,1 БРВ в час.

Переводчикам, в зависимости от языка и формы перевода, выплачивается от 0,025 до 0,25 БРВ (в час или за определенное количество знаков при письменном переводе).


* * *



Утверждено Постановление Президента РУз от 31.10.2023 г. N ПП-353 "О дополнительных мерах, направленных на дальнейшее повышение качества предоставляемых государственных услуг по назначению пенсии населению".


Согласно документу с 1 января 2024 года планируется изменить порядок назначения государственных пенсий гражданам. В частности:

q гражданам для назначения государственных пенсий дополнительно к действующему порядку предоставляется право также обращаться по их желанию через Центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ);

q после назначения государственных пенсий граждане могут получить средства с индивидуальных накопительных пенсионных счетов через ЕПИГУ или мобильное приложение АК "Халк банки".

При этом отменяется порядок выдачи районными (городскими) отделами внебюджетного Пенсионного фонда сертификата на право получения средств с индивидуального накопительного пенсионного счета (ИНПС).

С 1 марта 2025 года пенсии по возрасту назначаются в проактивной форме без требования отдельного обращения в связи с достижением возраста. При этом пенсии по возрасту исчисляются и назначаются на основе данных о стаже работы, заработной плате посредством информационного обмена между соответствующими министерствами и ведомствами.

До 1 марта 2025 года будет внедрен порядок отправки СМС-сообщения о назначении пенсии или возможности представления дополнительных документов, влияющих на размер пенсии.

Постановлением утверждены:

q Схема назначения пенсии по возрасту гражданам в проактивной форме;

q "Дорожная карта" по внедрению в практику порядка назначения пенсии по возрасту гражданам в проактивной форме.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Закон от 31.10.2023 г. N ЗРУ-874 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности".


В соответствии с вносимыми изменениями в Уголовный кодекс отправление религиозного обряда по заключению брака между лицами, брак которых не зарегистрирован в установленном законом порядке, в том числе с лицом, не достигшим брачного возраста, совершенное после применения административного взыскания за такое деяние наказывается штрафом от 75 до 150 БРВ или обязательными общественными работами от 360 до 400 часов либо исправительными работами от 2 до 3 лет.

В соответствии с вносимыми изменениями и дополнениями в Кодекс об административной ответственности:

q отправление религиозного обряда по заключению брака между лицами, брак которых не зарегистрирован в установленном законом порядке, в том числе с лицом, не достигшим брачного возраста, влечет наложение штрафа от 15 до 30 БРВ;

q исключается ответственность за появление граждан в общественных местах в культовых одеяниях.

Также устанавливается ответственность за:

q пропаганду сожительства с двумя или более женами, распространение взглядов, идей или призывов такого содержания, а также поощрение таких действий (штраф от 15 до 30 БРВ или арест до 15 суток);

q нахождение в общественных местах с закрытым лицом, что не позволяет идентифицировать личность (штраф от 10 до 15 БРВ). Исключение составляют:

q нахождение с закрытым лицом на основании медицинского показания;

q шлемы для обеспечения безопасности в дорожно-транспортном движении;

q случаи, связанные с трудовой и служебной деятельностью;

q участники спортивных и культурных мероприятий во время их проведения;

q иные случаи нахождения с закрытым лицом, прямо разрешенные законодательством;

q пропаганду дискриминации по признаку пола, в том числе публичное отрицание равноправия женщин и мужчин, распространение взглядов, идей или призывов такого содержания, а также публичное оправдание и (или) поощрение таких действий (штраф от 10 до 20 БРВ);

q занятие религиозной организацией иным видом деятельности или проведение мероприятия, не предусмотренного ее уставом (штраф от 50 до 100 БРВ или арест на 15 суток).


* * *



Постановлением Кабинета Министров РУз от 30.10.2023 г. N 578 утверждено Положение о ведении национального отчета о состоянии земельных ресурсов.


Положение принято в соответствии с Постановлением Президента РУз от 20.10.2022 г. N ПП-405 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан". Оно предусматривает:

q порядок ведения земельного учета;

q утверждение форм земельных отчетов;

q порядок формирования и представления национального доклада о состоянии земельных ресурсов;

q порядок учета изменений категорий земельного фонда.

Агентству по кадастру поручено до 1 января 2024 года обеспечить запуск автоматизированной информационной системы (АИС) "Yer hisobot", а также интегрировать ее с ИС "E-qaror".

Оператор АИС "Yer hisobot" - Государственная кадастровая палата Агентства по кадастру. Сведения о внесении изменений в земельный отчет, разделении земель на категории и перевода их из одной категории в другую передаются в АИС "Yer hisobot" на основании решений компетентных государственных органов.

Решения местных исполнительных органов о передаче земельных ресурсов вносятся в режиме реального времени в (АИС) "Yer hisobot" через ИС "E-qaror".

Земельный отчет ведется по всем землевладельцам, землепользователям, арендаторам и собственникам, находящимся в административно-территориальных границах Узбекистана, Каракалпакстана, областей, г. Ташкента, районов и городов.


* * *



Президент Республики Узбекистан подписал Указ от 31.10.2023 г. N УП-185 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан".


В соответствии с изменениями:

q физлицам разрешается вывозить за пределы таможенной территории республики готовые ювелирные изделия стоимостью до 100 млн сумов - без заполнения пассажирской таможенной декларации, стоимостью 100 млн сумов и более - на основе пассажирской таможенной декларации (раньше нужно было декларировать изделия свыше $5 тыс.);

q аффинажные предприятия и производители ювелирных изделий освобождаются от обязательства получения лицензии при помещении драгметаллов и сырья, содержащего драгоценные металлы, под таможенный режим переработки на таможенной территории;

q индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по изготовлению ювелирных изделий, разрешается вывозить ювелирные изделия за пределы таможенной территории республики в коммерческих целях без внесения информации в ЕЭИСВО с заполнением пассажирской таможенной декларации.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 28.10.2023 г. N 572 "О мерах по организации портала размещения сведений о проведении торгов объектами государственной собственности".


В соответствии с Постановлением Президента РУз от 24.03.2023 г. N ПП-101 создается Портал размещения сведений о проведении торгов объектами государственной собственности, на котором размещается информация о выставлении на торги всех объектов государственной собственности и об их результатах. Эта система интегрируется в информационную систему налоговых органов.

Работу портала координирует Агентство по управлению государственными активами, оператор по его организации и эксплуатации - АО "Электрон онлайн-аукционларни ташкил этиш".

Пользование порталом будет бесплатным. При этом не допускается продажа объектов государственной собственности без размещения информации о ней на портале.

Государственные органы и организации предоставляют порталу информацию об объектах государственной собственности (общее описание объекта, цена, механизм торгов, условия и т.п.) не позднее, чем за десять дней до проведения аукциона. Также информацию по результатам торгов (информацию о победителе, стоимость реализации объекта и т.п.) нужно публиковать в течение пяти дней со дня объявления.

Документом утверждены:

q Перечень информации, подлежащей публикации на портале для размещения сведений о проведении торгов объектами государственной собственности;

q Перечень государственных органов и организаций, информационные системы которых будут интегрированы в портал сведений о проведении торгов объектами государственной собственности.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров РУз от 30.10.2023 г. N 577 "О мерах по созданию эффективной системы оценки развития конкурентной среды".


C 1 января 2023 года внедрен Индекс развития конкуренции, отчет по которому ежегодно представляется Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей в Сенат Олий Мажлиса (Указ Президента РУз от 08.04.2022 г. N УП-101).

В соответствии с документом следующие министерства и ведомства ежегодно до 1 апреля должны представить в Комитет по конкуренции необходимые сведения для формирования индекса:

q АУГА;

q Агентство статистики;

q Минэкономики и финансов;

q Минюст;

q Минэнерго;

q Министерство транспорта.

Вот некоторые категории сведений:

q информация о необходимости принятия нормативного документа для частичной или полной продажи госдоли  на соответствующих рынках;

q сведения о механизмах управления госпредприятиями;

q требования по участию в госзакупках и публичных тендерах;

q предоставленные льготы по госзакупкам (при наличии);

q общие сведения и подтверждающие документы об участии заинтересованных лиц при разработке законодательных документов и др.

На основе представленной информации формируется индекс, который публикуется в СМИ. Комитет конкуренции ежегодно до 1 июня представляет в Сенат Олий Мажлиса отчет по индексу за предыдущий год.


* * *



На обсуждение выставлен проект закона "О правовом эксперименте".


Правовые эксперименты проводятся на основании:

q законов;

q постановлений палат Олий Мажлиса;

q указов и постановлений Президента;

q постановлений Кабинета Министров.


Справочно. Правовой эксперимент представляет собой изучение органом, обладающим правом принятия нормативно-правовых актов, эффективности нормативно-правового акта путем временного введения его действия на определенной территории и (или) по кругу лиц.


Этапы проведения правового эксперимента:

q проектирование и подготовка;

q проведение правового эксперимента;

q мониторинг правового эксперимента и оценка его результатов;

q внедрение результатов правового эксперимента.

Срок правового эксперимента - от 6 месяцев до 3 лет.

В течение 30 рабочих дней после окончания правового эксперимента ответственный орган готовит отчет о целесообразности или нецелесообразности экспериментально-правовых норм в общеобязательные. Отчет должен быть опубликован в СМИ и доведен до общественности.

Уполномоченный орган, Президент, Кабинет Министров, Законодательная палата Олий Мажлиса на основании представленного отчета принимают одно из следующих решений о:

q внедрении принятой в качестве экспериментальной нормы в качестве общеобязательной;

q нецелесообразности внедрения нормы в качестве общеобязательной;

q продлении срока проведения правового эксперимента;

q совершенствовании законодательства с учетом результатов правового эксперимента;

q признании НПА утратившим силу с учетом результатов правового эксперимента.


* * *



Принят Приказ министра юстиции РУз "Об утверждении Единого реестра государственных услуг" (рег. МЮ N 3467 от 27.10.2023 г.).


Согласно Единому реестру общее количество государственных услуг составляет 886, они оказываются 96 субъектами. Из них около 400 являются бесплатными.

По форме оказания услуг:

q свыше 300 - исключительно в электронной форме;

q 278 - в традиционной форме;

q остальные - в обоих формах.


* * *



Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26.10.2023 г. N 563 внесены изменения и дополнения в некоторые решения Правительства в связи с дальнейшим совершенствованием процедуры регистрации мобильных устройств, ввозимых для личного пользования. Поправки вступят в силу с 28.01.2024 г.


В частности, изменения и дополнения предусматривают:

q определение действующих норм перевозки отдельных товаров через авиационные пункты Государственной границы Узбекистана, за которые таможенные сборы не взимаются с физических лиц;

q продление серого списка IМЕI-кодов мобильных устройств, принадлежащих нерезидентам, с 30 до 60 календарных дней;

q внедрение процедуры регистрации IМЕI-кодов через сайты и мобильные приложения;

q совершенствование системы таможенного оформления мобильных устройств, ввозимых импортерами.

В соответствии с действующим порядком для бытовой техники, телефонов и других товаров установлены нормы беспошлинного ввоза в зависимости от их общей стоимости (Постановление Кабинета Министров РУз от 22.06.2018 г. N 463). При этом физические лица могут завозить без пошлины каждые шесть месяцев только один телефонный аппарат. Начиная с 28.01.2024 г. разрешается беспошлинно завозить по два телефонных аппарата при каждом пересечении границы, включая мобильные телефоны и другие устройства с модулем связи.


* * *



Принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27.10.2023 г. N 566 "О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию процедур по возмещению расходов на приобретение земельного участка лицами, имеющими инвалидность".


Справочно. Семьям, имеющим инвалидов и приобретшим земельный участок на аукционе, выплачивается единовременная компенсация  в размере до 100 БРВ (Постановление Кабинета Министров РУз от 23.03.2023 г. N 122).


Обращения лиц с инвалидностью и семей, имеющих в своем составе лиц с инвалидностью, о возмещении расходов на приобретение земельных участков через электронный онлайн-аукцион:

q с 1 января 2024 года будут приниматься через группы социальных работников центров социальных услуг "Инсон" Национального агентства социальной защиты при Президенте (Постановление Президента РУз от 28.09.2023 г. N ПП-319);

q с 1 июля 2024 года - также и через ЕПИГУ.

Принятые по обращениям решения будут формироваться в электронном виде с проставлением QR-кодов.


* * *



Утверждено Постановление Кабинета Министров РУз от 27.10.2023 г. N 567 "О дополнительных мерах по поддержке деятельности тепличных хозяйств и предприятий, экспортирующих плодоовощную продукцию".


В соответствии с Постановлением Президента РУз от 16.02.2023 г. N ПП-57 "О мерах по ускорению внедрения возобновляемых источников энергии и энергосберегающих технологий в 2023 году" в осенне-зимнем сезоне 2023/2024 года природный газ будет поставляться в тепличные хозяйства, которые планируется перевести на уголь, при условии соблюдения следующих требований:

q счетчики природного газа теплицы подключены к автоматизированной системе контроля и учета природного газа, а данные о потреблении природного газа передаются в режиме онлайн;

q погашение дебиторской задолженности тепличного хозяйства, возникающей за природный газ, а также авансовой оплаты за газ;

q наличие достаточного количества альтернативных резервов в тепличном хозяйстве на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в системе газоснабжения.

Будут заключаться трехсторонние соглашения между АО "Худудгазтаъминот", Советом Министров Каракалпакстана, областными и Ташкентским городским хокимиятами, тепличными хозяйствами. В соглашениях должны быть указаны объемы природного газа, поставляемого в каждую теплицу, исходя из ее потребностей.

В целях стимулирования тепличных хозяйств, переходящих с природного газа на угольное топливо, с 1 ноября 2023 года 20% затрат на приобретение угольного котла для тепличных хозяйств будут покрываться за счет Госбюджета.

Коммерческие банки предоставляют кредиты тепличным хозяйствам на:

q строительство угольных хранилищ - сроком на 3 года с льготным периодом 1 год;

q оборотный капитал для приобретения топлива - сроком на 1 год с льготным периодом 6 месяцев.
































































Время: 0.0041
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск